Перспективы и опыт ведения электронного образовательного портфолио в педвузе
Латышева Любовь Павловна к.п.н., доцент кафедры высшей математики, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, ул. Пушкина, 42, г. Пермь, 614990, (8342)2386405 [email protected]
Скорнякова Анна Юрьевна к.п.н., доцент кафедры высшей математики, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, ул. Пушкина, 42, г. Пермь, 614990, (8342)2386405 skornyakova_anna@pspu. ru
Черемных Елена Леонидовна к.п.н., заведующий кафедрой высшей математики, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, ул. Пушкина, 42, г. Пермь, 614990, (8342)2386405 cheremnyhel@pspu. ru
Аннотация
В статье рассмотрены аспекты ведения электронного образовательного портфолио будущими бакалаврами и магистрами педагогического образования. Демонстрируется модель организации самостоятельной работы студентов по дисциплине, в освоении которой ключевым понятием является индивидуальный портфолио обучающегося. Приводится структура образовательного портфолио, включающего наряду с прочими данными результаты учебных достижений. Особое внимание уделено курсу «Электронный образовательный портфолио», организованному на базе среды Moodle, функционирующей на корпоративном сайте Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Представлены критерии оценки деятельности по ведению индивидуального курсового портфолио студента и его защите с результатами её апробации при изучении математики в педвузе.
In the article deals aspects of running an electronic educational portfolio future bachelors and masters of teacher education. It demonstrates a model of organization of independent work of students in the discipline in which the master key is an individual portfolio of students. The structure of the latter, including the results of academic achievements. Particular attention is paid e-course "Electronic educational portfolio", organized on the basis of environment Moodle, functioning on the corporate website of Perm State Humanitarian Pedagogical University. The criteria of evaluation of the course of conduct of the individual student portfolio with the results of testing on students Pedagogical University.
Ключевые слова
электронный образовательный портфолио, самостоятельная работа студентов, дистанционное обучение, педагогическое образование, система Moodle; electronic educational portfolio, independent work of students, distant learning, pedagogical education, system Moodle.
Введение
В процессе модернизации российского образовательного пространства акцентируется внимание на формировании ответственного и инициативного специалиста высокой квалификации, готового к постоянному самосовершенствованию и профессиональному росту. В связи с этим важной задачей вузовской подготовки является ознакомление студентов со способами коммуникации между обучающимися, с логическими правилами рассуждения, методами планирования своей деятельности и моделирования реального мира. В педагогическом вузе это может быть реализовано, в частности, путем использования технологии учебного портфолио в процессе преподавания математических дисциплин.
Сущность понятия электронного образовательного портфолио
К предпосылкам использования портфолио в отечественной образовательной системе можно отнести результаты заседания Российского общественного совета по развитию образования от 18.06.2004 г. по вопросам работы с одаренными детьми. В материалах данной дискуссии [1] в качестве перспективного направления указано создание системы оценивания результатов обучающихся, в частности, полученных ими во время аудиторной работы, дающей возможность изучения индивидуальной траектории развития каждого. В последнее десятилетие появилось большое число публикаций об использовании портфолио в мировом образовании. Ряд диссертационных работ посвящены методическим аспектам создания и ведения портфолио при обучении различным дисциплинам. Некоторые исторические аспекты применения идеи портфолио в образовании указаны в [2, 3]. Большинство известных материалов об использовании портфолио в обучении разработано и апробировано для системы общего и среднего образования. Об его применении в высшем образовании «говорят лишь отдельные документы и факты, информация носит скорее проблемный или проектный характер, чем описательный и методический» [4]. Недостаточно обоснованы возможности студенческого портфолио, касающиеся усовершенствования традиционной системы оценивания, а также механизма его внедрения в учебный процесс, позволяющего вести портфолио в рамках конкретного предмета. Подробнее об этом изложено в работах [5, 6].
По мнению ряда ученых [7, 8], технология электронного портфолио (е-портфолио) органично вписывается в образовательную систему всех уровней, поскольку она дает возможность доступа к необходимым материалам в удобное для пользователя время, в любой географической точке. Причем портфолио обычно рассматривается как метод комплексного аутентичного оценивания приобретенных владельцами компетентностей путем анализа представленных в папках документов, хранящихся как в бумажном, так и в цифровом виде.
Широкое распространение идей о портфолио в литературе не привело к однозначной трактовке данного понятия, до сих пор отсутствует четкое описание, а тем более определение образовательного портфолио. Для выявления сущности студенческого портфолио обратимся к словарям и зарубежной практике [9]. Термин «портфолио» образован от двух слов, в переводе с французского означающих: «porter» - излагать, формулировать, нести и «folio» - лист, страница. Русско-английский словарь трактует portfolio как портфель. В терминологическом словаре бизнеса и менеджмента portfolio употребляется в качестве портфеля ценных бумаг. В большом академическом словаре русского языка портфолио определяется как папка для хранения документов...; коллекция фотографий, образцов работ, собранная в
такой папке или на сайте Интернета, дающая представление о предлагаемых товарах, услугах какой-либо организации или лица. Экономическая энциклопедия трактует портфолио как комбинацию активов, составляющих богатство экономического субъекта. В педагогической литературе также отсутствует единая точка зрения. Например, встречаются формулировки, в которых портфолио определяется как «серия работ ... автора, объединенных общей темой...; выставка учебных достижений по предмету.; систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых преподавателями и студентами для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых; форма целенаправленной и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов» [10]; «отчет по процессу обучения; способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося ... в определённый период его образовательной ... деятельности» [4] и др. Указанные определения и описания свидетельствуют о том, что образовательный портфолио можно рассматривать, с одной стороны, как технологию, а с другой - как продукт. Мы в большей степени придерживаемся первой из указанных позиций, рассматривая портфолио как технологию оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности студентов. Различие подходов к трактовке портфолио свидетельствует о необходимости в каждом конкретном случае уточнять, о чем идет речь. В рамках данной статьи под образовательным портфолио будем понимать индивидуально подобранный пакет материалов обучающегося, с одной стороны, в продуктном виде представляющий образовательные результаты и достижения студента, с другой - характеризующий степень сформированное™ у него умения планировать и анализировать свою деятельность в профессионально-предметной области.
Широкое распространение информационных технологий и электронных коммуникаций делает целесообразным ведение студентами не бумажного, а электронного или е-портфолио, поскольку подобный формат способствует эффективному общению с помощью средств глобальной сети с одногруппниками, преподавателями, а в перспективе - и с возможными работодателями. Причем электронный портфолио может размещаться и на личном сайте, и в специально отведенном разделе сайта университета.
Место электронного портфолио в системе внеаудиторной самостоятельной работы студентов
При организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов (СРС) по предмету преподавателю предстоит решать ряд задач, в том числе - формирование мотивации обучающихся к названному виду деятельности, обеспечение её результативности по достижению необходимого уровня компетенций, предусмотренных учебным планом; проведение регулярного текущего контроля и оказание своевременной помощи студентам, а также формирование у них навыков самоорганизации и самообучения. Решение указанных задач предполагает наличие соответствующего дидактического сопровождения, которое помимо заданий для СРС включает объем и описание содержания самостоятельной работы по каждой теме с указанием основных источников литературы, вопросы для самопроверки, сроки, формы и график контроля выполнения заданий. С учетом вышеперечисленного нами разработан информационно-методический комплекс организации СРС (рис. 1, 2) по учебным дисциплинам («Математический анализ», «Теория функций действительного и комплексного переменного», «Теория вероятностей и математическая статистика» и др.), включающий следующие компоненты: учебно-методическое сопровождение СРС как основу ее организации, электронный
навигатор на базе системы Moodle для дистанционной поддержки внеаудиторной СРС, комплекс контрольно-диагностических средств для отражения и коррекции результатов СРС, в том числе в форме индивидуального рейтинга достижений и студенческого электронного портфолио.
Рис. 1. Структурная модель организации СРС по учебной дисциплине
Рис. 2. Функциональная модель организации СРС
Прокомментируем основные элементы представленной модели организации СРС. Общая структура системы учебных заданий для внеаудиторной СРС, занимающей центральное место в указанном комплексе, включает обязательную и дополнительную части. Обязательная часть, планируемая в соответствии с пороговым (базовым) уровнем освоения дисциплины, обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по курсу. Дополнительная - предназначена для достижения повышенного уровня освоения дисциплины и направлена на углубление и закрепление знаний, умений, развитие аналитических навыков и творческих способностей студента через выполнение им заданий по выбору. В указанных частях системы выделяются теоретическая и практическая компоненты. Виды заданий подбираются преподавателем, исходя из актуальных текущих (например, связанных с необходимостью формирования навыков самостоятельной учебной деятельности студентов младших курсов или совершенствования специально-предметных компетенций старшекурсников) и глобальных (например, нацеленных на реализацию профессионально-прикладной направленности обучения) задач изучения дисциплины [11].
Структура электронного образовательного портфолио по дисциплине
Основной целю сбора студентами образовательного предметного портфолио является накопление и хранение документального подтверждения своих достижений в процессе обучения дисциплине. Портфолио предполагает занесение студентами данных и размещение материалов выполненных заданий в следующие блоки (рис. 3): лучшие работы студента по дисциплине; результаты самоконтроля и самооценки; комплект документов; итоги контроля; сторонние оценки и др. Преимуществом указанной структуры портфолио является наличие блока самооценки результатов учебной деятельности студента; возможность создания условий формирования мотивации к достижениям, приобретения опыта в профессиональной конкуренции, обоснованной реализации самообразования для развития предусмотренных учебным
планом компетенций; выработки умения объективно оценивать их уровень.
Портфолио студента по курсу «Оооощение понятия производной» |
-> Краткие биографические сведения
-► Сопроводительное письма владельца
- Статистика работ студента
N
\ Ооязательные материалы
Л прсБер04™16 работы \\ тексты домашних заданий \\ результаты тестирования
VI Дополнительные материалы
^ Наиболее значимая, по мнению студента, работа
- -№ Сторонние оценки
Самоанализ, самооценка
Рис. 3. Структура портфолио студента по предмету
Далее рассмотрим реализацию деятельности по ведению электронного портфолио студента на базе системы МооШе. Несмотря на некоторые недостатки [12] указанная виртуальная среда обладает рядом преимуществ, среди которых интуитивно понятный ■еЬ-интерфейс с набором многофункционального инструментария, бесплатное использование, широкие возможности для общения студентов с преподавателем, в том числе, по поводу ведения образовательного портфолио, нацеленного на повышение активности участия студентов в различных вузовских мероприятиях, на создание возможности увидеть степень своего прогресса в обучении и самостоятельно оценить себя как будущего профессионала. Вместе с этим, МооШе предоставляет преподавателю возможность обратиться как к личному портфолио студента, так и к портфолио студенческой группы в целом.
Портфолио как одна из форм итоговой государственной аттестации в магистратуре
Реализация компетентностного подхода влечет необходимость изменения не только отбора содержания, методов, форм обучения, но также подходов к оценке качества подготовки будущих магистров, которая должна носить деятельностный и комплексный характер, что приобретает особое значение для итоговой аттестации, призванной дать интегральную оценку уровня готовности выпускника по всем профессиональным компетенциям, выделенным в стандарте.
В магистратуре на математическом факультете Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (ПГГПУ) в качестве одной из форм итоговой государственной аттестации, наряду с защитой магистерской диссертации, проводится защита образовательного портфолио. Его содержание нацелено на выявление уровня сформированности компетенций, относящихся к проектной, методической, управленческой и культурно-просветительской деятельности.
Последние, в частности, связаны с готовностью разрабатывать стратегии просветительской деятельности, реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций, в том числе с
использованием современных информационно-коммуникационных технологий, формировать художественно-культурную среду. В целом, названные компетенции осваиваются в ходе научно-исследовательской, педагогической и научно-педагогической практик в магистратуре, поэтому подготовка портфолио осуществляется магистрантом в течение всего периода обучения и представляет собой сбор и систематизацию необходимых материалов.
Структура портфолио магистранта включает следующие компоненты:
1. Титульный лист.
2. Содержание деятельности. Отчет (в виде таблицы) о результатах деятельности, осуществленной в рамках обучения в магистратуре на аудиторных занятиях, при самостоятельной работе и в ходе прохождения практик, с указанием всех мероприятий, в которых принимал участие магистрант, основных видов выполненной деятельности и их итогов.
3. Рабочие материалы. Материалы и работы магистранта, созданные в процессе изучения дисциплин, прохождения научно-исследовательской, научно-педагогической и педагогической практик. Обязательно представляются работы, отражающие участие в культурно-просветительской деятельности.
4. Достижения. Документы, подтверждающие указанные в отчете результаты и уровень их признания соответствующим сообществом: сертификаты, дипломы, грамоты, авторские свидетельства, отзывы, рекомендации и т.п.
5. Самоанализ. Рефлексивный анализ итогов обучения в магистратуре, достижений и перспектив.
Чаще всего электронный портфолио создается как рабочий файловый каталог в соответствии с приведенной выше структурой и размещается на сетевом диске. При этом форма его ведения не ограничивается имеющимися в вузе ресурсами, для сбора и представления материалов портфолио возможно использование облачных хранилищ данных, специализированных сайтов (http://www.teacher-pro.ru/, http://4portfolio.ru/ и др.), личных страниц в социальных сетях. Для студентов заочной магистратуры, работающих учителями, обязательной частью является регистрация на сайте http://portfolio-edu.ru/ и создание профессионального портфолио.
Публичная защита портфолио сопровождается итоговой его презентацией, созданной в MS PowerPoint.
При оценке портфолио используются критерии двух видов: формальные (табл. 1) и экспертные. Первые позволяют на основе заданных показателей охарактеризовать в количественном виде участие студента в определенных видах деятельности (активность, продуктивность, полнота и разнообразие выполняемых действий). Вторые - на основе анализа формальных показателей и материалов портфолио - призваны дать качественную оценку такого участия, степень продвижения студента в овладении компетенциями (демонстрируя качество выполненных работ, освоенность определенных видов деятельности на базовом или продвинутом уровне).
Таблица 1.
Формальные критерии оценки портфолио__
Критерии Баллы xn
1 Опубликованные статьи (в том числе принятые к публикации) 10
2. Выступление с докладом на конференциях 14
3. Прохождение стажировки в период обучения 11
4. Руководство студенческой работой 14
5. Организация и проведение выставок, конференций, конкурсов 14
6. Участие в написании учебных пособий, учебно-методических рекомендаций 12
Критерии Баллы хп
7. Участие в управлении образовательной организацией, принятии управленческих решений 5
8. Патенты, лицензии, авторские свидетельства, награды, грамоты, дипломы, сертификаты и т.п. за разработку дидактических, методических материалов, ЦОР 2
9. Участие в научных, культурно-просветительских мероприятиях, социально-экономических проектах, грантах, где магистрант был руководителем или исполнителем 6
10. Использование в мероприятиях собственных презентаций 3
11. Использование интернет-технологий (создание сайта, размещение материалов в интернете, организация вебинаров, электронных конференций, онлайн-консультаций и др.) 3
12. Участие в создании ЦОР, видеоматериалов, фотоматериалов 3
13. Привлечение СМИ (публикации в СМИ, участие в телепередачах, интервью и др.) в рамках культурно-просветительских мероприятий 3
Итого 100
Для примера укажем проектное задание по дисциплине «Методика преподавания математики в вузе», результаты выполнения которого предполагается разместить в портфолио при подготовке к государственной итоговой аттестации.
Проектное задание
1. Тема: Методическое оснащение изучения одной из тем раздела «Интегральное исчисление функций одной переменной».
2. Цель и задачи, ставящиеся перед магистрантом, в области:
• методической деятельности
- распространение методического опыта, связанного с обоснованием и общим описанием использующихся для обучения избранной теме видов определений математических понятий, методов доказательств теорем и форм наглядности;
• управленческой деятельности
- указание способов управления учебной, самостоятельной деятельностью студентов и контроля знаний;
• проектной деятельности
- проектирование учебного содержания с конкретной тематикой и указание возможности использования при его изучении элементов инновационных технологий, в том числе применения ИКТ.
3. Предполагаемый результат.
Теоретически обоснованный письменный вариант конспекта лекции; практического занятия с реальной демонстрацией фрагмента учебного занятия по выбранной магистрантом теме раздела «Интегральное исчисление функций одной переменной».
Электронный курс на базе системы МооШе
Знакомство студентов с деятельностью по ведению образовательного портфолио осуществляется через дистанционный курс, организованный на базе системы МооШе, функционирующей на корпоративном сайте ПГГПУ http://moodle.pspu.ru/.
Курс «Электронный образовательный портфолио» предназначен для будущих бакалавров направления 050100.62 «Педагогическое образование», соответствующая дисциплина входит в профессиональный цикл учебного плана, относится к вариативной части. Интерфейс курса в режиме разработки представлен на рис. 4.
*■ с . гтюэЛ-.рчы.ш
С^тег.га электрсиниг пс^ержки обрамээтел ькь \ курсрв « ь*г~
Рис. 4. Интерфейс курса в режиме разработки
Первый блок содержит общую информацию о дисциплине; форум для размещения новостей по изучению предмета и обсуждения актуальных вопросов участниками курса (рис. 5, 6); учебно-методический комплекс и учебно-тематический план дисциплины; а также ссылки на электронные библиотечные системы, оформленные с помощью элемента «страница» (рис. 7).
Форум «Новости и актуальные вопросы»
Уважаемые участники курса, на данном форуме Вы можете обсудить любые интересующие Вас вопросы, касающиеся изучения дисциплины «Электронный образовательный портфолио».
Изолированные группы: Все участники Добавить тему для обсуждения
Рис. 5. Форум для участников электронного курса
Форум «Новости и актуальные вопросы»
Уважаемые участники курса, на данном форуме Вы можете обсудить любые интересующие Вас вопросы, касающиеся изучения дисциплины «Электронный образовательный портфолио*.
»-Тема для обсуждений
Тема-
Сообщение*
ЕЕЭ m Абзац ▼ В I а — э — 0 И Q
Рис. 6. Создание темы на форуме
Электронные библиотечные системы
Источники литературы из ЭБС "Университетская библиотека onirte":
1. Высшее образование в России / под ред. М Б. Сапунов - М.: Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова, 2013. - № 8-9. -160 с. - ISSN 2072-0459 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://t3iblioclub.ru/index.php? page=book&id=211191 (01.12.2014).
2. Звонников В.И. Оценка качества результатов обучения при аттестации [компатентностный подход): учебное пособие / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. - Изд. 2-е, пере раб. и доп.-М.: Логос, 2012.-280 с. URL: http://biblioclub.ru/ind ex. php?
раде =book_view&book_id=119434
3. Касаткина Н.Э. Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие / Н.Э. Касаткина, ТА Жукова; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». - Кемерово, 2010. - 204 с. URL: http://bibiioclub.ru/index.php?
раде =book_view&book_id =232325
Источники литературы из ЭБС "IPRbooks":
Звонников В. И. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход) [Электронный ресурс]: учебное пособие/Звонников В. И., Мельникова М.Б.— Электрон, текстовые данные,—М.: Логос, 2012.— 280 с.— Режим доступа: http://vww.iprbookshop.ru/13010 — ЭБС «IPRbooks»
Последнее изменение: Среда, 4 Февраль 2015,19:38
Рис. 7. Ссылки на электронные библиотечные системы
Основной блок электронного курса разбит на разделы: цели использования портфолио в школе и вузе (рис. 8); подходы к определению понятия «портфолио»; заграничный опыт использования образовательного портфолио; развитие технологии портфолио в Российской Федерации; использование стандартного и специализированного программного обеспечения для ведения электронного образовательного портфолио; мотивация и целеполагание по созданию портфолио; разработка структуры портфолио; планирование деятельности по сбору, оформлению и подготовке материалов к презентации; презентация портфолио.
1.1, Цели использования портфолио в школе и вузе
Вопросы к теме:
1, Каковы цели ведения образовательного портфолио в школе?
2, Каковы цели ведения профессионального порфолио учителя школы?
3, Каковы цели ведения образовательного портфолио в вузе?
4, Каковы цели ведения профессионального порфолио в вузе ?
. Статьи по тематике «Образовательный портфолио» Г: 1 История технологии образовательного портфолио
Подготовьте доклад на одну из указанных тем © Задание на подборку статей
Причины использования портфолио в школе и вузе (■Щр) Рефлексия
Материалы для самостоятельного изучения
^ Литература для самостоятельного изучения статья Portfolio_po_matem.pdf
Ъ
«Портфолио» выпускника основной школы Место портфолио в современной системе оценки
"V
1 Электронный портфолио педагога | Примеры работ студентов по курсу ™ фрагмент пособия Электронный образовательный портфолио (Скорнякова А.Ю.; ® Приказ об аттестации педагогических работников Пермского края
Рис. 8. Первый раздел электронного курса
Как видно из рисунка, каждый раздел электронного курса включает перечень тематических вопросов, подборку статей, упражнения для студентов, реализуемые через элементы «задание с отправкой файла», «шк1», «семинар», а также материалы для самостоятельного изучения, включающие pdf-файлы, презентации и гиперссылки на ШетеЬисточники и др.
Для выполнения определенного задания студенту достаточно выбрать соответствующую ссылку и следовать указанным в ней инструкциям: написать текстовый ответ (рис. 9); переслать на проверку преподавателю файл; выполнить задание в рамках форума (рис. 10); ответить на вопросы теста (рис. 11), анкеты и др.
Преподаватель, в свою очередь, имеет возможность просмотреть журнал оценок группы в целом (рис. 12) или личных оценок конкретного студента.
Рис. 9. Задание, предполагающее текстовый ответ
Структура образовательного портфолио студента
Разработайте структуру аттестационного портфолио студента (в частности, магистранта).
1) Вариант Вашей структуры «выложите» на данном форуме в виде сообщения.
2) Напишите комментарии (критику, предложения и др.) ко всем остальным сообщениям форума, содержащим «структуру портфолио», представленным сокурсницами и преподавателем.
Изолированные группы: Все участники
Это форум «Вопрос-Ответ». Для того, чтобы увидеть ответы других участников на поставленный вопрос, Вам необходимо разместить свой ответ
У вас нет привилегий для добавления новой темы обсуждения для всех участников.
Обсуждение Начато Группа Ответы Непрочтенные у Последнее
сообщение
Оцените предложенную структуру Д Анна Юрьевна 0 0 Анна Юрьевна
образовательного портфолио ШН Скорнякова Скорнякова
Пт.,2янв. 2015, 22:39
Рис. 10. Задание, предполагающее ответ в рамках форума
В начало Мои курсы Электронные курсы для студентов Математический факультет Электронный образовательный портфолио 3.1. Использование стандартного программного обеспечения для ведения электронного образовательного портфолио Промежуточное тестирование
НАВИГАЦИЯ ПО ТЕСТУ
ШИИ0ЕЕ
Закончить попытку...
Отметить вопрос
Критерий оценки индивидуального студенческого портфолио «Структура и композиция»
предполагает (несколько верных ответов) Выберите один или несколько ответов:
□ Логику и последовательность работы
□ Структурированность текста
□ Систематичное отслеживание студентом результатов своей деятельности
Далее
Рис. 11. Пример тестового задания
Рис. 12. Фрагмент журнала оценок
В разделах электронного курса предусматривается задание, выбрав которое, можно отослать на проверку преподавателю пополненный вариант своего «портфеля» (рис. 13).
4.1 .Мотивация и целеполагание по созданию портфолио. Разработка структуры гортфолио
Вопсюсы для обсуждении:
1. Назначение образовательного портфолио.
2. Какова возможная структура образовательного портфолио?
Задание «Работа с электронной библиотекойэ Задание «Аннотация и ключевые слоааэ Заполните разделы портфолио Рефлексия
Рис. 13. Фрагмент интерфейса курса со ссылкой на задание о пополнении
портфолио
Редактирование электронного курса в МооШе выполняет преподаватель, ведущий аудиторные занятия по данной учебной дисциплине. Специфика ведения математического портфолио студента подробно описана в следующем пункте, а также в публикациях авторов [5; 6 и др.].
Методика ведения электронного образовательного портфолио в процессе обучения математике будущих бакалавров педагогического образования
Методика создания и ведения электронного портфолио студентами математического факультета ПГГПУ основана на использовании проектного метода в обучении. В рамках данного метода у участников образовательного процесса устанавливаются определенные позиции: у преподавателя - роль руководителя проектов, специалиста по методологии управления ими (организация и инициирование опыта учебно-исследовательской деятельности у студентов; развитие способности к рефлексии и проявлению индивидуальности каждого обучающегося); роль студента заключается в выборе элементов учебно-исследовательской работы, самопознании, самоопределении, самореализации.
Приведем некоторые рекомендации по ведению электронного портфолио студентами с использованием среды Moodle, представляющей собой автоматизированную систему дистанционного обучения, основанную на компьютерных и интернет-технологиях [13].
В данном случае под электронным портфолио обучающегося мы будем понимать совокупность выполненных студентом заданий по курсу, как автоматически сохраняющихся системой Moodle, так и специально загруженных для проверки преподавателем. Кроме этого, жизненный цикл электронного портфолио предполагает дублирование материалов в документе MS Word и подготовку в MS Power Point.
Студенты пополняют индивидуальный портфолио как во время аудиторных занятий, так и дома, используя среду Moodle. Каждый раздел портфолио студент должен сдать на проверку преподавателю в определенный срок (неделю семестра).
Практика реализации деятельности по ведению электронного портфолио на математическом факультете ПГГПУ позволила выявить ряд условий, необходимых для организации эффективного взаимодействия преподавателей и студентов, в частности, средствами электронных курсов в Moodle:
- наличие электронного навигатора, в частности реализуемого через дистанционный курс в Moodle;
- соблюдение преподавателями требования инвариантности сценария портфолио (присутствие обязательных элементов, например, вариантов работ по конкретной дисциплине; материалов самоконтроля и др.);
- интеграция деятельности преподавателей на дидактическом и методическом уровнях, которая осуществляется, в частности, за счет разработки графа согласования учебной деятельности студентов и преподавателей при работе с портфолио;
- организация творческого сотрудничества участников образовательного процесса путем написания отзывов и предложений по содержанию электронного портфолио одногруппника.
Рекомендации к организации работы по ведению е-портфолио студента даны в публикациях авторов [6; 12]. Приведем лишь некоторые выдержки из них.
1. Для начала роботы над студенческим портфолио необходимо зайти на сайт http://moodle.pspu.ru/ и пройти процедуру авторизации (ввести свои логин и пароль) (рис. 14).
С»;1вма »лектро-чеги иоддеркни о(яаМ>9ат4/!мых одкое ьяишюаиь
Рис. 14. Стартовое окно системы МооШе в ПГГПУ
2. В открывшемся окне нужно выбрать категорию «Электронные курсы для студентов - Математический факультет», а в ней - пункт «Электронный образовательный портфолио».
3. Перед списком разделов и тем размещен перечень учебно-методической литературы, с которой можно ознакомиться, выбрав соответствующую гиперссылку.
4. Каждая тема включает определенный набор заданий, предназначенных для выполнения студентами.
5. Каждое занятие снабжено ссылкой «Рефлексия», при выборе которой студенту предлагается заполнить электронную рабочую тетрадь результатами самоанализа своей деятельности.
6. Все действия, произведенные студентом, автоматически записываются системой МооШе. Отчет о деятельности обучающихся доступен как преподавателю, так и студенту и отображает работу последнего в данном курсе. Для просмотра отчетов и оценок необходимо выбрать соответствующий пункт в меню «Управление», расположенном слева от рабочей зоны.
7. Для отправки на проверку текущего варианта студенческого портфолио необходимо выбрать пункт «Заполните портфолио» в конкретной теме интерфейса МооШе и загрузить соответствующий файл в систему.
Перед началом ведения индивидуального студенческого портфолио обучающимся рекомендуется ознакомиться с параметрами оценки портфолио и его презентации, представленными ниже.
Параметры оценки портфолио и его презентации
Ключевым звеном деятельности по ведению портфолио является его публичная защита и оценка, причем последней обычно подвергаются как совокупность накопленных материалов, так и доклад по их представлению.
Критериями оценки индивидуального студенческого портфолио являются: 1. Смысловое содержание. Оригинальность и ценность представленных данных, умение находить адекватные источники информации, работать с литературой (полнота обзора).
2. Грамотность содержимого. Отсутствие орфографических ошибок, грамотность цитирования, соответствие библиографического списка требованиям ГОСТа.
3. Исследовательское мастерство. Проработанность идеи, глубина анализа собранной информации, умение делать аргументированные выводы.
4. Структура и композиция. Структурированность текста, логика и последовательность работы.
5. Оформление работы. Адекватные способы представления материала, графики, диаграммы; наличие справочного материала, сносок, библиографического списка.
6. Регулярность пополнения. Систематичное отслеживание студентом результатов своей деятельности, регулярный отбор работ и размещение их в личном портфолио.
7. Степень самостоятельности.
Поскольку защита сопровождается демонстрацией, специально подготовленной студентом, то предлагаются комплексные критерии, включающие оценку качества доклада и соответствующей презентации. Так, к критериям оценки выступления (защиты) индивидуального студенческого портфолио относятся следующие:
1. Презентация речи (речь выступающего четкая, движения оратора адекватные, выступление уложилось в рамки регламента).
2. Смысловое содержание речи (в докладе представлены все разделы собранного портфолио; вступление органично перешло в основную часть сообщения, основные положения были ясными, соотносились друг с другом и изложены в виде содержательных законченных высказываний; речевые обороты, произносимые во время смены слайдов были плавными и логичными; нет «лишней» информации, сообщение не перегружено ненужными подробностями; заключение связало воедино всё содержание).
3. Наглядность презентации, подготовленной к защите портфолио (минимальное использование текста, наличие достаточного количества поясняющих рисунков).
4. Использование презентации (устная обоснованность всех слайдов презентации).
5. Сформированность умений самоконтроля (адекватность самооценки, способность отстаивать свою позицию, умение реагировать на критику).
6. Качество ответов на вопросы (четкие ответы на заданные после выступления вопросы).
Результаты апробации деятельности по ведению портфолио
При проверке эффективности деятельности по ведению электронного образовательного портфолио будущими бакалаврами педагогического образования использовался опросник А.А. Ушакова для определения уровня мотивации учебно-исследовательской деятельности [9]. Педагогический эксперимент проводился со студентами четвертого курса математического факультета ПГГПУ, обучающимися по направлению 050100 - «Педагогическое образование». Суммарная численность экспериментальной группы (ЭГ) - 20 человек, контрольной (КГ) - 19 человек. Занятия в КГ строились по обычной методике (беседа с преподавателем и изучение традиционных учебников), а в ЭГ - к названному добавлено использование возможностей информационно-коммуникационной предметной среды на основе Moodle и технологии образовательного портфолио.
Расчеты подтвердили эффективность ведения студентами портфолио в связи с формированием мотивов учебно-исследовательской деятельности. С учетом количественных требований к уровням сформированности соответствующих мотивов обучающихся (менее 50 % от максимально возможного количества баллов -
низкий; 50 - 70 % - средний; более 70 % - высокий), указанных А.А. Ушаковым [10], представим полученную динамику (рис. 15).
Рис. 15. Динамика уровней сформированности учебно-исследовательской мотивации у студентов ПГГПУ на начальном и завершающем этапах
эксперимента
Из диаграмм видно, что количество студентов экспериментальной группы с повышенным уровнем сформированности учебно-исследовательской мотивации после экспериментального воздействия увеличилось на 21%; - с пороговым уровнем мотивации снизилось на 2%; - с пониженным - уменьшилось на 19%. Количество студентов контрольной группы, имеющих повышенный уровень сформированности учебно-исследовательской мотивации снизилось за экспериментальный период на 2%; количество студентов с пороговым уровнем мотивации повысилось на 4%; с пониженным - снизилось на 2%.
Таким образом, результаты проведенного эксперимента свидетельствуют о наличии позитивных изменений в степени сформированности учебно-исследовательской мотивации при обучении математике с использованием электронного образовательного портфолио.
Заключение
Актуальность ведения в педагогическом вузе электронного студенческого портфолио обусловлена, с одной стороны, - потребностью общества в профессионально компетентных, творчески мыслящих педагогах, способных создавать собственные образовательные продукты и эффективно апробировать их в реальном образовательном процессе, а с другой, - наличием в педагогической теории и практике резервов и возможности решения этой проблемы. В ПГГПУ реализован комплексный подход к деятельности по ведению электронного образовательного портфолио по учебным дисциплинам. Применение в рамках этого комплексного подхода электронного обучения и дистанционных образовательных технологий позволяет организовать качественное, эффективное и доступное образование в педагогическом вузе.
Литература
1. Материалы дискуссии на заседании РОСРО по проблемам работы с одаренными детьми // Вопросы образования. - 2004. - № 2. - С. 260-271.
2. Скорнякова А.Ю. Интерактивные методы и портфолио в математической подготовке студентов // Труды VI международных Колмогоровских чтений. (Ярославль, 19-22 мая 2008 г.). - Ярославль: ЯГПУ, 2008. - С. 419-423.
3. Скорнякова А.Ю. Об использовании технологии фундирования в создании студенческого математического портфолио // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. Выпуск 12. Периодический межвузовский сборник научно-методических работ. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. - С. 186-189.
4. Григоренко Е.В. Портфолио в вузе: метод. рекомендации: учеб. пособие. -Томск: Изд-во ТГУ, 2007. - 64 с. URL: http://umu.utmn.ru/files/portfolio.doc (дата обращения 12.05.2015).
5. Скорнякова А.Ю. Электронное портфолио в математической подготовке студентов педвуза // Ярославский педагогический вестник. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ. - 2010. - № 2. - С. 176-179.
6. Скорнякова А.Ю. Электронный образовательный портфолио в обучении многообразию дифференцируемости в анализе: учеб-метод. пособие. - Пермь: Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т, 2013. - 46 с.
7. Загвоздкин В.К. Метод портфолио - нечто большее, чем альтернативный способ оценки / Центр методологии ИТИП РАО. URL: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10448.php - (дата обращения 12.05.2015).
8. Новикова Т.Г. Портфолио в зарубежной образовательной практике / Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, А.С. Прутченков, Е.Е. Федотова // Вопросы образования. - 2004. - №3. - С. 201-239.
9. Скорнякова А.Ю. Формирование исследовательских компетенций в обучении математике будущих бакалавров педагогического образования с использованием информационно-коммуникационной среды: дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2013. - 229 с.
10. Это не ранец, это портфель! // Учительская газета (независимое педагогическое издание) URL: http://www.ug.ru/issues/?action=topic&toid=2343 (дата обращения 12.05.2015).
11. Латышева Л.П., Скорнякова А.Ю., Черемных Е.Л. Модель организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по математике // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 12. - С. 110-116.
12. Скорнякова А.Ю. Опыт практической реализации подхода к управлению учебным процессом педвуза с использованием информационно-коммуникационной среды // Информатика и образование. - 2013. - № 1. -С. 20-25.
13. Скорнякова А.Ю. Конструирование информационно-коммуникационной предметной среды как средства формирования исследовательских компетенций будущих бакалавров педагогического образования // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)». - 2014. - V17. - №3. - С. 459-471.