Научная статья на тему 'Отношение студентов к самоуправлению в туристском вузе'

Отношение студентов к самоуправлению в туристском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / САМОУПРАВЛЕНИЕ / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL TRAINING / SELF-GOVERNMENT / STUDENT SELF-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаев А. А.

Исследуется отношение студентов и аспирантов к организации самоуправления в туристском вузе как условие профессионального становления специалиста. Формулируются основные проблемы организации студенческого самоуправления в туристском вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исаев А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students' attitudes to self-government in a tourism institute

This article investigates students' and postgraduates' attitudes to self-government organization in a tourism institute as the condition of a specialist's professional building. The main problems of student self-government organization in a tourism institute are formulated.

Текст научной работы на тему «Отношение студентов к самоуправлению в туристском вузе»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

Преодоление пассивности у студентов в процессе вузовской подготовки рассматривается как педагогическая система, которая в определенных условиях приводит к заранее определенному и заданному результату. Существо этой модели в личностном аспекте, т.е. это особый комплекс индивидуальных и групповых действий, поступков, определяющих направленность и интенсивность самореализации студента (будущего специалиста). Она отражает объективность, заданность условий функционирования.

Системный подход позволяет рассматривать личность как интегральную целостность. Интегральным качеством самой целостности, отражающим преобразующую сущность человека, выступает его познавательный потенциал.

На первом уровне активность субъекта в преобразовательной деятельности проявляется в силу внешней необходимости, потребностей, обусловленных характером выполняемого труда, а не как внутренняя устремленность.

Второй уровень определяется понятием «благодаря». Он отражает готовность немедленного включения субъекта в творческий поиск при наличии любой возможности.

Характеристикой третьего уровня развитости творческого потенциала является понятие «вопреки». Личность стремиться воплотить свой творческий потенциал даже тогда, когда внешние (или внутренние) обстоятельства не только не способствуют учебному процессу, но и тормозят его, противодействуют ему.

Познавательная активность выступает как показатель уровня развития творческого потенциала. Уровни проявления познавательной активности определяют степень актуализации сущностных творческих сил, которые проявляются на разных уровнях творчества.

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Развитие идет по двум каналам: 1) внешнему (объективному) — за счет оптимизации общественных условий, детерминирующих поведение личности и обратное воздействие на микросреду, ее преобразование, развитие; 2) внутреннему (субъективному) — за счет постоянного самосовершенствования личности, саморазвития, самореализации, раскрытия своих творческих способностей, удовлетворения своих творческих потребностей.

Предположения о том, что проблемы адаптации студента оказывают существенное влияние на развитие его познавательной активности, обосновываются тем, что условия микросоциума могут способствовать разворачиванию сущностных сил личности, а могут тормозить, сковывать этот процесс (не случайно на первой экзаменационной сессии мы наблюдаем провалы у студентов, которые были активно или пассивно включены в учебный процесс).

Особенностью пассивности является отсутствие стремления к реализации своих сущностных сил, потребность в их саморазвитии. Активность личности есть основной обобщающий критерий творчески развитой личности. В понятии пассивности находит выражение отсутствие активной преобразующей сущности человека в ее актуальном проявлении.

1 Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996.

2 Ласкин А.А. Педагогическое регулирование профессиональной переориентации высвобождаемых специалистов на социально-культурную деятельность. М., 2010.

3 Подвойский В.П. Профессиональная деформация руководителей социально-культурных учреждений. Психолого-педагогический подход. М., 1998.

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К САМОУПРАВЛЕНИЮ В ТУРИСТСКОМ ВУЗЕ

А.А. ИСАЕВ,

аспирант кафедры педагогики и психологии НОУ ВПО Российская международная академия туризма, г.о. Химки, Московская область

greenza@list.ru

Аннотация: Исследуется отношение студентов и аспирантов к организации самоуправления в туристском вузе как условие профессионального становления специалиста. Формулируются основные проблемы организации студенческого самоуправления в туристском вузе.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, самоуправление, студенческое самоуправление.

STUDENTS' ATTITUDES TO SELF-GOVERNMENT IN A TOURISM

INSTITUTE

A.A. ISAEV,

Aspirant of the Russian International Academy for Tourism,

Khimki, Moscow Region

Annotation. This article investigates students' and postgraduates' attitudes to self-government organization in a tourism institute as the condition of a specialist's professional building. The main problems of student self-government organization in a tourism institute are formulated.

Key words: professional training, self-government, student self-government.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХ0Л0ГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Одним из условий профессионального становления и социального самоопределения является активное участие студентов в деятельности разных студенческих объединений, построенных и действующих на принципах самоуправления.

Единство профессионализации и социализации молодежи, решение приоритетных задач как государства, так и вуза, подразумевает поиск таких аспектов развития молодежи, которые наряду с выбором профессионального пути предусматривают постоянное стремление к самосовершенствованию. Современный профессионал должен настойчиво работать над собой во время обучения, ценить и реализовывать полученные профессиональные навыки. Интерес к выбранной профессии, азарт, самоотдача, объединение с единомышленниками, общественно-полезная деятельность, лидерство во всех проявлениях — такие стадии реализации профессионального работника и полноценного гражданина общества были определены научно-методическим отделом Московского студенческого центра

Современный вуз представляет собой сложную социально-экономическую систему, общая целевая функция которой многогранна: это и образование, и наука, и культура, и просвещение, и воспитание. Вуз, с одной стороны, — субъект общества и государства, выступающий в роли центра образования, науки и культуры, удовлетворяющий потребности общества и выполняющий государственный заказ на подготовку специалистов и выполнение фундаментальных научных исследований, а с другой — является субъектом рыночной экономики, выступающим в роли товаропроизводителя интеллектуальной продукции и образовательных услуг, свободно реализующим свою продукцию на рынке труда.

Туристский вуз развивается на основе инновационной системы, оперирующей новейшими интегрированными программами в условиях нестабильного экономического развития государства, реформы образования, а также с учетом быстротечной смены технологий и ростом процессов глобализации в мире 2.

Согласно результатам ряда исследований основной характеристикой самоуправления в России является состояние, при котором субъект и объект управления совпадают. Такой характер процессов объекта, являющегося условно замкнутой системой, при которых не происходит непосредственного контроля над ними — целеполагание, осуществляется самим объектом сообразно своим свойствам, которые могут быть запрограммированы определенным образом при его создании.

Одним из видов самоуправления является студенческое самоуправление. Организация в вузе студенческого самоуправления реализует ряд эффективных средств становления профессионально-личностной позиции студента, способствует формированию конкурентоспособного специалиста.

В современной постановке студенческого самоуправления просматриваются три основных функциональных значения, а именно:

1) студенческое самоуправление как условие реализации творческой активности в учебно-познавательном, научно-профессиональном и культурном отношениях;

2) студенческое самоуправление как реальная форма студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью.

3) студенческое самоуправление как средство (ресурс) социально-правовой самозащиты (Концепция развития студенческого самоуправления в РФ 2000 г.).

Под организацией студенческого самоуправления в туристском вузе понимается целостный механизм, позволяющий студентам участвовать в управлении вузом и своей жизнедеятельностью в нем через коллегиальные взаимодействующие органы — на всех уровнях управления вузом, в том числе самоуправления в общежитиях, а также общественных студенческих организация по интересам. Студенческое самоуправление имеет социально-практический характер, обусловленный необходимостью формирования у студентов сознательного, ответственного отношения студентов к возможностям и перспективе своего профессионального и культурно-нравственного самоопределения. По мере становления организационной культуры, накопления опыта и традиций студенческое самоуправление может в установленном порядке приобрести права и принять на себя обязанности юридического лица.

Целью организации студенческого самоуправления в НОУ ВПО «Российская международная академия туризма» является создание условий для развития личности студента РМАТ как человека здорового, интеллигентного, творческого, инициативного, способного к саморазвитию, признающего гуманное отношение к человеку наивысшей ценностью, обладающего демократическим сознанием, отвечающего социально-экономическим требованием к высококвалифицированному специалисту.

Студенческое самоуправление можно представить как одну из форм воспитательной работы вуза, осуществляемой в рамках Концепции воспитательной деятельности РМАТ. Деятельность студенческого объединения определяется единством миссии, целей, задач и организационной структуры, формализованных в уставе органа студенческого самоуправления.

Студенческое самоуправление является частью корпоративной культуры вуза и не может существовать вне вуза, неразрывно связано с историей, ценностями, традициями вуза. В рамках плана воспитательной работы со студентами ежегодно в РМАТ члены органов студенческого самоуправления и активисты организуют встречи с известными людь-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ми, слеты, первенства, соревнования по разным видам туризма, категорийные походы, общеакадемические культурно-досуговые мероприятия (празднование Всемирного дня туризма, мисс и мистер академия, день иностранных языков, день выпускника, таланты РМАТ и др.). Главной организационно-педагогической формой развития студенческого самоуправления, наиболее доступной и приемлемой в современных условиях, в РМАТ является студенческий совет. Для достижения целей он осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: научное и учебное, информационное, культурно-массовое, туристское и спортивно-оздоровительное, внешних связей и социального развития. В состав совета входят студенческие советы общежития, колледжа, старостата, Московского филиала. Студентам предоставляется возможность проявить свои умения и навыки, став членами туристского клуба, научного студенческого общества, культурного центра.

В исследовании отношения студентов к организации самоуправления в туристском вузе принимали участие более 500 студентов и аспирантов РМАТ и ее филиалов. Была предпринята попытка выяснить, насколько студенты и аспиранты воспринимают студенческое самоуправление, оценивают его значимость для своей будущей профессии, а также выявить проблемы его развития в туристском вузе.

С этой целью была разработана анкета, включающая в себя 14 вопросов с пятью вариантами ответов на каждый. Вопросы касались знания студентов форм и структуры организации самоуправления в вузе, их отношения к участникам студенческих организаций и приобретаемых практических умений в процессе студенческой самоуправленческой деятельности. Так, на вопрос, касающийся причин необходимости студентам студенческого самоуправления в вузе, самыми популярными ответами среди респондентов оказались: для проведения досуговых и внеучебных программ (56,4%) и для объединения студентов в единую общность (34,8%). На вопрос, отражающий позицию респондентов по отношению к преподавателям и руководству вуза, самым популярным ответом оказался: нравится учиться, но хотелось бы улучшить качество образования за счет применения новых технологий, современных приемов ведении занятий (62,4%). Вопрос, отражающий личное отношение к общественной деятельности, получил несколько распространенных вариантов ответов, в которых респонденты отмечают, что общественная деятельность — это норма жизни (36%), полезное для будущей профессии (30,7%), удовлетворение амбиций и творческой самореализации (27,2%).

В результате были получены следующие данные. Большинство (более 50%) респондентов считают, что:

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Ф в вузе нужна деятельность органов студенческого самоуправления;

Ф ректорату нужно студенческое самоуправление для улучшения качества образовательного процесса и установления и поддержания корпоративной культуры в вузе;

Ф студентам нужно студенческое самоуправление для проведения досуговых и внеучебных программ и для объединения студентов в единую общность;

Ф работа студенческого самоуправления должна строиться на уровне вуза;

Ф работа органов студенческого самоуправления в туристском вузе полезная для студентов и вуза, но хотелось, чтобы было лучше;

Ф в вузах нужна деятельность студенческих общественных объединений, таких, например, как профком студентов, научное студенческое общество;

Ф работа студенческих общественных объединений в туристском вузе ведется, но хотелось, чтобы эти объединения были активней;

Ф студенты, которые занимаются общественной работой в туристском вузе, — это увлеченные люди, энтузиасты и альтруисты;

Ф общественная деятельность — это норма жизни и польза для будущей профессии;

Ф степень участия студентов в общественной жизни туристского вуза низкая;

Ф для студентов общение — одна из главных потребностей человека, а также, что человек в жизни должен раскрывать свой потенциал;

Ф учиться в туристском вузе им нравится, но хотелось бы улучшить качество образования за счет применения новых технологий, современных приемов ведении занятий;

Ф свой вуз престижный и при совете родным или знакомым поддержат при выборе туристского вуза, но предложат подумать при выборе факультета;

Ф молодежные и студенческие общественные объединения могут повлиять на положение молодежи в нашей стране.

В результате были выявлены следующие проблемы развития и укрепления студенческого самоуправления в туристском вузе:

Ф необходимо усилить личностно-практическую работу со студентами;

Ф нужно организовать дополнительные досуговые и внеучебные программы и мероприятия;

Ф необходимо разработать более оптимальную структуру студенческого самоуправления в вузе;

Ф недостаточна реализация потенциала и способностей обучающихся;

Ф недостаточно сформирована профессионализация студенчества в вузе;

Ф осуществлять взаимосвязь между студенчеством и администрацией вуза за счет работы органов студенческого самоуправления;

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ^^ И ПСИХ0Л0ГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Ф укрепить реализацию подхода к самовоспитанию в сочетании с коллективными формами деятельности;

Ф необходимо разработать информационное пространство в вузе;

Ф создать социально-психологический комфорт в студенческой среде;

Ф необходимо сформировать единую студенческую общность;

Ф обучать студенческий актив вуза тонкостям работы в общественных объединениях.

С этой целью разработана экспериментальная программа, включающая в себя семинары, тренинги, элективные курсы, туристские слеты и соревнования, досуговые программы, отвечающие требованиям и специфике туристского вуза. Решение поставленных проблем и есть приоритетная задача органов студенческого самоуправления.

Таким образом, всемерное развитие студенческой инициативы, поддержка студенческого самоуправления не на словах, а на деле требуют перестройки культуры воспитания в рамках продуманной стратегии взаимодействия субъектов образовательного процесса в туристском вузе. С этой целью должен проявлять себя такой демократический принцип, как соуправление, означающий признание значимости предоставления студентам реальных полно-

мочий в принятии и реализации важных задач по созданию в вузе наиболее благоприятных условий для творческого самоосуществления каждой личности. Стратегия взаимодействия преподавателей и студентов осуществляется гармонией соуправления и самоуправления в решение ежедневных разнообразных вузовских дел. В такой системе отношений преподаватели не выступают лишь наблюдателями, но всячески поддерживают студенческую инициативу. В такой обстановке и создается долгожданное воспитательное пространство, внутри которого преобладают искренность, доброта, доверие и психологически комфортные взаимоотношения среди студенческого сообщества и вуза и профессорско-п реподавательского состава.

Литература

1. Стратегия государственной молодежной политики. Министерство образования и наук РФ. М., 2006.

1 Концепция воспитания московского студенчества. Школа профессионализма, гражданственности, творчества. М., 2008.

2 Зорин И.В. Феномен туризма. Избранные сочинения. М., 2005. С. 259

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОРТАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В.А. КУДИНОВ,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры программного обеспечения и администрирования информационных систем,

Курский государственный университет

Аннотация. Обоснованы критерии и отражен ход эксперимента по проверке эффективности использования в образовательном процессе корпоративных порталов управления знаниями.

Ключевые слова: корпоративный портал управления знаниями, педагогическая полезность, педагогическая эффективность, педагогическая целесообразность.

EFFECTIVENESS ANALYSIS OF PORTAL TECHNOLOGIES USE IN TEACHING PROCESS AT AN INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

V.A. KUDINOV,

Candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the department of the software and administrative information systems

Annotation. In the article some criteria are grounded and the course of the experiment on the check of use effectiveness of corporate portals of knowledge direction in the educational process is presented.

Key words: corporate portal of knowledge direction, pedagogical utility, pedagogical effectiveness, pedagogical rea-sonability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.