УДК 659:378 ББК Ч448.02:659
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»
О.А. Плотникова, Л.М. Семенова Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск)
Проблема формирования профессиональной культуры является актуальной для современной системы высшего профессионального образования, в том числе при подготовке бакалавров в области рекламы и связей с общественностью. Статья посвящена методике диагностирования компонентов профессиональной культуры студентов, для выявления которых был проведен анализ литературных источников. Методами исследования послужили: анкетный и экспертный опросы, работа в экспериментальных и контрольной группах по выявлению сформированности компонентов профессиональной культуры. Новизна представленных в статье результатов состоит в разработке авторской методики диагностирования профессиональной культуры будущих бакалавров в сфере рекламы и связей с общественностью, основанной на специальном подборе критериев, показателей и инструментария. Представленная педагогическая диагностика может быть использована вузами в процессе подготовки специалистов в области рекламы и связей с общественностью.
Ключевые слова: педагогическая диагностика, профессиональная культура, бакалавр в сфере рекламы и связей с общественностью.
Переход к новой образовательной парадигме, доминирующим фактором которой выступает культура, сформировал социальный заказ общества на подготовку специалистов с высоким уровнем профессиональной культуры (ПК), в том числе в сфере рекламы и связей с общественностью (РиСО). Статья посвящена описанию разработанной автором диагностики и определению с помощью ее сформированности компонентов ПК студентов.
Диагностика (от греч. diagnostikos - способный распознавать) - это учение о методах и принципах распознавания болезней и постановки диагноза, то есть заключение о сущности болезни и состоянии пациента, выраженное в принятой медицинской терминологии. Словарь практического психолога дает следующую трактовку слову «диагноз» - определение существа болезни и состояния больного на базе его всестороннего медицинского обследования [13]. Понятие «педагогическая диагностика» было предложено по аналогии с медицинской и психологической диагностикой в 1968 г. немецким ученым К. Ингенкампом [3]. Автор пишет, что педагогическая диагностика осуществляется в ходе диагностической деятельности педагога-исследователя, который соблюдает необходи-
мые научные критерии качества, наблюдает за обучаемыми, проводит анкетирование, обрабатывает данные наблюдений и опросов и сообщает о полученных результатах с целью описать поведение, объяснить его мотивы или предсказать поведение в будущем.
Диагностику мы понимаем как способ получения ответов на вопросы о состоянии профессиональной культуры бакалавров РиСО. Одной из основных проблем при разработке диагностики профессиональной культуры было определение способа перехода от абстрактного уровня описания объекта диагностики к конкретным наблюдениям. Такой переход удалось осуществить с помощью опера-ционализации понятий, которую Т.Е. Климова [6] определяет как отношение между понятием, переменной и измерением. Переменная, подчеркивает автор, является критерием (признаком, качеством, свойством), принимающим разные значения для различных случаев или для различных моментов времени в рамках одного случая. Критерии дают возможность судить о состоянии объекта диагностики. Чтобы произвести измерения, необходимо выделить показатели переменной (критерия).
В нашем случае критерии разрабатывались с учетом эмпирических характеристик ПК, предусматривающих максимальное разверты-
вание теоретического понятия, выявления сущности и структурных компонентов ПК. Важную роль играет подбор эффективных индикаторов как системообразующих признаков, которые должны репрезентативно представлять остальные признаки в качестве главнейших элементов системы анализируемого понятия, т. е. профессиональной культуры.
В результате чего мы определили четыре критерия:
1) аксиологический с показателями:
- уважение к личности собеседника, соблюдение его прав и свобод, гуманности, ас-сертивности;
- формирование аттрактивности, взаимопонимания, эмпатии, выдержки, толерантности;
- формирование вежливости, деликатности, тактичности, соблюдению этикетных норм и правил поведения в профессиональной среде;
2) когнитивный с показателями:
- владение системой знаний о природе, законах, механизмах, и гуманистических способах профессиональной деятельности, ее культурных формах;
- знание содержательных аспектов ПК, знание норм и правил этикета, способов вербального и невербального общения;
- готовность самостоятельно пополнять свои знания о профессиональной деятельности, культуре и ее видах, профессиональной культуре и ее основных компонентах;
3) деятельностный с показателями:
- умение ориентироваться в правилах этикета и проектировать этикетное общение;
- умение оценивать состояние собеседника, располагать к себе и выражать поддержку;
- владеть образной эмоциональной речью как средством воздействия;
- умение использовать кинетические средства общения;
- умение анализировать, оценивать профессиональную ситуацию и использовать необходимые технологии;
4) личностный с показателями:
- умение преобразовать ценности профессиональной культуры, интерпретировать социально-значимый опыт;
- сформированность индивидуального профессионального стиля деятельности, способность к творчеству;
- сформированность потребности к созиданию, саморазвитию, самосовершенствованию в профессии, к внедрению инноваций в профессиональную сферу;
- сформированность ответственности,
креативности, рефлексивности, толерантности.
Показатель мы понимаем как некоторую величину или качество переменной, которая может проявляться у конкретного объекта, то есть это мера проявления критерия, его количественная или качественная характеристика, по которой судят о различных состояниях объекта.
В результате изучения работ Я.И. Воль-тальяновой [1], И.Ф. Исаева [4], С.М. Емельянова [2], В.А. Кан-Калика [5], И.М. Купчигиной [8], Г.П. Максимовой [9], Н.В. Молотковой [10], А.П. Панфиловой [11], Л.М. Семеновой [12], В.В. Соколова [14], М.А. Шишкиной [15]; наблюдений, бесед нами были выделены ценностный, познавательный, прагматический и поведенческий компоненты ПК бакалавра РиСО.
Разработанные критерии оценки состояния ПК использовались в ходе всей экспериментальной работы для определения начального состояния ПК студента и всех последующих. Принадлежность студентов к соответствующему состоянию ПК определялась в ходе всего эксперимента путем сложения полученных каждым студентом баллов по каждой из характеристик. Для каждого состояния ПК мы определяли верхнюю и нижнюю границы. Если сумма баллов находится в интервале (4-16) баллов, состояние ПК - адаптивное (низкое); (17-32) - репродуктивное (среднее); (33-48) - креативное (высокое).
Анализ литературы по изучаемой проблеме позволил нам выявить и описать три уровня сформированности профессиональной культуры: адаптивный, репродуктивный,
креативный.
Выделенные уровни носят условный характер, так как они взаимосвязаны, и каждый предыдущий уровень обусловливает последующий. Развитие профессиональной культуры студентов происходит поэтапно и предусматривает продвижение их с одного уровня на другой.
Оценка уровня развития компонентов ПК студентов проводилась по трехбалльной шкале. Креативному уровню развития каждого компонента ПК студентов соответствовало три балла, репродуктивному уровню развития -два, адаптивному уровню развития - один балл. Каждому из уровней развития того или иного компонента ПК студентов была дана характеристика в виде перечисления возможных косвенных признаков его проявления.
Теория и методика профессионального образования
Чем больше проявлялись данные признаки, тем выше был уровень развития определенного компонента ПК студентов и, соответственно, выше присуждаемый балл.
Использование трехбалльной шкалы для оценки уровней формирования компонентов ПК студентов было неслучайным. Большее количество баллов потребовало бы увеличение количества соответствующих данным баллам уровней формирования компонентов ПК студентов. Это привело бы к размыванию границ и неточности в определении уровней формирования компонентов ПК студентов. Напротив, меньшее количество уровней позволило сосредоточиться именно на тех основных признаках формирования той или иной составляющей ПК студентов, которые могли нам помочь в разграничении этих уровней между собой и наиболее ярко характеризовали бы сопутствующий им уровень формирования компонентов ПК. Мы допускаем, что невозможно с абсолютной достоверностью определить границы, разделяющие один уровень формирования компонентов ПК студентов от другого, поскольку процесс формирования ПК в вузе длителен и происходит не явно.
Приведенную методику оценки уровня сформированности ПК будущих бакалавров и ее компонентов можно использовать как на констатирующем, так и на формирующем этапах педагогического эксперимента, поскольку она удобна для проведения студентами самодиагностики уровня развития своей ПК. Эта методика позволила и преподавателям, принимающим участие в эксперименте, быстро определять уровень ПК студентов.
Для проведения диагностической работы нами были сформированы четыре группы студентов: три экспериментальных и одна контрольная группа. В процессе экспериментальной работы разрабатывались и апробировались разнообразные методы: анкетирование преподавателей и студентов, экспертный опрос, наблюдения, тесты, беседы с преподавателями, самооценки, анализ результатов деятельности студентов.
Разрабатывая анкеты для студентов и преподавателей по проблеме профессиональной культуры бакалавра РиСО, мы учитывали основные принципы построения анкеты, приведенные в работе В. А. Ядова [16].
В целом данные анкетного опроса студентов показали адаптивный уровень знаний, умений и навыков в области профессиональ-
ной культуры и в частности культуры речи, невербального общения, этикета.
В результате опроса преподавателей можно констатировать, что целенаправленно этой проблемой никто не занимается, не ведется комплексная работа по формированию структурных компонентов ПК при подготовке бакалавра РиСО.
Для выявления уровней сформированно-сти компонентов профессиональной культуры студентов использовался метод экспертных оценок, при проведении которого мы опирались на требования, предъявляемые к эксперту М.В. Крулехт [7].
По результатам оценки желаемых и реальных элементов ПК будущего бакалавра РиСО можно сделать вывод о том, что подготовка таких специалистов ведется не достаточно эффективно, уровень культуры не удовлетворяет потребности работодателей и рынка труда.
Результаты метода экспертных оценок показали необходимость модификации процесса обучения с целью интеграции в образование практических навыков. Также необходимо отметить повышенную значимость личностных качеств как основу ПК, развитие которых осуществимо в рамках внеаудиторной деятельности. Результаты опроса подтвердили ценность комплексного подхода в формировании ПК бакалавра РиСО и необходимость выпуска высококвалифицированных специалистов с развитыми компонентами ПК.
На этапе констатирующего эксперимента мы выясняли покомпонентную сформирован-ность ПК, определив четыре направления по числу компонентов и критериев к ним.
Первое направление связано с проверкой ценностного компонента ПК (аксиологический критерий), для чего проведено тестирование и анкетирование. Полученные данные были подвергнуты обработке и анализу, на основании чего был определен уровень сфор-мированности ценностного компонента ПК студентов.
Результаты показывают, что не все члены группы достигли репродуктивного уровня сформированности ценностного компонента ПК, что определяет необходимость повышения знаний о ПК студентов, нормах, ценностях, традициях, правилах, а также развитие у студента ценностного отношения к профессиональной деятельности, ознакомление с функционалом специалиста и требованиям к его профессиональным и личностным качествам.
Второе направление исследования связано с проверкой познавательного компонента ПК (когнитивный критерий), для чего проводились наблюдения, тесты и беседы с преподавателями.
Результаты показывают, что подавляющее большинство студентов (84,6-88,5 %) находятся на репродуктивном уровне сформи-рованности познавательного компонента ПК. Адаптивный уровень диагностирован у 26 студентов, что составляет от 11,1 до 15,4 % в каждой группе. Креативный уровень показали три студента, которые характеризуются логичностью рассуждений, осознанием необходимости формирования ПК, целенаправленностью и осмысленностью намерений, хорошей информированностью, склонностью к экспериментированию, умением выстраивать отношения с коллегами в достижении общей цели.
Такие результаты можно объяснить тем, что они еще не изучали блок специальных дисциплин и недостаточно были включены в практическую деятельность.
Третье направление проведения диагностики связано с определением уровня сфор-мированности прагматического компонента ПК студента (деятельностный критерий), исследуемый с помощью самооценки, собеседования, анализа результатов деятельности студентов и тестов.
Студенты, у которых диагностируется адаптивный уровень, характеризуются слабым проявлением профессиональной культуры, система знаний и готовность к их использованию отсутствуют. Такие студенты не обладают необходимым набором профессиональноличностных качеств, не имеют достаточной опоры на профессиональные знания и умения. Студенты редко проявляют инициативу, удовлетворяя лишь сущие потребности. Самостоятельность у них проявляется редко, они могут выполнять задания только без дополнительной нагрузки.
Студенты с репродуктивным уровнем прагматического компонента ПК проявляют профессиональные умения на уровне недостаточно умелой деятельности. Креативный уровень отличается высокой степенью результативности профессиональной культуры, осознанностью путей и способов квазипро-фессиональной деятельности, которая отличается постоянным поиском, внедрением новых технологий, мобильностью культурологических знаний, студент обладает необходимыми личностными качествами. Навыки самостоя-
тельности имеют тенденцию к постоянному росту. Высокая инициативность, творческий подход к решению задач, сообразительность и быстрая обучаемость, развитое воображение, хорошая информированность, склонность к экспериментированию.
Результаты исследования показывают, что подавляющее большинство студентов находятся на репродуктивном уровне сформированной прагматического компонента ПК бакалавра РиСО (89,5-92,1 %).
Четвертое направление проведения диагностики связано с определением уровня сформированности поведенческого компонента ПК (личностный критерий), изученного нами с помощью тестов, анализа результатов деятельности студентов и анкетирования.
Анализ результатов изучения сформиро-ванности четвертого критерия показал, что от 1,2 до 5,3 % студентов находятся на адаптивном уровне. От 15,8 до 17,1 % студентов находятся на креативном уровне сформиро-ванности этого компонента. Большая часть студентов (77,6-81,7 %) обладает репродуктивным уровнем сформированности поведенческого компонента ПК, они достаточно работоспособны, соблюдают нормы и правила поведения, могут быть настойчивы в достижении целей, в определенной мере ответственны, с достаточным уровнем самоконтроля.
Новизна авторской методики диагностирования профессиональной культуры будущих бакалавров в сфере рекламы и связей с общественностью состоит в специальном подборе критериев, показателей, инструментария и уровней развития ПК. Результаты педагогической диагностики помогли представить общую картину состояния сформирован-ности ПК студентов, выявить зависимость уровня сформированности ПК от условий организации образовательного процесса, определить необходимость целенаправленного и комплексного формирования ПК будущих бакалавров РиСО с подбором новых подходов к решению данной проблемы и апробации комплекса педагогических условий.
Представленная педагогическая диагностика может быть использована вузами в процессе подготовки специалистов в области рекламы и связей с общественностью.
Литература
1. Войтальянова, Я.И. Формирование профессиональной культуры будущего менеджера в процессе его профессиональной
Теория и методика профессионального образования
подготовки: дис. ... канд. пед. наук /Я.И. Вой-тальянова. - Красноярск, 2007. - 202 с.
2. Емельянов, С.М. Профессиональная культура специалиста по связям с общественностью: моногр. /С.М. Емельянов. - СПб.: Ин-т управления и экономики, 2003.
3. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика: пер. с нем. / К. Ингенкамп. - М. : Педагогика, 1991. - 241 с.
4. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие / И. Ф. Исаев. - М. : Академия, 2002. -С. 11-23.
5. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. -М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
6. Климова, Т.Е. Педагогическая диагностика / Т.Е. Климова. - Магнитогорск: МаГУ, 2000. - 123 с.
7. Крулехт, М.В. Экспертные оценки в образовании: учеб. пособие для вузов /М.В. Крулехт, И.В. Тельнюк. - М. : Академия, 2002. -110 с.
8. Купчигина, И.М. Формирование профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел в системе непрерывного профессионального образования: дис. . канд. пед. наук / И.М. Купчигина. - Чита, 2009. -267 с.
9. Максимова, Л.Н. Факторы формирования современной профессиональной куль-
туры / Л.Н. Максимова. - http://jurnal.org/ articles/2008/sociol3.html.
10. Молоткова, Н.В. Методика формирования информационно-технологической составляющей профессиональной культуры учителя: дис. ... канд. пед. наук /Н.В. Молоткова. - Тамбов, 2000. - 215 с.
11. Панфилова, А. П. Актуальный образ специалиста по связям с общественностью /
A. П. Панфилова // Статус специалиста по связям с общественностью и его профессиональная подготовка: материалы науч.-метод. конф. - СПб.: СПбИВЭСЭП, 1999. - С. 14-21.
12. Профессиональная культура специалиста по связям с общественностью: моногр. / под ред. Е.В. Соколовой, И. В. Комадоровой, Л. М. Семеновой. - Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2010. - 218 с.
13. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. - Минск: АСТ: Харвест, 1998.
14. Соколова, В.В. Культура речи и культура общения / В.В. Соколова. - М. : Просвещение, 1995. -191 с.
15. Шишкина, М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления / М.А. Шишкина. - СПб.: Паллада-медиа: СЗРЦ «РУСИЧ», 2002. - 444 с.
16. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы /
B.А. Ядов. - М. : Наука, 1978. - 248 с.
Плотникова Ольга Александровна, старший преподаватель кафедры «Маркетинговые коммуникации», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), [email protected].
Семенова Лидия Михайловна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Маркетинговые коммуникации», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), [email protected].
Bulletin of the South Ural State University Series “Education. Pedagogy” _______________2013, vol. 5, no. 3, pp. 48-53
PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS OF PROFESSIONAL CULTURE OF FUTURE BACHELORS IN THE FIELD OF “ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS”
O.A. Plotnikova, L.M. Semenova
The problem of professional culture formation is important for the modern system of higher education including the training of Bachelors in the field of “Advertising and public relations”. The paper describes based on the analyzed literature diagnostic technique that
evaluates the components of students’ professional culture. The methods of the research were: a questionnaire and expert interviews, work in the experimental and control groups to identify the components of the professional culture formation. The novelty of the paper is the unique developed diagnostic technique for evaluating the professional culture of the future Bachelors in “Advertising and public relations”. It is based on a special selection of criteria, indicators and instruments. Suggested pedagogical diagnostic technique can be used in higher education institutions during the training of the experts in the field of “Advertising and public relations”.
Keywords: pedagogical diagnostic technique, professional culture, Bachelor in “Advertising and public relations”.
Plotnikova Olga, Senior Teacher of «Marketing communications» Chair, South Ural State University (Chelyabinsk), [email protected].
Semenova Lidiya, Doctor of Pedagogy, Professor of «Marketing communications» Chair, South Ural State University (Chelyabinsk), [email protected].
Поступила в редакцию 25 апреля 2013 г.