Научная статья на тему 'Электронное портфолио как современное средство оценивания в процессе подготовки будущего специалиста'

Электронное портфолио как современное средство оценивания в процессе подготовки будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1846
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ / ОЦЕНИВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО / СТРУКТУРА ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО / FUTURE SPECIALIST / ASSESSMENT / ELECTRONIC PORTFOLIO / STRUCTURE OF ELECTRONIC PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Вера Петровна, Герасимова Алина Германовна, Фадеева Клара Николаевна

В данной статье рассматриваются методологические и практические подходы к формированию электронного портфолио в процессе подготовки будущего специалиста. На основе современной модели обучения выстраиваются основные направления использования данного средства оценивания в высшем учебном заведении в соответствии с федеральными государственными стандартами нового поколения. Электронное портфолио обучающегося содержит его личные данные и отражает все аспекты его учебной, общественной, научно-исследовательской, спортивной и культурно-творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Вера Петровна, Герасимова Алина Германовна, Фадеева Клара Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC PORTFOLIO AS A MODERN MEANS OF ASSESSMENT IN THE PROCESS OF TRAINING A FUTURE SPECIALIST

This article discusses some methodological and practical approaches to the formation of an electronic portfolio in the process of training a future specialist; runs on the fact that the main directions of using these means of assessment at the university baseing on the modern model of training in accordance with the state standards of the new generation. The structure of the student’s electronic portfolio contains their personal data and reflects all the aspects of educational, public, scientific, research, sports, cultural and creative activities.

Текст научной работы на тему «Электронное портфолио как современное средство оценивания в процессе подготовки будущего специалиста»

УДК 378:004.9

В. П. Зайцева, А. Г. Герасимова, К. П. Фадеева

ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ОЦЕНИВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В данной статье рассматриваются методологические и практические подходы к формированию электронного портфолио в процессе подготовки будущего специалиста. На основе современной модели обучения выстраиваются основные направления использования данного средства оценивания в высшем учебном заведении в соответствии с федеральными государственными стандартами нового поколения. Электронное портфолио обучающегося содержит его личные данные и отражает все аспекты его учебной, общественной, научно-исследовательской, спортивной и культурно-творческой деятельности.

Ключевые слова: будущий специалист, оценивание, электронное портфолио, структура электронного портфолио.

Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность использования электронного портфолио в системе подготовки будущего специалиста обусловлена, во-первых, реализацией федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) нового поколения и использованием в учебно-воспитательном процессе инновационных педагогических технологий; во-вторых, активным внедрением в практику обучения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ); в-третьих, модернизацией подходов к учебно-методической работе и технологиям преподавания в связи с возросшей потребностью компетентных, успешных и конкурентноспособных специалистов на рынке труда.

«Электронное портфолио» является одной из современных технологий подготовки обучающегося к будущей профессиональной деятельности, позволяющей ему эффективно планировать и оценивать процесс и результаты своего обучения

© Зайцева В. П., Герасимова А. Г., Фадеева К. Н., 2018

Зайцева Вера Петровна - кандидат филологических наук, доцент кафедры информатики и информационно-коммуникационных технологий Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: kurev@yandex.ru

Герасимова Алина Германовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и информационно-коммуникационных технологий Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: alina2902@mail .ru

Фадеева Клара Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и информационно-коммуникационных технологий Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: fadeevakn@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.07.2018

с использованием ИКТ. На данный момент недостаточно научных трудов, которые раскрывают основные теоретические, методологические и практические аспекты использования электронного портфолио обучающегося в процессе подготовки будущего специалиста, возможности данной технологии как многофункционального средства обучения и как инструмента оценки сформированности компетенций, что тоже обуславливает актуальность данной темы.

Сегодня также существует проблема, связанная с отсутствием у работодателей достоверной, объективной и оперативной информации о претендентах на вакантные места при приеме молодых специалистов на работу. Активное формирование в процессе обучения будущим специалистом электронного портфолио и предъявление его работодателю после завершения вуза могут помочь ему и в дальнейшем при устройстве на работу.

Материал и методика исследований. Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили труды по педагогике и психологии, раскрывающие категории «современные средства оценивания», «портфолио», «электронное портфолио». Для освещения основных аспектов по исследуемой теме были использованы следующие методы: 1) теоретический анализ проблемы и предмета исследования; 2) анализ ФГОС ВО нового поколения, педагогической и научной литературы; 3) изучение научно-педагогического опыта преподавателей; 4) анализ методики формирования электронного портфолио обучающегося, разработанной сотрудниками управления информационно-технологического сопровождения образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.

Результаты исследований и их обсуждение. Современная ситуация модернизации системы образования предъявляет новые требования к молодому специалисту после завершения обучения в вузе. Сегодня на рынке труда востребованы конкурентоспособные специалисты с большим творческим потенциалом, стремящиеся к саморазвитию и самосовершенствованию и способные решать профессиональные задачи [3].

В образовательном процессе в связи с модернизацией образования и появлением новых социальных условий для обучения появляется проблема оценивания, которую отразили в своих трудах зарубежные и отечественные ученые в области психологии и педагогики (Дж. Брунер, Л. С. Выготский, Ю. К. Бабанский, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, Е. С. Полат, О. Г. Смольникова и др.). Организовать подготовку будущего специалиста без оценивания невозможно, так как этот процесс является одним из главных компонентов, регулятором и показателем результативности обучающегося.

В российской и зарубежной литературе по педагогике существует множество трактовок понятия «оценивание»: 1) инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс обучающегося; 2) способ определения уровня подготовленности ученика; 3) контроль качества образования. Оценивание в процессе подготовки будущего специалиста как один из видов педагогического контроля имеет следующие функции: контролирующую, диагностическую, обучающую, воспитывающую, мотивирующую, развивающую, информационную, сравнительную и прогностическую [5].

Портфолио является одной из форм оценивания и понимается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося. Применение данной технологии в процессе подготовки будущего специалиста помогает решать ряд задач по организации, планированию, осуществлению и оцениванию различных направлений учебно-воспитательной деятельности обучающегося. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в различных видах деятельности: учебной, исследовательской, коммуникативной, творческой, социальной, самообразовательной. Формирование портфолио обучающегося дает возможность анализировать и представлять зна-

чимые результаты процессов профессионального и личностного становления будущего специалиста, проводить мониторинг его культурно-образовательного роста [9].

А. Г. Герасимова и К. Н. Фадеева в своей работе отмечают, что в процессе подготовки будущих специалистов необходимо учитывать особенности ИКТ и перспективные направления их использования в условиях современного информационного общества [1]. В связи с этим хочется отметить, что традиционные формы оценивания, такие как портфолио, претерпевают изменения и на основе интеграции возможностей педагогических и информационных технологий появляются уже новые. Сегодня в условиях внедрения ФГОС ВО нового поколения в качестве современного и инновационного средства оценивания в процессе подготовки будущего специалиста выступает электронное портфолио обучающегося.

Под электронным портфолио понимается совокупность документов, включающая результаты учебной и внеучебной деятельности, сертификаты, дипломы, отзывы, рецензии, полученные оценки, организованная обучающимся с использованием средств ИКТ [8]. С. В. Панюкова это понятие трактует как организованную обучающимся на базе средств ИКТ совокупность документов, включающую результаты квалификационных работ и их примеры, подтверждение сертификатов и дипломов в системе академического образования, а также результаты непрерывного оценивания и прогнозирования личных достижений вне образовательной системы [10]. Т. В. Ивлева отмечает, что электронное портфолио - это технология фиксирования, накопления, анализа и самоанализа в цифровом виде, которая позволяет обеспечить мониторинг формирования и развития профессиональных компетенций будущего специалиста [6].

В соответствии с новыми стандартами ФГОС ВО каждый студент в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде организации и эта среда должна предоставлять ему возможности для формирования электронного портфолио, в том числе для сохранения его работ и оценок за эти работы. В связи с этим в Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева в зависимости отрешаемых задач формирование электронного портфолио обучающего реализуется в следующих направлениях:

1) в ходе преподавания дисциплин, смежных с «Информатикой», «Информационными технологиями в образовании», «Информационными технологиями в профессиональной деятельности»;

2) при дистанционном обучении в среде Моос11е;

3) в рамках реализации единой информационной образовательной среды студентов, родителей и сотрудников университета.

В соответствии с первым направлением электронное портфолио начинает формироваться обучающимся на первом же занятии по дисциплинам, смежным с «Информатикой», «Информационными технологиями в образовании» и «Информационными технологиями в профессиональной деятельности». В рамках этих дисциплин каждой подгруппе преподавателем предоставляются логин, пароль для входа в систему, указывается название сетевого диска, где будут храниться все задания и учебно-методические материалы для полного усвоения курса. Далее на сетевом диске, доступном только для данной подгруппы, обучающимися создаются папки под названием, содержащим фамилию, имя, отчество студента, которые хранятся до конца изучения дисциплины. Во время занятий, используя программное обеспечение, студенты выполняют работы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности, которые становятся впоследствии элементами копилки электронного портфолио и могут быть при необходимости представлены работодателю.

Организация учебного процесса с формированием индивидуальных электронных портфолио является для преподавателя удобным средством оценивания результатов выполнения лабораторных работ: он может проанализировать их на своем рабочем месте, пока студенты выполняют другие задания, или дистанционно, вне учебных занятий. Для оценки результатов обучения и рефлексии собственной деятельности будущими специалистами преподаватель на этом же сетевом диске создает графические формы реализации балльно-рейтинговой системы применительно к разным видам работ.

Согласно второму направлению формирование электронного портфолио в основном практикуется с будущими специалистами заочной формы обучения в среде Моос11е. Данную систему отличают удобство использования и широкие возможности для организации обучения и контроля знаний студентов [4]. Модель учебной деятельности может рассматриваться на следующих уровнях: группа, подгруппа, группировка и отдельный студент. Система помогает выявлять исходный уровень знаний, умений и навыков обучающихся и их индивидуальные способности [2]. Электронное портфолио в данном случае формируется при загрузке выполненной электронной работы в систему МоосИе.

Третье направление формирования электронного портфолио обучающегося осуществляется в «ИОС Электронное портфолио» на официальном сайте Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева [7]. Анализ содержания единой информационно-образовательной среды на сайте университета позволил нам выявить следующую структуру электронного портфолио обучающегося:

1. Личная информация (Ф.И.О, дата рождения, факультет, группа, курс, направление, год поступления, план).

2. Учебная деятельность (курс, семестр, дисциплина, оценка, количество часов, Ф.И.О. преподавателя, блок дисциплины, форма контроля).

3. Общественная деятельность (в органах самоуправления, в работе профсоюзной организации, в общежитии, волонтерская работа, в общественной работе факультета, университета, в военно-патриотических мероприятиях, в работе молодежной организации города и республики, авторство статей в средствах массовой информации).

4. Научно-исследовательская деятельность (статьи, конкурсы, выставки, конференции, патенты, свидетельства о регистрации программы для ЭВМ, грантовая работа, олимпиады и т.д.).

5. Спортивная деятельность (соревнования, секции, спортивная квалификация, занятия в спортивных секциях, публикации о спортивных достижениях в средствах массовой информации).

6. Культурно-творческая деятельность (творческие конкурсы, занятия в коллективах художественной самодеятельности).

7. Проекты (курсовые работы, отчеты по практикам, выпускная квалификационная работа).

8. Отзывы (характеристики с практик, рекомендательные письма, благодарственные письма, дипломы).

Данные разделы электронного портфолио отражают формирование общих и профессиональных компетенций студентов и представляют их достижения, результаты по овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками. Формирование электронного портфолио таким образом позволяет обучающимся проектировать собственный профессиональный рост.

Резюме. Электронное портфолио дает преподавателям, родителям обучающихся и работодателям возможность отслеживать процесс становления будущего специалиста. Предложенная структура электронного портфолио является продуктивным средством формирования необходимых компетенций и профессионально значимых качеств лично-

сти обучающегося. Готовое электронное портфолно позволит преподавателю оценить сформированные компетенции будущего специалиста, а самому обучающемуся - реально представить свой образовательный уровень и в дальнейшем как выпускнику составить резюме при трудоустройстве.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Герасимова А. Г., Фадеева К. Н. Формирование компонентов готовности будущих учителей изобразительного искусства к использованию информационных и коммуникационнх технологий в профессиональной деятельности // Педагогика искусства. - 2014. - № 4. - С. 485^89.

2. Григорьев Ю. В. Моделирование учебной деятельности группы студентов в условиях дистанционного обучения // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 12-3. - С. 474^79.

3. Зайцева В. П. Интерактивные технологии как средство формирования профессиональных компетенций будущего учителя // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2016. -№2(90). - С. 131-138.

4. Зайцева В. П. Система Моос11е как инструмент реализации компьютерного тестирования и контроля знаний студентов вуза [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. -Режим доступа: http://www.science-education.ni/pdf/2013/6/779.pdf.

5. Звонников В. И. Современные средства оценивания результатов обучения. - М. : Академия, 2007. -

224 с.

6. Ивлева Т. Н. Технология электронного портфолио в подготовке менеджеров социально-культурной деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 19, ч.2.-С. 156-163.

7. ИОС Электронное портфолио [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://eis.chgpu.edu.ru/stud/.

8. Медведева И. Н., Мартынюк О. И., Панькова С. В., Соловьева И. О. К вопросу о формировании электронного портфолио обучающегося // Вестник Псковского государственного университета. - 2014. -№5.-С. 134-140.

9. Методические рекомендации по формированию портфолио обучающегося [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.infonnio.ru/.

10. Панюкова С. В. Электронное портфолио ученика // Информатика и образование. - 2007. - № 2. -С. 85-86.

BecmnuK WPIYum. H. H. Hmejieea. 2018. № 3(99)

UDC 378:004.9

V. P. Zaytseva, A. G. Gerasimova, K. N. Fadeeva

ELECTRONIC PORTFOLIO AS A MODERN MEANS OF ASSESSMENT IN THE PROCESS OF TRAINING A FUTURE SPECIALIST

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

Abstract. This article discusses some methodological and practical approaches to the formation of an electronic portfolio in the process of training a future specialist; runs on the fact that the main directions of using these means of assessment at the university baseing on the modern model of training in accordance with the state standards of the new generation. The structure of the student's electronic portfolio contains their personal data and reflects all the aspects of educational, public, scientific, research, sports, cultural and creative activities.

Keywords: future specialist, assessment, electronic portfolio, structure of electronic portfolio.

REFERENCES

1. Gerasimova A. G., Fadeeva K. N. Formirovanie komponentov gotovnosti budushhikh uchitelej izo-brazitel'nogo iskusstva k ispol'zovaniyu informacionnykh i kommunikaciormkh tekhnologij v professional'noj deyatel'nosti // Pedagogika iskusstva. - 2014. - № 4. - S. 485^89.

2. Grigor'ev Yu. V. Modelirovanie uchebnoj deyatel'nosti gruppy studentov v usloviyakh distancionnogo obucheniya // Fundamental'nye issledovaniya. - 2011. - № 12-3. - S. 474^179.

3. Zajceva V. P. Interaktivnye tekhnologii kak sredstvo formirovaniya professional'nykh kompetencij bu-dushhego uchitelya // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yako-vleva. - 2016. - № 2(90). - S. 131-138.

4. Zajceva V. P. Sistema Moodle kak instrument realizacii komp'yuternogo testirovaniya i kontrolya znanij studentov vuza [Elektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2013. - № 6. - Rezhim dostu-pa : http://www.science-education.rU/pdf/2013/6/779.pdf.

5. Zvonnikov V I. Sovremennye sredstva ocenivaniya rezul'tatov obucheniya. - M. : Akademiya, 2007. - 224 s.

6. Ivleva T. N. Tekhnologiya elektronnogo portfolio v podgotovke menedzherov social'no-kul'turnoj deyatel'nosti // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2012. - № 19, ch. 2. -S. 156-163.

7. IOS Elektronnoe portfolio [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://eis.chgpu.edu.ru/stud/.

8. Medvedeva I. N, Martynyuk O. I., Pan'kova S. V, Solov'eva I. O. K voprosu o formirovanii elektronnogo portfolio obuchayushhegosya // Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2014. - № 5. - S. 134-140.

9. Metodicheskie rekomendacii po formirovaniyu portfolio obuchayushhegosya [Elektronnyj resurs], -Rezhim dostupa : http://www.informio.ru/.

10. Panyukova S. V. Elektronnoe portfolio uchenika // Informatika i obrazovanie. - 2007. - № 2. -S. 85-86.

© Zaytseva V. P., Gerasimova A. G., Fadeeva K. N., 2018

Zaytseva, Vera Petrovna - Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Informatics and Information and Communication Technologies, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: kurev@yandex.ru

Gerasimova, Alina Germanovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Informatics and Information and Communication Technologies, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: alina2902@mail.ru

Fadeeva, Klara Nikolaevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Informatics and Information and Communication Technologies, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: fadeevakn@mail.ru

The article was contributed on July 13, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.