ПРОЕКТНАЯ ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ
PROJECT EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS AS A MEANS OF COMPETENCIES' FORMATION
A.A. Пикалова, В.А. Шершнева A.A. Pikalova, V.A. Shershneva
Метод проектов, проектная внеучебная деятельность, компетентностный подход, общекультурные компетенции, федеральные стандарты. В статье рассмотрен вопрос о формировании компетенций студентов через проектную внеучебную деятельность. Также проанализирована сущность обще культурных компетенций, определяемых федеральными образовательными стандартами, и описаны возможности применения метода проектов во внеучебной деятельности. Представлены проекты, реализуемые в Сибирском федеральном университете.
Method of projects, project extracurricular activities, competency building approach, common cultural competencies, federal standards. This article discusses the issue of the formation of students' competencies through project extracurricular activities. It also analyzes the essence of common cultural competencies defined by federal education standards and describes the possibility of applying the method of projects in extracurricular activities. Besides, the article presents the projects implemented at Siberian Federal University.
В современном обществе к выпускникам высших учебных заведений выдвигаются требования, определяемые в виде компетенций, сформированность которых позволяет быть успешными в будущей профессии. Проблема формирования компетенций студента в рамках учебно-познавательной деятельности решается в рамках компетентностного подхода, который, как известно, акцентирует внимание на результате образования в виде способности и готовности человека действовать в различных проблемных профессиональных и жизненных ситуациях, используя усвоенные знания, умения и навыки [Шкерина 2011; 2012]. Анализ образовательных стандартов по инженерным направлениям подготовки не дает, однако, ответа на вопрос, как формировать те или иные компетенции в рамках изучаемых дисциплин; в рабочих программах также отсутствует указание на методики их формирования и оценки. В связи с этим формирование и оценка компетенций в рамках учебной деятельности активно исследуются применительно к различным предметным областям, например математике [Носков,
Шершнева, 2005; 2010; Шершнева, 2007; Шершнева и др., 2008; Зыкова и др., 2012].
Однако существуют потребность и возможность формирования и оценивания компетенций в рамках внеучебной деятельности студентов. В этой статье рассматривается проектная деятельность, направленная на формирование и оценивание компетенций во внеучебной работе студентов.
В настоящее время проектная деятельность имеет устойчивые позиции в образовании: начиная со школьной скамьи и заканчивая высшими учебными заведениями учащиеся и студенты работают над проектами, инициированными их п реп ода вателя ми, обусловленными личным желанием или общественными тенденциями. Метод проектов, возникновение которого связано с именем идеолога прагматической педагогики Джона Дьюи, с начала прошлого столетия претерпел изменения, тем не менее его актуальность сегодня только повышается [Дьюи, 2000]. Основным моментом в проектной деятельности по-прежнему является стимулирование внимания к той или иной проблеме, ее решению с ис-
<
m
Щ
$9
I %
С И
о
ь
к к
W Рq Н U
Рч
<
о ^
о о о Q
£ W
н S о
Рч W
о §
к
и
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
д
н
U
W PQ
пользованием всех накопленных знаний и умений. На наш взгляд, проектная деятельность может быть весьма результативной и во внеучеб-ной работе.
При определении метода проектов мы придерживаемся позиций В.Н. Буркова и Д.А. Новикова, которые понимают проект как комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения, в течение заданного периода времени и при установленном бюджете, поставленных задач с четко определенными целями [Бурков, Носков, 1997].
Метод - это дидактическая категория, которая включает в себя конкретные действия или приемы по овладению теоретическими или практическими формами знаний, связанными с определенным видом деятельности. Соответственно, метод проектов включает в себя действия по достижению цели, оформленной в реальный осязаемый результат, где она воплощает в себе решение какой-либо проблемы. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Таким образом, для получения ожидаемого результата необходимо не только использовать различные технологии и приемы, но и ссылаться на знания и умения, полученные ранее из различных областей - все это определяет интегра-тивный характер проектного метода.
Наряду с понятием «проектный метод» часто используют понятие «проектная деятельность», под которой понимают форму психической активности личности, направленную на познание и преобразование мира и самого человека, которая включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат. Отметим, что работа над проектом подразумевает такие виды деятельности, как исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и др. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий).
Для нас представляет интерес процесс формирования компетенций, использующий метод проектов. В работе мы провели анализ общекультурных компетенций (ОК), определенных федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС ВО 3+) бакалавриата, и показали возможность их формирования с использованием проектного метода. Рассмотрим ряд компетенций.
ОК-1 - способность использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности.
Одним из первых этапов в реализации проекта является процесс сбора информации, ее анализ, т. е. аналитический этап. При этом важно изучить исторические корни проблемы, понять ее социальную значимость, выяснить современное состояние проблемы. Именно данный этап помогает выявить степень разработанности рассматриваемой проблематики.
ОК-2 - способность использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах.
Для успешной реализации проекта следует определить экономические затраты, которые ожидаются на каждом этапе его реализации. Это относится к социальному, коммерческому, краткосрочному или долгосрочному проектам. Важно уметь оценить его экономическую эффективность, рентабельность, степень удовлетворения участников проекта.
ОК-3 - способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.
Работа в проекте предполагает постоянное взаимодействие как внутри рабочих групп, так и между ними. От выпускника требуется не только качественное исполнение своих обязанностей, но и умение грамотно вести коммуникацию с партнерами, находить компромиссы, соблюдая баланс интересов. При этом, разумеется, первоочередную роль играет язык общения,
точнее, знание языка своих партнеров и коллег. В настоящее время активно развиваются интернациональные проекты, в которых коммуникации осуществляются на английском языке.
ОК-4 - способность работать в команде, то-лерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
Проектная деятельность - это прежде всего работа в команде, даже если она представляет собой набор индивидуальных заданий на определенных этапах реализации, в конечном итоге возникнет необходимость соединения их в один общий результат. Сегодня зачастую реализуются проекты, которые выходят за рамки одной страны, и очень важно, чтобы участник проекта был толерантен к другим участникам, умел слушать, слышать и уважать их интересы, ведь успех реализации проекта зависит прежде всего от людей, которые его выполняют.
ОК-5 - способность к самоорганизации и самообразованию.
Сегодня очень популярными становятся тренинги по рациональному управлению своим временем, и это не случайно. Работа в проекте предполагает выполнение нескольких функций одновременно. Так, участник проекта должен разработать и выполнить определенный участок работы по проекту, коммуникационные функции, уметь презентовать свою разработку, при этом сроки всей этой деятельности ограничены. Именно поэтому важно, чтобы участник проекта умел рационально организовать свою работу, предусмотреть возможные трудности при выполнении проекта, а также находил способы избежать их. Одновременно с этим актуальным является «образование через всю жизнь», или непрерывное образование. В студенческом возрасте достаточно сложно предвидеть, какие проблемы могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности, с какими инновационными, информационными технологиями придётся работать, поэтому очень важными являются навыки поиска и отбора нужной информации, а также умение грамотно и своевременно ее применять, и потому навыки самоорганизации в процессе самообразования особенно важны.
ОК-6 - способность использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности.
Разумеется, любая деятельность не должна противоречить действующему законодательству страны, в которой она осуществляется, а также международным регламентам и соглашениям. Поэтому важными являются владение общеправовыми знаниями и умение их использовать в своей деятельности. Метод проектов предполагает деятельность в различных областях, и результативность этой деятельности в какой-то степени будет зависеть от общеправовых знаний, точнее, от работы в рамках, установленных закон о дател ьство м.
ОК-7 - способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
Результаты и успешность проекта напрямую зависят от участников, которые реализуют этот проект. И если один из них по каким-либо причинам перестанет выполнять и разрабатывать свои задачи, есть вероятность того, что весь проект может либо не завершиться, либо будет завершен, но превысит намеченные сроки, а результат не будет удовлетворять ожиданию. Одной из причин прекращения участником своей деятельности может стать его физическое здоровье. Поэтому важно непрерывно поддерживать уровень физической подготовленности и здоровья в целом и по возможности в рамках проекта желательно предусмотреть спортивные соревнования по каким-либо видам спорта, что способствовало бы поднятию жизненного тонуса и командного духа.
Таким образом, данный анализ показывает возможность формирования общекультурных компетенций студента не только в процессе учебной деятельности, но также и во внеучеб-ной проектной деятельности.
В настоящее время нами реализуется метод проектов в политехническом институте Сибирского федерального университета. Создан студенческий комитет, в который входят более сотни студентов разных курсов и направлений подготовки. Деятельность комитета направле-
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н и
щ м
на на решение важных проблем института через внеучебные студенческие проекты. Одной из проблем является сохранение контингента студентов, что особенно актуально на первых курсах, поскольку зачастую отчисление происходит из-за того, что студент просто не сумел адаптироваться к новым условиям. Для решения этой проблемы около года назад начался проект «Школа кураторов». Кроме того, стоит отметить такие действующие проекты, как «Профориентация» (работа со школьниками и студентами по разъяснению сути специальности, организация встреч с выпускниками как потенциальными работодателями); «Организационный комитет» (проведение творческих мероприятий, также координация деятельности и выступлений творческих коллективов института); «Спортклуб института», действующий в рамках политики университета, направленной на здоровый образ жизни; «Пресс-центр» (ведение информационной политики института, аккаунта в социальных сетях, а также сайта института); «Центр творческой инженерии», направлен на применение профессиональных знаний студентов в творческих постановках. Кроме того, отдельно стоит выделить такой проект, как «Радио Р1РМ», созданный три года назад по студенческой инициативе. Этот проект получил одобрение научно-методического совета по развитию воспитательной деятельности УМО по направлениям педагогического образования в городе Санкт-Петербурге.
По нашему мнению, необходимы дальнейшее теоретическое развитие метода проектов во внеучебной деятельности, разработка методик оценивания сформированности компетенций в результате этой деятельности. Также нужно провести сравнительный анализ сформиро-
ванности компетенций в учебной и внеучебной
деятельности.
Библиографический список
1. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. М.: СИНТЕГ-ГЕО, 1997. 188 с.
2. Дьюи Дж. Демократия и образование: пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 2000. 384 с.
3. Зыкова Т.В., Кытманов A.A., Цибульский Г.М., Шершнева В.А. Обучение математике в среде Moodle на примере электронного обучающего курса // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 1. С. 60-62.
4. Носков М.В., Шершнева В.А. Какой математике учить будущих бакалавров? // Высшее образование в России. 2010. № 3. С. 44-48.
5. Носков М.В., Шершнева В.А. Математическая подготовка как интегрированный компонент компетентности инженера (анализ государственных образовательных стандартов) // Альма матер (Вестник высшей школы). 2005. № 7. С. 9-13.
6. Хуторской A.B. Современная дидактика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544.
7. Шершнева В.А. Как оценить междисциплинарные компетенции студента // Высшее образование в России. 2007. № 10. С. 48-50.
8. Шершнева В.А., Карнаухова O.A., Сафонов К.В. Математика и информатика в вузе: взгляд из будущего // Высшее образование сегодня. 2008. № 1. С. 10-12.
9. Шкерина Л.В. Моделирование компетенций студентов в динамике их формирования // Психология обучения. 2012. № 8. С. 5-16.
10. Шкерина Л.В. Профильные дисциплины по выбору в подготовке бакалавров педагогического направления // Высшее образование сегодня. 2011. № 4. С. 76-83.