Научная статья на тему 'Оценка деятельности студенческих профсоюзов в вузе: взгляд студентов'

Оценка деятельности студенческих профсоюзов в вузе: взгляд студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1809
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФСОЮЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Назарова Алена Валерьевна

В статье представлен анализ исследования по проблеме эффективного функционирования студенческих профсоюзных организаций, сделаны выводы и приведены рекомендации по управлению основными направлениями развития деятельности профсоюзных организаций студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка деятельности студенческих профсоюзов в вузе: взгляд студентов»

Назарова А.В.

Оценка деятельности студенческих профсоюзов в вузе: взгляд студентов

Студенческие профсоюзные организации в высшем учебном заведении играют значительную роль не только в защите прав обучающихся и представления их интересов, но и как та организация, которая воспитывает студентов, помогает им приобретать определенные навыки организаторской работы, развивать личные качества. При этом очень важно, чтобы профсоюзные организации были современны и отличались высокими показателями эффективного управления. Анализ практики становления и развития студенческих организаций в российских вузах, результаты социологических исследований подтверждают актуальность выбранного направления исследования.

На нынешнем этапе общественного развития России возрастает активность студенческой молодёжи. Она выражается, прежде всего, в развитии студенческого движения. Во всех субъектах Российской Федерации с каждым годом появляется всё больше разнообразных студенческих общественных организаций. Факт их возникновения указывает на то, что студенты чувствуют необходимость объединяться для реализации своих интересов и потребностей, защиты своих прав1. Одной из форм организационных структур студенческого самоуправления является профсоюзная организация студентов.

В рамках научного исследования нами была поставлена цель - разработать модель системы управления профсоюзными организациями студентов высших учебных заведений.

Информационная база исследования - анкетирование 400 студентов высших учебных заведений г. Пензы (см. Табл.1): 100 респондентов представляли Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (25%), 105 - Пензенский государственный университет (26,25%), 96 - Пензенскую государственную

технологическую академию (24%) и 99 - Пензенский государственный педагогический университет (24,75%).

Необходимо было выяснить информированность студентов о деятельности студенческого профкома, формах получения сведений о нем. На основе полученных данных автором предложены рекомендации и мероприятия по организации

1 Органы студенческого самоуправления: правовое обеспечение и перспектива развития (по материалам «круглого стола» Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму, 28 февраля 2011 г.) // Совет Федерации Федерального собрания РФ. Аналитический вестник. 2011. №7 (419).

эффективной управленческой деятельности в профсоюзной организации студентов высшего учебного заведения.

Таблица 1. Распределение респондентов по высшим учебным заведениям по полу

Вариант ответа Пол студента Всего, %

Мужской Женский

% Чел. % Чел. % Чел.

ПГУ 30 50 26 65 26,25 105

ПГУАС 28 46 22 54 25 100

ПГТА 23 38 24 58 24 96

ПГПУ 19 31 28 68 24,75 99

Всего 100 165 100 235 100 400

Большинство участников анкетного опроса являются студентами третьего курса - 158 опрашиваемых (39,4%), представителей первого курса - 109 человек (27,2%), второго - 56 (14%), четвертого и пятого - 66 (16,5%) и 10 (2,5%) соответственно, 1 магистрант (0,4%) (см. Табл.2).

Таблица 2. Распределение респондентов по курсам и полу

Вариант ответа Пол студента Всего, %

Мужской Женский

% Чел. % Чел. % Чел.

1 курс 34 56 23 53 27,2 109

2 курс 19 32 10 24 14 56

3 курс 24 39 51 119 39,4 158

4 курс 18 30 15 36 16,5 66

5 курс 4 7 1 3 2,5 10

Магистр, аспирант 1 1 0 - 0,4 1

Всего 100 165 100 235 100 400

В ходе обработки результатов опроса были получены следующие данные о деятельности студентов во внеучебное время (см. Табл.3): культурной деятельностью заняты 25,4% опрошенных%, спортивной деятельностью - 25,1%, общественной -22,9%, научной - 13,6%, другими видами - 12,9%. То есть современная молодежь не только интеллектуальна, активна в культурной и общественной жизни, она еще и любит активный отдых. Вариантами другой деятельности студенты отмечали работу либо отсутствие какой-либо деятельности.

Таблица 3. Распределение респондентов по виду деятельности и полу

Вариант ответа Пол студента Всего, %

Мужской Женский

% Чел. % Чел. % Чел.

Научная деятельность 10 17 16 37 13,6 54

Спортивная деятельность 32 53 20 47 25,1 100

Культурная деятельность 25 41 26 61 25,4 102

Общественная деятельность 21 34 25 58 22,9 92

Другое 12 20 13 32 12,9 52

Всего 100 165 100 235 100 400

На вопрос «Знаете ли вы о профсоюзной организации студентов вашего вуза?» были получены следующие данные: дали положительный ответ 340 респондентов (84,9%), отрицательный - 60 (15,1%). Полученные данные могут свидетельствовать о хорошей работе по обеспечению студентов информацией.

На вопрос «В какой форме вы узнали информацию о профсоюзной организации?» были получены следующие данные: лекции - 33%, веревочные курсы -11%, раздаточный материал - 15%, агитационные акции - 27%, другое - 14%.

Выяснилось, что в профсоюзе состоит большинство опрошенных (316 человек), что составляет 79% респондентов.

Большая часть опрошенных студентов (160 человек) мотивом вступления в профсоюз отметила вариант ответа «профком защищает наши права», 20% студентов - «предоставляет материальную помощь», 11% - «обеспечивает льготными билетами», 6% - «предоставляет юридическую помощь», у 23% мотивы вступления были не предложенные в вариантах (см. Рис.1).

40 30 20 10

о

профскомзащищает наши оказывает материальную другое

права помощь

Рис. 1. Мотивы вступления в профсоюз (%)

Многие студенты не вступают в профсоюз в основном из-за того, что не имеют должной информации о его целях, функциях и деятельности, лишая себя тем самым преимуществ, которые дает профком своим членам.

Следующий вопрос анкеты предполагал выяснить, какие задачи, по мнению студентов, выполняет профсоюзная организация в вузе. В результате обработки результатов ответы распределились таким образом (см. Рис.2): «защищает и представляет интересы студентов» - 32% (128 человек), «содействует студентам в решении вопросов, затрагивающих их интересы» - 19% (76 человек), «создает условия для развития чувства социальной ответственности» - 11% (44 человека), «содействует гражданской, социальной, профессиональной организации самореализации студента» -12% (48 человек), «способствует организации студенческих общественных

мероприятий, студенческих конференций, круглых столов, выставок, встреч выпускников и т.п.» - 18% (72 человека), «свой вариант» - 8% (32 человека).

Результаты опроса о том, что предлагает профком своим членам, затрагивают все стороны жизни и деятельности молодого поколения. По мнению большинства респондентов (20%), профком защищает права студентов; 11% опрошенных считают, что он оформляет в общежитие, 10% - предоставляет возможность участия в школах лидерства и путевки в санатории-профилактории и оздоровительные комплексы, 9% - карты скидок, 8% - правовые консультации, 7%

- льготный проезд и скидки для посещения бассейнов, ледовых арен и мероприятий города, другие услуги - 13 % студентов.

н Защищает и представляет интересы студентов

в Содействует студентам в решении вопросов, затрагивающих их интересы

Н Создает условия для развития чувства социальной ответственности

В Содействует гражданской, социальной, профессиональной самореализации студента

В Способствует организации студенческих общественных мероприятий,

студенческих конференций, круглых столов, выставок, встреч

выпускников и т.п. в Свой вариант

Рис. 2. Основные функции профсоюзной организации

На вопрос «Есть ли в вашей группе профорг» ответ «да» выбрали 64,5% опрошенных, «нет» - 35,5%. Отсюда можно говорить либо о плохой работе профоргов по информированию студентов, либо о незаинтересованности некоторых студентов в участии в жизни группы, факультета и университета. Во всех вузах, где существует профсоюзная организация студентов, в каждой студенческой группе наряду со старостой также должен быть и профорг.

Для выяснения источников получения информации в анкету входил вопрос «В настоящее время через какие средства вы узнаете о деятельности профсоюзной организации студентов?». Полученные результаты говорят о хорошей информирующей работе профоргов групп - 36,6%, в студенческой газете находят необходимую информацию - 18,6% опрошенных, на профсоюзных стендах - 16,5%. Применяются также и современные технологии, такие как: сайт - 12,5%, социальные сети - 6,1%, СМС- и 1С0-рассылка - 3,9 и 2,2% соответственно.

Также в исследовании предполагалось выяснить, знают ли обучающиеся своего студенческого лидера - председателя профсоюзной организации и пользуется ли организация авторитетом среди студентов,.

Большинство опрошенных (59,9%) знают председателя своей профсоюзной организации, 40,1% респондентов не имеют понятия об этом человеке. Председателя профбюро факультета, на котором обучаются, знают 48,7% респондентов. Членов профсоюзного комитета знают большинство опрошенных - 53% (212 человек).

Следующий пункт анкеты - оценка по пятибалльной шкале важности составляющих, определяющих репутацию председателя профкома студентов (см. Рис.3). Чаще всего респонденты оценивали качества одним баллом (5 - наиболее важные, 1 - наименее важные). Исходя из данных, можно судить о

незаинтересованности студентов в этом вопросе.

Имидж Образ жизни Этика поведения Стиль работы Авторитет Личностные качества

28,7 ИіІД 18,6 20,8 20,8

29

11,8

24

16,1

19

34,8 НЮ,8 16,8 15,4 22,2

31,9 | 11,8 18,3 20,1 17,9

32,3

| 15,4 17,9 12,9 21,5

43,4

111,1 12,2 |11,8 21,5

Рис.3. Важность составляющих, определяющих репутацию председателя профкома

Высокий авторитет профсоюзной организации - это одна из задач профсоюза, прописанная в уставе. В своем исследовании мы попытались выяснить мнение студентов на этот счет. На вопрос «Обладает ли профсоюзная организация авторитетом среди студентов и сотрудников вашего учебного заведения?» были получены следующие ответы: «пожалуй, обладает» - 54,1%; «да, большим» - 25,8%; «авторитет крайне низкий» - 18,7%.

Далее в анкете предлагалось оценить по пятибалльной шкале работу профкома студентов по следующим направлениям: защита прав и интересов студентов, решение социальных вопросов, решение жилищно-бытовых проблем студентов, проведение спортивных мероприятий, организация досуга, помощь в трудоустройстве, урегулирование конфликтных вопросов с ректоратом, деканатом и преподавателями,

1 балл - наихудший, 5 баллов - наилучший (см. Рис.4).

■ 1 »2

решение жилищно-бытовых вопросов для проживающих в общежитии и помощь в аренде...

проведение спортивных мероприятий организация досуга студентов помощь в трудоустроистве решение социальных вопросов

зашита прав и интересов студентов

решение конфликтных вопросов с деканатом и ректоратом решение конфликтных вопросов с преподавателями

25,4 5,4 13,3 ^ 23,7^И [ 32,3 ■

< >2,6 [е^] 19 I1 28,3 ■

>2,2 , 5,7|1 6,1 23,7 1. 32,3

. 30,1 . 7,6 23,3 18,6 20, Ф

ч. 23,3 5,7 14,7 22,9 53,3

23,3 Я 9,3 11,8 ^27,2^ 1 28,3

24,9 ^ 9,71 19,4 20,8^1 20,} 0-

34,1 7,51 20,4 1^17,6 4 20,

Рис. 4. Оценка работы профкома по направлениям

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные свидетельствуют о средней удовлетворенности студентов деятельностью профсоюзной организации. Следует обратить внимание на работу по защите прав и интересов студентов, решению возникающих конфликтных ситуаций с администрацией вуза и сотрудниками, оказанию помощи при трудоустройстве, организации спортивных и оздоровительных мероприятий, а также больше уделять внимания мотивационной работе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что профсоюз играет важную роль в жизни студенчества, при этом, как и любая организация, студенческий профсоюз должен совершенствовать свою деятельность по оказании различной помощи своим

членам, внедряя новые формы работы, а также уделять внимание современному менеджменту, ставя перед собой четкие стратегические цели.

Необходимо упомянуть здесь, что профсоюз работников образования и науки Российской Федерации определил следующие цели на период с 2010 по 2015 гг.:

- развитие и совершенствование деятельности профсоюза;

- повышение способности профсоюзных организаций всех уровней адекватно и быстро реагировать на социально-экономические, содержательные и структурные изменения в сфере образования;

- консолидация усилий всего профессионального сообщества на достижение необходимого результата по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников образования, социальноэкономических прав студентов2.

С учетом результатов проведенного исследования и на основе программы развития Общероссийского профсоюза образования были разработаны методические рекомендации по организации эффективной управленческой деятельности в профсоюзных организациях студентов пензенских вузов. Эти рекомендации подразделяются на четыре основных блока: управление внутриорганизационным развитием; управление мотивацией профсоюзного членства, усилением организационного единства; управление в сфере социальной защиты, льгот и гарантий; управление развитием социального партнерства.

Управление внутриорганизационным развитием предполагает:

- совершенствование организационной структуры;

- распределение полномочий между уровнями управления;

- формирование оптимальной системы постоянно действующих, а главное взаимодействующих комиссий (центров, секторов);

- обновление нормативно-правовой базы (в части внутрисоюзной работы);

- формирование эффективной кадровой политики (обучение и повышение профессионализма профактива).

Управление мотивацией профсоюзного членства, усилением организационного единства

Всех студентов высших учебных заведений можно разделить на три группы: активных членов профсоюза, пассивных членов профсоюза и не вступивших в

2 Программа развития деятельности Профсоюза работников народного образования и науки РФ на 2010-2015 годы. М., 2010. С. 10.

профсоюз. На Рис. 5 представлено процентное соотношение данных групп, с которыми предстоит работать, разрабатывая и реализуя рекомендации и мероприятии.

Активные члены

Не 9% Пассивные

вступившие в члены Профсоюза

Профсоюз 4 % о4 87%

Рис. 5. Анализ целевой аудитории

Предлагаются следующие направления в работе:

- формирование программы по мотивации профсоюзного членства;

- освоение и развитие мотивационных технологий;

- усиление разъяснительной работы;

- создание матричных структур для лучшего взаимодействия с отдельными сегментами;

- обеспечение межвузовского сотрудничества в рамках профсоюзного движения.

Управление в сфере социальной защиты, льгот и гарантий включает:

- содействие сохранению действующих социальных льгот, гарантий и социальной защиты;

- участие в совершенствовании системы социально-экономической и правовой защиты и поддержки студентов;

- формирование системы адресной социальной поддержки малоимущих и нуждающихся студентов и содействие в ее реализации;

- разработка и внедрение эффективной системы правовой и консультационной поддержки студенчества.

Управление развитием социального партнерства представляет собой:

- постоянное совершенствование соглашения между администрацией и студенческой профсоюзной организацией, в котором оговорены права и гарантии обучающихся, в частности, такие как: учебный процесс; стипендиальное обеспечение; здоровье обучающихся; жилищно-бытовые вопросы.

Важнейшими направлениями профсоюзной работы сегодня являются совершенствование практики выполнения соглашений, усиление контроля со стороны профсоюза за разработкой и заключением соглашений, проверка исполнения

зафиксированных в них договоренностей. Сотрудничество, взаимопонимание и согласованность между ректорами и председателями профкомов вузов в решении ряда вопросов является необходимым условием для нормального процесса обучения студентов, а также эффективного развития деятельности профсоюзных организаций студентов3.

Реализацию рекомендаций можно представить в виде оси координат управления организацией (см. Рис.6): ось X - компетентность организации на момент разработки рекомендаций и программы развития; ось Y - требования, которых надо достичь организации; ось Z - сферы деятельности, которые определила для себя организация.

ось г

«ЖЕЛАЕМОЕ»

Сферы, который

ппос для

определила -

ОСЬ У -

«ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ»

Требования, которых надо достичь

ОСЬ X - «ВОЗМОЖНОЕ» Компетентность организации на момент

разработки программы

Рис. 6. Координаты управления профсоюзной организацией студентов

Организация и функционирование любых профсоюзных органов базируется на основе общих принципов, например, на организационном единстве, добровольности членства, правах и обязанностях членов профсоюза, гласности в работе, выборности и др. Это следует учитывать при реализации программ развития студенческого профсоюза в вузе.

При выполнении предложенных рекомендаций ожидаются следующие результаты:

- повышение членства в профсоюзе;

- информированность членов профсоюза о деятельности организации (развитая система информационной работы, которая особенно актуальна в студенческих профсоюзных организациях, где «текучка» членов

3 Назарова А.В. Эффективность деятельности профсоюзных организаций студентов через механизм социального партнерства // Менеджмент: управление в социальных и экономических системах: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Пенза, 2011. С. 64-67.

профсоюза самая высокая, станет дополнительным элементом просвещения и обучения профсоюзного актива4);

- узнаваемость и популярность организации среди молодежи;

- заинтересованность различных структур и организаций в мероприятиях, проводимых профсоюзной организацией студентов;

- повышение качества работы профсоюзной организации;

- удовлетворение потребностей студентов.

Нужно иметь в виду, что уже имеются определенные результаты от реализации данных рекомендаций. Так, на 2,5% увеличилось количество членов студенческих профсоюзных организаций в пензенских вузах за период с сентября 2011 по май 2012 г.; с 9% до 10,25% выросло число студентов, вовлеченных в деятельность студенческого самоуправления; студенческие профкомы разрабатывают сайты своих организаций, что способствует дополнительной информированности студентов через интернет; внедряются новые формы работы по удовлетворению потребностей студентов (ведение базы данных жилья для иногородних студентов; разрабатываются базы данных потенциальных работодателей, для прохождения практик и трудоустройства; вводятся различные льготы и скидки на посещение культурных и спортивных комплексов и т.д.). Все это результаты эффективного управления в студенческом профсоюзе.

В советское время считалось, что профсоюзы - это школа коммунизма, и сейчас профсоюз можно назвать школой, но школой личностного роста студента, в будущем - школой конкурентоспособного специалиста. Профсоюзные организации студентов уделяют большое внимание воспитанию и вовлечению студентов в реальные проекты и мероприятия, где каждый учится работать к команде, планировать свое время, отвечать за принятые решения. Обучение студентов в различных школах лидерства способствует формированию резерва профсоюзных кадров и развитию профсоюзного движения в целом. Студенческая профсоюзная организация должна строить свою деятельность так, чтобы помочь каждому члену. Это еще раз подтверждает, что любой организации для ее развития нужно эффективное управление.

4 Информационная работа первичной профсоюзной организации // Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации: учебно-методическое пособие. М., 2011.

Список литературы:

1. Информационная работа первичной профсоюзной организации // Профсоюз

работников народного образования и науки Российской Федерации: учебно-

методическое пособие. М., 2011.

2. Назарова А.В. Эффективность деятельности профсоюзных организаций студентов

через механизм социального партнерства // Менеджмент: управление в социальных и экономических системах: сборник материалов III Международной научно-

практической конференции. Пенза, 2011. С. 64-67.

3. Органы студенческого самоуправления: правовое обеспечение и перспектива развития (по материалам «круглого стола» Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму, 28 февраля 2011 г.) // Совет Федерации Федерального собрания РФ. Аналитический вестник. 2011. №7 (419).

4. Программа развития деятельности Профсоюза работников народного образования и науки РФ на 2010-2015 годы. М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.