УДК 681.324.1
Мубаракшина Ф.Д. - кандидат архитектуры, доцент
E-mail: [email protected]
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1
Проектный семинар - перспективная форма внеучебной деятельности в подготовке специалиста архитектурно-строительного вуза
Аннотация
Новые принципы подготовки специалистов высшего образования на современном уровне социально-экономических условий развития общества требуют от выпускников высшей школы профессиональной компетентности, социальной коммуникативности, наличия организаторских умений и качеств.
Одним из популярных видов внеучебной деятельности студентов, получивших широкое распространение в последние годы, в том числе и в КГАСУ, является так называемый Workshop - международный межвузовский проектный семинар для студентов, аспирантов и преподавателей.
Рассматривается опыт организации межвузовских международных проектных семинаров 2006-2011 годов, проведенных в Казани, Стокгольме, Стамбуле, Лондоне.
Ключевые слова: внеучебная деятельность, межвузовский международный
проектный семинар, работа в команде.
Новые принципы подготовки специалистов высшего образования на современном уровне социально-экономических условий развития общества требуют от выпускников высшей школы не только безусловной профессиональной компетентности, но также и социальной коммуникативности, наличия организаторских умений, активной жизненной и профессиональной позиции.
Сегодня преобладающим в образовательном процессе независимо от направления подготовки является получение требуемого объема теоретических, абстрактных знаний. Традиционное обучение, главным образом, основано на передаче знаний от учителя ученику и сводится к максимальному усвоению информации, грешит недостатком получения учащимся практических навыков, отличается отсутствием социального контекста профессиональной деятельности, не развивает творческой активности. Поскольку в таком образовании практически нет познавательной мотивации, соответственно, нет и творческого мышления, способного решать проблемы.
Студент в современном учебном процессе занимает пассивную роль обучаемого, что не способствует формированию в его сознании инициативной позиции специалиста, как это требуется на практике, когда ежедневно приходится принимать решения и нести за них ответственность. Если получаемые студентом знания не носят личностный характер, то и получение образования приобретает формальный оттенок и сводится к получению диплома и обезличенных абстрактных знаний. Получается, что не все стороны личности учащегося задействованы в процессе его становления.
В условиях же практической проектной деятельности на первый план выходят практические умения, при этом пробелы в теоретических знаниях можно наверстать, а вот отсутствие опыта в выстраивании отношений, низкую творческую активность, отсутствие активной профессиональной и социальной позиции преодолеть сложнее. Недостаточная подготовленность в этих вопросах приводит к трудностям социальной адаптации выпускников в профессиональной деятельности.
С каждым днем заметнее становится отставание образования от динамики в развитии профессии, поэтому современный специалист должен быть не только хорошо обученным, то есть иметь необходимую сумму знаний, а еще и мотивированным к обучению и познанию, самостоятельным и творчески активным.
Подготовка специалиста на современном уровне, учитывающая возросшие требования государства к успешному и конкурентоспособному на рынке труда специалисту, предусматривает интеграцию учебной, производственной и внеучебной деятельности студентов. Учебная деятельность - это лекции, практические занятия, семинары, занятия в лаборатории. Производственная деятельность - разнообразные практики. Все остальное - это внеучебная деятельность, которая объединяет в себе огромное разнообразие видов деятельности: научную, проектную, художественную, спортивную, досугово-развлекательную, общественную, в которых формируются и реализуются когнитивные, праксиологические и коммуникативные навыки.
Одним из популярных видов внеучебной деятельности студентов, будущих архитекторов и инженеров-архитекторов, получившим широкое распространение в течение последних нескольких лет, в том числе и в Казанском государственном архитектурно-строительном университете, является так называемый Workshop -международный межвузовский проектный семинар.
Начиная с 2006 года, международные проектные семинары на базе Инженерноархитектурного факультета КГАСУ были успешно проведены:
- в 2006 году - совместно с преподавателями и аспирантами из университетов Флоренции, Пизы и Казани в г. Казани (рис. 1);
- в 2008 году с участием представителей университетов Стокгольма, Москвы и Казани в г. Казани;
- в 2009 году с участием представителей университетов Стокгольма, Москвы, Стамбула и Казани в г. Стокгольме (рис. 2);
- в 2009 году с участием представителей университетов Стокгольма, Москвы, Стамбула и Казани в г. Стамбуле;
- в 2011 году с участием представителей Университета Восточного Лондона и КГАСУ в Лондоне.
Рис. 1. Международный российско-итальянский проектный семинар (Казань, 2006 г.): а - работа жюри; б - творческий процесс; в, г - проекты, разработанные международными проектными командами
В ноябре 2012 года состоялся очередной проектный семинар и учебная обмерная практика в Университете Флоренции с участием студентов университетов Павии, Лондона, Казани, Москвы и Флоренции.
Большим недостатком сегодняшней системы обучения является отсутствие в ней задач по формированию у студентов навыков коллективного взаимодействия, которые сегодня входят в обязательный минимум требований работодателя к молодому специалисту и обуславливаются коллективным типом организации большинства видов деятельности. Если учебная деятельность в основном носит индивидуальный характер, то внеучебная, как правило, коллективна, и поэтому они взаимно дополняют друг друга.
Проектный семинар, как правило, ставит перед объединенной международной командой студентов творческую задачу, которая требует анализа исходных данных и ситуации, мозгового штурма, собственно проектного процесса, оформления и презентации результатов совместного труда. Проектный семинар объединяет студентов, стимулирует их творческую активность, развивает самостоятельность, способствует раскрытию потенциальных возможностей каждого. Получаемый результат всегда личностный, воспринимается как собственное достижение и является мотивацией к последующей деятельности. Участие в совместных проектных семинарах развивает у студентов стремление не только к личному, но и к групповому успеху, генерирует модель полного цикла мышления, необходимого квалифицированному специалисту, - от постановки проблемы, которая служит мотивацией к познавательной активности, до нахождения различных способов ее разрешения, выявления и выбора наиболее эффективного варианта решения проблемы.
Рис. 2. Международный российско-шведский проектный семинар (Стокгольм, 2009 г.): а - обсуждение задания; б - творческий процесс; в, г - презентация проектов международных команд
Проектный семинар как один из видов внеучебной деятельности реализуется в социальном контексте, часто в малознакомом коллективе, заставляя человека встраиваться в этот социальный контекст и находить общий язык с новыми людьми для решения достаточно сложных задач. Именно в таком процессе у молодых людей развиваются способности к межличностному, внутригрупповому и командному взаимодействию. В этой работе у будущих специалистов происходит не только овладение техникой общения, но и воспитывается культура поведения и речи, формируется ответственность за принятые решения перед коллективом, воспитывается добросовестность и аккуратность, проявляется отношение к работе, умение ее разделять и замещать, контролировать качество исполнения.
В профессионально ориентированном проектировании происходит разностороннее познание и раскрытие будущей деятельности, поэтапно формируются дополнительные практические комплексные умения и навыки, совершается переход от суммарной информации, полученной в учебном процессе, к целостному результату - знанию и компетентности на выходе [3].
Педагогическая практика показывает, что многие необходимые в дальнейшем и очень востребованные навыки за годы обучения в вузе можно получить, только активно занимаясь внеучебной работой. Проектные семинары, в частности, способны воспитывать и управленческие навыки, и умение работать с коллективом, вести переговоры, действовать в нестандартных ситуациях. Участвуя в проектных семинарах, через выполнение разнообразных видов деятельности студент осваивает различные социальные роли, что дает ему некий новый интегративный результат образования и способствует адаптации в последующей взрослой жизни.
Проектные семинары, в дополнение ко всему прочему, за счет преимущества попробовать себя в различных ипостасях и направлениях коллективной проектной деятельности предоставляют будущему выпускнику возможность подтвердить правильность выбора профессии.
Конечно, чтобы удовлетворить каждого заинтересованного студента на любом этапе развития, внеучебная деятельность не может ограничиться одними проектными семинарами. Очевидно, что чем разнообразнее по формам и содержанию будет опыт, полученный за время обучения, тем успешнее будет включение выпускника в профессиональную самореализацию, в процесс построения карьеры, так как свойство творческой активности станет свойством личности, позволяющим быстро найти сферу приложений творческого и профессионального потенциала.
Список литературы
1. Жоголева О.Р. Влияние внеучебной воспитательной деятельности вуза на процесс социализации студенческой молодежи // Автореферат канд. дисс. на соиск. степени канд. социологических наук. - Тюмень, 2007. - 25 с.
2. Степанчук А.В. Участие студентов специальности «Проектирование зданий» в
научно-исследовательской работе. Сборник статей «Методика организации
образовательного процесса на специальности 270114 - «Проектирование зданий». Материалы IV Всероссийской научно-методической конференции. - Казань:
КГАСУ, 2008. - С. 57-62.
3. Денисова А.Б. Роль внеучебной деятельности в подготовке современного
специалиста. // Известия КГАСУ, 2012, № 3 (21). - С. 225-229.
4. Gulielmi Е., Mattioli L., Taddei А. II recupero architettonico dell'isola di Sviyazhsk. -Florence: Edizioni Polistampa, 2007. - 48 p.
Mubarakshina F.D. - candidate of architecture, associate professor E-mail: [email protected]
Kazan State University of Architecture and Engineering
The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya St., 1
The Workshop is the perspective form of extracurricular activity of the higher school architectural and engineer specialist preparation Resume
There are certain requirements to the professional qualities of a significant person, in particular, require organizational skills and management, because the new system of economic relations has penetrated into all spheres of life and changed them.
The success of post-graduate work is not only professional but also social mobility, ability to perform specific professional and social roles, rapid adaptation to both the production and the corporate culture of the organization. The main deficiency of the traditional education system in the initial absence of its objectives to build and develop the skills of collective interaction, the need for which stems from the collective nature of most activities.
Extra-curricular activities support a mechanism balancing the education system. It solves several problems, impossible to reach by traditional methods: the skills of collective thinking and action, decision-making skills of adaptation, interaction and communication in changing groups, the ability to plan and organize the execution of the task, raising social qualities and values, including responsibility, integrity and decency. Increasing the motivation, skills and reflective components of the activity of the educational process, extracurricular activities improves the quality of training in general.
In this way, we can speak about Workshop, which is really one of the perspective forms of extra-curricular activity of the higher school architectural and engineer specialist preparation.
The successful six-year experience of Workshop organizing work in KSUAE shows the opportunities of this type of educational process.
Keywords: extracurricular activities, international Workshop, teamwork.
References
1. Zhogoleva I.N. Effect of extra-curricular educational activities for high school students the process of socialization // the master's thesis author's abstract on competition of degree of a Cand. of social sciences. - Tyumen, 2007. - 25 p.
2. Denisova A.B. The role of extracurricular activities in the preparation of a modern specialist. // Isvestiya KGASU, 2012, № 3 (21). - P. 225-229.
3. Stepanchuk A. V. The participation of «Building Design» specialty students in science and research. Collection of articles «Methods of educational process on specialty 270114 -«Building Design». Materials of the IV Scientific and Technical Conference. - Kazan: KSUAE, 2008.-P. 57-62.
4. Gulielmi E., Mattioli L., Taddei A. The architectural restoration of the island of Sviyazhsk. - Florence: Edizioni Polistampa, 2007. - 48 p.