Научная статья на тему 'Организационные условия педагогической поддержки социализации студента в образовательном процессе вуза'

Организационные условия педагогической поддержки социализации студента в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / PEDAGOGICAL SUPPORT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА / EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION / СТУДЕНТ / STUDENT / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ / ORGANIZATIONAL CONDITIONS / КОМПЛЕКС МЕР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ / A PACKAGE OF MEASURES OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF SOCIALIZATION / СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВОЙ ФУНКЦИОНАЛ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / SOCIAL AND ROLE FUNCTIONALITY OF THE TEACHER / ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / SOCIALIZATION TRAINED / SOCIALIZATION PROBLEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Е. С.

В статье дана инновационная трактовка организационных условий педагогической поддержки социализации студента вуза. Охарактеризована совокупность мер: 1) социализирующе содержательных (оценка качества успешности педагогической поддержки социализации студента в прошлом, настоящем и будущем), 2) паритетно партисипативных (развитие отношений с социальными партнерами), 3) корпоративно-культурных (установление взаимоотношений, способов действования студентов и преподавателей в контексте организационно-корпоративной этики вуза), 4) оперативно содействующих (создание ситуационного успеха в процессе социализации студента, реализация диагностического инструментария самопознания и самосовершенствования обучающегося), 5) динамичных и прогностичных (учет в транслируемом преподавателем содержании процесса социализации формирования социально значимых личностных качеств обучающегося, осознания студентом важности накопления социальных знаний, умений и навыков для непрерывного самосовершенствования в будущей профессиональной деятельности). Эта совокупность мер определяет заданное прогнозирование направленности организационно-педагогических влияний в контексте оказания «поддерживающей помощи» в осмыслении студентом перспектив профессионального и социального становления, а также в определении средств самодиагностики, самопознания, самоорганизации, в поисках смысла оптимальной интеграции в социум и профессионального выбора. Автор обосновывает свою трактовку тем, что организационные условия, осуществляемые посредством перечисленных мер, характеризуются комплементарностью, диалектической взаимообусловленностью и взаимосвязанностью, предопределяя в своем интеграционном единстве эффективность решения поставленных задач педагогической поддержки процесса социализации студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational conditions of student’s socialization pedagogical support in higher educational institution

This article gives an innovative interpretation of organization conditions for pedagogical support of student’s socialization. The set of measures has been characterized: socialization-substantial (evaluation of student’s socialization pedagogical support efficiency in past, present and future), parity-participative (development of relations with social partners), corporate-cultural (setting of relations, action methods of students and lecturers in the context of organizational-corporate ethics of university), operative-contributory (creation of situational success in the process of student’s socialization, realization of diagnostic instruments of selfknowledge and self-perfection), dynamic-prognostic (account in the explained by a lecturer content of socialization process formation of socially meaningful personal qualities of student, student’s cognition of social knowledge accumulation, skills and abilities for continuous self-perfection in future professional activity), defining of exact forecasting of organization-pedagogical influences in the context of «support help» in student’s cognition of professional and social formation defining, and also for defining means of self-diagnostics, self-knowledge, self-organization, in searching of optimal integration sense in social and professional choice. It is substantiated that organizational conditions, carried out by means of the mentioned measures, are characterized by complementarity, dialectic interdependence and interconnection, conditioning in the integrative unity efficiency of tasks’ solution of pedagogical support of student’s socialization process.

Текст научной работы на тему «Организационные условия педагогической поддержки социализации студента в образовательном процессе вуза»

Е.С. Белова, соискатель, кафедра социальной педагогики и социологии, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Россия, [email protected]

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

В статье дана инновационная трактовка организационных условий педагогической поддержки социализации студента вуза. Охарактеризована совокупность мер: 1) социализирующе содержательных (оценка качества успешности педагогической поддержки социализации студента в прошлом, настоящем и будущем), 2) паритетно партисипативных (развитие отношений с социальными партнерами), 3) корпоративно-культурных (установление взаимоотношений, способов действования студентов и преподавателей в контексте организационно-корпоративной этики вуза), 4) оперативно содействующих (создание ситуационного успеха в процессе социализации студента, реализация диагностического инструментария самопознания и самосовершенствования обучающегося), 5) динамичных и прогностичных (учет в транслируемом преподавателем содержании процесса социализации формирования социально значимых личностных качеств обучающегося, осознания студентом важности накопления социальных знаний, умений и навыков для непрерывного самосовершенствования в будущей профессиональной деятельности). Эта совокупность мер определяет заданное прогнозирование направленности организационно-педагогических влияний в контексте оказания «поддерживающей помощи» в осмыслении студентом перспектив профессионального и социального становления, а также в определении средств самодиагностики, самопознания, самоорганизации, в поисках смысла оптимальной интеграции в социум и профессионального выбора. Автор обосновывает свою трактовку тем, что организационные условия, осуществляемые посредством перечисленных мер, характеризуются комплементарностью, диалектической взаимообусловленностью и взаимосвязанностью, предопределяя в своем интеграционном единстве эффективность решения поставленных задач педагогической поддержки процесса социализации студента. Ключевые слова: педагогическая поддержка, образовательный процесс вуза, студент, социализация обучающегося, организационные условия, комплекс мер педагогической поддержки социализации, социально-ролевой функционал преподавателя, проблемы социализации.

Изменения, происходящие в системе высшего образования, ориентируют учебные заведения не только на профессиональную подготовку студента в рамках оптимально организованного процесса обучения и воспитания, но и на успешность реализации социальной функции вуза — социализации обучающегося, которая задает направления формирования социосистемного мышления, расширения комплекса системы инновационных социальных знаний, раз-

вития умений модифицировать и внедрять инновационные разработки и идеи как в профессиональной сфере, так и в общественных отношениях. Таким образом обусловливается успешность самореализации выпускника, оптимальная его интеграция в видоизменяющиеся области постиндустриального общества в контексте развития перспектив цивилизации.

Л.Г. Пак рассматривает социализацию студента вуза как сложный социально де-

ДИСКУССИЯ !

журнал научных публикаций

терминированным процесс установления баланса личностного и средового взаимодействия обучающегося в контексте освоения и присвоения социального и культурного опыта человечества, : духовно-ценностных ориентиров, аттитю-дов, социальных норм, способов действия (ин-териоризационный процесс) — с одной стороны, и активной преобразующей роли субъекта образования, становления его «самости» (интраиндивидуальный процесс)1 — с другой.

В процессе социа- I

лизации студента, повышения качества образования в контексте социального и профессионального становления обучающегося одним из значимых аспектов мы считаем выявление и обоснование организационных условий педагогической поддержки исследуемого феномена, обеспечивающих эффективность осуществляемой деятельности. Данные условия будем рассматривать как совокупность мер, определяющих организационно-педагогическое влияние вузовской образовательной практики на оптимальное освоение студентом комплекса обновленного социально-ролевого функционала, систематизированных социальных знаний в области инновационной социальной практики, усвоение социального опыта путем интеграции в многообразную социально ориентированную деятельность с учетом постоянно изменяющихся тенденций общественного бытия.

Определим и оха- -

рактеризуем комплекс мер в рамках организационных условий поддержки социализации студента вуза, среди которых можно выделить следующие.

Социализирующе содержательные меры ис- = пользуются при оценке качества и успешности педагогической поддержки социализации студента в прошлом, настоящем и будущем. В этом случае качественная

Изменения, происходящие в системе высшего образования, ориентируют учебные заведения не только на профессиональную

подготовку студента, но и на успешность реализации

социальной функции вуза -социализации обучающегося, которая задает направления формирования социосистемного мышления.

Преподавателю важно не просто сформировать социализированного как качество личности, а задать вектор педагогической поддержки движения формируемых социальных компетенций студента.

сторона критериев оценки исследуемого феномена является ориентиром для социального становления обучающихся в вузе, а количественное содержание — опережающем стратегическим заданием2 (что будем передавать обучающимся; каково содержание социализации; какие методы, средства и формы педагогической поддержки будем использовать; каков уровень освоенности социальных компетенций, уровень социализированности студента относительно требуемой стандартной социальной компетентности; как будем измерять социализированность личности?). В контексте этого задания проводится отбор содержательных направлений педагогической поддержки социализации студента (информационная, эмоционально-побудительная, организационная, поддержка социально-профессиональной активности), адекватных реалиям социальной действительности. При этом преподавателю важно не просто сформировать социализирован-ность как качество личности, а задать вектор педагогической поддержки движения формируемых социальных компетенций студента. Поэтому его «вмешательство» в социализацию студента будет адекватным, если оно не опережает (прожективное) и не запаздывает (ретардантное), а актуализирует имеющиеся векторы социализации и а) «провоцирует», «эвоцирует», актуализирует ранее накопленные представления о позитивных социальных компетенциях и мультиплицирует их; б) увеличивает количество представлений о возможных позитивных способах поведения; в) «провоцирует», актуализирует позитивные действия (по-= ступки) обучающегося3.

Оперативно содействующие меры, используемые в контексте создания ситуационного успеха в процессе социализации студента (психологическое поглаживание, золотые

слова, авансирование, персональная исключительность, оптимистическая установка, психологическая комфортность; доверие, опора на положительное и т. п.), реализации диагностического инструментария самопознания (диагностика профессиональной и социальной направленности студента; самонаблюдение, самоанализ, самооценка, контент-анализ, рефлексия, создание портфолио), и самосовершенствования обучающегося (разработка социально-личностных «Я-позиций социализации»; определение рисков социализации и направленности педагогического стимулирования в обстоятельствах снижения мотивов обучения; использование интерактивных образовательных технологий в рамках системы персональных мотиваторов; вовлечение студентов в разнообразную социально ориентированную и социально значимую деятельность, волонтерство, социальные акции, конкурсы, гранты и т. п.)4.

Паритетно партисипативные меры, в рамках которых развиваются отношения с социальными партнерами, работодателями; сетевое взаимодействие института высшего профессионального образования с внешним окружением, определяющее совокупность материальных, образовательных и личностных ресурсов, которые должны быть задействованы в рамках организации педагогической поддержки, инициирующие углубление и взаимосогласование социализирующего воздействия как со стороны социума (социальный заказ) и самих субъектов образования (студентов, преподавателей) на отбор и формирование содержания процесса социализации студента вуза в контексте накопления им обновленных социокультурных и профессиональных знаний, формирование конструктивных социальных мотивов, усвоение социального опыта.

Данный набор мер (компромиссного согласования, общего принятия решений, квазипрофессионального сетевого моделирования, сазе^аёу, информационно-совещательного интеллектуального обмена

и т. д.) определяется стратегией социального партнерства, при которой актуализируется потенциал объединения ресурсов социума и образования, проектирование многопланового содержания разнообразных форм совместной социально ориентированной деятельности для активизации процесса социализации студента в вузе; диссеминации опыта педагогической поддержки обучающихся в рисковых условиях реалий жизнедеятельности обучающихся.

Корпоративно-культурные меры в рамках организационно -корпоративной этики студенчества вузов, установления взаимоотношений и способов действования и студентов и преподавателей внутри высшего учебного заведения — организационная концепция вуза. При этом в контексте организации успешной педагогической поддержки социализации студента вуза наиболее значимы традиции, обычаи, символика, студенческие ритуалы — как символическое приобщение обучающихся к общей идее вузовского мира (демократизм вуза, просветительская роль, миссия «хранителя знаний и общечеловеческих ценностей», преемственность освоения социальных знаний, норм поведения и т.д.); вузовскому братству (приоритетные ценностные ориентации, нормы и правила установления и развития социальных контактов, общения и взаимодействия с преподавателями, субъектами социальных отношений и т. д.); духовно-нравственному климату вуза (профессиональные субъект-субъектные взаимоотношения, обратная связь, преобладание гуманистической центрации, психологическая комфортность и безопасность, социальная защищенность, социальная поддержка, помощь, содействие, сопровождение). Важную роль при реализации педагогической поддержки социализации студента вуза как хранителя и транслятора социокультурных норм поведения, деятельности, общения играет личность преподавателя, соблюдение им ценностей, социальных норм, правил поведения, общения, приверженность традициям вуза, этическо-

В контексте организации успешной педагогической поддержки социализации студента вуза наиболее значимы традиции, обычаи, символика, студенческие ритуалы - как символическое

приобщение обучающихся к общей идее вузовского мира, вузовскому братству, духовно-нравственному климату вуза.

ДИСКУССИЯ .

журнал научных публикаций

му кодексу профессионального сообщества и этике учреждения5.

Динамичные и прогностичные меры, которые ориентированы на учет в транслируемом преподавателем содержании процесса социализации формирования социально значимых личностных качеств обучающегося; осознания студентом важности накопления социальных знаний, умений и навыков для непрерывного самосовершенствования в будущей профессиональной деятельности; оптимальной интеграции в обновленные сферы общества. При этом конструирование динамичных и прогно-стичных мер определяет осуществление и реализацию связей образовательной деятельности с жизнью (наглядный пример — работы специалистов-практиков; содержательно интересное преподавание образовательного материала, отличающееся инновационным характером, адекватным основным тенденциям развития науки, техники и профессиональной деятельности; решение во время занятий личностно значимых для студентов социальных, профессиональных проблем и пр.); рефлексивный способ оценки успешности и неудач студентов посредством созданных преподавателем квазипрофессиональных и социальных ситуаций, в ходе решения которых они овладевают навыками «сдерживать удары» и идти к намеченной цели (в рамках перспективного видения промежуточных

результатов своей деятельности), несмотря на проблемные области6.

Преподаватель в аспекте реализации организационных условий педагогической поддержки социализации студента выступает как субъект сконструированных им соци-ализирующе содержательных, паритетных партисипативных, корпоративно-культурных, оперативно содействующих, динамичных и прогностичных мер, элементов содержания, методов, форм организации изучаемого феномена, осуществляющий роль мотиватора, ведущего студента к вершинам социального становления в рамках формирования определенных социальных компетенций и профессионального мастерства в контексте понимания смысловых ориентиров социального и профессионального поведения и будущей жизнедеятельности в постоянно изменяющихся условиях социума; фасилитатора при оказании педагогической и методической помощи в ходе образовательной и социально ориентированной деятельности; тьютора, обеспечивающего гарантированное решение возникающих проблем и рисков социализации (академические кризисы обучения, адаптация к новой профессиональной роли «студента» в период учебной и производственной практики, социально-онтологическая неуверенность, хроническая неуспешность, риски стратификации, риски преждевременного освоения социальных норм общества, со-

циально-профессиональный инфантилизм, агрессивность, сниженная энергетика, социально-личностная аномия и т. д.) на основе использования диалогических форм сотрудничества, гуманного межличностного взаимодействия, выстраивания благоприятных отношений7.

Таким образом, обоснованные организационные условия поддержки социализации студента вуза в рамках выделенных мер характеризуются диалектической взаимообусловленностью и взаимосвязанностью, определяя в своем интеграционном единстве эффективность решения поставленных задач. Комплексное использование обоснованных мер, в рамках организационных условий поддержки социализации студента вуза, обусловливает специфику организации особой деятельности преподавателя, который «заботливо» поддерживает формирование социальных компетенций студента, гармонизирует его отношения с социумом для расширения области социального взаимодействия с окружающей действительностью, макро- и микросредой, предупреждает возникновение рисков социализации, негативных обстоятельств, которые мешают активизации механизмов саморазвития обучающегося. ^

Литература

1. Пак Л.Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания. М.: Спутник, 2010. 78 с.

2. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. 358 с.

3. Тутатчиков А.Т, Молчанов С.Г. Отбор содержания социализации, оценивание социализованности и социального вмешательства в рамках детской оздоровительной компании 2012 года в г. Копейске // Челябинский гуманитарий. 2012. № 4 (21). С. 60—74.

4. Харина Н.В. Приоритетные стратегии и приемы педагогической поддержки творческого саморазвития старшеклассников в образовательной деятельности / дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2011. 182 с.

5. Мягкова Н.А. Формирование социальной креативности студента в культуросообразной среде университета / дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2013. 222 с.

6. Бондарчук ТВ., Абдуллин А.Г. Педагогические условия активизации учебно-исследовательской деятельности как средства развития творческого потенциала младших школьников // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 11(19). [Электронный ресурс]. URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/11/bondarchuk.pdf (дата обращения 25.07.2015).

7. Беседина И.В. Развитие творческого потенциала будущих архитекторов в профессиональном образовании / дисс. ... канд. пед. наук. Астрахань, 2015. 221 с.

ORGANIZATIONAL CONDITIONS OF STUDENT'S SOCIALIZATION PEDAGOGICAL SUPPORT IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

E.S. Belova, applicant, The department of social pedagogy and sociology, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia, [email protected]

This article gives an innovative interpretation of organization conditions for pedagogical support of student's socialization. The set of measures has been characterized: socialization-substantial (evaluation of student's socialization pedagogical support efficiency in past, present and future), parity-participative (development of relations with social partners), corporate-cultural (setting of relations, action methods of students and lecturers in the context of organizational-corporate ethics of university), operative-contributory (creation of situational success in the process of student's socialization, realization of diagnostic instruments of self-knowledge and self-perfection), dynamic-prognostic (account in the explained by a lecturer content of socialization process formation of socially meaningful personal qualities of student, student's cognition of social knowledge accumulation, skills and abilities for continuous self-perfection in future professional activity), defining of exact forecasting of organization-pedagogical influences in the context of «support help» in student's cognition of professional and social formation defining, and also for defining means of self-diagnostics, self-knowledge, self-organization, in searching of optimal integration sense in social and professional choice. It is substantiated that organizational conditions, carried out by means of the mentioned measures, are characterized by complementarity, dialectic interdependence and interconnection, conditioning in the integrative unity efficiency of tasks' solution of pedagogical support of student's socialization process.

Key words: pedagogical support, educational process of higher education institution, the student, socialization trained, organizational conditions, a package of measures of pedagogical support of socialization, social and role functionality of the teacher, socialization problem.

References

1. Pak L.G. Sub"ektno-razvivaiushchaia sotsializatsiia studenta vuza: teoretiko-metodologicheskie osnovaniia [Subject-developing socialization of a student: theoretical and methodological foundations]. Moscow, Sputnik Publ., 2010. 78 p.

2. Ansoff I. Strategicheskoe upravlenie [Strategic management]. Moscow, Ekonomika Publ., 1989. 358 p.

3. Tutatchikov A.T, Molchanov S.G. Otbor soderzhaniia sotsializatsii, otsenivanie sotsializovannosti i sotsial'nogo vmeshatel'stva v ramkakh detskoi ozdorovitel'noi kom-panii 2012 goda v g. Kopeiske [The selection of the content of socialization, evaluation of sotsializovanomu and social intervention in the children's Wellness campaign 2012 in Kopeisk]. Cheliabinskii gumanitarii — Chelyabinsk humanist, 2012, no. 4(21), pp. 60—74.

4. Kharina N.V. Prioritetnye strategii i priemy peda-gogicheskoi podderzhki tvorcheskogo samorazvitiia starsheklassnikov v obrazovatel'noi deiatel'nosti: dis. ... kand. ped. nauk [Priority strategies and techniques of pedagogical support creative self-development of students in educational activity. Candidate of pedagogy sci. diss.]. Tomsk, 2011. 182 p.

5. Miagkova N.A. Formirovanie sotsial'noi kreativnosti studenta v kul'turosoobraznoi srede universiteta: dis. ... kand. ped. nauk [The formation of the social creativity of the student in the cultural environment of the University. Candidate of pedagogy sci. diss.]. Orenburg, 2013. 222 p.

6. Bondarchuk T.V., Abdullin A.G. Pedagogicheskie usloviia aktivizatsii uchebno-issledovatel'skoi deiatel'nosti kak sredstva razvitiia tvorcheskogo po-tentsiala mladshikh shkol'nikov [Pedagogical conditions of activization of educational and research activity as a means of development of creative potential of younger students]. Sovremennye issledovaniia sotsial'nykh problem — Modern research of social problems, 2012, no. 11(19). Available at: http://sisp.nkras. ru/e-ru/issues/2012/11/bondarchuk.pdf (accessed 25.07.2015).

7. Besedina I.V. Razvitie tvorcheskogo potentsiala budush-chikh arkhitektorov v professional'nom obrazovanii: diss. ... kand. ped. nauk [Development of creative potential of future architects in professional education. Candidate of pedagogy sci. diss.]. Astrakhan, 2015. 221 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.