Научная статья на тему 'Состояние студенческого самоуправления в вузе (на материалах социологических исследований)'

Состояние студенческого самоуправления в вузе (на материалах социологических исследований) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1535
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНЫ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / МОТИВЫ / ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ / ЗАЩИТА ПРАВ СТУДЕНТОВ / PROTECTION OF STUDENTS '' RIGHTS / STUDENT GOVERNMENT / STUDENT BODIES / NEEDS / MOTIVES / PUBLIC ACTIVITY / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черникова Елена Геннадьевна

В статье представлены результаты социологического исследования, отражающие состояние студенческого самоуправления в вузе. Выделены основные потребности, реализуемые студентами в вузе, отношение к самоуправлению, мотивы участия студентов в органах самоуправления, динамика активности участия студентов в них от младших курсов к старшим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state of development of student government in the university (on the materials of sociological research)

The article presents the results of sociological research, reflecting the state of student government in the University. Dedicated to the needs, implemented by the University students, the attitude of the government, the motives for participation of students ' self-governance bodies, dynamics of activity of participation of students from juniors to seniors.

Текст научной работы на тему «Состояние студенческого самоуправления в вузе (на материалах социологических исследований)»

УДК 378.144 ББК 74.480.02

Черникова Елена Геннадьевна

кандидат социологических наук, доцент

кафедра социальной работы, педагогики и психологии Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Chernikova Elena Gennadyevna Candidate of sociological Sciences,

Associate Professor Chair of social work, pedagogy and psychology

Chelyabinsk state pedagogical University Chelyabinsk [email protected]

Состояние студенческого самоуправления в вузе (на материалах социологических исследований)

The state of development of student government in the university (on the materials of sociological research)

В статье представлены результаты социологического исследования, отражающие состояние студенческого самоуправления в вузе. Выделены основные потребности, реализуемые студентами в вузе, отношение к самоуправлению, мотивы участия студентов в органах самоуправления, динамика активности участия студентов в них от младших курсов к старшим.

The article presents the results of sociological research, reflecting the state of student government in the University. Dedicated to the needs, implemented by the University students, the attitude of the government, the motives for participation of students ’ self-governance bodies, dynamics of activity of participation of students from juniors to seniors.

Ключевые слова: студенческое самоуправление, органы студенческого самоуправления, потребности, мотивы, общественная активность, защита прав студентов.

Key words: student government, student bodies, needs, motives, public activity, self-realization, protection of students ’ rights.

Гражданская зрелость и общественная активность студенческой молодежи проявляется в непосредственном ее участии в деятельности органов студенческого самоуправления в вузе. Студенческое самоуправление представляет собой особую форму организации жизни и деятельности студенческого коллектива, которая позволяет ему принимать участие в разработке и принятии решений и обеспечивать необходимые для этого условия. Именно такая форма соз-

дает возможность успешного функционирования коллектива студентов, использования потенциала каждого его члена в процессе достижения определенных целей [4, С.17].

Считается, что студенческое самоуправление зародилось в конце XVIII века. 13 марта 1781 года в Московском университете была создана студенческая организация - «Студенческое научно-просветительское общество Собрания университетских питомцев» под покровительством ректора университета М.М. Хераскова. При Александре I (1777-1825) в России было открыто сразу несколько университетов. Их главным отличительным признаком являлась большая самостоятельность и свобода деятельности студентов. Студенты имели право создавать всевозможные научные общества, а также корпорации, которые регламентировали студенческую жизнь в университете [2, С.12].

В советский период органы государственного управления активно взялись за молодежную политику. В 1918 году Народный комиссариат просвещения начал возрождать российские традиции научно-просветительских обществ. Так уже в 1934 году прошла первая конференция молодых ученых, началось издание сборника научных студенческих работ. Начиная с 40-х годов XX века налаживается деятельность научных студенческих кружков, иных научных молодежных организаций. К сожалению, этот процесс перестал развиваться в 1990 годы. В этот период часть вузовских традиций была утрачена, а многие ценности перестали существовать. Отдельные исследователи считают, что в современных вузах студенческое самоуправление как традиционный социальный институт во многом разрушено [2, с. 85].

В Концепции развития студенческого самоуправления в Российской Федерации рассматриваются три основных его функциональных предназначения, а именно: студенческое самоуправление - как реальная форма студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью; студенческое самоуправление - как средство (ресурс) социально-правовой самозащиты; студенческое самоуправление - как условие реализации творческой

активности и самодеятельности в учебно-познавательном, научнопрофессиональном и культурном отношениях.

Основными целями деятельности студенческого самоуправления являются: защита и представление прав и интересов студентов; содействие студентам в решении образовательных, социально-бытовых и прочих вопросов, затрагивающих интересы студентов; привлечение студентов к решению всех вопросов, связанных с подготовкой высококвалифицированных специалистов, соответствующих требованиям, предъявляемым к современным специалистам и организаторам; создание условий для развития чувства социальной ответственности молодежи, участие в решении актуальных проблем российского общества; сохранение и развитие демократических традиций студенчества; содействие органам управления в решении образовательных и научных задач, организации образовательного и воспитательного процесса, а также досуга и быта студентов [4]. Изучению этих аспектов посвящено множество научных исследований.

Так современная проблематика воспитания студенчества и подготовки к профессиональной деятельности посредством студенческого самоуправления в вузах России представлена в работах Е.П. Белозерцева, И.Н. Борзых,

O.A. Буряковой, К.А. Виноградова, И.Ф. Исаева, И.Б. Игнатовой, М.Д.Мартыновой, A.B. Репринцева, Л.П. Шигаповой, B.C. Шиловой и др.

Компаративный анализ молодежной политики, образования, воспитания в высшей профессиональной школе России представлен в работах М. Бедулевой, Е. Бойчук, Б.Л. Вульфсона, Ю.С. Леонова, В. Марковой, В.Т. Лисовского,

В.М. Певзнера, Н.В. Фисуновой, О.И. Ющенко и др.

Социальное развитие личности будущего специалиста и руководителя невозможно вне студенческого коллектива. Как мы уже писали, в той или иной степени коллективная самоорганизация всегда была присуща студенческой молодежи. Главное в изменении смысла студенческого самоуправления состоит в том, что оно приобретает социально-практический характер, обусловленный необходимостью сознательного, ответственного отношения студентов к воз-

можностям и перспективам своей профессиональной и культурно-нравственной самоорганизации и участия в социальном управлении. В то же время до сих пор широко распространена практика, когда органы студенческого самоуправления фактически являются подразделениями администрации вуза, их решения носят формальный характер и участие студентов в таком «самоуправлении» минимально. Работающие студенческие советы и старостаты не объединяют основную массу студентов и лишь номинально представляют ее интересы, при этом организацию работы со студентами проводят подразделения вуза с привлечением небольшого актива студентов.

В целях изучения состояния студенческого самоуправления в вузах города Челябинска и Челябинской области в период с 2008 по 2012 годы было проведено ряд исследований. Нами было проведено аналогичное исследование в Челябинском государственном педагогическом университете. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить мотивы участия студентов в органах самоуправления.

2. Определить виды, формы и содержание деятельности органов ССУ в вузе.

3. Определить удовлетворенность студентов деятельностью органов самоуправления в ЧГПУ и готовность участвовать в его структурах.

В данной статье представлены некоторые результаты исследования в сравнении с данными, полученными другими авторами при изучении студенческого самоуправления в вузах Челябинской области.

На 14 факультетах ЧГПУ в исследовании приняли участие 786 человек, из них 158 юношей (20%) 628 девушек (80%). Соответственно, с 1 курса - 234 человека (30%), со 2 курса - 196 человек (25%), с 3 курса - 180 человек (23%), с 4 курса - 176 человек (22%). На бюджетной основе учатся 589 человек (75%), на договорной - 197 человек (25%).

Проживают в общежитии - 299 человек (38%), с родителями - 306 человек (39%), снимают комнату (квартиру) - 102 человека (13%), имеют собствен-

ное жилье - 39 человек (5%), (40 человек - 5% не указали). Замужем, женаты -31 человек (4%), имеют детей - 8 человек (1%). Как «очень хорошее» и «хорошее» материальное положение семьи оценивают 28% студентов, «среднее» -60%, «плохое» и «очень плохое» - 9% (3% студентов не ответили на вопрос).

Общественной деятельностью в университете занимаются 16% опрошенных студентов. Являются членами органов студенческого самоуправления в вузе 15% студентов. В других исследованиях - 14% [1, 5], т.е. примерно такой же уровень участия.

Уровень интереса к событиям общественной жизни в институте как «очень высокий» оценили 5% студентов, «высокий» - 29%, «средний» - 40%, «отсутствие интереса» - 21%. Из факторов, препятствующих занятиям общественной работой, 74% - указали на отсутствие свободного времени, 29% объяснили необходимостью совмещать учебу с работой, 16% - семейными обстоятельствами, 23% - наличием интересов вне вуза; 47% - отсутствием интереса к общественной деятельности; 49% - ленью; 20% - отсутствием организаторских способностей; 25% - скромностью, стеснительностью.

В процессе обучения студенты реализуют в вузе различные потребности. Прежде всего, потребность в получении качественного образования - 80%. Более всего это характерно для факультетов иностранных языков - 93% и УНК -93%, математического - 85%, филологического - 85% и факультета социального образования. Потребность в получении дополнительного образования реализуют 34% респондентов. Больше других эту возможность используют студенты факультета УНК - 48%, математического - 47%, филологического - 43%, естественно-технологического и исторического - по 41%. Менее всего - студенты факультета социального образования - 20%, ФКиБЖ - 24%, ППИ - 23%. Потребность в физическом развитии и возможность заниматься спортом в вузе реализуют 16% респондентов, максимально используют эту возможность студенты факультета ФКиБЖ - 44% и математики - 32%.

Развитием творческих способностей занимаются 27% респондентов, более других студенты исторического факультета - 41%, факультета УНК - 36%, естественно-технологического факультета - 33%. Менее других используют эту возможность студенты факультета коррекционной педагогики - 9%. В процессе обучения и занятий общественными делами развивают лидерские качества 20% респондентов (каждый пятый). Более других - историки - 31%, филологи -30% и математики - 28%. Динамика потребностей студентов разных курсов представлена в таблице 1.

Таблица 1

Потребности, реализуемые студентами в стенах вуза (% от числа опрошенных студентов)

Потребности Вся выборка 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

% N % N % N % N

- в получении качественного образования 80 84 197 81 159 80 144 77 136

2 - в подготовке конкурентноспособного специалиста 25 23 53 26 50 25 45 29 51

3 - в получении дополнительного образования 34 32 70 35 69 37 66 34 59

4 - в развитии творческих способностей 27 27 64 30 60 31 55 20 36

5 - в любви 9 10 24 7 14 12 21 9 16

6 - в дружбе 39 34 81 44 88 41 73 39 69

7 - в физическом развитии, возможности заниматься спортом 16 19 44 21 43 13 24 11 20

8 - в научных достижениях 9 7 17 11 23 8 15 12 22

9 - возможность подрабатывать, обеспечивать себя материально 9 9 22 10 19 11 19 7 13

10 - в развитии лидерских качеств личности 20 17 39 20 40 25 45 22 39

Из таблицы видно, что потребность в получении качественного образования, оставаясь достаточно высокой (80%), плавно снижается от 84% на первом курсе до 77% на четвертом. Потребности в получении дополнительного образования, развития творческих способностей, научных достижений, развитии ли-

дерских качеств личности возрастают от первого к третьему курсу, затем наблюдается снижение.

Подавляющее большинство студентов университета удовлетворены отношениями с преподавателями - 92%, качеством преподавания - 90%, набором и содержанием учебных дисциплин - 86%, организацией праздников, конкурсов - 88%, отношениями между студентами в группах - 89%. Менее - условиями питания в вузе - 61%, технической оснащенностью аудиторий - 59% и бытовыми условиями в общежитии -32%.

Изучение информированности респондентов относительно действующих органов студенческого самоуправления и объединений показало, что студенты ЧГПУ чаще называют профком (88%), старостат (78%), трудовые студенческие отряды (59%), творческие коллективы - 50%. Формы студенческого самоуправления представлены в таблице 2.

Таблица 2

Формы студенческого самоуправления, действующие в вузе (%)

Формы ССУ % от числа опрошенных

1 - Студенческий Совет 32

2 - Студенческие кафедры 9

3 - Старостат 78

4 - Студенческий актив 42

5 - Профком 88

6 - Трудовые студенческие отряды 59

7 - Творческие коллективы 50

8 - Совет общежития 35

9 - Студенческие клубы по интересам 5

10 - Акции (профилактические, просветительские, благотворительные) 12

Деятельностью органов студенческого самоуправления удовлетворены 72% студентов, что коррелирует с результатами других исследований, в кото-

рых отмечается более высокая оценка деятельности органов ССУ студентами ЧГПУ по сравнению с другими вузами (таблица 3) [1].

Таблица 3

Отношение опрошенных к деятельности органа студенческого самоуправления в вузе _______________(в % к общему числу респондентов по _ области и вузам)

Отношение Все опрошенные [-4 £ 9 н и [-4 ц <1> £ cd С и < и ц й> И < и К < и © I-H £ 1 к н К ° § О и £

Положительно 34 23 28 36 28 48 26 40 60 39 32 53

Положительно, но с некоторыми оговорками 20 21 15 24 12 23 19 23 20 16 27 17

Отрицательно 3,7 4,6 4,1 3,9 1,9 1,8 6,4 1,3 2,6 5,8 4,8 0,0

Иная позиция 3,6 4,6 1,7 8,7 2,4 3,5 3,8 1,3 0,0 5,8 2,4 1,0

Затрудняюсь ответить 39 48 51 29 56 23 45 35 18 33 33 27

Анализ мотивов участия в органах ССУ показал, что ведущими мотивами участия студентов в общественной жизни вуза оказались: личная заинтересованность - 66%, наличие льгот и привилегий - 43%, желание быть в центре событий - 32%, интерес - 43% и стремление развивать свои лидерские и коммуникативные качества - 35%.

Несмотря на то, подавляющее большинство студентов в целом поддерживают работу органов студенческого самоуправления вуза, являются членами органов студенческого самоуправления в вузе 15% студентов, не являются, но хотели бы - 30%, остальные - не хотели бы, отвечая, что им это безразлично.

Сравнительный анализ готовности участия студентов разных курсов представлен в исследовании А.А. Тараданова (Таблица 4).

Таблица 4

Готовность студентов участвовать в работе органов студенческого самоуправления вуза при

их наличии или создании ______________(в % к общему числу опрошенных по области, курсам и полу)

Готовность участвовать

Все опрошенные

о

g

<N

О

m

о

g

IO

к

S

о

и

9

к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

0

РЭ

о

Готов постоянно участвовать 15 20 15 13 12 13 14 15

Готов участвовать время от времени 35 39 41 34 34 27 27 39

Поддерживаю, но участвовать не буду 32 29 28 35 35 34 31 33

Мне это безразлично 18 11 16 17 18 26 28 13

Исследование выявило следующую закономерность: к старшим курсам готовность студентов участвовать в работе органов студенческого самоуправления вуза понижается, а доля тех, кому это безразлично растет. Больше готовы участвовать в работе органов студенческого самоуправления вуза девушки, чем юноши (54% и 41% соответственно) [1].

Внеучебная деятельность (в том числе участие в самоуправлении) в жизни студента, по мнению респондентов: помогает самореализации студента -65%; развивает коммуникативные (в том числе лидерские) качества - 54%; заполняет свободное время - 25%; помогает найти друзей, единомышленников -42%, формирует профессиональную направленность - 34%.

Студентам предоставлялась возможность выделить приоритетные направления деятельности органа студенческого самоуправления. По мнению студентов университета, студенческое самоуправление в вузе в большей мере решает следующие задачи: занимается организацией досуга и быта студентов -41%, способствует развитию творческой активности и самодеятельности студентов - 41%, занимается защитой прав и представлением интересов студентов

- 49%, оказывает содействие студентам в решении образовательных, социально-бытовых и прочих вопросов, затрагивающих интересы студентов - 40%.

Органам студенческого самоуправления, на взгляд респондентов, необходимо решать в первую очередь такие социальные проблемы студенчества, как материальной обеспеченности - 62%, трудоустройства - 60%, здоровья - 45%, культурного досуга - 30%, молодежного алкоголизма - 21%. В региональном исследовании на первом месте студенты поставили необходимость защиты интересов студенчества перед администрацией вуза, далее информирование студентов о студенческой жизни, распределение путевок для отдыха и оздоровле-

ния студентов и организация мероприятий спортивной и досуговой направленности со студентами. Еще четверть опрошенных указали на контроль за организацией питания студентов в вузе; каждый пятый - на участие в решении правовых аспектов студенческой жизни; каждый девятый - на формирование и обучение студенческого актива и только 2,8% - на сбор взносов для организации своей деятельности [1].

Студенты ЧГПУ дали следующую оценку влияния студенческого самоуправления нашего вуза на решение проблем молодежи: Оказывает большое влияние - 14%; оказывает определенное влияние - 35%; постоянного влияния нет, все зависит от конкретной ситуации - 27%; влияние отсутствует - 8%; затруднились ответить - 16%.

Анализ результатов проведенного исследования позволил сделать следующие выводы:

- студенческое самоуправление в вузе находится в стадии становления. Большинство респондентов информировано о действующих органах студенческого самоуправления. Чаще других студенты ЧГПУ профком (88%), старостат (78%), трудовые студенческие отряды (59%), творческие коллективы - 50%;

- участие в деятельности его органов принимают 15% студентов, те, кто таким образом реализует свои лидерские и коммуникативные способности. К старшим курсам готовность студентов участвовать в работе органов студенческого самоуправления вуза снижается, а доля тех, кому это безразлично, растет. Девушки больше склонны участвовать в работе органов студенческого самоуправления вуза, чем юноши;

- мотивы участия в деятельности органов самоуправления не всегда связаны с социальной направленностью, ведущими мотивами участия студентов в общественной жизни вуза оказались: личная заинтересованность, возможность пользоваться льготами и привилегиями, желание быть в центре событий, интерес и стремление развивать свои лидерские и коммуникативные качества;

- выявилось несоответствие декларируемых целей и задач студенческого самоуправления их практической реализации. Органы студенческого самоуправления в вузе в большей мере решают задачи организации досуга и быта студентов, способствуют развитию творческой активности и самодеятельности студентов в ущерб поддержке материального положения, процесса оздоровления и питания студентов;

- значительная часть студентов видят необходимость своего участия в его структурах, так как оно помогает самореализации студента, развивает коммуникативные (в том числе, лидерские) качества, заполняет свободное время, помогает найти друзей, единомышленников и, что является наиболее важным, формирует профессиональную направленность.

Библиографический список

1. Аналитический отчет по итогам социологического опроса «молодежь -потенциал развития территорий». - Главное управление молодежной политики: Челябинск, 2012.

2. Калдаре, В.П. Российские традиции в системе социального управления образованием [Текст] / В.П. Калдаре//Социология образования. - 2012. - № 3. -С. 85.

3. Макарова, Н. Студенческие корпорации первых российских университетов [Текст] / Н. Макарова //Высшее образование в России. -1999. -№ 4. - С. 12.

4. Концепция развития студенческого самоуправления в Российской Федерации.: Официальные документы в образовании. [Текст] / - 2005. - № 25. -

С. 39-47.

5. Салганова, Е.И. Гражданская культура учащейся и студенческой молодежи Челябинской области: социологический анализ: монография [Текст] / Е.И. Салганова, В.Н. Козлов, Е.В. Грунт. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та,

2009. - 197 с.

Bibliography

1. Analytical report on the results of the sociological survey "youth development potential of the territories [Text]. - General Directorate of youth policy: Chelyabinsk, 2012.

2. Caldare, V.P. Russian traditions in the system of social management of education [Text] /VP Caldare//Sociology of education. - 2012. - № 3. - 85 C.

3. Makarova, N. Student Corporation first Russian universities [Text] / H. Makarova //Higher education in Russia. - 1999. - № 4. - S. 12.

4. The concept of development of student self-government in the Russian Federation.: Official documents in education. - 2005. - № 25. - S. 39-47.

5. Surganova, E.I. Civic culture students ’ youth of Chelyabinsk region: a sociological analysis: monograph [Text] / H. Serganova, V.N. Kozlov, E.V. Ground. -Chelyabinsk: Publishing house Chelyaba. state University, 2009. - 197 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.