УДК 378:659 ББК 456:01
Муртазина Гульсина Хафизовна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра связей с общественностью НГУФКСиЗ им. П.Ф. Лесгафта г. Санкт-Петербург MurtazinaGulsina Hafizovna Candidate of pedagogics,
Associate Professor Chair of public relations The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health
St.-Petersburg pr-kafedra@yandex.ru Формирование профессиональных профильных компетенций по направлению «Реклама и связи с общественностью» Professional core competencies formation in «Advertising and public relations»
В статье рассматриваются вопросы формирования профильных профессиональных компетенций (ППК) направления бакалавриата 031600 «Реклама и связи с общественностью». Пороговый и повышенный уровни сформированно-сти ППК тесно связаны с уровнями усвоения учебной информации. Основная цель освоения экспериментальной методики заключалась в повышении третьего и четвертого уровня усвоения учебной информации, которые определяют творческий потенциал будущего специалиста.
The article deals with formation of relevant professional competencies (RPC) Bachelor degree 031600 “Advertising and public relations”. Threshold and increased levels of formation RPC closely associated with levels of mastering of educational information. The main goal of the development of the experimental method consists in the increase of the third and fourth level of mastering of educational information that defines the creative potential of the future specialist.
Ключевые слова: профессиональные профильные компетенции, усвоение учебной информации, связи с общественностью, реклама, физическая культура, спорт.
Key words: professional competence profile, mastering of educational information, public relations, advertising, physical culture, sport.
Принципиальным отличием государственных образовательных стандартов третьего поколения является переориентация результата образования с понятий «знания, умения, навыки» на понятия «компетенция/компетентность» обучающихся.
Результаты освоения профиля основной образовательной программы «Реклама и связи с общественностью в отрасли физической культуры и спорта» определяются приобретаемыми компетенциями, т.е. способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. Область профессиональной деятельности бакалавров данного направления включает:
• коммуникационные процессы в сфере физической культуры и спорта;
• технологии формирования имиджа персоналий и спортивных организаций;
• управление общественным мнением в целевых аудиториях.
На совещании в специализированном вузе в Ахене [3] компетенции рассматривались в следующем понятийном формате:
- характеризуются утверждениями «могу делать», которые отражают трудоустраиваемость выпускников, обучающихся по той или иной образовательной программе;
1. отвечают на вопрос, что должен знать, понимать и уметь студент, чтобы быть востребованным;
2. измеряются с помощью результатов обучения, которые составляют «рекомендательную рамку» или связующее звено для рынка труда, степени, получаемой по окончании образовательной программы, модуля, трудозатрат (ЕСТ8), методов обучения и преподавания.
Вопросы оценки уровня сформированности у студентов знаний, умений и профильных профессиональных компетенций являются важными и трудно поддающимися измерению в процессе обучения. В отечественной педагогике представлены различные подходы к определению количества возможных уровней усвоения знаний и их характеристики. В.П. Беспалько, О.Е. Лебедев, В.Н. Максимова определяют четыре уровня усвоения знаний, представленные в таблице 1:
Таблица 1.
Уровни усвоения учебной информации
Виды деятельности Название уровня Беспалько В.П. Лебедев О.Е. Максимова В.Н.
Репродуктивны й Знакомство Ученический (узнавание) Информирован- ность Узнавание
Воспроизведение Алгоритмический (решение типовых задач) Функциональная грамотность Запоминание
Продуктивный Применение Эвристический (выбор действия) Г рамотность Понимание
Творчество Творческий (поиск действия) Компетентность Применение
Некоторые авторы, исследующие проблему организации учебного процесса, предлагают различать до пяти уровней усвоения знаний. Так, В.П. Симонов связывает их с различением, запоминанием, пониманием, простейшими умениями и навыками, переносом знаний, М.Н. Скаткин с воспроизведением, узнаванием, применением понятия, воспроизведением и применением системы понятий, В.И. Тес-ленко презентует их как информационный, репродуктивный, базовый, повышенный, творческий уровни. В приведенных классификациях детализируются отдельные уровни усвоения учебного материала без существенных различий. В отечественной дидактике наиболее распространенной и известной является классификация В.П. Беспалько [1], где разграничиваются репродуктивный (воспроизведение по образцу, по инструкции) и продуктивный (поиск и нахождение нового знания, нестандартного способа действия) виды деятельности и рассматриваются четыре уровня усвоения учебной информации: уровень узнавания; деятельность в стандартной ситуации; деятельность в нестандартной ситуации; деятельность в новой области (исследовательская).
Данная диагностика применялась в изучении дисциплин специализации «Связи с общественностью в физической культуре, рекреации и спорте» для структурирования учебного материала и определения уровней его усвоения [2]. Впо-
следствии она была адаптирована для определения порогового и повышенного уровня сформированности профильных профессиональных компетенций, характеристики уровней усвоения учебного материала базовых дисциплин нового направления 031600 «Реклама и связи с общественностью» (РИСО).
Учебная информация должна быть адекватна целям и задачам ФГОС ВПО и профиля образовательного стандарта. В соответствии с госстандартом направления под ППК профиля «Реклама и связи с общественностью в отрасли физической культуры и спорта» понимается совокупность знаний, умений и личностных качеств, определяющих следующие способности:
1. Осуществлять профессиональные функции в области рекламы и связей с общественностью в отрасли ФКиС.
2. Осуществлять рекламные и пиар кампании, пропагандистские мероприятия по пропаганде здорового образа жизни (ЗОЖ).
3. Участвовать в создании эффективной коммуникационной инфраструктуры спортивной организации, обеспечении внешней коммуникации с целевой аудиторией.
4. Проводить мероприятия по повышению имиджа спортсменов и спортивных организаций.
5. Организовать подготовку к выпуску, производство и распространение рекламной продукции при проведении спортивных мероприятий, необходимых для осуществления профессионально значимой деятельности.
Рассмотрим формирование профильных профессиональных компетенций в части осуществления рекламных и пиар кампаний, пропагандистских мероприятий по пропаганде ЗОЖ. В соответствии с дублинскими дескрипторами были разработаны планируемые уровни сформированности компетенции, представленные в таблице 2:
Таблица 2 .
Планируемые уровни сформированности компетенции
Результаты обучения Рекомендуемые признаки уровней сформированности компетенции
Пороговый Повышенный
Знание теоретических основ планирования, организации и проведения кампаний Демонстрация теоретических знаний в области организации и проведения рекламномаркетинговых мероприятий Демонстрация углубленных высокоспециализированных знаний, возможностей критической оценки существующих концепций в области организации и проведения кампаний
Навыки практической реализации рекламномаркетинговых мероприятий Практические навыки, обеспечивающие реализацию теоретических знаний в сфере практической организации и проведения кампаний Демонстрация знания приемов и средств рекламы и связей с общественностью в сфере ФКиС Умение творчески подходить к процессу разработки кампаний с использованием приемов и средств рекламы и связей с общественностью в сфере ФКиС
Умение оценить эффективность кампаний Демонстрация знаний и умений, необходимых при оценке эффективности кампаний Владение основными методами оценки эффективности кампаний Демонстрация знаний и умений, необходимых для самостоятельного решения относительно сложных задач по оценке эффективности кампаний
В таблице выделены позиции, связанные с демонстрацией знаний приемов и средств рекламы и связей с общественностью в сфере ФКиС (пороговый) и использованием приемов и средств рекламы и связей с общественностью в сфере ФКиС (повышенный уровень). Приемы и средства деловой коммуникации представляют интерес, как в практической работе специалистов, так и в учебном процессе вуза. В деловую коммуникацию включаются коммуникативные практики, представляющие научный интерес для нового профиля подготовки, такие как реклама, пропаганда, мифодизайн, продвижение, консалтинг, экспонента (выставочная деятельность), НЛП (нейролингвистиче-
152
ское программирование), инфовар (информационные войны), пиар, паблисити, имиджмейкинг, лоббирование, брэндинг, медиабаинг, блогинг, журналистика. На занятиях по учебной дисциплине «Связи с общественностью в физической культуре» студенты изучают приемы и средства деловой коммуникации, использованные при проведении рекламных и пиар кампаний, акций, специальных событий в сфере ФКиС с целью привлечения внимания целевой аудитории. Результаты этой лекционной и самостоятельной работы студентов рассматриваются и обсуждаются на семинарах, в деловых играх и других интерактивных формах постижения профессии.
Исследование по проблеме формирования ППК проводилось на базе НГУ им. П.Ф. Лесгафта по курсу «Связи с общественностью в отрасли физической культуры и спорта». Цель освоения экспериментальной методики заключалась в повышении третьего и четвертого уровня усвоения учебной информации, определяющих творческий потенциал будущего специалиста. Были сформированы две группы - контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ). В контрольной группе использовались традиционные методы обучения: репро-
V> V> /• W 1 V>
дуктивный, эвристический, проблемный, информационно-рецептивный, объяснительно-иллюстративный. В экспериментальной группе, помимо основных методов обучения, использовался исследовательский метод, как основной метод обучения опыту творческой деятельности, метод информационного ресурса, в частности ресурсы медиатеки «Шумер. Sumer». Структурно-логическая схема учебной информации дает возможность обращения к перечню современных научных трудов (фундаментальные научные и учебные издания, монографии, диссертации, статьи), приемам и средствам деловой коммуникации медиатеки в интерактивном режиме.
Анализ результатов показывает, что в контрольной и экспериментальной группе разность показателей по первому уровню усвоения учебной информации (знакомство) и второму уровню (воспроизведение) в начале и в конце эксперимента незначительна (p>0,05). Для оценки эффективности
методики были предложены тесты на усвоение учебной информации. На начало педагогического эксперимента в результатах тестирования знаний студентов двух групп статистически значимых отличий не обнаружено. Результаты показывают, что работа с базой данных приемов и средств рекламы и связей с общественностью повысила третий (применение) и четвертый (творчество) уровни в экспериментальной группе. Представленные презентации приемов и средств РИСО оценивались по десятибалльной шкале. Уровень значимости в ответах по третьему и четвертому уровню достоверен, что показывает эффективность применения данной методики (р<0,001). В результате самостоятельного поиска приемов и средств РИСО в отрасли физической культуры и спорта, учащийся поднимается на творческий уровень решения задач.
В представленной классификации прослеживается определенная преемственность уровней усвоения, которая заключается в том, что любой из них включает в себя все предыдущие. Первый уровень определяется деятельностью по идентификации теоретических моделей коммуникации, коммуникативных практик, видов, форм, приемов, средств деловой коммуникации. Второй уровень определяется деятельностью по воспроизведению информации о коммуникативных практиках, как объекте изучения, его свойствах, особенностях, хат
рактеристиках на уровне памяти или уровне понимания. 1ретий - продуктивный уровень усвоения, характеризуется самостоятельным поиском приемов и средств рекламы и пиар, используемых в практической деятельности организаций. Определяется степенью овладения умением применять усвоенную информацию о приемах и средствах рекламы и пиар. Четвертый уровень также является продуктивным уровнем усвоения и характеризуется тем, что творческая (исследовательская) деятельность конструируется самостоятельно. Этот уровень определяется деятельностью по адаптации приемов и средств рекламы и пиар в сфере ФКиС, созданием собственного перечня приемов и средств рекламы и пиар в сфере ФКиС.
Таким образом, пороговый и повышенный уровни сформированности профильных профессиональных компетенций тесно связаны с четырьмя уровнями усвоения учебной информации. В процессе выполнения заданий студенты усваивают новую для себя информацию и обогащают свой опыт по отношению к тому опыту, которым они уже овладели на предыдущих двух уровнях.
Библиографический список
1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии /В.П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989.-192 с.
2. Муртазина, Г.Х. Характеристика уровней усвоения учебной информации / Г.Х. Муртазина //Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта».- СПб., 2011.- № 6 (76).- С. 112115.
3. Отчет о первой стадии проекта «Исследование основных тенденций развития и терминологической базы Болонского процесса как структурной реформы высшего образования в Европе» [Электрон/ ресурс] URL: rc.edu.ru
Bibliography
1. Bespalko, V.P. Components of pedagogical technologies /V.P. Bespalko. - M: Longman, 1989.-192 p.
2. Murtazin, G.H. Feature of levels of mastering of educational information / G.H. Murtazina //Scientific theory journal «Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta» .- SPb., 2011.- № 6 (76).-P.112-115.
3. Report on the first stage of the project «Research of the main tendencies of the development and terminological base of the Bologna process as a structural reform of higher education in Europe» [Electronic resource] URL: rc.edu.ru