РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
В УСЛОВИЯХ ВНЕУЧЕБНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
THE DEVELOPMENT OF GENERAL CULTURAL COMPETENCES OF STUDENTS IN EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES
А.А. Пикалова A.A. Pikalova
Внеучебная деятельность, компетентностный подход, общекультурные компетенции, федеральные стандарты, проектная деятельность. В статье рассматривается потенциал проектной деятельности как современной образовательной технологии, способствующей развитию компетенций студентов вуза, в рамках внеучебной деятельности. Рассмотрен комплекс общекультурных компетенций, описан декомпозиционный анализ компетенций комплекса.
В настоящее время в России изменяется характер требований к подготовке выпускников инженерного вуза. На первый план выдвигается развитие творчески активной личности. Актуализируется задача воспитания инициативного, конкурентоспособного и креативного профессионала, способного принимать решения, нести ответственность и работать в быстро изменяющихся условиях. Если еще тридцать лет назад необходим был инженер, способный работать в основном с чертежами, то сегодня выпускник должен уметь создать чертеж в различных электронных программах, представить его коллегам, установить с ними взаимодействие с позиции будущих технологических эффектов.
Подобная тенденция выдвижения требований к современному инженеру прослеживается и в других странах. Так, Национальная Академия Инженерии (США) в докладе «The Engineer of 2020: Visions of Engineering in the New Century» ¡ National Academies Press, 2004] сообщает о том, что сегодня необходимо не только менять обучение будущего инженера, но и создавать условия для изменения его поведения, поскольку
Extra-curricular activities, competency-based approach, general cultural competences, federal standards, project activity.
The article discusses the potential of project activity as a modern educational technology, contributing to the development of high school students' competences as part of extra-curricular activities. It also considers a complex of general cultural competences and describes a decomposition analysis of the competences of the complex.
новые вызовы времени выходят за рамки определенных дисциплин и государственных границ. Именно поэтому ведущие инженерные университеты ориентированы не только на включение так называемых STEM предметов (наука, технологии, инженерия, математика), но и на введение в учебный процесс новых гуманитарных и социальных наук. При этом молодому поколению импонирует данная тенденция. Так, по материалам статьи «Students may resist geek studies. But they»II flock in for the opportunity to change the world», The Grand Challenge for Science and Math, BusinessWeek [Vivek, 2009], современные студенты мотивированы на поиск решений глобальных проблем и, как следствие, не нацелены на детальное изучение предметов узкой области. В этой связи не только наблюдаются изменения в учебном процессе, но и появляются проекты, реализуемые во внеучебное время, примерами являются проекты в области робототехники [www.usfirst.org] или проекты, в процессе которых студенты разрабатывают собственный компьютерный код или приложение для смартфона [www.code.org].
<
са
Щ
УЗ
I ч
С
03
С
b
к
щ
ш m н
о
Рн
<
CJ ^
О о
с Р
£
ы н К о
Рч
и
0
1
к
i и
«
и и
V S
ь
U
<с
Pi
и
и
S
т
н
и
W PQ
Рассматривая реалии нашего государства, стоит отметить «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», где при определении стратегии развития образования отмечается необходимость перехода от системы массового образования к индивидуализированному образованию, в котором значительная роль отводится личности. Важной целью образовательного процесса в вузах становится формирование таких личностных качеств студента, как готовность к самостоятельному решению проблем в нестандартных ситуациях, способность работать в различных коллективах и командах, выстраивать продуктивную коммуникацию, понимать, как и где искать необходимую информацию и быть готовым работать с ней, непрерывно заниматься самообразованием и осознавать социальную значимость своей деятельности.
Эти качества личности современного выпускника вуза обозначены в государственных образовательных стандартах как требования к результатам освоения образовательной программы, сформулированные в виде общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
Развитие компетенций, как правило, рассматривается в рамках учебной деятельности, позволяющей связать их с содержанием, формами, методами и средствами обучения вузовским дисциплинам. Однако общекультурные компетенции могут формироваться и за пределами учебной аудитории. При этом потенциал внеу-чебной деятельности для их формирования раскрыт недостаточно, несмотря на то, что внеучеб-ной деятельности в российском высшем образовании в последние годы уделяется повышенное внимание.
В связи с этим представляется важным исследовать возможности развития общекультурных компетенций в процессе внеучебной деятельности. Особенно актуальным является вопрос об использовании во внеучебной деятельности современных образовательных технологий, которые успешно реализуются в учебном
процессе. Следует выделить те технологии, ведущая идея которых может быть перенесена во внеучебную деятельность и будет способствовать развитию компетенций, предусмотренных стандартами.
На наш взгляд, такой технологией является проектная деятельность, поскольку она адекватна как в учебной, так и внеучебной деятельности и имеет значительный потенциал в развитии общекультурных компетенций. Проектная деятельность в обучении представляет собой технологию, которая вовлекает студента в учебный процесс, мотивирует его к достижению целей проекта, активизирует учебно-познавательную деятельность студента, результативно формирует его личностный опыт [Шершнева и др., 2016, с. 300].
Важной особенностью проектной деятельности является возможность организовать ее во внеучебное время, в том числе для развития общекультурных компетенций, которые формируются в обучении. Во внеучебное время проектная деятельность позволяет осуществить эмоциональное и культурное развитие личности студента, закрепить нормы поведения, развить опыт коммуникации и взаимодействия с коллективом, творческой самостоятельности и инициативы, способности быстро ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей действительности.
Опираясь на существующие исследования, уточним понятие «внеучебная проектная деятельность» обучающихся. Внеучебная проектная деятельность обучающихся - это ограниченная по времени целенаправленная деятельность обучающихся по выполнению определенного проекта, осуществляемая во внеучебное время и направленная на достижение практического результата.
В рамках нашего исследования сосредоточим внимание на четырех общекультурных компетенциях, сформулированных в федеральных государственных образовательных стандартах:
- способность использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы
и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности;
- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
- способность работать в команде, толе-рантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
-способность к самоорганизации и самообразованию.
Для достижения синергетического эффекта, который позволит усилить полученные результаты, мы считаем целесообразным объединить выделенные компетенции в комплекс общекультурных компетенций. Под комплексом будем понимать совокупность относительно самостоятельных элементов, образующих определенную целостность и связанных общим основанием. Таким образом, комплекс общекультурных компетенций - это совокупность указанных общекультурных компетенций, которые могут развиваться в единстве, сохраняя автономность их оценивания.
Говоря о развитии общекультурных компетенций, стоит сказать о том, что данный процесс не ограничивается исключительно учебной аудиторией и целенаправленной внеучебной деятельностью. Процесс развития происходит непрерывно, однако для его усиления необходимы определенная среда и деятельность, которая в данном случае заключается в проектной внеучебной деятельности. В частности, в политехническом институте Сибирского федерального университета реализуется внеучебная деятельность, которая объединена общей структурой, едиными целями и носит название Студенческого комитета. В рамках Студенческого комитета реализуются проекты по следующим укрупненным направлениям (блокам):
-общественный блок, который заключает в себе проекты социальной направленности (в качестве примера: Школа кураторов, проекты по профориентационной деятельности, проекты старостатов и так далее);
-творческий блок, где в рамках творческих коллективов (танцевальные коллективы, вокальная и театральная студии) реализуются проекты, совмещающие в себе инженерные находки и творчество в традиционном его проявлении (30 Маррт§-шоу, лазерное, диодное шоу и т.д.);
-информационный блок, который включает в себя долгосрочные проекты: студенческое радио, пресс-центр, разработка приложений и т.д.;
- правовой блок, который базируется на деятельности профсоюзной организации и включает в себя проекты, связанные со студенческой жизнью, проживанием в общежитиях и обучением.
Таким образом, каждый студент может включиться в тот или иной проект. Так как данные проекты реализуются во внеучебное время и предполагают добровольное участие студентов, основанное прежде всего на личном интересе, то нам представляется возможным помогать обучающимся выбирать тот или иной проект. Для этого проводятся тестирование и организационно-деятельностная игра, которые предполагают обнаружение и акцентирование внимания обучающихся на необходимости развития у них определенных компетенций, после чего предлагается ряд проектов, которые в большей степени позволят развить компетенции комплекса. Поскольку имеется подобный положительный опыт, мы перевели тестирования в электронный формат, что оптимизирует процесс в целом.
Для того чтобы видеть результаты проводимой работы, необходимо проведение непрерывного мониторинга процесса развития компетенций. В связи с этим нами рассмотрен процесс оценивания уровня развития компетенций. Обращаясь к работам авторов, занимающихся вопросом оценивания общекультурных компетенций, мы остановились на подходе, который заключается в декомпозиции каждой компетенции. В частности, мы придерживаемся мнения И.А. Зимней, которая выделяет четырехкомпонентную структуру компетенции, включающую, как известно, следующие компоненты [Зимняя, 2006]:
<
са
Щ
УЗ
I ч
С
03
С
b
к
щ
ш m н
о
Рн
<
CJ ^
О о
с Р
£
ы н К о
Рч
и
0
1
к
i и
«
и и
V S
ь
U
<с
Pi
и
и
S
т
н
и
W PQ
- когнитивный - предопределен общим образовательным уровнем или образованностью человека, предполагает получение знаний, умений и навыков, наличие установки на непрерывную познавательную деятельность;
- мотивационно-ценностный - предполагает наличие собственной мировоззренческой позиции, нравственно-ориентированную иерархию личностных качеств, наличие мотивации, заинтересованности в собственном совершенствовании;
- деятельностный - подразумевает непосредственно проявление личностных качеств в процессе деятельности;
- рефлексивно-оценочный - предполагает непрерывную рефлексию, самосознание, самомониторинг и самооценку для дальнейшего развития.
Проведенный декомпозиционный анализ комплекса общекультурных компетенций, то есть анализ с учетом перечисленных четырех компонентов, определил действия, в ходе которых тот или иной компонент может быть диагностирован у студента, а также выявил диагностирующие средства оценивания уровня развития общекультурных компетенций комплекса [Валюх и др., 2015, с. 90].
В настоящее время идет разработка электронной программы оценивания комплекса общекультурных компетенций, что позволит оптимизировать данный процесс в целом.
Библиографический список
1. Валюх Е.П., Кольга В.В., Меркулов А.Б. Выявление степени сформированное™ надпред-метных компетенций студентов в ходе мониторинга внеучебной деятельности // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015 № 1 (31). С. 90-94.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Эйдос: электронный журнал. 2006. 5 мая.
3. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82134/
4. Шершнева В.А., Зильберман С.Н., Перфильев Ю.С. и др. Инновации в образовательной практике высшей школы: монография. Томск: ТПУ, 2016. 565 с.
5. National Academy of Engineering, The Engineer of 2020: Visions of Engineering in the New Century, 2004. National Academies Press, Washington, DC.
6. Vivek W. Students may resist geek studies. But they'll flock in for the opportunity to change the world // The Grand Challenge for Science and Math, BusinessWeek. March 9. 2009.
7. URL: www.usfirst.org
8. URL: www.code.org