Научная статья на тему 'Электронное портфолио в учреждениях высшего образования России'

Электронное портфолио в учреждениях высшего образования России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
477
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО / ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕГО ОЦЕНИВАНИЯ / ИНСТРУМЕНТ САМООЦЕНИВАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ / ВИРТУАЛЬНЫЙ РАБОЧИЙ КАБИНЕТ / ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ВО / ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ВУЗА / ELECTRONIC PORTFOLIO / THE INSTRUMENT OF EXTERNAL ESTIMATION / THE INSTRUMENT OF SELF-ESTIMATION AND SELF-DEVELOPMENT / VIRTUAL STUDY / REQUIREMENTS OF STANDARDS / LOCAL NORMATIVE DOCUMENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурняшов Борис Анатольевич

Актуальность исследования определяется недостаточной теоретической проработкой феномена «электронное портфолио в вузе», получившего широкое распространение в связи с введением в новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования требования к электронной информационно-образовательной среде учебного учреждения обеспечивать формирование электронного портфолио обучающегося, недостаточной изученностью практики реализации этого требования российскими вузами, слабостью изученности опыта работы с портфолио зарубежной высшей школы. В статье обобщена современная практика использования электронного портфолио в учреждениях высшего образования России, для которой, по мнению автора характерны: недостаточная теоретическая проработка оснований для внедрения в учебный процесс инструмента «электронное портфолио»; из всего многообразия функций портфолио в российской высшей школе больше внимания уделено функции «инструмент, облегчающий внешнее оценивание», функция «инструмент самооценивания, саморазвития» используется редко и, как правило, только при работе с обучающимися по направлению «педагогика»; отсутствие разработки вопросов рефлексии преподавателем хода процесса обучения; чрезмерная бюрократизация процесса оценивания при помощи портфолио учебных и иных достижений обучаемых, необоснованно увеличивающая трудозатраты как обучающихся, так и преподавателей; непроработанность критериев оценивания, как внешнего, так и самооценивания при помощи портфолио процесса продвижения в овладении обучающимся теми или иными компетенциями; нереализованность возможностей электронного портфолио как виртуального рабочего кабинета обучающегося и преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурняшов Борис Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ELECTRONIC PORTFOLIO IN INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION OF RUSSIA

The relevance of a research is defined by insufficient theoretical study of the phenomenon «an electronic portfolio in higher education institution» which was widely adopted in connection with introduction to new federal state educational standards of the higher education of the requirement to the electronic information and education environment of educational institution to provide formation of an electronic portfolio of the student and also insufficient study of practice of implementation of this requirement by the Russian higher education institutions, weakness of study of experience with a portfolio of the foreign higher school. In article modern practice of use of an electronic portfolio in institutions of higher education of Russia for which, according to the author are characteristic is generalized: insufficient theoretical study of the bases for introduction in educational process of the «electronic portfolio» tool; from all variety of functions of a portfolio at the Russian higher school more attention is paid to the function «the tool facilitating external estimation», «instrument of self-estimation, self-development» function is used seldom and, as a rule, only during the work with students on the pedagogics direction; lack of development of questions of a reflection by the teacher of the course of process of training; the excessive bureaucratization of process of estimation by means of a portfolio of educational and other achievements of trainees which is unreasonably increasing labor costs of both students, and teachers; absence of thorough investigation of criteria of estimation, both external, and self-estimations by means of a portfolio of process of advance in mastering the student these or those competences; implementation failure of opportunities of an electronic portfolio as virtual study of the student and teacher.

Текст научной работы на тему «Электронное портфолио в учреждениях высшего образования России»

Burnyashow Boris Anatolyevic THE ELECTRONIC PORTFOLIO ..

pedagogical sciences

УДК 378.14

ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

© 2018

Бурняшов Борис Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Гуманитарных и математических дисциплин» Южный институт менеджмента (350040, Россия, Краснодар, ул. Ставропольская,216, e-mail: [email protected])

Аннотация. Актуальность исследования определяется недостаточной теоретической проработкой феномена «электронное портфолио в вузе», получившего широкое распространение в связи с введением в новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования требования к электронной информационно-образовательной среде учебного учреждения обеспечивать формирование электронного портфолио обучающегося, недостаточной изученностью практики реализации этого требования российскими вузами, слабостью изученности опыта работы с портфолио зарубежной высшей школы. В статье обобщена современная практика использования электронного портфолио в учреждениях высшего образования России, для которой, по мнению автора характерны: недостаточная теоретическая проработка оснований для внедрения в учебный процесс инструмента «электронное портфолио»; из всего многообразия функций портфолио в российской высшей школе больше внимания уделено функции «инструмент, облегчающий внешнее оценивание», функция «инструмент самооценивания, саморазвития» используется редко и, как правило, только при работе с обучающимися по направлению «педагогика»; отсутствие разработки вопросов рефлексии преподавателем хода процесса обучения; чрезмерная бюрократизация процесса оценивания при помощи портфолио учебных и иных достижений обучаемых, необоснованно увеличивающая трудозатраты как обучающихся, так и преподавателей; непроработанность критериев оценивания, как внешнего, так и самооценивания при помощи портфолио процесса продвижения в овладении обучающимся теми или иными компетенциями; нереализованность возможностей электронного портфолио как виртуального рабочего кабинета обучающегося и преподавателя.

Ключевые слова: электронное портфолио, инструмент внешнего оценивания, инструмент самооценивания и саморазвития, виртуальный рабочий кабинет, требования ФГОС ВО, локальные нормативные документы вуза.

THE ELECTRONIC PORTFOLIO IN INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION OF RUSSIA

© 2018

Burnyashow Boris Anatolyevic, candidate of pedagogical sciences, associate professor, professor of the department of «Humanitarian and mathematical disciplines» Southern institute of management (350040, Russian Federation, Krasnodar, Stavropolskaya st., 216, e-mail:[email protected])

Abstract. The relevance of a research is defined by insufficient theoretical study of the phenomenon «an electronic portfolio in higher education institution» which was widely adopted in connection with introduction to new federal state educational standards of the higher education of the requirement to the electronic information and education environment of educational institution to provide formation of an electronic portfolio of the student and also insufficient study of practice of implementation of this requirement by the Russian higher education institutions, weakness of study of experience with a portfolio of the foreign higher school. In article modern practice of use of an electronic portfolio in institutions of higher education of Russia for which, according to the author are characteristic is generalized: insufficient theoretical study of the bases for introduction in educational process of the «electronic portfolio» tool; from all variety of functions of a portfolio at the Russian higher school more attention is paid to the function «the tool facilitating external estimation», «instrument of self-estimation, self-development» function is used seldom and, as a rule, only during the work with students on the pedagogics direction; lack of development of questions of a reflection by the teacher of the course of process of training; the excessive bureaucratization of process of estimation by means of a portfolio of educational and other achievements of trainees which is unreasonably increasing labor costs of both students, and teachers; absence of thorough investigation of criteria of estimation, both external, and self-estimations by means of a portfolio of process of advance in mastering the student these or those competences; implementation failure of opportunities of an electronic portfolio as virtual study of the student and teacher.

Keywords: electronic portfolio, the instrument of external estimation, the instrument of self-estimation and self-development, virtual study, requirements of standards, local normative documents of higher education institution.

Актуальность нашего исследования определяется недостаточной теоретической проработкой феномена «электронное портфолио в вузе», получившего широкое распространение в связи с введением в новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (далее - ФГОС ВО) требования к электронной информационно-образовательной среде учебного учреждения обеспечивать формирование электронного портфолио обучающегося, недостаточной изученностью практики реализации этого требования российскими вузами.

Следует заметить, что необходимость внесения в ФГОС ВО этого требования является спорной. С одной стороны, - налицо желание разработчиков стандартов сделать, на первый взгляд, полезную для образования вещь - учесть, вроде-бы, успешный опыт применения электронного портфолио в практике зарубежной (прежде всего, американской и западноевропейской) высшей школы. С другой стороны: внесение положения об электронном портфолио обучающихся в нормативный документ с педагогической общественностью высшей

школы не обсуждалось; в открытом доступе нет сведений о какой-либо экспертной проработке этого вопроса; достоверных сведений о высокой эффективности ведения электронного портфолио не обнародовалось; опыт работы с портфолио обучающихся и преподавателей зарубежной высшей школы изучен слабо.

Вместе с тем, поскольку от выполнения требований ФГОС ВО ни одно из высших учебных заведений не освобождено, перед каждым из вузов стоит задача организации работы по ведению электронного портфолио обучающимися всех направлений обучения и всех его ступеней (бакалавриат, магистратура, аспирантура). В ФГОС речь идёт об электронном виде портфолио, поэтому по умолчанию портфолио в современной российской высшей школе является электронным; подробнее дефиниции различных видов портфолио рассмотрены нами в принятой в настоящее время к публикации редакцией журнала «Современные проблемы науки и образования» статье «Электронное портфолио в учреждениях высшего образования: таксономия».

Цель статьи - обобщение актуальной практики ис-

62

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)

педагогические науки

Бурняшов Борис Анатольевич ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО ...

пользования электронного портфолио в учреждениях высшего образования России.

Материал и методы исследования раскрываются через решаемые автором статьи задачи:

- выяснить на основе анализа соответствующих нормативных документов, является ли в зарубежной высшей школе ведение обучающимися портфолио и предъявление его содержания преподавателям обязательным;

- провести научный обзор диссертационных исследований феномена «портфолио в вузе»;

- провести научный обзор массива статей и других публикаций об использовании портфолио в учреждениях высшего образования России, размещённых в электронной библиотеке научных публикаций eLIBRARY.

Яи;

- сделать анализ находящихся в открытом доступе на сайтах российских вузов локальных нормативных документов, регулирующих работу обучающихся и преподавателей с электронным портфолио.

На настоящий момент по итогам исследования применения портфолио в российской высшей школе изданы две монографии [1,2] и защищены пять диссертаций. В диссертациях исследуется роль портфолио в организации исследовательской деятельности студентов по информатике [3], в системе подготовки студента к будущей педагогической деятельности [4], в формировании конкурентоспособности будущего специалиста [5]; в двух диссертациях портфолио исследуется как средство оценивания деятельности обучающихся [6, 7].

Из изученного нами всего массива публикаций 20042018 гг., посвящённых исследованию портфолио в вузе (1226 статей, 13 учебных и учебно-методических пособий) и размещённых в научной библиотеке eLIBRARY. Яи по состоянию на 13.08.2018 г., лишь 3 статьи посвящены исследованию зарубежного опыта.

В работах, рассматривающих зарубежный опыт использования в вузах портфолио (в частности, - в соответствующих главах упомянутых диссертаций), не указан тот факт, что содержание работы с портфолио в зарубежных научных публикациях рассматривается по-разному в зависимости от того, какой из широко распространённых в Америке, Европе и Австралии психолого-педагогических концепций организации учебного процесса - позитивистской или конструктивистской -придерживается исследователь. По мнению позитивистов, целью ведения портфолио является накопление артефактов, позволяющих обосновать оценку результатов обучения внешними «оценщиками» - преподавателями и будущими работодателями. По мнению конструктивистов, целью ведения портфолио является изучение обучающимся самого себя, изучение процесса собственного продвижения в обучении. Сделанный некоторыми отечественными авторами и разделяемый нами вывод о том, что портфолио в вузе нужно в первую очередь не преподавателям, а самим обучающимся как действенный метод самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития [8, с.83], является, таким образом, отражением конструктивистского подхода к портфолио. Большинство же статей российских авторов описывают портфолио как инструмент внешнего оценивания результатов работы обучающихся: в рассмотренных нами статьях из обозначенного выше массива публикаций научной библиотеки eLIBRARY.RU в наименованиях 210 статей портфолио позиционируется как способ внешней оценки, мониторинга, аттестации и лишь 10 - как технология самооценки и саморазвития. Примерно таким же является соотношение обращения к этим разным функциям портфолио в остальных работах из указанного массива публикаций.

Нормативные документы высшей школы тех стран, откуда мы пытаемся заимствовать опыт, не обязывают вузы обеспечивать ведение обучающимися электронного портфолио. Опция эта факультативна: есть вузы, которые строят образовательный процесс, реализуя пре-

имущества ряда функций, выполняемых электронными портфолио - например, работать с портфолио обязаны студенты Кёльнского университета, изучающие искусство, при этом они сами выбирают форму портфолио [9]; есть вузы (и их большинство), в которых портфолио студентами не ведутся.

Иногда портфолио в обязательном порядке применяется для отдельных категорий обучающихся: согласно закону о подготовке педагогических кадров в земле Северная Рейн-Вестфалия (Германия) частью подготовки педагогов является «Портфолио элементов практики». На образовательном портале Министерства школ и образования земли дано разъяснение, что портфолио -это инструмент самоконтроля личного процесса обучения, при помощи которого выпускники педагогических вузов, проходящие вводную и последипломную практики, документируют своё овладение профессиональными компетенциями в процессе выполнения каждого из элементов практики [10].

Отдельные ограниченные во времени проекты по использованию электронного портфолио в зарубежных вузах могут осуществляться в качестве эксперимента для обучающихся всех ступеней обучения: от первокурсников-бакалавров - «портфолио методов научной работы» [11] до докторантов - рефлексия при помощи портфолио вхождения в академическую среду [12].

Российские вузы по-разному толкуют требования ФГОС в отношении портфолио:

1) вуз должен обеспечить возможность ведения электронного портфолио обучающимся, а ведут они портфолио или нет, - зависит от востребованности этого инструмента студентами и преподавателями (например, позиция ректората Южного института менеджмента, работником которого является автор);

2) студенты, магистранты, аспиранты обязаны вести электронное портфолио, преподаватели обязаны работать с этим инструментом [13].

Практиковавшиеся до введения в действие новых ФГОС ограниченные во времени проекты по использованию электронного портфолио [14] в настоящее время могут рассматриваться как дополнение к общему порядку ведения портфолио, установленного вузом.

Анализ соответствующих локальных актов показывает, что в подавляющем большинстве российских вузов целью ведения портфолио является формирование и представление заинтересованным сторонам сведений об уровне личностного и профессионального развития обучающихся в процессе освоения ими образовательных программ и участия в общественно-значимых мероприятиях [13, с.3], некоторые вузы определяют целью повышение конкурентоспособности выпускника университета на рынке труда [15, с.2].

По-разному обеспечивается мотивация обучающихся к ведению электронного портфолио. Электронное портфолио может, например, представляться в стипендиальную комиссию для назначения стипендии, выступая подтверждающей базой при подаче документов на назначение повышенной стипендии [16, с. 12], при принятии решения о переходе с платного обучения на бесплатное [17, с. 3], за ведение портфолио может выставляться отметка [18, с. 9].

В московском Гуманитарном институте за ведение портфолио студентам выставляется отметка по 10-балльной шкале. Оцениваются: соблюдение требований к структуре; полнота портфолио (наличие и содержание информации во всех разделах портфолио); способность студента адекватно оценивать собственные достижения; умение определять ближайшие и перспективные цели, направления самосовершенствования; культура речи во время презентации портфолио на семинаре, конференции [18, с. 9]. При этом утверждённая положением института о портфолио структура портфолио наличия информации по третьему и четвёртому критериям не предусматривает, что ставит под вопрос содержащееся в

Burnyashow Boris Anatolyevic pedagogical

THE ELECTRONIC PORTFOLIO ... sciences

положении утверждение о том, что портфолио является современной эффективной формой самооценивания результатов деятельности студента [18, с. 1].

В портфолио Мордовского государственного педагогического института введён раздел «Самооценка развития профессионально-личностных качеств», содержащий анализ динамики индивидуального развития и профессионального роста обучающегося (информация, помогающая проанализировать характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания). Обучающийся ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов, ставит цели и анализирует их достижения путем написания эссе. Критериев для самоанализа нормативный акт не содержит [16, с. 11]. Мы разделяем мнение педагогов-исследователей о том, что эффективно использовать портфолио для оценки обучающая организация может лишь в том случае, если она установила культуру доказательств, - артефакты должны сопровождаться обоснованием обучающегося, почему они являются свидетельством достижения конкретных целей, результатов или стандартов [19]. Мы считаем необходимым дополнить к показателям культуры доказательств ещё одно условие «если в организации разработана и предъявлена преподавателям и обучающимся система доказательств достижения обучающимися конкретных целей, результатов или стандартов».

Работа с портфолио зачастую забюрократизирована и отнимает много времени у студентов и работников вузов: приведём в качестве напримера алгоритм работы с портфолио в Иркутском государственном университете: Студент передает портфолио в печатном и электронном вариантах старосте и куратору группы, которые осуществляют проверку предоставленной информации; старосты и кураторы учебных групп обязаны два раза в год (в январе и сентябре) осуществлять проверку оформления портфолио; результаты проверки оформляются в виде протокола и сдаются с портфолио в печатном и электронном вариантах на согласование зам. декана по воспитательной работе; зам. декана по воспитательной работе заверяет копии представленных в портфолио документов и выставляет электронный вариант на сайт факультета; оригиналы приложений возвращаются студентам [20, с.5].

Имеющиеся требования к содержанию и оформлению портфолио слабо дифференцированы в отношении разных типов портфолио и не всегда понятны, например, - требование наличия в портфолио творчески оформленной обложки, отражающей личность студента, или «универсальный параметр оценки - зрелость создателя портфолио» [14, с.4].

Осуществлённое исследование позволяет сделать вывод, что использование электронного портфолио в учреждениях высшего образования России характеризуется:

- недостаточной теоретической проработкой оснований для внедрения в учебный процесс инструмента «электронное портфолио»;

- господством позитивистского подхода, - из всего многообразия функций портфолио больше внимания уделяется функции «инструмент внешнего оценивания», функция «инструмент самооценивания, саморазвития» используется редко и, как правило, только при работе с обучающимися по направлению «педагогика»;

- отсутствием разработки вопросов рефлексии преподавателем хода процесса обучения;

- нереализованностью возможностей электронного портфолио как виртуального рабочего кабинета обучающегося и преподавателя;

- непроработанностью критериев внешнего оценивания продвижения процесса в овладении обучающимся теми или иными компетенциями;

- отсутствием критериев рефлексивного оценивания обучающимися процессов обучения и 64

- забюрократизированностью работы с портфолио, неоправданно большими тратами времени студентов на ведение и работников вузов на проверку портфолио.

Если рассматривать портфолио как действенный инструмент совершенствования учебного процесса, необходимо, на наш взгляд, в учебных планах выделять время на работу с этим инструментом, например, в Университете Патерборна (Германия) на ведение портфолио будущим педагогам выделяется 30 часов из 120, отведённых на последипломную практику (25% времени!) [21, с.101].

Дальнейшего исследования требуют, на наш взгляд, теоретические основания для внедрения в учебный процесс инструмента «электронное портфолио», возможности использования электронного портфолио для рефлексии преподавателем хода процесса обучения, критерии (само)оценивания продвижения процесса в овладении обучающимся теми или иными компетенциями, возможности электронного портфолио как виртуального рабочего кабинета обучающегося и преподавателя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Игонина Е.В. Портфолио педагога профессиональной школы: зарубежный и отечественный опыт: монография / Е. В. Игонина, Н. Е. Эрганова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2015. - 162 с.

2. Смолянинова, О.Г. Технология электронного портфолио в образовании: российский и зарубежный опыт: монография / О.Г. Смолянинова. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. - 332 с.

3. Коршунова В.В. Организация исследовательской деятельности по информатике при создании е-портфолио: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Коршунова Вера Владимировна; [Место защиты: Ин-т содержания и методов обучения Рос. акад. образования]. - Красноярск, 2009. - 167 с.

4. Тазутдинова Э.Х. Учебный портфолио в системе подготовки студента к будущей педагогической деятельности: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Тазутдинова Эльвира Хакимовна; [Место защиты: Ин-т педагогики и психологии профессионального образования Рос. акад. образования] -. Казань, 2010. - 200 с.

5. Шестакова Д.В. Портфолио как средство формирования конкурентоспособности будущего специалиста в вузе: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Шестакова Дари Викторовна; [Место защиты: Балт. гос. акад. рыбопромыслового флота]. -Калининград, 2012. - 168 с.

6. Игонина Е.В. Портфолио в системе средств оценивания учебно-профессиональных достижений студентов профессионально-педагогических специальностей : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Игонина Екатерина Вячеславовна; [Место защиты: Рос. гос. проф.-пед. ун-т]. - Екатеринбург, 2013. - 183 с.

7. Ильичева С.В. Автоматизация многокритериального оценивания в слабоструктурированных предметных областях на основе е-портфолио : диссертация ... кандидата технических наук : 05.13.06 / Ильичева Светлана Вячеславовна; [Место защиты: Санкт-Петербургский нац. исслед. ун-т информац. технологий, механики и оптики]. - Санкт-Петербург, 2011. - 121 с.

8. Васюков И.Л., Волков А.Н. Портфолио как инструмент самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации студента / Инновационные образовательные технологии. 2005. №4. С.83-88.

9. Barzen R. Portfolio im Bereich der künstlerischen Praxis (BM2 + AM1). Oktober 2013 (aktualisiert 2018). URL: http://kunst.uni-koeln.de/wp-content/uploads/2018/07/ Portfolioarbeit-Kunst-k%C3%BCnstlerische-Praxis-BM2-AM1.pdf. Stand: 15.08.2018.

10. Ministerium für Schule und Bildung des Landes Nordrhein-Westfalen. URL: https://www. schulministerium. nrw.de/docs/LehrkraftNRW/Lehramtsstudium/

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)

педагогические науки

Бурняшов Борис Анатольевич ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО ...

FAQStudium/FAQ-Lehramtsstudium_2016/FAQ09-LAStudium_2016 /index.html. Stand: 15.08.2018.

11. Rechenbach S., von Heyden R., Lettau W.-D., Nauerth A., Walkenhorst U. (Bielefeld) Implementierung eines Portfolios zur Begleitung von Lernprozessen in der Hochschule. ZFHE Jg.6 / Nr.3 (Oktober 2011) S. 270-287

12. Dorner Helga, Renc-Roe Joanna (Budapest). Doctoral students' conceptions of online teaching portfolios. An exploration of the authenticity and performativity spectrum. Zeitschrift für Hochschulentwicklung. Development and Socialization of Academics. | Monica Feixas, Ann Stes, Gerlese Äkerlind & Georgeta Ion. ZFHE Vol. 11 / Issue 5 (September 2016) pp. 25-43

13. Положение об электронном портфолио обучающихся. Приложение 1 к приказу от 19.07.2018 №1188 ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://about. sfu-kras.ru/docs/9887/pdf/508333. Дата обращения: 15.08.2018.

14. Лапшина В. С. Портфолио как форма оценки научно-педагогической практики студентов-магистров// Концепт. 2012. № 11 (ноябрь) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.covenok.ru/koncept/2012/ 12149.htm. Дата обращения: 15.08.2018.

15. Положение об электронном портфолио обучающегося Пензенского государственного университета, утверждено 27.12.2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pnzgu.ru/files/pnzgu.ru/doki/ sveden/document/polozheniya_ob_elektronnom_portfolio_ obuchayuschegosya.pdf. Дата обращения: 15.08.2018.

16. Положение об электронном портфолио обучающихся в ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. mordgpi.ru/upload/iblock/d5f/polozhenie-ob-elektronnom-portfolio.pdf. Дата обращения: 15.08.2018.

17. Положение о портфолио достижений студентов Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского. Принято на заседании Ученого совета университета 24 декабря 2015 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: tksu.ru/Education/DocLib14/ Положение%20о%20портфолио.pdf. Дата обращения: 15.08.2018.

18. Положение о портфолио обучающихся Автономной некоммерческой организации высшего образования «Гуманитарный институт» (г. Москва), утверждено 28.09.2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/0B0_ OREeR 1oM9eDF0S1B0Z3lrazA/view. Дата обращения: 15.08.2018.

19. Barrett Helen C. Conflicting Paradigms in Electronic Portfolio Approaches. Choosing an Electronic Portfolio Strategy that Matches your Conceptual Framework. URL: http://electronicportfolios.org/systems/paradigms.html.

20. Положение о портфолио студента Иркутского ГАУ, утверждено 03.04.2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.igsha.ru/student/files/ Polojenie_o_portfolio.pdf. Дата обращения: 15.08.2018.

21. Filipiak Agnes, Niestradt-Bietau Ilsegret, Rotärmel Tanja. Das Paderborner Portfolio Praxiselemente AIMs -Reflexionsprozesse begleiten. ZFHE Jg.11 / Nr.1 (Januar 2016) S. 99-111.

Статья поступила в редакцию 23.07.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.