Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность бакалавров направления«Реклама и связи с общественностью»: структура, содержание'

Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность бакалавров направления«Реклама и связи с общественностью»: структура, содержание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шлыкова Алла Ивановна

В статье представлено описание блока информационно-коммуника-ционно-технологической компетентности специалиста направления«реклама и связи с об-щественностью» разработанного в системе корпоративного сотрудничества с коммерче-скими предприятиями Ростовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шлыкова Алла Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность бакалавров направления«Реклама и связи с общественностью»: структура, содержание»

А.И. Шлыкова

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»: СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация: в статье представлено описание блока информационно-коммуникационно-технологической компетентности специалиста направления «реклама и связи с общественностью» разработанного в системе корпоративного сотрудничества с коммерческими предприятиями Ростовской области.

Ключевые слова: ИКТ-компетентность, оценка компетентности, формирование ИКТ компетенций

Достижение высокого качества образования является ключевой задачей в решении проблем интеграции европейского образования, реализуемой в Болонском процессе. Одним из критериев качества является требование массовой востребованности образовательной продукции, производимой на той или иной ступени высшего образования. В последние годы практически во всех странах Европейского союза произошла переориентация содержания образовательных программ на освоение ключевых компетенций. По принятой классификации общие компетенции делятся на три основные группы: инструментальные, межличностные и системные [1].

Основополагающим результатом образовательного процесса в высшей школе является специалист, профессиональные и личные качества которого удовлетворяют современным условиям развития общества и требованиям работодателей. Особенностью опыта ДГТУ является широкое применение в образовательной практике, направленной на формирование профессиональных компетенций студентов, ИКТ-технологий, используемых в качестве инструментальных средств.

Основу профессиональной деятельности специалиста составляет совокупность профессиональных компетенций. Под профессиональными компетенциями понимается набор профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечивающих владение определенной профессиональной технологией. Профессиональные компетенции выражаются через личные возможности студента, позволяющие ему самостоятельно решать задачи, формулируемые им самим или руководством организации, с которой он заключил трудовой договор.

В блок профессиональных компетенций должны входить свойства будущего специалиста, характеризующие его способность:

- обладать определенным объемом профессиональных знаний и применять их на практике;

- разрабатывать и внедрять рекламные продукты с использованием информационных технологий;

- проводить исследования в своей профессиональной области знания и др.

На современном этапе развития общества профессиональная подготовка специалиста в области рекламы определяется во многом социальным заказом общества. В этих условиях степень подготовленности специалиста становится доминирующим фактором в системе образования, определяющим не только конкурентоспособность личности, но и социальную адаптацию [3].

© Шлыкова А.И., 2013

Обобщая вышесказанное, компетенции менеджеров по рекламе можно структурно разделить на следующие компоненты: личностные качества, профессиональная квалификация, восприимчивость к инновациям, уровень владения и уровень использования информационно-коммуникационными технологиями. Мы рассматриваем механизм формирования одной важной компетенции для менеджера по рекламе, а именно умение разрабатывать и внедрять рекламные продукты с использованием компьютерных технологий.

Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата по направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью» предусматривает изучение следующих учебных циклов:

- гуманитарный, социальный и экономический циклы (ГСЭ);

- математический и естественно-научный цикл (ЕН);

- профессиональный цикл (ОПД).

Рассмотрим распределение компетенций в учебных ООП (рис. 1):

Профессиональные компетенции

/

85%

□ ОПД

Рис. 1. Распределение компетенций.

Основная часть общекультурных компетенций - 42 %, приходится на гуманитарный, социальный и экономический циклы, 39 % математический и естественно-научный цикл, 19 % относится к профессиональному циклу. В профессиональных компетенциях - 85 % профессиональный цикл, 15 % гуманитарный, социальный и экономический циклы, 0 % математический и естественно-научный цикл.

Согласно требованиям ФГОС ВПО направления подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью» [2] ООП бакалавриата предусматривает изучение следующих ИКТ-компетенций.

Общекультурные компетенции

- Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12).

- Способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13).

- Профессиональные компетенции. Общепрофессиональные:

- Обладать базовыми навыками создания текстов и документов, используемых в сфере связей с общественностью и рекламы, владеть навыками литературного редактирования и копирайтинга (ПК-6).

- Уметь осуществлять рекламные, информационные и пропагандистские кампании и мероприятия (ПК-14).

Проектная деятельность

- Владеть навыками подготовки проектной документации (технико-экономическое обоснование, техническое задание, бизнес-план, креативный бриф, соглашение, договор, контракт) (ПК-24).

Рекламно-информационная деятельность

- Обладать способностью организовывать подготовку к выпуску, производство и распространение рекламной продукции, включая текстовые и графические, рабочие и презентационные материалы в рамках традиционных и современных средств рекламы (ПК-28).

Актуальность каждой компетенции выпускника определяется в ходе исследования прогнозной модели специалиста. Прогнозная модель специалиста представляет собой перечень общекультурных и профессиональных компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО), обеспечивающих выпускнику востребованность на рынке труда, компетентность и способность на высоком уровне выполнять свои профессиональные обязанности, а также своевременную адаптацию в быстро меняющихся условиях современного производства. Для удобства проектирования вузовской основной образовательной программы (ООП) общекультурные компетенции подразделяются на общенаучные, инструментальные и социально-личностные, а профессиональные разделяются по видам деятельности, профилю или специализации [1].

С целью определения и формирования информационно-коммуникационно-технологической компетентности выпускников-бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью» нами было проведено анкетирование ведущих специалистов рекламных предприятий.

Анкетирование - метод письменного опроса, подробно разработанный в социологии. В настоящее время анкетирование широко используется в педагогических исследованиях, в частности в социальной педагогике.

Предлагаемая нами методика оценки важности компетенций включает два этапа: сбор информации путем проведения мониторинга и обработка полученных результатов с целью установления важности компетенций и их ранжирования по десятибалльной системе.

В качестве основных респондентов в нашем исследовании выступают работодатели и выпускники, имеющие стаж работы в данной профессиональной области: обладатели компетенций, полученных в ходе освоения ООП по данному направлению при соответствующем уровне подготовки. Полученные данные были подвергнуты количественному анализу с использованием статистических методов и компьютерных технологий. В результате нами была получена обобщенная картина педагогического явления (см. табл.).

Таким образом, предварительный опрос и анкетирование респондентов помогают определить область необходимых профессиональных знаний выпускнику.

Оценка уровня освоения компетенций обучающихся и выпускников требует создания новой инновационной технологии комплексного оценивания совокупности приобретаемых обучающимися знаний, умений, навыков и социально-личностных характеристик, формирующих их компетенции. Применение современных оценочных средств рекомендуется обеспечивать через эталонные квалиметрические процедуры, в которых шкалы формируются по комплексу испытаний.

Таблица

Оценка ИКТ-компетенций в профессиональной деятельности

Баллы ИКТ 1 2 3 4 5 6 7 S 9 10 Сред, балл

Иыегь основные навыки использования компьютера (OKI 2) 1 0 0 0 10 0 14 48 45 220 9.28

Знать способы продвижения рекламы в сети Интернет (ОК13) 1 0 3 0 10 6 21 56 54 170 8,96

Уметь создавать документацию в текстовом процессоре (ПК24) 0 2 0 4 15 6 7 72 54 160 8,88

Уметь составлять медиаплан (ПК24) 1 0 0 4 25 18 28 8 36 190 8,82

Уметь составлять отчетную документацию (ПК24) 0 0 3 0 10 6 7 24 45 250 9,39

Проводить рекламные кампании и маркетинговые исследования (ПК28) 1 2 0 4 10 0 42 56 18 180 8,87

Уметь использовать программы для ведения деловой переписки (ПКб) 1 2 0 0 15 12 7 32 72 180 9,05

Умение работать с презентациями (ПК 14) 1 0 3 4 10 6 14 48 99 130 8,84

Анализ компетенций необходимо проводить регулярно, для того чтобы своевременно на основе изменяющихся потребностей рынка труда производить коррекцию программы подготовки будущих бакалавров. Актуализировать требования к компетентности выпускников со стороны работодателей и других заинтересованных сторон можно с помощью методики формирования прогнозной модели специалиста, позволяющей получить информацию о возможных состояниях объекта в будущем и (или) путях и сроках их осуществления.

Библиографический список

1. Родина А.И. Прогнозная модель специалиста в сфере рекламной деятельности // XI Международная научно-техническая конференция аспирантов и студентов. - Донецк, 2011. - 233 с.

2. ФГОС ВПО по направлению 031600 «Реклама и связи с общественностью».

3. Захарова О.А. Методологические основы применения информационно-коммуникационных технологий для развития интеллектуальных особенностей обучающихся: монография / О.А. Захарова, Л.П. Рыльщикова, Э.Б. Атрошина, Г.Г. Юрчук, В.В. Иванов. - Р/нД, 2010. - 155 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.