Научная статья на тему 'Использование электронного портфолио карьерного продвижения в подготовке бакалавров «Рекламы и связей с общественностью»'

Использование электронного портфолио карьерного продвижения в подготовке бакалавров «Рекламы и связей с общественностью» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
381
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ПОРТФОЛИО / ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО / PROJECT / PROJECT ACTIVITIES / MOTIVATION / PORTFOLIO / ELECTRONIC PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириченко Дарина Валерьевна, Тихонова Татьяна Юрьевна

Обосновывается актуальность формирования электронного портфолио будущих бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью». В рамках компетентностного подхода мы рассматриваем технологию электронного портфолио как эффективный вариант формирования профессиональных компетенций проектной деятельности. Результаты внедрения в образовательный процесс данной технологии позволяют определить стартовый уровень становления будущих бакалавров профессионально мобильными и готовыми к проектной деятельности. Конечный результат исследования представлен в виде схемы web-портфолио будущего бакалавра рекламы и связей с общественностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириченко Дарина Валерьевна, Тихонова Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Use of Electronic Portfolios in the Preparation of Bachelors of Advertising and Public Relations

Substantiates the urgency of forming an electronic portfolio of future bachelors «Advertising and public relations. Due to the system-wide requirements of the Federal state educational standards for the implementation of undergraduate programs, technology electronic portfolio meets the objectives of the organization learning through information and educational environment and is an effective mean for solving design problems in the educational process of the university. Also relying on the competencebased approach, we consider the electronic portfolio of technology as an effective option of formation of professional competence of project activities. In this article we show that the electronic portfolio is a significant motivation to educational activity, expressive indicator and demonstration of students’ professional skills. Including the implementation of the educational process of this technology allow us to determine the starting level of the formation of the future bachelors of professional mobility and ready to project activities. Final result of the study is presented in the form of the scheme web-portfolio of the future bachelor of advertising and public relations.

Текст научной работы на тему «Использование электронного портфолио карьерного продвижения в подготовке бакалавров «Рекламы и связей с общественностью»»

Вестник Челябинского государственногоуниверситета. 2016. № 7 (389). Филологическиенауки. Вып. 101. С. 72-80.

УДК 378.14

ББК 74.580

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО КАРЬЕРНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ «РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

Д. В. Кириченко, Т. Ю. Тихонова

Уральский государственныйуниверситет физической культуры, Челябинск, Россия

Обосновывается актуальность формирования электронного портфолио будущих бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью». В рамках компетентностного подхода мы рассматриваем технологию электронного портфолио как эффективный вариант формирования профессиональных компетенций проектной деятельности. Результаты внедрения в образовательный процесс данной технологии позволяют определить стартовый уровень становления будущих бакалавров профессионально мобильными и готовыми к проектной деятельности. Конечный результат исследования представлен в виде схемы web-портфолио будущего бакалавра рекламы и связей с общественностью.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, мотивация, портфолио, электронное портфолио.

Высокие требования рынка труда к подготовке бакалавров обусловливают усовершенствование подготовки в университетах, которые являются ответственными за просвещение и конкурентоспособность своих выпускников. Образовательный процесс вуза должен быть максимально приближен к профессиональной среде будущего бакалавра, учебные программы обязаны обеспечивать развитие базовых, профессиональных и специальных компетенций.

С этой целью современное образование позволяет активно использовать проект в учебной и внеучебной деятельности студентов.

На наш взгляд, в педагогическом контексте наиболее полно раскрывающими суть и специфику проекта являются следующие формулировки [4]:

- конечный продукт, решение проблемы материального, социального, нравственного, исторического, научно-исследовательского и другого характера;

- форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению конкретной продукции за заданный промежуток времени;

- дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств.

Особенностью проекта является создание педагогических условий, обеспечивающих возможности для развития профессионального потенциала студента. Выполняя проекты, студенты осваивают алгоритм инновационной проектной деятельности, приобретают проектную культуру. Проектная деятельность студентов позволяет достигнуть дидактической цели через подробную разработку проблемы, завершающуюся реальным, видимым практическим результатом, то есть проектом.

Анализ литературы показал [5], что проектная деятельность студентов может рассматриваться как непрерывный динамический процесс проявления активности личности обучаемых, обусловленный интегративными связями ее основных этапов и структурных элементов, обеспечивающий внутриличностную мотивацию на основе целевых установок, содержания по разработке замысла, его реализации и получения результатов в виде создания новых творческих проектов. На наш взгляд, проектная деятельность наиболее полно отражает особенности организации работы студентов по глубокому освоению учебной программы и реализации ее цели - подготовки бакалавра, профессионала своего дела.

Таким образом, проектная деятельность рассматривается как уникальная форма организационной деятельности и является обязательным

условием к выполнению профессиональной подготовки будущих бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью». Данное требование закреплено в государственном образовательном стандарте [8] в перечне профессиональных компетенций. В связи с этим становление профессионала в области рекламы и связей с общественностью начинается еще в стенах вуза. Студенты в образовательном процессе получают необходимые профессиональные умения и навыки. Именно в этом направлении подготовки образовательный процесс призван формировать умения коммуницировать с общественностью, критически и креативно мыслить, разрабатывать социально важные, коммерческие и другие РК-проекты.

Отметим, что проектная деятельность студентов направления рекламы и связей с общественностью обеспечивает развитие пространственного воображения; в процессе ее реализации повышаются такие личностные качества, как целеустремленность, воля, познавательная деятельность, эмоциональность, любознательность, лидерство, смелость, самоконтроль, решительность, открытость, независимость, инициатива, яркое воображение, чувство юмора, оригинальность, увлеченность, сообразительность, гибкость мышления. Студент в процессе разработки РЯ-проектов становится субъектом саморазвития и самовоспитания, он является организатором своего образования.

Но для того чтобы владеть проектной деятельностью как компетенцией, студенту необходимо иметь мотивацию к работе над проектами. Мотивация к деятельности и к личным достижениям, на наш взгляд, является ведущим элементом образовательного процесса.

Словарь профессионального образования определяет мотивацию как внешнее или внутреннее побуждение субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения. В том же источнике отмечено, что «мотивация учения формируется под влиянием всей системы педагогических воздействий, но прежде всего она воспитывается в процессе непосредственной учебной деятельности. Воспитание положительной мотивации зависит от содержания обучения, организации учебного процесса, личности преподавателя» [2].

На начальном этапе обучения в вузе студенты чаще всего имеют ярко выраженную мотивацию. И в дальнейшем крайне важно следить

за тем, чтобы они ее не утратили. Будущий бакалавр должен представлять, что профессионал в области рекламы и связей с общественностью должен знать, уметь и чем владеть. Он должен стремиться к личным достижениям и развивать свои уникальные качества, которые окажут влияние на будущее трудоустройство и карьеру.

На наш взгляд, развитию готовности будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью к проектной деятельности будут способствовать разработка и внедрение в образовательный процесс педагогических технологий, отражающих идеи личностно-ориенти-рованного и компетентностного подходов. Так как именно они, по утверждению Т. Ю. Тихоновой, признают приоритет индивидуальности, самоценности студента, который изначально является субъектом образовательного процесса; соотносятся на всех его ступенях с закономерностями профессионального становления личности; их содержание определяется уровнем развития современных социальных, информационных, производственных технологий и конгруэнтно будущей профессиональной деятельности [7].

По нашему мнению, одной из эффективных личностно-ориентированных технологий, способствующих развитию готовности к проектной деятельности наряду с модульно-рей-тинговым обучением и кейс-методом, является электронное портфолио.

В педагогической науке существует множество трактовок портфолио. Применительно к системе высшего образования под портфолио понимается «систематический и специально организованный сбор доказательств, который служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления ее результатов для текущей оценки компетент-ностей или конкурентоспособного выхода на рыноктруда» [6. С. 46].

Мы под технологией портфолио имеем в виду «практический замысел, предполагающий самостоятельное целеполагание, планирование, выполнение и оценку деятельности в индивидуальной работе студентов во внеаудиторное время» [6. С. 148].

Портфолио, по мнению исследователей, предназначено для подключения внутренних ресурсов субъекта, его мотивации на их создание, для культивирования и использования в целях развития своей профессиональной уникальности и конкурентоспособности [7].

В связи с этим, на наш взгляд, важно применение электронного портфолио, которое является не только результатом работы студента, но и инструментом «демонстрации и оценивания его профессионального и личностного роста». Электронное портфолио может дополнять контрольно-оценочные средства при проведении экзаменов по профессиональным модулям в рамках освоения образовательной программы.

Под электронным портфолио мы будем понимать совокупность работ студента, собранных с применением электронных средств и носителей, представленных либо на цифровом носителе информации (CD/DVDdisk), e-portfolio, либо в виде web-сайта [3].

Преимуществами, по мнению ряда авторов, электронного портфолио являются возможность представить большой объем информации, компактность его хранения, возможность мультимедийного представления и визуализации различных объектов, возможность создания четкой структуры и внесения оперативных изменений.

При разработке электронного портфолио, по мнению Л. В. Лесниковой, Е. В. Гаврило-вой, студентам следует придерживаться следующих принципов: самооценка результатов; систематичность и регулярность самомониторинга, структуризация и логичность материалов представленных портфолио; целостность и тематическая завершенность материалов; наглядность и обоснованность презентации портфолио, доступность и технологичность электронного обеспечения.

В целом, актуальность и необходимость повсеместного внедрения электронного портфолио, обозначилась с переходом высшей школы на федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО, ФГОС 3+). Министерство образования и науки Российской Федерации в письме от 20 августа 2014 г. № АК-2612/05 «О федеральных государственных образовательных стандартах» призвало вузы обеспечить электронно-образовательной средой, в том числе сформировать электронные портфолио студентов [1]. Но отметим тот факт, что по направлению бакалавриата «Реклама и связи с общественностью» на сегодняшний день нет обновленных текстов ФГОС ВО, приведенных в соответствие с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3. Поэтому роль электронного портфолио пока никак не регламентирована в данном направлении подготовки. Но мы считаем, что

для таких творческих видов деятельности, как реклама и связи с общественностью, электронное портфолио является наиболее актуальной технологией, которая нуждается в разработке и в дальнейшем распространении ее методических рекомендаций.

В результате анализа требований образовательных стандартов, методики применения электронного портфолио и современных тенденций, описанных в научной литературе, мы пришли к следующим выводам.

Во-первых, внедрение технологии электронного портфолио в образовательный процесс является наиболее гармоничным инструментом для формирования компетенций проектной деятельности в рамках подготовки бакалавров рекламы и связей с общественностью. Связано это с тем, что формирование студенческого электронного портфолио может быть представлено как проектное задание, а работа над его содержанием и продвижением как РЯ-проект. Анализ литературы показал, что проектная деятельность является обязательной составляющей портфолио: «от обучающихся требуются умения организовать свое время, свои мысли; глубокое проникновение в процессы познания, критики и рефлексии относительно целого спектра дисциплин и собственной деятельности; принятие участия в установлении стандартов и требований к проекту; распределение функциональных обязанностей в группе, выполняющей проект, нахождение своего места в проекте» [9].

Во-вторых, портфолио формируется в течение всего периода обучения в вузе. Начинать работу над портфолио, по нашему мнению, необходимо с первого курса. Это обусловлено тем, что данная технология является современной эффективной формой самооценки деятельности результатов образовательной деятельности студентов, а также способствует мотивации к образовательным достижениям и самообразованию, рефлексии своих профессиональных компетенций в сфере рекламы и связей с общественностью, повышению уровня конкурентоспособности студентов [9]. На старших курсах электронное портфолио позволяет будущему бакалавру профессионально подойти к оценке собственных достижений, выстроить личност-но-творческую траекторию успешности, что является важной составляющей рейтинга будущего специалиста на рынке труда.

В-третьих, выполнение условия размещения электронного портфолио студентов на

сайте выпускающей кафедры, на наш взгляд, является принципиальным условием для самопрезентации самого структурного подразделения вуза. А организация доступа выпускника к страницам своего портфолио в дальнейшем позволит презентовать свои достижения уже в профессиональной деятельности. Это даст возможность кафедре повышать свой уровень организации учебного процесса, отслеживая индивидуальный прогресс и специфику профессиональной мобильности и карьерных траекторий своих выпускников.

В четвертых, электронное портфолио студентов при его комплексном PR-продвижении дает возможность привлечь потенциальных работодателей.

Анализ литературы показал [3; 9], что создание электронного портфолио является сложной процедурой, требующей реализации определенных этапов. В педагогической науке мы столкнулись с отсутствием единого подхода к данному вопросу. Рядом авторов (А. А. Шехонин, В. А. Тарлыков и др.) определены необходимые инвариантные этапы формирования портфолио, к которым относятся [9] следующие.

1. Организация и планирование. Это начальная стадия развития портфолио. Обучающиеся должны с помощью преподавателя понять цель портфолио, его статус как средства контроля и оценки собственного развития.

2. Собирание. Этот процесс представляет собой собирание значимых материалов, отражающих образовательный опыт обучающихся и цели сбора материалов.

3. Осмысление. Помимо письменной рефлексии обучающихся, портфолио также должно содержать и материалы, основанные на мнениях других экспертов.

По мнению тех же исследователей [9], наиболее полную процедуру создания портфолио предложил зарубежный ученый Н. С. Barrett. Он выделил следующие этапы.

1. Определение содержания портфолио и целей его формирования. Вся деятельность по созданию и использованию портфолио строится в зависимости от поставленных в ее рамках целей. Чем четче проявлено основание необходимости создания портфолио, чем конкретнее поставлены цели его использования, тем более вероятно достижение успешных результатов на всех последующих этапах. И, наоборот, если при работе на следующих этапах результаты отсутствуют или ниже запланированных, это является указанием на то, что работа по

мотивации и целеполаганию была проведена некачественно.

2. Накопление, сбор артефактов (подтверждения компетентности). Исходя из разработанной структуры портфолио, необходимо наметить организационный план работы, обеспечивающей поиск, сбор необходимых материалов. План должен содержать сроки, мероприятия и ответственных за их выполнение. Это может быть индивидуальный или групповой план.

3. Отбор информации. Просмотр и оценка собранных артефактов и определение тех, которые демонстрируют достижения согласно выбранным критериям и внешним требованиям. На этом этапе основная задача - отобрать материал в портфолио, перевести его в электронную форму, отобрать программное обеспечение, соответствующее задачам, условиям демонстрации и хранения. Поэтому на этом этапе уместны формы работы, которые предполагают совместную деятельность по поиску, обсуждению, корректировке, уточнению разделов портфолио, консультированию.

4. Рефлексия. Оценка собственного роста, а также недостатков собственного развития. Написание рефлексивных материалов портфолио. Для рабочего портфолио рефлексия производится в ключевых точках обучения, например, по завершению освоения некоторых законченных фрагментов предметных областей. Для портфолио, используемого для трудоустройства, рефлексия предваряет описание практики или реальной работы по специальности. Для оценочного портфолио рефлексия представляется в виде рецензии. Ее суть в фиксации успехов и трудностей, проявленных в практике. Для организации рефлексии деятельности можно использовать такие формы и методы, как групповая и индивидуальная работа, обсуждения на семинарских занятиях, письменные работы.

5. Перспективная оценка. Сравнение собственных позиций с внешними требованиями и определение целей на будущее. Это способствует профессиональному росту и стимулирует потребность в непрерывном образовании.

6. Презентация. Презентация - это представление материалов портфолио-продукта лицам, заинтересованным в информации о достижениях его владельца, планах по его дальнейшему саморазвитию. Такими заинтересованными лицами могут быть сверстники, родители, работодатели, преподаватели, другие внешние эксперты. В зависимости от формы и

аудитории презентация портфолио может быть различной. Подготовка этого этапа может сопровождаться различными тренингами и консультациями по формированию необходимых знаний, навыков создания и презентации портфолио. Однако в любом случае она должна завершаться получением обратной связи и рефлексией по поводу того, достигнуты ли поставленные цели, а также планированием будущих действий по развитию портфолио.

С целью разработки эффективной версии электронного портфолио нами был проведен мониторинг его распространенности и валид-ности на официальных сайтах высших учебных заведений г. Челябинска. В связи с тем, что данное требование к образовательному процессу -довольно новое явление, не все вузы успели его выполнить. Но практически на всех сайтах в доступе находится нормативный документ, обеспечивающий правовое поле студенческого электронного портфолио. Исполнительностью отличились такие университеты, как ЧелГУ, УрАО, ЮУГМУ, ЧГАКИ, РБИУ.

В нашем случае преподавательский состав УралГУФК, работающий в направлении подготовки «Реклама и связи с общественностью» в соответствии с требованиями ФГОС ВО предпринял попытку последовательно организовать и реализовать электронное портфолио студентов, опираясь на предложенные выше этапы.

В рамках определения целей электронного портфолио, разработки его структуры и содержания материалов нами были созданы две рабочие группы. В первую вошли студенты, а вторая состояла из преподавателей-экспертов выпускающей кафедры.

На первом этапе преподаватели Т. Ю. Тихонова и Д. В. Кириченко определили основания необходимости создания электронного портфолио, его субъектов (владелец и организатор), цель использования и план мотивации студентов. Используемой организационной формой стал проектный семинар с участием профессорско-преподавательского состава.

Были выделены следующие основания необходимости создания электронного портфолио студентов.

1. Соответствие требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 и письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2014 г. № АК-2612/05 «О федеральных государственных образовательных стандартах».

2. Высокая роль электронного портфолио в рамках научно-исследовательских работ «Разработка технологии портфолио для студентов спортивных вузов: мотивационный и содержательный этапы» [7] и «Развитие готовности к проектной деятельности будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью в образовательном процессе вуза».

В результате коллективной работы была определена цель электронного портфолио студентов направления подготовки рекламы и связей с общественностью: представить результаты деятельности будущих бакалавров, обозначить личностные достижения и выявить сформированные профессиональные компетенции, сопровождать студента в рамках рефлексии и саморазвития.

Были определены субъекты электронного портфолио. Ими стали:

- субъект-владелец - студент выпускающей кафедры;

- субъект-организатор - профессорско-преподавательский состав кафедры.

На проведенном организационном собрании студенческой группы была предложена главная мотивация в реализации электронного портфолио, ей стало представление <^еЬ-портфолио» как часть РЯ-проекта.

Второй этап предполагал разработку структуры и содержания электронного портфолио для студентов направления подготовки «Реклама и связи с общественностью». При их разработке мы опирались на требования ФГОС ВО третьего поколения и на материалы вузов (СПБГУ, МПГУ, СКФУ и др.), имеющих типовые прошедшие успешную апробацию структуры, а также свои наработки. В результате нами была предложена следующая структура электронного портфолио (рисунок).

Разработанный нами вариант электронного портфолио включает в себя гипертекст, который обладает структурированностью, открытостью и гибкостью, что при дальнейшей рефлексии даст возможность модифицировать портфолио и строить различные визуализации контента. Отметим, что перспективная возможность электронного портфолио - гипертекстовая технология построения, которая обеспечивает связь между компонентами в виде перекрестных ссылок.

В свою очередь, мы предложили разбить основную часть электронного портфолио студента на четыре раздела: автобиография, учебная

деятельность, научно-исследовательская работа, общественная деятельность.

Студенческие Web-портфолио

I

Год выпуска

2016 2017

ФИО студента

ФИО студента

ФИО студента

ФИО студента

Автобиография, резюме

Учебная деятельность

Научно-исследовательская работа

Общественная деятельность

Структура электронного портфолио студентов направления подготовки «Реклама и связи с общественностью»

Автобиография будущего бакалавра рекламы и связей с общественностью, на наш взгляд, должна представлять собой автобиографические сведения, написанные от первого лица в свободной форме лично студентом. В этом разделе указывается информация «о себе»: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения; полученное образование и дополнительное образование; трудовая деятельность; сведения о семейном положении; отношение к воинской обязанности; свои жизненные планы, интересы, хобби и увлечения.

Раздел об учебной деятельности «Мои достижения» предполагает публикацию сведений о результатах обучения: средний бал, рейтинг; места прохождения и результаты учебно-производственных практик и характеристики с баз практик, рекомендательные и благодарственные письма.

Научно-исследовательская работа раскрывает сведения об участиях студента в научно-практических конференциях различного уровня, студенческих конференциях, семинарах и конкурсах, олимпиадах; участие в различные исследовательских и РЯ-проектах; участие в издательской деятельности. В этом разделе публикуются аннотации к работам, полученные грамоты, сертификаты и дипломы.

Общественная деятельность может включать материалы об участии в деятельности творческих коллективах вуза, конкурсах, фестивалях, волонтерской деятельности, самоде-

ятельности, а также в различных формах студенческого самоуправления. Студенты могут указать и свои спортивные достижения.

Для ознакомления студентов с требованиями к структуре и содержанию электронного портфолио было проведено организационное собрание группы. Вместе со студентами был разработан организационный групповой план работы, обеспечивающий поиск и сбор необходимых материалов. Были определены сроки и ответственные за их выполнение.

Следующие этапы в работе над электронным портфолио: пробы в презентации и презентация в рамках цели создания и использования - были реализованы в конце VII семестра.

Оценку результатов электронного портфолио, а также рефлексию деятельности студента, на наш взгляд, целесообразно проводить перед защитой выпускной квалификационной работы.

Таким образом, наше исследование показало, что особенностью электронного портфолио будущего бакалавра рекламы и связей с общественностью является создание среды, обеспечивающей возможности для развития профессионального потенциала студента и его самореализации.

Представление студентам электронного портфолио как части PR-проекта являлось заданной мотивацией - это достаточно простимулировало их на активную проектную деятельность, тем самым формируя нужные компетенции.

Однако, реализовав часть этапов, мы также столкнулись и с объективными трудностями в подготовке электронного портфолио студента. А именно - отсутствие требований к структуре, содержанию и месту его размещения. Последнее рассматривается с позиции размещения портфолио на разных платформах сети Интернет. Но в силу того, что формирование портфолио предусматривается требованиями Министерства образования РФ, размещение его гиперссылок было бы целесообразно на официальном сайте вуза, web-страницах кафедры, находящихся в общем доступе. Но мы в этой позиции сталкиваемся с юридическим понятием конфиденциальности, которое закрывает для нас одну из основных целей портфолио, заключающуюся в продвижении выпускников и студентов на рынке труда.

Администрация УралГУФК предлагает альтернативный вариант базовой платформы -электронную информационно-образователь-

ную среду - tandem E-learning, который является скрытым электронным порталом, предназначенным для профессорско-преподавательского состава вуза и его студентов.

Тем не менее, как показало исследование, использование технологии электронного порт-фолио в процессе подготовки будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью оказывает существенное влияние на их дальнейшее профессиональное самоопределение. В процессе работы над портфолио в реальных

интерактивных условиях у студентов развивается готовность к проектной деятельности.

Внедрение в образовательный процесс технологии электронного портфолио обеспечивает должное и соответствующее духу времени качество образования, а также дает возможность использования инновационных методов в обучении, что является приоритетными с точки зрения модернизации системы современного образования.

Список литературы

1. О Федеральных государственных образовательных стандартах : письмо (с прил.). 20.08.2014 г. № АК-2612/05 // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов. -URL: http://fgosvo.ru/news/3/380.

2. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова // Словари и энциклопедии на Академике. - URL: http:// professional_education.academic.ru/1583.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Лесникова, Л. В. Электронное портфолио студента: методические рекомендации / Л. В. Лесникова, Е. В. Гаврилова. - Катайск, 2012. - 38 с.

4. Мелковая, Н. В. Организация проектной деятельности c дошкольниками / Н. В. Мелко-ва // Открытый класс - сетевые образовательные сообщества. - URL: http://www.openclass.ru/ pages/186225.

5. Митрофанова, Е. А. Подготовка студентов педагогического колледжа к проектной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Митрофанова. - Саратов, 2005. - 23 с.

6. Тазутдинова, Э. X. Учебный портфолио в системе подготовки студента к будущей педагогической деятельности : дис. ... канд. пед. наук / Э. X. Тазутдинова. - Казань, 2010.- 200 с.

7. Тихонова, Т. Ю. Разработка технологии портфолио для студентов спортивных вузов: мо-тивационный и содержательный этапы / Т. Ю. Тихонова // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. - 2011. -№ 13 (230). - С. 56-61.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» // «Российское образование» - федеральный портал. - URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/fgos/pr_ fgos_2009_ pv_25m. pdf.

9. Шехонин, А. А. Оценка образовательных результатов в процессе формирования портфолио студента / А. А. Шехонин, В. А. Тарлыков, И. В. Клещева, А. Ш. Багаутдинова. - СПб., 2014. -80 с.

Сведения об авторах

Кириченко Дарина Валерьевна - преподаватель кафедры педагогики, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия. [email protected]

Тихонова Татьяна Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия. darikiri@ yandex.ru

Bulletin of ChelyabinskState University. 2016. No. 7 (389). Philology Sciences. Issue 101. Pp. 72-80.

THE USE OF ELECTRONIC PORTFOLIOS IN THE PREPARATION OF BACHELORS OF ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS

D. V. Kirichenko

UralState UniversityofPhysicalEducation. Chelyabinsk, Russia. [email protected]

T. Yu. Tikhonova

UralState UniversityofPhysicalEducation, Chelyabinsk, Russia. [email protected]

Substantiates the urgency of forming an electronic portfolio of future bachelors «Advertising and public relations. Due to the system-wide requirements of the Federal state educational standards for the implementation of undergraduate programs, technology electronic portfolio meets the objectives of the organization learning through information and educational environment and is an effective mean for solving design problems in the educational process of the university. Also relying on the competence-based approach, we consider the electronic portfolio of technology as an effective option of formation of professional competence of project activities. In this article we show that the electronic portfolio is a significant motivation to educational activity, expressive indicator and demonstration of students' professional skills. Including the implementation of the educational process of this technology allow us to determine the starting level of the formation of the future bachelors of professional mobility and ready to project activities. Final result of the study is presented in the form of the scheme web-portfolio of the future bachelor of advertising and public relations.

Keywords '.project, projectactivities, motivation, portfolio, electronic portfolio.

References

1. O Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartah : pis'mo. 20.08.2014 g. № AK-2612/05 [About the Federal State Educational Standard : letter. 08/20/2014 number of AK-2612/05]. Portal Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov [Portal of the Federal state educational standards]. Available at: http://fgosvo.ru/news/3/380, accessed28.01.2016. (InRuss.).

2. Vishnjakova S.M. Professional'noe obrazovanie. Slovar'. Kljuchevye ponjatija, terminy, aktual'naja leksika [Professional education. Dictionary. Key concepts, terminology, current vocabulary]. Slovari i jenciklopedii na Akademike [Dictionaries and encyclopedias on the Akademik]. Available at: http://professional education.academic.ru/1583, accessed 28.01.2016. (In Russ.).

3. Lesnikova L.V., Gavrilova E.V. Jelektronnoe portfolio studenta: metodicheskie rekomendacii [Electronic student portfolio: methodological recommendations]. Kataysk, 2012. 38 p. (In Russ.).

4. Melkovaja N.V. Organizacija proektnoj dejatel'nosti c doshkol'nikami [Organization of project activities with preschoolers]. Otkrytyj klass - setevye obrazovatel'nye soobshhestva [Open Class - Network learning communities]. Available at: http://www.openclass.ru/pages/186225, accessed 28.01.2016. (InRuss.).

5. Mitrofanova E.A. Podgotovka studentovpedagogicheskogo kolledzha kproektnoj dejatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Preparation of students of pedagogical college to the project activity]. Saratov, 2005. (In Russ.).

6. Tazutdinova Je.H. Uchebnyjportfolio v sistemepodgotovki studenta k budushhejpedagogicheskoj dejatel'nosti : dis... kand. ped. nauk [Training portfolio in the system of preparation of students for future educational activities]. Kazan, 2010. (In Russ.).

7. Tihonova T.Ju. Razrabotka tehnologii portfolio dlja studentov sportivnyh vuzov: motivacionnyj i soderzhatel'nyjjetapy (na materiale russkogo yazyka) [Development of a portfolio of technology for students of sports high schools: pithy and motivational stages (on the material of the Russian language)]. VestnikJuzhno-Ural'skogo Gosudarstvennogo Universiteta [Bulletin of the South Ural state university], 2011, no. 13 (230), pp. 56-61. (InRuss.).

8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki «Reklama i svjazi s obshhestvennost'ju» [Federal state educational standard of higher professional education on specialty «Advertising and public relations»]. «Rossijskoe obrazovanie» - federal'nyj portal [«Russian Education» - Federal Portal]. Available at: http://www. edu.ru/db/portal/spe/fgos/pr_ fgos_2009_pv_25m. pdf, accessed 28.01.2016. (In Russ.).

9. Shehonin A.A., Tarlykov V.A., Kleshheva I.V., Bagautdinova A.Sh. Ocenka obrazovatel'nyh rezul'tatov v processe formirovanija portfolio studenta [Evaluation of educational results in the formation of the student's portfolio]. Saint Petersburg, 2014. 80 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.