Научная статья на тему 'Портфолио как технология оценивания профессиональных компетенций студентов'

Портфолио как технология оценивания профессиональных компетенций студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1966
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТФОЛИО / PORTFOLIO / ТИПЫ ПОРТФОЛИО / PORTFOLIO TYPES / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CRITERIA OF THE RESULTS OF LEARNING ACTIVITY ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратенко Елена Валентиновна

Автор статьи рассматривает возможности использования портфолио как технологии оценивания профессиональных компетенций студентов. В статье дана характеристика различных видов портфолио, которые используются в современной высшей школе. Автор анализирует опыт использования портфолио в российском и зарубежном высшем образовании, конкретизирует подходы к разработке критериев оценки портфолио.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондратенко Елена Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Portfolio as an Assessment Technology of Students’ Professional Competences

The author considers the use of portfolio as an assessment technology of students’ professional competences. The article characterizes different portfolio types used in modern schools of higher education and analyses Russian and foreign experience in this field and specifies approaches to the development of criteria of portfolio assessment.

Текст научной работы на тему «Портфолио как технология оценивания профессиональных компетенций студентов»

УДК 378.146.

Е. В. Кондратенко

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Портфолио как технология оценивания

профессиональных компетенций студентов

Автор статьи рассматривает возможности использования портфолио как технологии оценивания профессиональных компетенций студентов. В статье дана характеристика различных видов портфолио, которые используются в современной высшей школе. Автор анализирует опыт использования портфолио в российском и зарубежном высшем образовании, конкретизирует подходы к разработке критериев оценки портфолио.

Ключевые слова: портфолио, типы портфолио, компетенции, критерии оценки результатов образовательной деятельности.

Реализация компетентностного подхода требует от отечественного высшего образования комплексного решения проблем совершенствования качества обучения, обновления педагогических методик и технологий, а также способов контроля эффективности обучения.

Одной из инновационных технологий оценивания качества обучения и уровня сформирован-ности компетенций студентов в современном вузе является портфолио — собрание личных достижений студента, которое отражает реальный уровень его подготовки и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в вузе и за его пределами. В зарубежной образовательной практике портфолио, которое в переводе с итальянского языка дословно означает «папка с документами» или «папка специалиста», определяется как технология альтернативного оценивания и активно применяется в практике образования с середины ХХ века. Анализ зарубежного опыта использования портфолио в оценке профессиональных компетенций студентов, представленный в исследованиях В. К. Заг-воздкина, И. М. Курдюмовой, позволяет характеризовать его как коллекцию работ и результатов деятельности обучающегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях образовательной и профессиональной деятельности [2; 5]. При этом авторы выделяют специфику использования портфолио в опыте зарубежных вузов: в США особое внимание уделяется возможностям аутентичного оценивания, которое определяется как вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в прак-тико-ориентированной деятельности и преду-

сматривающий оценивание сформированности умений и навыков личности в условиях помещения ее в ситуацию, максимально приближенную к требованиям сферы профессиональной деятельности; в Великобритании портфолио рассматривается как инструмент оценивания, альтернативный тестированию и предоставляющий возможность не только оценить когнитивную составляющую компетенций студентов, но и реализовать лично-стно-центрированный подход в профессиональной подготовке будущих специалистов; в Германии приоритетное внимание уделяется накопительному характеру портфолио, который отражается и в широко используемом названии «файлы достижений».

Отечественный опыт использования портфо-лио в оценивании результатов профессиональной подготовки в вузе отражен в исследованиях Е. В. Григоренко, В. А. Девесилова, Н. В. Зеленко, Е. В. Игониной, И. А. Кныш, А. Г. Могилевской, И. П. Пастуховой, В. Ю. Переверзева, Н. М. Савиной, Ю. А. Синельникова и др. Анализ исследований этих авторов позволяет сделать вывод, что в современном процессе профессиональной подготовки портфолио выступает как компе-тентностно ориентированная технология фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента в определенный период его обучения как своеобразный отчет, позволяющий увидеть картину конкретных образовательных результатов, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса студента в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения. В частности, И. А. Кныш

и И. П. Пастухова определяют портфолио студентов как «индивидуальную, персонально подобранную совокупность разноплановых материалов, которые представляют образовательные результаты в «продуктном» виде и содержат информацию об индивидуальной образовательной траектории студента» [4, с. 3].

Современные исследователи отмечают, что использование портфолио в образовательном процессе вуза позволяет усилить практическую ориентацию и инструментальную направленность образования; достичь оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний, направленности образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков; расширить применение интерактивных форм обучения; развить навыки самостоятельной работы; усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса; выявить одаренных студентов и организовать индивидуальный процесс их включению в научно-исследовательскую деятельность; развить у студентов навык саморефлексии.

В качестве наиболее значимых функций порт-фолио как технологии оценивания профессиональных компетенций студента, отечественные исследователи наряду с контрольно-оценочной функцией выделяют учетно-информационную и контрольно-корректирующую функции, которые позволяют организовать длительное накопление, целенаправленный отбор и отражение специальным образом отбираемых материалов, демонстрирующих уровень сформированности профессиональных компетенций студентов, а также провести коррекцию его профессионально-образовательной деятельности [3]. Кроме того, работа над портфолио позволяет в полной мере выявить склонности и способности студента, помочь осуществить правильный выбор в сфере дальнейшей профессионализации, в частности, между практической и научно-исследовательской деятельностью в рамках избранной специальности.

В зависимости от целей создания выделяют несколько видов портфолио. Традиционно в образовательной практике используются три типа портфолио: портфолио документов, портфолио работ и портфолио отзывов.

Портфолио документов — портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений, который позволяет дать не только качественную, но и количест-

венную оценку образовательных достижений студента. Недостатком данного типа портфолио является то, что оно дает представление о результатах, но не описывает процесса профессионального и личностного развития студента, разнообразия его творческой активности, учебного стиля, интересов и т. п.

Большие возможности в этом направлении предоставляет портфолио работ как собрание личных достижений студента, которое показывает реальный уровень его подготовки и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в вузе и за его пределами. Данный тип портфолио может объединять различные творческие и проектные работы студента, содержать описание основных форм и направлений его учебной, исследовательской и творческой активности (участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.). Чаще всего портфо-лио работ оформляется в виде творческой папки с приложениями работ в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

Портфолио отзывов содержит тексты заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем, предоставленные преподавателями, научным руководителем, куратором, возможно однокурсниками, работниками системы дополнительного образования, и позволяют получить всестороннюю характеристику отношений студента к различным видам деятельности. Кроме того, данный вид портфолио может содержать рефлексивный компонент, представленный в виде письменного самоанализа студентом своей деятельности и ее результатов. Таким образом, использование данного вида портфолио позволяет включить механизмы самооценки студента, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и профессиональной деятельностью. Одним из недостатков порт-фолио отзывов является сложность формализации и учета собранной информации.

Кроме того, в практике вузовского обучения могут быть использованы такие типы портфолио, как «папка достижений», отражающая учебные, исследовательские и творческие успехи студента. Такое портфолио может предъявляется как результат освоения отдельной учебной дисциплины или как квалификационный результат творческого и научного развития на государственном

экзамене по специальности. Второй тип — рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития студента, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы: публикации, эссе, рефераты, зачетные и курсовые работы в течение определенного срока. Третий тип портфолио — проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научно-исследовательской или курсовой работой, подготовкой к выступлению на конференции. Четвертый тип портфолио — тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса, прохождения практики (методический порфолио, портфолио пратиканта).

Суть использования портфолио как технологии и как пакета документов — обеспечить эффективное взаимодействие студентов с научными руководителями, преподавателями и кураторами в вузе в период обучения, а также с потенциальными работодателями до и после окончания высшего учебного заведения. В связи с этим широкое распространение в практике профессиональной подготовки приобрело электронное портфолио. Специфика структурирования данного типа портфолио и требования к его оформлению представлены в работах С. В. Панюковой, В. Ю. Переверзева, С. А. Синельникова. С. В. Па-нюкова определяет электронное портфолио как «организованную обучающимся на базе средств ИКТ совокупность документов, включающую результаты квалификационных работ и их примеры, подтверждения сертификатов и дипломов в системе академического образования, а также результаты непрерывного оценивания и прогнозирования личных достижений вне образовательной системы» [6, с. 85]. К преимуществам электронного портфолио могут быть отнесены высокая степень мобильности его дополнения и коррекции, широкие возможности для художественного оформления, многовариантность выбора средств оформления и структурирования, доступность для внешнего и дистанционного оценивания.

Несмотря на многообразие подходов к классификации портфолио студентов, в алгоритме реализации данной технологии можно выделить следующие этапы:

1. Ориентировочно-мотивационный этап, который включает действия преподавателей, направ-

ленные на формирование мотивации и целепола-гания студента по созданию портфолио.

2. Исполнительно-операционный этап, который включает разработку совместной деятельности преподавателей, работодателей и студентов по определению и разработке структуры материалов портфолио, планирование деятельности по сбору, оформлению и подготовке материалов к презентации; выработку критериев оценивания материалов портфолио.

3. Рефлексивно-оценочный этап, который предполагает сбор и оформление материалов портфолио, пробы в его презентации, собственно презентацию и оценку портфолио.

Следует отметить, что при отборе материалов и структуризации портфолио важную роль играет рефлексия студентов, суть которой состоит в фиксации успехов и трудностей, возникающих при организации работы над портфолио. Рефлексия направлена на выявление так называемых точек опоры — уже имеющихся знаний, умений, навыков, которые позволяют добиваться успехов в выполняемой деятельности, и точек роста — дефицитов и трудностей, которые тормозят достижение запланированных результатов. Рефлексивное осмысление точек опоры и точек роста позволяет зафиксировать достижения в деятельности относительно ожидаемых результатов, а также значимые изменения, происходящие в самом субъекте деятельности, в частности, в формировании его компетенций. Для организации рефлексии деятельности можно использовать такие формы и методы работы, как групповая и индивидуальная работа студентов над портфолио; обсуждение материалов портфолио на семинарских занятиях; тренинги и консультации по формированию необходимых знаний и навыков создания и презентации портфолио. Пробы в презентации портфолио включают рефлексию и самооценку деятельности на заключительном этапе работы над портфолио и могут быть осуществлены в рамках семинарских занятий, заседаний студенческих научных обществ, тренингов и консультаций по формированию необходимых знаний и навыков студентов по созданию и презентации портфолио. Собственно презентация портфолио включает представление материалов портфолио-продукта лицам, заинтересованным в информации о достижениях его владельца, планах по его дальнейшему саморазвитию. При этом исследователи отмечают, что презентация является итоговым,

но не финальным действием в рамках портфолио-технологии, так как кроме готового портфолио-продукта в виде папки с материалами могут быть получены и другие результаты работы, не менее значимые для его владельца и других участников [1]. Рефлексия деятельности на этапе позволяет перевести результаты практической деятельности в опыт для его дальнейшего использования.

В каждом конкретном случае создания и использования портфолио необходимо разрабаты -вать систему показателей для его оценки. Она будет напрямую зависеть от типа портфолио и целей его использования. При выработке критериев для оценивания материалов портфолио необходимо придерживаться следующих принципов:

- принцип обеспечения полноты оценивания, с позиций которого параметры и критерии оценивания вырабатываются на основе уже имеющихся в образовательной практике представлений о необходимых качествах портфолио как продукта деятельности студента и с учетом собственного творческого вклада участников создания портфолио, необходимого для полноты оценивания ;

- принцип совместной деятельности, который предполагает выработку системы оценивания (процедуры и критерии оценки) в процессе совместного обсуждения всех сторон и участни -ков, заинтересованных в успешных результатах использования портфолио-технологии;

- принцип цикличности деятельности, сущность которого заключается в том, что совместная деятельность по выработке критериев оценивания циклически встраивается в два такта портфо-лио-технологии: проба по созданию и использованию портфолио и оценка работы студента [1].

Следует отметить, что в настоящее время в практике оценивания портфолио наметился переход от ориентации на оценку собственно презентационных умений студентов к оценке конкретных компетенций (общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных). Например, для оценки уровня сформированности исследовательских компетенций могут быть использованы такие результаты исследовательской деятельности студентов, как рефераты, курсовые работы, доклады, тезисы выступлений с конкурсов, фото- и видеоматериалы с конференций и т. д. Для оценки рефлексивных компетенций студентов используются эссе, резюме, различные виды планов и самоанализов, выполненные студентами. Оценка профессиональных компетенций может быть осуществлена через оценивание

образовательных результатов, полученных в ходе изучения различных инвариантных и вариативных дисциплин профессиональной подготовки, диагностических материалов, отражающих формирование профессиональных компетенций, отчетов по различным видам практик и т. д.

Таким образом, портфолио современного студента является индивидуальным, персонально подобранным пакетом материалов, которые в виде конкретного продукта представляют образовательные и профессиональные результаты и достижения студента, характеризуют способы анализа и планирования его образовательной деятельности и профессиональной карьеры, позволят оценить уровень сформированности его профессиональных компетенций.

—т—-

1. Григоренко Е. В. Портфолио в вузе: методические рекомендации по созданию и использованию. Томск: ТГУ, 2007. 134 с.

2. Загвоздкин В. К Роль портфолио в учебном процессе. Некоторые психолого-педагогические аспекты (на основе материалов зарубежных источников) // Психологическая наука и образование. 2004. № 4. С. 5-10.

3. Игонина Е. В. Функции портфолио студента высшего учебного заведения. URL: http://gisap.eu/ru/node/734 (дата обращения: 02.02.14).

4. Кныш И. А., Пастухова И. П. Электронное портфолио студента: особенности формирования и внедрения в практику образовательного процесса // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». 2007. № 11. С. 61-66.

5. Курдюмова И. М. Оценка качества профессионального образования в Великобритании. М.: ИЦ НОУ ИСОМ, 2003. 36 с.

6. Панюкова С. В. Электронный портфолио ученика // Информатика и образование. 2007. № 2. С. 85-86.

7. Переверзев В. Ю., Синельников С. А. Электронное порт-фолио студента как инновационное оценочное средство // Среднее профессиональное образование. 2008. № 1. С. 7173.

8. Федотова Е. Е., Новикова Т. Г., Прутченков А. С. Порт-фолио как средство альтернативного оценивания в практике зарубежной школы // Школьные технологии. 2005. № 3. С. 171-180.

1. Grigorenko E. V. Portfolio v vuze: metodicheskie reko-mendatsii po sozdaniyu i ispolzovaniyu. Tomsk: TGU, 2007. 134 s.

2. Zagvozdkin V. K. Rol portfolio v uchebnom processe. Ne-kotorye psihologo-pedagogicheskie aspekty (na osnove materia-lov zarubezhnykh istochnikov) // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2004. № 4. S. 5-10.

3. Igonina E. V. Funktsii portfolio studenta vysshego ucheb-nogo zavedeniya. URL: http://gisap.eu/ru/node/734 (data obra-shcheniya: 02.02.14).

4. Knysh I. A., Pastukhova I. P. Elektronnoe portfolio studenta: osobennosti formirovaniya i vnedreniya v praktiku

obrazovatelnogo protsessa // Prilozhenie k zhurnalu «Srednee professionalnoe obrazovanie». 2007. № 11. S. 61-66.

5. Kurdyumova I. M. Otsenka kachestva professionalnogo obrazovaniya v Velikobritanii. M.: IC NOU ISOM, 2003. 36 s.

6. Panyukova S. V. Elektronnyy portfolio uchenika // Infor-matika i obrazovanie. 2007. № 2. S. 85-86.

7. Pereverzev V. Yu, Sinelnikov S. A. Elektronnoe portfolio studenta kak innovatsionnoe otsenochnoe sredstvo // Srednee professionalnoe obrazovanie. 2008. № 1. S. 71-73.

8. Fedotova E. E., Novikova T. G., Prutchenkov A. S. Portfolio kak sredstvo alternativnogo otsenivaniya v praktike za-rubezhnoy shkoly // Shkolnye tehnologii. 2005. № 3. S. 171-180.

E. V. Kondratenko

Mari State University, Yoshkar-Ola

Portfolio as an Assessment Technology of Students' Professional Competences

The author considers the use of portfolio as an assessment technology of students' professional competences. The article characterizes different portfolio types used in modern schools of higher education and analyses Russian and foreign experience in this field and specifies approaches to the development of criteria of portfolio assessment.

Key words: portfolio, portfolio types, competences, criteria of the results of learning activity assessment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.