УДК 378.146
Бермус Александр Григорьевич
доктор педагогических наук, профессор кафедры образования и педагогических наук Южного федерального университета
Мирошникова Ольга Христьевна
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры английского языка естественных
факультетов
Южного федерального университета
ПОРТФЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В СИСТЕМЕ МНОГОУРОВНЕВОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Bermus Alexander Grigoryevich
D.Phil. in Education Science, Professor, Education and Pedagogical Sciences Department, Southern Federal University
Miroshnikova Olga Khristyevna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Department of English Language for Natural Science Faculties, Southern Federal University
PORTFOLIO ASSESSMENT OF EDUCATIONAL SKILLS IN A MULTILEVEL HIGHER EDUCATION SYSTEM
Аннотация:
В статье рассматриваются преимущества применения технологии портфолио для диагностики и мониторинга образовательных достижений обучающихся в системе многоуровневого высшего образования на базе федерального университета. Описываются методологические принципы составления и структура различных типов учебно-профессионального портфолио специалиста гуманитарно-педагогического и естественно-научного профиля. Выделяются актуальные аспекты профессиональной компетентности, которые можно оценить посредством портфолио.
Ключевые слова:
мониторинг образовательных достижений, портфельные методы диагностики, учебное портфолио, методическое портфолио, рефлексивное портфолио, профессиональное портфо-лио, электронное портфолио.
Summary:
The article reviews the advantages of using portfolio technique for diagnostics and assessment of students' progress in studies in a multilevel higher education system at a federal university. Methodology and structure of different types of portfolio for the students majoring in humanities and natural sciences are presented. The relevant professional aspects that may be assessed by the portfolio method are observed.
Keywords:
monitoring of educational skills, portfolio assessment, educational portfolio, methodical portfolio, reflexive portfolio, professional portfolio, e-portfolio.
Технология портфолио занимает прочное место в арсенале инновационных образовательных технологий преподавателя вуза, дополняя традиционные средства педагогической диагностики. Портфельные методы мониторинга и оценки образовательных достижений являются эффективным инструментом текущего и итогового контроля в системе многоуровневого высшего образования в условиях дефицита аудиторных часов. Посредством портфолио организация самостоятельной работы, стимулирование студентов к проектированию индивидуальной профессионально-образовательной траектории и аттестация приобретают единую технологическую основу.
Важной особенностью портфельных методов оценки является их вариативность (каждый студент может заниматься тем видом учебно-профессиональной деятельности, который представляется ему наиболее интересным - письменными ответами на вопросы, выполнением практических и проектных заданий, диагностикой и самодиагностикой). Одновременно создается широкое поле для общения, анализа и самоанализа результатов учебно-профессиональной деятельности как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов.
Существуют различные классификации портфолио - в зависимости от его структуры, принципов отбора содержания, формата, целеполагания (портфолио документов, портфолио процессов, портфолио достижений и т. д.). В высшей школе эффективно применение портфолио в «электронном формате» [1; 2].
Опишем разработанную нами модель профессионально-образовательного портфолио, успешно опробованную в системе многоуровневого университетского образования, в том числе в процессе подготовки бакалавров истории (курс «Введение в педагогическую деятельность» для академического и прикладного бакалавриата), в системе иноязычной подготовки бакалавров, ма-
гистрантов и аспирантов естественно-научного профиля (физика [3], биология [4]), в системе повышения квалификации педагогических кадров на базе Южного федерального университета (курс для учителей по освоению ФГОС ООО).
Основная цель индивидуального профессионально-образовательного портфолио - формирование траектории профессионального и личностного развития студентов. Портфолио служит средством накопления профессионально значимой информации и позволяет оценить сфор-мированность совокупности компетенций, определенной ФГОС ВО. Подготовка учебного портфолио является результатом совместной деятельности студента, преподавателей (тьюторов) и администрации образовательной программы. Разработка портфолио может опираться на следующие принципы: принцип структурирования, принцип сочетания самооценки и внешней оценки, открытость, целостность, дополняемость, технологичность, доступность, сочетание текстовых и медиаматериалов.
Можно выделить три основных блока, по которым происходит сбор и представление информации в учебный портфель:
1) объективные данные об аудиторной деятельности студента (совокупность сведений о посещении студентом лекций, семинарских и практических занятий, консультаций и коллоквиумов). При этом фиксируется не только факт присутствия, но и степень активности: участвовал ли студент в чтении лекции, задавал ли вопросы, формулировал ли свою точку зрения на обсуждаемые проблемы;
2) объективные данные о самостоятельной работе студента (письменные отчеты о проведенных исследованиях, ответы на вопросы, тексты конспектов рекомендованных изданий, рецензии на статьи и монографии, индивидуальные проекты, планы, компьютерные презентации к курсу и т. п.);
3) субъективные оценки и самооценки, связанные с восприятием авторских учебных материалов. Данный компонент портфолио представлен текстами, которые докладываются и обсуждаются в учебной аудитории. Важно, чтобы в их числе была студенческая автобиография - обзор основных компетенций, которыми владеет студент, завершенных образовательных программ (не только основного, но и дополнительного образования), значимых познавательных, коммуникативных и творческих опытов (тезисы докладов и сообщений, посвященные конкретным темам, рефераты, выступления на студенческой конференции, компьютерные презентации; учитывается и сама работа по комплектованию и защите учебного портфеля).
Проведение зачета в форме традиционного опроса по билетам не всегда целесообразно, поскольку не позволяет сформировать у студентов адекватной учебно-профессиональной позиции. Стандартная процедура экзамена также не дает возможности «в полной мере оценить многие умения и навыки, которые необходимы будущему выпускнику для успешной реализации жизненных и профессиональных стратегий» [5], поэтому более оправданной в большинстве случаев выглядит защита образовательных достижений обучающихся в форме учебно-профессионального портфеля, структура которого может быть различной (учебное портфолио, методическое портфолио, рефлексивное портфолио, профессиональное портфолио специалиста и т. д.).
Рефлексивный этап работы с портфолио предполагает ряд задач методического характера, в том числе: развитие личностной рефлексии и критического мышления; мониторинг динамики развития профессионализма; систематизация образовательных достижений; выявление зон трудностей и актуальных проблем развития; мотивация студента к профессионально-личностному развитию; раскрытие творческого потенциала будущего специалиста. Так, в структуру образовательно-профессионального портфолио, используемого в курсе «Введение в педагогическую деятельность», могут быть включены следующие пункты:
1. Информационная часть (Мой педагогический портрет, мои педагогические ценности).
2. Информационно-аналитическая часть (Мой университет).
3. Методическая часть (Методическая мозаика, составление планов-конспектов уроков, моя педагогическая практика).
4. Программа языкового и методического образования на ближайшее время (Мои педагогические перспективы).
В структуру рефлексивного портфолио, используемого в процессе иноязычной подготовки магистрантов и аспирантов по естественно-научным специальностям, включаются разделы:
1. Учебно-исследовательская деятельность в процессе обучения в высшей школе (для бакалавров).
2. Научные исследования в процессе самостоятельной профессиональной деятельности специалиста (для магистрантов и аспирантов).
3. Повышение квалификации, профессиональный и карьерный рост; формирование профессиональных компетенций специалиста в области научно-исследовательской, экспериментальной, проектной, теоретической, расчетной и других видов деятельности.
Структура портфолио для слушателя курсов повышения квалификации педагогических кадров может включать такие разделы, как:
1. Категориальное поле педагогической деятельности (педагогическое общение, педагогическая компетентность, педагогическое мышление, профессиональная готовность, педагогическое мастерство).
2. Феноменология педагогической деятельности, освоение методологии ФГОС, организация педагогической деятельности в условиях образовательных учреждений разных типов.
3. Нормативно-правовые основы педагогических профессий, повышение квалификации, профессиограммы и квалификационные характеристики учителя.
4. Проблемы профессионально-личностного становления, самообразования и самовоспитания учителя.
5. Личность и профессиональная культура педагога: профессиональные, социокультурные, индивидуальные аспекты, ценности, стереотипы, традиции, манеры, педагогический опыт, самосознание, стиль педагогического общения и т. д.
В целом портфолио служит действенным средством формирования конкурентоспособности выпускника вуза, позволяя оценить уровень теоретической подготовки и практических навыков в профессиональной сфере и смежных областях, способность отбирать и анализировать информацию, навыки владения ИКТ, владение иностранным языком, нацеленность на профессиональный и карьерный рост, исполнительность, ответственность, дисциплинированность, способность к планированию собственного образовательного маршрута в контексте непрерывного образования.
Ссылки:
1. Татьяненко С.А. Электронное портфолио как средство формирования конкурентоспособности выпускника технического вуза [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: http://www.science-education.ru/120-15382 (дата обращения: 25.05.2015).
2. Yilmaz H., Cetinkaya B. Using an online portfolio course in assessing students' work // The Turkish Online Journal of Educational Technology. 2007. October. Vol. 6, Issue 4, Article 8. Р. 79-84.
3. Мирошникова О.Х. Формирование профессионально-языковых компетенций студентов-физиков (технология языкового портфеля) : учебно-методическое пособие. Ростов н/Д., 2008. 176 с.
4. Мирошникова О.Х. Профессионально-языковой портфель для магистрантов биологических специальностей : учебное пособие. Ростов н/Д., 2014. 128 с.
5. Тлеубердиев Б.М., Рысбаева Г.А. Проблемы внедрения метода портфолио в высшей школе // Международный журнал экспериментального образования. 2013. Вып. 11 (1). С. 111-112.
References:
1. Tatyanenko, SA 2014, 'The electronic portfolio as a means of formation of competitiveness of a technical college graduate,' Modern problems of science and education, no. 6, retrieved 25 May 2015, <http://www.science-education.ru/120-15382>.
2. Yilmaz, H & Cetinkaya, B 2007, 'Using an online portfolio course in assessing students' work', The Turkish Online Journal of Educational Technology, October, vol. 6, issue 4, article 8, pp. 79-84.
3. Miroshnikova, OK 2008, Formation of professional language competence of students in physics (technology ELP): teaching aid, Rostov n / d., 176 p.
4. Miroshnikova, OK 2014, Professionally-Language Portfolio for undergraduates biological specialties: textbook, Rostov n / d., 128 p.
5. Tleuberdiev, BM & Rysbaeva, GA 2013, 'Problems of implementation of the method of portfolio in higher education', International Journal of Experimental Education, vol. 11 (1), pp. 111-112.