УДК 659.4 + 659.1 + 378.016/659 ББК Ч600.6 + Ч448.027
Плотникова Ольга Александровна
соискатель кафедра маркетинговых коммуникаций Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) г. Челябинск Plotnikova Olga Aleksandrovna PhD student of the department of Marketing communication South Ural State University (National Research University)
Chelyabinsk
rikmasha@mail.ru
Проектирование как метод формирования профессионально-проектной культуры будущего бакалавра по направлению подготовки «Реклама и
связи с общественностью»
Project design as a method of forming professional and project culture of future Bachelor of «Advertisement and Public Relations»
В статье раскрыто содержание профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью», определена важность проектной деятельности бакалавров-профессионалов в данной сфере деятельности, представлено понятие профессионально-проектная культура бакалавра по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью», описана методика применения методов проектов для формирования компонентов профессионально-проектной культуры бакалавра в данной области.
The article describes the content of the professional activity of the Bachelors of the profiles «Advertisement and Public Relations», established the importance of the project activity conducted by the Bachelors in this sphere of activity, established the notion of the professional and project culture of Bachelors of «Advertisement and Public Relations», described the methodology of the project method application to form the components of professional and project culture of the Bachelors in the field.
Ключевые слова: бакалавр по рекламе и связи с общественностью, профессионально-проектная культура бакалавра, проектирование, метод проектов, формирование.
Key words: undergraduate student of advertising and PR, project-professional culture of undergraduate students, design, project method, development.
Профессиональная деятельность бакалавров в сфере рекламы и связей с
общественностью, согласно Федеральному государственному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью», направлена на решение ряда профес-
сиональных задач в соответствии с различными видами профессиональной деятельности, среди которых можно выделить [1]:
- организационно-управленческую (участие в управлении и организации работы рекламных служб и служб по связям с общественностью; осуществление оперативного планирования и оперативного контроля за рекламной работой, деятельностью по связям с общественностью; участие в формирование эффективных внутренних коммуникаций и т.д.);
- коммуникационную (участие в создании эффективной коммуникационной инфраструктуры организации; участие в планировании, подготовке и проведении коммуникационных кампаний и мероприятий);
- рекламно-информационную (разработка, подготовка в выпуск, производство и распространение рекламной продукции и материалов в сфере связей с общественностью);
- рыночно-исследовательскую и прогнозно-аналитическую (участие в организации и проведении маркетинговых исследований, социологических исследований; сбор и систематизация научно-практической информации по теме исследования в области рекламы и связей с общественностью и т.д.);
- проектную (участие в создании проектов или отдельных мероприятий в сфере рекламы и связей с общественностью).
Конечным результатом деятельности бакалавра-профессионала в сфере рекламы и связей с общественностью является информационный продукт -целостно спроектированная рекламная кампания или кампания в сфере связей с общественностью. В связи с этим можно сказать, что проектная деятельность бакалавра в данной сфере является ключевой и состоит из участия в проектировании программ и отдельных мероприятий в области рекламы и связей с общественностью, обеспечения средств и методов реализации проектов, участия в организации работы проектных команд, подготовки проектной и сопутствующей документации (технико-экономического
обоснования, технического задания, креативного брифа, соглашения, договора, контракта и т.д.).
ГТ1 Г* '
1аким образом, одной из важнейших целей образовательного процесса в высшем учебном заведении при подготовке бакалавров по направлению «Реклама и связи с общественностью» является формирование профессионально-проектной культуры.
Профессионально-проектная культура бакалавра по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» - это профессиональноличностные качества, включающие совокупность профессиональных знаний, адекватные им функциональные умения и навыки проектирования, психологическая готовность проявлять в практическом проектировании инновационные подходы, находить нестандартные и креативные решения задач в области рекламы и связей с общественностью, морально-личностные качества, определяющие готовность бакалавра-профессионала действовать в условиях неполноты предпроектных данных и рисков, прогнозировать последствия принимаемых проектировочных решений, не только осознавать, но и быть готовым нести ответственность за последствия своих профессиональных действий [3].
При формировании профессионально-проектной культуры бакалавров в сфере рекламы и связей с общественностью в образовательном процессе необходимо применять комплексную методику, которая имеет профессиологический и междисциплинарный характер, включает комплекс дидактических методов, технологий, реализуемых как в аудиторной, так и в неаудиторной деятельности. Среди них выделены монологичные, диалогичные, проблемные, проектные, игровые, тренинговые и рефлексивные методы. Одним из важнейших и эффективных методов формирования профессиональнопроектной культуры бакалавра по направлению «Реклама и связи с общественностью» является метод проектов.
Проектирование - это деятельность человека или организации по созданию проекта, конечного продукта, то есть прототипа, прообраза
предполагаемого или возможного объекта, состояния. Проектирование в сфере рекламы и связей с общественностью предполагает создание информационного продукта, а именно создание эффективной целостной рекламной кампании или кампании в сфере связей с общественностью.
Метод проектов активно используется в подготовке бакалавров по направлению «Реклама и связи с общественностью» для формирования профессионально-проектной культуры и представляет собой самостоятельную разработку и реализацию рекламной кампании и кампании в сфере связей с общественностью.
Основной целью применения данного метода при подготовке бакалавров в данной сфере является предоставление студентам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Педагогу в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации [4].
Метод проектов является творческим заданием и формирует все компоненты профессионально-проектной культуры бакалавров по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью». Проектирование ведется группой студентов и поэтому способствует созданию атмосферы психологического комфорта, воспитывает ответственность, учит креативности и самостоятельному принятию решений, формирует навыки, необходимые в профессиональной деятельности. Сложность заданий для проектов определяется в зависимости от возможностей и интересов студентов и контролируется преподавателем.
Метод проектов предполагает использование дополнительных методов, таких как ролевые игры, исследования, метод ситуационного анализа, дискуссии.
Ролевая игра является одним из средств формирования профессиональнопроектной культуры бакалавра по рекламе и связям с общественностью и обычно носит прикладной характер и включает задачи ситуационного модели-
рования по актуальным проблемам. Цель игры - в имитационных условиях дать студенту возможность самостоятельно добыть и использовать информацию. Ролевые игры особенно эффективны в процессе профессионального обучения, когда проигрывается комплекс функций, вытекающих из будущих должностных обязанностей.
Метод исследования - это получение информации по заданным вопросам в сфере рекламы и связей с общественностью для решения исходных задач.
Метод ситуационного анализа учит студентов в сфере рекламы и связей с общественностью оценивать сконструированные преподавателем реальные ситуации из профессиональной практики, выявлять их сильные и слабые стороны,
Ч_/ V/ 1 ч_/
использовать положительный опыт в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, вырабатывать свою точку зрения на проблемы.
Дискуссии - это обсуждения, в ходе которых путем сопоставления различных точек зрения происходит поиск единого мнения для возможно правильного решения спорного вопроса в сфере рекламы и связей с общественностью. Дискуссия предполагает наличие практически и теоретически значимой проблемы для обсуждения. Для того чтобы участвовать в дискуссии, бакалавру необходимо обладать определенным набором навыков в сфере рекламы и связей с общественностью [2].
Проектирование как метод во многом отличается от методов аудиторной деятельности. Существует определенная специфика проектирования:
1. Единство теории и практики. Разработка и реализация рекламного проекта и проекта в сфере связей с общественностью представляет собой самостоятельный вид практической деятельности, осуществляемой с опорой на знания, полученные как в рамках учебных дисциплин и практик, так и в результате самостоятельного исследования.
2. Кроссдисциплинарность осуществляемых проектов предполагает совмещение знаний и умений, полученных в ходе изучения различных дисциплин.
3. Неформальный характер взаимодействия стимулирует студентов.
Участие их в проектах носит добровольный характер и не является обязательным условием при сдаче экзаменов и зачетов. Неформальное общение дает студентам возможность реализовать навыки и умения, проявлять творчество, индивидуальные особенности, дает возможность партнерского общения друг с другом и преподавателем и оптимизирует формирование компонентов профессионально-проектной культуры.
4. Возможность выхода на контакт с коллегами на основе профессиональных интересов.
5. Принцип соревновательности как дополнительная мотивация к участию в проектной деятельности. Эффективность данного принципа подтверждается результатами участия в различных мероприятиях [5].
Проектировочная работа проходит как индивидуально, так и малыми группами, каждая из которых разрабатывает собственный проект. Таким образом, происходит отработка навыков коллективной и индивидуальной самостоятельной работы. После выполнения готовый проект презентуется всей группе для рецензирования. Публичное обсуждение и защита своего проекта повышают роль самостоятельной работы и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Кроме того, данная система организации практических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские и профессионально направленные элементы, способствующие формированию профессиональнопроектной культуры будущего бакалавра по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью».
Таким образом, для формирования профессионально-проектной культуры необходимо использовать комплекс методов по организации аудиторной и внеаудиторной деятельности. Метод проектов является одним из необходимых, применяемых в образовательном процессе в вузе, способствующий формированию компонентов профессионально-проектной культуры будущего бакалавра по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью».
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки бакалавра 031600 «Реклама и связи с общественностью» - утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации № 221 от 29 марта 2010 г. - 27с.
2. Базарова, А.А. Особенности применения метода учебной дискуссии на занятиях по иностранному языку в вузе [Текст] / А.А. Базарова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.) - СПБ.: Реноме, 2012. - С. 306-308.
3. Васильева, В.Д. Проектная культура как цель профессиональной инженерной подготовки / Д.В. Васильева // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 2. - С. 256-261.
4. Кочетурова, Н. Метод проектов в обучении языку: теория и практика [Электронный ресурс]. - URL: http://itit.edu.nstu.ru/aricle4.php (дата обращения
12.10.2013).
5. Семенова, Л.М. Имиджелогическая подготовка специалиста по связям с общественностью в вузе: монография / Л.М. Семенова. - Челябинск: Издательский Центр ЮУрГУ. - 2010. - 294 с.
Bibliography
1. Federal State Educational Standard of Higher Professional Education. Profile no. 031600 «Advertisement and Public Relations» - approved by the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation no. 221 d.d. Match, 29th, 2010 - p. 27.
2. Bazarova, A.A. The peculiarities of applying the scientific discussion methods during the foreign languages lessons at a university [Text] / A.A. Bazarova // Education theory and practice in the modern world: materials of the international scientific conference (Saint-Petersburg, February 2012) - Spb.: Renome, 2012. - P. 306-308.
3. Vasilieva, D.V. Project culture as an aim of professional engineering preparation / D.V. Vasilieva // Knowledge. Understanding. Skill. - 2012. - № 2. -
P. 256-261.
4. Kocheturova, N. Project method in teaching languages: theory and practice [Electronic resource]. - URL: http://itit.edu.nstu.ru/aricle4.php (date of address
12.10.2013).
5. Semenova, L.M. University magelogic preparation of a Public Relations specialist: monograph / L.M. Semenova. - Chelyabinsk: SUSU publishing center. -2010. - 294 p.