Научная статья на тему 'Модель формирования ИКТ компетентности бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью»'

Модель формирования ИКТ компетентности бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES (ICT) COMPETENCE / ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДЕЛЬ ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ / MODEL OF ICT COMPETENCE OF GRADUATES / PHASE OF COMPETENCE FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шлыкова А. И.

В статье рассматривается проблема выбора методов и технологий обучения обеспечивающие процесс формирования информационно-коммуникационно-технологической (ИКТ) компетентности для направления «Реклама и связи с общественностью»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FORMATION INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES COMPETENCE OF «ADVERTISING AND PR» BACHELOR DEGREE COURSE

The article examines a problem of choice of methods and techniques of learning to provide a process of formation of information and communication technologies competence for «advertising and pr» bachelor degree course.

Текст научной работы на тему «Модель формирования ИКТ компетентности бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью»»

Библиографический список

1. Баранцев, РГ. Становление тринитарного мышления. - М.; Ижевск, 2005.

2. Дмитрий Иванович Менделеев в воспоминаниях современников. - М., 1973.

3. Казимирская, И.И. Мышление учителя и пути его формирования: в 2 ч. - Минск, 1992. - Ч. 1.

4. Французова, Н.П. Методология научного познания. - М., 1996.

5. Кулюткин, Ю.Н. Образование взрослых и проблема функциональной неграмотности // Образование без границ. - 2004. - № 2.

6. Пискунова, Е.В. Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России: рекомендации по

результатам научных исследований / под ред. акад. Г.А. Бордовского. - СПб., 2007.

Bibliography

1. Barancev, R.G. Stanovlenie trinitarnogo mihshleniya. - M.; Izhevsk, 2005.

2. Dmitriyj Ivanovich Mendeleev v vospominaniyakh sovremennikov. - M., 1973.

3. Kazimirskaya, I.I. Mihshlenie uchitelya i puti ego formirovaniya: v 2 ch. - Minsk, 1992. - Ch. 1.

4. Francuzova, N.P. Metodologiya nauchnogo poznaniya. - M., 1996.

5. Kulyutkin, Yu.N. Obrazovanie vzroslihkh i problema funkcionaljnoyj negramotnosti // Obrazovanie bez granic. - 2004. - № 2.

6. Piskunova, E.V. Podgotovka uchitelya k obespecheniyu sovremennogo kachestva obrazovaniya dlya vsekh: opiht Rossii: rekomendacii po

rezuljtatam nauchnihkh issledovaniyj / pod red. akad. G.A. Bordovskogo. - SPb., 2007.

Статья поступила в редакцию 21.10.13

УДК 378.126

Shlykova A.I. MODEL OF FORMATION INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES COMPETENCE OF «ADVERTISING AND PR» BACHELOR DEGREE COURSE. The article examines a problem of choice of methods and techniques of learning to provide a process of formation of information and communication technologies competence for «advertising and pr» bachelor degree course.

Key words: Information and communication technologies (ICT) competence. Model of ICT competence of graduates, phase of competence formation.

А.И. Шлыкова, ст. преп. каф. «Информационные технологии» ФГБОУ ВПО «Донской гос. технический

университет», г. Ростов-на-Дону, E-mail: [email protected]

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

В статье рассматривается проблема выбора методов и технологий обучения обеспечивающие процесс формирования информационно-коммуникационно-технологической (ИКТ) компетентности для направления «Реклама и связи с общественностью»

Ключевые слова: ИКТ компетентность, модель ИКТ компетентности выпускника, этапы формирования компетентности.

Введение образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС СПО) ставит перед вузами ряд проблем, среди которых выделяется проблема выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов профессиональных компетенций. Для того чтобы своевременно на основе изменяющихся потребностей рынка труда производить коррекцию программ подготовки выпускников, необходимо регулярно актуализировать требования к компетентности выпускников со стороны работодателей и других заинтересованных сторон [1]. С целью более эффективного формирования информационно-коммуникационно-технологической (ИКТ) компетентности выпус-кников-бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью» Донского государственного технического университета нами было проведено анкетирование руководителей рекламных предприятий. В качестве основных респондентов выступают работодатели и выпускники, имеющие стаж работы в данной области: обладатели компетенций, полученных в ходе освоения ООП по данному направлению при соответствующем уровне подготовки. Одним из основных требований работодателей, по результатам опроса, является профессиональное использование компьютера, знание офисных и прикладных программ, умение работать с электронной почтой, осуществлять поиск и анализ актуальной информации в сети Интернет, построение сводных отчетов и графиков и др. Анализ полученных результатов опроса позволил сформировать траекторию обучения с использованием системного подхода, направленного на развитие модели обучения, где каждый компонент является частью целой технологии.

В целях совершенствования подготовки специалистов по направлению «Реклама и связи с общественностью» нами была

разработана модель формирования ИКТ компетентности бакалавра направления «Реклама и связи с общественностью».

Разработанная модель включает: цель, структурные компоненты, описание подходов и принципов, основные этапы, комплекс взаимосвязанных форм, методов и средств обучения и получаемый результат в виде сформированной на одном из уровней компетентности. Для определения уровня сформиро-ванности ИКТ компетентности были использованы следующие уровни измерителей: мотивационный, когнитивный, профессионально-деятельностный [2]. Средством формирования компетентности на основе разработанной модели выступает учебная профессионально-ориентированная среда созданная при помощи виртуальной информационно-образовательной среды «СКИФ» (разработанной и реализованной на базе ДГТУ), включающую в себя методы, формы, средства и технологии обучения. Каждый компонент обучения включает в себя обучающую работу преподавателя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности студента (рис. 1).

Спроектированный в виртуальной информационно-образовательной среде «СКИФ» и адаптированный к формированию информационно-коммуникационно-технологической компетентности интегративный курс «Информационные технологии в профессиональной деятельности» интерпретированы следующие педагогические условия: нормативные (с опрой на стандарты ФГОС ВПО); организационные (разработка курса в системе СКИФ); материально-технические (оборудование и программное обеспечение, электронная библиотека); инструментальные (разработка виртуальных курсов методических разработок по использованию возможностей среды); психолого-педагогические (орга-

Учебная

професснонально-орнентнрованая среда

Уровни сформированностн

Методы

Формы

Среде

Технологии

Формирование теоретических знаний

Формирование умений навыков

Формирование профессиональных мотивов

Мотивационный

Когнитивный

Профессионально-деятельностный

Диагностико-аналнтнческнн блок

Тестирование Презентации

Контрольные задания Кейс проект

Результат: сформированы система знаний, умений и владений информационнокоммуникационными технологиями важных для успешного решения профессиональных задач выпускника-бакалавра направления «Реклама и связи с общественностью»

Рис. 1. Модель процесса формирования ИКТ компетентности выпускника направления «Реклама и связи с общественностью»

низация формирования компетентности на основе эффективного взаимодействия субъектов педагогического процесса в вузе и организации учебного процесса в соответствии с подходами и принципами, представленными в модели).

Контроль результативности системы обучения проводиться в форме итоговой аттестации, задачами которой в этом случае являются:

• определение уровня подготовки выпускника и соответствия его квалификации требованиям ФГОС ВПО по выбранному направлению;

• разработка корректирующих мероприятий по совершенствованию методов, форм, средств и технологий образовательного процесса, в том числе, итоговой аттестации, и выдача рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса.

Библиографический список

В процессе проведения исследования нами были обоснованы применяемые средства педагогической коммуникации, обеспечивающие успешное формирование рассматриваемой компетентности. Формирование у студентов компонентов компетентности осуществляется на базе интеграции профессионально-ориентированной и личностно-ориентированной стратегий обучения с учетом особенностей подготовки студентов на каждом этапе [3].

Итак, для формирования профессиональных компетенций в процессе обучения, выбор и обоснование модели, технологии обучения, методов активизации студентов, способов контроля знаний, оценка результатов и другие компоненты необходимо производить на стадии разработки рабочих программ дисциплин связанных с изучением информационных технологий.

1. Захарова, О.А. Система поддержки дистанционного обучения «СКИФ» на основе программного обеспечения // Вестник Дон. гос. техн. ун-та. - 2011. - № 4(55). - Т. 11.

2. Месхи, Б.Ч. Стратегия развития инженерного образования: опыт ДГТУ. Корпоративные кафедры в учебном процессе: монография. -Ростов-на-Дону, 2009.

3. Родина, А.И. Использование case-методов в образовании // Современные проблемы многоуровневого образования: материалы Международного научно-методического симпозиума. - Ростов-на-Дону, 2009.

Bibliography

1. Zakharova, O.A. Sistema podderzhki distancionnogo obucheniya «SKIF» na osnove programmnogo obespecheniya // Vestnik Don. gos. tekhn. un-ta. - 2011. - № 4(55). - T. 11.

2. Meskhi, B.Ch. Strategiya razvitiya inzhenernogo obrazovaniya: opiht DGTU. Korporativnihe kafedrih v uchebnom processe: monografiya. -

Rostov-na-Donu, 2009.

3. Rodina, A.I. Ispoljzovanie case-metodov v obrazovanii // Sovremennihe problemih mnogourovnevogo obrazovaniya: materialih

Mezhdunarodnogo nauchno-metodicheskogo simpoziuma. - Rostov-na-Donu, 2009.

Статья поступила в редакцию 17.10.13

УДК 378.11

KirillovA.G. THE CONCEPT OF MANAGEMENT OF THE UNIVERSITY BASED ON INFORMATION TECHNOLOGY.

The article is devoted to the improvement of university management on the basis of innovation and information technology. Analyzed the works of contemporary scholars in the field of improving the effectiveness of the management system of the university, revealed principles of perfection, and describes the steps of the introduction of technology to improve the system of university management: the construction of a process model, the strategic platform of choice information, search for problem areas and control of, the search for optimal solutions , the adjustment process model, planning, innovation and information technology, innovation and information technology.

Key words: system of university management, technology increase the efficiency of university management, process approach.

А.Г. Кириллов, канд. пед. наук, доц. каф. теории Программирования и сетевых технологий,

Шадринский гос. педагогический институт, г. Шадринск, Е-mail: [email protected]

КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Статья посвящена проблеме повышения эффективности системы управления вузом на основе инноваций и информационных технологий. Выявлены основные позиции концепции управления вузом на основе информационных технологий, а также описаны этапы внедрения технологии совершенствования системы управления вузом.

Ключевые слова: система управления вузом, технология повышения эффективности управления вузом, процессный подход.

Анализ проблемы эффективного управления образовательным учреждением в теории и практике образования присутствует на всех этапах развития педагогики.

Вопросы управления образовательными учреждениями отражены в работах Коноплиной Н.В., Щербакова Ю.И., Тихонова А.Н., Абрамешина А.Е., Ворониной Т.П., Иванникова А.Д., Молчановой О.П., и др. [1; 2; 3]. В ключе современных условий работы вузов проблема построения эффективной системы управления вузом стала наиболее актуальной. Нами были проанализированы работы многих педагогов-управленцев и с целью определения конкретных путей и технологий обеспечения функционирования и развития образовательного учреждения и эффективного управления им.

Особое внимание современные ученые уделяют следующим положениям:

• Построение системы управления вуза должно основываться на системно-целевом подходе (системности, четкой целевой ориентации, прогностичности, партисипативности, гибкости управления).

• ■ Применение методов проблемно-ориентированного анализа и целевого программирования решения проблем.

• Применение принципов коллективного самоуправления и самоорганизации с позиции синергетического подхода.

• Построение модели вуза на основе процессного подхода, что даст глубокое понимание действующих процессов и подчеркнет взаимодействие между подразделениями.

• Необходимо определить влияние информационных технологий на совокупность происходящих процессов, а также определить конкретное взаимодействие подбираемых инструментов информатизации с существующими процессами.

• Масштабируемость и адаптивность применяемых методов и инструментов, что позволит их применять для вузов различных сфер и масштабов.

• Применение принципа постоянного совершенствования и инновационного развития системы управления вузом [1; 2; 3].

Концепция развития вуза предполагает эволюционный путь развития, с минимальным числом массовых инновационных нововведений, так как при революционном подходе происходит частичное разрушение ранее действующей системы управле-

ния, что в условиях непрерывного функционирования вуза недопустимо, в такой ситуации особую важность представляет стратегическое управление развитием вуза и необходимость в постановке стратегических целей вуза [1].

Развитие системы управления вузом не может проходить без инновационных преобразований. При этом инновации могут порождать определенный хаос в упорядоченной системе работы подразделений. Спрогнозировать подобные сбои достаточно сложно, тем не менее, иногда внедрение инновационных приемов - это единственный путь к полномасштабному обновлению работы всей системы управления вузом. Для снижения риска возникновения нежизнеспособных инноваций необходимым условием применения нововведений является учет организационных условий внедрения.

Предложим технологию совершенствования эффективности управления вузом на основе инноваций и информационных технологий:

1. Применяя методы стандарта ^О 9001:2008 [4] необходимо разработать процессную модель вуза, определив все основные процессы, действующие в нем.

2. Далее необходимо определить схему взаимодействия взаимосвязанных процессов, для чего можно воспользоваться методологией функционального моделирования IDEF0.

3. Определить для каждого процесса матрицу ответственности, с указанием конкретных шагов и назначением должностей сотрудников и подразделений ответственных, исполнителей и соисполнителей данного шага.

4. На основе анализа данных определяем стратегические направления вариантов информатизации процессов - использование существующего ПО или разработка собственного исходя из сложившейся ситуации в вузе, его направленности и информационных ресурсов.

При этом важным является подход к автоматизации процесса, то есть отталкиваться необходимо не от подразделения, а от всего процесса в целом. Это дает возможность отследить, как набор необходимых данных в виде информационных потоков следует от подразделения к подразделению, постепенно трансформируясь в некий набор документов необходимых для деятельности вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.