ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 378.1
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ
© 2013 г. В.П. Могутное, Ю.И. Анашкин
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
Поступила в редакцию 01.11.2013
Рассматриваются вопросы организации студенческого самоуправления как составляющего элемента системы управления вузом. Показано его содержание, определены цели, принципы, функции. Представлен механизм взаимодействия его участников, опыт работы в НГТУ.
Ключевые слова: студенческое самоуправление, содержание, цели, принципы, функции студенческого самоуправления, механизм взаимодействия его участников.
Опыт организации студенческого самоуправления в Нижегородском государственном техническом университете им. Р.Е. Алексеева (НГТУ), анализ его роли в управлении вузом позволяют высказать некоторые концептуальные идеи по его дальнейшему совершенствованию и развитию в современных условиях, повышению вклада в подготовку будущих специалистов.
Прежде всего, следует отметить, что сам термин «студенческое самоуправление» не совсем точно отражает его содержание и тем самым очень часто вызывает неадекватную интерпретацию этого понятия. Самоуправлением обычно называют управление каким-либо кругом дел самими заинтересованными людьми без вмешательства извне. Так, согласно словарю С.И. Ожегова, самоуправление - это «право решать дела внутреннего управления по собственным законам» [1, с. 909]. Большая экономическая энциклопедия определяет самоуправление как способ, режим управления, при котором основные функции управления деятельностью осуществляются без внешнего вмешательства [2, с. 564]. Поэтому и студенческое самоуправление толкуют часто в буквальном смысле как полную свободу действий студентов в принятии решений и их реализации, «самостоятельную, и под свою ответствен юсть деятельность по решению жизненно важных вопросов по организации обучения, быта и отдыха» [3, с. 41].
Совершенно очевидно, что вуз объединяет и студентов, и преподавателей, и администрацию в единый коллектив, организацию. Как открытая система он характеризуется сложностью
состава и структуры, большим количеством взаимосвязанных составляющих их подсистем и элементов, возможных их состояний в каждый момент времени, тесным взаимодействием с внешней средой. Вуз имеет свои цели и многоуровневую систему управления, в ней можно выделить три блока (уровня): административный, организационный и учебный, каждый из которых включает несколько основных соподчиненных подсистем (рис. 1).
В ходе управленческой деятельности между блоками и отдельными подсистемами внутри этих блоков устанавливаются функциональные вертикальные и горизонтальные связи. Разные позиции в структуре вуза получают определённый объём полномочий, по меньшей мере такой, который необходим им для решения поставленных перед подразделением учебновоспитательных задач.
Если же деятельность органов студенческого самоуправления в рамках конкретного вуза осуществляется самостоятельно, без учёта решаемых им задач, координации с администрацией и её направления определяются исходя только из потребностей студентов, то она не будет способствовать достижению поставленных перед учебным заведением целей. В данном случае будет преобладать форма, дань моде -демократизации учебно-воспитательного процесса в вузе, а не забота о достижении конкретного результата в подготовке будущих специалистов.
Мы считаем, что студенческое самоуправление - это важное звено широкой и разветвленной системы управления вузом, и рассматри-
ваем его как элемент, органическую подсистему общей системы управления. Право обучающихся участвовать в управлении образовательными организациями является одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования и закреплено законом «Об образовании в РФ», утверждённым Президентом РФ в 2013 г.
Вместе с тем при организации совместной управленческой деятельности студентов не следует рассматривать только в качестве объектов педагогических воздействий, в ответ на которые они должны вести себя строго определенным образом. Неизбежным следствием такой пассивной их роли в вузе является соответствующая реакция - неверие в возможность что-либо изменить, чувство бесполезности проявления своих творческих способностей, инициативы. Совершенно очевидно, что нельзя подготовиться к жизни в условиях рыночной экономики в рамках авторитарного учебно-воспитательного процесса, в значительной мере способствующего закреплению конформизма.
Жизнедеятельность руководителей, преподавателей, студентов должна разворачиваться в пространстве, воплощающем ценности демократического общества. Важно понимать, что органы студенческого самоуправления - прежде всего субъекты управления, активные участни-
ки в решении вопросов учебы, быта и отдыха молодёжи. Совместная деятельность по управлению вузом должна осуществляться на основе учёта взаимных интересов участников этого процесса и быть направлена на достижение общих целей [4]. Признание взаимных интересов является фактором социального управления (по Дьюи) и показателем демократизации.
По нашему мнению, студенческое самоуправление - это сложное социальнопедагогическое явление. Оно представляет собой особую форму целенаправленной деятельности органов студенческого самоуправления, студентов, ориентированную на совместную работу с администрацией, профессорско-преподавательским составом, общественными организациями, при определённом разграничении их полномочий и ответственности. Эта деятельность направлена на подготовку высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности будущего выпускника - гражданина и патриота России, способной и готовой к высококачественной профессиональной деятельности.
Его роль в системе совместной работы заключается в активном, дифференцированном по степени и формам участии органов студенческого самоуправления в организации учебно-воспитательного процесса и решении вопросов жизне-
деятельности вуза, удовлетворении запросов и интересов студентов, связанных с подготовкой будущих специалистов. Разработка продуманной системы этого реального участия и составляет содержание студенческого самоуправления.
Организацию студенческого самоуправления мы рассматриваем не как самоцель, а как составляющую жизнедеятельности вуза (в составе целого выполняет определённые функции), а именно направление работы органов самоуправления и студентов в решении задач высшего учебного заведения по подготовке специалистов. Оно несет особую нагрузку:
во-первых, даёт реальную возможность студентам участвовать в различных видах деятельности, в ходе которой формируются взгляды, убеждения, ценностные ориентации, вырабатываются навыки управленческой и организаторской деятельности, проведения воспитательной работы;
во-вторых, выступает как важная подсистема, составляющая системы управления вузом, в состав которой входит наиболее активная часть студентов, что позволяет учитывать тенденции в молодёжной среде, гибко и оперативно реагировать на происходящие изменения, запросы и потребности (администрация получает эффективную систему обратной связи со студенчеством, а значит, и гибкость в управлении всем вузом);
в-третьих, является составляющей всего процесса демократизации функционирования вуза, специфическим демократическим институтом, ориентированным на сотрудничество и совместную деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса;
в-четвертых, позволяет студентам участвовать в определении и реализации наиболее оптимальных форм и направлений воспитательной работы, востребованных молодёжью, внедрять элементы нового, студенческой самодеятельности, что в сочетании с методами административной и педагогической работы может дать более высокие результаты в области воспитания студентов;
в-пятых, вносит определённый реальный вклад в решение задач подготовки будущих выпускников, тех, кому предстоит дальнейшее укрепление нашего демократического государства и правового общества, развитие рыночной экономики.
На наш взгляд, цель студенческого самоуправления в вузе - способствовать качественной подготовке будущих специалистов, конкурентоспособных на рынке труда. Достижение этой цели связано как с подготовкой молодых специалистов, отвечающих требованиям социально-экономической ситуации на рынке труда, развитию профессионально значимых компе-
тенций, так и с формированием гражданина свободного демократического государства, которого характеризует совокупность общественно значимых качеств и ценностей, что очень важно и востребовано в настоящее время.
Мы полагаем, что реализация данной цели студенческого самоуправления способствует успешному решению задач высшего учебного заведения, определённых в Постановлении Правительства РФ от 14 февраля 2008 года № 71, а именно - удовлетворению потребности общества и государства в квалифицированных специалистах и удовлетворению потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. В ходе деятельности органы студенческого самоуправления, студенты в рамках общей системы управления вузом вносят «свой вклад» в их решение. Это позволяет считать самоуправление одним из средств формирования и развития компетенций будущих выпускников.
Также важно подчеркнуть, что деятельность администрации, преподавателей и органов студенческого самоуправления, направленная на подготовку будущих специалистов, и есть основа единства их интересов, сотрудничества, предупреждения различного рода конфликтов. Знание желаемого результата, которого они стремятся достичь благодаря общим усилиям, представляет собой мощный механизм координации их совместной деятельности.
Как показывают результаты исследований (А. Богданов, Р.Л. Дафт, Р.Л. Акофф), несовпадение интересов частей системы часто приводит к конфликтам и при попытках их разрешения тратится впустую значительная часть энергии большинства современных организаций. Поэтому инициатива, творчество, активность студентов, направленные на решение задач подготовки выпускников, развития их профессиональных и общекультурных компетенций, а не на борьбу за властные полномочия, декларацию их прав, защиту интересов, не связанных с задачами, который решает вуз, без сомнения, найдут надлежащую поддержку у администрации и преподавательского состава.
Для достижения поставленной цели органы студенческого самоуправления в ходе совместной деятельности с администрацией, преподавателями должны решить сложные задачи. К основным из них можно отнести:
• формирование активной гражданской позиции студентов, их патриотических и нравственных качеств, ценностей личности демократического общества;
• создание условий для реализации прав студентов на участие в управлении вузом, организации учебно-воспитательного процесса;
• привлечение студентов и аспирантов к решению всех вопросов, связанных с подготовкой высококвалифицированных специалистов;
• содействие органам управления вуза в решении образовательных и научных задач, проводимых мероприятиях в рамках образовательного процесса, организации досуга и быта студентов;
• формирование у студентов профессиональных и общекультурных компетенций, подготовку их к компетентному и ответственному участию в жизни общества;
• пропаганду здорового образа жизни, профилактику асоциальных проявлений в студенческой среде;
• обеспечение гласности жизни студенчества;
• трудоустройство выпускников и др.
Но прежде всего необходимо выделить задачи, решение которых зависит в большей степени от активной и творческой деятельности самих студентов и органов студенческого самоуправления, которые должны не только декларировать, но и на практике реализовывать свои права. Такими основными задачами, на наш взгляд, могут являться:
• выявление социально активных студентов и включение их в различные виды социально одобряемой деятельности;
• формирование социальной зрелости, самостоятельности, готовности студентов принимать на себя ответственность за результаты своей деятельности;
• разработка предложений по повышению качества образовательного процесса с учетом научных и профессиональных интересов и запросов студентов;
• проведение работы, направленной на повышение сознательности студентов и их требовательности к уровню своих знаний;
• предложение эффективных форм взаимодействия с администрацией и преподавателями вуза;
• представление прав и интересов студентов на всех уровнях управления вузом, поддержка студенческих инициатив;
• побуждение творческой активности и самодеятельности студентов, способности к самоорганизации и саморазвитию;
• сохранение и развитие демократических традиций студенчества.
Поддерживая мнение, что при определении форм студенческого самоуправления в конкретном регионе, в конкретном вузе общие структурные элементы, его основные принципы и функции могут быть представлены в специфическом виде, не изменяющем принципиальной сути самоуправления [3], считаем целесообразным выделить универсальные принципы сту-
денческого самоуправления. Они определены на основе закономерностей, отражающих объективные, необходимые, существенные, наиболее отчётливо повторяющиеся связи в ходе практической реализации самоуправления. К ним можно отнести следующие:
• принцип научности (студенческое самоуправление строится в соответствии с современными знаниями об управлении, с достижениями научных дисциплин, имеющих в качестве объекта исследования человека, организации, воспитание, деятельность);
• принцип системности (вуз рассматривается как сложная открытая система, взаимодействующая с внешней средой, элемент государственной системы по подготовке специалистов; в свою очередь, студенческое самоуправление -элемент этой системы, представляющий совместную работу администрации, преподавателей, общественных организаций и взаимосвязанных органов студенческого самоуправления);
• принцип иерархичности (строгая иерархия построения органов самоуправления исходя из уровней управления и основных структурных подразделений вуза и управление деятельностью сверху вниз: от студенческого совета вуза к студенческим советам институтов, факультетов, от них к руководителям направлений, команд и исполнителям);
• принцип добровольности (студенты вуза добровольно участвуют в деятельности в рамках студенческого самоуправления с целью совместного с руководством управления образовательным заведением, решения вопросов их жизнедеятельности, получения возможности для собственной самореализации и развития, добровольно определяют степень своего участия в различных видах деятельности);
• принцип плановости (деятельность органов студенческого самоуправления - это спланированная, скоординированная по времени и объёму система мероприятий, направленная на достижение стоящих перед вузом целей и решение соответствующих задач);
• принцип выборности (органы студенческого самоуправления формируются на выборной основе, также избираются студенты, рекомендованные для работы в учёном совете, других представительных органах вуза, что позволяет не только демократизировать их работу, но и предоставить возможность для самореализации, усиления инициативности и активности избранных студентов, воспитания чувства ответственности за происходящее);
• принцип представительства (студенты, избранные в руководящие органы самоуправления, рекомендованные для работы в других
представительных органах вуза, выполняют свои функции действуя от имени, по поручению и в интересах подготовки студентов - будущих специалистов);
• принцип полномочий и ответственности (органы студенческого самоуправления обладают определёнными полномочиями для решения проблем повседневной жизни и осуществляют свою деятельность в соответствии с задачами, поставленными перед ними, достойно представляют себя как внутри вуза, так и во внешних инстанциях, своевременно и качественно выполняют порученную работу, несут ответственность за свою деятельность);
• принцип корпоративности (студенческое самоуправление как элемент единой системы управления вузом, системы воспитания осуществляет свою деятельность с учётом истории, сложившихся ценностей, традиций вуза, поддерживает и развивает их, является частью корпоративной культуры);
• принцип подотчётности (все органы студенческого самоуправления отчитываются перед избравшими их коллективами о проделанной работе, что не позволит самоуправлению превратиться в средство удовлетворения амбиций его руководителей);
• принцип инициативы (инициатива студентов, дополняющая инициативу руководителей в достижении поставленных целей, является движущей силой вуза);
• принцип сменяемость актива (это важнейшее условие сохранения нравственного основания самоуправления; педагогическая ценность его состоит в том, что актив не превращается в должностных лиц, через работу в активе проходит большее число студентов, выполнение обязанностей, требующих дополнительного напряжения, личного времени, не становится тягостным);
• принцип сотрудничества (администрация, преподаватели и студенты рассматриваются в качестве целостного коллектива, объединённого совместной творческой деятельностью, имеющей большой социальный смысл, направленной на подготовку будущих специалистов).
Основные принципы студенческого самоуправления органически сочетают в себе элементы централизованного руководства, ответственность, дисциплину в рядах его участников и демократические начала, которые предполагают развитие творческой инициативы, выборность и отчетность его органов. Централизм и демократизм в системе самоуправления находятся в оптимальном соотношении, неразрывном единстве, составляют две стороны одного целого.
В Концепции развития студенческого самоуправления в Российской Федерации указаны его основные функции:
• организация и руководство деятельностью органов студенческого самоуправления, студентов по выполнению поставленных задач, обеспечение материальными, финансовыми и информационными ресурсами;
• координация деятельности студенческих формирований, актива, корректировка текущих планов и задач в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• взаимодействие с администрацией, руководителями подразделений по различным аспектам жизнедеятельности вуза, представление интересов студенчества;
• информирование студенчества, администрации, преподавателей, сотрудников учреждения профессионального образования о разнообразных аспектах студенческой жизни и государственной молодёжной политики.
Наряду с этими основными функциями студенческого самоуправления, на наш взгляд, целесообразно добавить и другие, не менее важные. По нашему мнению, на основе базового управленческого принципа классификации функций (когда они определяются с точки зрения фактора времени, как этапы процесса управления) к таким функциям относятся также:
• планирование (участие в планировании учебно-воспитательного процесса в вузе, планирование деятельности органов самоуправления, определение направлений их деятельности, путей и способов достижения поставленной цели);
• мотивация (побуждение студентов к различным видам деятельности в ходе самоуправления, направленных на достижение целей вуза через их личную заинтересованность);
• контроль деятельности органов студенческого самоуправления (постоянная действующая обратная связь, необходимая для проверки качества деятельности);
• компенсаторная функция (студенческое самоуправление не будет иметь желаемого результата, если оно не будет способствовать удовлетворению потребностей и запросов студентов, связанных с подготовкой будущих специалистов).
Одной из важнейших функций студенческого самоуправления, как и вуза, является функция воспитания. Актив, студенты принимают участие в проведении воспитательной работы в вузе, обновлении ее содержания, форм и методов, получают практические навыки её проведения, организаторский и управленческий опыт.
Для выполнения всех перечисленных основных функций студенческого самоуправления необходимы процессы принятия решений, взаимосвязи между его участниками (коммуникации). Только на основе эффективных комму-
никаций можно получить достаточный объём информации для планирования, принятия решений, их реализации, мотивации деятельности студентов, реализации функции контроля. Такая практическая деятельность участников самоуправления способствует получению ими навыков принятия управленческих решений, повышению культуры общения, развитию умения работать с людьми, что очень важно для современного специалиста.
Формами студенческого самоуправления в Нижегородском техническом университете являются первичная профсоюзная организация студентов, студенческий совет НГТУ, первичная организация Российского союза молодёжи (РСМ). Первичная профсоюзная организация и первичная организация РСМ действуют в соответствии с федеральным законом «Об общественных объединениях». Студенческие советы формируются и организуют свою деятельность на основании Примерного положения о студенческом совете в образовательном учреждении [5].
Каждая из этих молодёжных организаций университета выполняет определённые функции в общей системе управления вузом. К основным направлениям деятельности профсоюзной организации относятся защита профессиональных, социально-экономических прав и интересов студентов, членов профсоюза, повышение их уровня жизни, участие в разрешении споров и конфликтов. Организация РСМ направляет основные усилия на разработку и реализацию социальных проектов, культурно-досуговых, спортивных и развлекательных шоу-программ, принимает участие в решении задач учебно-воспитательной работы. Студенческий совет принимает активное участие в организации патриотического и гражданского воспитания, пропаганде здорового образа жизни и профилактике асоциального поведения в студенческой среде, содействует организации образовательной деятельности в университете, осуществляет разработку и реализацию социальных проектов, подготовку и проведение тематических, досуговых и спортивных мероприятий.
Механизм взаимодействия участников студенческого самоуправления в НГТУ сформировался и совершенствуется в ходе совместной практической деятельности. На каждом уровне управления вуза созданы органы студенческого самоуправления (рис. 2), которые обладают определёнными полномочиями и ответственностью, имеют конкретные направления работы по подготовке будущих специалистов. Их деятельность направлена на достижение цели вуза, удовлетворение конкретных потребностей и решение проблем студенчества. Определены
должностные лица вуза, которые отвечают за координацию и результативность совместной деятельности органов студенческого самоуправления и руководителей, преподавателей, общественных организаций. Такие горизонтальные структуры облегчают сотрудничество, командную работу, отвечают необходимости приспосабливаться к постоянно меняющемуся окружению, что имеет большое значение для организации.
В общем плане, механизм взаимодействия можно рассматривать по вектору направленности действия: сверху вниз и наоборот. Принципы, задающие направленность вектора, зависят от сферы деятельности и компетенции участников самоуправления. Взаимоотношения руководителей и студенческого актива по инициативе «сверху» обусловлены самой принципиальной необходимостью и возможностью, заложенной в нормативных вузовских и руководящих документах. Взаимодействие по инициативе «снизу» возникает в силу необходимости решить какой-либо вопрос, отнесенный к компетенции органов самоуправления. Они вносят свои предложения на рассмотрение руководителей, выступают в роли партнеров.
Формы взаимодействия этих двух подсистем, как правило, строятся в горизонтальной плоскости. Студенческий актив группы взаимодействует с куратором группы, студенческий совет факультета - с деканом факультета. При определенных обстоятельствах (формальное отношение к предложениям актива, некомпетентность, зависимость решения вопроса от вышестоящих руководителей) осуществляется взаимодействие и с руководителями другого уровня через соответствующие органы студенческого самоуправления. Регулирование этих вопросов входит в компетенцию проректора по внеучебной работе, заместителей директоров институтов, деканов факультетов по воспитательной работе, совета университета по воспитательной работе.
В соглашении между администрацией и студентами, представляемыми профсоюзной организацией студентов НГТУ, в положениях о студенческом совете технического университета, институтов, факультетов, РСМ определены конкретные полномочия, права и обязанности участников студенческого самоуправления. Их взаимодействие осуществляется при решении разнообразных проблем жизнедеятельности вуза. Укажем его основные формы, способы:
• при принятии решений по вопросам организации учебно-воспитательного процесса руководители учитывают мнения студенческих объединений (в пределах компетенции);
• мероприятия общественных объединений согласовываются и учитываются в системе ор-
Профком
студентов
Студенческий
Совет
• Информационный отдел
• Комиссии: жилищно-бытовая, общественного контроля, по трудоустройству
• Культурно-массовый сектор
• Спортивная комиссия
• Сайт профкома, газета «Вузелок»
Первичная организация РСМ
• Советы: старост, отличников, координаторов, студгородка, старшеклассников базовых школ
• Студенческие отряды: агитационный, педагогический оперативный - ДНД, сервисный, строительные, волонтёрский
• Сайт студенческого совета
• Отделы: социальных проектов, культурно-массовой и спортивной работы, МТО, PR и СМИ, файндрайзинга
• Режиссёрско-постановочная группа
• Сайт первичной организации РСМ
Административный
блок
(проректор по внеучебной работе)
Профбюро филиалов, институтов факультетов
Студенческие советы филиалов, институтов факультетов
Профорги студенческих групп
Студенческий
актив
Координаторы
Организационный
блок
(заместитель директора филиала, института, декана факультета по воспитательной работе, преподаватели)
Старосты студенческих групп
Учебный
блок
(преподаватель - куратор)
СТУДЕНТЫ НГТУ
Рис. 2. Модель взаимодействия участников студенческого самоуправления
ганизации воспитательной работы, что повышает значимость работы студенчего актива и ответственность всех участников за их проведение;
• администрации вузов, подразделений проявляют постоянную заботу об авторитете актива, обучении его практике работы по решению стоящих задач;
• администрация вуза оказывает необходимое содействие студенческому активу в осуществлении его полномочий. По просьбе студентов предоставляется необходимая для принятия компетентных решений информация, учебные аудитории, спортивная база для проведения мероприятий, по возможности актив обеспечивается необходимыми материальными средствами и культурно-досуговым имуществом.
Особо хотелось бы выделить такую важную форму совместной работы, как «право запроса». Суть ее - в возможности привлечения внимания руководителей к тому или иному факту, проблеме. Это право реализуется при проведении таких мероприятий, как вечера вопросов и ответов со студентами, старостами групп, студенческим активом, при использовании телефонов доверия, электронных средств.
Соблюдение и выполнение в практической деятельности перечисленных и других элемен-
тов взаимодействия руководителей и студентов, на наш взгляд, создаёт реальную основу для организации и дальнейшего развития студенческого самоуправления, будет способствовать повышению его эффективности в подготовке будущих специалистов.
Список литературы
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М.: ООО «Издательство» Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство «Аст-рель», 2011. 1200 с.
2. Большая экономическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007. 816 с.
3. Концепция развития студенческого самоуправления в Российской Федерации // Официальные документы в образовании. 2005. № 25. С. 39-47.
4. Ховрин А.Ю. Студенческое самоуправление в контексте социального партнёрства // Высшее образование в России. 2010. № 6. С. 128-132.
5. Примерное положение об органе студенческого самоуправления образовательного учреждения профессионального образования // Официальные документы в образовании. 2005. № 25. С. 47-49.
6. Шарыпин А.В. Педагогические условия развития студенческого самоуправления в вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. Вып. 11 (89). С. 48-54.
STUDENT SELF-GOVERNMENT AS AN ELEMENT OF THE SYSTEM OF UNIVERSITY MANAGEMENT
V.P. Mogutnov, Yu. I. Anashkin
In this article, we examine some issues concerning the organization of student self-government as a constituent element of the system of university management. Its content, goals, principles and functions are shown. The mechanism of interaction of its participants and the experience of work at the Nizhni Novgorod State Technical University are presented.
Keywords: student self-government, content, goals, principles, functions of student self-government, mechanism of interaction of its participants.