О. Н. Майструк ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ...
Освещенные в статье позиции, не исчерпывают всего спектра проблем. Перспективными научными исследованиями считаем исследования роли В. Н. Каразина в основании Харьковского университета как образовательного центра образовательной деятельности первой половины XIX столетия, что будет предметом научного поиска в историко-педагогической науке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Каразинъ В. Н. Р^чь о пользу просвУщенiя въ домоводству, говоренная въ Харькове, августа 18-го 1811 г. въ публичномъ собраниш Филотехническаго общества Василиемъ Назаровичемъ Каразинымъ // Сочинетя, письма и бумаги В. Н. Каразина, собран-ныя и редактированный проф. Д. И. Багал^емъ / В. Н.
Каразинъ. X. : Изд-во Харьк. ун-та, 1910. С. 216-228.
2. Каразинъ В. Н. О воспитанш женскаго пола въ низших состоянiяхъ: (1 января 1841 г.) // Сочиненiя, письма и бумаги В. Н. Каразина, собранныя и редактированныя проф. Д. И. Багал^емъ. X.: Изд-во Харьк. ун-та, 1910. С. 596-599.
3. Сковорода Г. Благодарный Еродш // Повне зiбрання творiв: в 2 т. К.: Наукова думка, 1973.Т. 2. С. 99-118.
4. Каразинъ В. Н. Чистая правда безъ мал^йшаго украшешя и увеличешя // Сочинешя, письма и бумаги В. Н. Каразина, собранныя и редактированныя проф. Д. И. Багал^емъ Х. : Изд-во Харьк. ун-та, 1910. С. 543-544.
5. Каразинъ В. Н. Объ ученыхъ обществахъ и перюдическихъ сочинешяхъ въ Россш. Русская старина. 1871. Т. 3, март. С. 330-335.
GENERAL PEDAGOGICAL VIEWS VASIL KARAZIN (1773-1842)
© 2014
O. N. Maistruk, postgraduate student, lecturer of the chair Department of early childhood
education and psychology
Pavlo Tychyna Uman state pedagogical University, Uman (Ukraine)
Annotation: In the article author analyzed and determine general pedagogical views of V. Karazin taking into account his own works. The main components of general pedagogical views were characterized and distinguished. Among them educational, personal and social views.
Keywords: V. Karazin, enlightener, public figure, educational, education, female education, patriotism, enlightenment, general pedagogical views.
УДК 37.01:007
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
© 2014
А. Н. Митин, преподаватель кафедры «Информационные системы и технологии» Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Княгинино (Россия)
Аннотация: Современные образовательные стандарты требуют компетентностного подхода в образовательном процессе. Внедрение компетентностного подхода в систему высшего профессионального образования направлено на улучшение взаимодействия с рынком труда, повышение конкурентоспособности специалистов, обновление содержания, методологии и соответствующей среды обучения. Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Среди многообразия современных учебников и учебных пособий в последние годы все большой популярностью пользуются электронные учебники, значительно расширяющие возможности обучения. В этой связи особую значимость приобретает их разработка по различным направлениям профессиональной подготовки. Активное развитие информационных технологий, а соответственно средств для создания различного рода электронного контента увеличивает возможности образовательной среды. Внедряющиеся в современную образовательную практику государственные образовательные стандарты третьего поколения базируются на компетентностном подходе. В соответствии с этим подходом профессиональная подготовка должна быть направлена на формирование совокупности профессиональных компетенций, позволяющих эффективно решать задачи профессиональной деятельности различного уровня. И при создании электронных образовательных ресурсов следует учитывать не только нововведения в информационных технологиях, но и в федеральных государственных образовательных стандартах. А именно усвоение каждой из компетенций предусмотренной образовательной программой по тому или иному предмету. Из этого следует разрабатывать электронные образовательные ресурсы с учетом компетенций по каждому из заложенных модулей. Электронные образовательные ресурсы повышают уровень мотивации познавательной деятельности обучающихся, а также помогают преподавателю объективно оценивать эту деятельность.
Ключевые слова: информационные технологии, компетентностный подход, профессиональные компетенции, федеральный государственный образовательный стандарт, электронные образовательные ресурсы, электронные учебники.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту, выпускник высшего учебного заведения должен обладать конкретными компетенциями, которые позволят ему успешно справляться с предстоящей трудовой деятельностью. Требования ФГОС определили не только подход к обучению подрастающего поколения, но и требования к обучению будущих преподавателей. Так как динамично развивающиеся информационные технологии (ИТ) обусловили использование творческого подхода и метода проектов. На сегодняшний день компетентностный подход все чаще встречается в исследованиях, посвященных высшему образо-
ванию. Это направление вызывает интерес не только потому, что вопрос требует осмысления, но и нужна совершенная технология интеграции разных дисциплин с целью определения границ взаимодействия компетенций дисциплин [3, с. 25-31].
Активное внедрение средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс предполагает овладение студентами бакалавриата общекультурными и профессиональными компетенциями, при этом одним из основных компонентов профессиональной подготовки будущих бакалавров являются компетенции в области информационных и ком-
А. Н. Митин психолого-педагогическое
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫМ ... направление
муникационных технологий (ИКТ-компетенций) [11, с. 3-6].
Формирование современной информационно-образовательной среды предполагает реализацию обучающих программ на протяжении всей жизни человека. Подход к образованию становится персонализированным, учитываются кадровые, финансовые, материально-технические факторы обучающихся, возраст, ограничения по здоровью, региональные, культурные особенности и так далее. Изменяется система оценки знаний учащихся, она становится более объективной, т.к. по федеральному государственному образовательному стандарту учитываются все достижения обучающихся [9, с. 43-48].
Важным фактором информатизации системы высшего образования является преемственность по отношению к уже имеющимся педагогическим, методическим и обучающим практиками, интеграция с проектами подготовки преподавателей и специалистов в образовании. Но все это составляет некоторые сложности, потому что образовательная среда пока достаточно консервативна и не сразу принимает новые веяния. А также мало изучены проблемы в профессиональной подготовке бакалавров, связанные с формированием ИКТ-компетенций с использованием средств электронных образовательных технологий [11, с. 3-6].
На современном этапе развития информационного общества обучение ИТ имеет большое значение для становления нового цифрового общества. Обучение ИТ взаимосвязывается с другими дисциплинами, и этот процесс согласовывается с распространением их в реальном мире без большого по времени отставания. Тоесть процесс изменения программы обучения ИТ должен происходить циклически параллельно изменениям самих ИТ. Учитывая динамику изменения всей мировой информационной системы, должны вырабатываться рекомендации по изменению содержания программы изучения ИТ, основанные на объективных аналитических методах анализа ситуации и на субъективных оценках опытных экспертов. В этих условиях задачей образования является формирование фундаментальных знаний будущего специалиста и его подготовки к непрерывному развитию. Таким образом образование не может глубоко изучать конкретные ИТ, а всего лишь готовит плацдарм для будущего развития специалиста [6, с. 49-50].
Личностно-ориентированный подход больше всего способствует достижению данной цели, так как предусматривает выделение учащегося как субъекта образовательного процесса и организацию условий для индивидуальной учебной деятельности. Этот подход влияет и на выбор новых технологий, приемов обучения, из которых наиболее активно сейчас используется проектный метод. Он создает условия для самостоятельной работы студентов, предусматривающей, как использование разнообразных методов и средств обучения, так и интегрирование знаний и умений из различных областей науки, технологий, а также коммуникацию и творчество.
Изменения, произошедшие в период информатизации общества, по обеспечению соответствия образования запросам общества отражают компетентностный подход в образовании. Он базируется на выделении компетенций, которые не отрицают знаний, умений и навыков, но существенно от них отличаются, тем что знания это не только информация, но и деятельность, от умений тем, что они применяются на конкретные объекты, а от навыков - осознанно действовать человеку в любой даже нестандартной обстановке [7, с. 67-74].
Эффективное использование средств ИКТ связывается с формированием ИКТ-компетенции всех участников образовательного процесса. В этой связи ИКТ-компетенцией называют готовность использовать в практической деятельности усвоенные знания, умения и навыки в области информационных и коммуникационных технологий для: доступа к информации; обработки информации; интеграции информации; оценки инфор-94
мации; создания информации и т. д. [4, с. 22-26].
Дисциплина «Информационные технологии в специальном образовании» преподается на разных направлениях подготовки специалистов. Компетенции, формируемые дисциплиной, определены ФГОС-3, соответствуют профилю подготовки и целям основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО).
Для того чтобы дать характеристику компетенции ОП-3, необходимо выделить информационные технологии, используемые в специальном образовании, и рассмотреть практические приемы формирования компетенции, а также необходимо уточнить классификацию информационных технологий.
По классу реализуемых технологических операций выделяют следующие виды информационных технологий (ИТ):
• технология работы с текстовым процессором;
• технология работы с табличным процессором;
• технология работы с системой управления базами данных (СУБД);
• технология работы с графическими объектами;
• мультимедиатехнология;
• гипертекстовая технология.
Помимо перечисленных видов, следует отметить важность использования преподавателем интерактивной информационной технологии, а также телекоммуникационной.
Способ формирования у студентов компетенции ПК-18 (способность использования технологии разработки объектов профессиональной деятельности в разных областях деятельности экономики информационного общества), которая включена в блок профессиональных компетенций осуществляется на двух уровнях.
Базовый уровень. В результате освоения дисциплины студент:
Знает: технологию создания документа в текстовом процессоре Microsoft Word; технологию работы в табличном процессоре Microsoft Excel; технологию создания базы данных в СУБД Microsoft Access; технологию работы с графическими объектами средствами пакета Microsoft Office; технологию создания мультимедийной презентации средствами Microsoft PowerPoint; гипертекстовую технологию; технологию использования Internet для просмотра содержимого тематических сайтов и поиска информации [4, с. 22-26].
Умеет: использовать современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии для поиска информации, создания и обработки документов.
Владеет: навыками использования современных компьютерных, информационных и телекоммуникационных технологий для поиска информации, создания и обработки документов.
Повышенный уровень. В результате освоения дисциплины студент:
Знает: способы использования современных компьютерных, информационных и телекоммуникационных технологий в ИТ.
Умеет: использовать современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Владеет: навыками использования современных компьютерных, информационных и телекоммуникационных технологий для оформления профессиональной документации, создания раздаточного материала, создания интерактивного дидактического материала, создания баз данных; основными методами, способами и средствами поиска, хранения, переработки профессиональной информации, представленной в сети Internet.
Для четкого понимания, как формировать компетенцию ПК-18 на базовом и повышенном уровнях, необходимы конкретные практические способы использования информационных технологий. А также важно конкрети-Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4
А. Н. Митин
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫМ ...
зировать умения и навыки работы в соответствующем программном средстве, которые необходимы для овладения [4, с. 22-26].
Использование последних достижений в области ИТ и совершенствование профессиональных навыков - это главная составляющая метода опережающего образования. Интернет технологии, дистанционное обучение, деловые игры, обучающие программы одни из востребованных на сегодняшний день образовательные технологии. И основная задача преподавателей их применение при обучении ИТ. Опережающее обучение состоит в том, чтобы постоянно заполнять систему образования ИТ новыми знания. Опередить прогресс в области ИТ с помощью «опережающего» обучения ИТ просто невозможно, но при изучении ИТ нужно постараться не отставать от прогресса в ИТ, неотступно следуя за его непрерывным движением вперед. Многие проблемы, возникающие при изучении ИТ в вузе, кроются в постоянном несоответствии и отставании изученного на занятиях по ИТ материала от информационных технологий, используемых в быстро меняющемся современном информационном мире. Опережающая система обучения ИТ может помочь в решении этих проблем [17, с. 43-48].
Для создания опережающей системы обучения информационным технологиям в вузе, является использование трех базовых принципов: востребованности изучаемых информационных технологий, контроля высокого качества обучения информационным технологиям и применения всей совокупности педагогических и технических методов и форм ускорения изучения выбранных информационных технологий.
Принцип востребованности изучаемых технологий наиболее важен, так как только изучение самых нужных, самых распространенных и самых современных информационных технологий может положить конец постоянному отставанию изученного материала от практики. Проанализировав состояние и потребности мирового рынка ИТ, необходимо наполнить конкретное содержание программы изучения ИТ самыми востребованными на текущий момент информационными технологиями.
Второй принцип опережающего обучения ИТ - контроль высокого качества обучения. И главным здесь является всемерная поддержка и повышение квалификации преподавателей ИТ. Огромное значение для повышения качества преподавания ИТ имеет не только наличие достаточного количества квалифицированных преподавателей, но и своевременная замена быстро устаревающей компьютерной техники на новую и более совершенную. Также для оценки качества обучения нужно иметь надежные системы оценивания знаний по информационным технологиям, системы тестирования во время процесса изучения ИТ.
Третий принцип опережающего обучения ИТ - ускорение обучения информационным технологиям - это необходимым при постоянно растущем объеме информационного потока. Компьютерное дистанционное обучение с использованием информационных ресурсов, хранящихся в Интернет, является главным фактором становления новой теории преподавания и обучения, ориентированной на развитие личности учащегося.
На сочетании этих трех принципов обучения ИТ -востребованности, контроле высокого качества и ускорении обучения - можно построить систему опережающего обучения ИТ [6, с.49-50].
В литературе оживлённо обсуждаются вопросы информатизации образования, формирования информационно-коммуникационных компетенций в высшем профессиональном образовании. Развитие ИКТ связано с усиленными процессами создания новых информационных технологий, ресурсов, систем и сред [8, с. 118-124; 9-16].
В Министерстве образования и науки РФ принято решение, что с начала 2015 года электронные учебники будут применяться наравне с бумажными. Также были определены нормы и стандарты их создания и содер-
жания. Электронные образовательные технологии предполагают применение в учебном процессе электронных образовательных ресурсов, под которыми будем понимать учебно-методические материалы, представленные в виде электронных средств образовательного предназначения, реализующие дидактические возможности ИКТ.
С появлением электронных учебников и дистанционных систем преподавания основной функцией преподавателя перестает быть простое представление информации и проверка выполненных по рекомендациям практических работ. Преподаватель организовывает учебный процесс и вовлекает в него обучающегося, принимая во внимание все его личные склонности и таланты. И студент из пассивного слушателя и исполнителя заданий превращается в активного участника учебного процесса.
Электронные образовательные ресурсы начали активно развиваться с появлением удаленного электронного образования, где в первую очередь требовались различные базы данных, в которых хранятся все необходимые материалы и знания. И обеспечивают ее обработку технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи указанной информации и взаимодействие участников образовательного процесса.
Система электронного обучения е-Ьеагт^, с использованием универсальной платформы программного обеспечения Moodle, позволяет реализовать электронное образование с помощью средств ИКТ; передачу и прием информации, представленной в любом виде, ведение интерактивного диалога при обеспечении возможности сбора, обработки, передачи, архивирования и транслирования информации [19, с. 3-6; 20, 21].
Использование электронных учебных пособий в образовательном процессе вуза позволяет более глубоко изучить материал, ознакомиться более подробно с интересующими или трудными темами. Богатый и красочный иллюстративный материал в электронном пособии позволяет наглядно продемонстрировать теоретическую информацию во всем ее многообразии и комплексности. При использовании электронных учебных пособий происходит не только репродуктивная деятельность студентов, но и абстрактно-логическая, что способствует лучшему осознанию и усвоению учебного материала.
Очень важен тот факт, что студент имеет возможность и на лекции, и на практических занятиях, и в процессе самостоятельной работы пользоваться одним и тем же электронным ресурсом, использование которого в образовательном процессе формирует целостный образ изучаемого предмета.
Методика формирования ИКТ-компетенций студентов бакалавриата включает цели, содержание, средства и методы, организационные формы. Целью данного процесса является формирование ИКТ-компетенций студентов бакалавриата: когнитивного, мотивационно-го, деятельностного, коммуникационного компонентов, обеспечивающих готовность студента к приобретению знаний в области информатики как фундаментальной науки; умений самостоятельно использовать информационные процессы (находить, анализировать, обрабатывать и преобразовывать, сохранять и передавать информацию) при помощи информационных и коммуникационных технологий, владение коммуникациями, стремление к творческой самореализации в учебном процессе [18, с. 34-41].
При формировании содержания электронного образовательного ресурса, при компетентностном подходе, следует учесть, что в каждом из его модулей должна формироваться определенная компетенция. В каждом модуле должен содержаться контрольный блок, который и определяет степень усвоения компетенции и следовательно формирует рейтинг студентов. А рейтинг в свою очередь формирует мотивацию у студентов для повышения своего балла.
А. Н. Митин
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫМ .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ашутова Т. В. Реализация компетентностно-го подхода в проектировании электронного учебника: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург. Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, 2010. 26 с.
2. Босова Л. Л. Цели и содержание пропедевтической подготовки школьников в области информатики и информационных технологий в аспекте компетентностного подхода. // Педагогическая информатика. №2. 2005. 152 с.
3. Ибрагимов Г. И. Компетентностный подход в профессиональном образовании. // Образовательные технологии и общество. № 10(3), 2007. 130 с.
4. Комарова А. А. Формирование компетенций при преподавании дисциплины «Информационные технологии в специальном образовании» // «ДИСКУССИЯ». № 3 (33). 2013. 78 с.
5. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. № 5. 2004. 120 с.
6. Лепе Л. И. Когерентная система обучения информационным технологиям как компонента опережающего образования. // XV конференция-выставка «Информационные технологии в образовании»: Сборник трудов участников конференции. М. : «БИТ про», 2005. Ч. 2. 170 с.
7. Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. М. : Буки-Веди, 2012. 142 с.
8. Петрова Е. В. Информационная компетентность в образовании как залог успешной адаптации человека в информационном обществе // Социальное партнерство в сфере образования как путь к формированию компетентного специалиста: материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 140-летию со дня основания Угличского индустриально-педагогического колледжа. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. 168 с.
9. Ивановская М.Н. Исторические предпосылки понятия информационно-коммуникационной компетентности в теории педагогики // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 160-163.
10. Замара Е.В. Конструирование модели формирования информационной компетентности студентов на основе аксиологического подхода // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 24-25.
11. Гнатышина Е.А., Богатенков С.А. Понятие информационной и коммуникационной компетентности
выпускника учреждения профессионально-педагогического образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 2. С. 10-12.
12. Стрекалова Н.Б. Социологические исследования процесса информатизации высшего профессионального образования // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2013. № 1 (19). С. 174-178.
13. Жукевич И.П. Формирование информационной компетентности студентов при организации самообразования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 106-109.
14. Антипов М.А., Дорошин Б.А. Сетевое общество как феномен постсовременности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 3 (07). С. 11-18.
15. Касторнова В.А., Дмитриев Д.А. Информационно-образовательная среда как основа образовательного пространства // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2 (18). С. 83-90.
16. Асадпур К.М. Роль информационно-коммуникационных технологий в современном процессе обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 41-43.
17. Петрова Е. С. Информационные технологии в образовании: достоинства и недостатки // Системное управление - электр. науч. периодич. изд. № 2 (6). 2010. 150 с.
18. Плеханов С. П., Лепе Л. И. Пути решения проблемы опережающего обучения информационным технологиям.// Педагогическая информатика, №2, 2005.
19. Сабитова Н. Г. Формирование информационно-коммуникационных компетенций студентов бакалавриата средствами электронных побразовательных технологий: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ижевск. Удмуртский государственный университет, 2012. 26 с.
20. Печерский С.В. Эффективная конфигурация системы управления учебными курсами Moodle для её интеграции с системой рейтинговой оценки работы студентов ПенЗГТУ // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 10 (14). С. 131-134.
21. Люсев В.Н., Люсева Т.П. Информационные технологии в преподавании гуманитарных дисциплин в вузе // Современные информационные технологии. 2004. № S2 ^2). С. 265-267.
COMPETENCE-BASED APPROACH IN TRAINING IN INFORMATION TECHNOLOGIES WITH USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES
© 2014
A. N. Mitin, lecturer of the chair «Information Systems and Technologies»
Nizhny Novgorod state engineering and economic institute, Knyaginino (Russia)
Annotation: Modern educational standards demand competence-based approach in educational process. Introduction of competence-based approach in system of higher education is directed on improvement of interaction with labor market, increase of competitiveness of experts, updating of the contents, methodology and the corresponding environment of training. A main objective of professional education - training of the qualified specialist of an appropriate level and profile, competitive in labor market, competent, masterfully using the profession and guided in adjacent spheres of activity, ready to continuous professional growth, social and professional mobility. Among variety of modern textbooks and manuals in recent years all enjoy wide popularity the electronic textbooks much expanding possibilities of training. In this regard the special importance is gained by their development in various directions of vocational training. Active development of information technologies, and according to means for different creation of electronic content increases possibilities of the educational environment. The state educational standards of the third generation which are taking root into modern educational practice are based on competence-based approach. According to this approach vocational training has to be directed on formation of set of the professional competences allowing to solve effectively problems of professional activity of various level. And at creation of electronic educational resources it is necessary to consider not only innovations in information technologies, but also in federal state educational standards. Namely assimilation of each of competences the provided educational program for this or that subject. From this it is necessary to develop electronic educational resources taking into account competences on each of the put modules. Electronic educational resources increase the level of motivation of cognitive activity trained, and also help the teacher to estimate this activity objectively.
Keywords: information technologies, competence-based approach, professional competences, federal state educational standard, electronic educational resources, electronic textbooks.