Научная статья на тему 'Условия внедрения технологии электронного портфолио в контексте требований ФГОС во'

Условия внедрения технологии электронного портфолио в контексте требований ФГОС во Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АУТЕНТИЧНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / ДОСТИЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ / ИНТЕГРАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / AUTHENTIC ASSESSMENT / STUDENT ACHIEVEMENTS / INTEGRATION / COMPETITIVENESS / ELECTRONIC INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY / EDUCATIONAL ACTIVITIES / ELECTRONIC PORTFOLIO / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панченко Т.В.

1 Сегодня педагогическим сообществом ведутся активные поиски наиболее эффективных технологий повышения качества высшего образования и тех компетенций, сформированность которых обусловит востребованность выпускников на рынке труда. Автором данной статьи обосновывается актуальность внедрения технологии электронного портфолио в контексте требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по педагогическим направлениям подготовки на уровнях бакалавриата и магистратуры. На основе ретроспективного анализа собственного опыта преподавания учебных дисциплин «Метод портфолио в образовании» и «Технология создания портфолио» автором описан ряд объективных и субъективных проблем реализации данной технологии. В качестве одного из путей решения обозначенных проблем предложен комплекс организационных и методических условий, способствующих повышению эффективности внедрения электронного портфолио в образовательный процесс вуза (условия регламентации, введения фильтров достоверности, интеграции, разработки единой индексно-рейтинговой системы оценивания, методического сопровождения, дидактического обеспечения, систематизации и др.). В статье раскрывается структура электронного портфолио студентов, обусловленная видами деятельности, указанными в образовательных стандартах по педагогическим направлениям подготовки, и один из вариантов систематизации дидактического обеспечения содержательного наполнения электронного портфолио с позиций компетентностного и деятельностного подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панченко Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Introduction conditions of electronic portfolio technology in the context of FSES

Today the pedagogical society is actively searching for the most efficient technologies of higher education ’s quality growth and the competences which will provide a demand of alumni on the labor market. The author substantiates the urgency of electronic portfolio technology’s introduction in the context of requirements of federal state educational standards for pedagogical training at the levels of bachelor and master degree programs. On the base of retrospective analysis of personal teaching experience of the subjects as “Portfolio method in education” and “Portfolio’s creation technology”, the author describes a set of objective and subjective problems of this technology ’s realization. One of the solution ways is a complex of organizational and methodological conditions promoting efficiency’s growth of electronic portfolio s introduction in educational process of a university (regulation conditions, introduction of reliability filters, integrations, development of a unified index-rating system of assessment, methodical maintainability, didactic supply, systematization, etc). The article exposes a structure of students ’ electronic portfolio, conditioned by activity types, defined in the educational standards of pedagogical training, and also one of systematization variants of didactic supply of electronic portfolio content, from the position of competence and activity approaches.

Текст научной работы на тему «Условия внедрения технологии электронного портфолио в контексте требований ФГОС во»

Т.В. Панченко, канд. пед. наук, доцент, кафедра педагогики, Мурманский арктический государственный университет, г. Мурманск, Россия, t.v.panchenko@mail.ru

УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ВО

Сегодня педагогическим сообществом ведутся активные поиски наиболее эффективных технологий повышения качества высшего образования и тех компетенций, сформирован-ность которых обусловит востребованность выпускников на рынке труда. Автором данной статьи обосновывается актуальность внедрения технологии электронного портфо-лио в контексте требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по педагогическим направлениям подготовки на уровнях бакалавриата и магистратуры. На основе ретроспективного анализа собственного опыта преподавания учебных дисциплин «Метод портфолио в образовании» и «Технология создания порт-фолио» автором описан ряд объективных и субъективных проблем реализации данной технологии. В качестве одного из путей решения обозначенных проблем предложен комплекс организационных и методических условий, способствующих повышению эффективности внедрения электронного портфолио в образовательный процесс вуза (условия регламентации, введения фильтров достоверности, интеграции, разработки единой индексно-рей-тинговой системы оценивания, методического сопровождения, дидактического обеспечения, систематизации и др.). В статье раскрывается структура электронного портфолио студентов, обусловленная видами деятельности, указанными в образовательных стандартах по педагогическим направлениям подготовки, и один из вариантов систематизации дидактического обеспечения содержательного наполнения электронного портфолио с позиций компетентностного и деятельностного подходов.

Ключевые слова: аутентичное оценивание, достижения студентов, интеграция, конкурентоспособность, электронная информационно-образовательная среда вуза, педагогическая деятельность, электронное портфолио, федеральный государственный образовательный стандарт.

Стратегические ориентиры развития образования (сближение и гармонизация образовательных пространств европейских стран, необходимость обеспечения качества высшего образования и подготовки конкурентоспособных выпускников - компетентных специалистов, востребованных на рынке труда, и др.) определены как основными положениями Болонской декларации, так и рядом нормативных документов, регламентирующих сферу образования в Россий-

ской Федерации. Несмотря на достигнутые успехи на пути вхождения России в мировое образовательное пространство, наблюдается ряд проблем, связанных с нормативной и содержательной противоречивостью российской системы оценивания качества образования, для которой характерны «недостаточная целостность и сбалансированность системы процедур и механизмов оценки качества образования и индивидуальных образовательных достижений»1. Поэтому

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

организационные (управленческие) и педагогические аспекты диагностики, контроля и оценивания качества образования, получаемого в стенах высшего учебного заведения, в условиях открытости _

и информатизации высшего образования, а также компетентностного подхода, который отличается «ориентацией на трудоустраиваемое^ выпускников как концентрированный критерий результата образования»2, требуют дальнейших исследований.

Известно, что компетенции формируются и проявляются в соответствующих им видах деятельности. Следовательно, мониторинг результатов, достигнутых студентами, обучающимися по педагогическим направлениям подготовки, в разных видах профессиональной деятельности (в бакалавриате - педагогической, проектной, исследовательской, культурно-просветительской деятельности; в магистратуре - педагогической, научно-исследовательской, проектной, методической, управленческой и культурно-просветительской деятельности) даст возможность оценить сформированность компетенций, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО). Особую значимость это приобретает в условиях, когда «вуз должен обеспечить не только процесс развития компетенций будущего бакалавра, но и отслеживать результаты и достижения его деятельности и предъявлять их будущему работодателю»3.

Одной из инновационных технологий, способных интегрировать образовательные и информационно-коммуникационные технологии, формализованную, индивидуальную накопительную и рефлексивную оценку достижений обучающихся, а также инициативные и неинициативные показатели их деятельности (как академической, так и внеучебной), является портфолио в одном из своих перспективных видов - электронном ^еЬ-портфолио). Несмотря на то, что различные аспекты теории и практики применения портфолио (в том числе электрон-

Электронное портфолио студентов может стать эффективным средством их профессионального самоопределения, самопрезентации и возможного привлечения работодателей.

ного) в высшей школе представлены в научных исследованиях последних лет, все же большинство публикаций имеет отношение к другим уровням системы образования _ России. Соответствие выдвинутому ФГОС ВО по педагогическим направлениям подготовки на уровнях бакалавриата, специалитета и магистратуры требованию к электронной информационно-образовательной среде организации, состоящему в создании условий для «формирования электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса»4, для вузов впервые стало необходимым ак-кредитационным показателем.

Исследованиями Е. В. Игониной, А.А. Семенова, О.Г. Смоляниновой, Е.В. Та-буевой, М.М. Шалашовой и др. доказано, что рациональное использование электронного портфолио целесообразно для решения ряда задач: оптимизации как образовательной, так и самообразовательной деятельности обучающихся; создания условий для самоактуализации студентов, повышения их профессиональной, личностной и социальной конкурентоспособности; обретения студентами опыта деловой конкуренции и рефлексии профессионального педагогического опыта и др. Мы разделяем положение о том, что электронное портфолио действительно может выступать в качестве «инструмента измерения компетентности научно-педагогического работника»5. Однако установлено, что «данная форма не решает всех проблем оценивания качества образования, имея свои недостатки - определенную дороговизну, большую, сравнительно с традиционной проверкой, трудозатратность и в определенной степени сомнительную надежность»6.

Преподавание автором при реализации магистерской программы «Образовательный менеджмент» (2013-2016 годы) учебной дисциплины «Метод портфолио в образовании» выявило ряд проблем. К субъективным проблемам отнесены слабая мотивация

дискуссия

журнал научных публикаций

обучающихся, особенно старшей возрастной категории, к содержательному наполнению и использованию электронного портфолио; недостаточный уровень компьютерной грамотности ряда обучающихся и некоторых представителей профессорско-преподавательского состава; существенные затраты времени студентов на самоорганизацию и самообразование при проектировании и содержательном наполнении электронного портфолио и др.

На наш взгляд, это обусловлено наличием внешних, объективных проблем, среди которых выделяются:

— отсутствие в вузе единой автоматизированной системы индексирования данных и артефактов и структурного подразделения, проверяющего их достоверность, что, по сути, приводит к необходимости дублирования студентами печатных документов в электронной форме и проведения отдельными преподавателями затратной во временном и энергетическом отношениях проверки и систематизации данных и др.;

— незаинтересованность большинства работодателей в ознакомлении с электрон-

ными портфолио потенциальных сотрудников до момента их трудоустройства в образовательную организацию, приводящая к отсутствию мотивации у ряда студентов к долговременной работе по ведению портфолио;

— при размещении базы электронных портфолио на сторонних интернет-платформах и в информационно-социальных сетях, не имеющих отношения к серверу вуза, остается нерешенной проблема защиты персональных данных и др.

В целях разрешения данных проблем нами была предпринята попытка разработки и обобщения комплекса условий внедрения технологии электронного портфолио в образовательный процесс вуза. Предполагаем, что электронное портфолио студентов может стать эффективным средством их профессионального самоопределения, самопрезентации и возможного привлечения работодателей при соблюдении следующих условий.

Условие регламентации деятельности по созданию портфолио предусматривает наличие принятого вузом локального документа, содержащего целевые ориентиры, основные положения и требования, уста-

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

новленную структуру портфолио, критерии, регламент деятельности и распределение функций, средства защиты информации и др. На наш взгляд, электронное портфолио студента, обучающегося по педагогическим направлениям подготовки, должно быть структурировано по видам деятельности, предусмотренным ФГОС ВО. Стандартная структура комплексного портфолио, традиционно включающая четыре компонента (портфолио документов, портфолио достижений, портфолио отзывов и личностное портфолио) может соблюдаться внутри указанных видов деятельности.

Условие введения фильтров достоверности данных и артефактов, предоставляемых студентами инициативно (самостоятельно), предполагает создание специальной службы, реализующей функции контроля.

Условие интеграции электронных порт-фолио студентов в электронную информационно-образовательную среду вуза предполагает:

— организацию и стимулирование взаимодействия как непосредственно в ней, так и с внешней средой - абитуриентами, общественными объединениями и др.;

— открытый доступ к электронным портфолио, в том числе с помощью мобильных устройств;

— проведение ряда мероприятий: предметных, внеучебных, научно-исследовательских, конкурсных и др.

в виртуальной среде, на интернет-платформе, являющейся базой размещения электронных портфолио.

Условие разработки единой индексно-рейтин-говой системы оценивания предусматривает создание механизмов соотнесения количественных и ранговых шкал, применяющихся в балльно-рей-тинговой системе, и дескриптивных шкал оценивания электронных портфолио. Являясь средством аутентичного оценивания, применяемым в практико-ори-ентированном и личностно-ориентированном

Являясь средством аутентичного оценивания, технология портфолио дополняет балльно-рейтин-говую систему, поскольку дает возможность аккумулировать и учитывать количественные и качественные оценки и комплексно оценивать как возможности самореализации студента в образовательной среде вуза, так и индивидуальные предметные, метапред-метные и личностные результаты.

образовании, технология портфолио дополняет балльно-рейтинговую систему, поскольку дает возможность аккумулировать и учитывать количественные и качественные оценки и комплексно оценивать как возможности самореализации студента в образовательной среде вуза, так и индивидуальные предметные, метапредметные и личностные результаты.

Условие методического сопровождения деятельности по созданию портфолио предполагает разработку методических рекомендаций для студентов и преподавателей по созданию и систематическому заполнению электронного портфолио, проведение консультаций, практикумов и мастер-классов.

Условие дидактического обеспечения деятельности по созданию портфолио предусматривает введение в учебные планы дисциплины «Технология создания портфолио», являющейся некой «точкой отсчета» для дальнейшей самостоятельной работы студентов по заполнению порфолио, рассчитанной на весь период их обучения в вузе. Кроме того, для ведения систематической, планомерной работы по заполнению порт-фолио студентами профессорско-преподавательскому составу необходимо разработать спектр разных направлений учебной и внеаудиторной деятельности по предмету, продукт и результат которых студент сможет отразить в портфолио. Ориентирами здесь могут выступать предусмотренные ФГОС ВО педагогическая, проектная, исследовательская, куль-турно-просветитель-ская и другая деятельность и компетенции, которые формируются в результате освоения отдельных учебных дисциплин. При этом оптимально, если тематика ряда компетентностных заданий будет определяться запросами работодателей.

Реализуемый автором вариант систематизации дидактического обеспечения со-

дискуссия

журнал научных публикаций

держит ряд взаимообусловленных элементов:

— вид деятельности, предусмотренный образовательным стандартом (уровень бакалавриата / уровень магистратуры);

— перечень компетенций, формируемых при освоении конкретных учебных дисциплин, соотнесенных с предусмотренными видами деятельности;

— компетентностью задания, входящие в фонд оценочных средств по учебной дисциплине;

— регламент выполнения студентами указанных компетентностных заданий (аудиторных и внеаудиторных);

— форма представления студентом образовательного продукта в электронном портфолио;

— соотнесение формы представления образовательного продукта с разделом электронного портфолио и др.

Условие систематизации лучших электронных портфолио студентов на сайте вуза предполагает конкурсный отбор и создание «виртуальной биржи труда», способной привлечь потенциальных работодателей.

Апробация и уточнение комплекса организационных и методических условий внедрения технологии электронного портфолио в контексте ФГОС ВО, совершенствование критериев оценивания и показателей эффективности данного процесса выпускающей кафедрой педагогики являются перспективами дальнейшего исследования.

Полагаем, что соблюдение данного комплекса условий внедрения электронного портфолио в контексте ФГОС ВО позволит:

— студентам - наиболее полно самопрезентовать свои достижения как в образовательной среде вуза, так и в реальном и виртуальном профессиональном сообществе; визуализировать собственную не только теоретическую, но и практическую готовность к педагогической деятельности в изменяющихся условиях; обнаружить потенциал карьерного роста и т.д.;

— вузу - реализовать целостный управленческий цикл по внедрению технологии портфолио; осуществлять мониторинг динамики качества профессиональной подго-

товки студентов в формате сформированных компетенций; привлечь к оценке качества подготовки выпускников работодателей; принять административные меры по улучшению качества реализуемых учебных программ в контексте ФГОС ВО и соотнесения их содержания и оценочных средств с запросами педагогической практики и работодателей и др.

В целом, это будет способствовать тому, что наличие портфолио обучающегося в электронной информационно-образовательной среде вуза станет не просто необходимым аккредитационным показателем, но и одним из реальных инструментов повышения качества образования, в котором заинтересованы все участники образовательного процесса.

Литература

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: Шр://мин-обрнауки.рф/документы/3409 (дата обращения: 24.09.2016).

2. Болонский процесс: середина пути / под науч. ред. В. И. Байденко. М.: Изд-во Исслед. центра проблем качества подготовки специалистов: Российский Новый Университет, 2005. С. 24.

3. Татьяненко С. А. Формирование конкурентоспособного выпускника вуза [Электронный ресурс] // Концепт. 2014. № 3. С. 106-110. URL: http:// ekoncept.ru/2014/14074.htm (дата обращения: 24.09.2016).

4. О федеральных государственных образовательных стандартах [Электронный ресурс]: письмо Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2014 г. № АК-2612/05. URL: httpy/мин-обрнауки.рф/документы/4548 (дата обращения: 24.09.2016).

5. Везиров Т.Г., Бабаян А.В. Профессиональная подготовка магистров педагогического образования средствами электронного обучения: моногр. Ульяновск: Зебра, 2015. С. 103.

6. Артамонова Е.В. Отдельные аспекты реформирования контрольно-оценочной практики современного образования [Электронный ресурс] // ИСОМ. 2012. № 6. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/otdelnye-aspekty-reformirovaniya-kontrolno-otsenochnoy-praktiki-sovremennogo-obrazovaniya (дата обращения: 24.09.2016).

INTRODUCTION CONDITIONS OF ELECTRONIC PORTFOLIO TECHNOLOGY IN THE CONTEXT OF FSES

T.V. Panchenko, Candidate of Pedagogy, Docent, The department of pedagogy, Murmansk Arctic State University, Murmansk, Russia, t.v.panchenko@mail.ru

Today the pedagogical society is actively searching for the most efficient technologies of higher education's quality growth and the competences which will provide a demand of alumni on the labor market. The author substantiates the urgency of electronic portfolio technology's introduction in the context of requirements of federal state educational standards for pedagogical training at the levels of bachelor and master degree programs. On the base of retrospective analysis of personal teaching experience of the subjects as "Portfolio method in education" and "Portfolio's creation technology", the author describes a set of objective and subjective problems of this technology's realization. One of the solution ways is a complex of organizational and methodological conditions promoting efficiency's growth of electronic portfolio's introduction in educational process of a university (regulation conditions, introduction of reliability filters, integrations, development of a unified index-rating system of assessment, methodical maintainability, didactic supply, systematization, etc). The article exposes a structure of students' electronic portfolio, conditioned by activity types, defined in the educational standards of pedagogical training, and also one of systematization variants of didactic supply of electronic portfolio content, from the position of competence and activity approaches.

Key words: authentic assessment, student achievements, integration, competitiveness, electronic information educational environment of the University, educational activities, electronic portfolio, Federal state educational standard.

References

1. Gosudarstvennaia programma Rossiiskoi Feder-atsii «Razvitie obrazovaniia» na 2013-2020 gody [State program of the Russian Federation "Development of education" for 2013-2020]. Availble at: http ://minobrnauki. rf/dokumenty/3 40 9 (accessed 24.09.2016).

2. Bolonskii protsess: seredina puti /pod nauch. red. V. I. Baidenko [The Bologna process: midway / under nauch. ed. baidenko]. Moscow, Izd-vo Issled. tsentra problem kachestva podgotovki spetsialistov: Rossi-iskii Novyi Universitet Publ., 2005. 408 p.

3. Tat'ianenko S.A. Formirovanie konkurentosposob-nogo vypusknika vuza [The formation of a competitive graduate]. Kontsept - Concept, 2014, no. 3, pp. 106-110. Availble at: http://ekoncept.ru/2014/14074. htm (accessed 24.09.2016).

4. O federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartakh: pis'mo Ministerstva obrazovaniia i nau-ki RF ot 20 avgusta 2014 g. № AK-2612/05 [On the

Federal state educational standards: a letter from the Ministry of education and science of the Russian Federation of 20 August 2014 No. AK-2612/05]. Availble at: http://minobrnauki.rf/dokumenty/4548 (accessed 24.09.2016).

5. Vezirov T.G., Babaian A.V Professional'naia pod-gotovka magistrov pedagogicheskogo obrazovaniia sredstvami elektronnogo obucheniia: monografiia [Professional training of masters of pedagogical education by means of e-learning: a monograph]. Ulyanovsk, Zebra Publ., 2015. 140 p.

6. Artamonova E.V. Otdel'nye aspekty reformirova-niia kontrol'no-otsenochnoi praktiki sovremennogo obrazovaniia [Some aspects of the reform monitoring and evaluation practices of modern education]. ISOM, 2012, no. 6. Available at: http://cyberleninka. ru/article/n/otdelnye-aspekty-reformirovaniya-kon-trolno-otsenochnoy-praktiki-sovremennogo-obra-zovaniya (accesed 24.09.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.