Научная статья на тему 'Педагогическая поддержка и фасилитация в модели развития обучающегося в системе непрерывного образования'

Педагогическая поддержка и фасилитация в модели развития обучающегося в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / PEDAGOGICAL SUPPORT / ФАСИЛИТАЦИЯ / FACILITATION / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / PEDAGOGICAL MODELING / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / PEDAGOGICAL METHODOLOGY / МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ / MODEL OF PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гапиенко Т.А., Козырев Н.А., Митькина Е.В.

В статье определяются понятия «педагогическая поддержка» и «фасилитация» в широком, узком, локальном, унифицированном смыслах построения детерминаций. Уточняются понятия широкого, локального, узкого, унифицированного смыслов в структуре реализации идей современной педагогической методологии. Приводятся модели связи понятий «педагогическая поддержка» и «фасилитация» в структуре реализации идей гуманизма, возрастосообразности, культуросообразности, системности детерминации и использования научного знания в педагогике. Успешность решения задач педагогической деятельности зависит от качества и возможностей решения задач педагогической поддержки обучающегося, фасилитации включения личности в систему социальных, образовательных и профессионально-трудовых отношений. Особенности построения модели воспитания, обучения, развития, социализации, самореализации обучающегося не обходятся без качественно построенной модели педагогической поддержки и фасилитации. Возможность повышения качества педагогических процессов, в структуру которых входят составные процессов воспитания, обучения, развития, социализации, самореализации, самосовершенствования, самоактуализации, будут визуально определены в модели использования такого современного профессионально-педагогического конструкта, как «педагогические условия». В работе представлены понятие и содержание педагогических условий оптимизации качества решения задач развития личности обучающегося средствами и методами персонифицировано детерминированной и востребованной педагогической поддержки. Способность педагога гибко перестраивать спланированные виды деятельности в структуре организации уроков и внеурочной деятельности опирается на процесс фасилитации и педагогической поддержки. Построенные перспективы научного поиска будут определены в структуре реализации технологии фасилитации и педагогической поддержки обучающегося, включённого в систему непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гапиенко Т.А., Козырев Н.А., Митькина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT AND FACILITATION IN THE DEVELOPMENT MODEL WITHIN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION

The article defines the concepts of «pedagogical support» and «facilitation» in a broad, narrow, local, unified sense of constructing determinants. It refines the concepts of a broad, local, narrow, unified meaning in the structure of the realization of the ideas of modern pedagogical methodology. The study features the models of the connection between the concepts of «pedagogical support» and «facilitation» in the structure of the realization of the ideas of humanism, the age-appropriate, cultural relevance, the systematic character of determination and the use of scientific knowledge in pedagogy. The success of the solution of the tasks of pedagogical activity depends on the quality and possibilities of solving the problems of pedagogical support for the student, facilitation of the inclusion of the personality in the system of social, educational and professional-labor relations. A model of education, training, development, socialization, self-realization of the learner is impossible without a qualitatively constructed model of pedagogical support and facilitation. The possibility of improving the quality of pedagogical processes, the structure of which includes composite processes of upbringing, education, development, socialization, self-realization, self-improvement, self-actualization will be visually defined in the model of using such a modern professional pedagogical construct as «pedagogical conditions»; the paper presents the concept and content of pedagogical conditions for optimizing the quality of solving problems of the development of a person trained by means and methods of personified deterministic and popular pedagogical support. The ability of the teacher to flexibly reconstruct the planned activities in the structure of the organization of lessons and extracurricular activities is based on the process of facilitation and pedagogical support. Constructed prospects for scientific search will be defined in the structure of the implementation of facilitation technology and pedagogical support of the student, included in the system of continuing education.

Текст научной работы на тему «Педагогическая поддержка и фасилитация в модели развития обучающегося в системе непрерывного образования»

PEDAGOGICS

УДК 378.1; 371.3

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА И ФАСИЛИТАЦИЯ В МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тамара А. Гапиенко12' @1, Николай А. Козырев1 @2, Елена В. Митькина12' @3

1 Сибирский государственный индустриальный университет, 654007, Россия, г. Новокузнецк, ул. Кирова, 42

2 Средняя общеобразовательная школа № 26 г. Новокузнецка Кемеровской области, 654007, Россия, г. Новокузнецк, пр-т Пионерский, 36

@1 nauka-dpo@yandex.ru @2 kozirev-na@yandex.ru @3 dpo-nvkz@yandex.ru

Поступила в редакцию 23.01.2018. Принята к печати 08.05.2018.

Ключевые слова: педагогическая поддержка, фасилитация, педагогическое моделирование, педагогическая методология, модель педагогической поддержки.

Аннотация: В статье определяются понятия «педагогическая поддержка» и «фасилитация» в широком, узком, локальном, унифицированном смыслах построения детерминаций. Уточняются понятия широкого, локального, узкого, унифицированного смыслов в структуре реализации идей современной педагогической методологии. Приводятся модели связи понятий «педагогическая поддержка» и «фасилитация» в структуре реализации идей гуманизма, возрастосообразности, культуросообразности, системности детерминации и использования научного знания в педагогике. Успешность решения задач педагогической деятельности зависит от качества и возможностей решения задач педагогической поддержки обучающегося, фасилитации включения личности в систему социальных, образовательных и профессионально-трудовых отношений. Особенности построения модели воспитания, обучения, развития, социализации, самореализации обучающегося не обходятся без качественно построенной модели педагогической поддержки и фасили-тации. Возможность повышения качества педагогических процессов, в структуру которых входят составные процессов воспитания, обучения, развития, социализации, самореализации, самосовершенствования, самоактуализации, будут визуально определены в модели использования такого современного профессионально-педагогического конструкта, как «педагогические условия». В работе представлены понятие и содержание педагогических условий оптимизации качества решения задач развития личности обучающегося средствами и методами персонифицировано детерминированной и востребованной педагогической поддержки. Способность педагога гибко перестраивать спланированные виды деятельности в структуре организации уроков и внеурочной деятельности опирается на процесс фасилитации и педагогической поддержки. Построенные перспективы научного поиска будут определены в структуре реализации технологии фасилитации и педагогической поддержки обучающегося, включённого в систему непрерывного образования.

Для цитирования: Гапиенко Т. А., Козырев Н. А., Митькина Е. В. Педагогическая поддержка и фасилитация в модели развития обучающегося в системе непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 5-10.

Системность научно-педагогического поиска определяет направление связи категориальных единиц современной педагогики. Неоднозначность задач определения и решения противоречий развития личности и системы образования выделяет два конструкта и категории (фасилитация и педагогическая поддержка), гарантирующих повышение качества решения задач за счет приспособления условий и средств развития к модели реальных возможностей и научно обоснованных способов решения задач. В таком поиске категория «фасилитация» и категория «педагогическая поддержка» [1-5] в структуре

реализации основ педагогической деятельности определяют объективные возможности повышения качества решения задач, способствуют повышению комфортности развития личности и сотрудничества, определения возможностей повышения уровня притязаний личности и оптимальности решения задач продуктивной самореализации и персонифицированной социализации.

Для повышения качества решения задач педагогической поддержки и фасилитации можно использовать педагогические технологии [6-10], направляющие и концентрирующие внимание на проблеме учета

условий развития личности, специфики нормального распределения способностей и здоровья обучающихся, формирования профессионализма, потребности в продуктивности и конкурентоспособных отношениях.

В структуре реализации основ педагогической поддержки и фасилитации решения задач педагогическое моделирование [11-16] как метод продуцирования профессионально-педагогических средств определяет персонифицированные возможности и условия включения личности в социально-образовательное пространство и профессионально-трудовые отношения. Педагогическая поддержка обучающегося [14; 17] в таком понимании выступает как объект исследования и продукт научно-педагогического определения и решения задач развития (конструкт «хочу, могу, надо, есть») в единстве детализирующих успешность личности обучающегося и продуктивность самореализации и становления педагога как субъекта ведущей деятельности, научно-педагогического поиска и культуры. Продуктивность в такой практике определяется на уровне математического выбора детерминированной задачей, на уровне общепедагогического и профессионально-педагогического выбора - качеством продуцируемого средства, на уровне методов оптимизации качества решения задач развития личности - средствами и методами современного обучения и образования в иерархии выделяемых и воплощаемых на практике видов деятельности (видов обучения).

Научное обоснование [16] необходимости рассмотрения педагогической поддержки в модели развития личности обусловлено рядом изменений в современном образовании и культуре деятельности. Практика акмеве-рификации основ педагогической поддержки определяет в моделях педагогической деятельности возможность детерминации и верификации в различных направлениях поиска и масштабах описания научно обоснованных способов определения и детализации явлений и результатов научной деятельности, примером такого рода практики могут быть приняты работы [17-20].

Определим в конструктах общепринятых масштабов и смыслов описания явлений и понятий (широкий, узкий, локальный, унифицированный) модели категорий научной педагогики «педагогическая поддержка» и «фасилитация», определив в итоге детерминаций модель связи понятий «педагогическая поддержка» и «фасилитация».

Широкий смысл определяет макроуровневые способы построения моделей в структуре научного исследования в педагогике; узкий смысл определяет мезоуров-невые конструкты и модели детерминант и способов решения задач научного поиска и научного исследования; локальный смысл гарантирует качественное микроуровневое и ситуативное построение задач развития и решения всех выделенных в таких условиях противоречий; унифицированный смысл определяется через уникальное научное знание, гарантирующее построение моделей и их использование вне зависимости от масштаба описания и решения поставленных педагогом задач.

Педагогическая поддержка (широкий смысл) - категория современной педагогики, определяющая через

системность и полидетерминантность способов, методов, средств и технологий решения задач развития возможность уточнения качества развития и его повышения за счет специально организуемой деятельности педагога, направленной на создание комфортных условий обучающемуся как субъекту организуемой деятельности в образовательной организации, определяющей перспективность достижений обучающегося смыслом всех выстраиваемых в работе педагога планов и программ, обеспечивающих многоуровневое конкурентоспособное построение основ развития личности в модели непрерывного образования с учетом всех составных развития и востребованности личности на рынке социальных, образовательных и профессионально-трудовых отношений.

Педагогическая поддержка (узкий смысл) - педагогический процесс определения и решения задач персонифицированного развития обучающегося в иерархии выделенных приоритетов и способов оптимизации качества развития (конструкт развития личности «хочу, могу, надо, есть»), гибко детализирующий практику повышения качества педагогической деятельности в соответствии с условиями развития общества, системы образования, социальных и профессиональных отношений, особенностями пространственно-временного генеза и прочими кейс-конструктами оптимизации современного образования.

Под кейс-конструктами оптимизации современного образования будем понимать систему ограничений и возможностей, определяемых в современной педагогике через системы принципов, педагогические условия, тенденции, модели выбора, проектные возможности самостоятельной работы и самостоятельной деятельности обучающегося и педагога (конкурсы, гранты, соревнования и пр.).

Педагогическая поддержка (локальный смысл) -процедура реализации деятельности педагога в модели развития обучающегося, в структуре которой происходит учет уровня и особенностей развития обучающегося, специфики сформированности мотивов, целепола-гания, способов акмеверификации качества решаемых задач, ситуативность и многомерность познания и визуализации объективных достижений науки, образования, техники, культуры, общения и прочих направлений рассматриваемого в деятельности педагога способов и механизмов самореализации и самоутверждения, социализации и сотрудничества личности и общества.

Педагогическая поддержка (унифицированный смысл) - педагогический конструкт оптимизации качества развития обучающегося средствами и продуктами реализации основ педагогической деятельности, определяющей самостоятельность личности обучающегося и возможности обучающегося базовым условием выбора модели реализации деятельности в структуре описываемого явления. В такой практике уровень развития обучающегося гарантирует надлежащий уровень деятельности педагога в структуре описываемого явления на процессуальном, технологическом, процедурном уровнях определяемых и решаемых задач и проблем, условия оптимизации качества которых будут систем-

но модифицироваться и уточняться через макро-, мезо-, микросистемы детерминации и реализации педагогической деятельности.

В определении «педагогическая поддержка» (унифицированный смысл) прослеживается реализуемая теория и практика качественного решения задач развития обучающегося с ОВЗ в системе специальных школ (школы восьми типов), т. е. учет системы ограничений обучающегося гарантирует построение его развития таким образом, что обучающийся в комфортных условиях получает образование надлежащего уровня и соответствующего выбранному уровню качества.

Фасилитация (широкий смысл) - категория современной педагогики, определяющая через специальные средства и методы, условия и комплексы педагогического сопровождения и реализации задач педагогической деятельности и общения возможность коррекции и подстройки содержания реализуемой деятельности обучающегося в соответствии с уровнем его развития и способности к развитию, т. е. система самоорганизации качества педагогической деятельности через описываемое явление создает условия и модели повышения качества, гарантируя в модели «упрощение-усложнение» дидактического материала возможность персонификации развития и самореализации обучающегося.

Фасилитация (узкий смысл) - педагогический процесс формирования основ и практики педагогической деятельности в соответствии с выявленными условиями развития личности и общества (конструкт «хочу, могу, надо, есть») в модели «упрощение-усложнение» дидактического материала, социально-образовательных, профессионально-трудовых, оздоровительно-до-суговых способов решения задач возможности персонификации развития и самореализации, социализации и сотрудничества, взаимодействия и самовыражения обучающегося.

Фасилитация (локальный смысл) - процедура оптимального решения задач подстройки модели педагогической деятельности в развитии обучающегося или группы обучающихся, направленная на коррекцию уровня раскрытия дидактического и общекультурного материла, гарантирующего успешное включение обучающегося в систему социальных, образовательных, профессиональных отношений.

Фасилитация (унифицированный смысл) - педагогический конструкт, определяющий персонификацию и унификацию в качестве моделей оптимизации качества развития обучающихся, включенных в систему непрерывного образования, реализующих основы деятельности через теоретико-эмпирические особенности моделирования и проектирования будущего, определяющего для личности потенциальные способы, механизмы, проекты решения конструкта «хочу, могу, надо, есть».

Модель связи понятий «педагогическая поддержка» и «фасилитация» может быть представлена в структуре описания функций педагогической поддержки, определяющей фасилитацию одной из своих функций и способов оптимизации качества решения детерминируемых задач.

Другой моделью связи понятий «педагогическая поддержка» и «фасилитация» может быть модель визуализации и иллюстрации связи понятий через диаграммы Эйлера, в структуре которых могут быть определены следующие конструкты связей (А - «педагогическая поддержка», В - «фасилитация»):

1) а в , 2)1 а ;в .

Теория и практика определения и описания понятийного аппарата современной педагогики гарантирует в структуре выявления моделей детерминацию объекта, предмета, цели и задач раскрываемого явления или феномена.

Объект педагогической поддержки - система построения основ и моделей, теории и практики педагогической деятельности, в структуре которой учтены индивидуальные особенности обучающихся и возможности их развития средствами современного непрерывного образования.

Предмет педагогической поддержки - эффективные модели, концепции, средства, технологии развития обучающегося в системе непрерывного образования.

Цель педагогической поддержки - реализация акме-персонифицированного развития личности обучающегося, построенного с учетом интересов обучающегося и государства.

Задачи педагогической поддержки - составные части цели педагогической поддержки, определяемые в соответствии с условиями научного поиска и решаемых задач научного исследования.

Объект фасилитации - упрощение, персонификация, унификация и прочие конструкты педагогической деятельности, гарантирующие учет возможностей развития обучающегося на определенном уровне образования, реализующего в целостности непрерывное образование личности.

Предмет фасилитации - эффективные модели, концепции, средства, технологии упрощения, персонификации, унификации решения задач развития личности в модели непрерывного образования.

Цель фасилитации - повышение качества решения задач педагогической деятельности средствами и методами упрощения, персонификации, унификации решения задач развития личности в модели непрерывного образования.

Задачи фасилитации - составные части цели фасили-тации, определяемые в соответствии с условиями научного поиска и решаемых задач научного исследования.

Непрерывное образование определяет возможность развития обучающегося на протяжении всего периода жизнедеятельности, создает условия целостности становления личности в структуре акмеверификации основ ведущей деятельности личности обучающегося в моделях «обучение», «труд».

Возможность повышения качества современного непрерывного образования - актуальная задача научного поиска, в структуре которой необходимо уделять общепринятым условиям, уровням и возможностям

развития обучающегося должное внимание, акцент на успешности развития личности обучающегося через качественное решение конструкта «хочу, могу, надо, есть» должен определять систему конструктов мониторинга и контроля за качеством реализации и внедрения продуктов научно-педагогической деятельности в систему образования, за состоятельностью продуктивности современной педагогической деятельности в моделях оптимизации и модернизации.

Разработка моделей и технологий педагогической поддержки и фасилитации развития личности в модели непрерывного образования должна определять условия учета развития личности, включения лично-

сти в систему непрерывного образования, построение которого должно учитывать все законодательные акты образовательной политики государства и особенности учета мировой практики решения задач педагогической поддержки и фасилитации. В структуре моделирования и проектирования технологий педагогической поддержки и фасилитации необходимо выделить общие, частно-предметные и частно-специальные особенности разработки педагогической технологии, определяющей условия и особенности реализации педагогической поддержки и фасилитации в модели современного развития личности и включения обучающегося в систему непрерывного образования.

Литература

1. Абашина Н. Н. Педагогическая поддержка как гуманная технология развития личности // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. 2012. № 11. С. 10-13.

2. Албитова Е. П. Современное звучание понятия «педагогическая поддержка» в образовании // European Social Science Journal. 2013. № 4. С. 28-34.

3. Герман Ю. Л. Сущность понятия «педагогическая поддержка» // Актуальные проблемы современной науки. 2011. № 4. С. 79-83.

4. Губанова А. В. Педагогическая поддержка становления и развития в образовательном процессе // Омский научный вестник. 2006. № 7. С. 301-305.

5. Зонина О. Ф. Педагогическая поддержка учащихся с признаками одаренности // Человек и образование. 2010. № 3. С. 35-38.

6. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.

7. Козырева О. А., Гайко М. Е., Горбунова И. А., Седова К. С. Модели формирования и управления культурой самостоятельной работы педагога в условиях непрерывного профессионального образования // European Social Science Journal. 2012. № 8. С. 83-90.

8. Козырева О. А., Козырев Н. А., Свинаренко В. Г. Воспитание в профессиональной подготовке педагогов. М.: МИФИ, 2017. 400 с.

9. Козырева О. Е. Возможности организации педагогической поддержки в работе будущего педагога // Территория науки. 2016. № 5. С. 7-10.

10. Козырева О. А. Культура самостоятельной работы личности: модели и возможности формирования // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3. С. 95.

11. Козырева О. А., Козырев Н. А. Саморазвитие личности в системе непрерывного образования // Интернетнаука. 2016. № 9. С. 63-71.

12. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 12. С. 129-135.

13. Коновалов С. В., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 1. С. 58-63.

14. Митькина Е. В., Сорокин С. В., Свинаренко В. Г. Педагогическая поддержка обучающегося: модели и технологии. М.: МИФИ, 2017. 120 с.

15. Свинаренко В. Г., Сорокин С. В., Тарасевич М. В. Возможности педагогического моделирования в системе непрерывного образования. М.: МИФИ, 2017. 148 с.

16. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования. М.: МИФИ, 2014. 92 с.

17. Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1. С. 152-156.

18. Туктагулова М. Н. Генезис феномена «педагогическая поддержка школьника» // Преподаватель XXI век. 2013. № 4. С. 144-148.

19. Шудегова Ю. В. Понятие педагогической поддержки в современной науке // Вестник Пятигорского государственного университета. 2009. № 2. С. 376-379.

20. Щур Е. Д. Педагогическая поддержка в поликультурном социально-воспитательном пространстве // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. № 3. С. 470-475.

PEDAGOGICAL SUPPORT AND FACILITATION IN THE DEVELOPMENT MODEL WITHIN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION

Tamara A. Gapienko12■ @1, Nikolai A. Kozyrev1 @2, Elena V. Mitkina12■ @3

1 The Siberian State Industrial University■ 42, Kirov St., Novokuznetsk, Russia, 654007

2 Secondary school № 26 in Novokuznetsk, Kemerovo region, 36, Pionersky Ave., Novokuznetsk, Russia, 654007 @1 nauka-dpo@yandex.ru

@2 kozirev-na@yandex.ru @3 dpo-nvkz@yandex.ru

Received 23.01.2018. Accepted 08.05.2018.

Keywords: pedagogical support, facilitation, pedagogical modeling, pedagogical methodology, model of pedagogical support.

Abstract: The article defines the concepts of «pedagogical support» and «facilitation» in a broad, narrow, local, unified sense of constructing determinants. It refines the concepts of a broad, local, narrow, unified meaning in the structure of the realization of the ideas of modern pedagogical methodology. The study features the models of the connection between the concepts of «pedagogical support» and «facilitation» in the structure of the realization of the ideas of humanism, the age-appropriate, cultural relevance, the systematic character of determination and the use of scientific knowledge in pedagogy. The success of the solution of the tasks of pedagogical activity depends on the quality and possibilities of solving the problems of pedagogical support for the student, facilitation of the inclusion of the personality in the system of social, educational and professional-labor relations. A model of education, training, development, socialization, self-realization of the learner is impossible without a qualitatively constructed model of pedagogical support and facilitation. The possibility of improving the quality of pedagogical processes, the structure of which includes composite processes of upbringing, education, development, socialization, self-realization, self-improvement, self-actualization will be visually defined in the model of using such a modern professional pedagogical construct as «pedagogical conditions»; the paper presents the concept and content of pedagogical conditions for optimizing the quality of solving problems of the development of a person trained by means and methods of personified deterministic and popular pedagogical support. The ability of the teacher to flexibly reconstruct the planned activities in the structure of the organization of lessons and extracurricular activities is based on the process of facilitation and pedagogical support. Constructed prospects for scientific search will be defined in the structure of the implementation of facilitation technology and pedagogical support of the student, included in the system of continuing education.

For citation: Gapienko T. A., Kozyrev N. A., Mitkina E. V. Pedagogicheskaia podderzhka i fasilitatsiia v modeli razvitiia obuchaiushchegosia v sisteme nepreryvnogo obrazovaniia [Pedagogical Support and Facilitation in the Development Model within the System of Continuous Education]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, no. 2 (2018): 5-10.

References

1. Abashina N. N. Pedagogicheskaia podderzhka kak gumannaia tekhnologiia razvitiia lichnosti [Pedagogical support as a humane technology of personal development]. Izvestiia Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriia: Novye obrazovatel'nye sistemy i tekhnologii obucheniia v vuze = Izvestiya Volgograd State Technical University. Series: New educational systems and technologies of education in the university, no. 11 (2012): 10-13.

2. Albitova E. P. Sovremennoe zvuchanie ponyatiia «pedagogicheskaia podderzhka» v obrazovanii [The modern sounding of the concept of «pedagogical support» in education]. European Social Science Journal, no. 4 (2013): 28-34.

3. German Yu. L. Sushchnost' ponyatiia «pedagogicheskaia podderzhka» [The essence of the concept of «pedagogical support»]. Aktual'nye problemy sovremennoi nauki = Actual problems of modern science, no. 4 (2011): 79-83.

4. Gubanova A. V. Pedagogicheskaia podderzhka stanovleniia i razvitiia v obrazovatel'nom protsesse [Pedagogical support of formation and development in the educational process]. Omskii nauchnyi vestnik = Omsk scientific bulletin, no. 7 (2006): 301-305.

5. Zonina O. F. Pedagogicheskaia podderzhka uchashchikhsia s priznakami odarennosti [Pedagogical support of students with attributes of endowments]. Chelovek i obrazovanie = Man and education, no. 3 (2010): 35-38.

6. Kozyreva O. A. Tekhnologiia sistemno-pedagogicheskogo modelirovaniia v usloviiakh nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniia [Technology of system-pedagogical modeling in conditions of continuous vocational education]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii = Modern high technology, no. 3-2 (2016): 355-359.

7. Kozyreva O. A., Gayko M. E., Gorbunova I. A., Sedova K. S. Modeli formirovaniia i upravleniia kul'turoi samo-stoiatel'noi raboty pedagoga v usloviiakh nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniia [Models of the formation and management of the culture of independent work of the teacher in conditions of continuous professional education]. European Social Science Journal, no. 8 (2012): 83-90.

8. Kozyreva O. A., Kozyrev N. A., Svinarenko V. G. Vospitanie vprofessional'noipodgotovkepedagogov [Education in the professional training of teachers]. Moscow: MIFI, 2017, 400.

9. Kozyreva O. E. Vozmozhnosti organizatsii pedagogicheskoi podderzhki v rabote budushchego pedagoga [Possibilities of organizing pedagogical support in the work of the future teacher]. Territoriia nauki = Science Territory, no. 5 (2016): 7-10.

10. Kozyreva O. A. Kul'tura samostoiatel'noi raboty lichnosti: modeli i vozmozhnosti formirovaniia [Culture of independent individual work: models and possibilities of formation]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia = Modern problems of science and education, no. 3 (2017): 95.

11. Kozyreva O. A., Kozyrev N. A. Samorazvitie lichnosti v sisteme nepreryvnogo obrazovaniia [Self-development of personality in the system of continuous education]. Internetnauka = Internet Science, no. 9 (2016): 63-71.

12. Konovalov S. V, Kozyreva O. A. Vozmozhnosti pedagogicheskogo modelirovaniia v reshenii zadach nauchnogo issledovaniia [Features pedagogical modeling in solving the tasks of scientific research]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Tomsk state pedagogical university bulletin, no. 12 (2015): 129-135.

13. Konovalov S. V., Kozyreva O. A. Pedagogicheskoe modelirovanie v konstruktakh sovremennogo obrazovaniia [Teacher modeling constructs of contemporary education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Tomsk state pedagogical university bulletin, no. 1 (2017): 58-63.

14. Mitkina E. V., Sorokin S. V., Svinarenko V G. Pedagogicheskaia podderzhka obuchaiushchegosia: modeli i tekh-nologii [Pedagogical support of the student: models and technologies]. Moscow: MIFI, 2017, 120.

15. Svinarenko V. G., Sorokin S. V., Tarasevich M. V. Vozmozhnosti pedagogicheskogo modelirovaniia v sisteme nepreryvnogo obrazovaniia [Possibilities of pedagogical modeling in the system of continuous education]. Moscow: MIFI, 2017, 148.

16. Svinarenko V G., Kozyreva O. A. Nauchnoe issledovanie po pedagogike v strukture vuzovskogo i dopolnitel'nogo obrazovaniia [Scientific research on pedagogy in the structure of higher and further education]. Moscow: MIFI, 2014, 92.

17. Sud'ina L. N., Kozyreva O. A. Pedagogicheskaia podderzhka budushchego pedagoga v adaptivnom obuchenii kak resurs sotsializatsii i samorealizatsii lichnosti [Pedagogical support of the future teacher in the adaptive learning as a resource of socialization and personal fulfillment]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom = Professional Education in Russia and Abroad, no. 1 (2016): 152-156.

18. Tuktagulova M. N. Genezis fenomena «pedagogicheskaia podderzhka shkol'nika» [Genesis of the phenomenon of «pedagogical support of a schoolchild»]. Prepodavatel'XXI vek = Teacher XXI century, no. 4 (2013): 144-148.

19. Shudegova Yu. V. Poniatie pedagogicheskoi podderzhki v sovremennoi nauke [The concept of pedagogical support in modern science]. Vestnik Piatigorskogo gosudarstvennogo universiteta = Pyatigorsk State University Bulletin, no. 2 (2009): 376-379.

20. Shchur E. D. Pedagogicheskaia podderzhka v polikul'turnom sotsial'no-vospitatel'nom prostranstve [Pedagogical support in a multicultural social and educational space]. Izvestiia Tul'skogogosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki = Izvestiya Tula State University. Humanitarian sciences, no. 3 (2012): 470-475.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.