YAK 378.14 ББК 74.480.027
P.A. БЕЛОШАПКА
R.A. BELOSHAPKA
ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНУИЙ СТУДЕНТОВ
EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS A FACTOR OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS
В статье описываются задачи и содержание внеучебной деятельности и ее роль в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности. Приводится пример создания специально созданной образовательной среды для включения внеучебной деятельности в формирование профессиональных компетенций студентов факультета социокультурных коммуникаций в Сургутском государственном педагогическом университете.
In the article the aims and the contents of extracurricular activities and its role in preparing students for their future professional activities are described. The example of creating a specially built educational environment for including extracurricular activities in the formation of professional competences of students of training programs «Pedagogical education» and «Social and Cultural Activity» in Surgut State Pedagogical University is illustrated.
Ключевые слова: внеучебная деятельность, проектная деятельность, социальная компетентность, образовательная среда.
Key words: extracurricular activities, project activities, social competency, educational environment.
В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования нового поколения отражена идея совершенствования подготовки профессионала качественно нового уровня. Цели образования связаны с формированием компетенций, обеспечивающих выпускнику профессиональную и личностную самореализацию. Одна из важнейших задач высшего образования состоит в том, чтобы любой специалист, начинающий свою профессиональную карьеру, не только обладал определённым багажом знаний, умений, навыков, но и был готов и способен демонстрировать их в практической деятельности. Значимым фактором профессионального становления студентов является использование и применение разнообразных ресурсов внеучебной деятельности.
Внеучебная деятельность, на наш взгляд, эффективно способствует формированию и развитию социальной компетентности студентов, так как располагает условиями для самораскрытия, самореализации личности студента, помогает формировать следующие компетенции: умения работать в команде, управленческие навыки и навыки бесконфликтного общения.
Внеучебная деятельность как бы выравнивает стартовые возможности студента, содействует выбору индивидуальной траектории, обеспечивает ситуацию успеха путём самовоспитания, самообучения, самообразования, профессионального становления, активного формирования социальной зрелости, моделирования профессионального жизненного пути. Благодаря таким условиям студент постоянно находится в социуме.
Внеучебная деятельность на факультете социально-культурных коммуникаций (далее СКК) в Сургутском государственном педагогическом университете осуществляется согласно плану работы, в котором отражены страте-
гические направления и приоритеты «Стратегии развития СурГПУ на период до 2019 г.»: профессиональное воспитание; гражданско-патриотическое воспитание; развитие студенческого самоуправления; вовлечение молодежи в работу СМИ; формирование ценностей ЗОЖ; развитие творческого потенциала обучающихся; совершенствование работы кураторов.
Важной составляющей внеучебной работы является партнерское взаимодействие педагогического коллектива со студентами начиная с адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза и заканчивая выпускной программой. С первых дней студенты погружаются в интересную и уникальную социокультурную среду факультета, вуза, представляющую собой совокупность условий, в которых осуществляется жизнедеятельность субъектов образовательного пространства. Стабильность факультетской культурно-образовательной среды зависит от ряда ценностей ее участников (студентов, сотрудников, администрации, профессорско-преподавательского коллектива). Каждый участник процесса имеет свой набор нравственных ценностей и норм. Понятно, что ценности вуза, факультета могут как совпадать, так и не совпадать с ценностями индивида. Поэтому для профессорско-преподавательского состава важным является приобщение студентов именно к этой системе норм и ценностей, которая годами складывалась и существует на факультете и в вузе в целом. Чем больше студентов и преподавателей будут поддерживать данную ценностную систему социокультурной среды факультета и вуза, тем более стабильной она будет.
Среди эффективных условий, которые созданы для профессиональной подготовки студентов как будущих специалистов мы отмечаем следующие: предоставление студентам выбора занятий в кружках, секциях, общественных объединениях; приобщение обучающихся к проектной деятельности, активно осуществляющейся в учебное и внеучебное время как под руководством преподавателей, так и на самостоятельной основе. Так, на факультете СКК только за последние 2 года было разработано и реализовано 39 проектов. Например, проект «Тандем-креатив» по организации досуга с детьми, находящихся на лечении в гематологическом центре; проект «Patria» по патриотическому воспитанию в молодежно-подростковом клубе; проект студии современных арт-технологий «Микс»; проект «Национальный колорит» по развитию межнационального взаимодействия старшеклассников; проект «Доброе сердце» по организации досуговой деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья; проект «Территория тепла и уюта» по освоению технологии ярнбомбинг; проект создания клуба «Сокол» по военно-патриотическому воспитанию; проект «Зелёная школа» по формированию экологической культуры; проект «Подмостки» по организации театральной деятельности старшеклассников; проект «Моя творческая семья» по организации семейного досуга; проект «Югорское содружество» по сохранению национальных традиций; проект «Республика мечтателей» по подготовке студенческой молодежи к вожатской работе в учреждениях летнего отдыха школьников; проект «Танцевальный марафон» по организации досуговой деятельности подростков; проект «Минии буряа-дууд» по организации современного бурятского семейного досуга; проект театральной студии «Софиты» по организации культуры досуга студенческой молодёжи; проект «Юный мультипликатор» по организации досуговой деятельности с детьми младшего школьного возраста; проект «Ассамблея сеньоров» по организации досуга с людьми третьего возраста в геронтологическом центре города Сургута; проект «Взгляд изнутри» по организации дискуссионного клуба со слабослышащими школьниками в библиотеке. Охват аудитории посредством реализации проектов составил 1 878 чел.
Необходимо отметить, что социокультурное проектирование, как правило, основано на уникальных событиях, решает проблемы актуальные и современные, что выражается в конкретной тематике. В то же время проектная деятельность является инновационной, как технология имеет определен-
ную специфичность, которая заключается в конструктивной деятельности. Благодаря проектной деятельности студенты учатся работать с проблемой: выявлять её, анализировать, определять методы и способы решения.
Поиск студентами новизны подталкивает их к принятию решения о всестороннем применении технологии социально-культурного проектирования, которая основана на учете и глубоком понимании эстетической природы и социально-психологических корней большого коллектива студенческой аудитории. Активное и результативное участие в проектной деятельности предоставляет обучающимся дополнительные возможности продемонстрировать свои достижения вне вуза. Уже много лет подряд факультета социально-культурных коммуникаций завоевывают призовые места в конкурсных мероприятиях, среди которых: Международная Олимпиада студентов вузов по менеджменту, экономике и праву «Студенческая менеджмент-инициатива», г. Екатеринбург; Международный конкурс «Педагогика XXI века», г. Москва; Всероссийский студенческий конкурс «Академия интеллектуального развития», г. Краснодар; Всероссийский конкурс «Я - менеджер культуры!», г. Тюмень.
В проектной деятельности по-особому раскрывается потенциал каждого участника, происходит становление личности молодого человека и формирование общекультурных и профессиональных компетенций не просто путем принятия стереотипов общественного сознания, а путем сознательного выбора способов достижения цели, выбора определенных ценностей и норм.
В рамках формирования профессиональных компетенций преподаватели и студенты объединяют усилия в важных вопросах погружения в профессию: студенты направления подготовки «Социально-культурная деятельность» - постоянные участники и организаторы практически всех мероприятий вуза и факультета, формируют и совершенствуют свои управленческие качества в организации досуга с детьми и людьми разного возраста; студенты направления подготовки «Дизайн» демонстрируют свои практические достижения в оформительской деятельности, а обучающиеся направления «Педагогическое образование» направленности «Изобразительное искусство» учатся организовывать деятельность со школьниками. Во внеучебное время преподаватели и студенты вместе регулярно посещают практически все мероприятия в социокультурных учреждениях города: музеи, выставочные залы, концертные мероприятия.
Эффективность внеучебной работы определяется как качественными, так и количественными показателями. Свое участие, достижения, высокие результаты студенты постоянно регистрируют в интегральном рейтинге, проанализировав который, мы отмечаем динамику показателей в сторону роста: интерес и активность студентов по отношению к внеучебной деятельности постоянно повышается, улучшаются качественные и количественные показатели эффективности. Результаты интегрального рейтинга демонстрируют ситуацию успеха каждого студента. Мониторинг включенности студентов в деятельность общественных объединений показывает, что на сегодняшний день их число составляет около 50 %.
Совершенствуется умение студентов позиционировать свою студенческую деятельность в медийном пространстве (сайт СурГПУ, газета «Ступени», социальные сети). Постепенно набирает опыт актив студенческого самоуправления: они проводят акции, организуют волонтерское движение, осуществляют сокураторство. Все это позволяет именно во внеучебной деятельности формировать важные управленческие качества, ценные для будущих профессионалов: умение планировать, организовывать, мотивировать и осуществлять контроль. Данные качества могут продемонстрировать и участники созданной на факультете театральной студенческой студии при реализации студенческого проекта - спектакля «Беда от нежного сердца».
Эффективность внеучебной работы на факультете зависит от многих факторов. Один из основных - это кадры. Большую роль во внеучебной де-
ятельности играет содружество и деятельность кураторов академических групп. Институт кураторства позволяет творчески и высокопрофессионально подходить к решению поставленных задач по работе со студентами.
Таким образом, формирование и становление компетенций, необходимых для успешного решения профессиональных задач в условиях подготовки к будущей профессиональной деятельности, может быть эффективным в специально созданной образовательной среде, которую отличает:
- дружественный уровень взаимодействия коллектива преподавателей и студентов;
- общая совместная ответственность преподавателей и студентов за результаты внеучебной деятельности;
- культивирование командного духа: в коллективе все разрабатывается, организовывается и реализовывается совместно;
- высокая требовательность к качественному результату;
- реализация проектной деятельности;
- сохранение традиций и творческие новации.
Использование традиций и позитивного опыта коллектива, их сочетание с поиском новых форм и направлений для становления, функционирования и развития системы внеучебной деятельности в современных условиях является необходимым условием подготовки студентов с качественно новым уровнем образования.