КОНСУЛЬТАЦИИ
УДК 378.4
Дементьева Юлия Валентиновна
кандидат педагогических наук, заведующая отделом дистанционного обучения, доцент кафедры педагогики и психологии Гжельского государственного университета, Москва (РФ). E-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Цель статьи - описание основных проблем формирования электронного портфолио в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО).
Методы. Теоретический анализ научной литературы по рассматриваемой теме, мониторинг существующих в современных российских вузах процедур формирования и ведения электронного портфолио обучающихся.
Результаты. Вскрыты и описаны основные проблемы формирования электронного портфолио, предложено авторское видение решения некоторых проблем этого процесса.
Научная новизна заключается в разработке ключевой идеи формирования электронного портфолио обучающегося, основывающейся на понимании сущности требований ФГОС ВО к результатам освоения образовательной программы как сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
Практическая значимость. Результаты исследования для многих вузов могут стать теоретической базой для планомерной организации формирования и ведения электронного портфолио своих обучающихся в течение всего периода освоения ими образовательной программы; материалы могут быть использованы также для создания методических разработок.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, портфолио, электронное портфолио.
DOI: 10.17853/ 1994-5639-2016-2-145-156
Dementieva Yulia V.
Candidate of Pedagogical Sciences, Head of Distance Learning Department, Assistant Professor, Department of Psychology and Pedagogics, Gzhel State University, Moscow (RF). E-mail: [email protected]
THE MAIN PROBLEMS OF THE STUDENTS' ELECTRONIC PORTFOLIO FORMATION IN TERMS OF THE HIGHER EDUCATIONAL PROGRAMS
Abstract. The aim of the study is the description of the main problems of formation of the student's electronic portfolio in the conditions of realization of Federal State Educational Standards of the Higher Education (FSES of HE).
Methods.Theoretical analysis of scientific literature concerning the subject under discussion; monitoring of existing practices in modern Russian Universities procedures for the formation and maintenance of students electronic portfolio.
Results. The author describes the main problems of the electronic students' portfolio formation; some ways of solving described problems are offered.
Scientific novelty concludes in the formation of key ideas of the electronic students' portfolio based on the understanding of requirements of Federal State Educational Standards of Higher Education for the results of mastering educational programs. They are the formation of general cultural, general professional and professional competences.
Practical significance. The researching results will become the theoretical basis for the systematic organization of the process of creating and maintaining an electronic students' portfolio during the whole period of their studying at the university; the researching results can become a basis for methodological developments.
Keywords: Federal State Educational Standard, portfolio, e-portfolio.
DOI: 10.17853/ 1994-5639-2016-2-145-156
Продолжающийся сегодня процесс реконструкции модели российской высшей школы нацелен на устранение прежде всего таких недостатков образовательной системы, как
• некачественное функционирование существующих административных систем контроля и оценки качества образования, недостоверность показателей объективности и эффективности современного образовательного процесса;
• трудности вхождения на рынок труда определенного количества выпускников вузов, которые, с одной стороны, имеют диплом, подтверждающий освоение образовательной программы в полном объеме, а с другой стороны - не имеют знаний, умений, компетенций, обладание которыми -главное требование, предъявляемое потенциальными работодателями.
Утверждение и реализация ФГОС нового поколения ориентирует российские вузы:
• на актуализацию содержания образовательного процесса, в том числе учебных планов, рабочих программ дисциплин и, соответственно, учебно-методического обеспечения;
• разработку и применение новых подходов к организации и проведению образовательного процесса (широкое использование инновационных форм, средств, технологий обучения);
• качественное изменение роли преподавателя, который перестает быть исключительно транслятором знаний;
• достижение качественно новых целей и задач в подготовке выпускников, практическое воплощение новых требований к условиям реализации программ высшего образования.
Все это, в свою очередь, порождает определенный круг проблем для образовательных организаций, вызывающих дискуссии и споры.
Пункт 7.1.2 федеральных государственных образовательных стандартов образовательных программ высшего образования гласит: «Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-бибилиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной системе организации... Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать... формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса» [13].
Таким образом, формирование электронного портфолио обучающихся вуза - требование современных ФГОС образовательных программ высшего образования, подлежащее обязательному исполнению. Это нововведение и определило тему нашего исследования.
Для многих профессий, особенно творческих, идея портфолио не является инновационной и оригинальной. В частности, рекламный и модельный бизнес требуют обязательного наличия портфолио, решающего такие задачи, как
• акцентуализация своих конкурентных преимуществ;
• привлечение большего числа крупных и мелких заказчиков;
• продвижение услуг и товаров на внутреннем и внешнем рынке
и т. д.
Для высшей российской школы идея формирования электронного портфолио обучающегося достаточно нова, интерес же к данной теме возрос после того, как обязательность портфолио стала требованием ФГОС ВО.
О росте популярности данного вида фиксации достижений учащихся свидетельствует большое количество публикаций, статей, заметок, исследований, в том числе размещенных в интернет-пространстве. Одна из популярных поисковых систем «Яндекс» на запрос «портфолио» дает 2 млн ответов, «электронное портфолио» - 3 млн ответов.
Несмотря на интерес научно-образовательного сообщества к вопросам создания электронного портфолио, характер соответствующих ей исследований односторонний - проблемно-проектный; вузы же испытывают недостаток в методических разработках.
Результаты нашего исследования позволили очертить круг проблем, с которыми сегодня сталкиваются учебные заведения. Это, прежде всего, вопросы определения сущности портфолио, целеполагания его формирования, его структуры и выбора инструментария для создания портфолио.
Отсутствие на законодательном уровне определений терминов «портфолио» и «электронное портфолио» стало причиной появления множества трактовок и толкований, мешающих уяснить суть понятий.
Термин «портфолио» происходит от латинского portare - «носить» и folium - «лист для записи»; орфографический словарь русского языка отмечает, что слово «портфолио» не склоняется и может употребляться и в мужском, и в среднем роде.
В современной научной литературе портфолио рассматривают в различных аспектах: как педагогическую технологию (т. е. набор методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, приводящий всегда к достижению прогнозируемого результата); как метод, копилку достижений, коллекцию артефактов; как карту карьерного роста, личностного развития; как систематизированное представление результатов работы; как рабочее пространство; как пространство для самопредставления и самопрезентации обучающегося; наконец, как оценочный инструмент.
Перечисленные «ипостаси» портфолио отражены в различных публикациях последних лет, в частности в работах Т. Н. Ивлева, Н. С. Кра-вец, О. Н. Птицына, С. Н. Дмитриева и др. [1-5, 7, 11].
Нам ближе всего определение Е. Н. Балыкиной: портфолио в широком смысле слова - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника и студента, магистранта и аспиранта в определенный период его обучения [1, с. 445].
Еще больший разброс мнений исследователей по поводу термина «электронное портфолио» [6, 12].
Основываясь на результатах анализа научной литературы и мониторинга практики вузов нашей страны, мы понимаем электронное портфо-лио как совокупность документов и квалификационных работ, представленных в электронном формате, а также результаты непрерывного оценивания и прогнозирования личных достижений вне образовательной деятельности в течение периода освоения образовательной программы.
Рассматривая электронное портфолио в качестве требования ФГОС к реализации образовательных программ высшего образования, вскрывая
и описывая основные проблемы его формирования, мы учитывали основные принципы его ведения:
• соответствие целям и задачам (обучающийся вуза должен иметь однозначное представление о том, зачем он формирует электронное портфолио);
• добровольность, заключающаяся в самостоятельном определении и представлении документов, подтверждающих его индивидуальные достижения в том или ином виде деятельности;
• достоверность - подтверждение достижений соответствующими официальными документами;
• непрерывность - постоянное систематическое и последовательное пополнение информации в течение всего периода освоения образовательной программы;
• объективность - привлечение материалов, подтверждающих индивидуальные достижения обучающегося из различных источников - как внутренних (самой образовательной организации), так и внешних.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются вузы при реализации требования ФГОС, - определение цели формирования и ведения электронного портфолио.
С нашей точки зрения, которая основывается на теоретическом изучении этой проблемы, лучшего опыта вузов нашей страны, а самое главное, на понимании требований ФГОС ВО к результатам освоения образовательной программы по сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, - электронное портфолио обучающихся должно стать, в первую очередь, элементом образовательной системы и иметь профессиональную ориентацию, т. е. учитывать достижения, имеющие отношение непосредственно к будущей профессии. Исходя из этого цель формирования и ведения портфолио обучающегося вуза - сохранить документальное подтверждение индивидуальных, профессионально ориентированных и личностных достижений обучающегося вуза в целях демонстрации / доказательства своему потенциальному работодателю способности и готовности выполнять качественно и в срок поставленные профессиональные задачи. Иными словами, портфолио должен стать одним из инструментов, с помощью которого у его обладателей появляются возможности составить здоровую конкуренцию на рынке труда. Профессионально ориентированное портфолио позволит работодателю получить более объективную и достоверную картину о профпригодности выпускника, о его готовности к профессиональной деятельности.
В соответствии с заданной целью должна формироваться и структура самого портфолио / электронного портфолио. В таблице приведены примеры структуры портфолио / электронного портфолио, разработанные в различных российских вузах.
Структура электронного портфолио обучающегося высшей российской школы (дата обращения 01.12.15)
№ Разработчик Компоненты (элементы) портфолио/ электронного портфолио
1 Воронежский государственный университет 1. Наука. 2. Карьера. 3. Учеба. 4. Общественная деятельность. 5. Спорт. 6. Кругозор. 7. Культура и творчество. 8. Семья. 9. Путешествия [8]
2 Горно-Алтайский государственный университет 1. Учебный показатель. 2. Научный показатель. 3. Общественный показатель. 4. Культурно-творческий показатель (участие, организация и (или) проведение различных массовых мероприятий, участие в конкурсных мероприятиях различного уровня от имени университета и достижения, подтвержденного приказом и т. д.). 5. Спортивный показатель [10]
3 Соликамский государственный педагогический институт 1. Успеваемость студента. 2. Сведения о курсовых и дипломных работах. 3. Участие в предметных олимпиадах. 4. Освоение дополнительных образовательных программ. 5. Научно-исследовательская и проектная деятельность студента. 6. Внеучебная активность студента [9]
Мы предлагаем в основу структуры электронного портфолио закладывать прогнозируемые федеральными государственными образовательными стандартами требования к результатам освоения образовательных программ. На рис. 1 представлена авторская модель основы структуры электронного портфолио обучающегося по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры)», опирающуюся на положения пятого раздела указанного ФГОС [13].
Предложенная модель электронного портфолио обучающегося, на наш взгляд, поможет вузам составить и предложить студентам такую
структуру электронного учета их достижений, на базе которой выпускники за годы обучения сформируют свой «портфель», отображающий, главным образом, результаты освоения образовательной программы, т. е. сформированность необходимых потенциальным работодателям компетенций.
Рис. 1. Авторская модель «Основа структуры электронного профессионально ориентированного портфолио обучающегося по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры)»
Безусловно, у разных специальностей и направлений подготовки даже в рамках одной образовательной организации структура электронного портфолио и, соответственно, его наполнение, объем будут объективно разными, т. е. можно говорить о креативном характере исследуемого процесса.
Одна из основных проблем - выбор инструментария, программного обеспечения для формирования и ведения электронного портфолио.
Еще до введения новых ФГОС вузы начали успешно использовать электронные информационно-образовательные системы (в том числе Е^еагш^ системы). Однако эти системы не готовы и не способны в полном объеме решать новые задачи, а значит - требуются очередные финансовые вложения и трудозатраты на разработку / покупку соответствующего модуля / инструмента / программного обеспечения.
Сейчас на рынке появляются так называемые «интересные» ИТ-продукты, «готовые» формировать электронное портфолио обучающегося. У разработчиков таких продуктов - специалистов ИТ-компаний - и специалистов вузов различное понимание философии электронного портфолио и основополагающих моментов его формирования (целей, задач, структуры, принципов). Многие предлагаемые готовые модули бывают интересны исключительно для ИТ-разработчиков. Неудобство для образовательных организаций при использовании данной продукции состоит, в частности, в том, что они вынуждены осуществлять формирование электронных портфолио строго в формате определенной ИТ-разработки. На рис. 2 представлен пример ИТ-разработка одной из частных российских компаний.
Неоднозначным на сегодняшний день остается также вопрос использования формата информационной системы в целях формирования и ведения электронного портфолио, т. е. вопрос доступа к электронному портфолио как внутренних, так и внешних субъектов.
Не вдаваясь в детали, отметим два основных преимущества использования открытой информационной системы для электронного портфолио:
• возможность сравнения качества учебных работ самими обучающимися;
• возможность мониторинга деятельности студентов в течение всего периода обучения в вузе потенциальными работодателями.
Для минимизации ошибок и неоправданных затрат считаем, что каждому российскому вузу необходимо организовать процесс формирования электронного портфолио своих обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения образовательных программ, основные положения которого следует регламентировать внутренним локальным документом (например, Положением об электронном портфо-лио), в котором должны быть отражены:
• однозначное для каждого участника образовательного процесса (обучающегося, педагога, специалиста учебной части вуза) и работодателя понимание сущности электронного портфолио, его цели/целей и задач, его структуры;
• определенный порядок формирования и ведения электронного портфолио.
ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА
ш аетавниола ОВ февраля 20К г. 09.3932
Накопленный рейтинг Средний 0,00 Суммарный 0,00
Учебные достижения Научные достижения
Внеучебные достижения Прочие достижения
Рис. 2. Пример электронного портфолио обучающегося вуза
Планомерно организованный процесс формирования электронного портфолио обучающихся вуза на основе ФГОС ВО в течение всего периода освоения образовательной программы будет способствовать, по нашему мнению, формированию и развитию у студентов общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, являющихся фундаментом качественной профессиональной деятельности.
Статья рекомендована к публикации д-ром пед. наук, проф. З. И. Большаковой
Литература
1. Балыкина Е. Н. Реализация комплексного электронного «портфеля образовательных достижений» студента (на примере специализации «историческая информатика») [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.aik-sng.ru/text/krug/8/438-490.pdf (дата обращения 01.12.2015).
2. Буханцева Н. В., Дудина И. А. Модель электронного портфолио с использованием Google Sites для оценки результатов освоения программ бака-
лавриата // Образовательные технологии и общество. 2012. Т. 15. № 2. С. 618-635.
3. Ивлева Т. Н. E-Портфолио как средство мониторинга и инструмент трудоустройства менеджеров социально-культурной деятельности / / Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 22-1. С. 175-177.
4. Кравец Н. С. Использование решений CLOUD COMPUTING для создания электронного портфолио студента / / Восточно-Европейский журнал передовых технологий. 2013. № 3 (64). Т. 4. С. 618-635.
5. Ломакина Л. И., Породенко В. А., Травенко Е. Н., Быстрова Е. И. Метод портфолио - оценочный инструмент индивидуальных достижений студента // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 4-1. С. 182-184.
6. Могилевкин Е. А. Портфолио карьерного продвижения как современная технология планирования и развития карьеры выпускников вуза / / Управление персоналом. 2005. № 6. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.top-personal.ru/issue.html?133 (дата обращения 01.12.2015)
7. Панюкова С. В., Гостин А. М., Кулиева Г. А. Создание веб-портфолио студента: Методические рекомендации: учеб. пособие. Рязань: Рязанский государственный радиотехнический университет, 2013. 22 с.
8. Положение об электронном портфолио обучающихся Воронежского государственного университета [Электрон. ресурс] Режим доступа: http: //www.vsu.ru/russian/org_info/docs/portfolio.pdf (дата обращения 01.12.2015).
9. Портфолио студента Соликамского государственного педагогического университета [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://pandia.ru/text/ 78/234/74930.php (дата обращения 01.12.2015).
10. Правила расчета рейтинга студента Горнo-Алтайского государственного университета на получение повышенной стипендии [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.gasu.ru/univer/pologen/PRAVILA_REJTING.pdf (дата обращения 01.12.2015).
11. Птицына О. Н., Дмитриева С. Н. Особенности метода портфолио в условиях перехода на ФГОС // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 4. С. 263-267.
12. Смолянинова О. Г. Использование метода электронного портфолио в практике зарубежных ВУЗов // Информатика и образование. 2008. № 11. С. 89-101.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата)», утвержденный и введенный в действие Приказом Министерства образования и науки РФ от 10.12.2014 № 1567. http:// www. consultant. ru/document/ cons_doc_LAW_175136/
References
1. Balykina E. N. Realizacija kompleksnogo jelektronnogo «portfelja obra-zovatel'nyh dostizhenij» studenta (na primere specializacii «istoricheskaja infor-
matika»). [Implementation of the integrated electronic «portfolio of educational achievements» of the student (by the example of specialization of «historical information»)]. Available at: http://www.aik-sng.ru/text/krug/8/438-490.pdf. (In Russian)
2. Buhantseva N. V., Dudin I. A. Model electronic portfolio with Google Sites for evaluating the development of undergraduate programs. Obrazovatel'nye tehnologii i obshhestvo. [Educational Technologies and Society]. 2012. V. 15. № 2. P. 618-635. (In Russian)
3. Ivleva T. N. E-Portfolio as the means of monitoring and management tool employment of welfare activity. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo univer-siteta kul'tury i iskusstv. [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts]. 2013. № 22-1. P. 175-177. (In Russian)
4. Kravets N. S. Using CLOUD COMPUTING solutions for creating electronic student portfolio. Vostochno-Evropejskij zhurnal peredovyh tehnologij. [Eastern European Journal of Advanced Technologies]. 2013. № 3 (64). Vol. 4. P. 618635. (In Russian)
5. Lomakin L. I., Porodenko V. A., Travenko E. N., Bystrova E. I. Method of portfolio - assessment tool of individual student achievements. Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija. [International Journal of Experimental Education], 2013. № 4-1. P. 182-184. (In Russian)
6. Mogilevkin E. A. Portfolio of career advancement as the modern technology of planning and career development of graduates. Upravlenie personalom. [Personnel Management]. 2005. № 6. Available at: http://www.top-personal.ru/ issue.html?133. (In Russian)
7. Panyukova S. V., Gostin A. M., Kuliyeva G. A. Sozdanie veb-portfolio studenta. [Creating a web portfolio of student]. Ryazan: Rjazanskij gosudarstven-nyj radiotehnicheskij universitet. [Ryazan State University of Radio Engineering]. 2013. 22 p. (In Russian)
8. Polozhenie ob jelektronnom portfolio obuchajushhihsja Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. [The Position of the Electronic Portfolio of Voronezh State University Students]. Available at: http://www.vsu.ru/russian/ org_info/docs/portfolio.pdf. (In Russian)
9. Portfolio studenta Solikamskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. [Student Portfolio Solikamsk State Pedagogical University]. Available at: http://pandia.ru/text/78/234/74930.php. (In Russian)
10. Pravila rascheta rejtinga studenta Gorno-Altajskogo gosudarstvennogo universiteta na poluchenie povyshennoj stipendii. [The rules for calculating students' rankings of Gorno-Altaisk State University on receiving an increased studentship]. Available at: http://www.gasu.ru/univer/pologen/PRAVILA_REJTING.pdf. (In Russian)
11. Pticyna O. N., Dmitriev S. N. Features of the method portfolio in the transition to Federal State Educational Standards. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. [Siberian Pedagogical Journal]. 2012. № 4. P. 263-267. (In Russian)
12. Smolyaninova O. G. Using of an electronic portfolio method in practice of foreign Higher Education Institutions. Informatika i obrazovanie. [Informatics and Education]. 2008. № 11. P. 89-101. (In Russian)
13. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart po naprav-leniju podgotovki 38.03.04 «Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie (uroven' bakalavriata)», utverzhdennyj i vvedennyj v dejstvie Prikazom Minis-terstva obrazovanija i nauki RF ot 10.12.2014 № 1567. [Federal State Educational Standard in the direction of preparation 38.03.04 «State and municipal management (undergraduate level)», approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, d.d. 10.12.2014, № 156. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175136/ (In Russian)
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ
Уважаемые коллеги!
Журнал «Образование и наука» является научным периодическим печатным изданием, публикующим наиболее значимые научные труды и результаты научных исследований ученых Уральского региона и России, и распространяется на всей территории РФ.
В журнале размещаются материалы по актуальным проблемам педагогики и психологии, информация о программах и проектах в области педагогики и психологии.
Журнал включен Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ в перечень ведущих научных журналов, выпускаемых в Российской Федерации, в которых разрешены публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук.
Основная тематика, поддерживаемая журналом:
• Теоретические исследования в области педагогики и психологии;
• Общие проблемы образования;
• Профессиональное образование;
• Философия образования;
• Культурология образования;
• Психологические исследования;
• Социологические исследования.
К сотрудничеству приглашаются ученые-исследователи в области педагогики и психологии образования, докторанты, аспиранты, преподаватели вузов.
Для публикации статьи в журнале необходимо представить текст статьи с аннотацией и ключевыми словами на русском и английском языках; сведения об авторе (ученая степень, звание, место работы, координаты: рабочий телефон, факс, электронная почта, почтовый адрес и адрес для направления авторского экземпляра в случае публикации). Правила оформления статьи представлены на сайте www.edscience.ru в разделе «Авторам».
Редакция может публиковать статьи в порядке обсуждения, не разделяя точки зрения авторов. Рукописи не возвращаются, рецензии не высылаются. Авторы опубликованных статей несут ответственность за точность приведенных фактов, статистических данных, собственных имен, библиографических описаний и прочих сведений, а также за содержание материалов, не подлежащих открытой публикации. Плата с аспирантов за публикацию рукописей не взимается.
Дополнительная информация и требования к публикациям размещены на сайте: www. edscience. ru
ПОДПИСНОЙ АБОНЕМЕНТ для оформления подписки на журнал «Образование и наука» в почтовых отделениях РФ
Вырежьте бланк почтового абонемента и обратитесь для оформления подписки в Ваше почтовое
отделение
Подписной индекс 20462 по каталогу агентства «Роспечать»
ФСП-1 МннтстерстЕО связи РФ
АБОНЕМЕНТ та журщл 20462 —
«Образование н наука»
(наимеяиАяне издания) Созщчесгоэ юэтлютеяяов
на 200_год га? месщам
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 И 12
Куда
1 ¡гапггошкмыдак 1
Кому |
Тел. м
ДОСТАВОЧНАЯ КАРТОЧКА
КА 20462 —
пк-тер зиуриал
пв - сто
«Обраювание и наука»
{наижкоЕига издевку
Стоимость ПОДГШСЮ! Кол-го комплектен —
пераадре- С01КИ
наЗОО_геи гамесецгм
1 2 3 4 5 6 7 3 9 10 11 12
Куда
(^птажлгияяагс) ¡ЛТ"'')
Кому
Тел.
ПАМЯТКА АВТОРАМ
Общие положения
1. Журналу предлагаются статьи, не публиковавшиеся ранее в других изданиях и соответствующие тематике журнала.
2. Текст статьи должен включать следующие обязательные элементы:
• постановка задачи;
• научная экспозиция, которая вводит в проблему;
• анализ существующих методологических подходов к решению данной задачи;
• исследовательская часть;
• система доказательств и научная аргументация;
• результаты исследования;
• научный аппарат и библиография.
Текст статьи должен быть написан языком, понятным не только специалистам, но и широкому кругу читателей, заинтересованных в обсуждении темы. Это требует дополнительного обоснования специализированных научных терминов.
3. К рукописи прилагается официальная рецензия и рекомендация к публикации (выписка из протокола заседания кафедры, ученого совета и проч.).
4. Авторский оригинал представляется в электронной версии с одной бумажной распечаткой текста, которая должна быть полностью идентична электронному варианту.
5. Средний объем статьи - 12 страниц, страницы должны быть пронумерованы.
6. К статье прилагается Аннотация (не более % страницы) и 3-5 ключевых слов на русском и английском языках, УДК.
7. Список цитируемой литературы приводится в конце статьи в алфавитном порядке, оформляется по правилам оформления библиографических списков. Ссылки в тексте должны соответствовать списку литературы.
8. Последовательность оформления рукописи: заголовок статьи, инициалы и фамилия автора на русском и английском языках, Аннотация и ключевые слова на русском и английском языках, основной текст, список использованной литературы на русском и английском языках.
9. Рисунки и диаграммы дублируются и прилагаются отдельным файлом в той программе, в которой выполнена графика.
10. После текста статьи указываются сведения об авторе: фамилия, имя, отчество полностью; место работы и должность; ученая степень и звание; контактные телефоны, домашний и электронный адрес.
11. Рукописи, не соответствующие редакционным требованиям, не рассматриваются.
12. Редакционная коллегия оставляет за собой право редактирования поступающих материалов.
Требования к авторскому оригиналу
1. Формат - MS Word.
2. Гарнитура - Times New Roman.
3. Размер шрифта (кегль) - 14.
4. Межстрочный интервал - 1,5.
5. Межбуквенный интервал - обычный.
6. Абзацный отступ - стандартный (1,27).
7. Поля - все по 2 см.
8. Выравнивание текста по ширине.
9. Переносы обязательны.
10. Межсловный пробел - один знак.
11. Допустимые выделения - курсив, полужирный.
12. Внутритекстовые ссылки на включенные в список литературы работы приводятся в квадратных скобках с указанием номера источника в списке и номера страницы источника цитаты.
13. Дефис должен отличаться от тире.
14. Тире и кавычки должны быть одинакового начертания по всему тексту.
15. При наборе не допускается стилей, не задаются колонки.
16. Не допускаются пробелы между абзацами.
17. Рисунки только черно-белые, без полутонов, в векторных форматах WMF, EMF, CDR, растровые изображения - в формате TIFF, JPG с разрешением не менее 300 точек/дюйм, в реальном размере.
Диаграммы из программ MS Excel, MS Visio вместе с исходным файлом.
Порядок продвижения рукописи
1. При поступлении в редакцию статья регистрируется и в соответствии с датой поступления рассматривается в свою очередь.
2. Все статьи проходят независимое рецензирование. Окончательное решение о публикации принимается редколлегией журнала.
3. Рукописи, не принятые к изданию, не возвращаются.
4. Авторам, чьи рукописи требуют доработки, высылаются замечания о недоработках, которые требуется устранить.
5. Подробные требования к представляемым работам размещены на сайте журнала www.edscience.ru.