Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение студентов педагогического вуза в процессе работы над портфолио'

Психолого-педагогическое сопровождение студентов педагогического вуза в процессе работы над портфолио Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
992
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENTS'' PORTFOLIO SECTIONS / ПОРТФОЛИО / ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА ВУЗА / ЗАДАЧИ ПОРТФОЛИО / РУБРИКИ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ / ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА / САМООЦЕНКА / PORTFOLIO / PORTFOLIO OF A STUDENT / PORTFOLIO TASKS / PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT / MEANS OF EVALUATION / EXTERNAL EVALUATION / SELF-EVALUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Братчикова Юлия Владимировна

Анализируется проблема использования технологии портфолио в образовательном процессе вуза. Обосновывается необходимость реализации психолого-педагогического сопровождения студентов в процессе работы над портфолио, представлена модель психолого-педагогического сопровождения работы студентов над портфолио, включающая организационно-управленческий, диагностический, целевой, обучающий, развивающий, рефлексивный компоненты. Описаны задачи, которые реализуются в процессе работы студента над портфолио, принципы работы по технологии портфолио, его структура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Братчикова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS IN THE PROCESS OF THEIR WORK ON A PORTFOLIO

The article analyzes the problem of the use of technology portfolio in the educational process of the University. It stresses the necessity of implementation of psychological and pedagogical support for students in the process of working on the portfolio, the model of psychological and pedagogical support for students on their portfolio, including organizational, diagnostic, targeting, training, developing, reflective components. The article further describes the tasks that are implemented in the process of students’ work on the portfolio, the principles of work on technology portfolio and its structure.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение студентов педагогического вуза в процессе работы над портфолио»

УДК 378.146 ББК Ч448.028.86

ГСНТИ 14.35.01

Код ВАК 13.00.02; 13.00.01

Братчикова Юлия Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии образования, Уральский государственный университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ПОРТФОЛИО

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: портфолио; портфолио студента вуза; задачи портфолио; рубрики портфолио студента; психолого-педагогическое сопровождение; средства оценивания; внешняя оценка; самооценка.

АННОТАЦИЯ. Анализируется проблема использования технологии портфолио в образовательном процессе вуза. Обосновывается необходимость реализации психолого-педагогического сопровождения студентов в процессе работы над портфолио, представлена модель психолого-педагогического сопровождения работы студентов над портфолио, включающая организационно-управленческий, диагностический, целевой, обучающий, развивающий, рефлексивный компоненты. Описаны задачи, которые реализуются в процессе работы студента над портфолио, принципы работы по технологии портфолио, его структура.

Bratchikova Yulia Vladimirovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Psychology of Education, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS IN THE PROCESS OF THEIR WORK ON A PORTFOLIO

KEY WORD: portfolio; portfolio of a student; portfolio tasks; students' portfolio sections; psycho-pedagogical support; means of evaluation; external evaluation; self-evaluation.

ABSTRACT. The article analyzes the problem of the use of technology portfolio in the educational process of the University. It stresses the necessity of implementation of psychological and pedagogical support for students in the process of working on the portfolio, the model of psychological and pedagogical support for students on their portfolio, including organizational, diagnostic, targeting, training, developing, reflective components. The article further describes the tasks that are implemented in the process of students' work on the portfolio, the principles of work on technology portfolio and its structure.

В

современной системе образования технология портфолио занимает все более значимое место, в том числе и в системе высшего профессионального образования, так как использование этой технологии позволяет решать множество задач, обозначенных в рамках системно-деятель-ностного и компетентностного подходов.

Этимология понятия «портфолио» имеет свою давнюю историю и разностороннюю направленность. Впервые портфолио появился в Западной Европе еще в ХV-XVI вв. Так, архитекторы эпохи Возрождения представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента. В настоящее время термин «портфолио» применяется не только в творческих, но и в других видах профессиональной деятельности, и, конечно же, в системе образования, в том числе и профессионального.

Идея создания и использования порт-фолио в сфере образования возникла в се-

редине 80-х годов ХХ века в Соединенных Штатах Америки. Далее, после Америки и Канады данная идея становилась все более популярной в Европе и Японии. В начале XXI века идея портфолио получила широкое распространение и реальное практическое применение в России. В российском образовании портфолио первоначально было принято рассматривать как продукт деятельности выпускника конкретной ступени образования, а также степень готовности педагога к профессиональной деятельности, представленной в виде папки.

В настоящее время существует множество различных трактовок понятия «порт-фолио», наиболее устоявшейся из которых является рассмотрение портфолио как педагогической технологии, т. е. как совокупности этапов, последовательное прохождение которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности обучающегося [1; 2; 3].

Под термином «технология портфолио» сегодня понимается совокупность последовательных, взаимосвязанных действий субъектов образовательного процесса

© Братчикова Ю. В., 2014

по созданию документа, представляющего собой пакет результативных достижений ряда лет, с целью обучения и развития каждого из них, а также с целью оценки сфор-мированности ключевых компетенций и компетентностей каждого учащегося в частности и оценки системы качества образования в целом. Цель его создания, по мнению В. А. Девисилова, сводится к доказательству прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности [4].

В настоящее время принято выделять следующие виды портфолио: «показательный», делающий акцент на результате учебной или какой-либо иной деятельности учащегося, «рабочий», максимально демонстрирующий ход рабочего процесса, и «оценочный», посвященный внешней оценке и самостоятельной рефлексии. В отечественном образовании наиболее распространенным стал комплексный портфо-лио, включающий такие блоки, как блок достижений, блок текущих работ, а также рефлексивный блок [5].

Отметим, что на сегодняшний день наиболее разработанными являются вопросы реализации данной технологии в системе общего образования (Н. А. Булгакова, И. Б. Государев, С. И. Заир-Бек, Е. Е. Камзе-ева, И. В. Медведев, И. В, Муштавинская, Дж. Пейп, Е. С. Полат, Т. А. Полилова, M. Kimball и другие), вопросы же применения портфолио в системе высшего профессионального образования представлены в значительно меньшей степени. Однако, как показывает анализ данной проблемы, практически во всех образовательных учреждениях высшего профессионального образования используется портфолио, но методологические и методические аспекты использования этой технологии в вузе представлены фрагментарно и, на наш взгляд, недостаточно систематизированы. Таким образом, среди актуальных проблем современного высшего профессионального образования можно обозначить проблему разработки содержательных и организационных аспектов использования технологии портфолио в образовательном процессе вуза.

Как показал анализ литературы по рассматриваемой проблеме, сегодня одной из целей портфолио в системе высшего профессионального образования является реализация мониторинга результатов образовательного процесса, фиксация индивидуального прогресса студентов в широком образовательном контексте, т. е. портфолио, прежде всего, используется как одно из современных средств оценивания, которое дополняет традиционные контрольно-

оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, которая проходит в форме традиционного экзамена.

Портфолио - это способ аутентичного оценивания подготовленности студента, фиксирования, накопления и оценки его индивидупльных достижений за определенный период обучения для безотметочной оценки учебных успехов и научных достижений, дающих представление о готовности к профессиональной карьере [6, с. 235]. Портфолио позволяет оценить сформиро-ванность компетенций студента, т. е. он направлен на оценивание комплексной подготовки к профессиональной деятельности. Значимым является и то, что портфолио позволяет учитывать и оценивать результаты, достигнутые студентами не только в учебной деятельности, но и в творческой, социальной, коммуникативной деятельности. В итоге портфолио прежде всего позволяет оценить готовность студента к профессиональной деятельности, т. е. его готовность и способность:

- анализировать профессиональные ситуации, принимать адекватнее решения;

- обеспечивать высокий результат профессиональной деятельности;

- понимать запросы потребителей и работодателей, осознавать ответственность перед обществом;

- проектировать индивидуальную траекторию своего профессионально-личностного развития.

В современных условиях важно учитывать, что портфолио как педагогическая технология позволяет решать не только задачи оценивания и мониторинга, но и большой спектр развивающих задач. Анализ работ, посвященных проблеме использования портфолио в современном образовательном процессе (И. П. Возвышаева, Т. Г. Новикова, Д. Мейер, Л. Н. Орлова, М. А. Пинская, А. С. Прутченков, А. В. Рейн, Э. Х. Тазутдинова и других), позволяет обозначить следующие возможности портфолио в решении актуальных задач высшего профессионального образования:

- расширение социальных контактов студентов в процессе осуществления различных видов деятельности;

- развитие самостоятельности, активности, стремления достигать поставленных целей, используя для этого свой личностный потенциал;

- развитие профессиональной направленности личности студента, учебно-профессиональной рефлексии;

- формирование высокой самооценки, уверенности в своих силах, интернального локуса контроля;

- выработка высокой субъективной оценки возможности успеха в деятельности;

- активное включение студентов в научно-исследовательскую деятельность;

- овладение студентами действиями анализа, соотнесения, конструирования мотивов учебно-профессиональной деятельности; эмоциональное принятие будущей профессиональной деятельности, формирование чувства гордости за свою профессию;

- освоение студентами действий контроля и действий оценки своей деятельности;

- возникает необходимость применения приемов самообразования;

- результаты, представленные в порт-фолио, вызывают чувство гордости разработчика за свои лучшие работы, личные достижения, успехи, и чувство удовлетворения [7].

На основе анализа работ таких ученых, как В. А. Девисилов, Т. В. Красноперова, Т. Г. Новикова, М. А. Пинская, А. С. Прут-ченков, можно выделить следующие принципы работы по технологии портфолио:

- принцип осознанности, согласно которому деятельность по созданию портфо-лио будет эффективной, если студент осознает, понимает и принимает цель данной деятельности, а не потому, что его обязали ее заниматься;

- принцип самостоятельного отбора материала, который предполагает, что студент сам обосновывает и принимает решение, какие материалы ему включать в портфолио, а какие нет, систематизирует их по своему усмотрению, т. к. при сборе портфолио важен не только и не столько конечный результат в виде собрания материалов, сколько сам процесс достижения и осмысления студентом своих достижений;

- принцип ориентации на качество, смысл этого принципа заключается в том, что работа по созданию портфолио не должна превращаться в соревновательный сбор большего количества материалов, а должна быть направлена на повышение их качества, в противном случае работа по созданию портфолио может превратиться в формальный сбор документов;

- принцип систематической работы, предполагающий, что работа над портфо-лио должна носить систематический характер на протяжении всего периода профессионального становления личности студента, а не ограничиваться разовой акцией; систематическая работа позволяет студенту проследить динамику своего личностного и профессионального развития.

Следовательно, портфолио студента представляет собой форму и процесс организации (сбор, анализ и оценка) образцов и результатов учебно-профессиональной деятельности студента, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (олимпиад, конкурсов, тестовых центров, общественных организаций и научных сообществ и др.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня подготовки и компетентности студента.

В современных условиях портфолио может иметь различные формы: бумажную, электронную и веб-портфолио. Веб-портфолио - это портфолио, размещенное на сайте конкретного института или факультета. Оно считается эффективным средством самопрезентации как отдельных студентов, так и института/факультета в целом.

Всесторонний анализ проблемы реализации технологии портфолио в системе высшего профессионального образования дает основания утверждать, что сегодня проанализированы и описаны достоинства и недостатки портфолио, его структура, даются рекомендации по организации работы студентов над портфолио, однако, как показывает практика, использование данной технологии требует систематической работы со стороны преподавателей по управлению работой студентов над портфолио, так как студенты испытывают определенные трудности (в реализации рефлексии, самооценки, презентации портфолио и т. п.) в процессе работы над портфолио, эффективно преодолеть которые можно с участием психолога. Как показывает практика и ежегодные опросы студентов, не более 25 % современных первокурсников имеют опыт работы с портфолио. Следовательно, необходима реализация системы психолого-педагогического сопровождения студентов в процессе работы над портфолио.

Психолого-педагогическое сопровождение студента мы рассматриваем как целостный и непрерывный процесс изучения его личности, мониторинг процесса ее формирования, создания условий для самореализации студента во всех сферах деятельности, осуществляемый всеми субъектами образовательного процесса. Это целостная «система организационных, диагностических, развивающих и организационных мероприятий, направленная на создание условий» [8], обеспечивающих успешность студента в учении, его личностную и профессиональную самореализацию.

В современных условиях высшего профессионального образования, которое характеризуется мобильностью, вариативно-

стью, инновационностью, для описания системы психолого-педагогического сопровождения студентов в процессе работы над портфолио мы выбрали форму модели, т. к. именно модель, на наш взгляд, позволит адаптировать данную систему под различные условия, сохранив при этом существенные связи и отношения.

Придерживаясь точки зрения В. А. Беликова, под моделью мы понимаем наглядно-логическое представление исследуемого предмета с целью четкого определения компонентов, входящих в состав предмета, связей между ними, а также особенностей функционирования и развития объекта [9, с. 95].

При проектировании модели важным является вопрос о подходах к ее разработке. В качестве методологической основы модели мы выбрали системный подход, который предусматривает рассмотрение моделируемого предмета в совокупности его элементов, взаимодействующих друг с другом и в силу этого выступающих как единое целое. Системность - одна из ключевых характеристик педагогических явлений и процессов, которая позволяет осуществить анализ разнообразных факторов, влияющих на них.

Таким образом, модель психолого-педагогического сопровождения студента мы рассматриваем как наглядно-логическое представление компонентов психолого-педагогического сопровождения (диагностирование, просвещение, развитие и др.), связей между ними и особенностей функционирования, обеспечивающих успешность студента в учении, его личностную и профессиональную самореализацию.

Разработанная нами модель психолого-педагогического сопровождения студентов в процессе работы над портфолио апробирована на кафедре психологии образования Института психологии Уральского государственного педагогического университета. Данная модель разработана на основе базовых положений системного, деятельностно-го, системно-деятельностного, компетент-ностного, личностно ориентированного и смыслообразовательного подходов, а также на основе анализа положений, представленных в работах, посвященных проблеме использования портфолио в системе профессионального образования (Т. В. Красно-перова, Л. Н. Орлова, А. В. Рейн, Т. Ю. Тихонова и др.).

Систему психолого-педагогического сопровождения студентов в процессе работы над портфолио мы рассматриваем как совокупность организационно-управленческого, диагностического, целевого, обучающего, развивающего, рефлексивного компонентов, которые реализуются в три этапа: подготовительный, основной и экспертно-оценочный (рис. 1). Представленная модель имеет цикличный характер и может быть реализована при сопровождении студентов разных курсов с последовательным углублением содержания.

Ниже дана характеристика каждого этапа реализации психолого-педагогического сопровождения студентов в процессе работы над портфолио.

Подготовительный этап заключается в реализации организационно-управленческого компонента психолого-педагогического сопровождения и осуществляется без непосредственного взаимодействия со студентами и предполагает разработку Положения об учебно-профессиональном порт-фолио студента, т. е. нормативного документа, регулирующего вопросы организации работы над портфолио, его оценивания и использования материалов портфолио. На данном этапе решаются организационные вопросы, связанные с определением видов деятельности и учебных дисциплин, в рамках которых будет реализовываться подготовка студентов к работе с портфолио, управление их деятельностью, текущий контроль, определяются лица, ответственные за данные процессы.

На втором, основном, этапе непосредственно реализуется деятельность по психолого-педагогическому сопровождению, которая также включает три этапа: мотива-ционно-целевой, продуктивный, и презентационный. В ходе обозначенных этапов реализуются диагностический, целевой, обучающий, развивающий, рефлексивный компоненты системы психолого-педагогического сопровождения.

Количество времени, которое отводится на решение каждой из задач, в зависимости от возможностей может варьироваться. Цель, содержание и результаты каждого этапа представлены в схеме модели, поэтому более подробно остановимся на тех методах, приемах и формах работы, которые используются на данных этапах.

Рис. 1. Модель психолого-педагогического сопровождения студентов в процессе работы над портфолио

Работа студентов над портфолио и психолого-педагогическое сопровождение этого процесса осуществляются в рамках учебных дисциплин вариативной части учебного плана «Введение в психолого-педагогическую деятельность», «Проектирование психолого-педагогической карьеры», «Са-моактуализационный практикум», в содержание которых включены темы, непосредственно рассматривающие вопросы, связанные с работой над портфолио. Так, в учебной дисциплине «Проектирование психолого-педагогической карьеры» изучаются темы «Успешность профессиональной карьеры», «Профессиональная рефлексия»; в рамках «Самоактуализационного практикума» проводятся практические занятия в форме тренинга, направленные на развитие у студентов навыков самопрезентации, формирование умения ставить цели и т. п.

Важно отметить, что на занятиях организуется не только фронтальная, но и групповая работа студентов, используются методы и приемы активного обучения (дискуссия, case study, «Знаю. Хочу узнать. Узнал» и др.), широко используются элементы тренинга. Также студенты получают индивидуальные консультации психолога по вопросам диагностики индивидуальных особенностей, способностей, сформированности мотивации. Для реализации такого рода задач педагог должен иметь психологическую подготовку, также данные задачи может реализо-вывать приглашенный психолог.

В нашем случае преподаватели кафедры психологии образования владеют необходимыми компетенциями, кроме того, для проведения занятий привлекаются студенты старших курсов, обучающиеся по специальности «Педагогика и психология» и направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», что также позволяет им отрабатывать некоторые профессиональные умения и навыки. При изучении таких тем, как «Профессиональная рефлексия», «Развитие коммуникативных навыков», студенты старших курсов проводят соответствующие диагностические процедуры, составляют для первокурсников диагностические заключения о личностно-профессиональном потенциале каждого студента и рекомендации по его реализации.

Остановимся более подробно на содержании каждого из подэтапов.

На мотивационно-целевом этапе реализуются рефлексивный, целевой и обучающий компоненты системы психолого-педагогического сопровождения. На данном этапе в первом блоке занятий «Компе-тентностный подход в системе высшего профессионального образования» студенты знакомятся с понятием «компетентность», с

требованиями Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования к их профессиональной подготовке, заполняют листы оценки и самооценки сформированности компетенций. Листы взаимооценки и самооценки сфор-мированности компетенций разработаны на основе требований стандарта и определяют критерии и балльную систему оценки каждого из параметров. Это позволяет осуществлять оценку тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, в целом, либо за определенный период. Оценка имеет критериальную основу и может быть как качественной, так и количественной. Использование листов самооценки и взаимооценки позволяет соединить субъективную оценку студента с оценкой, данной другими людьми в ходе совместной работы с однокурсниками или педагогами, что позволяет студенту более глубоко осмыслить свои результаты и обоснованно формулировать цели дальнейшего развития.

На втором блоке занятий мотивацион-но-целевого этапа, «Портфолио», студенты знакомятся с некоторыми теоретическими аспектами проблемы портфолио, обсуждают и коллегиально принимают структуру учебно-профессионального портфолио студента, формулируют принципы работы с ним и правила его оформления. Предложенная нами структура портфолио разработана на основе анализа реализуемых в практике вузовского образования портфо-лио, а также с использованием авторских разработок.

Прежде всего отметим, что портфолио должно иметь четкую рубрикацию. Структура должна быть легкой для восприятия и осознания. Примерная рубрикация порт-фолио может быть следующая. Сначала идет титульный лист, который является «лицом» портфолио и отражает основную информацию о его владельце. Далее следует содержание, которое облегчает систематизацию материалов и дальнейшее их использование, например просмотр или редактирование. Эти два компонента используются традиционно и не включены ни в одну из рубрик портфолио. Далее следуют такие рубрики, как:

- рефлексия, где делается акцент на самооценке и рефлексии студентов своей деятельности, а также ее внешней оценке; могут быть представлены следующие материалы: автопортрет, в который помещается деловое фото; эссе «О себе», представляющее рассказ об интересах, увлечениях, жизненных целях, принципах, ценностях, личностных качествах студента; резюме, составленное в соответствии с требованиями рынка труда; эссе

«Моя профессия - педагог»; учебные и профессиональные интересы;

- целеполагание, которое предполагает постановку студентом приоритетных учебно-профессиональных целей на текущий учебный год, семестр, а также на ближайшие 3 или 5 лет;

- учебно-профессиональные достижения; в данную рубрику включаются сведения об академической успеваемости студента, об участии в круглых столах, конференциях, участии и победах в олимпиадах, конкурсах по изучаемой специальности, а также лучшие методические разработки, конспекты уроков, воспитательных мероприятий и т. п.;

- достижения в научно-исследовательской деятельности; в данной рубрике можно указать тему(ы) курсовой(ых) или выпускной квалификационной работы, оценку за ее (их) выполнение, приложить краткую аннотацию к работе, включить сведения о научных публикациях, выступлениях на научных конференциях с докладами о результатах осуществленной студентом научно-исследовательской деятельности, о его участии в научных объединениях, например, студенческом научном обществе и прочее;

- достижения в социально значимой деятельности; в данную рубрику заносится информация об организации и участии студента в различных социальных объединениях, проектах, мероприятиях, выполнение общественно важных поручений, волонтер-ство и т. п.;

- творческие достижения - включается информация об организации и участии студента в различных творческих проектах, фестивалях, участии и победах в творческих конкурсах и прочее;

- спортивные достижения, в данной рубрике указываются сведения об организации и участии в различных спортивных мероприятиях, а также об участии и победах в спортивных состязаниях и прочее;

- дополнительное образование, в данном пункте можно представить сведения о среднем специальном образовании, параллельном высшем образовании, курсах повышения квалификации и прочее;

- дневник самонаблюдения предполагает регулярное осуществление студентом письменного анализа процесса и результата конкретной деятельности;

- отзывы - в эту рубрику включаются характеристики и отзывы о результатах прохождения практики от кураторов практики, родителей, педагогов; отзывы, заключения, рецензии о результатах научно-исследовательской работы, характеристики отношения студента к различным видам

деятельности, представленные педагогами, рекомендательные письма и прочее.

Все обозначенные достижения студента подтверждаются такими документами, как дипломы победителя, призера, благодарности, благодарственные письма, грамоты, сертификаты участия, членские удостоверения объединений и организаций, заверенные копии документов (зачетной книжки, дипломов о дополнительном образовании, научных публикаций), конспекты, фотографии фрагментов уроков, воспитательных мероприятий и т. п.

Описанная структура портфолио позволяет студенту спроектировать свой индивидуальный образовательный маршрут и продемонстрировать процесс и способы его реализации, тем самым студент на себя берет ответственность за свою успешность не только учебную, но и профессиональную. Студент осознает, что его успешность складывается не только из отметок, полученных на экзаменах, что успешность - это система, включающая объективные и субъективные показатели, демонстрирующие результаты в различных видах деятельности в течение длительного периода [10]. Среда вуза при этом должна давать возможность каждому студенту реализовать свои интересы и способности в учебной, научно-исследовательской, творческой, общественно значимой и другой деятельности.

В рамках занятий мотивационно-целе-вого блока студенты определяют критерии оценки портфолио и его презентации, на основе которых будет проведена экспертная оценка их портфолио в конце семестра или учебного года. Разрабатываются соответствующие оценочные листы.

На втором, продуктивном, этапе происходит непосредственная работа студентов над созданием портфолио.

Презентационный этап предполагает проведение блоков занятий, направленных на развитие у студентов коммуникативных навыков и навыков самопрезентации. Как итог организуется текущая или итоговая презентации портфолио, его оценка и самооценка - как качественная, так и количественная. В процессе оценивания акценты расставляются на достоинствах студента и его достижениях, что также является значимым отличием от традиционного подхода к оцениванию, который предполагает фиксирование и анализ ошибок и недостатков. На данном этапе при презентации студентом своего портфолио снова происходит соединение субъективной оценки и внешней оценки, сам процесс оценивания из разовых мероприятий трансформируется в непрерывный процесс, постоянное накопление

материала, соотношение промежуточных результатов с поставленными целями.

На заключительном, контрольно-оценочном, этапе педагоги снова без взаимодействия со студентами осуществляют оценку качества представленных студентами портфолио, сформированности общекультурных и профессиональных компетенций, анализируют их динамику, планируют необходимые коррекционные воздействия.

Итак, реализация предложенной системы психолого-педагогического сопровождения студентов в процессе работы над портфолио позволяет формировать у студентов следующие умения:

- определять цели, планировать свою деятельность;

- осуществлять оценку и самооценку, отслеживать собственные ошибки и исправлять их;

- отбирать и оценивать информацию.

Портфолио формирует более осознанные и глубокие смыслы учения, развивает учебную и учебно-профессиональную мотивацию студентов, мотивацию достижения, повышает уровень сформированности рефлексии, критического мышления, творческих способностей, повышает осознание социальной значимости своей профессии, приводит к пониманию «некомпетентности», тем самым создает предпосылки для дальнейшего саморазвития личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Словарь по педагогике / авт.-сост. А. Ю. Коджаспиров, Т. М. Коджаспирова. Ростов н/Д: МарТ, 2005.

2. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение, 2011.

3. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Портфолио - средство развития рефлексии // Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе. М. : Просвещение, 2011. С 144-153.

4. Девисилов В. А. Портфолио и метод проектов как педагогическая технология мотивации и лично-стно-ориентированного обучения в высшей школе // Высшее образование сегодня. 2009. № 2. С. 29-34.

5. Новикова Т. Г., Прутченков А. С., Пинская М. А., Федотова Е. Е. Папка личных достижений школьника - «Портфолио»: теория вопроса и практика реализации. М. : АПК и ПРО, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ефремова Н. Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М. : Национальное образование, 2012.

7. Бакун Т. В. Технология «Портфолио» в развитии компетенций оценки и самооценки деятельности студента // Инновационное образование и экономика. 2010. № 6. С. 40-44.

8. Яничева Т. Психологическое сопровождение деятельности школы. Подход. Опыт. Находки // Журнал практического психолога. 2010. № 3. С. 101-105.

9. Беликов В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект : монография. М. : Вла-дос, 2009.

10. Братчикова Ю. В. Развитие групповых взаимодействий младших школьников как условие их успешности в учении : монография / Урал. гос.пед. ун-т. Екатеринбург, 2011.

Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. Н. Н. Васягина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.