Научная статья на тему 'Педагогический мониторинг результативности исследовательской деятельности обучающегося: электронное портфолио'

Педагогический мониторинг результативности исследовательской деятельности обучающегося: электронное портфолио Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО / БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА / STUDENTS'' RESEARCH ACTIVITY / PEDAGOGICAL MONITORING / FORMATION OF STUDENT''S RESEARCH COMPETENCY / ELECTRONIC PORTFOLIO / SCORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бороненко Татьяна Алексеевна, Федотова Вера Сергеевна

Цель исследования состоит в разработке методики оценки результативности исследовательской деятельности студентов и аспирантов через электронное портфолио обучающегося. Методом исследования стал анализ информации о существующих формах организации исследовательской деятельности студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантов университета, требований к результативности научно-исследовательской работы на каждой образовательной ступени. Основной результат работы -позиционирование электронного портфолио обучающегося как современного эффективного средства мониторинга его образовательных достижений, позволяющего проводить оценку освоения обучающимся профессиональных компетенций, решать задачи организации, планирования, осуществления и качественного/количественного оценивания его исследовательской деятельности, реализуемой в рамках образовательного процесса и параллельно ему. Педагогический мониторинг охарактеризован как современное средство контроля и оценивания результативности исследовательской деятельности, обеспечивающее оперативность и доступность информации. Выявлены принципы целенаправленности и прогностичности, объективности, целостности и непрерывности, развития и самоорганизации, систематичности и последовательности осуществления педагогического мониторинга. Обоснована актуальность балльно-рейтинговой оценки результативности исследовательской деятельности студентов как наиболее адекватной и наглядной системы оценки успешности каждого обучающегося в научной работе. Сделан вывод о стимулирующем влиянии регулярного педагогического мониторинга результативности исследовательской деятельности через электронное портфолио на обучающуюся молодёжь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бороненко Татьяна Алексеевна, Федотова Вера Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MONITORING OF STUDENT RESEARCH ACTIVITY PERFORMANCE VIA ELECTRONIC PORTFOLIO

The purpose of the study is to develop a methodology for assessing the impact of research activities of undergraduate and graduate students via student electronic portfolio. Research methods included analysis of information on existing forms of research activity of bachelor, master and postgraduate students, requirements to the performance of research work on each educational stage. The main result of the study is the positioning of student electronic portfolio as a modern and effective means of monitoring students' educational achievements, assessing the development of students ' professional competencies, solving organization, planning, and implementation problems. This is an effective tool for qualitative/quantitative evaluation of learner's research activity implemented as part of the educational process and parallel to it. Pedagogical monitoring is characterized as a modern means of monitoring and evaluating the impact of research activities, ensuring the efficiency and availability of information. The authors identify the principles of focus and predictability, objectivity, integrity and continuity, development and self-organization, of regularity and consistency in the implementation of pedagogical monitoring. The paper also grounds relevance of the point rating evaluation of students' research activity performance as the most adequate and efficient system demonstrating the success of each student. The paper has shown the stimulating effect of the regular pedagogical monitoring of students' research activities by means of electronic portfolio.

Текст научной работы на тему «Педагогический мониторинг результативности исследовательской деятельности обучающегося: электронное портфолио»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ: ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО

БОРОНЕНКО Татьяна Алексеевна - д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой. E-mail: [email protected]

ФЕДОТОВА Вера Сергеевна - канд. пед. наук, доцент. E-mail: [email protected] Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Ленинградская область, Россия

Адрес: 196605, Ленинградская обл., г. Пушкин, Петербургское ш., 10

Аннотация. Цель исследования состоит в разработке методики оценки результативности исследовательской деятельности студентов и аспирантов через электронное порт-фолио обучающегося. Методом исследования стал анализ информации о существующих формах организации исследовательской деятельности студентов бакалавриата, магистратуры. и аспирантов университета, требований к результативности научно-исследовательской работы на каждой образовательной ступени. Основной результат работы -позиционирование электронного портфолио обучающегося как современного эффективного средства мониторинга его образовательных достижений, позволяющего проводить оценку освоения обучающимся профессиональных компетенций, решать задачи организации, планирования, осуществления и качественного/количественного оценивания его исследовательской деятельности, реализуемой в рамках образовательного процесса и параллельно ему. Педагогический мониторинг охарактеризован как современное средство контроля и оценивания результативности исследовательской деятельности, обеспечивающее оперативность и доступность информации. Выявлены принципы целенаправленности и прогно-стичности, объективности, целостности и непрерывности, развития и самоорганизации, систематичности и последовательности осуществления педагогического мониторинга. Обоснована актуальность балльно-рейтинговой оценки результативности исследовательской деятельности студентов как наиболее адекватной и наглядной системы оценки успешности каждого обучающегося в научной работе. Сделан вывод о стимулирующем влиянии регулярного педагогического мониторинга результативности исследовательской деятельности через электронное портфолио на обучающуюся молодёжь.

Ключевые слова.: исследовательская деятельность, формирование исследовательской компетентности, педагогический мониторинг, электронное портфолио, балльная оценка

Для цитирования.: Бороненко Т.А, Федотова В.С. Педагогический мониторинг результативности исследовательской деятельности обучающегося: электронное портфолио // Высшее образование в России. 2017. № 5 (212). С. 118-122.

Введение

В целях совершенствования управления научной деятельностью в университете предполагается использовать систему педагогического мониторинга исследовательской деятельности студентов и аспирантов, позволяющую не только контролировать процесс их непрерывного профессиональ-

но-творческого и личностного развития, но и координированно управлять формированием их исследовательской компетентности.

Система педагогического мониторинга исследовательской деятельности ориентирована на участие в ней всех студентов университета. Для этого в её организации используется дифференцированный подход,

основанный на регистрации индивидуальных особенностей обучающихся различных уровней обучения (бакалавриат, магистратура, аспирантура) с учётом требований соответствующих ФГОС ВО. «Исследовательская деятельность студентов согласно образовательным стандартам является обязательным компонентом подготовки бакалавров и магистров, так как основная задача высшей школы состоит в ориентации студентов на самообразование, мотивацию к пополнению знаний на основе исследовательского мышления» [1, с. 102]. Ещё более важную роль исследовательская деятельность играет в подготовке аспирантов.

Неотъемлемым условием выполнения требований ФГОС ВО при реализации образовательных программ профессиональной подготовки является наличие электронной информационно-образовательной среды. Важным компонентом такой среды выступает электронное портфолио обучающегося, которое включает в себя достижения обучающегося в различных направлениях деятельности, в том числе в научно-исследовательской области.

Методика исследования

и основные результаты

В научной литературе портфолио рассматривается как «способ аутентичного оценивания подготовленности студента, фиксирования, накопления и оценки его индивидуальных достижений за определённый период обучения для безотметочной оценки учебных успехов и научных достижений, дающих представление о готовности к профессиональной карьере» [2, с. 235]. Формирование электронного портфолио является обязательным для каждого обучающегося, начинает наполняться с момента зачисления студента/аспиранта на обучение по образовательной программе и завершается по окончании обучения. Портфолио «формирует более осознанные и глубокие смыслы учения, развивает учебную и учебно-профессиональную мотивацию студентов, мо-

тивацию достижения, повышает уровень сформированной рефлексии, критического мышления, творческих способностей, повышает осознание социальной значимости своей профессии, тем самым создаёт предпосылки для дальнейшего саморазвития личности» [3, с. 180]. Электронное портфо-лио является современным эффективным средством мониторинга образовательных достижений обучающегося, позволяющим проводить оценку освоения им профессиональных компетенций, решать задачи организации, планирования, осуществления и качественного/количественного оценивания его исследовательской деятельности, реализуемой в рамках образовательного процесса и параллельно ему. Сбор и накопление в электронном портфолио информации, свидетельствующей о достижениях студента и аспиранта, а также о его профессиональном становлении, осуществляется в «личном кабинете» непосредственно обучающимся.

Педагогический мониторинг результативности исследовательской деятельности студентов и аспирантов основан на объективной оценке успешности в исследовательской деятельности каждого обучающегося по итогам анализа состава достижений его электронного портфолио. Такой подход позволяет выстраивать рейтинг наиболее успешных студентов и аспирантов, устанавливать степень их участия в научно-исследовательской работе, активность преподавателей, занимающихся руководством НИРС, успешность кафедр и факультетов по организации научной работы, устанавливать рейтинг мероприятий исследовательского характера и интерес к ним у обучающейся молодёжи университета и пр. Рейтинг наиболее высоких по показателям в научно-исследовательской деятельности портфолио позволяет сделать более целесообразным выбор состава актива студенческих научных обществ кафедр и факультетов, университетского состава СНО, внедрить практику морального и материального стимулирования исследовательской активности обучающихся.

В рейтинговой оценке успешности участия студентов и аспирантов в НИРС каждому виду мероприятий в соответствии с его статусом приписывается оценочный балл, который соотносится с результатом участия (сертификат об участии, диплом лауреата, победителя или призёра конкурса, отдельно учитываются отзывы, благодарственные письма), оценивается публикационная активность студентов и аспирантов. Педагогический мониторинг результативности исследовательской деятельности студентов, основанный на анализе состава электронного портфолио обучающихся, обеспечивает контроль, диагностику, прогнозирование, планирование и принятие решений по управлению процессом организации исследовательской деятельности каждого обучающегося и предоставляет следующие возможности: а) для студента и аспиранта -«индивидуальный учёт научных достижений, объективное оценивание результатов исследовательской деятельности, своевременное делегирование на получение премий, стипендий, медалей, похвальных грамот и пр., планомерное консультационное сопровождение научно-исследовательской деятельности» [4, с. 95]; б) для университета - систематическую оценку достижений обучающихся в НИР.

Определяющими принципами осуществления педагогического мониторинга выступают следующие положения:

- принцип целенаправленности и прогно-стичности. Предполагает соотнесение данных педагогического мониторинга с заранее разработанными показателями и критериями оценки динамики развития педагогического процесса, своевременное координирование деятельности по совершенствованию результатов образовательной практики;

- принцип объективности. Требует максимального исключения субъективных оценок, создание равных условий для всех обучающихся;

- принцип целостности и непреръвно-сти. Определяет необходимость получения

полной информации о формировании исследовательской компетентности обучающегося в ходе обучения в университете на всех уровнях высшего образования, о реализации преемственности содержания и результатов исследовательской деятельности бакалавров, магистров и аспирантов;

- принцип развития и самоорганизации. Нацелен на формирование у обучающихся понимания цели, смысла и значимости исследовательской деятельности в личностном становлении и профессиональном развитии;

- принцип систематичности и последовательности. Предполагает, что постоянный контроль результатов способствует отслеживанию своевременной динамики формирования исследовательской компетентности бакалавров и магистров, выявлению существующих проблем и определению стратегий их разрешения.

Рассмотрим более конкретно показатели балльной оценки результативности исследовательской деятельности студентов бакалавриата/магистратуры и аспирантов, используемые в педагогическом мониторинге. Оценку в баллах по каждому виду результатов исследовательской деятельности приведем в скобках.

Мы полагаем, что балльная оценка результатов исследовательской деятельности бакалавров может быть ранжирована по следующим показателям: участие с докладом на внутривузовской конференции (5 баллов), на региональной, всероссийской или международной конференции, проводимой на территории РФ (10), на международной конференции, проводимой за рубежом (15); участие в выставке (5); грамоты и сертификаты, полученные на конкурсах студенческих научных работ/студенческих научно-исследовательских проектов (5); дипломы победителей и призеров конкурсов на лучшую студенческую научную работу (10); дипломы победителей грантов/конкурсов премий, стипендий талантливой молодёжи (20); публикация тезисов доклада/статьи во внутривузовском или межвузовском сбор-

нике (5), рецензируемом журнале (10); участие в НИР и НИОКР кафедры (гранты, хоздоговоры и т.п.) (20).

Результаты исследовательской деятельности магистров могут быть ранжированы по следующим показателям результативности: участие с докладом на внутривузовской конференции (5 баллов), на региональной, всероссийской или международной конференции, проводимой на территории РФ (10), на международной конференции, проводимой за рубежом (15); грамоты и сертификаты, полученные на конкурсах студенческих научных работ/студенческих научно-исследовательских проектов (5); дипломы победителей и призёров конкурсов на лучшую студенческую научную работу (10); свидетельства о прохождении научных стажировок (10); дипломы победителей грантов/конкурсов премий, стипендий талантливой молодёжи (20); публикация тезисов доклада/статьи во внутривузовском или межвузовском сборнике (5), рецензируемом журнале (10), в издании из перечня ВАК (15); участие в НИР и НИОКР кафедры (гранты, хоздоговоры и т.п.) (15).

Балльная оценка результатов исследовательской деятельности аспирантов ранжируется следующим образом: участие с докладом на внутривузовской конференции (5), на региональной, всероссийской или международной конференции, проводимой на территории РФ (10), на международной конференции, проводимой за рубежом (15); доклад на аспирантском семинаре (5); дипломы, гранты и другие поощрения, полученные на конкурсах научных работ, тематика которых соответствует теме научно-квалификационной работы (15); получение личных федеральных грантов, победа в конкурсах федерального значения (20); участие в НИР и НИОКР кафедры (гранты, хоздоговоры и т.п.) (15); публикация статьи во внутриву-зовском издании (5), в межвузовском сборнике, рецензируемом журнале (7), в издании из перечня ВАК (15); подача заявки на изобретение и полезную модель (10); получение

патента, акта внедрения или свидетельства о регистрации программного продукта (15).

Заключение

Реализация многоуровневой системы высшего профессионального образования создает «предпосылки последовательной дифференциации студентов по их способностям, отношению к исследовательской деятельности и последующей ориентации наиболее одарённых к обучению в магистратуре и аспирантуре» [5, с. 116]. Внедрение в образовательную практику университета системы педагогического мониторинга исследовательской деятельности студентов и аспирантов через электронное портфолио позволит сделать картину результативности научной работы обучающихся более наглядной и открытой, позиционировать исследовательскую деятельность студентов и аспирантов как профессионально значимую норму в управленческом и мотивационном аспектах.

Литература

1. Федотова В.С. Модели организации исследовательской деятельности студентов на основе праксиологического подхода // Человек и образование. 2010. № 4. С. 102-106.

2. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М.: Национальное образование, 2012. 416 с.

3. Братчикова Ю.В. Психолого-педагогическое сопровождение студентов педагогического вуза в процессе работы над портфолио // Педагогическое образование в России. 2014. № 9. С. 173-180.

4. Примчук Н.В. Студенческое научное общество как институт продвижения результатов научно-исследовательской деятельности // Человек и образование. 2010. № 1. С. 92-96.

5. Федотова В.С. Праксиологический подход к организации исследовательской деятельности студентов // Вестник Самарского государственного университета. 2010. № 7 (81). С. 116-121.

Статья поступила в редакцию 28.02.17.

Принята к публикации 08.04.17.

122

Bbicrnee oQpmoeame e Poccuu • № 5, 2017

PEDAGOGICAL MONITORING OF STUDENT RESEARCH ACTIVITY PERFORMANCE VIA ELECTRONIC PORTFOLIO

Tatyana A. BORONENKO - Dr. Sci. (Education), Prof., e-mail: [email protected] Vera S. FEDOTOVA - Cand. Sci. (Education), Assoc. Prof., e-mail: [email protected] A. Pushkin Leningrad State University, Leningrad Region, Russia Address: 10, Peterburgskoe shosse, Pushkin, Leningrad Region, Russian Federation

Abstract. The purpose of the study is to develop a methodology for assessing the impact of research activities of undergraduate and graduate students via student electronic portfolio. Research methods included analysis of information on existing forms of research activity of bachelor, master and postgraduate students, requirements to the performance of research work on each educational stage. The main result of the study is the positioning of student electronic portfolio as a modern and effective means of monitoring students' educational achievements, assessing the development of students ' professional competencies, solving organization, planning, and implementation problems. This is an effective tool for qualitative/quantitative evaluation of learner's research activity implemented as part of the educational process and parallel to it. Pedagogical monitoring is characterized as a modern means of monitoring and evaluating the impact of research activities, ensuring the efficiency and availability of information. The authors identify the principles of focus and predictability, objectivity, integrity and continuity, development and self-organization, of regularity and consistency in the implementation of pedagogical monitoring. The paper also grounds relevance of the point rating evaluation of students' research activity performance as the most adequate and efficient system demonstrating the success of each student. The paper has shown the stimulating effect of the regular pedagogical monitoring of students' research activities by means of electronic portfolio.

Keywords: students' research activity, pedagogical monitoring, formation of student's research competency, electronic portfolio, scoring

Cite as: Boronenko, T.A., Fedotova, V.S. (2017). [Pedagogical Monitoring of Student Research Activity Performance Via Electronic Portfolio]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 5 (212), pp. 118-122. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Fedotova, V.S. (2010). [Model of Organization of Students' Research Activity on the Basis of the Praxe-ological Approach]. Chelovek i obrazovanie [Man and Education]. No. 4, pp. 102-106. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Efremova, N.F. (2012). Kompetentsii v obrazovanii: formirovanie i otsenivanie [Competence in Education: Formation and Evaluation]. Moscow: National education Publ., 416 p. (In Russ.)

3. Bratchikova, Yu.V. (2014). [Psychological and Pedagogical Support of Students in the Process of Working on Portfolio]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia]. 2014. No. 9, pp. 173-180. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Primchuk, N.V. (2010). [Student Scientific Society as an Institution Promoting the Results of Research Activities]. Chelovek i obrazovanie [Man and Education]. No. 1, pp. 92-96. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Fedotova, V.S. (2010). [Praxeological Approach to the Organization ofStudents' Research Activity]. Vest-nik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik ofSamara State University]. No. 7 (81), pp. 116121. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 28.02.17. Accepted for publication 08.04.17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.