ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378. 147 С. Ю. Залуцкая
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАКАЛАВРА ПО РЕКЛАМЕ И СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Раскрываются современные требования российских государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования к бакалавру рекламы и связей с общественностью как творческой личности. Обосновывается необходимость воспитания творческой личности в высшей школе в условиях стандартизации учебного процесса. Представлены отдельные научные теории природы и механизмов креативности как формы выражения сущности человека, в частности концепция Дж. Гилфорда, которую впоследствии совершенствовал Е. П. Торранс. Дан анализ понятия «креативность» как одного из основных в характеристике специалиста в области общественных коммуникаций. Описаны компоненты творческой личности менеджера по рекламе и связям с общественностью: способности, умения, навыки, качества, - позволяющие нестандартно и продуктивно решать разнообразные жизненные и производственные задачи. Перечислены барьеры творческой деятельности специалиста, препятствующие раскрытию его творческого потенциала.
Также раскрываются отдельные педагогические условия формирования готовности обучаемого к творческому саморазвитию в профессиональной и социальной сферах: создание проблемных ситуаций в процессе обучения, решение профессиональных ситуационных задач, использование проектного метода обучения, организация научно-исследовательской деятельности бакалавров, дополнительное образование для одарённых студентов и другое.
Ключевые слова: творчество, креативность, творческие способности, бакалавр рекламы и связей с общественностью, профессиональная подготовка.
S. Yu. Zalutskaya
Bachelor’s Professional Activity in Advertising and Public Relations in the Context of the Theory of Creative Self-Development
Russian modem requirements of state educational standards of higher education to the Bachelor of Advertising and Public Relations as a creative personality are disclosed. The necessity of education of creative personality in higher school in terms of standardization of educational process is proved. Several scientific theories of the nature and mechanisms of creativity as a form of expression of the essence of man, particularly the concept of J. Guilford, which subsequently was perfected by E. P. Torrance, are presented. An analysis of the concept of “creativity” as one of the main characteristics of a specialist in the field of public communications is given. The components of the creative personality as the manager of advertising and public relations are described: abilities, skills, quality - with a help of which life and various production tasks can be solved precariously and productively. Barriers of artistic activity of a specialist, preventing the development of his artistic potential are enumerated.
Also some pedagogical conditions of formation of student’s preparedness to creative evolution in professional and social areas are revealed: creation of problem situations in the course of training, solution of professional situational problems, teaching project method usage, organization of bachelors’ research activities, additional education for gifted students and other.
Key words: creation, creativity, artistic skills, Bachelor of Advertising and Public Relations, professional training.
ЗАЛУЦКАЯ Светлана Юрьевна - к. п. н., доцент, ZALUTSKAYA Svetlana Yurievna - Candidate of профессор кафедры методики преподавания русского языка Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the
и литературы ФЛФ СВФУ им. М.К. Аммосова. Department of Russian Language and Literature Teaching
E-mail: zs-saha@mail.ru Methods, Faculty of Philology, the North-Eastern Federal
University named after M.K. Ammosov. E-mail: zs-saha@mail.ru
Современные условия подготовки кадров высшей квалификации предполагают ориентацию на требования федеральных государственных стандартов, разработанных с учётом основных принципов Болонского соглашения. В содержании ФГОС ВПО помимо прочего отражены характеристики направления подготовки и профессиональной деятельности бакалавров, а также требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата, представленные как совокупность общекультурных и профессиональных компетенций выпускника. Сформированные в процессе обучения компетенции позволяют профессиональному сообществу определять качество подготовки бакалавров и степень их готовности к самостоятельному решению производственных задач. Чем полнее и точнее перечень базовых компетенций, обязательных для реализации всеми высшими образовательными учреждениями Российской Федерации, тем выше профессионализм кадров нового поколения, потенциально готовых и способных к работе как на российском, так и на европейском рынках труда.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью» (квалификация (степень) «бакалавр») [1] был утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации в 2010 г. и впервые в истории отечественной высшей школы объединил две самостоятельные, достаточно новые для российского образовательного пространства специальности «Реклама» и «Связи с общественностью». Анализ представленного для реализации в вузах документа показал, что не все определяемые спецификой профессиональной деятельности бакалавра рекламы и связей с общественностью компетенции нашли там своё отражение как базовые, обязательные для всех. Так, в частности, во ФГОС не включены творческие способности выпускника как одни из основных, значимых для качественного осуществления профессионального предназначения бакалавра в области общественных коммуникаций. Не указана также и его готовность к профессионально-творческому саморазвитию, подразумевающему «преобразование личностных и профессиональных качеств, необходимых для самоопределения, самосовершенствования, самообразования, самоактуализации, самосознания, самореализации личности на основе наиболее полного использования её творческих способностей и возможностей» [2, с. 32-33].
Однако необходимость отразить в государственном образовательном стандарте творческие способности и готовность к творческому саморазвитию бакалавра очевидна в контексте тех профессиональных задач,
которые он призван решать в соответствии с такими видами своей профессиональной деятельности, как, например, «проведение мероприятий по повышению имиджа организаций; ... подготовка креативного брифа; ... разработка, подготовка к выпуску, производство и распространение рекламной продукции, включая текстовые и графические, рабочие и презентационные материалы в рамках традиционных и современных средств рекламы» [1, с. 3-4]. Современные реалии требуют, чтобы менеджер рекламы и связей с общественностью новой формации был способен в условиях ужесточающейся конкуренции находить творческие решения профессиональных задач в области имидж-строительства, проектирования рекламных, пропагандистских, информационных и другого рода коммуникационных кампаний, копирайтинга, управления кризисными коммуникациями и других, требующих от личности инновационности, креативности, нестандартности.
Изучение проблемы формирования таких способностей в процессе обучения в вузе предполагает более подробное рассмотрение феномена творчества в контексте конкретной профессиональной деятельности. При этом следует иметь в виду, что в профессиональной сфере рекламы и связей с общественностью (паблик рилейшнз - PR) понятие «творческий» достаточно часто заменяется на «креативный» и употребляется для обозначения чего-то излишне экстравагантного, оригинального, вызывающего. Объясняется этот факт тем, что данная дефиниция относится к разряду явлений, интерпретации которых отличаются в различных областях научных знаний. Контент-анализ специализированной литературы по проблемам общественных коммуникаций показывает, что все имеющиеся определения понятия «креативный» подпадают под одну или более следующих категорий: талант, присущий отдельному человеку; творческий процесс; результат деятельности; общественное признание. Так, У Вордсворт точно охарактеризовал сущность креативности как индивидуального таланта, особого дара, когда назвал вдохновение «вспышкой света, мелькнувшей перед внутренним взором» [3, с. 17]. В то же время А. Костлер, мнение которого вызвало множество споров и критических высказываний, описал креативность как «случайное сведение воедино двух изначально не связанных между собой идей» [3, с. 18]. В качестве определения креативности он использовал механизм генерации творческих идей, когда комбинация изначально не связанных идей может послужить исходным материалом для идейного творчества. Эти размышления теоретиков и практиков творчества послужили причиной более подробного анализа феномена креативности и привели исследователей к выводу о том, что её нельзя автоматически приравни-
вать к генерации «творческой идеи» как таковой, что творческий процесс не исчерпывается креативностью, но принципиально значимыми аспектами нестандартной деятельности человека является «креативный подход» к решению проблемы и наличие конечного продукта, создаваемого в процессе творческой работы и играющего важную роль в определении креативности.
Концепция, пользующаяся особой популярностью после выхода работ Дж. Гилфорда, толкует креативность как универсальную познавательную творческую способность, в основе которой лежит принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивер-
генцией. Автор считал операцию дивергенции основой креативности, которую объяснял как «тип мышления, идущего в различных направлениях», и выделял четыре её основных параметра: 1) оригинальность
- способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы; 2) семантическая гибкость
- способность выявить основное свойство объекта и предложить новое свойство его использования;
3) образная адаптивная гибкость - способность изменять форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;
4) семантическая спонтанная гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей в нерегламентированной ситуации. Позже он охарактеризовал креативность шестью параметрами: «способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию идей; способность к продуцированию идей - гибкость; способность нестандартно отвечать на раздражители - оригинальность; способность к усовершенствованию путем добавления деталей; способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу» [4, с. 439-441].
Концепцию Дж. Гилфорда совершенствовал Е. П. Торранс, понимавший под креативностью способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего у него в ситуации дискомфорта, вызванного неопределенностью или незавершенностью деятельности. В творческий процесс исследователь включал такие обязательные элементы, как «появление чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии; фиксация данных проблем, поиск их решения, выдвижение гипотез; проверка, модификация и перепроверка гипотез; нахождение и сообщение результатов решения задачи» [5, с. 663-679].
Основоположников психологии творчества также интересовала проблема корреляции креативности и интеллекта. Ими была выявлена высокая положительная корреляция уровня ^ и уровня креа-
тивности, на основе которой следует иметь в виду, что для высокого развития творческих способностей необходим уровень умственного развития выше среднего, после достижения этого уровня дальнейшее его повышение не сказывается на креативности. Очень высокий уровень может мешать творчеству.
В теории творчества оказались возможны и другие подходы к объяснению природы креативности, например, рассмотрение её как особой активности личности, заключающейся в возможности выхода за пределы заданного [6]. Один из важных аспектов данного подхода - увлеченность, интерес личности к содержанию творческой деятельности, результатом которой является не воспроизведение бывших в опыте человека впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. Мозг не только сохраняет и воспроизводит прежний опыт человека, но он также комбинирует, творчески перерабатывает и созидает из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Творческая деятельность делает человека «существом, обращенным к будущему,
созидающим его и видоизменяющим свое настоящее» [7, с. 5]. Основой её является комбинирующая способность мозга, называемая воображением,
проявляемая во всех сторонах культурной жизни, делающая возможным художественное, научное и
техническое творчество.
Таким образом, со времен основоположников научной теории творчества на долгие десятилетия понятие «креативность» остаётся одним из самых дискуссионных в интерпретации различных исследователей творческих способностей человека. Современные научные представления о природе и
механизмах креативности также характеризуются плюрализмом определений и трактовок, что указывает на сложность и многоаспектность феномена творчества как формы выражения сущности человека. Ученые не достигли консенсуса по поводу того, существует ли вообще креативность, или она является научным конструктом? Самостоятелен ли процесс креативности, или это сумма других психических процессов? Учитывая концептуальную неопределенность данного понятия, обусловленную его содержательной неопределенностью, в сфере рекламы и связей с общественностью как творческих в основе своей видов профессиональной деятельности человека существует мнение, что «рабочее определение креативности должно, так или иначе, отражать одновременно процесс и конечный продукт этой деятельности. Более того, поскольку паблик рилейшнз представляет собой динамический процесс, протекающий внутри широкого сообщества, в определении также должна присутствовать ссылка на контекст окружения» [3, с. 19]. Отличительным признаком креативно мыслящего менеджера рекламного дела и
связей с общественностью должна быть способность быстро анализировать проблему и принимать правильное решение в нестандартной ситуации, используя при этом эффективные традиционные или инновационные технологии управления массовыми коммуникациями. В данном случае «инновации представляют собой практическое применение креативных идей для более эффективного осуществления задач организации» [8, с. 31].
Также основополагающими компонентами личности работника сферы общественных коммуникаций как творчески саморазвивающегося человека являются память, гибкое мышление, творческое воображение и интуиция, способность быстро осознавать суть проблемной ситуации, самостоятельно выдвигать проблему, видеть взаимосвязи, присущие проблеме, способность обнаруживать возможности комбинирования известных элементов деятельности для решения новых проблем, способность ясно видеть альтернативы способов решения проблемы и выбрать из них наиболее рациональную, способность распознавать, перегруппировывать, изолировать и комбинировать элементы деятельности и распределять их в последовательности, способность к быстрому и широкому обобщению объектов, отношений, действий, способность выдвигать гипотезы решения проблемы и другое. Среди критериев креативности менеджера по рекламе и РЯ называется и способность к символизации, в основе которой лежит умение выходить за рамки стереотипных ассоциаций, работать с широким семантическим полем. Также исследователями подчеркивается важность способности создавать продуктивные метафоры.
Портрет креативно мыслящего, творчески развитого специалиста-коммуникатора предполагает и ряд личностных качеств, присущих действительно преуспевающим творческим людям: инициативность, бесстрашие мысли, оптимизм, чувство юмора, настойчивость, трудолюбие, целеустремленность, упорство, бескорыстность, независимость от общественного мнения, коммуникабельность, склонность к решению сложных профессиональных задач, любознательность, наблюдательность, интерес к людям и мотивам их поступков. По оценкам отдельных зарубежных и отечественных специалистов в области теории творчества, такие люди эрудированны, разбираются в литературе, искусстве, истории, музыке, науке и политике, обладают способностью взглянуть на предмет с нестандартной точки зрения, разобраться в его сути, увидеть красоту в обычных для большинства вещах; они всегда пытаются дойти до причин происходящего, хорошо начитанны, самодисциплинированны, внимательно слушают других и живо интересуются происходящим вокруг. Они также ценят умение
убеждать, им до всего есть дело и с ними приятно общаться, это люди, любящие свою профессию и работающие с энтузиазмом.
Креативные профессионалы рекламы и РЯ не терпят клише, штампов, банальности, стремятся достичь совершенства и используют концепции общего для выделения частного; бескомпромиссны по отношению к качеству своей работы, у них достаточно сил и смелости, чтобы уничтожить продукт своего творчества, если он не «лучший из лучших» или не «гениален». Они знают, что способны породить великую идею - идею, вдруг возникшую, как кажется, ниоткуда, тонкую, глубокую, не похожую на другие. В теории творчества такое внезапное озарение принято называть интуицией, которая, наряду с воображением, является ядром, основой творческих способностей человека. Однако напомним, суть креативности состоит не в том, чтобы мгновенно изобрести великую идею, а в способности человека генерировать множество различных идей, которые впоследствии возможно скомбинировать друг с другом, формируя таким образом эту самую великую идею. Данный ряд действий представляет собой основные этапы творческого процесса, реализуемые, по версии А. Осборна [9], основателя Фонда творческого образования, в профессиональной деятельности менеджера по рекламе и связям с общественностью последовательно: определение
установки, за которой следуют подготовка, анализ, формирование и восприятие идеи, инкубация (или выращивание идеи), синтез и оценка.
Наиболее важным для специалиста в области общественных коммуникаций, несомненно,
является этап формирования новой идеи, этап создания творческого продукта. Такая идея, по мнению практикующих специалистов, должна быть привлекательной, обладать эффектом катализатора. «Катализатор - это вещество, которое увеличивает скорость химической реакции. В нашем случае происходит реакция между стратегией позиционирования объекта и восприятием его потребителем. Творческая идея играет роль катализатора, помогая инициировать и ускорять эту реакцию. Однако, несмотря на то, что творческая идея способствует доведению до потребителей стратегии позиционирования, она не должна ее изменять» [10, с. 194]. Сама творческая идея может быть выражена в одной из следующих форм или их сочетаний: яркая фраза (слоган), необычные видеоряд или самостоятельный зрительный образ, рекламная песня, отличительный фирменный стиль, оригинальный формат или место, время проведения РЯ-мероприятия, оригинальные новостийные поводы и т. д. Идея порождает многообразие форм и видов креативного продукта, в перечень которых включают даже такую
её разновидность, как шутка или острота, что имеет под собой серьезное научное обоснование. Так, по результатам исследований психологов, если принять точку зрения, что креативность - это сумма других психических процессов, то в эту сумму вполне уместно включить остроумие. Оно входило в перечень качеств творческой личности еще на заре научных поисков в области психологии творчества, и это неслучайно: «Можно предположить, что в состав специфического интеллекта творческой личности входит и врожденная чувствительность к юмору и способность к остроумию. Если принять иную точку зрения, заключающуюся в том, что креативность
- это отдельный самостоятельный процесс, то и в этом случае можно найти место остроумию: достаточно лишь предположить, что остроумие - это одно из проявлений креативности» [11, с. 79].
Способности человека, необходимые для создания творческого продукта, можно тренировать, поэтому в современной теории творчества значимым проблемным полем являются вопросы о методике формирования творческих способностей личности, о возможности обучения творчеству и, в связи с этим, об эффективных технологиях такого обучения. Сегодня не вызывает сомнений мысль о необходимости и важности воспитания творческой личности, а в нашем случае творческого специалиста, профессиональная деятельность которого построена на творчестве. Реально ли это? Приведём в качестве примера то же остроумие. Никто не рождается остроумным, однако у некоторых людей оно проявляется особым образом. Данная работа проводится человеком подсознательно, поэтому исследователь А. Н. Лук предполагает наличие здесь нейрофизиологической основы, наукой пока не изученной, он убежден, что «остроумие, как и любая другая сложная психическая способность, ... нуждается в тренировке. Нужно обучение.» [12, с. 25].
Нуждаются в педагогически организованных условиях и целенаправленной методической регуляции все творческие способности бакалавра рекламы и связей с общественностью и его готовность к творческому саморазвитию, что обуславливает решение следующей задачи в процессе профессиональной подготовки кадров: последовательное наполнение
любой учебной ситуации творческим содержанием, систематическое, целенаправленное использование творчески ориентированных проблемных ситуаций в теоретическом и практическом обучении, а также учебно-научной деятельности бакалавров. Максимально возможное содержательно-смысловое насыщение любой учебно-познавательной ситуации творчеством становится для каждого преподавателя вуза своеобразной постоянной сверхзадачей, плодотворное решение которой способствует созданию благоприят-
ных условий для самоактуализации, самообразования, саморазвития и профессиональной ориентации обучающихся, формированию у них готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений, обеспечивающих профессиональную мобильность и конкурентоспособность. Активизируя логическое и творческое мышление, воображение, интуицию творческого специалиста, личностно-ориентированное, контекстное, проблемное, исследовательское, проектное обучение в вузе будущих менеджеров общественных коммуникаций помогают раскрытию их личностных характеристик, обогащению эмоциональной сферы, умению находить нестандартные пути решения профессиональных и социальных проблем, моделировать и прогнозировать развитие своей профессиональной деятельности и себя как личности.
Управление процессом развития, совершенствования творческих способностей бакалавров рекламы и связей с общественностью строится в условиях высшей школы на основе принципов индивидуализации и дифференциации образовательного процесса и предполагает в качестве элементов:
- аудиторную работу, где закладываются, формируются и совершенствуются необходимые компетенции, в совокупности образующие инструмент познания, метод, позволяющий перейти от репродуктивного обучения к развивающему;
- внеаудиторную деятельность, в том числе научные конференции, конкурсы, грантовые программы, сетевые проекты и другое;
- дополнительное образование, в том числе научные кружки, творческие студии, факультативы, элективные курсы, спецкурсы и другое.
Говоря о практике творчества в рамках выполнения профессиональных функций менеджера по рекламе и связям с общественностью, нельзя забывать и о барьерах креативного процесса, неизбежно возникающих у специалистов, наделенных недостаточно высоким уровнем творческих способностей. По оценке исследователей, главным препятствием для креативности может оказаться недостаток понимания сути проблем. «Любая проблема подпадает либо под категорию «четко сформулированной», либо под категорию «нечетко сформулированной». Выявив суть проблемы, практики могут оценить задачу, которая перед ними стоит, и определить, на чем они должны сосредоточить усилия, чтобы найти решение... Для решения нечетко сформулированной проблемы, прежде всего, требуется ее сформулировать» [3, с. 138]. Также необходимо иметь в виду потенциальные помехи для креативности, связанные со слабыми навыками мышления личности специалиста: страх оказаться в глупом положении; нетерпимое отношение ко всякого рода двусмысленности, или
нетерпимое отношение к неконкретным идеям; склонность к компромиссам и желание не выделяться; стремление оценивать, а не генерировать идеи; приверженность стереотипу «мы неспособны к креативности»; непродуктивные способы решения проблем и отсутствие времени для того, чтобы креативно мыслить; стресс, во время которого человек не способен мыслить объективно; леность, или недостаток старания, для которого характерна привычка; синдром «мы всегда делали это так»; отсутствие гибкости в восприятии отдельных аспектов проблемы; синдром «ранней пташки», когда человек придерживается первого возникшего варианта решения проблемы, не желая рассматривать никаких альтернатив и другое.
Для преодоления указанных барьеров важно постоянно актуализировать творческие способности менеджера не только в процессе обучения в вузе, но и на производстве, не столько прививать ему новые креативные навыки, сколько выявлять скрытые в человеке способности, которые были вытеснены несоответствующими потребностям современной личности воспитанием и образованием. При этом для профессионала рекламы и паблик рилейшнз важно «держать глаза, уши и ум открытыми для новых впечатлений, которые дает смена обстановки. Необходимо посещать художественные выставки, кинотеатры, спектакли, шоу. Все они являются источниками новых сведений, элементов информации, которые можно комбинировать и которые подскажут новые идеи. Общение с творческими и позитивно мыслящими людьми также очень полезно» [3, с.159-160].
Как видим, профессиональных требований к творческому менеджеру по рекламе и связям с общественностью достаточно много. Мы перечислили далеко не все, так как в научной теории творчества остаются ещё вопросы, порождающие полярность мнений психологов, социологов, философов, дидактов. Именно поэтому воспитание творческого специалиста на практике зачастую происходит стихийно, бессистемно, далеко не научно. В сложившейся ситуации важным фактом становится осознание обществом нового тысячелетия необходимости создания всех условий для формирования в человеке творческого мышления, нестандартных подходов к решению разнообразных проблем, способности к творческому самоопределению и самоактуализации как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни. В этом контексте креативность как способность создавать новые идеи, а также готовность личности к творческой самореализации в профессии и социуме, качества творца, созидателя делают бакалавра рекламы и связей с общественностью личностью самостоятельной, независимой от
обстоятельств, способной конкурировать на рынке труда, быть востребованной современным обществом.
Л и т е р а т у р а
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью» (квалификация (степень) «бакалавр») [электронный ресурс] // http: минобрнауки.рф/документы/1881. (Дата обращения 04.12.2013).
2. Залуцкая С. Ю. Творческое саморазвитие обучающихся в условиях гуманитаризации образования. -Якутск: ИД СВФУ, 2013. - 148 с.
3. Грин Э. Креативность в паблик рилейшнз. 2-е издание / Пер. с англ. под ред. А. Н. Андреевой. - СПб.: ИД «Нева», 2004. - 256 с.
4. Дружинин В. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. - СПб.: 2009. - 656 с.
5. Torrance E. P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth. - Daedalus: Creativity and Learning, 1965. - P. 663-679.
6. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Отв. ред. Б. М. Кедров. - Ростов-на-Дону.: Изд-во Ростовского Университета, 1983. - 173 с.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - Санкт-Петербург: Союз, 1997. - 96 с.
8. Чумиков А. Н. Креативные технологии в «паблик рилейшнз». - Екатеринбург: Баско, 1999. - 215 с.
9. Osborn A. F. Applied Imagination: Principles and Procedures of Creative Problem Solving Applied Imagination. -New York: Scribner, 1953.
10. Росситер Дж. Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров: пер. с англ. / Под ред. Л. А. Волковой. - СПб: Изд-во «Питер», 2000. - 656 с.
11. Иванова Т. В. Остроумие и креативность // Вопросы психологии, 2002. - № 1. - С. 76-87.
12. Лук А. Н. О чувстве юмора и остроумии. - М.: Искусство, 1968. - 192 с.
R e f e r e n c e s
1. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego professional'nogo obrazovaniia po napravleniiu podgotovki 031600 «Reklama i sviazi s obshchestvennost'iu» (kvalifi katsiia (stepen') «bakalavr») [elektronnyi resurs]// http: minobrnauki.rf/dokumenty/1881. (Data obrashcheniia 04.12.2013).
2. Zalutskaia S. Iu. Tvorcheskoe samorazvitie obuchaiushchikhsia v usloviiakh gumanitarizatsii obrazovaniia. -Iakutsk: ID SVFU, 2013. - 148 s.
3. Grin E. Kreativnost' v pablik rileishnz. 2-e izdanie / Per. s angl. pod red. A. N. Andreevoi. - SPb.: ID «Neva», 2004. -256 s.
4. Druzhinin V. Psikhologiia. Uchebnik dlia gumanitarnykh vuzov. 2-e izd. - SPb.: 2009. - 656 s.
5. Torrens E. P. Nauchnye predstavleniia tvorcheskogo potentsiala i faktorov, zatragivaiushchikh ego rost. - Dedal: tvorchestvo i obuchenie, 1965. - S. 663-679.
6. Bogoiavlenskaia D. B. Intellektual'naia aktivnost' kak problema tvorchestva / Otv. red. B. M. Kedrov. -Rostov-na-Donu.: Izd-vo Rostovskogo Universiteta, 1983. - 173 s.
7. Vygotskii L. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. - Sankt-Peterburg: Soiuz, 1997. - 96 s.
8. Chumikov A. N. Kreativnye tekhnologii v «pablik
rileishnz». - Ekaterinburg: Basko, 1999. - 215 s.
9. Osbom A. F. Applied Imagination: Principles and
Procedures of Creative Problem Solving Applied Imagination. -New York: Scribner, 1953.
10. Rossiter Dzh. R., Persi L. Reklama i prodvizhenie
tovarov: per. s angl. /Pod red. L. A. Volkovoi. - SPb: Izd-vo
«Piter», 2000. - 656 s.
11. Ivanova T. V. Ostroumie i kreativnost' // Voprosy
psikhologii, 2002. - № 1. - S. 76-87.
12. Luk A. N. O chuvstve iumora i ostroumii. - M.:
Iskusstvo, 1968. - 192 s.
УДК 378.147-054.6 М. Н. Кожевникова
ПРИНЦИПЫ НАЦИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Анализируются особенности национального контингента иностранных учащихся в российской высшей школе, вводится понятие «контингенто-образующий», которым обозначаются страны, направляющие на обучение в Россию наибольшее число своих граждан. На основе проведённого анализа выявляется противоречие между необходимостью повышения привлекательности отечественного высшего образования для иностранных граждан и отсутствием учёта особенностей национального контингента, связанное с серьёзными изменениями в национальном составе иностранных учащихся в российских вузах, произошедшими за последнее десятилетие. Данное противоречие может быть устранено с помощью национально ориентированного подхода, принципы которого излагаются в статье: принцип национальной обусловленности обучения, принцип разделения элементов системы образования на инвариантные и национально обусловленные, принцип национально-личностной направленности, принцип учёта национальной системы образования, принцип межкультурного образования и принцип международной интеграции. Применение данного подхода в системе обучения иностранных граждан позволит российским вузам правильно сформировать педагогические и организационные условия, повысить качество предоставляемых образовательных услуг, создать условия для академической и психологической адаптации учащихся, что, в конечном счёте, должно положительно сказаться на имидже России в сфере международного образования.
Ключевые слова: иностранные граждане, российская высшая школа, национальный контингент, национально
ориентированный подход, система образования, национальные характеристики учащихся, русский язык, адаптация, государственная поддержка, межкультурное образование.
КОЖЕВНИКОВА Мария Николаевна - к. п. н., доцент кафедры русского языка для иностранных граждан Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета.
E-mail: kozhevnmariya@yandex.ru
KOZHEVNIKOVA Mariya Nikolaevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Russian Language for Foreigners, Moscow State Automobile-Road Technical University.
E-mail: kozhevnmariya@yandex.ru