Научная статья на тему 'Стратегии медиаобразования: новые медиаформаты освещения результатов научно-исследовательской работы студентов'

Стратегии медиаобразования: новые медиаформаты освещения результатов научно-исследовательской работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕДИА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / МЕДИАФОРМАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Федотова В.С.

Цель исследования выявление стратегических направлений использования инструментов медиаобразования в освещении результатов научно-исследовательской деятельности студентов. Методологическую основу изысканий автора составили идеи системного, социологического, антропологического и личностно деятельностного подходов. Основными методами исследования выбраны теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анализ практики использования медиа в образовательном процессе, обобщение практического опыта медиаобразования, опрос обучающихся, наблюдение показателей статистических данных научной активности студентов в медиасреде. Медиаобразование рассматривается как подготовка обучающихся к жизни в информационном обществе и глобальном пространстве за счет усиления медиаобразовательной аспектности научно-исследовательской деятельности как важной компоненты профессиональной подготовки в высшей школе. Сформированная медиакультура является основой успешной социализации обучающихся, регулятивом их личностного и профессионального развития. Продемонстрированы способы использования новых медиа форматов освещения результатов научно-исследовательской работы студентов в повышении имиджа исследовательской деятельности и мотивации студентов к ней. Установлены функции медиа, состоящие в привлечении внимания студентов к главным темам, событиям студенческой научной жизни, возможность обдумать и увидеть свое место в системе научных мероприятий университета, выявить существующие тенденции развития науки,интересов обучающихся, стратегически планировать научную работу на перспективу, удерживать внимание увлеченных наукой, приобщать студентов к ценностям и культуре социума и научного сообщества. Сделан вывод о возможности медиаобрзования студентов за счет использования функционала социальных сетей, блогов, научных форумов, сайтов интернет-конференций, онлайн-семинаров, студенческих научных газет, журналов и др. Все перечисленные инструменты могут эффективно использоваться в повседневной работе со студентами. Приведены числовые характеристики, подтверждающие эффективность использования медиа в организации научно-исследовательской работы студентов, свидетельствующие о повышении мотивации обучающихся к участию в ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Федотова В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегии медиаобразования: новые медиаформаты освещения результатов научно-исследовательской работы студентов»

Практика медиаобразования Media Literacy Education Practices

Стратегии медиаобразования: новые медиаформаты освещения результатов научно-исследовательской работы студентов

Т.А. Бороненко

доктор педагогических наук, профессор, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина Петербургское ш. 10, Санкт-Петербург, 196605

kafivm@lengu. ru

А.В. Кайсина

кандидат педагогических наук, доцент, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина Петербургское ш. 10, Санкт-Петербург, 196605

kafivm@lengu. ru

В.С. Федотова

кандидат педагогических наук, доцент, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина Петербургское ш. 10, Санкт-Петербург, 196605

vera1983@yandex. ru

Аннотация. Цель исследования - выявление стратегических направлений использования инструментов медиаобразования в освещении результатов научно-исследовательской деятельности студентов. Методологическую основу изысканий автора составили идеи системного, социологического, антропологического и личностно деятельностного подходов. Основными методами исследования выбраны теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анализ практики использования медиа в образовательном процессе, обобщение практического опыта медиаобразования, опрос обучающихся, наблюдение показателей статистических данных научной активности студентов в медиасреде. Медиаобразование рассматривается как подготовка обучающихся к жизни в информационном обществе и глобальном пространстве за счет усиления медиаобразовательной аспектности научно-исследовательской деятельности как важной компоненты профессиональной подготовки в высшей школе.

Сформированная медиакультура является основой успешной социализации обучающихся, регулятивом их личностного и профессионального развития. Продемонстрированы способы использования новых медиа форматов освещения результатов научно-исследовательской работы студентов в повышении имиджа исследовательской деятельности и мотивации студентов к ней. Установлены функции медиа, состоящие в привлечении внимания студентов к главным темам, событиям студенческой научной жизни, возможность обдумать и увидеть свое место в системе научных мероприятий университета, выявить существующие тенденции развития науки,интересов обучающихся, стратегически планировать научную работу на перспективу, удерживать внимание увлеченных наукой, приобщать студентов к ценностям и культуре социума и научного сообщества. Сделан вывод о возможности медиаобрзования студентов за счет использования функционала социальных сетей, блогов, научных форумов, сайтов интернет-конференций, онлайн-семинаров, студенческих научных газет, журналов и др. Все перечисленные инструменты могут эффективно использоваться в повседневной работе со студентами. Приведены числовые характеристики, подтверждающие эффективность использования медиа в организации научно-исследовательской работы студентов, свидетельствующие о повышении мотивации обучающихся к участию в ней.

Ключевые слова: медиаобразование, медиакомпетентность, медиа, научно-исследовательская деятельность, студент, социальные сети, медиаформат.

The strategy of media education: the new media formats coverage of the results of research work of

students

Prof. Dr. Tatiana Boronenko

A. Pushkin Leningrad State University, St. Petersburg 10, Saint Petersburg, 190605, Russia,

E-mail: kafivm@lengu.ru

Dr. Anna Kaisina

A. Pushkin Leningrad State University, St. Petersburg 10, Saint Petersburg, 190605, Russia,

E-mail: kafivm@lengu.ru

Dr. Vera Fedotova

A. Pushkin Leningrad State University, St. Petersburg 10, Saint Petersburg, 190605, Russia, E-mail: vera1983@yandex.ru

Abstract. The purpose of scientific research is to identify the strategic directions of use of tools of media education in the light of the results of research activities of students. Methodological basis of research the author has compiled the ideas of system, sociological, anthropological and personal and activity approaches. The main methods of the study is a theoretical analysis of psychological and pedagogical literature, generalization of practical experience of media education, a survey of students, monitoring of indicators of statistics of student scientific activity in the social media practices of using media in educational process. Media education is seen as preparing students for life in the information society and global environment through strengthening of media education aspectsthe research activities as important components of professional training in higher school. Media culture is the basis of successful socialization of students, the regulators of their personal and professional development. The authors demonstrated ways to use new media formats to present results of scientific-research work of students in improving the image of research activities and students' motivation to her. The functions of media, which consists in drawing attention of students to the major themes, events, student academic life, the opportunity to think about and see their place in the system of scientific activities of the university, to identify the existing trends in the interests of students, the development of science and strategically plan for the future, to hold the attention of enthusiastic, personality to the values and culture of society and the scientific community. The conclusion about the possibility of students' media education through the use of functionality of social networks, blogs, scientific meetings, websites, online conferences, online seminars, webinars, student research papers, journals etc. All these tools can be effectively used in everyday work with students. The authors provide numerical characteristics, which confirm the effectiveness of the use of media tools in the organization of scientific-research work of students, indicating the increase of motivation of students to participate in it.

Keywords: media education, media competence, media, research activities, student, social network, media

format

Введение

Глобальная информатизация формирует представление о необходимости внедрения в педагогическую практику потенциала медиаобразования и эффективного использования новых форматов реализации образования в условиях современной медиасреды. Это связано с рядом объективных причин: актуализацией поиска новых методик, технологий, приемов и методов образовательного процесса, высоким уровнем потребления медиа, их конструктивно-психологическим влиянием на создание молодежи, насыщенностью социума средствами массовой информации разного формата, и как следствие, интенсивным проникновением новых медиа в различные сферы человеческой деятельности. Мы учитываем также, что «медиаграмотность становится одним из основных условий нормальной повседневной жизни, а медиакомпетентность - одной из важнейших компетенций современного специалиста и его конкурентоспособности на рынке труда, а медиаобразование - одним из базовых оплотов повышения уровня и качества населения жизни в обществе» [Vertugo & Fierro, 2014, p. 25].

Интернет-технологии, сетевое онлайн-пространство, аудиовизуальные средства отображения информации стали основной нишей существования современной формы массовой коммуникации, а новые медиаформаты связи участников образовательного процесса в XXI веке как способы их опосредованного взаимодействия - ее характеристиками.

Следует отметить, что сегодня социокультурной ситуации в целом присуща усиленная динамика обращений населения к данным сети Интернет. Так, по статистическим показателям Фонда общественного мнения (http://fom.ru) на период декабря 2016-го - январь и февраль 2017 года суточная доля входов в мировую сеть среди россиян-пользователей интернета составила 61%, недельная доля - 68%, месячная доля - 70%, что превышает две трети всех жителей страны. В получении новостей у взрослого населения доминирует телевизор, в то время как у обучающейся молодежи больше востребован интернет -новостные сайты и социальные сети.

В этих условиях особенно важно формирование медиакомпетености обучающейся молодежи, которая позволит студентам грамотно выразить свою независимую точку зрения, критически осмыслить медиаинформацию и использовать ее в целях собственного развития, понять и увидеть себя как активного участника коммуникационной деятельности -создателя, транслятора, интерпретатора информации, а также социальной ответственности и формирование гражданской позиции, стремиться к повышению технико-технологического уровня знаний в информационной сфере.

В традиционном понимании «новые медиа» рассматриваются как средства трансляции данных, использующие цифровые и сетевые технологии и коммуникации, основанные на использовании потенциала интернет-пространства. Они способствуют быстрому получению актуальной информации, являются инструментом сбора количественных и качественных характеристик общественного мнения, способствуют установлению новых форм коммуникации между людьми.

Новые медиа - объект изучения различных наук: с точки зрения филологических воззрений исследовательскому анализу подвергается медийный контент, качественный и количественный формат содержания текстов сообщений в медиа среде. Учеными-социологами оценивается частота обращений к нему и возникающие приоритеты, количественные и качественные распределения участников медиасвязи. Психологами изучается влияние медиа на восприятие, интерпретацию информации людей, способы их взаимодействия. Философия изучает как медиа определяют стратегию человеческого поведения, его желания, чувственность, конструкцию взгляда, И что происходит с человеком в мире медиатехнологий, насколько он свободен или ограничен в чем-то.

Между тем, следует признать, что переживающие технологический бум новые медиа меняют не только социокультурную среду, но и в целом образовательную реальность, устанавливают новые медийные форматы взаимодействия ее участников, требуют формирования медиакомпетентностии медиакультуры человека. И хотя медиаобразование (доминирующее на медийных факультетах многих вузов) нередко «не имеет профессиональной направленности, а, как правило, интегрируется в различные сферы образовательной деятельности» [Чичерина, 2007, с. 159], его роль сегодня значительно растет, особенно в плане использования медиа для повышения качества образования, результативности образовательных и научных достижений обучающейся молодежи, их достойного гражданского воспитания.

В этом смысле медиаобразование актуально как направление в педагогике (в «медиапедагогике»), которое изучает закономерности массовой коммуникации (прессы, телевидение, радио, кино, видео), как составляющую образовательного процесса, направленную на формирование в обществе медиакультуры личности, а также как «процесс развития и саморазвития личности на материалах и с помощью средств массовой

коммуникации с целью расширения общих, социокультурных и профессионально значимых знаний, коммуникативных и творческих способностей» [Семеног, 2013, с. 240]. При этом, с одной стороны, новые медиа раскрывают масштабные резервы активизации и мотивации различного рода педагогической деятельности, и в то же время они содержат скрытые угрозы и риски успешной социализации личности обучающегося.

Данное исследование ориентировано на выявление возможностей новых медиаформатов освещения результатов научно-исследовательской работы студентов в аспекте повышении престижа и популяризации исследовательской деятельности в студенческой среде, существующих при этом стратегий и рисков.

Материалы и методы исследования

Как отмечают сегодня ученые, педагогическое и научное сообщество активно включилось в обсуждение содержания и форм медиаобразования, а развитие отечественной медиапедагогики, прежде всего, связывают «с разработкой социокультурной и теоретико-методологической базы медиаобразования; определением путей целенаправленного формирования образовательной среды, позволяющих в полной мере использовать современные медиапедагогические технологии и способствующих реализации максимальной самостоятельности подрастающего поколения в различных видах деятельности, связанных с произведениями медиакультуры и т.п.» [Челышева, 2016, с. 77]. Медиаобразование характеризуется как «подготовка обучающихся к жизни в информатизированном пространстве путем усиления медиаобразовательной аспектности при изучении различных учебных дисциплин» [Федоров, Челышева, 2004, с. 38], а его цель определяется необходимостью подготовки обучающихся к деятельности в новой информационно-образовательной среде и свободному обращению с мировыми информационными потоками. Медиаобразование должно быть признано «в качестве национального приоритета стратегического развития современного общества» [Федоров, 2009, с. 25]

Сложный для восприятия термин «новые медиа» в научной литературе представляется в трехмерном пространстве культурно-исторической, социально-психологической, лингвистической парадигм как «закономерный этап развития в истории средств массовой коммуникации и информационно-коммуникационных технологий, при этом мультимедийность, гипертекстуальность и интерактивность рассматриваются как ключевые характеристики новых медиа, технические особенности средств коммуникации в Интернете, возможности общения в киберпространстве и т.д., как самопрезентация и самоидентификация пользователей Интернета, гендерная и возрастная характеристика участников сетевого взаимодействия, мотивы и особенности их поведения, конструктивное или деструктивное влияние на социум и пр. и как стилистическая диффузия и многоязычие в Интернете при общей доминанте английского языка, языковые изменения на лексическом, синтаксическом, грамматическом и других уровнях, соотношение вербального и изобразительного компонентов сообщения, дискурсивные особенности коммуникативных практик в сети и т.п.» [Сарна, 2014, с. 88-89].

Ученые в сопоставительном анализе [Стинс, 2008, с. 98] выделяют отличительные черты «новых медиа» от «старых», уточняя, что они более быстрые, открытые, активные, краткие и немногословные, отображающие преимущественно картинку, а не текст, имеющие основным потребителем инициативных пользователей как субъектов взаимодействия, которым предоставлена возможность генерировать собственное содержание, в отличие от старых медиа, обращенных к публике, пассивным объектам воздействия.

В понимании возможностей медиаобразования в научно-исследовательской деятельности студентов мы исходили из того факта, что основными характеристиками медиакомпетентности и медиакультуры личности являются «умения осуществить отбор безопасной и личностно значимой медиаинформации: критически осмыслить,

проанализировать и оценить ее, выразить собственную независимую позицию относительно каких-либо медиатекстов, создать собственные медиатексты и творчески использовать их в своей профессионально-педагогической деятельности, использовать разные формы коммуникации с помощью технических средств» [Семеног, 2013, с. 239]. Медиакультура рассматривается как «особый тип культуры информационной эпохи, являющийся посредником между обществом и государством, социумом и властью, но главное - между медиа и личностью. Медиакультура подразумевает нормы восприятия и передачи информации, то есть способность личности ее воспринимать, анализировать, оценивать, а также заниматься медиатворчеством, адаптироваться к меняющейся медиасреде» [Калмыков, 2009, с. 30].

Методологическую основу изысканий автора составили идеи системного, социологического, антропологического и личностно деятельностного подходов. Основными методами исследования выбраны теоретический анализ психолого-педагогической литературы, обобщение практического опыта медиаобразования,опрос обучающихся, наблюдение показателей статистических данныхнаучной активности студентов в медиасреде.

Дискуссия

В основу исследования положены идеи, представленные в психолого-педагогической литературе, монографических, диссертационных исследованиях, публикациях ученых в научных журналах, которые продемонстрировали широкий спектр разработок по теме медиаобразования: модели и методы медиаобразования [Федоров, 2009; Челышева, 2011; 2014; Семеног, 2013 и др.], психолого-педагогические и дидактичные основы медиа [Егорова, Туманов, Баканов, 2017; Калмыков, 2009 и др.], педагогические условия формирования медиакомпетентности и медиакультуры студентов [Федоров, 2004; 2009 и др.], обзор тенденций развития медиаобразования [Федоров, 2009; Челышева, 2016 и др.].

Однако нами было обнаружено, что работы, связанные с возможностью использования медиа в организации научно-исследовательской работы студентов, остаются за пределами научных изысканий современных авторов, в частности, не раскрывается потенциал и возможные способы использования медиаформатов в освещении результатов научно-исследовательской работы студентов, а также для повышения ее имиджа среди обучающихся. Решению обозначенной проблемы посвящена данная статья.

В студенческой научной жизни новые медийные форматы взаимодействия выполняют три ведущие функции средств массовой коммуникации: регулярное и своевременное информирование студентов, общественный контроль и надзор, а также социализация личности. Первая функция гарантирует привлечение внимания к главным темам, событиям студенческой научной жизни, возможность обдумать и увидеть свое место в системе научных мероприятий университета. Вторая функция позволяет выявить существующие тенденции интересов обучающихся, развития науки и стратегически планировать ее на перспективу, удерживать внимание увлеченных. Третья функция предполагает, что медиаинформация продуманна и в положительном аспекте способствует приобщению личности к ценностям и культуре социума. Реализация обозначенных функций через освещение результатов научной деятельности студентов может принимать самые различные формы: представление фото, видео и текстовых результатов научных и творческих достижений талантливой молодежи на сайте образовательной организации, например, на главной странице в новостном разделе, создание и ведение группы в социальных сетях, в общей группе университета, группах факультетов, студенческих научных объединений или молодых ученых; электронное интернет-издание студенческой газеты университета или студенческих научных вестников отдельных факультетов; общественное признание достигнутых результатов студенческой научно-исследовательской деятельности на сайтах

организаторов конкурсов; ведение блогов; снятие и трансляция видеофильмов и видеорепортажей интервью с лучшими студентами, проявившими себя в научной деятельности; приобщение обучающейся молодежи к активному участию в виртуальных научных сообществах, научных социальных сетях, публикации материалов научных исследований в научных изданиях и представление их в электронных научных библиотеках и т.п.

Каждый из перечисленных медиаформатов освещения результатов исследовательской деятельности обладает высоким образовательным потенциалом. Так, например, важна работа над материалами студенческой газеты о результатах научно-исследовательской деятельности, текстами для теле/радиопрограмм о проведенных мероприятиях и участии в них молодежи. Комментируя студенческие статьи в социальной группе, студенты учатся вырабатывать самостоятельность мышления на основе сравнения источников информации, фактов и мнений, формируется культура научного диалога, способность принять и услышать аргументы оппонента. Таким образом, «конструируя собственное информационное пространство, пользователь интернета ассоциируется с редакцией, подбирая информацию по своему вкусу, редактируя ее, задавая параметры новостей, достойных его внимания в предназначенной ему новостной подборке, комментируя чужую или загружая в интернет-пространство собственную новость» [Егорова, Туманов, Баканов, 2017, с. 178].

Медиавоприятие студентами научных мероприятий и результатов исследовательской деятельности, сопровождаемое их положительными отметками «Понравилось» - основа для последующего планирования и организации научных мероприятий и видов исследовательской деятельности.

Из перечисленных форматов одни из наиболее популярных среди обучающейся молодежи интернет-сервисов, отнесенным нами к новым медиаформатам, - социальные сети, которые сегодня определяют общественное сознание и приоритеты, став интерактивной площадкой с широкими возможностями для обмена мнениями, поиска и создания групп со схожими научными интересами, размещения своих публикаций, создания новостной ленты научных достижений.

Другой современный медиаформат освещения результатов научной деятельности студентов - онлайн-конференции и конкурсы студенческих научных работ, допускающие массовое обсуждение представленных результатов, возможность оставлять комментарии, проводить независимое онлайн-голосование. Возможность дискуссионного обсуждения результатов научно-исследовательской деятельности предоставляют онлайн-форумы и блоги, которые являются «катализаторами реализации личностно-ориентированного подхода к обучению, потому что, используя эти технологии, выяснилось, что студенты могут поделиться мнением и обсудить материалы, взаимодействовать между собой и с преподавателем 24/7» [Chawinga, 2017, р. 1].

Эффективный медиаформат освещения результатов исследовательской деятельности обучающихся - студенческие научные журналы, которые «формируют медиа/информационную грамотность будущих специалистов» [Онкович, 2013, с. 76], а также понимание, что «можно и нужно создавать профессионально ориентированный медиапродукт, пусть и не дающий сверхприбылей, но позволяющий его создателям более полно самореализоваться. С помощью такой практики каждый студент может повысить свой образовательный и культурный уровень благодаря личным усилиям в выбранных направлениях саморазвития личности» [Онкович, 2013, с. 81].

Не меньшим потенциалом обладает собственно медиаобразование, организованное обращением обучающейся молодежи к выявлению современных проблем науки на основе анализа публично доступных научных журналов, материалов интернет-конференций. Медиаформаты освещения результатов научно-исследовательской работы студентов стимулируют обучающихся к критическому анализу и верной интерпретации медийного

контента, осмысленному созданию и донесения их до избранной аудитории собственных медиа продуктов.

Результаты исследования

Данная статья - результат исследования внедрения в педагогическую практику новых медиаформатов освещения результатов научно-исследовательской работы студентов в классическом университете, представленном в образовательной деятельности многочисленным перечнем образовательных программ различного профиля. В нашем исследовании приняли участие 127 обучающихся классического университета - две группы студентов (контрольная и экспериментальная), которые по мере проведения эксперимента были рассмотрены в сопоставительном анализе «до» и «после».

Студенты контрольной группы, чья деятельность проходила в традиционной форме -организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы «по необходимости», по заданию преподавателя; получении информации о НИРС также со слов преподавателя, или, напротив, студенты, имеющие творческие стремления к научной деятельности, в целом в ходе проведения эксперимента не демонстрировали повышения мотивации к научной работе.

Для анализа влияния медиаформатов освещения результатов исследовательской деятельности студентов на создание имиджа научной работы и повышения мотивации и желания участвовать в научно-исследовательской работе студентов нами использовался регулярный и поквартальный мониторинг. Регулярный мониторинг позволил формировать представление о том, насколько активно включена обучающаяся молодежь в процесс потребления информации, например, как регулярно просматриваются студентами новостные сводки в социальной сети университета об анонсах и результатах участия в НИРС. Опрос обучающихся свидетельствовал о том, какой вид медиа более предпочтителен, какая тематика и проблематика их интересует. Поквартальный мониторинг способствовал установлению общей динамики во временном пространстве по таким показателям как охват аудитории, наличие обратной связи между участниками, числу контактов, установленных в рамках обсуждения результатов на страницах интернет-конференций, онлайн-дискуссий и форумов. Важным показателем был также уровень общения: обсуждение в виртуальном пространстве с большой аудиторией (макроуровень), обсуждение в группе (мезоуровень), обсуждение среди конкретных двух-трех лиц (микроуровень).

Работа со студентами экспериментальной группы строилась таким образом, чтобы были задействованы различные виды работы молодежи с медийной средой: ситуативное погружение в медиасреду (непосредственное включение субъекта в ситуацию, ее осмысление, анализ происходящего), ретроспективное (анализ научной деятельности и событий, имевших место в прошлом), перспективное (размышление о предстоящей деятельности, представление о ее ходе, планирование и выбор наиболее эффективных способов выполнения, прогнозирование возможных результатов).

При освещении результатов научно-исследовательской работы студентов в целях активизации и мотивации обучающихся к исследовательской деятельности наиболее востребованными оказались следующие медиаформаты: информационные сообщения о результатах участия в конкурсах, форумах, семинарах и выставках, информация о торжественном награждении отличившихся студентов, анонсы проведения конкурсов с описанием ранее достигнутых результатах и предоставленных возможностях для обучающихся по итогам их проведения, анонсы мероприятий со ссылками на сайты организаторов, размещение новых выпусков студенческих научных журналов и газет, фото наградных диплом и медалей студентов с научных мероприятий, подтверждающих их заслуги, комментарии пользователей сети и пр.

Результаты исследования научной мотивации студентов в контрольной и экспериментальной группе показали, что медиаразмещение информации о проведении научных мероприятий (конференций, форумов, семинаров и пр.), публичное онлайн-голосование в сетевом пространстве, иллюстрация успешных научных достижений студентов фото, видео материалами на сайте и социальной сети университета, факультетских групп, участие в онлайн-конференциях и конкурсах студенческих научных работ, онлайн-форумах и обращение к контенту научных социальных сетей способствуют повышению интереса студентов экспериментальной группы к участию в научно-исследовательской работе. Кроме того, студенты положительно относятся к установлению творческих контактов с научными руководителями в социальных сетях, видят в этом возможность оперативного обмена информацией и мнениями. Большинство студентов отмечают важную роль в предоставленной новыми медиаформатами освещения результатов научно-исследовательской работы студентов возможности по созданию собственного контента научно-исследовательских мероприятий и новостной подписки на них, фиксируют открытость и доступность информации, возможность творческой самореализации в научном творчестве.

Нами было исследовано изменение взглядов студентов экспериментальной группы на научно-исследовательскую работу до и после проведения эксперимента, оценка ими медиа в своей жизни и образовательной деятельности. Результаты ответов респондентов на вопрос «Какие преимущества предоставляют медиа, по Вашему мнению, для студентов в аспекте организации научной работы в университете?» представлены в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительный анализ мнений экспериментальной группы о роли медиа в научной работе до и

после проведения эксперимента

Преимущества Частота ответов

Полностью согласен Согласен Не согласен Полностью не согласен

до после до после до после до после

Обсудить научные результаты с коллегами 22% 31% 27% 43% 25% 15% 26% 11%

Узнать актуальные новости из студенческой жизни 48% 45% 46% 51% 3% 2% 3% 2%

Узнать актуальную информацию о предстоящих научных мероприятиях 17% 37% 29% 59% 27% 2% 27% 2%

Задуматься над актуальными для исследования темами 13% 24% 17% 68% 35% 5% 35% 3%

Стать востребованным на рынке труда по достижениям в научной деятельности 10% 24% 22% 68% 41% 5% 27% 3%

Стать известным в сети человеком 45% 40% 47% 46% 4% 12% 4% 2%

Стать уважаемым человеком, который может гордиться своими достижениями 16% 36% 30% 58% 27% 4% 27% 2%

Найти научных единомышленников 15% 35% 31% 59% 27% 3% 27% 3%

Опубликовать научные очерки 16% 36% 30% 58% 27% 4% 27% 2%

Принять участие в коллективном научном проекте 14% 36% 32% 58% 27% 4% 27% 2%

Обменяться информацией с другими студентами (аудио, видео) 44% 45% 47% 48% 4% 5% 5% 2%

Получить немедленную обратную связь с научным руководителем 48% 45% 46% 51% 3% 2% 3% 2%

Выработать самостоятельный взгляд на информацию, собственное мировоззрение 11% 34% 22% 62% 30% 2% 37% 2%

Содержательный анализ ответов студентов продемонстрировал, что значимость мотивов «узнать актуальные новости из студенческой жизни», «обменяться информацией с

22

другими студентами (аудио, видео)», «получить немедленную обратную связь с научным руководителем» остались практически неизменными. Данные мотивы попадает в группу значимых до и после эксперимента.

Значимость мотива «узнать актуальную информацию о предстоящих научных мероприятиях» возросла. Студенты видят в медиа важный источник информации. Аналогичным образом изменилась ситуация по мотивам «задуматься над актуальными для исследованиями темами», «найти научных единомышленников», «опубликовать научные очерки», «принять участие в коллективном научном проекте». Благодаря медиа студенты находят интересные и подходящие для них формы научной работы. Задача образовательной организации состоит в том, чтобы удовлетворить эту мотивацию, грамотно «опредметить» мотив в форме сформированной исследовательской компетентности студента в ее «мотивационной, теоретико-методологической, технологической, коммуникативной и рефлексивной составляющих» [Бороненко, Федотова, 2013, с. 79].

Мотив «стать известным в сети человеком» остается значимым для практически неизменного числа студентов, но смещается значимость мотива с «быть известным в сети человеком» к «быть уважаемым человеком, который может гордиться своими достижениями». По нашему мнению, это позитивно, так как студенты лучше понимают, что достижения в научно-исследовательской деятельности - это широкий кругозор, высокий интеллектуальный уровень развития, что повышает в целом статус человека, позволяет легче и быстрее адаптироваться в социальной среде.

Позитивен и подъем показателей мотива «выработать самостоятельный взгляд на информацию, собственное мировоззрение», что может свидетельствовать о личностном росте студентов, формировании их медиакультуры.

При проведении эксперимента мы также обращали внимание на показатели числа просмотров студентами новостных сводок и информационных сообщений о проводимых мероприятиях, результатах научной деятельности и творческих достиженияхобучающихся (Рис. 1). Наибольшей популярностью просмотров пользовались, прежде всего, теги, сопровождаемые фото и видеоматериалами.

Рис. 1. Статистика посещений социальной сети студентами экспериментальной группы в течение дня

Информационные показатели обращений пользователей сети при размещении информации в социальной сети университета в начале дня

другое

онлайн-опросы или онлайн-голосования по оценке работ других участников текущая информация о проводимых в течение дня мероприятиях новостные анонсы предстоящих мероприятий результаты участия в конкурсах студенческих научных работ

■ 143

I 1237

I 670

1542

2100

500

1000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1500

2000

2500

Исследование аудитории, посещающей новостные сайты и отметивших понравившиеся имданные о научных мероприятиях, по числовым параметрам позволяет прогнозировать

23

наиболее интересные для студенческой молодежи мероприятия и стратегически планировать их тематику.

Рис. 2. Сравнение контрольной и экспериментальной группы на начало и конец эксперимента по

различным показателям

100% 80% 60% 40% 20% 0%

97%

56%

32%

18%

31% 33%

17% 16%

Интерес к научной деятельности, желание участвовать в ней

63%

4%

4% 5%

12% 12

Доступность информации о

научных мероприятих

Престижность Се

участия в научной саморе работе научном

Сравнение контрольных и экспериментальных групп по сводж

показателям на начало и конец эксперимента

Результаты квартальных наблюдений обращений экспериментальных групп к новостным сводкам социальной группы университета (https://vk.com/lengu) демонстрировали стабильный рост активности не только обращений к медиаконтенту, но и реального числа фактов участия студентов в научных мероприятиях (конкурсах, форумах, конференциях, выставках), повышение их информированности о предстоящих мероприятиях, расширение контингента участников.

Анализ данных сравнения контрольной и экспериментальной групп (рис. 2) подтверждает, что в контрольной группе до и после эксперимента ситуация по изменению мотивации к научно-исследовательской работе практически не изменилась: по оценкам интереса к научной деятельности, желания участвовать в ней, информационной оценке открытости и доступности данных о научных мероприятиях, личного представления о престижности участия в научной работе, творческой самореализации значения колебались незначительно. В то время как экспериментальная группа подтвердила вклад медиаформата освещения результативности научной работы студентов в повышение имиджа исследовательской деятельности, тенденцию роста числа заинтересованных принять участие в конкурсах, конференциях и т.п.

У экспериментальной группы наблюдаются прогрессивные изменения в отношении участия в научно-исследовательской работе студентов в отличие от стабильно нейтрального в контрольной группе. Студенты демонстрируют свою медиакомпетентность, понимают, что самовыражение в научной деятельности невозможно без высокого уровня исследовательской компетентности, а повышение социального статуса - без профессионализма и высокого уровня медиакультуры. В экспериментальной группе по результатам эксперимента снижается бесполезная и пассивная привлекательность медиа и повышается их роль в личностном развитии и социализации обучающихся.

Выводы

Медиаобразование - активный творческий процесс, направленный на формирование мыслящей и ответственной за свои поступки молодежи. Новые медиаформаты позволяют успешно решать задачи повышения престижа исследовательской деятельности, личностного и социального позиционирования студента в онлайн-пространстве, в социальной группе, способствуют удовлетворению потребности обучающегося в самопрезентации (собственный профиль, блог); в коммуникации (электронная почта, комментарии, подписки); в кооперации (групповой блог, вики); в социализации (возможность добавлять друзей и иные формы контактов). Неминуемо возможные риски медиаобразования, такие как потеря интеллектуальной собственности или другой конфиденциальной информации с последующими негативными результатами, формирование высокой/низкой самооценки обучающегося, манипулирование сознанием потребителя медиатекстов методами и приемами привлечения и удержания аудитории, возникновение привыкания к необходимости присутствия в онлайн-пространстве, могут быть устранены, если обучающимся оказана помощь в управлении своим временем, проведенным в интернете, а новые медийные форматы правильно встроены в структуру информационной политики деятельности студенческих научных объединений и согласованы с целями и ожидаемыми результатами профессиональной подготовки, в том числе в области научно-исследовательской деятельности.

Литература

Бороненко Т.А., Федотова В.С. Педагогический мониторинг результативности исследовательской деятельности обучающегося: электронное портфолио // Высшее образование в России. 2017. № 5. С. 118-122. Бороненко Т.А., Федотова В.С. Формирование исследовательской компетентности бакалавров и магистров педагогического образования в праксиологической среде // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. Т. 2. № 1 (46). С. 79-82.

Егорова Л.Г., Туманов Д.В., Баканов Р.П. Конгруэнтность медиаобразования современным медиапроцессам // Медиаобразование. 2017. № 1. С. 176-197.

Калмыков А.А. Е-1еатт^как инструмент медиаобразования // Высшее образование в России. 2009. №10. С.29-32.

Онкович А.В. Студенческие научные журналы как пример медиаобразовательной деятельности в вузе // Медиаобразование. 2013. № 4. С. 76-84.

Сарна А.Я. Анализ контента в исследованиях новых медиа // Вестник Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. 2014. №3 (23). С. 88-98.

Семеног Е.Н. Медиаобразование будущего учителя в высшей филологической школе: опыт зарубежья й Украины // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 239-242.

Стинс О., Ван Фухт Д. Новые медиа // Вестник ВолГУ. Серия 8. Вып. 7. 2008. С. 98-106.

Федоров А.В. Состояние медиаобразования в мире: мнения экспертов. М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. 44 с.

Федоров А.В., Челышева И.В.Медиаобразование в современной России: основные модели // Высшее образование в России. 2004. № 8. С.34-39.

Челышева И.В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность»: работа со школьными учителями и преподавателями вузов. Таганрог: Изд-во Таганрог.гос. пед. ин-та, 2011. 180 с. Челышева И.В. Стратегии развития российского медиаобразования: традиции и инновации // Медиаобразование. 2016. № 1. С.71-77.

Чичерина Н.В.Типология медиатекстов как основа формирования медиаграмотности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. № 47. С.159-166.

Chawinga W.D. (2017) Taking social media to a university classroom: teaching and learning using Twitter and blogsю

International Journal of Educational Technology in Higher Education. Vol. 14(1),№3. DOI: 10.1186/s41239-017-0041-6.

Vertugo, A.A.G. & Fierro, R.O.I. (2014). Media consumption patterns and communicative competence of university students. Global Media Journal, Canadian Edition. № 7 (2), 23-39.

References

Boronenko, T. A., Fedotova V. S. (2017). Pedagogical monitoring of the performance of the research activity of the learner: e-portfolio.Higher education in Russia. 2017,no. 5, 118-122.

Boronenko, T.A., Fedotova, V.S. (2013). Formation of research competence of bachelors and masters of pedagogical education in praxeological environment. Bulletin of Cherepovets state University,Vol. 2, no. 1 (46), 79-82. Chawinga, W.D. (2017) Taking social media to a university classroom: teaching and learning using Twitter and blogs.

International Journal of Educational Technology in Higher Education, Vol. 14 (1), no. 3. DOI: 10.1186/s41239-017-0041-6.

Chelysheva, I.V. (2011). Scientific-educational center "media education and media competence": work with school teachers and University professors. Taganrog: Taganrog pedagogical Institute, 2011. 180 p.

Chelysheva, I.V. (2016). Strategy of development of Russian media education: traditions and innovations. Media education, no. 1, 71-77.

Chicherina, N. In.Typology of media texts as a basis for the development of media literacy. Gerals of Herzen Russian State Pedagogical Univesity, no. 47, 159-166.

Egorova, L.G., Tumanov, D.V. et al. (2017). The Congruence mediaprocessor modern media education. Media education, no. 1, 176-197.

Fedorov, A.V. (2009). State of media education in the world: experts' opinions. Moscow: ICO UNESCO "Information for all", 44 p.

Fedorov, A.V., Chelysheva, I. V. (2004). Media education in modern Russia: the basic models. Higher education in Russia, no. 8, 34-39.

Kalmykov, A.A. (2009). E-learning as a tool of media education. Higher education in Russia, no. 10, 29-32. Onkovich, A.V. (2013).Students scientific journals as an example of media education in higher education. Media education, no. 4, 76-84.

Sarno, A.J. (2014). Content Analysis in studies of new media, Gerald of Volgograd State University. 7, no 3 (23), 8898.

Semenov, E.N. (2013). Media education of future teachers in higher philological education: the foreign experience of the first in Ukraine. Vector science of Togliatti state University. Series: Pedagogics, psychology, no. 1 (12), 239-242. Stins., D. van Vught New media. Gerald of Volgograd State University. Series 8.Vol. 7. 2008, 98-106. Vertugo, A.A.G. & Fierro, R.O.I. (2014). Media consumption patterns and communicative competence of university students. Global Media Journal, Canadian Edition, no 7 (2), 23-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.