Научная статья на тему 'Внеучебная деятельность студентов в современном университете: интересы и ожидания (на примере студентов СПбПу)'

Внеучебная деятельность студентов в современном университете: интересы и ожидания (на примере студентов СПбПу) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4088
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ОЖИДАНИЯ И ПОТРЕБНОСТИ СТУДЕНТОВ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / SOCIOLOGICAL SURVEY / QUESTIONNAIRE / VALUE ORIENTATION / STUDENTS' NEEDS AND EXPECTATIONS / HIGHER EDUCATION / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Обухова Юлия Олеговна, Танова Анна Гераклитовна

Данная статья написана на основе анализа результатов исследования ожиданий студентов Политехнического университета в отношении внеучебной активности в вузе. Опрос проводился методом анкетирования, всего было опрошено 540 человек. Возраст опрошенных от 17 до 23 лет. Опросник включал вопросы об отношении студентов к различного рода внеучебной активности, к деятельности профсоюза, об их ожиданиях, проблемах и потребностях. В ходе исследования использовался подсчет распределения ответов студентов. Было выявлена слабая включенность студентов в участие в студенческих организациях и внеучебных мероприятиях, при выдвижении ими высоких требований к организационной деятельности вуза и работе профсоюзной организации, а также отмечена высокая распространенность мнения о том, что организационной деятельностью должны заниматься студенты, при том, что лишь половина опрошенных включена в профсоюзные и иные студенческие организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ NON-LEARNING ACTIVITIES IN MODERN UNIVERSITY: INTRESTS AND EXPECTATIONS

The article is based on results of the SpBPU students' research. The survey was carried out through questionnaires of 540 students at the age of 17 23. The questionnaire included questions about students attitude to different extracurricular activities, to students union and questions about their expectations, problems and needs. Students distribution of answers calculation became the basis of the research. We identify the weak involvement of student in non-learning activities and the fact, that at the same time they nominate their high requirements for the organizational activities of the university and the student union. Also it was find high prevalence of opinion that organizational activities should engage students, despite the fact that only half of the respondents included in the student unions and other student organizations.

Текст научной работы на тему «Внеучебная деятельность студентов в современном университете: интересы и ожидания (на примере студентов СПбПу)»

DOI 10.58627JHSS.255.20 УДК 316.3

Ю.О. Обухова, А.Г. Танова

внеучебная деятельность студентов в современном университете: интересы и ожидания

(на примере студентов СПбПУ)

Статья написана на основе анализа результатов исследования ожиданий студентов Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого в отношении внеучебной деятельности в вузе. Опрос проводился методом анкетирования, в нем приняли участие 540 человек в возрасте от 17 до 23 лет. Опросник включал вопросы об отношении учащихся к различного рода внеучебной активности, деятельности профсоюза студентов, об их интересах, ожиданиях, проблемах и потребностях. в ходе исследования использовался подсчет распределения ответов респондентов. В итоге была выявлена слабая включенность учащихся в студенческие организации и внеучебные мероприятия при выдвижении ими высоких требований к организационной деятельности вуза и работе профсоюзной организации студентов, а также отмечена высокая распространенность мнения, что организационной деятельностью в вузе должны заниматься студенты, хотя лишь половина респондентов включены в различные студенческие организации.

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ; ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ; ОЖИДАНИЯ И ПОТРЕБНОСТИ СТУДЕНТОВ; ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ; МОТИВАЦИЯ.

Высшее образование в россии за последние 10—15 лет претерпело изменения. В частности, возросла доля платных образовательных услуг, предоставляемых вузами. В связи с этим стало актуальным рассматривать студента как клиента, получающего образовательные услуги.

Соответственно растет и количество исследований, направленных на выявление восприятия учащимися вузов предоставляемых им услуг, ожиданий студентов от высших учебных заведений, их потребностей. При этом немаловажной составляющей является внеучебная деятельность студентов, возможность развиваться в разных направлениях, участвовать в конкурсах, мероприятиях, соревнованиях, своевременно узнавать о них и т. д.

Еще не так давно, в начале 2000-х гг., при рассмотрении потребностей студентов не учитывалась их потребность в досуге и общении с соучениками во внеучебное время, речь шла лишь о таких мотивах, как получение диплома, приобретение профессиональных знаний и навыков [1]. Однако с ростом конкуренции на рынке образовательных услуг отношение к

студентам и их потребностям изменилось. Например, в 2009 г. на конференции «Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности» высшее образование обсуждалось как специфическая услуга и ставился вопрос о выявлении ожиданий студентов от высшего образования. Так, О.П. Меркуловой, использовавшей метод репертуарного интервью и биполярных шкал, удалось выяснить, что по шкале «Вуз — место только для учебы студентов — В вузе есть возможности для общения студентов вне учебы, организации их досуга» средняя оценка составляла 2,03 (при вариациях от -3 до +3) [2].

Таким образом, можно заключить, что вне-учебная творческая и досуговая деятельность в рамках вуза - один из явных приоритетов для студентов, наряду с повышением разнообразия программ и практико-ориентированных предметов [3], исследовательских стратегий [4] и мн. др. Хотя образовательный потенциал современной молодежи иногда и вызывает вопросы, представляется, что организация досуговой деятельности учащихся в рамках университета

должна косвенно способствовать его повышению, включению студентов в жизнь университетского сообщества и погружению в учебу [5].

Следовательно, для того чтобы студенты высоко оценивали свой вуз, необходимо не только проводить мониторинг качества образования, но и постоянно отслеживать, как организована вузом внеучебная деятельность студентов, чего ожидают от нее учащиеся, насколько реализуются их потребности в творческой, научной и досуговой деятельности. Нужно следить за тем, хорошо ли работают коммуникативные каналы в вузе, т. е. насколько студенты удовлетворены уровнем своей информированности о том, что происходит в университете. наличие всевозможных творческих, спортивных и научных организаций, коллективов и секций, проведение мероприятий — это лишь первый этап. Важно не только создать возможности для удовлетворения творческих, интеллектуальных и досуговых потребностей студентов, но и оповестить их об этом. Отслеживание направленности коммуникативных потоков, эффективности взаимодействий в организации, наличия средств информирования и уровня удовлетворенности учащихся степенью информированности является важной частью внутреннего мониторинга университета.

По инициативе студенческого профсоюза Санкт-Петербургского политехнического университета Петра великого среди его учащихся было проведено исследование методом очного анкетирования с целью выяснить их отношение к внеучебной деятельности вуза и активности студенческого профсоюза.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1) выяснить степень информированности студентов о возможностях внеучебной деятельности, предоставляемых Политехническим университетом;

2) выявить каналы получения студентами информации о разнообразных вариантах проведения досуга;

3) определить наиболее значимые проблемы, стоящие перед студентами;

4) узнать, кому студенты отводят роль главного организатора внеучебной деятельности в вузе;

5) выяснить, как, по мнению студентов, администрация университета способствует их участию в общественной жизни и культурно-массовых мероприятиях;

6) выявить уровень участия студентов в научных и культурно-массовых мероприятиях университета и в деятельности студенческих общественных организаций.

Гипотезами исследования выступили следующие предположения:

1. Студенческие общественные организации занимают лидирующую роль в формировании студенческой активности во внеучеб-ное время.

2. Учащиеся в достаточной степени информированы о возможности участия в студенческой жизни во внеучебное время представителями профсоюзной организации студентов и других общественных объединений, а также администрацией вуза и института, кураторами и преподавателями.

3. Студенты во внеучебное время активно участвуют в деятельности различных организаций вуза, они положительно относятся к идее существования студенческих общественных организаций.

Методика. Опрос студентов Политехнического университета проводился в ряде институтов гуманитарной и технической направленности, в частности в институте гуманитарного образования, а также в ИИТУ, ИСИ, ИЭиТС, ИММиТ, ИВТОб и ИФНиТ. Всего было опрошено 540 человек в возрасте от 17 до 23 лет. Использовался метод анкетного опроса.

Результаты опроса показали следующее:

1. Более половины опрошенных студентов полагают, что они информированы о возможностях внеучебной деятельности в вузе недостаточно, треть учащихся указали, что информированы в полном объеме, 14 % учащихся считают, что они никак не информированы (см. рис. 1).

54 %

14 %

32 %

I

Никак не информированы

Информированы в полном объеме

Информированы недостаточно

Рис. 1. Степень информированности учащихся о возможностях проведения досуга

Среди студентов технических специальностей это распределение выглядит соответственно как 47, 40 и 13 %, а среди гуманитарных — соответственно как 27, 15 и 58 %.

2. Информацию о разнообразных вариантах проведения досуга учащиеся получают в первую очередь из общения с другими студентами, а также из объявлений, рекламы, от преподавателей, благодаря личной наблюдательности. Пожаловались на отсутствие источников информации 6 % опрошенных (см. рис. 2).

Таким образом, гипотезы 1 и 2 можно считать неподтвердившимися. Студенты получают информацию о возможности участия в студенческой жизни во внеучебное время не из официальных источников, а друг от друга,

большинство из них не удовлетворены уровнем информированности (хотя анализ доступных информационных источников вуза, таких как сайт университета, сайты ряда институтов, газета «Политехник», рекламные плакаты в корпусах, показывает, что информационное обеспечение внеучебных событий со стороны администрации присутствует).

3. Более трети опрошенных студентов в качестве самой значимой проблемы, стоящей перед ними, выделили материальные трудности, недостаток денежных средств. Такую же высокую значимость имеет проблема недостатка свободного времени (см. рис. 3). Для студентов институтов технической направленности первостепенной проблемой является не-

71 %

Другие студенты

Объявления, реклама

Преподаватели

Личная наблюдательность

директор института

Источники информации отсутствуют

Рис. 2. Источники информации о вариантах проведения досуга

36 %

36 %

Материальные

трудности, недостаток денежных средств

9 %

4 %

Недостаток Неинтересная Неблагополуч-

свободного студенческая ные отношения

времени жизнь в уни- в коллективе

верситете

Рис. 3. Наиболее значимые проблемы, с которыми сталкиваются студенты в повседневной жизни

достаток свободного времени: ее назвали 52 % таких учащихся.

Выявленные проблемы студентов, связанные с недостатком свободного времени, могут быть обусловлены тем, что материальные трудности иногда толкают их к участию в трудовой деятельности до окончания вуза. Действительно, недостаток свободного времени и денежных средств представляется объективной и достаточно серьезной проблемой, стоящей перед современными студентами и препятствующей их творческой активности.

4. Более 64 % опрошенных студентов считают, что в вузе необходимы студенческие общественные организации, причем 57 % из них указали, что нужны досуговые организации. Для учащихся важны также организации поддержки (это отметили почти треть опрошенных), правовые, экономические, политические организации. Лишь 6 % респондентов считают, что все необходимые организации в вузе уже существуют (см. рис. 4).

Эти данные отчасти подтверждают третью гипотезу в той части, где мы предполагаем, что студенты позитивно относятся к идее студенческих общественных организаций.

5. В роли главного организатора внеучеб-ной деятельности 45 % опрошенных студентов видят самих себя, 42 % — общественные организации студентов (см. рис. 5). Отметим, что под внеучебной деятельностью подразумевается спортивная, научная, культурная деятельность студентов в рамках университетских мероприятий и организаций, не связанная непосредственно с учебным процессом (т. е. происходящая вне аудиторных занятий и самостоятельной работы по подготовке к лекциям, семинарам, зачетам и экзаменам). Эта деятельность, по сути дела, является досуговой.

Как мы увидим далее, между идеями и их реализацией имеется определенный разрыв. Так, 45 % опрошенных видят себя в качестве организатора внеучебной деятельности и заявляют о необходимости приоритета студенчест-

64 %

13 %

6 %

6 %

Студенческие общественные

Досуговые Организа- Правовые Экономи- Полити-ции под- ческие ческие

держки

Рис. 4. Организации, необходимые студентам в вузе

Все необходимые организации уже есть в вузе

Затруднились с ответом

45 %

42 %

17 %

17 %

7 %

Сами Общественные Администра- Кураторы Препода-

студенты студенческие ция вуза групп ватели

организации

Рис. 5. Кто, по мнению студентов, должен быть главным организатором их внеучебной деятельности

ва в организации внеучебной активности в вузе, но лишь 53 % участников опроса упоминают хотя бы о своем членстве в той или иной организации (не говоря уже об организаторской или руководящей роли в них), чуть более половины респондентов принимали участие в каком-либо внеучебном мероприятии (и большинство тоже только в роли участника). При этом 47 % опрошенных не состоят ни в одной организации, даже в профсоюзе, а это означает, что почти половина студентов не имеет и, можно предположить, не стремится создать для себя возможности быть организаторами событий и мероприятий в рамках внеучебной деятельности. Членство в каких-либо организациях тоже часто бывает формальным и не имеет отношения к активной организационной деятельности.

Именно поэтому представляется правомерной и заслуживающей дальнейшей проверки гипотеза о том, что существует разрыв между декларированием стремлений студентов и их реализацией. Впрочем, это утверждение носит пока характер именно гипотезы, так как возможно и противоположное объяснение: студенты, указавшие на высокую роль студенчества в организации внеучебной деятельности в вузе (почти половина опрошенных), относятся к наиболее активно участвующим в мероприятиях и имеющим членство в студенческих организациях, но существует разрыв между их позицией и ожиданиями и позицией и ожиданиями тех, кто предпочел бы передать все полномочия и ответственность администрации вуза.

Таким образом, администрация оказывается в сложной ситуации: с одной стороны, речь идет о потребностях студентов, которые необходимо удовлетворять, с другой — потребности учащихся противоречивы (кому-то из студентов хочется больше собственного участия, кто-то считает, что организаторами их внеучеб-ной деятельности должны быть студенческий профсоюз и администрация; учащиеся выдвигают запрос на внеучебную деятельность, но не участвуют в ней; они считают, что студенческие организации необходимы, но не только не создают новые, но и не очень активно участвуют в существующих).

Всё это планируется изучить в ходе дальнейших исследований с применением качественных методов, позволяющих выявить глубинные мотивации студентов.

6. Подавляющее большинство респондентов полагает, что студенческое самоуправление необходимо (58 %), и разделяет точку зрения, что создание совета студенческого самоуправления позволит студентам активно участвовать в жизни вуза (54 %).

7. По вопросу удовлетворенности студентов работой студенческих общественных организаций оценки распределились следующим образом: 1 и 2 балла — по 11 %, 3 балла — 25 %, 4 балла — 30 %, 5 баллов — 23 %.

Из этих данных видно, что безусловно позитивную оценку студенческие общественные организации получили более чем у половины опрошенных. При этом работой студенческих организаций учащиеся удовлетворены в большей степени, чем работой администраций институтов.

8. При оценке того, как администрация института и университета способствует участию студентов в общественной жизни и культурно-массовых мероприятиях, получены следующие результаты: 1 балл — 15 %, 2 балла — 11 %, 3 балла — 26 %, 4 балла — 23 %, 5 баллов — 13 %.

Таким образом, получается, что явно позитивно оценивают действия администрации чуть более трети студентов, а очевидно негативную оценку дают четверть опрошенных. Можно сделать предположение, что у студентов присутствуют очень высокие ожидания относительно культурно-массовой составляющей университетской жизни и они не всегда сбываются. При этом студенты либо затрудняются ответить на прямой вопрос о содействии администрации института и университета их участию в общественной жизни и культурно-массовых мероприятиях (47 %), либо считают, что она этому содействует (36 %).

9. Продолжая тему участия студентов в различных мероприятиях в вузе, следует отметить, что лишь 19 % опрошенных в прошлом и текущем учебном году принимали участие в студенческих научных конференциях и 34 % — в культурно-массовых мероприятиях. Почти половина респондентов не участвовали ни в каких мероприятиях (см. рис. 6).

10. Нельзя сказать, что студенты активно участвуют в деятельности студенческих общественных организаций: лишь треть опрошенных являются членами студенческого профсоюза, 6 % — студенческого клуба. Большинство респондентов (47 %) вообще не принимают

участия в деятельности студенческих организаций (см. рис. 7). Требовательность учащихся к администрации институтов, вуза, студенческих организаций высокая, а их собственная активность низкая.

По результатам исследования были сделаны следующие выводы:

1. Студенческие общественные организации играют одну из ведущих ролей в управлении студенческой активностью во внеучебное время. Так, 42 % опрошенных считают, что они должны быть организатором внеучебной деятельности учащихся (при этом 45 % респондентов видят организатором своей внеучебной жизни самих себя) и оценивают деятельность этих организаций на «4» по 5-балльной шкале

(30 %). Подавляющее большинство респондентов (64 %) считают необходимыми студенческие общественные организации. При этом можно отметить невысокую степень вовлеченности опрошенных в различные мероприятия университета: почти половина (47 %) студентов не принимали в них участия, лишь 19 % учащихся были задействованы в научных конференциях, 13 % — в спортивных мероприятиях. Больше всего опрошенных (34 %) принимали участие в культурно-массовых мероприятиях.

2. Данные, полученные в результате исследования, свидетельствуют о недостаточной работе студенческой профсоюзной организации по информированию учащихся о возможностях внеучебной деятельности. Так, 68 % студентов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

47 %

34 %

19 %

I

13 %

10 %

Не принимали Культурно- Студенческие Спортивные Другие

участия массовые научные соревнования мероприятия

мероприятия конференции

Рис. 6. Активность участия студентов в вузовских мероприятиях

47 %

не принимали участия

35 %

Профсоюз студентов и аспирантов

6 %

Студенческий клуб

5 %

Студенческая спортивная сборная

3 %

Студенческие строительные отряды

Рис. 7. Активность участия учащихся в деятельности вузовских организаций

указывают на недостаточную степень информированности о возможностях проведения досуга (54 % информированы недостаточно и 14 % никак не информированы). При этом основным источником такой информации являются сами студенты, т. е. информация передается по каналам межличностной коммуникации (71 % опрошенных информацию о внеучебной студенческой жизни получают из общения с другими учащимися).

3. В то же время результаты исследования демонстрируют низкую внеучебную активность студентов в сочетании с повышенными требованиями к студенческому профсоюзу, админи-

страции институтов и вуза. Учащиеся не участвуют в деятельности имеющихся студенческих организаций, не занимаются организацией интересных им мероприятий, при этом половина опрошенных считают, что этой организацией должны заниматься официальные подразделения и общественные организации вуза. Однако последний факт приводит нас к выдвижению дополнительных гипотез, которые должны быть проверены в дальнейших исследованиях.

Выводы, сделанные по результатам исследования, проведенного в СПбПу, могут быть использованы в качестве гипотез для более масштабных исследований студенческой молодежи.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. збровский Г., Шуклина Е., Тейтельман Н. Образовательные потребности студентов в малом городе // Высшее образование в России. 2004. № 9. С. 18—29.

2. Меркулова О.П. Высшее образование как услуга: исследование структуры и содержания ожиданий студентов и преподавателей о его качестве // Проф. самосознание и экон. поведение личности. Тр. III Междунар. науч. интернет-конф., март — июнь 2009 г. / отв. ред. М.Ю. Семёнов. Омск: Полиграф. центр КАН, 2009. С. 64-84.

3. Дягилева В.В. Диверсификация образовательных услуг как фактор формирования индиви-

дуальных образовательных потребностей студента вуза // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 5. С. 181-182.

4. Васильев И.А. Научно-исследовательская деятельность студентов: диагностика проблем // Мониторинг обществ. мнения: экон. и социальные перемены. 2015. № 6. С. 164-169.

5. Голубев И.А. Образовательный потенциал современной студенческой молодежи // Мониторинг обществ. мнения: экон. и социальные перемены. 2015. № 5. С. 68-73.

ОБУхОВА Юлия Олеговна — кандидат социологических наук, ассистент кафедры социально-политических технологий института гуманитарного образования Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Россия, 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29 e-mail: [email protected]

ТАНОВА Анна Гераклитовна — кандидат социологических наук, доцент Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Россия, 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29 e-mail: [email protected]

Yu.O. Obukhova, A.G. Tanova

STUDENTS' NON-LEARNING ACTIVITIES IN MODERN UNIVERSITY:

INTRESTS AND EXPECTATIONS

The article is based on results of the SPbPU students' research. The survey was carried out through questionnaires of 540 students at the age of 17—23. The questionnaire included questions about students attitude to different extracurricular activities, to students union and questions about their expectations, problems and needs. Students distribution of answers calculation became the basis of the research. We identify the weak involvement of student in non-learning activities and the fact, that at the same time they nominate their high requirements for the organizational activities of the university and the student union. Also it was find high prevalence of opinion that organizational activities should engage students, despite the fact that only half of the respondents included in the student unions and other student organizations.

SOCIOLOGICAL SURVEY; QUESTIONNAIRE; VALUE ORIENTATION; STUDENTS' NEEDS AND EXPECTATIONS; HIGHER EDUCATION; MOTIVATION.

REFERENCES

1. Zbrovskiy G., Shuklina E., Teytel'man N. [Educational needs of students in small town]. High education in Russia, 2004, no. 9, pp. 18—29. (In Russ.)

2. Merkulova O.P. [Higher Education as a Service: a study of the structure and content of the expectations of students and teachers about the quality]. Trudy IIIMezh-dunarodnoy nauchnoy internet-konferentsii "Professional'-noe samosoznanie i ehkonomicheskoe povedenie lichnosti" ["Professional consciousness and the economic behavior of personality". Proc. of the III Int. Scientific Internet Conf.]. Omsk, 2009. Pp. 64-68. (In Russ.)

3. Dyagileva V.V [Diversification of educational services as a factor in the formation of student's individual educational needs]. The world of science, culture, education, 2011, no. 5, pp. 181-182. (In Russ.)

4. Vasilyev I.A. [Students' research work: problem recognition]. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, 2015, no. 6, pp. 164-169. (In Russ.)

5. Golubev I.A. [Educational potential of the modern students]. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, 2015, no. 5, pp. 68-73. (In Russ.)

OBUKHOVA Yuliya O. — Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. Politekhnicheskaya ul., 29, St. Petersburg, 195251, Russia e-mail: [email protected]

TANOVA Anna G. — Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. Politekhnicheskaya ul., 29, St. Petersburg, 195251, Russia e-mail: [email protected]

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.