Научная статья на тему 'Электронная среда университета: возможности поддержки внеучебной деятельности студентов'

Электронная среда университета: возможности поддержки внеучебной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ СРЕДА / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ELECTRONIC ENVIRONMENT / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / STUDENTS / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Ольга Валерьевна

Рассматриваются современные подходы к изучению внеучебной деятельности студентов. Внеучебная деятельность студентов понимается как особый вид деятельности, в котором решаются задачи воспитания, социализации и профессионализации. Проводится анализ соответствия внеучебной деятельности современному информационному и коммуникационному поведению, образовательному запросу молодежи. Проводится анализ электронных сред, выявление наиболее эффективных моделей их построения, а также форм поддержки и отражения внеучебной деятельности. Электронная среда должна содержать в себе ценностные ориентиры, а также являться открытой для социальных партнеров с целью предоставления возможности для личностного и профессионального развития студентов. Поддержка и отражение внеучебной деятельности студентов реализуются в электронной среде вузов через сайт, социальные сервисы, вузовские медиаресурсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

University Electronic Environment: Opportunities for the Support of Students'' Extracurricular Activities

The article is focused on the modern approaches to the study of students' extra-curricular activities. Extracurricular activities are understood as a special type of activities for education, socialization and professionalization. Areas and types of extracurricular activities are allocated from different positions: additional education, social, creative, scientific, sporting activities. The compliance of extracurricular activities to modern information and communication behavior and educational needs of young people is analyzed. The analysis of electronic media helps to identify the most effective models and forms of extracurricular activities support and reflection. It is stressed that electronic environment should contain values, and be open to the social partners in order to provide opportunities for personal and professional development of students. Support and reflection of students' extracurricular activities is realized in the electronic environment of universities through sites and social media.

Текст научной работы на тему «Электронная среда университета: возможности поддержки внеучебной деятельности студентов»

3. Журавлева О. П., Михалева Л. П. Интерактивный режим организации современного образовательного процесса: Учебно-методическое пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2012. 88 с.

4. Кузьменкова О. В. Структура и содержание представлений учителей о своей профессиональной роли. http://cyberleninka.ru/article/n/struktura-i-soderzhanie-predstavleniy-uchiteley-o-svoey-professionalnoy-roli#ixzz3Ua8ueQ6p

5. Профессиональная многомерность: Монография / Ф. Г. Ялалов. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 180 с.

6. Современная школа: проблема отчуждения учащихся: Коллективная монография / Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: Свое издательство, 2014. 195 с.

REFERENCES

1. Gladkaja I. V. Molodye uchitelja o svoej gotovnosti k professional'noj dejatel'nosti / Dostup: http://cyberleninka.ru/article/n/molodye-uchitelya-o-svoey-gotovnosti-k-professionalnoy-deyatelnosti

2. Gladkaja I. V. Preemstvennost' issledovanija professional'nogo stanovlenija budustahih uchitelej na ka-fedre pedagogiki // Izvestija RGPU im. A. I. Gertsena. 2015. №174. S. 26-35.

3. Zhuravleva O. P., Mihaleva L. P. Interaktivnyj rezhim organizatsii sovremennogo obrazovatel'nogo processa: Uchebno-metodicheskoe posobie / Krasnojar. gos. ped. un-t im. V.P. Astafeva. Krasnojarsk,

2012. 188 s.

4. Kuz'menkova O. V. Struktura i soderzhanie predstavlenij uchitelej o svoej professional'noj roli / Dostup: http://cyberleninka.ru/article/n/struktura-i-soderzhanie-predstavleniy-uchiteley-o-svoey-professionalnoy-roli#ixzz3Ua8ueQ6p

5. Professional'naja mnogomernost': Monografija / F. G. Jalalov. Kazan': Tsentr innovatsionnyh tehnologij,

2013. 180 s.

6. Sovremennaja shkola: problema otchuzhdenija uchashhihsja: Kollektivnaja monografija / Pod red. A. P. Trjapitsynoj. SPb.: Svoe izdatel'stvo, 2014. 195 s.

О. В. Яковлева

ЭЛЕКТРОННАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА: ВОЗМОЖНОСТИ ПОДДЕРЖКИ ВНЕУЧЕБНОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Рассматриваются современные подходы к изучению внеучебной деятельности студентов. Внеучебная деятельность студентов понимается как особый вид деятельности, в котором решаются задачи воспитания, социализации и профессионализации. Проводится анализ соответствия внеучебной деятельности современному информационному и коммуникационному поведению, образовательному запросу молодежи. Проводится анализ электронных сред, выявление наиболее эффективных моделей их построения, а также форм поддержки и отражения внеучебной деятельности. Электронная среда должна содержать в себе ценностные ориентиры, а также являться открытой для социальных партнеров с целью предоставления возможности для личностного и профессионального развития студентов. Поддержка и отражение внеучебной деятельности студентов реализуются в электронной среде вузов — через сайт, социальные сервисы, вузовские медиаресурсы.

Ключевые слова: электронная среда, внеучебная деятельность, студенты, информационные технологии.

* Издание статьи осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-06-14115 «Высокотехнологичная информационная образовательная среда» 132

O. Yakovleva

UNIVERSITY ELECTRONIC ENVIRONMENT: OPPORTUNITIES FOR THE SUPPORT OF STUDENTS' EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article is focused on the modern approaches to the study of students' extra-curricular activities. Extracurricular activities are understood as a special type of activities for education, socialization and professionalization. Areas and types of extracurricular activities are allocated from different positions: additional education, social, creative, scientific, sporting activities. The compliance of extracurricular activities to modern information and communication behavior and educational needs of young people is analyzed. The analysis of electronic media helps to identify the most effective models and forms of extracurricular activities support and reflection. It is stressed thai electronic environment should contain values, and be open to the social partners in order to provide opportunities for personal and professional development of students. Support and reflection of students' extracurricular activities is realized in the electronic environment of universities — through sites and social media.

Keywords: electronic environment, extracurricular activities, students, information technology.

1. Современные подходы к изучению внеучебной деятельности студентов

Внеучебная деятельность традиционно рассматривается в контексте свободного выбора, самообразования, а также профессионального самоопределения [3]. Вне-учебная деятельность для студентов — это возможность самореализации в разных направлениях, возможность развития социальных компетенций, эмоционального интеллекта (emotional intelligence, soft skills) [8]. Кроме того, студент пробует разные виды деятельности (социальную, научную, творческую, спортивную), понимает лучше собственные интересы, потребности, способности [9].

В условиях активного развития концепций электронной образовательной среды, электронного обучения, использования информационных технологий для поддержки учебной деятельности, а также широкой образовательной активности студентов, возникает вопрос: каковы условия эффективности использования электронной среды для поддержки внеучебной деятельности студентов? Для ответа на этот вопрос необходимо соединить два направления исследования: с одной стороны, сущ-

ность самой электронной среды, в том числе и ее образовательной составляющей; с другой стороны, студентов как главных субъектов этой среды.

Важно рассматривать электронную среду поддержки внеучебной деятельности студентов в условиях современного развития широкой электронной среды. Исследования доказывают, что самые современные тенденции развития электронной среды связаны с социальными медиа, а также перспективами условно следующего этапа развития этой среды, условно называемого «web 3.0» [10]. Именно в данном аспекте наблюдается пересечение современной специфики деятельности студентов и молодежи в целом и возможностей электронной среды в поддержке внеучебной деятельности. Речь идет не о том, чтобы перевести внеучебную деятельность в среду социальных медиа, а о том, чтобы использовать отработанные инструменты этой среды для привлечения и поддержки внеучеб-ной деятельности. Развитие сетевых сообществ является сегодня, пожалуй, одним из ведущих факторов, влияющих на социализации молодежи. В частности, С. В. Бонда-ренко рассматривает феномен «лидерства»

в киберпространстве как некую способность к обмену знаниями и навыками, способности оказывать на участников сообщества социальное влияние [1]. М. В. Воропаев называет коллективную память важным элементом функционирования сетевого сообщества [2]. Активность студента должна стать центральной характеристикой электронной среды. Студентом создается «индивидуальная электронная образовательная среда студента» специальным образом спроектированная на базе информационных и телекоммуникационных технологий развивающая среда, которая позволяет каждому обучающемуся проявить, развить личностные и профессиональные качества, необходимые человеку для успешной самореализации, самоопределения и социализации [4].

В маркетинге социальных медиа (social media marketing) активно развиваются концепции профилей пользователя [11]. Вводится понятие «социальный профиль» — цифровое досье, включающее знакомых людей (члены семьи, коллеги, друзья). Существует также понятие «профиль интересов»— цифровое досье, включающее обновления пользователя, товары, рейтинги, поисковые запросы, список вкусов и предпочтений. Важно уметь создавать свой социальный профиль для разных целевых аудиторий — работодателей, друзей, родственников. В частности, в одном из проведенных исследований рассматривается практический пример управления студентами собственными социальными профилями в Интернете в процессе группового взаимодействия. Экспериментальная работа состояла в том, чтобы каждый студент создал собственный профиль, а затем, выступив в роли потенциального работодателя, включится в процессе взаимной оценки профилей других участников [7]. В рамках развития концепции web 3.0 и семантических инструментов обработки информации используется понятие «се-

мантический профиль», который строится по следам действий с ресурсами электронной среды [13].

В маркетинге социальных медиа уже разработаны и широко применяются приемы привлечения фокус-групп пользователей в среду того или иного медиа-ресурса [5]. Наиболее часто используются приемы привлечения внимания, основанные на психологических закономерностях восприятия человеком информации. В частности, уникальность информации, ее новизна, непривычность, систематический повтор информации, актуальность, эмоциональность, субъективная значимость, престижность.

Сущность социальных медиа составляет концепция активности участников электронной среды, совместного создания содержания этой среды, пользовательского контента (user generated content). Именно эта концепция должна работать и в электронной среде поддержки внеучебной деятельности студентов. Сами студенты в ходе совместной деятельности создают контент, комментируют, редактируют, оценивают, распространяют на более широкую аудиторию. Из реальных примеров социальных медиа мы видим, что только тогда, когда содержание имеет личностный смысл для субъектов сообщества, они принимают его и готовы дальше развивать, включаться в инициативы. Это имеет прямое соответствие с сущностью внеучебной деятельности — она может инициироваться самими студентами.

Важно, что электронная среда должна содержать в себе ценностные ориентиры, а также являться открытой для социальных партнеров с целью предоставления возможности для личностного и профессионального развития студентов; соответствовать современному информационному и коммуникационному поведению, образовательному запросу не только молодежи [6], но и педагогов [12].

2. Практические примеры использования электронной среды для поддержки внеучебной деятельности студентов

Перенос, адаптация и использование приемов социальных медиа в корпоративную электронную среду образовательных учреждений высшей школы является сегодня общемировой тенденцией. В данном аспекте особый интерес представляет опыт вузов по реализации поддержки внеучебной деятельности студентов. Именно поэтому в ходе совместной научно-исследовательской деятельности в рамках участия в проекте «Международная исследовательская сеть изучения и развития передовых педагогических знаний в области ИКТ-инструментов, электронного обучения и межкультурных компетенций» (International research network for study and development of new tools and methods for advanced pedagogical science in the field of TCT instruments, e-learning and intercultural competences; IR-Net) автором статьи был проведен анализ электронных сред университетов — участников проекта с фокусом на реализацию возможностей поддержки внеучеб-ной деятельности студентов — ресурсов университета Силезии (Польша), университета Твенте (Нидерланды).

Выявлены основные группы участников изученных электронных сред. Наиболее активными участниками являются студенческие организации и органы студенческого самоуправления, студенты, преподаватели. Кроме того, важную роль играют и социальные партнеры — работодатели, родители, зарубежные партнеры. Для них особенно актуальна наглядная презентация достижений в электронной среде, а также возможность обратной связи с целью инициирования сотрудничества. Приведем ряд примеров, иллюстрирующих некоторые перечисленные особенности.

Поддержка и отражение внеучебной деятельности студентов реализуется в

электронной среде вузов — через сайт, социальные сервисы, вузовские медиаре-сурсы (радио, телевидение и т. д.). На сайте университета Твенте (tittp://www. utwente.nl) отражено несколько направлений внеучебной деятельности — творческая, научная, спортивная, социальная. Кроме того, отражены ключевые события, связывающие внеучебную деятельность с профессионализацией, творческим и личностным развитием. Важно, что в каждом направлении видны приемы мотивации студента внести свой личных вклад в организацию и реализацию того или иного проекта, события, акции. Причем активность студента подчеркивается даже в самих названиях проектов. Каким образом происходит поддержка внеучебной деятельности? Можно выделить ряд приемов представления каждого значимого события: предоставления информации о событии, создание образа события (метафорическое название, символическое описание), приглашение внести свой вклад в подготовку и реализацию, отражение процесса и результата с помощью медиаконтента (видео, фото), представление отзывов участников, архива аналогичных событий прошлых лет. В частности, «In_Sight Day» — ежегодное событие, направленное на погружение в проектную деятельность. В течение дня студенты работают над практикоориентиро-ванными проектами, связанными со своей будущей профессиональной деятельностью, в командах. На сайте и в социальных сетях доступны видеоролики, фотоотчеты с прошедших событий, что позволяет мотивировать будущих участников. Проект «Create Tomorrow» представляет собой более масштабное ежегодное событие, в котором принимают участие студенты из нескольких университетов Нидерландов. Особую ценность здесь составляет связь с реальной практикой, рынком труда, работодателями, которые

предоставляют свой запрос на будущих сотрудников, а также предоставляют реальные профессиональные задачи. Кроме того, в процессе решения кейсов команды могут получить профессиональную помощь и консультацию специалистов из разных профессиональных областей (реклама, маркетинг, медиа, риторика). Важно, что заинтересованные студенты могут принять участие в проекте не только в составе команд, но и в качестве организаторов и со-организаторов. Для данной цели на сайте проекта есть он-лайн регистрация, а также форма для обмена идеями — каждый может внести свой вклад, обменяться мнениями, стать активным участником проекта. Мотивационную составляющую также стимулирует видео- и фотоконтент прошедших событий.

Также есть информация о возможностях для абитуриентов. В частности, акция «Student for a day» позволяет попробовать себя в качестве студента — окунуться в атмосферу не только учебной деятельности (посетить занятия, пообщаться с преподавателями), но и внеучебной деятельности (познакомиться с кампусом, спортивными и творческими объединениями университета, театром, музеем).

В университете Силезии реализована несколько иная модель поддержки вне-учебной деятельности студентов. Значительное место и поддержке внеучебной деятельности занимает университетское интернет-телевидение http: //www.telewizja. us.edu.pl/). Содержание трансляций широкое: отражает жизнь университета (события), раздел электронного обучения связан с научно-популярными фильмами, а также транслируются лекции преподавателей, интервью. Любой желающий может внести свой вклад: предоставить свои материалы, которые могут транслироваться, если они соответствуют формату интернет-телевидения университета. Демонстрируются

творческие проекты и работы студентов — фильмы, анимация; отражаются студенческие инициативы, события, акции. Существует студенческое интернет-радио Egida (http://vww.egidа.us.edu.pl/). Все ме-диаресурсы имеют свои страницы в социальных сетях, где наряду с медиаконтен-том поддерживаются обсуждение, обмен ссылками, совместное добавление нового содержания. В электронной среде существует и ежемесячная университетская газета (httn:/gazeta.us.edи.рl/), в которой освещаются события университетской научной, культурной, студенческой жизни для всех групп субъектов корпоративной среды вуза — преподавателей, сотрудников, студентов, абитуриентов. На основном сайте университета есть отдельная рубрика «Студенческие инициативы», где размещается информация о мероприятиях, проводимых студентами. В данном разделе размещаются не только объявления, но и видеоконтент, созданный студентами и отражающий студенческие проекты.

Таким образом, анализ электронных образовательных сред университетов в контексте поддержки и активизации внеучеб-ной деятельности студентов позволяет сделать следующий вывод об условиях эффективности использования электронной среды для поддержки внеучебной деятельности студентов.

Первым условием является согласованность проектирования электронной среды с общеуниверситетской стратегией в области организации внеучебной деятельности студентов.

Вторым условием является предоставление студентам возможности внести свой вклад в электронную среду, проявить в ней собственную активность и инициативу. В данном случае эффективными инструментами создания таких возможностей являются социальные медиа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондаренко С. В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. Ростов н/Д: Изд. центр ДГТУ, 2004, 320 с.

2. Воропаев М. В. Воспитание в виртуальных средах: Монография / Науч. ред. А. В. Мудрик. М.: МГЛУ, 2010. 232 с.

3. Иванайская Т. Л. Гуманитарные технологии организации внеучебной деятельности вуза // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2014. № 3. С. 48-52.

4. Носкова T. Н. Виртуальная образовательная среда: преподаватель и студент // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2011. № 142. С. 119-126.

5. ХаритоновМ. В. Реклама и PR в массовых коммуникациях. СПб.: Речь, 2008. 198 с.

6. Яковлева О. В. Социальная активность студентов в информационной среде // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2014. № 171. С. 212-217.

7. Crook В., Pastorek A. Would I Hire Me? Examining the presence of students' online past // Communication Teacher. 2015. Vol. 29. No l. Р. 7-12.

8. De Carvalho M., Rabechini R. Impact of risk management on project performance: the importance of soft skills // International Journal of Production Research. 2015. Vol. 53. No. 2. Р. 321-340.

9. Greene K. M, Maggs J. L. Revisiting the time trade-off hypothesis: work, organised activities, and academics during college // Journal of Youth and Adolescence. 2014. No 9. 15 p.

10. Kommers P., lsaias P., Issa T. Perspectives on social media: A Yearbook.; Routledgе, 2015. 192 p.

11. Rogers D. The Future of the Social Web: Social graphs vs. interest graphs [Электронный ресурс]. http://readwrite.com/2011/09/30/the _future_of_the_social_web_social_grap hs_vs_intercst_graphs (дата обращения: 04.04.2015).

12. Summr Е., Esfer S., Yildirim S. Teachers' Facebook use: their use habits, intensity, self-disclosure, privacy settings, and activities on Facebook // Educational Studies. 2014. Vol. 40. Issue 5. Р. 537-553.

13. Noskova Т., Pavlova Т., Yakovleva O. Web.3 technologies and transformation of pedagogical activities // Artificial Intelligence Technologies and the Evolution of Web 3.0 / Ed. Tomayess Issa, Pedro lsaias. 2015. 363 p.

REFFRENCBS

1. Bondarenko S. V. Social'naja struklura virtual'nyh setevyh soobsfchestv. Rostov n/D: Izd. centr DGTU, 2004. 320 s.

2. Voropaev M. V. Vospitanie v virtual'nyh sredah: Monografija / Nauch. red. A. V. Mudrik. M.: MGPU, 2010. 232 s.

3. lvanajskaja T. L. Gumanitarnye tehnologii organizatsii vneuchebnoj dejatel'nosti vuza // Vestnik Voro-nezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Problemy vysshego obrazovanija. 2014. № 3. S. 48-52.

4. Noskova T. N. Virtual'naja obrazovatel'naja sreda: prepodavatel' i student // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. А. I. Gertsena. 2011. № 142. S. 119-126.

5. HaritonovM. V. Reklama i PR v massovyh kornmunikatsijah. SPb.: Rech', 2008. 198 s.

6. Jakovleva O. V. Sotsial'naja aktivnost studentov v informatsionnoj srede // Izvestija RGPU im. A. I. Gertsena. 2014. № 171. S. 212-217.

7. Crook В., Pastorek A. Would I Hire Me? Examining the presence of students' online past // Communication Teacher. 2015. Vol. 29. No l. Р. 7-12.

8. De Carvalho M., Rabechini R. Impact of risk management on project performance: the importance of soft skills // International Journal of Production Research. 2015. Vol. 53. No. 2. Р. 321-340.

9. Greene K. M, Maggs J. L. Revisiting the time trade-off hypothesis: work, organised activities, and academics during college // Journal of Youth and Adolescence. 2014. No 9. 15 p.

10. Kommers P., lsaias P., Issa T. Perspectives on social media: A Yearbook.; Routledgе, 2015. 192 p.

11. Rogers D. The Future of the Social Web: Social graphs vs. interest graphs [Elektronnyj resurs]. http://readwrite.com/2011/09/30/the _future_of_the_social_web_social_grap hs_vs_intercst_graphs (data ob-rashchenija: 04.04.2015).

12. Sumuer Е., Esfer S., Yildirim S. Teachers' Facebook use: their use habits, intensity, self-disclosure, privacy settings, and activities on Facebook // Educational Studies. 2014. Vol. 40. Issue 5. Р. 537-553.

13. Noskova Т., Pavlova Т., Yakovleva O. Web.3 technologies and Iransformation of pedagogical activities // Artificial Intelligence Technologies and the Evolution of Web 3.0 / Ed. Tomayess Issa, Pedro lsaias. 2015. 363 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.