Научная статья на тему 'Выявление степени сформированности надпредметных компетенций у студентов в ходе мониторинга внеучебной деятельности'

Выявление степени сформированности надпредметных компетенций у студентов в ходе мониторинга внеучебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
704
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВНЕУЧЕБНАЯ РАБОТА / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / EDUCATIONAL SPACE / DIAGNOSTIC COMPLEX / METASUBJECT COMPETENCES / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валюх Елена Петровна, Кольга Вадим Валентинович, Меркулов Александр Борисович

В работе рассмотрены механизмы проведения мониторинга в процессе исследования внеучебной среды университета на предмет выявления места (роли, значимости) метапредметных компетенций у студентов. Был разработан диагностический комплекс, направленный на выявление сформированности надпредметных компетенций и степени влияния внеучебной работы на процесс их формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валюх Елена Петровна, Кольга Вадим Валентинович, Меркулов Александр Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF THE DEGREE OF FORMEDNESS OF STUDENTS' METASUBJECT COMPETENCES DURING MONITORING OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The paper discusses the mechanisms of monitoring during the study of extracurricular university environment to identify the place (the role or significance) of students' metasubject competences. The authors developed a diagnostic complex aimed at identifying of the formedness of metasubject competences and the degree of extracurricular activities' impact on the process of their formation.

Текст научной работы на тему «Выявление степени сформированности надпредметных компетенций у студентов в ходе мониторинга внеучебной деятельности»

ВЫЯВЛЕНИЕ СТЕПЕНИ СФОРМИРОВАННОСТИ НАД ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ В ХОДЕ МОНИТОРИНГА ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

IDENTIFICATION OF THE DEGREE OF FORMEDNESS OF STUDENTS' METASUBJECT COMPETENCES DURING MONITORING OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Е.П. Валюх, B.B. Колыа, А.Б. Меркулов

Е.Р. Valyukh, V.V. Koiga, A.B. Merkulov

Надпредметные компетенции, метапредметные компетенции, воспитательное пространство, внеучебная работа, диагностический комплекс. В работе рассмотрены механизмы проведения мониторинга в процессе исследования внеучебной среды университета на предмет выявления места (роли, значимости) метапредметных компетенций у студентов. Был разработан диагностический комплекс, направленный на выявление сформированности надпредметных компетенций и степени влияния внеучебной работы на процесс их формирования.

Metasubject competences, educational space, extracurricular activities, diagnostic complex. The paper discusses the mechanisms of monitoring during the study of extracurricular university environment to identify the place (the role or significance) of students' metasubject competences. The authors developed a diagnostic complex aimed at identifying of the formedness of metasubject competences and the degree of extracurricular activities' impact on the process of their formation.

Воспитательное пространство - многомерное и полифункциональное образование, через которое проявляется влияние всех факторов воспитания (витального, предметного, экологического, информационного, образовательного, социокультурного и пр.) на процесс становления, развития и самореализации личности студента. Внешние вызовы современного общества, острые проблемы и дефициты воспитательной среды университета требуют кардинальной модернизации инфраструктуры внеучебной и воспитательной деятельности в университете.

Решение стоящих перед вузом воспитательных задач на современном этапе может быть успешным только в том случае, если постоянно вести поиск инновационных подходов к воспитательной работе со студентами. Это обусловлено не только спецификой воспитательной деятельности вузов, но и рядом причин на уровне государства. В первую очередь это необходи-

мость учета современных тенденций развития мирового сообщества, а именно: расширение информационной среды; глубокие изменения в мире труда; смена человеком в течение жизни нескольких специальностей и т. д.).

Современная жизнь предъявляет к молодежи новые требования: надеяться только на собственные силы и быть конкурентоспособным. Многие воспринимают это буквально, становятся эгоистами, циниками, жестокими к обществу. Поэтому перед вузом стоит задача - воспитать гуманную личность.

Повышение качества образования и подготовки выпускников Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева - будущих психологов, учителей и педагогов дошкольного и дополнительного образования, специалистов в других сферах на сегодняшний день основная задача университета. Успех педагога, как и любого специалиста, во многом зависит от степени его ответственности,

толерантности, этики, наличия активной гражданской позиции, другими словами, от уровня сформированное™ профессиональных, общекультурных компетенций (ФГОС). Немаловажными условиями являются ориентация на гуманистическую парадигму, владение навыками критического отношения к информации, умение формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, готовности к трудной жизненной ситуации. Эти и другие необходимые для профессионального и жизненного успеха качества входят в перечень надпредметных (метапредметных) компетенций, значение которых в образовательных программах приобретает фундаментальную значимость.

Для выявления ведущих надпредметных компетенций были проанализированы ФГОС ВПО и «Атлас новых профессий», анонсированные Московской школой управления «Сколко-во». В новых ФГОС ВПО особое внимание отводится результатам образования, которые направлены на способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, выходящих за пределы системы образования, а также на развитие личностных качеств, выступающих как профессионально важные практически для любых видов деятельности. Воспитание в вузе рассматривается как системообразующий процесс, в котором происходит формирование педагога (специалиста) нового формата - готового к формированию именнотакихкачеств, к инновационной педагогической (профессиональной) деятельности, созданию условий для построения и реализации обучающимися собственных индивидуальных образовательных программ (планов), готового осуществлять поддержку и сопровождение человека на любом возрастном этапе и в любой форме, способного выявлять, поддерживать и содействовать развитию одаренных детей [Валюх, Петрова, Пилипчевская, 2013].

Для выпускника бакалавриата выделены 16 общекультурных компетенций (педагоги), обладание которыми является обязательным условием получения профессии. Сформированность общекультурных компетенций у выпускника -

показатель его успеха на рынке труда. Однако только в учебном процессе невозможно полностью развить этот перечень компетенций, поэтому роль внеучебной деятельности студентов выходит на новый уровень и становится необходимой в образовательном пространстве. Согласно ФГОС общекультурные компетенции (в педо-бразовании их 16) формируются в ходе учебной и внеучебной деятельности. Предполагается, что внеучебная деятельность способствует «закреплению» полученных в учебной деятельности компетенций. Однако ряд из них развивается и закрепляется именно в ходе внеурочной работы. По нашему мнению, это ОК-3, ОК-5, ОК-8, ОК-13, ОК-14, ОК-16 (вести дискуссию, комму-ницировать с группой). Например, ОК-16 наиболее полноценно формируется в ходе дискуссионных площадок, заседаний аналитических клубов, форумов. В свою очередь, «Атлас новых профессий» дает прогноз на новые, востребованные в ближайшем будущем компетенции и навыки будущих перспективных профессий, которые в ближайшие 15-20 лет не утратят актуальности. Надпредметным компетенциям в Атласе посвящен специальный раздел, где значатся: системное мышление, клиенториентирован-ность, межотраслевая коммуникация, знание нескольких языков и разных типов культур, навыки управления проектами и людьми, умение работать в режиме многозадачности, работа в условиях неопределенности и другие. Развивая надпрофессиональные навыки, специалисты будущего смогут без особого труда приобретать новые знания и развивать свою карьеру в различных отраслях экономики (Ы±р://\л/\л/\л/.гаЬо1а-enisey.ru/atlas).

В рамках реализации Программы стратегического развития были проведены мониторинговые исследования внеучебной среды университета по выявлению места (роли, значимости) метапредметных компетенций у студентов КГПУ. Гипотеза исследования заключается в том, что серьезным ресурсом формирования надпредметных компетенций, а следовательно, и успешной социальной адаптации выпускников КГПУ является внеучебная работа. Был разработан

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

н и

щ м

диагностический комплекс, направленный на выявление сформированности надпредметных компетенций и степени влияния внеучебной работы на процесс их формирования. Опрошено 1 ООО студентов КГПУ 1-\/ курсов и магистратуры различных направлений и программ подготовки. Согласно результатам анкетирования наиболее ценными для студентов педагогического вуза являются следующие надпредметные компетенции: умение работать с людьми, принятие ответственности, конструктивное решение конфликтов, управление проектами, системное мышление [Викторук, Валюх, 2014].

На втором этапе встала задача выявить уровень сформированности значимых надпредметных компетенций у студенте всех курсов с раз-

Кроме этого, были выделены 2 группы, которые проходили обследование в режиме «интервью»: группа студентов выпускного курса, которые за период обучения не состояли в студенческих организациях, клубах, объединениях и посещали внеучебные мероприятия слу-

ной степенью участия в студенческих объединениях и внеучебных мероприятиях.

С этой целью была разработана диагностическая анкета и опрошено 1 ООО студентов КГПУ 1-\/ курсов и магистратуры различных направлений и программ подготовки. Диагностическая анкета состояла из двух частей. Первая - 35 вопросов для самообследования реципиента. Вторая - 5 практических ситуационных задач, где обследуемый должен был описать свой выход из сложившейся ситуации. В ответе оценивались ключевые моменты (пути выхода, способы) решения проблемы.

Результаты диагностики уровня сформированности выделенных надпредметных компетенций выглядят следующим образом (табл. 1).

чайно (табл. 2); группа студентов выпускного курса, которые с I курса состояли в одной и более студенческих организациях, клубах, объединениях, являлись активными участниками и организаторами внеучебных мероприятий (табл. 3).

Таблица 2

Результаты диагностики сформированности надпредметных компетенций (контрольная группа)

Ключевые компетенции Уровень сформированности

высокий, 10-15 бал. средний, 5-10 бал. низкий, меньше 5 бал.

Умение работать с людьми 10% 38% 52%

Конструктивное решение конфликтов 11% 26% 63%

Принятие ответственности 9% 32% 59%

Системное мышление 12% 30% 58%

Управление проектами 9% 27% 64%

Таблица 1

Результаты диагностики сформированности надпредметных компетенций

Ключевые компетенции Уровень сформированности

высокий, 10-15 бал. средний, 5-10 бал. низкий, 0-5 бал.

Умение работать с людьми 15,4 % 37,5 % 47,1%

Конструктивное решение конфликтов 16,8 % 29,1 % 54,1%

Принятие ответственности 22,5 % 43,5 % 34,0 %

Системное мышление 15,4 % 45,3 % 39,3 %

Управление проектами 14,4 % 40,0 % 45,6 %

Таблица 3

Результаты диагностики сформированное™ надпредметных компетенций (фокус-группа)

Ключевые компетенции Уровень сформированности

высокий, 10-15 бал. средний, 5-10 бал. низкий, 0-5 бал.

Умение работать с людьми 19% 40% 41%

Конструктивное решение конфликтов 18% 30% 52%

Принятие ответственности 25% 44% 31%

Системное мышление 22% 36% 42%

Управление проектами 15% 53% 32%

Среди первой группы опрошенных (общий уровень, 1 ООО человек) показатель по всеми пяти компетенциям можно определить как «средний уровень сформированное™». Если рассмотреть предметно, то на самом низком уровне стоит компетенция «управление проектами» (более 85 % опрошенных показали средний и низкий уровени). Самый высокий уровень сформированности, по данным анкеты, выявлен у компетенции «принятие ответственности» (22,5 % - высокий, 43,5 % - средний) (см. табл. 1). Во второй группе (контрольная группа «неактивистов») ситуация особо не меняется. Низкий уровень сформированности был отдан также «управлению проектами» (более 90 %, средний

и низкии показатели), на первом месте по уровню сформированности стоит «системное мышление» (12 % определили как «высокий»). Стоит отметить, что в данной группе «высоких» оценок по уровню сформированности мало, показатель варьируются от 9 до 12 %. (см. табл. 2) Третья группа (студенческий актив) на первое место выдвинула компетенцию «принятие ответственности» (25 % - высокий уровень, 44 % - средний), низкий уровень отдан компетенции «управление проектами» (более 80 %, средний и низкий уровни) (см. табл. 3).

Если посмотреть усредненные относительные результаты исследования, то можно увидеть следующую картину (табл. 4).

Таблица 4

Коэффициенты сравнения

Ключевые компетенции К1 К2 КЗ

Умение работать с людьми 1,46 1,14 0,83

Конструктивное решение конфликтов 1,40 1,05 0,77

Принятие ответственности 2,10 1,07 0,57

Системное мышление 1,51 1,11 0,72

Управление проектами 1,82 1,19 0,65

<

£

С т

о |

м К В о

т

о ^

5

о ^

£ а

« с «

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н

и

щ м

Примечание. К1-среднекритериальное отношение результатов фокус-группы к результатам контрольной группы; К2 - среднекритериальное отношение результатов фокус-группы к общим результатам; КЗ - средне-критериальное отношение контрольной группы к общим результатам.

Тем самым представленные данные подтверждают заявленный тезис о том, что студенты, принимающие активное участие во внеучебной жизни университета (клубы, общественные организации, подготовка и проведение мероприятий и пр.), показали более высокий уровень сформированности надпредменых компетенций.

На основании проведенных исследований был разработан поэтапный механизм формирования и выявления сформированности надпредметных компетенций, представленный в нескольких этапах.

Первый этап: диагностика. Анкетирование и самообследование (студенты Н1 курсов) направ-

лены на выявление степени вовлеченности студентов во внеучебную деятельность и выявление понимания этой работы для формирования общекультурных и надпредметных компетенций. Идет процесс формализации способностей.

Второй этап: диагностика профессиональных потребностей студента. Формализуются личностные характеристики студента и оцениваются базовые общекультурные и надпредмет-ные компетенции. Идет процесс формализации потребностей.

Третий этап: диагностика сформированности общекультурных и надпредметных компетенций. Анкетирование и тестирование проходят студенты III курса. Проходит выявление наличия надпредметных компетенций. По итогам оценки выдаются рекомендации по их развитию.

Четвертый этап: контрольное тестирование (выпускной курс). Проводится диагностика сформированности компетенций с прогнозированием карьеры.

В университете ежегодно формируется база данных вакансий с учетом требований работодателя, формализованных в набор профессиональных, общекультурных и надпредметных компетенций. По результатам тестирования выпускнику подбирается несколько рабочих мест, где он успешно сможет реализовать себя.

Библиографический список

1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентност-ная модель: от идеи к образовательной программе// Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.

2. Валюх Е.П., Петрова Т.И., Пилипчевская Н.В. Мониторинговые исследования по изучению воспитательного пространства университета // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 2.

3. Викторук E.H., Валюх Е.П. Определение значимости метапредметных компетенций у студентов КГПУ им. В. П. Астафьева // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 3. С. 32-36.

4. Кольга В.В., Бедарева A.B. Формирование профессиональной лингвогуманитарной компетенции будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013 № 2 (24). С. 83-88.

5. Петрова Т.И., Пилипчевская Н.В, Валюх Е.П. Взаимодействие субъектов воспитательного пространства университета как условие развития личности будущего педагога // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 1. С. 104-109.

6. Семенков В.Е. Социология образования: учеб. пособие. СПб., 2004.

7. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование - поиск новой парадигмы. М., 1998. 180 с.

8. Хуторской A.B. Компетентностный подход в обучении: науч.-метод. пособие. М.: Эйдос, 2013. 73 с.

9. Хуторской A.B. Метапредметное содержание в стандартах нового поколения // Школьные технологии. 2012. № 4. С. 36-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.