УДК 378
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПОРТФОЛИО В РЕФЛЕКСИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
© 2018
Малахова Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и практика управления» Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации, Оренбургский филиал (460000, Россия, Оренбург, улица Курача, 26, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматриваются основные тенденции развития современной российской высшей школы в контексте радикальной смены геополитических, экономических и социокультурных ориентиров. Отмечается, что одной из центральных тенденций данного процесса является активная реализация новационных (и инновационных) педагогических технологий, что отвечает современной гуманистически направленной педагогической парадигме. В данном контексте педагогическая технология портфолио выступает одной из приоритетных, поскольку, опираясь на механизм рефлексии, направлена на раскрытие научно-исследовательского, профессионального и личностного потенциала будущего специалиста. В работе исследуются цели, задачи, структура и виды портфолио, роль его результатов в формировании общей культуры личности будущего специалиста. В работе исследуются свойства рефлексивно-образовательной среды: культуросообразность, вариативность, рефлексивный характер, а также анализируются ее возможности в контексте реализации технологии портфолио в процессе формирования и развития научно-исследовательских, творческих навыков студента в контексте его личностного и профессионального становления в период обучения в вузе. Участие в научно-исследовательских мероприятиях позволяет студентам и преподавателям-научным руководителям в полной мере реализовать потенциал педагогической технологии порт-фолио, обозначая наиболее весомые достижения студентов, активизируя их научный поиск и творческие интенции, что, в свою очередь, служит мощным стимулом профессионального и личностного становления. Исследовательская активность, творческая работа - фундамент портфолио - решают и задачу поддержания на высоком уровне учебной мотивации, поскольку студент «погружается» в не только в учебную дисциплину, но и в ее научные глубины, что интенсифицирует познавательный интерес студента, развивает активность исследовательского характера для решения личностно и профессионально значимых задач. Анализ опыта реализации педагогической технологии портфо-лио в вузе позволяет сделать вывод о том, что целенаправленно сконструированная рефлексивно-образовательная среда становится эффективным условием реализации научно-исследовательского потенциала студента, предоставляя будущему специалисту альтернативу выбора индивидуального маршрута профессионального и личностного развития, и требует пересмотра векторов и моделей деятельности преподавателя с опорой на активизацию самостоятельной работы студента, будирование его исследовательского интереса к научным изысканиям, повышения уровня его заинтересованности в результатах своей поисковой, творческой деятельности.
Ключевые слова: образовательный процесс, современные педагогические технологии, педагогическая технология портфолио, рефлексивно-образовательная среда, научно-исследовательская работа студента.
IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL TECHNOLOGY PORTFOLIO
IN REFLEXIVE-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY
© 2018
Malakhova Olga Yurievna, candidate of pedagogical Sciences associate Professor of theory and practice of management Russian Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation, Orenburg branch (460000, Russia, Orenburg, street Curaca, 26, e-mail: [email protected])
Abstract. The article discusses the main trends in the development of modern Russian higher education. It is noted that one of the Central trends of this process is the active implementation of innovative (and innovative) pedagogical technologies, which corresponds to the humanistic pedagogical paradigm. In this context, pedagogical technology portfolio is one of the priorities, because, based on the mechanism of reflection, is aimed at the disclosure of research, professional and personal potential of the future specialist. The paper investigates the goals, objectives, structure and types of portfolio, the role of its results in the formation of the General culture of the future specialist. The paper investigates the properties of the reflective educational environment, analyzes its capabilities in the context of the implementation of the technology portfolio in the process of formation and development of research, creative skills of the student in the context of his personal and professional development during the period of study at the University. Participation in research activities allows students and teachers-scientific leaders to fully realize the potential of the pedagogical technology portfolio, indicating the most significant achievements of students, activating their scientific search and creative intentions. Research activity, creative work - the Foundation of the portfolio-solve the problem of maintaining a high level of educational motivation, as students "sink" into not only the academic discipline, but also in its scientific depth, which intensifies the cognitive interest of students, develops the activity of the research nature to solve personally and professionally important problems. Analysis of experience of implementation of educational technology portfolio at the University leads to the conclusion that deliberately engineered reflexive-educational environment becomes an effective condition for the realization of research potential of the student, the future specialist providing an alternative choice of an individual route to professional and personal development, and requires review of vectors and patterns of activity of the teacher based on the intensification of independent work of the student.
Keywords: educational process, modern pedagogical technologies, pedagogical technology portfolio, reflective educational environment, research work of the student.
В современных динамично меняющихся геополитических и социально-экономических реалиях эффективная организация образовательного процесса вуза, качественное обновление его методов, форм и средств; подготовка высококвалифицированных, компетентных специалистов (в том числе в технической сфере, а также в государственном и муниципальном управле-
нии); развитие социокультурного потенциала высших учебных заведений - приоритетные векторы образовательной политики России. В связи с этим широкое применение в мировом и отечественном образовательном пространстве получают не только традиционные, но и новационные (инновационные) формы обучения, воспитания и контроля их эффективности, знаменующие сво-
им использованием смену образовательной парадигмы, пересмотр существующих образовательных ценностей, целей и способов их достижения.
Целью нашей работы является исследование возможностей рефлексивно-образовательной среды в контексте реализации образовательной технологии портфолио в системе высшего образования, направленного на профессиональное и личностное формирование современного специалиста, становление его как гуманистически ориентированной личности, обладающей широким спектром компетенций, готовой проектировать и реали-зовывать профессиональную и личностную траекторию развития с опорой на достижения НТП, гуманистические ценности и личные цели и доминанты.
В современной научной литературе выделяются три основных тенденции в развитии высшей школы. Первая - это переход к «гибким» специальностям, с ориентацией на результаты обучения, выраженные в формате компетенций, и с учетом трудозатрат в кредитных (зачетных) единицах. Обязательным условием разработки стандартов является участие в этом процессе профессиональных объединений работодателей, а где это возможно - использование новых стандартов для формулирования требуемых компетенций выпускников.
Вторая - появление новых форм образования: активно развиваются интерактивные формы обучения.
Третья тенденция - изменение и расширение спектра применяемых образовательных технологий. В данном случае мы наблюдаем динамичный переход от пассивной передачи информации к практикоориентированно-му подходу. Основной смысл преподавания заключается не в трансляции знаний, а в создании «ситуаций опыта», в размышлении и поиске решений [1-9].
Система образования в структуре подготовки обучающегося в вузе реализует идеи непрерывности современного образования (Соколова Л.Б., Рындак В.Г, Ежова Т.В. и др.) и, как следствие, включения в структуру подготовки студента таких ее форм, которые будут востребованы на протяжении всего периода становления и развития личности в структуре обучения и трудовой практики, повышения квалификации и системе переподготовки.
Реализация современных педагогических технологий: портфолио, проектного, модульного обучения, кейс-технологии и др. соответствует современной педагогической парадигме и является основой большинства педагогических концепций, поскольку способствует эффективному формированию личностных и профессиональных качеств специалиста нового формата; его творческому отношению к образованию и будущей профессии, активизации познавательной деятельности, развитию поискового (проектного) мышления; самоуправлению образовательной, научно-исследовательской деятельностью, выработке адекватной оценки и самооценки результатов работы с опорой на механизм рефлексии [10-14].
Одним из эффективных способов накопления знаний, формирования умений, навыков, компетенций и потребностей в саморазвитии и самореализации студента является его научно-исследовательская деятельность. В данном контексте планомерное включение НИР в структуру профессиональной подготовки студента, его активное участие в научных форумах, диспутах, конференциях различного формата на основе личностной и профессиональной заинтересованности является высокоэффективным средством реализации научно-исследовательского потенциала будущего специалиста, его социокультурного и профессионального роста. Не менее эффективным вектором развития названных качеств личности студента является его индивидуальное портфолио, формируемое самим обучающимся, определяющим уровень и качество ведущей деятельности, количество и возможности в структуре выделяемых приоритетов и направлений учебной, научной, общественной и иной деятельности. 262
Традиционно педагогическая идея портфолио предполагает:
- изменение приоритетов: с недостаточности знаний и умений обучающихся на конкретные личные достижения по теме, разделу, дисциплине и т. д.;
- интеграцию количественной и качественной системы результатов;
- акцент на самооценку по отношению к внешней, сторонней оценке.
Цель технологии портфолио - детализация участия каждого обучающегося в образовательном процессе; создание «картины» значимых образовательных, научных результатов каждого студента; мониторинг его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте; актуализация его способности практически применять приобретённые знания и умения, демонстрация владения способами приобретения и использования исследовательского, профессионального, культурного опыта.
Основные задачи технологии: поддержание на высоком уровне учебной мотивации; развитие активности поискового характера для решения индивидуальных задач; саморазвитие обучающегося, развитие рефлексии и адекватной самооценки; формирование умения выстраивать собственную образовательную траекторию.
Традиционно выделяют следующую структуру порт-фолио студента, занимающегося научно-исследовательской работой, в структуре ряда направлений и видов:
1) портфолио, построенное на основе биографического анализа событий, происходящих непосредственно в структуре выбора занятия НИР, причем должна быть соблюдена последовательность событий и объективность их детерминации (портфолио-биография);
2) портфолио, сформированное на основе выделенных приоритетов в НИР, индивидуально выделенных форм и способов оценки результатов тех или иных соответствующих достижений, предоставляемое в структурированной форме для иллюстрации возможностей и возможного перехода из на более значимый уровень: внутривузовский, городской, региональный, всероссийский, международный (портфолио-резюме);
3) портфолио, содержащее в своей структуре все направления деятельности обучающегося, включенного в постижение социальных и межличностных отношений. В данном виде портфолио в ресурсах выделенных компонентов визуализируются те или иные достижения, а также описание достигнутого через призму личностных и социальных приоритетов, сформированных чувств и эталонов морально-нравственных отношений (системное портфолио). Выбор типа портфолио зависит от цели его создания.
В рассмотренных видах и формах портфолио можно осуществлять исследование различных педагогически верифицируемых и оптимизируемых процессов, в структуре которых происходит обогащение личности различными образовательными инновациями и уровнями сформированности качеств и ценностей, компетенций, а также моделей ведущей деятельности.
Отличительной чертой портфолио является его ярко выраженный личностно-ориентированный характер:
- обучающиеся вместе с преподавателем определяет или уточняет цель создания портфолио;
- обучающиеся собирает эмпирический материал, подвергает его анализу и оценке;
- в основе оценивания результатов работы лежит самооценка и взаимооценка.
Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия - основной механизм и способ самоаттестации и самоотчета студента при реализации данной технологии, а в альянсе с образовательными целями она становится важным механизмом его профессионального и личностного становления [15].
Исследуя образовательный процесс вуза в его соединении с «пространством рефлексии», мы сделали вывод Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)
о том, что планомерно выстраиваемая рефлексивно-образовательная среда - это пространство жизнедеятельности личности, детерминированное рефлексивной и образовательной его сферами, интегрирующимися в процессе образования, личностного роста молодого человека в единую область под действием определенных условий, факторов, механизмов. Это совокупность внешних и внутренних педагогических условий, в которых возникает возможность выбора личностью целей, содержания и методов самообразования и самосовершенствования, происходит изменение представлений о себе как о личности и профессионале [16]. Главная цель конструирования рефлексивно-образовательной среды вуза в контексте реализации технологии портфолио - «ввести» студента в культуру (науку, образование, искусство), общество, мир профессии; научить его осмысливать культурные традиции и образцы, социальные нормы и правила, интериоризировать профессиональные цели и ценности, создавать на основе их творческого анализа и переработки новые.
В работах [16-17] мы выделили следующие свойства рефлексивно-образовательной среды:
- присутствие внутреннего противоречия или субъективного затруднения (связанного с педагогической или учебной деятельностью самого субъекта);
- культуросообразность: именно в ней возможно переосмысление традиционных и создание новационных (инновационных) культурных норм/ценностей/целей в процессе образования;
- вариативность. Субъекты образовательного процесса - студент и педагог - имеют возможность конструировать эту среду на основе своих потребностей и в соответствии со своим направлением профессионального и личностного развития. Поэтому для рефлексивно-образовательной среды не характерно наличие навязанных, чужеродных и жестко регламентированных методов и приемов работы, программ и технологий;
- возможность выбора таких обучающих методик, в которых акцент делается не на содержание, а на способы деятельности субъектов образовательного процесса;
- творческий, исследовательский характер любой деятельность ее субъектов;
- направленность на формирование у ее субъектов всех видов и уровней рефлексии.
В данном контексте мы солидарны с мнением педагогов-исследователей (Нохрина О.И., Егорова Ю.Н.,
Рукавицын Н.А., Козырева О.А., Логинова Н.В. и др.) о том, что успешность любого педагогически реализуемого процесса зависит от множества факторов, не последним из которых является полисубъектный - в ресурсах данного фактора происходит принятие социумом личности с ее особенностями и возможностями самоидентификации, саморазвития, самосовершенствования и самореализации, научное проектирование и объективизация всех результатов, детерминируемых и верифицируемых в системе постановки и решения субъектно-средовых противоречий [17].
Продуктивность любого из направлений педагогической деятельности оправдана и потребностями развивающейся личности, и функционированием социума. В любом «продукте» представляется внутренняя картина педагогического процесса в оформлении всех ее возможностей в частном случае - становлении личности, отстаивании совершенства практики гуманизма, обеспечение условий социализации и самореализации личности как ценности и продукте культуры и цивилизации.
В структуре портфолио можно отследить специфику и ресурсы самоидентификации личности, возможности самоопределения, социализации, саморазвития, самосовершенствования и самореализации. Все качества и ценности, сформированные на протяжении становления личности, наглядно представляются в выборе компонентов портфолио, в умении «сворачивать» и «разворачивать» информацию, излагать данные о себе, строить и
реализовывать планы, объяснять свои взгляды на те или иные аспекты и приоритеты профессионального, научного, творческого становления и т. д. На наш взгляд, именно в рефлексивно-образовательной среде вуза данный процесс протекает наиболее эффективно, его результаты весомее.
В центре нашего исследования - будущие государственные и муниципальные служащие, а также будущие инженеры: студенты, получающие профессию в управленческой и технической сферах, что требует специфически обусловленного рассмотрения реализации педагогической технологии портфолио с учетом требований современного социального заказа - подготовки управленческой и технической интеллигенции нового формата: высококвалифицированного специалиста, умеющего не только ставить и решать сложные технические задачи с учетом достижений НТП, но и способного осознанно и целенаправленно выстраивать свою профессионально-личностную траекторию с опорой на его достижения, а также учетом общественно значимых целей и ценностей, не нарушая единения с природой, культурой, социумом и личностным «Я» [18-21]. В данном контексте особая роль принадлежит умению работать с профессиональной литературой, в т. ч. научной, специальной, поскольку овладение данным умением является одним из ключевых условий эффективной исследовательской деятельности будущих управленцев.
Как отмечают Лисник Ю.С., Чурикова И.Э., при реализации технологии портфолио обучающемуся необходимо научиться:
- отбирать и оценивать информацию;
- точно определять цели, которые он хотел бы достичь;
- планировать свою деятельность;
- давать оценки и самооценки;
- отслеживать собственные ошибки и исправлять их [22] .
В Оренбургском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Оренбургском институте путей сообщения - филиале СамГУПС ведется целенаправленная работа по созданию рефлексивно-образовательной среды для эффективной реализации спектра образовательных технологий (в том числе и педагогической технологии портфолио). Преподаватели реализуют их на занятиях различного типа, что позволяет расширить интеллектуальный горизонт студента, обогатив его научным знанием, помочь в анализе и интериоризации профессиональных, личностных, социокультурных ценностей, создании на основе их творческой переработки новационных (или инновационных) решений; научить проектировать профессиональные и личностные стратегии собственного развития на основе адекватной самооценки; способствовать выстраиванию профессионально-личностной перспективы; нацелить на практическую реализацию научно-исследовательского потенциала, что, на наш взгляд, является ведущим фактором в успешном профессионально-личностном становлении будущего государственного служащего или инженера.
В вузах существует диалогический альянс рассмотренных выше способов саморазвитии и самореализации субъектов образовательного процесса - студентов и преподавателей [23-27]. Так, Всероссийская научная конференция «Проблемы государственного, регионального и муниципального управления на современном этапе»», традиционно организуемая на базе Оренбургского филиала РАНХиГС, Международная научно-исследовательская конференция «Молодежная наука в XXI веке: традиции, инновации, векторы развития» - значимые научно-образовательные проекты, в которых кроме студентов вузов принимают активное участие обучающиеся старших классов образовательных учреждений среднего и общего образования, молодые ученые и специалисты-практики. Формат конференции позволяет обсудить
проблемы и перспективы организации управленческого процесса с учетом современных научных достижений и требований в сфере государственной и муниципальной службы; обозначаются роль и место науки в развитии современных технологий, анализируются перспективные векторы развития фундаментальных и прикладных исследований в контексте модернизации экономики, управления, образования, науки и техники; намечаются возможности внедрения их результатов в единую социально-экономическую систему. Важно отметить взаимосвязь теоретических и практических исследований, расширение и укрепление связей вузов с органами власти, предприятиями, организациями с целью внедрения результатов научных исследований в производственную деятельность; расширение сотрудничества с научными и студенческими сообществами России и мира с целью обмена научно-исследовательским, технико-технологическим и социально-экономическим опытом.
Участники конференций традиционно представляют разноплановые теоретические и практические результаты экономических, управленческих, естественнонаучных, технических, информационных и социокультурных исследований, что позволяет им проанализировать и обобщить существующие концепции и парадигмы современного образования, что, в свою очередь, способствует эффективному формированию среды для научно-исследовательского общения молодежи. Участие в данных мероприятиях позволяет студентам и преподавате-лям-научным руководителям в полной мере реализовать потенциал педагогической технологии портфолио, обозначая наиболее значимые достижения студентов, активизируя их научный поиск и творческие интенции.
Следует отметить, что данные научные мероприятия решают и задачу поддержания на высоком уровне учебной мотивации, поскольку студенты «погружаются» в не только в учебную дисциплину, но и в ее научные глубины, что, несомненно, интенсифицирует познавательный интерес студентов, развивает активность поискового характера для решения индивидуальных задач.
При подготовке научных работ, а также непосредственно в процессе участия в данных научных проектах эффективно осуществляется профессиональное, личностное саморазвитие студента, развитие его рефлексивных умений и выстраивание адекватной самооценки, формируется умение конструировать собственную образовательную траекторию.
Данные масштабные исследовательские проекты позволяют максимально приблизить студентов к науке, но участие в них - не единственный способ формирования портфолио студента вуза. В Оренбургском филиале РАНХиГС, Оренбургском институте путей сообщения -филиале СамГУПС в контексте выстраивания вузовской рефлексивно-образовательной среды проводится большое количество мероприятий, позволяющих студентам реализовать свой научно-исследовательский, профессиональный, творческий потенциал: внутривузовские конкурсы научных работ студентов («Лучшая курсовая работа», «Лучший реферат»), предметные и межпредметные олимпиады («Марафон знаний», «Экспресс надежды»); действуют студенческие научно-исследовательские кружки. Автор, в частности, руководит СНК «Проблемы и перспективы развития социокультурного пространства современной России», а также традиционно привлекает студентов к работе диалог-клуба «Риторика: от теории - к практике». Результаты этой работы - выступления студентов на заседаниях данных научных сообществ, а также участие в научных мероприятиях различного формата (региональных, всероссийских, международных).
Таким образом, портфолио будущего специалиста (управленца, инженера) становится своеобразным итогом формирования его общей личностной культуры, нацеливает его на дальнейшую научно-исследовательскую, поисковую работу. Результаты научного, профес-264
сионального, личностного роста, отраженные в портфо-лио, становятся не просто предметом гордости студента, но и ориентируют его на дальнейшую работу: вырабатывают умения целеполагания, выстраивания приоритетов в собственной жизнедеятельности, отбора и анализа информации; формируют способность адекватной оценки и самооценки результатов работы, рефлексии, а также активизируют исследовательский потенциал. Возможности рефлексивно-образовательной среды в полной мере позволяют вузу стать стартовой площадкой для всех субъектов образовательного процесса в научном, профессиональном, творческом становлении, саморазвитии и самореализации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Малахова А.В., Малахова О.Ю. Реализация педагогической технологии портфолио в формировании навыков научно-исследовательской работы студента вуза //Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. М.: Перо; Вольск: ВВИМО. 2018. Ч. 7. С. 76-79.
2. Науменко Н.М., Малахова А.В. Теоретические аспекты исследования роли современных педагогических технологий в преподавании лингвистических дисциплин // Молодежная наука в XXI веке: традиции, инновации, векторы развития. Уфа: Изд-во «Аэтерна». 2017. Ч. 3. С. 30-33.
3. Рассказов Ф.Д., Герасимова М.С. Технология портфолио как средство формирования технологической компетенции студентов колледжа // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 35-37.
4. Малахова А.В. Возможности перспективных образовательных технологий в контексте реализации ком-петентностного подхода // Молодежь и наука: настоящее и будущее Актобэ: Актюбинский университет им. С. Баишева. 2017. Ч. 4. С. 180-185.
5. Плахина Л.Н., Дианова Ю.А. Методика создания электронного портфолио в системе подготовки студента к будущей педагогической деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№ 4 (19). С. 138-140.
6. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Реализация проектной технологии в обучении студентов гуманитарных направлений подготовки с использованием современных технологий // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 34-36.
7. Шумилова О.Н. Электронное портфолио преподавателей как фактор повышения качества образования вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 200-202.
8. Дианова Ю.А., Назаренко А.В. Формирование имиджа будущего педагога профессионального обучения средствами портфолио-технологии // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 79-84.
9. Будник С.В. Портфолио как способ оценки исследовательской деятельности подростков в кружковой работе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1 (6). С. 15-17.
10. Ищак Е.Р. Современные педагогические технологии как основа проектирования учебных занятий в вузе // Сибирский торгово-экономический журнал. 2011. № 14. С. 78-84.
11. Егорова Ю.Н., Малахова О.Ю. Подготовка профессионала железнодорожной отрасли с позиции современных образовательных технологий // Школа будущего. 2015. № 1. С. 18-24.
12. Платонова Р.И., Шкурко Н.С., Лукина Т.Н., Парфенов И.Я. Современные технологии образования в системе высшего педагогического образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 113-115.
13. Рябухина Е.В., Нуждина М.В. Активные и интерактивные образовательные технологии в вузе //
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)
Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 26-29.
14. Андрюхина Т.Н. Опыт применения образовательных технологий в вузе // Самарский научный вестник.
2015. № 2 (11). С. 136-138.
15. Ежова Т.В. Реализация компетентностного подхода в педагогике высшей школы. Оренбург: ОГПУ, 2011.
16. Малахова О.Ю. Рефлексивно-образовательная среда вуза как педагогический феномен // Вестник Оренбургского государственного университета. Оренбург: ОГУ. 2006. № 6. С. 84-91.
17. Малахова О.Ю. Роль рефлексивно-образовательной среды в профессионально-личностном самоопределении студента вуза // Образование и общество. 2015. № 1 (90). С. 87-91. '
18. Попов А.Н., Малахова О.Ю. Гуманистическая траектория развития высшего образования в современных российских социокультурных условиях // Научный поиск: теория и практика. Уфа: Аэтерна. 2017. С. 126128.
19. Найденова И.А., Малахова О.Ю. Гуманистический вектор развития высшего образования в современных социокультурных условиях // Россия как трансформирующееся общество: экономика, управление, культура, языки. Самара-Оренбург: ОрИПС - филиал СамГУПС.
2016. С. 45-47.
20. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: «Совершенство». 2006.
21. Хабибрахманова О.В., Малахова О.Ю. Социокультурные ориентиры в профессионально-личностном самоопределении студента технического вуза в условиях современного социального заказа / Междисциплинарное взаимодействие в контексте подготовки специалистов железнодорожной отрасли. Уфа: Аэтерна. 2017. С. 67-73.
22. Лисник Ю.С., Чурикова И.Э. Образовательная технология «портфолио» и возможность ее применения в учебном процессе //Педагогические науки. 2015. № 32-2.
23. Саглам Ф.А. Организация диалогического взаимодействия преподавателя психологии со студентами на занятиях в вузе // Карельский научный журнал. 2013. № 4 (5). С. 94-97.
24. Богомаз З.А. Организационно-педагогические условия развития профессионально-педагогической позиции преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений среднего профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 27-30.
25. БуковцоваН.И.,РемезоваЛ.А.Совершенствование деятельности преподавателей факультета психологии и специального образования в условиях современных изменений образовательной среды вуза // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 2 (11). С. 8-14.
26. Кондаурова И.К. Программа магистратуры «Профессионально ориентированное обучение математике» как средство развития предметно-методической компетентности преподавателей математики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 72-74.
27. Иванова Т.Н. Социокультурный потенциал молодого преподавателя вуза в условиях информационного общества (эмпирический опыт) // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 103-109.
Статья поступила в редакцию 29.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018