педагогические Малахова Ольга Юрьевна, Маланчева Светлана Николаевна
науки ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ...
УДК 378
ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОНТЕКСТЕ ВЫСТРАИВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
© 2016
Малахова Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Общеобразовательные дисциплины» Маланчева Светлана Николаевна, кандидат технических наук, и.о. декана СамГУПС, Оренбургский институт путей сообщения (460006, Россия, Оренбург, проезд Коммунаров №№ 16-18, e-mail: [email protected])
Аннотация. Приоритетными целями проводимых в России реформ в образовании являются повышение его качества, доступности и, как следствие, эффективности. Вопросы, касающиеся эффективной организации образовательного процесса, методов, форм и средств обучения и воспитания; подготовки высококвалифицированных специалистов; развития культурного потенциала высших учебных заведений - приоритетные векторы образовательной политики России. В связи с этим широкое применение в отечественном образовании получают ранее не свойственные ему формы обучения и контроля его эффективности, знаменующие своим использованием смену образовательной парадигмы. Важным в обновленном ФГОС является и особая роль компетенций - способностей применения знания, умения на основе сформированных личностных качеств для эффективной деятельности в конкретной профессиональной сфере. Современный этап развития российской системы образования характеризуется переходом компетентностного подхода из стадии самоопределения в стадию реализации. Реализация данного подхода ведет к качественной перестройке содержания образования, его методов и технологий. Цель подготовки компетентного специалиста транспортной сферы в современных условиях может быть сформулирована следующим образом: активно содействовать формированию профессиональной компетентности, которая выражается в готовности решать различные виды профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях жизнедеятельности на основе теоретических знаний, анализа имеющегося практического социокультурного опыта. Современные образовательные технологии: проектное обучение, модульное обучение, кейс-технологии, портфолио в данном контексте являются перспективными, поскольку их реализация способствует формированию личностных и профессиональных качеств и свойств, необходимых специалисту нового формата: творческого отношения к учебе и будущей профессии, активизации познавательной деятельности, развитию проблемно-поискового (проектного), критического конструктивно-волевого мышления; самоуправлению учебной, познавательной, исследовательской деятельностью и др. Анализ опыта реализации современных образовательных технологий в транспортном вузе позволяет сделать вывод о том, что компетентностно-ориентированный образовательный процесс путем реализации современных образовательных технологий предоставляет будущему специалисту альтернативу выбора индивидуального маршрута профессионального и личностного развития и требует кардинального пересмотра векторов и моделей деятельности преподавателя с опорой на активизацию самостоятельной работы студента.
Ключевые слова: современные образовательные технологии, высшее техническое образование, качество подготовки инженеров, компетентностный подход, компетентностно-ориентированный образовательный процесс.
THE POTENTIAL OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF BUILDING COMPETENCE-ORIENTED EDUCATIONAL PROCESS OF A TECHNICAL COLLEGE
© 2016
Malakhova Olga Yurievna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of "General subjects" Malancheva Svetlana Nikolaevna, candidate of technical Sciences, acting Dean Samara State Transport University, branch of Orenburg Institute of communications (460006, Russia, Orenburg, proezd Kommunarov, 16-18, e-mail: [email protected])
Abstract. The priority goals of Russia's reforms in education are improving the quality, availability, consequently and effectiveness. Issues concerning the effective organization of educational process, methods, forms and means of training and education. Training highly qualified specialists; development of cultural potential of higher educational institutions is the priority vectors of educational policy of Russia. In this regard wide application in domestic education get informed not his usual form of training and monitoring its effectiveness, its use marks a change in the educational paradigm. Important in the updated GEF is the special role and competences - abilities application of knowledge, skills formed on the basis of personal qualities to operate effectively in a specific professional field. The current stage of development of the Russian education system is characterized by the transition of the competence approach from the stage of self-determination in the implementation phase. The implementation of this approach leads to qualitative improvement of educational content, methods and technologies. The purpose of the training of a competent specialist of the transport sector in modern conditions can be formulated as follows: To actively promote the formation of professional competence, which is expressed in readiness to solve different kinds of professional tasks that arise in real situations of life on the basis of theoretical knowledge, analysis of existing socio-cultural practical experience. Modern educational technology: A project-based learning, modular training, case studies, portfolios in this context are promising because their implementation contributes to the formation of personal and professional qualities and characteristics necessary for an expert new format: a creative approach to their studies and their future profession, enhanced cognitive activity, develop problem-search (design), critical and constructive thinking strong-willed; self-management of educational, educational, research etc. Analysis of experience of implementation of modern educational technologies in the transport University leads to the conclusion that competence-oriented educational process through the implementation of modern educational technologies gives the future specialist an alternative choice of route of individual professional and personal development and requires a radical revision of vectors and patterns of activity of the teacher based on the intensification of independent work of the student.
Keywords: modern educational technology, higher technical education, quality training of engineers, competence approach, competence-oriented educational process.
Поиск решений стратегических задач социально-эко- менения профессиональной подготовки специалистов, в номического и цивилизационно-культурного развития т.ч. транспортной отрасли. В Послании Президента РФ
страны в условиях сложной переоценки системы духов- Федеральному собранию четко сформулировано, что
но-нравственных ценностей требует сущностного из- будущее нашей страны определяется не сырьевыми за-
Малахова Ольга Юрьевна, Маланчева Светлана Николаевна ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ .
пасами, а интеллектуальным потенциалом, уровнем развития науки, высоких технологий.
Компетентность, конкурентоспособность кадров данной отрасли имеют сегодня приоритетное значение и во многом определяют масштабы и темпы научно-технического прогресса, интенсификацию экономического развития, а также векторы социокультурных, ментальных трансформаций российского общества в целом [1].
В данном контексте одним из центральных ориентиров подготовки будущего инженера в условиях современного социального заказа является, с одной стороны, формирование компетентного специалиста, а, с другой - всесторонне развитой, конкурентоспособной личности [2].
Приоритетными целями проводимых в РФ реформ в образовании являются повышение его качества, доступности и, как следствие, эффективности. Аспекты, касающиеся организации образовательного процесса, методов, форм и средств обучения и воспитания; подготовки высококвалифицированных специалистов; развития культурного потенциала высших учебных заведений - приоритетные векторы образовательной политики России. В связи с этим широкое применение в отечественном образовании получают ранее не свойственные ему формы обучения и контроля его эффективности, знаменующие своим использованием смену образовательной парадигмы. Важным в обновленном Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) является и особая роль компетенций как качественных синонимов понятия «профессионализм» во всех формах его проявлениях - способности применения знаний, умений и личностных качеств для эффективной деятельности в конкретной профессиональной области [3].
Целью нашей работы является исследование возможностей реализации современных образовательных технологий в контексте выстраивания компетентност-но-ориентированного учебно-воспитательного процесса в системе высшего технического образования, направленного на профессиональное формирование современного специалиста и становление его как гуманистически ориентированной личности, обладающей широким спектром компетенций.
К инновациям, работающим на модернизацию нашей страны, можно отнести компетентностную модель профессионального обучения, составляющую основу ФГОС нового поколения [4]. Комплекс инновационных решений представлен и в нормативных условиях реализации основных образовательных программ (ООП). К числу этих условий относится реализация программированного дидактического подхода, что обеспечивает оптимизацию образовательного процесса за счет его алгоритмизации; конструирования целостной образовательной системы; оптимального, педагогически обоснованного отбора методов и средств обучения, что во многом может быть гарантом запланированного результата. Именно четко выстроенная, пошаговая алгоритмизация образовательного процесса во многом обеспечивает его эффективность. Приоритетное значение имеют современные алгоритмы (технологии) интерактивного обучения, поскольку в полной мере реализуют потенциал деятельностного, личностно-развивающего обучения, наиболее отвечающего стратегическим целям формирования компетенций.
Современный этап развития российской системы образования ознаменован переходом компетентностного подхода из стадии самоопределения в стадию реализации. Массовое внедрение данного подхода ведет к обновлению содержания образования, его методов и технологий.
Компетентностный подход в современной системе образования России во многом является императивным; в числе его исследователей и разработчиков психологи и педагоги: Байденко В.И. [5], Митина Л.М. [6], Хуторской А.В. [7], Крылова Н.Б. [8], Зимняя И.А. [9],
Межуев В.М. [10] и др. [11-13]. Ими установлено - для того, чтобы обучение было эффективным, ему нужно быть развивающим и воспитывающим: оно должно ре-ализовывать творческие интенции; формировать умения продуктивной самостоятельной работы; развивать способности логически мыслить, быстро ориентироваться в потоке информации; формировать потребность и готовность понимать, уважать, определять нравственные ориентиры личности, ее этические и эстетические оценки, широту гуманитарного мышления.
Компетентностно-ориентированное управление подготовкой специалистов технического профиля требует создания общей концепции и новой модели взаимодействия субъектов образовательного процесса в российских вузах, направленного на развитие профессиональной компетентности выпускников [14].
В педагогике внедрение современных технологий является основой организации компетентно-ориентированного образовательного процесса в вузе.
Цель подготовки компетентного специалиста транспортной сферы в современных условиях может быть сформулирована следующим образом: содействовать формированию профессиональной компетентности, которая выражается в готовности решать различные виды профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях жизнедеятельности на основе теоретических знаний, анализа имеющегося практического социокультурного опыта.
Компетентности «закладываются» в образовательный процесс посредством выстраивания общего стиля жизни вуза, с опорой на тип взаимодействия субъектов образовательного процесса, его содержание, а также педагогические технологии, используемые для достижения желаемого результата [15].
Каким требованиям, заявленным в ФГОС, должны отвечать технологии, позволяющие достичь адекватной подготовки выпускника? Полагаем, они должны быть нацелены на эффективную организацию самостоятельной работы студентов в процессе освоения ими будущей профессии, их активное включение в разнообразные виды деятельности, способствующие реализации исследовательского интереса, творческому развитию.
В контексте нашего исследования важным является мнение ученых РГПУ им. А.И. Герцена, которые выделяют следующие приоритетные образовательные технологии, ориентированные на формирование компетенций (таблица 1): практико-ориентированное модульное обучение; обучение посредством кейсов (пакета ситуаций для принятия решений); социальное взаимодействие в обучении.
В таблице 1 приведен анализ современных образовательных технологий, которые опираются не только на известные познавательные процессы, но, прежде всего, на творческое, поисковое мышление, взаимодействие, общение. При этом процесс обучения организуется таким образом, что студенты учатся выстраиванию эффективной коммуникации, развивают критическое мышление, пробуют решать предполагаемые ситуационные профессиональные задачи.
В Оренбургском институте путей сообщения - филиале СамГУПС ведется целенаправленная работа по созданию пространства для эффективной реализации рассмотренных выше образовательных технологий. Большинство преподавателей используют их на лекционных, практических и семинарских занятиях, что позволяет «ввести» студента в культуру, научить его осмысливать и интериоризировать профессиональные, социокультурные ценности и доминанты, продуцировать на основе их творческой переработки новые; выбирать профессиональные, социальные, личностные стратегии развития, видеть перспективу своего профессионально-личностного «завтра», нацелить на проявление научно-исследовательского интереса, что, на наш взгляд, является решающим фактором в формировании компетен-
Малахова Ольга Юрьевна, Маланчева Светлана Николаевна ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ...
ций, заявленных в ФГОС, а также успешном профессионально-личностном становлении будущего инженера.
Таблица 1 - Характеристика современных компетент-ностно-ориентированных образовательных технологий
Образо- Цель Задачи Педагогический Ключевые умения и
вательная инструментарий компетенции
Проектное Целенаправленный Формирование, Консультационный, Информационные,
обучение самостоятельный поиск р азвитне пр оол емно - диало го вый тип р а б оты. исследовательские.
решения познавательных и поискового нацеленный на социальные,
практических задач. (проектного). выработку и познавательные,
способствующий критического стнмулнро ванне поисковые,
развитию системного, конструктивно- мотивации студентов на проектировочные.
творческого мышления. волевого мышления. творческие достижения.
Модульное Организация Эффективная Работа впарах и Развитие
обучение само стоятельнойработы реализация труппах (с тьютороми мотнвацнонной
студентов, удовлетворение организационной, б es него); сферы обучающегося
образовательных координационной. само стоятельная и р еа лизация его
потребностей каждого интегр ативно й фронтальнаяработа; интеллектуального
обучающегося в функций будущего работа с ТСО, потенциала на основе
со ответствии с его специалиста имодели таблицами. возрастающей
интенциями, задатками, социального иллюстративным самостоятельно сти;
возможностями, партнерства в материалом и др. учет инт ере со в,
личностной обществе. склонностей в
направленностью; процессе
мотивацнонное ггриобр етення умений
управлениеразвитием осуществлять
интеллекта; самоуправление
культивир ова ние учебной.
коллективизма; исследовательской
форнир ова ние умения д еятельно стью.
проектировать и
управлять
образовательной
деятельностью.
Кейс обо е Развитие аналитических, Н епоср едственно е Методы группового Развитие способности
обучение исследовательских. изучение, анализ взаимодействия: споры. к профессиональной
коммуникативных и инт ер пр ет ация дискуссии ориентациичерез
навыков, умений деловых ситуаций формирование
выстраивать стратегию и или задач. устойчивых
решения в процессе структур.
реализации плана
действий
в специально созданной
ситуации.
Портфолио Детализация участия Поддержание на Проектные и Повышение
каждого студента в высоком уровне исследовательские образовательной
образовательном процессе; учебно и мо тива ции; работы, самостоятельное активности
создание «картины» развитие активности творчество, студентов, уровня
значимых поискового характера самомотивацияи осознания ими своих
образовательных для решения с амо с овершенствование. целей и
р езультатоб каждого индивидуальных возможностей, что
о буч ающего ся; задач; саморазвитие позволяет
мониторинг студента, р азвитне максимально
индивидуального рефлексии и с о отне сти результат
прогресса студента в адекватной индивидуального
широком ооразовательном самооценки; образовательного
контексте; демонстрация формирование маршрута с будущей
его способности умения выстраивать профессиональной
пр актич ески применять собственную деятельно стью.
приобретённые знания и образовательную
умения. траекторию.
Интер- Активизация Направление и Диалоговое общение, Формирование и
активное индивидуальных помощь процессу предполагающее развитие
обучение мыслительных процессов обмена информацией: Esa имо по нима ние, критического
обучающихся; анализ точек зрения; взаимодействие, мышления, умений
выстр аивание диалога соединение теории и совместно е решение осуществлять по иск
между всеми участниками практики; обращение общих, но значимых для решений проблемы
образовательного к лично стному опыту каждого участника задач; на основе анализа
процесса; обеспечение участников; участие вполемике, обстоятельств»!
понимания информации, поддержка их дискуссиях. соответствующей
являющейся предметом активности; взаимное информации с учетом
обмена; индивидуализация о б огащенне опыт а; альтернативных
педагогического достижение мнений и на этой
взаимодействия. взаимопонимания основе принимать
участников. целесообразные
творческой
деятельности.
Так, для решения вышеназванных задач проведено пилотажное исследование (анкетирование), направленное на изучение реального состояния проблемы. Результаты свидетельствовали о сравнительно низком уровне понимания многих студентов (52%) целей и задач применения современных образовательных технологий СОТ); но большинство (81%) выразили желание узнать больше о сущности и способах внедрения этих технологий; подавляющее большинство (93%) продемонстрировали готовность участвовать в занятиях с использованием СОТ, назвав их «интересными», «полезными», «перспективными», что, на взгляд студентов, позволит выстраивать учебную деятельность и будущую карьеру с опорой на поиск себя не только в профессии, но и в социокультурном, личностном отношении. Это позволило сделать вывод о том, что молодежь, выстраивая жизненные векторы, осознает значимость не только профессионализма, но и смысложизненных стратегий, позволяющих реализовать себя в социальном и личностном плане («стать руководителем нового формата»
- 78%; «влиться в коллектив» - 89%; «обрести коллег-друзей» - 77% и др.).
На основе анализа полученных эмпирических данных разработан авторский элективный курс «ОрИПС
- территория профессионально-личностного роста», который включает лекционные, семинарские и практиче-
ские занятия, научно-исследовательскую деятельность. Осваивая данный курс, студенты института знакомятся с целями, задачами, основными видами современных образовательных технологий, а также имеют возможность практического участия в аудиторных и внеаудиторных занятиях с их использованием. Практические занятия позволяют студентам проектировать, анализировать возможные жизненные и производственные ситуации, требующие выбора средств достижения коллективных или личных целей. Семинарские занятия становятся площадкой для дискуссий по значимым для студентов вопросам, касающимся их профессионально-личностных перспектив.
Научно-исследовательская деятельность позволяет реализовать научный, интеллектуальный потенциал студентов при подготовке тезисов, научных статей, практических разработок [16, 17, 18].
Таким образом, компетентностно-ориентирован-ный образовательный процесс путем реализации современных образовательных технологий предоставляет обучающимся альтернативу выбора индивидуального варианта профессионального и личностного развития и требует кардинального пересмотра векторов и моделей деятельности преподавателя; предполагает учет рассмотренных выше условий при проектировании педагогических ситуаций. В соответствии с этим лидирующие позиции в современной педагогической парадигме занимают такие приоритетные качества личности как владение информационными технологиями; социальная активность, свободная ориентация в культуре, социуме, профессии; готовность и умение выстраивать взаимоотношения на основе принципов взаимного уважения и сотрудничества, коммуникабельность; высокая мобильность и способность непрерывного следования индивидуальной образовательной траекторией в течение всей жизни. В данном контексте ведущими функциями компетентностно-ориентированного образовательного процесса можно считать: целенаправленное развитие личности всех субъектов образовательного процесса; демократизацию их совместной деятельности и коммуникации; гуманизацию образовательного процесса; ориентацию на интерактивный проблемный, креативный подходы к преподаванию; а также инициативу студента в самоопределении, саморазвитии себя как конкурентоспособной, компетентной личности и будущего профессионала; модернизацию образовательных технологий, методов, средств, способствующих формированию инновационного мышления будущего инженера.
В то же время теоретические конструкты и инструментальные средства реализации компетентностно-ори-ентированного образовательного процесса во многом остаются дискуссионными. Вследствие этого практическая реализация компетентностного подхода в образовании является многоаспектной и актуальной проблемой, требующей решения посредством дальнейшего анализа и апробации используемых в настоящее время интерактивных педагогических технологий и методик.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Токарева Е.В. Исследование конкурентоспособности личности как особой формы реализации потенциала человека в профессиональной деятельности // Человек, образование, профессия. М. Ч. 1. 2009. С. 160163.
2. Малахова О.Ю. Гуманистический вектор подготовки конкурентоспособного специалиста в условиях современного социального заказа // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 2. С. 109-113.
3. Малахова О.Ю. Формирование конкурентоспособного специалиста в современных социокультурных условиях // Наука и культура России. Самара: СамГУПС. 2014. С. 360-361.
4. Якунин В.Н. Современные направления инновационного развития вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3. С. 78-84._
Малахова Ольга Юрьевна, Маланчева Светлана Николаевна ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ .
5. Байденко В.И. Компетенция в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 12-13.
6. Митина Л.М. Психологические основы профессионального развития личности в системе «человек, образование, профессия» // Человек, образование, профессия. М. Ч. 1. 2009. С. 110-115.
7. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. М.: Академия. 2008. С. 68
8. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М. 1990. 142 с.
9. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 14-20.
10. Межуев В.М. Культура и образование. М. 2008. 235 с.
11. Путилова А.В. Компетентностный подход при проектировании образовательного процесса, как механизм повышения качества образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 53-56.
12. Андросова Л.А., Мананникова Ю.В. Компетентностный подход в системе высшего профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 46-51.
13. Сысоева Ю.Ю. Компетентностный подход при формировании иноязычной компетенции у студентов неязыковых вузов в условиях ФГОС третьего поколения // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 36-40.
14. Ищак Е.Р. Современные педагогические технологии как основа проектирования учебных занятий в вузе // Сибирский торгово-экономический журнал. 2011. № 14. С. 78-84.
15. Егорова Ю.Н., Малахова О.Ю. Подготовка профессионала железнодорожной отрасли с позиции современных образовательных технологий // Школа будущего. 2015. № 1. С. 18-24.
16. Колобов А.Н. Комплексный подход как средство формирования готовности студентов и слушателей к научно-исследовательской деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 1. № 2 (18). С. 51-54.
17. Самойлов Е.А. Проблема управления интеллектуальным развитием студентов при обучении физике в педагогическом вузе // Самарский научный вестник. 2015. № 4. С. 135-140.
18. Морквян И.В. Определение перечня интеллектуальных умений будущих учителей информатики для их формирования на занятиях дисциплин естественно-математического цикла // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 35-39.