Научная статья на тему 'К вопросу о методах оценивания личностных достижений во внеучебной деятельности студентов образовательных организаций'

К вопросу о методах оценивания личностных достижений во внеучебной деятельности студентов образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGHER SCHOOL / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ЛИЧНОСТНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / PERSONAL ACHIEVEMENTS / МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ / DIAGNOSTIC METHODS / ПОРТФОЛИО / PORTFOLIO / МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / MODULE-RATING SYSTEM / МЕТОД ПРОЕКТОВ / PROJECT METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметжанова Галина Васильевна, Писаренко Данила Андреевич

Одной из проблем современного высшего образования авторы статьи называют поиск методов оценивания личностных достижений во внеучебной деятельности студентов образовательных организаций. В связи с этим в процессе исследования делается акцент на анализ методов, которые уже используются в образовательных организациях. Оценить личностные достижения, по мнению авторов, можно, используя две группы критериев: внешние (количественные) и внутренние (личностные). Целью данной статьи стало изучение эффективности использования методов портфолио, модульно-рейтинговой системы, мини-проектов, деловых и организационно-деятельностных игр, педагогического наблюдения, метода независимых характеристик и др. при оценке личностных достижений студентов. Авторами характеризуются виды портфолио, применяемые в образовательных организациях. На примере Первого московского образовательного комплекса раскрывается методика использования портфолио. Авторы считают, что при оцениваниии достижений внеучебной деятельности может применяться рейтинговая система. В связи с этим в статье анализируется деятельность Костромской государственной сельскохозяйственной академии, Самарского государственного технического университета, Тольяттинского государственного университета. Использование данных методик оценки внеучебной деятельности в образовательных организациях показывает, что они имеют различные показатели и критерии, методики и алгоритмы оценивания, «весовые» коэффициенты. В заключении статьи формулируются выводы о том, что важнейшим условием успешной реализации перечисленных методов оценивания является их комплексность, функциональность и ориентация на компетентностный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметжанова Галина Васильевна, Писаренко Данила Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF ASSESSING THE PERSONAL ACHIEVEMENTS OF STUDENTS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

According to the authors, one of the problems of higher education is the search for methods for evaluating personal achievements in extracurricular activities. The article focuses on the methods used in educational organizations. The authors use two groups of criteria: external (quantitative) and internal (personal) criteria for evaluating personal achievements. The purpose of this article was to study the effectiveness of the use of portfolio methods, a modular-rating system, mini-projects, business and organizational-activity games, pedagogical observation, the method of independent characteristics, etc. The authors characterize the types of portfolio that are used in educational organizations. The authors show the methodology of the portfolio using the example of the First Moscow Educational Complex. The authors argue that a rating system can be applied when evaluating and accomplishing extracurricular activities. The article analyzes the activities of the Kostroma State Agricultural Academy, Samara State Technical University, Togliatti State University. The use of these methods of evaluation of extracurricular activities proves that they have different indicators and criteria, methods and algorithms for estimating, "weight" coefficients. The authors believe that the most important condition for the successful implementation of these methods of assessment is their complexity, functionality and focus on the competence approach.

Текст научной работы на тему «К вопросу о методах оценивания личностных достижений во внеучебной деятельности студентов образовательных организаций»

Ахметжанова Галина Васильевна, Писаренко Данила Андреевич К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ОЦЕНИВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ..

pedagogical sciences

УДК 378.18

К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ОЦЕНИВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

© 2017

Ахметжанова Галина Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, завкафедрой педагогики и методик преподавания Писаренко Данила Андреевич, студент магистратуры Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: dpisaren@cmail.com)

Аннотация. Одной из проблем современного высшего образования авторы статьи называют поиск методов оценивания личностных достижений во внеучебной деятельности студентов образовательных организаций. В связи с этим в процессе исследования делается акцент на анализ методов, которые уже используются в образовательных организациях. Оценить личностные достижения, по мнению авторов, можно, используя две группы критериев: внешние (количественные) и внутренние (личностные). Целью данной статьи стало изучение эффективности использования методов портфолио, модульно-рейтинговой системы, мини-проектов, деловых и организационно-де-ятельностных игр, педагогического наблюдения, метода независимых характеристик и др. при оценке личностных достижений студентов. Авторами характеризуются виды портфолио, применяемые в образовательных организациях. На примере Первого московского образовательного комплекса раскрывается методика использования портфолио. Авторы считают, что при оцениваниии достижений внеучебной деятельности может применяться рейтинговая система. В связи с этим в статье анализируется деятельность Костромской государственной сельскохозяйственной академии, Самарского государственного технического университета, Тольяттинского государственного университета. Использование данных методик оценки внеучебной деятельности в образовательных организациях показывает, что они имеют различные показатели и критерии, методики и алгоритмы оценивания, «весовые» коэффициенты. В заключении статьи формулируются выводы о том, что важнейшим условием успешной реализации перечисленных методов оценивания является их комплексность, функциональность и ориентация на компетентностный подход.

Ключевые слова: образовательный процесс, высшая школа, внеучебная деятельность, компетентностный подход, личностные достижения, методы диагностики, портфолио, модульно-рейтинговая система, метод проектов.

METHODS OF ASSESSING THE PERSONAL ACHIEVEMENTS OF STUDENTS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

© 2017

Ahmetzhanova Galina Vasilievna, doctor of pedagogical sciences, professor, Pisarenko Danila Andreevich, master

Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya st., 14, dpisaren@cmail.com)

Abstract. According to the authors, one of the problems of higher education is the search for methods for evaluating personal achievements in extracurricular activities. The article focuses on the methods used in educational organizations. The authors use two groups of criteria: external (quantitative) and internal (personal) criteria for evaluating personal achievements. The purpose of this article was to study the effectiveness of the use of portfolio methods, a modular-rating system, mini-projects, business and organizational-activity games, pedagogical observation, the method of independent characteristics, etc. The authors characterize the types of portfolio that are used in educational organizations. The authors show the methodology of the portfolio using the example of the First Moscow Educational Complex. The authors argue that a rating system can be applied when evaluating and accomplishing extracurricular activities. The article analyzes the activities of the Kostroma State Agricultural Academy, Samara State Technical University, Togliatti State University. The use of these methods of evaluation of extracurricular activities proves that they have different indicators and criteria, methods and algorithms for estimating, "weight" coefficients. The authors believe that the most important condition for the successful implementation of these methods of assessment is their complexity, functionality and focus on the competence approach.

Keywords: educational process, higher school, extracurricular activities, competence approach, personal achievements, diagnostic methods, portfolio, module-rating system, project method.

Модернизация системы образования требует осмысления и анализа существующих направлений оценочной деятельности - оценку личностных достижений студентов образовательных организаций. В связи с принятием ФГОС ВО и ФГОС СПО в педагогических исследованиях (Е.В. Бондаревской, Л.С. Илюшина, Л.П. Жуйковой, Е.И. Казаковой, А.П.Тряпицыной и др.) актуализировалась проблема изучения различных подходов к определению образовательно-профессиональных достижений студентов. В их трудах изучены возможности учебных дисциплин в достижении личностных результатов обучения. Однако на профессиональное становление будущего выпускника оказывает влияние и внеучебная деятельность, в процессе которой студент получает дополнительное образование, реализует творческую активность, личные интересы, что соответствует ценностям современного образования. Наличие достижений во внеучебной деятельности раскрывает возможности использования их для дальнейшего профессионального совершенствования и продвижения студентов в образовательном процессе. Заинтересованное отношение преподавателей к результатам внеучебных достижений сту-

дентов создаёт предпосылки профессионального роста и успешного формирования личностных компетенций.

По мнению исследователя Л.П. Жуйковой, личностные достижения - это движение личности к цели деятельности и прирост, прибавка в полученных результатах по сравнению с предыдущими шагами. Не всякий результат деятельности личности есть ее достижение в ней, а только положительный результат, характеризующий определенные преобразования [1]. В связи с реализацией компетентностного подхода в высшем и среднем профессиональном образовании личностные достижения могут быть связаны со сформированностью компетенций. На роль внеучебной деятельности в формировании общекультурных компетенций студентов как личностных достижений указывает «Стандарт организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования» [2]. Новые аспекты Стандарта ориентируют организаторов внеучебной воспитательной деятельности на необходимость мотивации саморазвития, самоорганизации, самообразования, развитие самооценки и рефлексии. Именно поэтому к оценочной деятельности необходимо подключать не только

244

Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)

педагогические науки

Ахметжанова Галина Васильевна, Писаренко Данила Андреевич К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ОЦЕНИВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ...

внешних экспертов - преподавателей, но и самих студентов.

Оценить личностные достижения - результаты внеу-чебной деятельности, на наш взгляд, можно, используя две группы критериев: внешние (количественные) - победы в конкурсах, соревнованиях, рост количества студенческих объединений, увеличение количества участников проектов; внутренние (личностные) - сформиро-ванность общекультурных компетенций. Личностные достижения во внеучебной деятельности необходимо фиксировать и учитывать при проведении мониторинга сформированности компетенций на всех этапах обучения студентов [3]. Оптимальное сочетание количественных и качественных методов в диагностике внеучебной деятельности позволяет получить максимально объективный результат. Педагогическая наука располагает определёнными подходами к решению проблемы оценивания результатов внеучебной деятельности студентов.

Одним из методов оценивания личностных достижений, который является достаточно распространённым в практике образовательных организаций, является пор-фолио [4-7]. Он дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в различных видах деятельности - учебной, научно-исследовательской, общественной, спортивной, профессиональной и т.д.

Портфолио - совокупность работ студентов, обычно составляемая с течением времени и сгруппированная с использованием рубрик, раскрывающая успехи и достижения обучаемого на основе определенного критерия. Портфолио содержит лучшие работы или начинания студента, выбранные им примеры опыта практической работы, связанные с оцениваемой областью знаний, а также сопроводительные документы, свидетельствующие о росте или развитии и подтверждающие его достижения в овладении предметом. Цель портфолио: создание условий для самостоятельной работы студента над своим профессиональным статусом, отслеживание результатов обучение в вузе, стимулирование дальнейшей научно-исследовательской, творческой или спортивной деятельности, рефлексия собственной деятельности студента.

В педагогической литературе существуют и другие определения данного термина. Так, А.А. Шехонин определяет портфолио, как коллекцию работ студента, всесторонне демонстрирующих не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях студента по сравнению с его предыдущими результатами [8]. В свою очередь, Т.Б. Исакова рассматривает порт-фолио как форму целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов студента[9]. Приведенные дефиниции не противоречат, а лишь дополняют друг друга. Метод портфолио позволяет отслеживать цели, достижение которых поставлено перед студентом. Портфолио - инструмент оценки и самооценки познавательного, творческого и научного труда студента. Принципами составления порфолио являются: системность, полнота, конкретность и достоверность предоставляемой информации, презентабельность.

Структура и содержание портфолио состоит из разделов, которые направлены на достижение цели. В литературе существуют различные классификации порфо-лио.

Например:

- Тематический портфолио: цель - анализ и разработка отдельных аспектов темы, включает в себя результаты работы студента по конкретному блоку учебного материала.

- Практико-ориентированный портфолио: цель - разносторонний анализ самостоятельной деятельности, включает в себя результаты работы студента по конкретному блоку самостоятельной практической деятель-

ности.

- Рефлексивный портфолио: основан на анализе и оценке студентом целей, хода и результатов своей деятельности.

В деятельности образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования различные портфолио могут дополнять контрольно-оценочные средства сформированное™ компетенций студентов, т.е. фонд оценочных средств. Так, в практике работы Первого Московского образовательного комплекса портфолио используется с целью отслеживания результатов формирования общих и профессиональных компетенций, динамики индивидуального развития мотивации и личностного роста, поддержки образовательной активности обучающихя, о чём сказано в специально разработанном «Положении о портфолио обучающегося структурного подразделения «Колледж» [10].

Для обеспечения индивидуализации в колледже используется портфолио смешанного типа, которое содержит порфолио документов, порфолио работ, пор-фолио отзывов. «Порфолио документов» подтверждает участие в предметных олимпиадах, конкурсах, проектах мастер-классах, дополнительном образовании, спортивных и досуговых мероприятиях. «Портфолио отзывов» содержит отзывы и рецензии на разного рода учебные достижения, благодарственные письма, отражающие высокую активность студентов. «Порфолио работ» представляет продукты учебной творческой деятельности: презентации, тезисы выступлений, видеоматериалы, фото и т.д. Порфолио могут рассматриваться и учитываться при проведении аттестации, при проведении мониторинга сформированности общих компетенций при освоении ОПОП. Следует отметить, что самостоятельное ведение портфолио, с одной стороны, совершенствует навыки планирования и организации собственной деятельности, формирует личную ответственность за результаты деятельности; с другой - служит оценке достижений в формировании личностных и метапредметных результатов освоения образовательной программы.

Оценивание личностных достижений во внеучебной деятельности студентов во многих вузах происходит с помощью модульно-рейтинговой системы. Рейтинг - это система оценки накопительного типа. Рейтинговая система способствует организации внеучебной деятельности студентов, формированию дополнительной мотивации к обучению, навыков рационального планирования и организации самостоятельной работы. В результате ее применения растет уровень объективности в оценке деятельности студентов, активизируется работа профессорско-преподавательского состава по совершенствованию содержания и методов обучения, происходит оптимизация управления образовательным процессом.

Для примера рассмотрим рейтинговую оценку, используемую в отечественных вузах. С февраля 2012 года в Костромской государственной сельскохозяйственной академии для оценки деятельности студентов очной формы обучения внедряется модульно-рейтинговая система (МРС). Идея заключается в соединении двух подходов в процедуре рейтинговой оценки учебной и внеучебной деятельности студентов. В систему оценки модульно-рейтинговой системы входит: посещаемость занятий, успешность прохождения контрольных испытаний, самостоятельная работа, творческая и «ситуативная» активность. Для оценки внеучебной деятельности используются обобщенные показатели: конкурсная и неконкурсная деятельность, продукты проектной и социально значимой деятельности студента. Это позволяет реализовывать МРС в условиях большого разнообразия научной, общественной, творческой, спортивной работы, анализировать, развивать и стимулировать ее. Стобалльная шкала делает наглядным и понятнымдля студентов процессоценивания и повышает объективность оценок, аееприменение обеспечивает более высо-

Ахметжанова Галина Васильевна, Писаренко Данила Андреевич pedagogical

К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ОЦЕНИВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ... sciences

кую степень дифференциации оценки личностных достижений студентов [11].

В Самарском государственном техническом университете (СамГТУ) существует рейтинговый конкурс «Золотой фонд СамГТУ», задачами которого являются: формирование мировоззренческих, нравственных ориентиров, активной жизненной позиции, реализуемой как в самом учебном процессе, так и во внеучебное время, содействие интеллектуальному и физическому развитию студентов СамГТУ, формирование целостной системы поддержки инициативных и талантливых студентов. Существует ряд номинаций (научно-исследовательская деятельность, общественная деятельность, культура и творчество, спортивная жизнь), в которых учитывается отсутствие академических задолжностей, показатели в учебе и участие в вузовских, областных, российских и международных проектах и мероприятиях; наличие дипломов за призовые места в научной и внеучебной деятельности; грантов, благодарственных писем [12].

В Тольяттинском государственном университете личностные достижения во внеучебной деятельности являются составляющей общего рейтинга при подаче заявления претендентов на повышенную государственную академическую стипендию. Причем, на основании общего балла, студенты могут претендовать на участие в конкурсе достижений по различным направлениям внеучебной деятельности: общественной и культурно-творческой, спортивной. Методом фиксации достижений служит электронное портфолио, которое заполняется студентами и предоставляется в конкурсную комиссию. Такая же методика используется при награждении выпускников вуза корпоративным знаком отличия ТГУ «Зелёное яблоко». Интегральный рейтинг студента - инструмент управления образовательно-воспитательным процессом, предполагающий ранжирование студентов по результатам их личностных достижений в учебной и внеучебной деятельности [13].

В некоторых вузах разрабатывается программное обеспечение для оценки внеучебной деятельности студентов. Так, рейтинг личностных достижений студентов в Московском техническом университете связи и информатики, Сургутском государственном педагогическом университете интегрирован в единое информационное пространство вуза. В Кузбасском государственном техническом университете им.Т.Ф.Горбачёва на базе методики оценки внеучебной деятельности студентов была разработана информационная система и необходимые для ее работы структуры хранения данных.

Анализ обобщённых методик оценки внеучебной деятельности в разных образовательных организациях показывает, что они имеют различные показатели и критерии, методики и алгоритмы оценивания, «весовые» коэффициенты. Это связано с тем, какое внимание уделяется руководством вуза или учреждения СПО внеу-чебной деятельности. Одной из проблем современного мониторинга достижений внеучебной деятельности студентов является необходимость использования разнообразных методов диагностики и фиксации достижений. Инновации в этом направлении, на наш взгляд, должны харакетризоваться переходом от статических оценок, фиксирующих уровень подготовленности студентов в момент измерений, к динамическим оценкам качества подготовленности. При динамическом подходе оценка личных достижений строится на выявлении тех изменений в подготовке студентов, которые идентифицируются как повышение компетентности. Фонд оценочных средств образовательной организации высшего и среднего профессионального образования должен быть пополнен методами оценивания личностных достижений по внеучебной деятельности. К ним могут быть отнесены мини-проекты, деловые и организационно-деятель-ностные игры, педагогическое наблюдение, метод независимых характеристик, эссе и др.

В настоящее в образовательной деятельности вузов 246

большое распространение получает проектная деятельность [14-18]. Создание творческих проектных групп, объединенных общей идеей, для работы над реальными востребованными проектами по различным направлениям подготовки, служит важным этапом для формирования будущих креативных и всесторонне развитых кадров. Проект может быть не только средством обучения студентов, но и методом диагностики сформи-рованности компетенций. Так, например, в Томском государственном университете работа над проектами начинается с конкурсного отбора идей и предложений по тематике проектирования. Студенты, участники проектов, группируются в творческие коллективы по 3-5 человек. Каждому проекту назначается руководитель, который поможет сформулировать задание на проект, развить тематику проекта, спланировать сроки и наметить индивидуальные задачи для каждого участника. Выпускающими кафедрами и учебным управлением университета с момента формирования и до логического завершения проекта проводится курирование и мониторинг проектов, с целью повышения качества их выполнения. Выполнение проекта разбивается на семестровые этапы, по завершению которых участники проектов презентуют свои результаты перед специально созданной аттестационно-экспертной комиссией [19]. Этот этап работы и может быть диагностирующим. Экспертная комиссия может оценить не только качество проекта и сформированность коммуникативных и профессиональных компетенций.

Одним из методов оценивания результатов внеучеб-ной деятельности может быть деловая игра, которая разрабатывается специально под задачу оценивания необходимых компетенций. При организации и проведении игры преподаватель обращает внимание не на качество исполнения той или иной роли студентами, а на степень включенности их в игру, активность, проявляемую инициативу и способность к импровизации; на возможность проигрывания студентами различных ролей и разнообразных видов деятельности, что является свидетельством владения этими ролями и компетенциями в реальной жизни.

Педагогическое наблюдение также может выступать методом оценивания достижений студентов во внеучеб-ной деятельности. Наблюдение проводится с конкретной целью по определенной программе и критериям, которые предполагают выявление умений соответствующих определенным компетенциям. То же можно сказать и о методе независимых характеристик. Сопоставление полученных экспертом от разных преподавателей данных даёт возможность сделать выводы о личностном профессиональном развитии студента. Описанные методы, достаточно известные в педагогике, пока не в полной мере используются в процессе мониторинга внеучебной деятельности студента. Таким образом, перед образовательными организациями остается актуальной задача формирование фонда оценочных средств для диагностики достижений студентов во внеучебной деятельности. При этом необходимо помнить, что важнейшим условием успешной реализации перечисленных методов оценивания является их комплексность и функциональность, предполагающая связь приобретаемых компетенций с конкретными видами и задачами профессиональной деятельности и социальной активностью выпускника.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Жуйкова Л.П. Актуализация образовательно-профессиональных достижений студентов в процессе изучения педагогических дисциплин: автореф. дис ... к.п.н. Спб., 1998. 20 с.

2. Стандарт организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс]: http://www.gasu.ru/univer/ science/OBP/inf_material/standart

3. Руденко И.В., Алиева Л.В. Критерии и показатели эффективности внеучебной деятельности вуза //

Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)

педагогические науки

Ахметжанова Галина Васильевна, Писаренко Данила Андреевич К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ОЦЕНИВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ...

Карельский научный журнал. 2014. №4. С. 32-36

4. Аниськин В.Н., Кислова Н.Н., Королев А.И., Шалифова О.Н. Моделирование и конструировние комплексного портфолио педагогических работников вуза для оценки эффективности их работы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 11-14.

5. Дианова Ю.А., Назаренко А.В. Формирование имиджа будущего педагога профессионального обучения средствами портфолио-технологии // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 79-84.

6. Щетинина В.В. Технология «портфолио» подготовки студентов к преподавательской деятельности в педагогических колледжах // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 4 (11). С. 339-342.

7. Будник С.В. Портфолио как способ оценки исследовательской деятельности подростков в кружковой работе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 15-17.

8. Шехонин А.А. Оценка образовательных результатов в процессе формирования портфолио студента. Спб: НИУ ИТМО, 2014. 80 с.

9. Исакова Т.Б. Портфолио как средство оценивания уровня сформированности самостоятельности, способности к самоорганизации и самообразованию студентов // Общепрофессиональные компетенции студентов в условиях модернизации образования: опыт формирования и оценивания. Самара: Офорт, 2016. С. 157-166.

10. Положение о портфолио обучающегося структурного подразделения «Колледж» [Электронный ресурс]: http://1-mok.mskobr.ru/

11. Трофимов И.Е. Методы, алгоритмы и программное обеспечение для оценки внеучебной деятельности студентов вуза [Электронный ресурс]: http://vtit.kuzstu. ru/files/growns/95/trofimov

12. Положение «О Золотом фонде СамГТУ - 2017» [Электронный ресурс]: https://samgtu.ru/

13. Положение «О корпоративных отличительных знаках ТГУ» [Электронный ресурс]: https://www.tltsu.ru/

14. Ясаревская О.Н. Проектная деятельность - один из способов развития коммуникативной компетенции студентов (на примере иностранного языка) // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 170-173.

15. Сичко И.А. Использование проектной деятельности в процессе формирования экологической культуры младших школьников // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 39-42.

16. Гладких В.Г., Денисова О.В. Модель профессионального саморазвития будущего машиностроителя в проектном обучении // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 29-33.

17. Гузнова А.В., Павлова О.А., Шумилова О.Н. Проектная деятельность как средство реализации научно-исследовательской работы и способ гражданско-патриотического воспитания студентов-бакалавров в рамках дисциплин социально-гуманитарного цикла // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015.№ 4 (23). С. 61-65.

18. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Реализация проектной технологии в обучении студентов гуманитарных направлений подготовки с использованием современных технологий // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 34-36.

19. Боков Л.А. Проектно-ориентированные образовательные технологии по подготовке элитных специалистов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 1. С. 105-109 [Электронный ресурс]: https://applied-research.ru/ru/ article/view?id=4593

Исследование выполнено при поддержке РФФИ, проект «Теоретические основы формирования общепрофессиональных компетенций студентов в воспитательной деятельности образовательной организации» № 15-06-10308

Статья поступила в редакцию 14.07.2017.

Статья принята к публикации 23.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.