Научная статья на тему 'Критерии и уровни сформированности икткомпетентности бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью»'

Критерии и уровни сформированности икткомпетентности бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УРОВНИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Ольга Алексеевна, Шлыкова Алла Ивановна

В статье рассматриваются основные подходы диагностики и контроля качества знаний обучаемых и механизм формирования ИКТ-компетентности бакалавров направления 031600 – «Реклама и связи с общественностью», а именно умение разрабатывать и внедрять современные рекламные продукты с использованием компьютерных и интернет-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Ольга Алексеевна, Шлыкова Алла Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS LEVELS CREATING OF ICT OF COMPETENCE OF BACHELORS OF THE "ADVERTISING AND PR"

The article presents the main approaches of diagnostics and quality control of knowledge of trainees and creating of ICT of competence of bachelors of the direction 031600 "Advertizing and PR", namely – ability to develop and introduce modern advertizing products with use computer and Internet technologies.

Текст научной работы на тему «Критерии и уровни сформированности икткомпетентности бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью»»

2. Голубева Т.И. Коммуникатиное обучение иностранному языку средствами деловой игры // Лингвометоди-ческая концепция обучения иностранному языку бизнеса и профессиональной коммуникации в ГУУ. - М.: ГУУ, 1999. - С. 71-76.

3. Данюшина Ю.В. Многоуровневый анализ англоязычного сетевого бизнес-дискурса: дис. ... д-ра филол. наук. - М.: Институт языкознания РАН, 2011.

4. Данюшина Ю.В. Интегративная концепция лингвистического обеспечения бизнеса // Вестник Московского университета. - (Серия 21: Управление). - 2012. - № 1. - С. 69-76.

5. Данюшина Ю.В. О лингвокоммуникативном обеспечении модернизационных процессов в российском обществе и о коммуникативной безопасности // Вестник ВСГТУ. - 2012. - № 3. - С. 190-198.

6. Данюшина Ю.В. Комплекс программ инновационных коммуникативных дисциплин для студентов управленческих специальностей // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. -№ 15. - С. 353-359.

7. Дудник Л.В. Структура и содержание модуля программы по дисциплине «иностранный язык» в экономическом вузе // Межкультурная коммуникация и культурология. - М.: ГУУ, 2011. - С. 48-51.

8. Дудник Л.В. Принцип компетентностного подхода к обучению в методике преподавания иностранных языков // Актуальные проблемы управления. - Вып. 3. - М.: ГУУ, 2013.

9. Путиловская Т.С. Иерархическая структура коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку // Актуальные проблемы управления. - Вып. 3. - М.: ГУУ, 2013.

10. Черкашина Т.Т. Лингвокоммуникативная подготовка управленческих кадров: компетентностно-прагматический подход // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. -№ 15. - С. 381-392.

О.А. Захарова А.И. Шлыкова

Olga Zaharova Alla Shlykova

КРИТЕРИИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы диагностики и контроля качества знаний обучаемых и механизм формирования ИКТ-компетентности бакалавров направления 031600 «Реклама и связи с общественностью», а именно умение разрабатывать и внедрять современные рекламные продукты с использованием компьютерных и интернет-технологий.

Ключевые слова: уровни контроля знаний, ИКТ-компетентность.

DIAGNOSTICS LEVELS CREATING OF ICT OF COMPETENCE OF BACHELORS OF THE "ADVERTISING AND PR"

Abstract. The article presents the main approaches of diagnostics and quality control of knowledge of trainees and creating of ICT of competence of bachelors of the direction 031600 "Advertizing and PR", namely - ability to develop and introduce modern advertizing products with use computer and Internet technologies.

Keywords: control of knowledge, functions of control of knowledge, ICT-competence.

В системе высшего профессионального образования информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) призваны обеспечить выполнение необходимых и достаточных условий удовлетворения потребности современного поколения, привыкшего жить и работать в информационно насыщенной среде. Важно отметить, что нынешний уровень развития информационных и коммуникационных технологий, те изменения, которые они привнесли в практическую деятельность, позволяют успешно использовать их с целью развития творческого потенциала специалиста.

В современных условиях проблема диагностики качества образования и управления образовательным процессом на ее основе является одной из самых актуальных. Для реализации этой проблемы необходимы новые подходы, адаптированные к традиционной системе российского образования. Прежде всего, разработка научно обоснованной методики диагностики качества знаний обучающихся

© Захарова O.A., Шлыкова А.И., 20i4

23i

и особенно диагностики их творческих способностей. Проведя анализ работ, посвященных решению задач контроля знаний, умений и приобретаемых при обучении профессиональных компетенций (А.И. Субетто, М.Б.Челышкова, Н.Ф. Ефремова, Н.С. Михайлова, М.Г. Минин), можно выделить следующие основные функции контроля: обучающая, развивающая, воспитывающая, управляющая, контролирующая, обобщающая, диагностирующая, корректирующая, дисциплинирующая, мотива-ционная, ориентирующая, повторения [1]. Разнообразие функций контроля, их тесная взаимосвязь вызваны наличием элементов обратной связи на всех каналах движения информации в ходе обучения и вхождения этих элементов в единый процесс, что показано на рис.

Рис. Блок-схема процесса диагностики учебных результатов

В структуре технологического процесса диагностики сформированности компетенций можно выделить следующие каналы:

1) основной канал - движение содержания, передача информации от источника (преподавателя) к приемнику (обучающемуся), ее предъявление, управление учебно-познавательной деятельностью, процедура восприятия, усвоения, закрепления знаний обучающимися;

2) канал управляющих воздействий, включающий в себя планирование, коррекцию основного технологического движения обучающей информации;

3) канал передачи информации от обучающегося к преподавателю о результатах процесса (обратная связь, контроль, оценивание и канал дополнительной информации).

Экспериментальная работа по формированию профессиональной ИКТ компетентности проводилась на базе ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет» (Ростов-на-Дону).

Анализ стандартов ФГОС ВПО направления подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью» ООП бакалавриата предусматривает изучение следующих профессиональных ИКТ-компетенций:

- ПК-6 - обладать базовыми навыками создания текстов и документов, используемых в сфере связей с общественностью и рекламы, владеть навыками литературного редактирования и копи-райтинга;

- ПК-14 - уметь осуществлять рекламные, информационные и пропагандистские кампании и мероприятия;

- ПК-24 - владеть навыками подготовки проектной документации (технико-экономическое обоснование, техническое задание, бизнес-план, креативный бриф, соглашение, договор, контракт);

- ПК-28 - обладать способностью организовывать подготовку к выпуску, производство и распространение рекламной продукции, включая текстовые и графические, рабочие и презентационные материалы в рамках традиционных и современных средств рекламы.

В соответствии со специально разработанными для бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью» критериями сформированности ИКТ-компетенций, представленных в табл., были выявлены следующие уровни усвоения: недостаточный, пороговый и продвинутый.

Таблица

Критерии и уровни сформированности ИКТ-компетенций

Уровни сформированности компетенции Индикаторы Дескрипторы

недостаточный пороговый продвинутый

Базовый уровень: владение навыками создания текстов, документов, презентаций Знание возможностей программных средств для использования в сфере связей с общественностью и рекламы Отсутствие знаний возможностей программных средств для использования в сфере связей с общественностью и рекламы Умеет работать с текстовыми документами Полностью освоил назначение программных средств для решения различных задач в сфере связей с общественностью и рекламы

Способность создавать презентации Не способен создавать презентации Умеет создавать презентации по средствам программы MS Power Point Умеет создавать презентации с использованием эффектов мультимедиа в программе MS PowerPoint

Уровни сформиро-ванности компетенции Индикаторы Дескрипторы

недостаточный пороговый продвинутый

Знание средств распространения информации Отсутствие знаний средств распространения информации Умеет создавать рекламную стратегию Полностью владеет навыками разработки пакета рекламных документов

Повышенный уровень: владение методами проведения информационных кампаний и мероприятий, распространения рекламной продукции Способность обработки и анализа информации Не способен обрабатывать и анализировать информацию Способен обрабатывать информацию с использованием программы MS Excel Полностью освоил методы обработки и анализа информации, составления отчетов

Способность анализировать рекламные сайты по категориям Отсутствие знаний классификации сайтов по категориям Способен анализировать рекламные сайты по категориям Владеет методами поисковой оптимизации рекламного сайта

Умение разрабатывать документы для Интернета Не умеет разрабатывать документы для Интернета Испытывает затруднения при разработке вебстраницы Способен разработать сайт визитку

Средством формирования профессиональной ИКТ-компетентности выступает учебная профессионально-ориентированная среда созданная при помощи виртуальной информационно-образовательной среды «СКИФ» (разработанной и реализованной на базе ДГТУ), включающую в себя методы, формы, средства и технологии обучения. Учебная профессионально-ориентированная среда «Информационные технологии в профессиональной деятельности» создана на основе двух дисциплин: «Компьютерная поддержка презентаций в рекламе и связях с общественностью» и «Реклама и связи с общественностью в компьютерных сетях» и включает в себя следующие модули:

- использование информационных технологий в профессиональной деятельности (ПК-6), знакомит со свойствами и классификацией информационных технологий, рассматриваются функции различных программных средств, использующихся в сфере рекламы и связях с общественностью;

- использование текстовых процессоров в профессиональной деятельности (ПК-6, ПК-28), рассматриваются приемы работы с текстами в процессоре MS Word, методы работы с графическими объектами, построение диаграмм и графиков;

- компьютерная графика в профессиональной деятельности (ПК-28), знакомит с видами компьютерной графики, методами представления графических данных;

- использование редактора электронных таблиц MS Excel (ПК-24, ПК-28), рассматриваются особенности обработки данных в электронных таблицах, формируются навыки анализа информации;

- Интернет и его использование в профессиональной деятельности (ПК-14, ПК-28), рассматриваются основные понятия работы в Интернете, работа с электронной почтой, поиск информации;

- презентации в профессиональной деятельности (ПК-14, ПК-28), рассматриваются технологии создания презентаций, размещение презентации в Интернете.

Каждый модуль включает три блока: содержательный, мотивационный, технологический и контрольный. Содержательный блок представлен в виде теоретического материала, включающего в себя лекционный курс, список литературы. Технологический блок включает средства обучения, используемые в системе электронного обучения «СКИФ». Блок контроля включает в себя оценочные средства (задания, тесты), которые позволяют определить эффективность процесса формирования информационно-коммуникационных компетенций студентов бакалавриата направления «Реклама и связи с общественностью» в ходе использования учебной профессионально-ориентированной среды.

Проведенное исследование открывает пути и возможности для дальнейшего развития технологий формирования ИКТ-компетентности бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью», перспективы для выявления потенциала адаптивных возможностей и личностных ресурсов студентов в подготовке кадров. Профессиональная подготовка бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью» во многом определяется социальным заказом общества, в условиях которых степень подготовленности выпускника становится доминирующим фактором в системе образования, определяющем не только конкурентоспособность личности, но и ее дальнейшую социальную адаптацию и непрерывное профессиональное развитие.

Библиографический список

1. Минин М.Г. Контроль качества знаний в образовании: монография / М.Г. Минин, Н.С. Михайлова, Е.В. Жидкова. - Томск: Томского политехнического университета, 2011. - 230 с.

2. Захарова О.А. Система поддержки дистанционного обучения «СКИФ» на основе программного обеспечения // Вестник Дон. гос. техн. ун-та. - 2011. - № 4(55).

3. Захарова О.А. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие / О.А. Захарова, А.И. Родина, А.А. Скляренко. - Издательский центр ДГТУ, 2012. - 171 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ТЮНИНГА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ МАГИСТЕРСКИХ ПРОГРАММ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Аннотация. В статье раскрыта сущность методологии международного проекта "Tuning Educational Structures " (тюнинг), ее практическая реализация в России и опыт проектирования в Северо-Кавказском федеральном университете магистерской программы «Педагогическое образование» на основе методологии "Tuning Educational Structures". Ключевые слова: тюнинг образовательных программ, компетентностный подход, общекультурные и профессиональные компетенции, магистерская программа «Педагогическое образование».

THE USE OF TUNING METHODOLOGY FOR DESIGNING MASTER'S DEGREE PROGRAMMES IN TEACHER EDUCATION

Abstract. The article reveals the main idea of methodology of the International project "Tuning Educational Structures", its practical realization in Russia and the experience of the realization of the academic program "Pedagogical education " on the basis of "Tuning Educational Structures" methodology in North-Caucasian Federal University (Russia).

Keywords: "Tuning Educational Structures", competence-based approach, common cultural and professional competences, academic program "Pedagogical education ".

Сближение национальных систем образования в рамках Европейского союза и во всех европейских странах - важная веха в глобальном развитии высшей школы в XXI в. В Европейском союзе методология "Tuning Educational Structures" («Настройка образовательных структур») (далее -TUNING) была разработана в рамках европейского образовательного проекта с аналогичным названием еще в 2000 г. Название «Тюнинг» (Tuning) было выбрано, для того чтобы подчеркнуть, что университеты стремятся не к единообразию программ или единым, определенным, предписанным учебным планам, но к согласованным параметрам, сближению и общему пониманию программ. Суть проекта заключается в использовании инструментов Болонского процесса для согласованного пред-

© Игропуло И.Ф., Сёмина И.С., Сорокопуд Ю.В., Шаповалов В.К., 2014

И.Ф. Игропуло И.С. Сёмина Ю.В. Сорокопуд В.К. Шаповалов

Irina Igropulo Inna Semina Yunna Sorokopud Valery Shapovalov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.