Научная статья на тему 'Не для школы, а для жизни мы учимся: как студенты оценивают роль внеучебной работы'

Не для школы, а для жизни мы учимся: как студенты оценивают роль внеучебной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
760
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУЧЕБНАЯ АКТИВНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITY / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ВУЗ / UNIVERSITY / ПОСЛЕДСТВИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / IMPACT OF EXTRACURRICULAR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекова С.К., Кашарин М.Ю.

Исследовательский вопрос как студенты описывают и оценивают последствия своего участия во внеучебной активности. Материалом для анализа послужили 27 глубинных полуструктурированных интервью со студентами двух российских вузов, участвующих в программе «5-100» национального исследовательского института и федерального университета. Было выделены три основные группы положительных последствий внеучебной деятельности студентов: получение навыков и компетенций, расширение социальных связей и профессиональное самоопределение. Студенты рассматривают внеучебную деятельность в качестве способа развития как практических навыков и способностей, связанных с определенной профессиональной деятельностью, так и гибких навыков, полезных, по их мнению, при поиске работы после окончания университета. Помимо этого внеучебную работу в вузе студенты описывают как площадку для наращивания собственного социального капитала за счет взаимодействия с более широким кругом лиц: другими студентами, преподавателями, другими сотрудниками вуза, внешней средой. Наконец, внеучебная деятельность, по оценкам студентов, помогает убедиться в правильности профессионального выбора через возможность совмещать учебу и ту сферу деятельности, которой хочется заниматься дополнительно, дает возможность примерить профессиональные роли и обязанности еще в студенчестве и, наконец, открывает новые профессиональные перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Не для школы, а для жизни мы учимся: как студенты оценивают роль внеучебной работы»

ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО

DOI: 10.14515/monitoring.2018.4.16 Правильная ссылка на статью:

Бекова С. К., Кашарин М. Ю. Не для школы, а для жизни мы учимся: как студенты оценивают роль внеучебной работы // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2018. № 4. С. 324—335. https://doi.org/10.14515/momtormg.2018A16. For citation:

Bekova S. K., Kasharin M. Yu. (2018) We learn not for school but for life: how students assess the importance of extracurricular activity. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 4. P. 324—335. https://doi.org/10.14515/monitoring.2018.4.16.

С. К. Бекова, М. ю. Кашарин не для школы, а для жизни мы учимся: как студенты

оценивают роль внеучебной работы

НЕ ДЛЯ ШКОЛЫ, А ДЛЯ ЖИЗНИ МЫ УЧИМСЯ: КАК СТУДЕНТЫ ОЦЕНИВАЮТ РОЛЬ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ

БЕКОВА Сауле Каэржановна - аспирант, Институт образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия.

E-MAIL: sbekova@hse.ru ORCID: 0000-0003-4416-2194

WE LEARN NOT FOR SCHOOL BUT FOR LIFE: HOW STUDENTS ASSESS THE IMPORTANCE OF EXTRACURRICULAR ACTIVITY

Saule K. BEKOVA 1 — Postgraduate Student

E-MAIL: sbekova@hse.ru ORCID: 0000-0003-4416-2194

КАШАРИН Максим Юрьевич — выпускник программы «Доказательная образовательная политика», Институт образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия. E-MAIL: maks20k@gmail.com ORCID: 0000-0002-5501-1394

Maxim Yu. KASHARIN1 — «Evidence-Based Educational Policy» Program Graduate

E-MAIL: maks20k@gmail.com ORCID: 0000-0002-5501-1394

1 Institute of Education, National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia

Аннотация. Исследовательский вопрос — как студенты описывают и оценивают последствия своего участия во внеучебной активности. Материалом для анализа послужили 27 глубинных полуструктурированных интервью со студентами двух российских вузов, участвующих в программе «5—100» — национального исследовательского института и федерального университета. Было выделены три основные группы положительных последствий внеучебной деятельности студентов: получение навыков и компетенций, расширение социальных связей и профессиональное самоопределение. Студенты рассматривают внеучебную деятельность в качестве способа развития как практических навыков и способностей, связанных с определенной профессиональной деятельностью, так и гибких навыков, полезных, по их мнению, при поиске работы после окончания университета. Помимо этого внеучебную работу в вузе студенты описывают как площадку для наращивания собственного социального капитала за счет взаимодействия с более широким кругом лиц: другими студентами, преподавателями, другими сотрудниками вуза, внешней средой. Наконец, внеучебная деятельность, по оценкам студентов, помогает убедиться в правильности профессионального выбора через возможность совмещать учебу и ту сферу деятельности, которой хочется заниматься дополнительно, дает возможность примерить профессиональные роли и обязанности еще в студенчестве и, наконец, открывает новые профессиональные перспективы.

Ключевые слова: внеучебная активность, студенты, вуз, последствия внеучебной деятельности

Abstract. The authors explore how students describe and assess the impact of their participation in extracurricular activities. The basis of the study is 27 semi-structured in-depth interviews involving students of two Russian universities participating in the project 5—100 (National Research University and Federal University). Three key groups of positive consequences of extracurricular activity were singled out: gaining skills and competencies, expanding social ties, and professional self-determination. Students view the extra-curricular hours as a way to develop both their practical skills related to their professional activities and flexible skills which they consider to be useful in the job search after the graduation. Besides that, the extracurricular activity for them is a platform for acquiring social capital while interacting with a wider circle of people: other students, lecturers, university employees, and external environment. According to the students, combining their classroom activities with the extracurricular activities helps them make sure that they have made the right choice, gives an opportunity to try professional roles and duties, while still being students, and opens new career perspectives.

Keywords: extracurricular activity, students, university, impact of extracurricular activity

Введение

Сегодня в научной литературе не ставится под сомнение, что во время обучения студентам важны не только успехи в учебе, но и вовлеченность в различные виды внеучебной активности. Включенность во внеучебную активность оказывает положительное влияние на многие аспекты студенческой жизни. Так, исследования показывают, что участие во внеучебной деятельности позволяет приобретать разнообразные навыки, повышая привлекательность студентов в глазах работодателей [Gilman, 2004; Eccles, Barber, 1999], а также может влиять на карьерные перспективы студентов через развитие их академических способностей [Gamp, 1990; Huang & Carleton, 2003]. Помимо этого, коллективный характер многих видов внеучебной деятельности способствует совершенствованию так называемых «гибких» социальных навыков («soft skills») [Astin, 1993; Pascarella, Terenzini, 2005; Bok, 2006], за счет чего улучшаются, в частности, их карьерные перспективы [Ericksen, Yancey, 1980]. Внеучебная деятельность влияет на социализацию студентов в вузе, так как зачастую подразумевает активное взаимодействие с другими студентами [Astin, 1993; Huang, Chang, 2004] и с преподавателями, другими сотрудниками вуза, администрацией и т. д. [Abrahamowicz, 1988; Strapp, Farr, 2010].

В российском контексте вопрос о последствиях внеучебной деятельности для студентов слабо изучен. Немногочисленные русскоязычные работы, посвященные внеучебной активности, обращают внимание в первую очередь на такие вопросы, как значимость различных форм внеучебной деятельности среди студентов разных курсов [Емельянова, Ермакова, 2008], степень их вовлеченности в различные виды внеучебной активности [Грибанова, 2003; Панкевич, Попова, 2015], а также информированность о внеучебной деятельности, ведущейся в вузе [Беликова, 2000].

Цель данного исследования — выявить круг понятий, используемых для описания последствий участия во внеучебной деятельности участниками этого процесса — студентами вузов. Под внеучебной деятельностью мы понимаем все виды деятельности, осуществляемые студентами в университете индивидуально или коллективно, которые выходят за рамки обязательной учебной нагрузки и не регламентируются учебными планами. Эта активность может принимать такие формы, как участие в студенческих организациях, социально значимых проектах и научно-исследовательской деятельности (выходящей за рамки написания курсовых и дипломных работ).

Данные

Основой для исследования послужила серия полуформализованных интервью, которые были проведены осенью 2015 г. в двух российских вузах: национальном исследовательском университете в Москве (далее по тексту—вуз 1) и федеральном университете в одном из регионов России (далее по тексту — вуз 2). Выбор вузов обуславливался двумя посылками. С одной стороны, важно было представить студентов разных вузов: столичный (вуз 1) и региональный (вуз 2), крупный вуз (вуз 2) и небольшой по численности студенческого контингента (вуз 1). С другой стороны, важно, чтобы эти вузы были принципиально сравнимы, в том числе по условиям, которые предоставляют студентам: оба вуза относятся к вузам программы «5—100», не являются отраслевыми или узкоспециализированными,

в обоих вузах студентам предлагается многообразие возможностей по участию в различных видах внеучебной активности.

При построении теоретической выборки учитывались следующие параметры:

1) Профиль внеучебной активности:

— студенческие организации: объединения учащихся, занимающихся студенческим самоуправлением, а также творческой, спортивной, профессиональной и другой деятельностью;

— социально значимые проекты: объединения студентов, деятельность которых направлена на решение общественных проблем;

— научно-исследовательская деятельность: индивидуальные и коллективные научно-исследовательские активности студентов, выходящие за рамки написания курсовых и дипломных работ.

В качестве внеучебной активности нами не рассматривались те виды проектной и научно-исследовательской деятельности, которые включены в учебный план и являются обязательными.

2) Пол.

3) Курс / уровень обучения.

Было опрошено 27 студентов (10 юношей и 17 девушек) в возрасте от 18 лет до 21 года, обучающихся очно на программах бакалавриата и магистратуры (в том случае, если степень бакалавра они получили в том же университете) и участвующих во внеучебной активности в рамках своего вуза. Поиск респондентов происходил через социальные сети (через администраторов групп студенческих организаций в социальных сетях). Десять из них состояли членами студенческих организаций, восемь принимали участие в социально значимых проектах, семь — в научно-исследовательской деятельности (см. табл. 1).

Таблица 1. Распределение респондентов по основным параметрам теоретической выборки

Вуз Пол Студенческие организации Социально значимые проекты Научно-исследовательская деятельность

1 Женский № 2, № 3 № 12, № 13, № 14 № 20, № 21, № 22

Мужской № 1, № 4 № 11 № 19

2 Женский № 5, № 7, № 10 № 17, № 18 № 23, № 24, № 26, № 27

Мужской № 6, № 8, № 9 № 15, № 16 № 25

Гайд полуструктурированного интервью включал 50 вопросов следующих тематических блоков: (1) механизм вовлечения во внеучебную деятельность, (2) позитивный и негативный опыт участия во внеучебной деятельности, (3) планы и ожидания студентов. Концепты приобретенных навыков и связей отбирались в основном из ответов на вопросы второго блока, оценки изменений в профессиональном самоопределении — из третьего блока.

Гайд был разработан с учетом проведенного обзора литературы по теме. Были выделены три ключевые темы, в соответствии с которыми проведен тематический анализ.

Эффекты внеучебной деятельности

В ходе анализа собранных данных определены три группы последствий вне-учебной деятельности студентов: получение навыков и компетенций, установление и расширение социальных связей, влияние на последующие карьерные планы. Рассмотрим каждый из блоков подробнее.

Развитие навыков

Говоря о собственном опыте участия во внеучебной активности, студенты отмечают, что это позволяет им развивать различные навыки. Прежде всего это навыки, связанные с той или иной прикладной деятельностью.

«...У меня нереально возросли навыки. Они появились, и они у меня очень развиты— это, например, навыки работы с печатно-полиграфической продукцией» (интервью № 15).

«Я стала работать, разбираться в SMM. Я приобрела навыки, которых у меня раньше вообще не было. Я раньше вообще не умела вести паблики, сейчас я знаю, что нужно делать, в каком соотношении, как вести, когда лучше публиковать и так далее» (интервью № 2).

Все это позволяет говорить респондентам о накоплении опыта работы, который, по их мнению, будет предоставлять им преимущество на рынке труда. У студентов существует представление, что для будущих работодателей их профессиональный опыт будет важнее, чем академические достижения.

«Пары вряд ли могут дать тебе все это. И я поняла то, что я закончу университет, и я найду работу. А они закончат университет—у них будет перекати-поле, грубо говоря. Чем больше ты работаешь, тем больше у тебя есть. Никому не нужен твой красный диплом, если у тебя «ноль» опыта работы» (интервью № 5).

«Если я получу красный диплом и у меня будет «бедное» портфолио, то я расстроюсь больше, чем в случае, если не будет красного диплома, но будет портфолио» (интервью № 19).

Внеучебная активность может выступать площадкой получения не только непосредственно связанных с планируемой работой навыков, но и дополнительных профессиональных компетенций.

«По сути, журналистика — это не мое профессиональное образование—это просто дополнительное занятие для меня» (интервью № 5).

Студенты, активно включенные во внеучебную активность, также отмечают, что в процессе внеучебной деятельности развиваются так называемые гибкие навыки, которые не всегда зависят от специфики той или иной трудовой деятельности.

К ним, во-первых, относятся навыки, связанные с коммуникацией с разными людьми, ораторскими способностями и работой в команде. Вероятно, такого рода компетенций развиваются благодаря тому, что в большинстве случаев формы внеучебной активности носят коллективный характер. Студенты взаимодействуют с большим количеством учащихся этого вуза, зачастую представляющих другие курсы, факультеты и образовательные программы, с профессорско-преподавательским составом, администрацией вуза, его выпускниками и даже с членами внешнего по отношению к университету сообщества (например, представителями бизнеса или СМИ).

«Командная работа, например. Я бы не получила этот навык, но гораздо позже. То есть я бы закончила вуз, поступила в магистратуру, и уже за это время я бы их отточила. То есть так как я много общаюсь, мне приходится их оттачивать быстрее» (интервью № 7).

«Умеешь выступать, учишься говорить, общаться с представителями, которые стоят выше тебя. Это мне дал проект» (интервью № 17).

«Большая польза—это ораторское мастерство, потому что мы много выступаем, мы много говорим» (интервью № 17).

Во-вторых, это такие качества как ответственность, дисциплинированность, умение более эффективно управлять своим временем, а также в целом способность к решению проблем разных уровней. Вероятно, эти навыки развиваются благодаря тому, что внеучебная деятельность позволяет студентам включаться в проектную деятельность, они получают шанс попробовать себя в условиях, приближенных к реальной профессиональной деятельности, когда перед ними ставятся задачи, определяются зоны ответственности и т. д.

«И выступление, и игра в футбол вообще развили такие навыки, как организованность, дисциплина. Это вообще для любого человека должно быть организованным и дисциплинированным» (интервью № 4).

В-третьих, респонденты отмечали развитие многозадачности, способности выполнять несколько дел одновременно, что воспринимается ими как ценный и востребованный навык. Респонденты объясняют развитие этого качества тем, что они участвуют во внеучебной активности параллельно с учебой, а иногда и с работой, что вынуждает их распределять свое внимание, время и другие ресурсы между задачами из самых разных сфер своей жизни.

«Я научилась, наверное, быстро соображать и быстро принимать решения. Реально надо быть мультизадачным: решать по пять проблем одновременно—это нормально, потому что уровень жизни быстрый и проблемы накатывают быстро» (интервью № 5).

«...Сидя на парах, могу ответить всем на письма, могу поставить пару постов и загрузить, например, из компа статью. Это просто» (интервью № 2).

В качестве еще одного из гибких навыков студенты называют лидерские качества. Развитие их происходит тогда, когда студенты исполняют управленческие функции.

«Наверное, это лидерские качества, потому что я умею руководить коллективом теперь. То есть я могу быть не только рядовым членом, я могу стоять у истоков чего-то, заниматься организаторской деятельностью. Я должна всегда думать о ней, думать о тех людях, которые со мной работают» (интервью № 2).

Таким образом, по оценкам самих студентов, внеучебная активность может привести к развитию как практических навыков и способностей, связанных с определенной профессиональной деятельностью, так и гибких навыков, что будет важным вкладом в их успех в будущем при поиске работы после окончания университета.

Приобретение социальных связей

Еще одним важным результатом внеучебной активности по оценкам студентов является установление социальных связей с различными представителями своего университета, прежде всего — с другими студентами.

«В будущем, возможно, поможет с какими-то связями. Ты знаешь очень много людей из совершенно разных сфер, потому что волонтерство в вузе—это все ребята с разных факультетов — от дизайна до философии. И ты никогда не знаешь, в какой момент тебе может пригодиться человек» (интервью № 12).

«Самое главное, что дает пространство университета — это количество интеллектуальных связей» (интервью № 13).

Более того, студенты рассматривают своих коллег по внеучебной деятельности как особенных, отличающихся от остальной массы студентов: это своеобразная «элита» вуза, и знакомство с ними может оказаться полезным с профессиональной точки зрения.

«Поэтому попасть на мероприятие волонтером считается очень круто и модно» (интервью № 13).

«Я познакомилась благодаря этому все-таки с людьми очень интересными, которые имеют какое-то определенное важное место в моем вузе» (интервью № 7).

Внеучебная деятельность кроме контактов со сверстниками подразумевает взаимодействие и с сотрудниками университета. Так, студенты, занятые помимо учебы активной научно-исследовательской деятельностью в университете, утверждают, что это позволяет им добиться расположения преподавателей, и рассматривают это взаимодействие как важный фактор их будущей академической карьеры.

«Ну, еще, может быть, то, что ты сидишь рядом с преподавателями, в соседнем кабинете, и они на тебя по-другому смотрят. Зарабатываешь уважение преподавателей» (интервью № 21).

«И в университете преподаватели относятся благосклонно к таким студентам, кто ездит на форумы, конференции» (интервью № 26).

«У нас рейтинговая система, которую определяет стипендиальный фонд, и то, как тебя воспринимают преподаватели и руководители, имеет решающее значение для твоей карьеры» (интервью № 20).

Таким образом, внеучебная активность выступает как площадка, где объединяются студенты с разных курсов и направлений подготовки, обычно не имеющие возможности для взаимодействия. За счет этого расширяются социальные связи студентов. Кроме того, участие во внеучебной деятельности, особенно в научно-исследовательской, влияет на восприятие студентов преподавателями.

Траектории профессионального самоопределения

Внеучебная деятельность выступает также в качестве способа профориентации, помогает студентам в профессиональном самоопределении.

«Если бы не организация мне бы не было интересно. Ну и вообще это определило мою судьбу и мое желание работать здесь. Представляю хотя бы, что мне нравится, потому что когда я пришла учиться, я не особо представляла, где я хочу работать, себя в этом не видела, а тут я хотя бы стала представлять. Наверно вообще все эти инициативы помогают людям определится с выбором» (интервью № 11).

Профессиональнее самоопределение представляется студентам важной целью, и внеучебная активность является одним из его механизмов. Подобная установка поддерживается примерами успешного профессионального самоопределения тех, кто занимался внеучебной работой в вузе.

«Вот наш координатор в этом году работал в «название кафе», знаешь такое кафе? Есть такое кафе. Он начинал там работать кондитером, причем без какого-либо опыта работы. Он пришел и говорит:«Возьмите меня». Всю жизнь готовлю. А потом я узнаю, что этим летом он работал в «название отеля» помощником кондитера. Это вообще клево» (интервью № 11).

«У меня, допустим, знакомый попал работать в «названиежурнала». Он просто пошел на какую-то конференцию — там волонтеры нужны были. Ну, то есть, если только вот такое легкое обобщение, что типа людям это помогло — клево вообще» (интервью № 12).

В зависимости от связи внеучебной активности с получаемой специальностью и ее роли в процессе профессионального самоопределения студентов выстраиваются разные линии отношений между внеучебной работой и дальнейшими карьерными планами.

Таблица 2. Траектории внеучебной работы студентов

Треки внеучебной работы Связана ли внеучебная деятельность с предполагаемой сферой дальнейшего трудоустройства

Да Нет

Связана ли внеучебная деятельность с направлением подготовки в вузе Да Траектория № 1: кейс 19 Траектория № 2, кейс 22

Нет Траектория № 3, кейсы 14, 7, 3 Траектория № 4, Кейсы 12, 5

Первая траектория — это ситуация, когда студент занимается внеучебной работой, связанной с направлением, по которому он учится в вузе, и планирует продолжать этим заниматься в дальнейшем, после выпуска из учебного заведения. Это типичный трек для студентов, включенных в научно-исследовательскую деятельность

«Да, я бы хотела преподавать, во-первых, в вузе, конечно, если у меня получится. И в аспирантуру пойти одновременно. В дальнейшем, когда можно будет, я хочу и в аспирантуру пойти преподавать и дальше заниматься исследованиями, потому что мне это интересно» (интервью № 19).

«Мне нравится эта группа, я хочу в ней продолжать работать, если нам продлят ее. Если не продлят, то я бы хотела под руководством своего научника пойти в его другую учебную группу, которой он тоже руководит» (интервью № 19).

Вторая траектория, когда деятельность в рамках внеучебной активности соответствует направлению обучения, но напрямую не связана с планируемой сферой/ местом трудоустройства,—это пример того, как внеучебная активность позволяет выбрать более специализированное направление деятельности, имеющее отношение к изучаемой специальности, примерить некоторые профессиональные роли, уточнить направление деятельности в рамках даже одной профессии.

«Ну, во-первых, я понимаю, что моя научно-исследовательская деятельность, скорее всего, будет практически не пересекаться с моей работой. На четвертом курсе уже

задумываешься о том, что надо искать работу действительно, которая поможет тебе открыться, которая поможет тебе идти дальше, выше. А для юриста это, в основном, консалтинг» (интервью № 22).

Третью траекторию можно описать следующим образом: внеучебная активность связана не с получаемой специальностью, а в первую очередь с карьерными планами. В этом случае внеучебная занятность может открывать новые профессиональные горизонты.

«Если организация проходит успешно, ты понимаешь, что ты можешь этим заниматься в дальнейшем. Ты можешь расти, потому что там есть возможность карьерного роста. Допустим, ты можешь быть просто волонтером, тимлидером, потом менеджером» (интервью № 14).

Также в данную траекторию мы включаем ситуации, когда внеучебная активность связана с той деятельностью, которой студент занимался до поступления в вуз.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Меня приглашали в Москву, в Питер учиться в консерваторию, но я решила, что этим на жизнь не сможешь заработать. Мне очень легко даются языки, поэтому мне очень симпатизировала политика (поступила на международные отношения). Я не пожалела, что я поступила именно сюда. Но я поняла, что я бы хотела свою дальнейшую карьеру связать с музыкой» (интервью № 7).

Внеучебная активность для студентов в таком случае — это еще и возможность заниматься тем, в чем они видят свои профессиональные интересы.

«И тут я опять вернулась в Москву, и получилось, что у меня нет никаких занятий, и без театра я просто начала задыхаться. И начала искать, где можно позаниматься» (интервью № 3).

В данном случае мы наблюдаем последствия того, что, по мнению студентов, профессиональный выбор при поступлении по тем или иным причинам был не вполне успешным, но внеучебная деятельность помогла исправить ситуацию, понять свои интересы и предпочтения, определиться с направлением будущей деятельности.

Наконец, четвертый трек — это ситуация, когда внеучебная деятельность не имеет прямой связи ни с получаемой специальностью, ни с карьерными планами.

«В какой-то момент ты начинаешь понимать, что есть работа, есть семья, есть родители, которым тоже нужно уделять время. Всю жизнь на волонтерстве — нет» (интервью № 12).

Тем не менее такие студенты также признают, что это помогло им в развитии навыков и способностей.

«На самом деле все навыки, которые я приобрела как главный редактор, помогают мне вообще в жизни и в карьере» (интервью № 5).

«Потому что, допустим, я переводчик и я умею верстать. И вот я сейчас работаю на компанию «Free Design». То есть круче быть переводчиком с навыком редактора и верстальщика, потому что это два в одном, ты как убил двух зайцев» (интервью № 5).

Таким образом, существует несколько сценариев, каким образом внеучебная деятельность может быть связана с карьерными перспективами. Но в любом случае подобная активность функциональна, она помогает студентам определиться с выбором направления будущей деятельности, давая возможность совмещать учебу и ту сферу деятельности, которой хочется заниматься дополнительно, убе-

диться в правильности выбора, дать возможность примерить профессиональные роли и обязанности еще в студенчестве и, наконец, открывая новые профессиональные перспективы.

Выводы

Целью работы было выделение и описание последствий участия во внеучебной активности для студентов. Для ответа на данный вопрос мы провели ряд глубинных полуструктурированных интервью со студентами двух российских вузов — национального исследовательского института и федерального университета. В целом студенты положительно оценивают значение внеучебной активности. В результате интерпретации полученных данных были выделены три группы последствий вне-учебной деятельности студентов: получение навыков и компетенций, расширение социальных связей и последствия для будущей карьеры.

Студенты отмечают, что внеучебная активность приводит к развитию различных навыков, что становится важным вкладом в их успех в дальнейшем поиске работы после окончания университета. Перечень навыков, которые сформировались, по словам студентов, в результате внеучебной активности, достаточно широк и включает как гибкие навыки, так и узкопрофессиональные. При этом студенты склонны оценивать эти навыки как более ценные для собственного дальнейшего успеха. Это может быть для вузов сигналом о запросах студентов на определенные навыки, которые, по их мнению, не формируются в ходе учебных курсов, но требуются для дальнейшей профессиональной деятельности, а также могут быть ориентиром для разработки программ учебных курсов и перечня компетенций, которые формируются в ходе обучения.

Внеучебная работа в вузе также выступает как площадка для взаимодействия студентов разных курсов и направлений подготовки. В ходе текущей учебной деятельности студенты в современном вузе практически не пересекаются, что особенно актуально для больших вузов, факультетов с потоковыми наборами. Нередко круг общения студентов ограничивается одногруппниками [Смирнов и др., 2016]. В таких условиях социальные сети студентов становятся ограниченными и однообразными. При этом студенческие годы часто рассматриваются как время активного наращивания социального капитала [Kingston et al., 2003]. Установление слабых связей — с теми, кто не входит в близкий социальный круг и отличается по тем или иным характеристикам — важно, потому что они позволяют получить доступ к информации, выходящей за пределы привычного социального круга, по этой причине являясь более полезными [Грановеттер, 2009]. В таких условиях развитие внеучебной работы, максимальная диверсификация этого направления деятельности в вузе, привлечение как можно большего количества студентов к разным направлениям внеучебной деятельности становятся важными задачами, которые стоят перед каждым университетом.

В целом существует ряд трудностей, с которыми сталкиваются студенты, инструментом выхода из которых становится внеучебная работа. К их числу можно отнести проблемы с выбором направления обучения, отсутствие эффективной системы профориентации, слабая связь учебы и последующей работы, вопрос о ценности навыков, которые приобретаются во время учебы, ограниченные

каналы взаимодействия студентов в вузе, механизмы наращивания социального капитала.

Проведенная работа выполняет скорее сигнальную функцию, необходимы дальнейшие исследования, которые позволят ответить на вопросы о степени распространенности и актуальности перечисленных проблем и механизмах их решения. Кроме того, перспективными нам представляются количественная оценка эффектов внеучебной деятельности, изучение различий этих эффектов для представителей разных социальных групп, развитие лонгитюдных исследований в этом направлении.

Список литературы (References)

Беликова Л. Ф. Отношение студентов к внеучебной деятельности в вузе // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 51—57.

Belikova L. F. (2000) Student's attitudes toward extracurricular activities in the university. Sociological Studies. No. 6. P. 51—57. (In Russ.)

Грановеттер М. Сила слабых связей // Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 4. С. 31—51.

Granovetter M. (2009) The Strength of Weak Ties. Economic Sociology. Vol. 10. No. 4. P. 31—51. (In Russ.)

Грибанова В. А. Исследование активности студенческой молодежи во внеучебной деятельности педагогического вуза // Теория и практика общественного развития. 2003. № 1. С. 152—154.

Gribanova V. A. (2003) The study of student extracurricular activity in pedagogical university. Theory and practice of social development. No. 1. P. 152—154. (In Russ.)

Емельянова И. Н., Ермакова Н. А. Проблемы самореализации личности в период обучения в университете // Университетское управление. 2008. № 1. С. 76—81. Emelianova I., Ermakova N. (2008) Problems of self-realization during the study at the university. University Management: Practice and Analysis. No. 1. P. 76—81. (In Russ.)

Панкевич В. И., Попова А. О. Вовлеченность студентов во внеучебные организации университета // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 6—4 (37). С. 59—62.

Pankevich V. I., Popova A. O. (2015) Extracurricular student engagement in the university. International Research Journal. No. 6—4 (37). P. 59—62. (In Russ.)

Смирнов И. Б., Сивак Е. В., Козьмина Я. Я. В поисках утраченных профилей: достоверность данных ВКонтакте и их значение для исследований образования // Вопросы образования. 2016. № 4. С. 106—122.

Smirnov I., Sivak E., Kozmina Y. (2016) In Search of Lost Profiles: The Reliability of VKontakte Data and Its Importance for Educational Research. Educational Studies. No. 4. P. 106—122. (In Russ.)

Abrahamowicz D. (1988) College involvement, perceptions, and satisfaction: A study of membership in student organizations. Journal of College Student Development. Vol. 29. No. 3. P. 233—238.

Astin A. (1993) What matters in college? Four critical years revisited. San Francisco: Jossey-Bass.

Bok D. (2006). Our underachieving colleges: A candid look at how much students learn and why they should be learning more. New York: Princeton University Press.

Eccles J., BarberB. (1999) Student council, volunteering, basketball, or marching band: what kind of extracurricular involvement matters? Journal of Adolescent Research. Vol. 14. No. 1. P. 10—43. https://doi.org/10.1177/0743558499141003.

Ericksen E., Yancey W. (1980) Class, Sector and Income Determination, unpublished manuscript. Temple University, Philadelphia, PA.

Gamp W. (1990) Participation in student activities and achievement: a covariance structural analysis. The Journal of Educational Research. Vol. 83. No. 5. P. 272—278. https://doi.org/10.1080/00220671.1990.10885969.

Gilman R. (2004) Structured extracurricular activities among adolescents: findings and implications for school psychologists. Psychology in the Schools. Vol. 41. No. 1. P. 31—41. https://doi.org/10.1002/pits.10136.

Huang C., Carleton B. (2003). The relationships among leisure participation, leisure satisfaction, and life satisfaction of college students in Taiwan. Journal of Exercise Science and Fitness. Vol. 1. No. 2. P. 129—132.

Huang Y., ChangS. (2004) Academic and cocurricular involvement: Their relationship and the best combinations for student growth. Journal of College Student Development. Vol. 45. No. 4. P. 391—406. https://doi.org/10.1353/csd.2004.0049.

Kingston P. W., Hubbard R., Lapp B., Schroeder P., Wilson J. (2003) Why education matters. Sociology of education. Vol. 76. No. 1. P. 53—70. https://doi.org/10.2307/ 3090261.

Pascarella E., Terenzini P. (2005) How college affects students: A third decade of research. Vol. 2. San Francisco: Jossey-Bass.

Strapp C.M, Farr R.J. (2010) To get involved or not: The relation among extracurricular involvement, satisfaction, and academic achievement. Teaching of Psychology. Vol. 37. No. 1. P. 50—54. https://doi.org/10.1080/00986280903425870.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.