ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗНАЧИМОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ КРАСНОЯРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА им. В.П. АСТАФЬЕВА
IMPORTANCE DETERMINATION
OF M ETAS U BJ ЕСТ COMPETENCES OF STUDENTS
OF KSPU NAMED AFTER V.P. ASTAFIEV
E.H. Виктору«, Е.П. Валюх E.N. Vîktoruk, E.P. Valyukh
Общекультурные компетенции, метапредметные компетенции, внеучебная деятельность, воспитательный процесс, гуманистическая парадигма. Современные требования к результату подготовки выпускника педагогического вуза определяются перечнем общекультурных и профессиональных компетенций, предъявляемых Федеральными государственными образовательными стандартами. В данной работе приведены результаты исследования внеучебной среды университета в аспекте формирования метапред-метных компетенций студентов. Гипотеза исследования заключается в том, что серьезным ресурсом формирования надпредметных компетенций, а следовательно, и успешной социальной адаптации выпускников университета является внеучебная работа.
Common cultural competences, metasubject competences, extracurricular activities, educational process, humanistic paradigm.
The modern demands to the training's result of a pedagogical higher educational institution's graduate are determined by the list of common cultural and professional competences presented by Federal state educational standards. In this paper we describe the results of the study of extracurricular environment of the University in terms of formation of students' m eta-subject competences. The hypothesis of the study is that extracurricular activities are a major resource of formation of meta-subject competences, and, consequently, of successful socialization of university graduates.
Повышение качества образования и подготовки выпускников Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева - будущих психологов, учителей и педагогов дошкольного и дополнительного образования, специалистов в других сферах на сегодняшний день-основная задача университета. Успех педагога, как и любого специалиста, во многом зависит от степени его ответственности, толерантности, этики, наличия активной гражданской позиции, другими словами, от уровня сформированное™ профессиональных, общекультурных компетенций. Немаловажным условием является ориентация на гуманистическую парадигму, владение навыками критического отношения к информации, умение формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образователь-
ной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, быть готовым к трудной жизненной ситуации. Эти и другие необходимые для профессионального и жизненного успеха качества входят в перечень надпредметных (метапредмет-ных) компетенций, значение которых в образовательных программах приобретает фундаментальную значимость.
Модернизация педагогического образования связана с тем, что университетское обучение сегодня направлено не столько на профессиональную подготовку, сколько на социальную адаптацию, формирование социального статуса обучающихся [Семенков, 2004, с. 16]. Исследования в области социологии образования показывают, что образование рассматривается «заказчиками» и «потребителями» прежде всего как ресурс
E.H. ВИКТОРУК, Е.П. ВАЛЮХ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗНАЧИМОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ КРАСНОЯРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА им. В.П. АСТАФЬЕВА
«на рынке жизненных шансов». Именно поэтому напредметные (метапредметные) компетенции приобретают все большую значимость. Модернизирующееся общество с его «знаниевой экономикой» предполагает профессиональную динамику, «вертикальную и горизонтальную» карьеру, при которых профессиональные компетенции могут быть получены в дополнительном, корпоративном и других видах образования, а вот метапредметные компетенции становятся базисом социальной успешности человека.
Повышение престижа педагогического образования возможно лишь при условии, что в этой сфере будут работать успешные люди, готовые к изменениям социального, культурного, профессионального, статусного характера. Наблюдаемые сегодня интенсивный технологический рост и ужесточение социальной конкуренции вынуждает людей задумываться о значительно более долгосрочных перспективах своего благополучия и положения в обществе. Поиск и прогнозирование «запасных вариантов» для прагматически мыслящих людей во многом связан с дополнительными специальностями и возможностями быстрой переквалификации.
Для выявления ведущих надпредметных компетенций были проанализированы ФГОС ВПО и «Атлас новых профессий», анонсированный Московской школой управления «Сколков». В новых ФГОС ВПО особое внимание отводится результатам образования, которые направлены на способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, выходящих за пределы системы образования, а также на развитие личностных качеств, выступающих как профессионально важные практически для любых видов деятельности. Воспитание в вузе рассматривается как системообразующий процесс, в котором происходит формирование педагога нового формата, готового к инновационной педагогической деятельности, создавать условия для построения и реализации обучающимися собственных индивидуальных образовательных программ (планов), осуществлять поддержку и сопровождение человека на любом возрастном этапе и в любой форме, способного выявлять, поддерживать и содействовать развитию одаренных детей [Валюх, Петрова, Пилипчевская, 2013].
В свою очередь, «Атлас новых профессий»
дает прогноз на новые, востребованные в ближайшем будущем компетенции и навыки будущих перспективных профессий, которые в ближайшие 15-20 лет не утратят своей актуальности. Надпрофессиональным навыкам и компетенциям в Атласе посвящен специальный раздел, где значатся: системное мышление, клиенториенти-рованность, межотраслевая коммуникация, знание нескольких языков и разных типов культур, навыки управления проектами и людьми, умение работать в режиме многозадачности и постоянно меняющихся условиях и другие. Развивая надпро-фессиональные навыки специалисты будущего смогут без особого труда приобретать новые знания и развивать свою карьеру в различных отраслях экономики (http://www.rabota-enisey.ru/atlas).
В исследовании метапредметных компетенций мы опирались на уже установившиеся в педагогике дефиниции [Хуторской, 2013; Сериков, 1998]. Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - это обладание соответствующей компетенцией, включающей личностное отношение человека к ней и предмету деятельности. Компетенции являются основным содержанием компетентности. Они базируется на отдельных сторонах личности человека, выработанной готовности к конкретному действию, на сформированной ценностной ориентации.
В рамках реализации Программы стратегического развития научным коллективом были проведены мониторинговые исследования внеучеб-ной среды университета по выявлению места (роли значимости) метапредметных компетенций у студентов КГПУим. В.П. Астафьева. Гипотеза исследования заключается в том, что серьезным ресурсом формирования надпредметных компетенций, а следовательно, и успешной социальной адаптации выпускников КГПУ является внеу-чебная работа. Была разработана анкета, содержащая 14 вопросов, направленных на выявление степени вовлеченности студентов во внеучебную деятельность и понимания этой работы для формирования метапредметных компетенций.
Опрошено 1 ООО студентов КГПУ 1-\/ курсов
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
"33"
S
X
н
U
м
и магистратуры различных направлений и программ подготовки. 20 % опрошенных - молодые люди, 80 % - девушки (первый вопрос). Большинство опрошенных - студенты младших курсов. Направление подготовки - Педагогический бакалавриат (второй, третий вопросы).
Опрос показал, что почти 30 % респондентов видят цель обучения лишь в получении диплома (четвертый вопрос). В этом есть позитивный аспект - это люди, предполагающие, что будут работать в других областях, а значит, они заинтересованы в формировании именно метапредметных (базисных, универсальных) компетенций. 30 % -ориентировано на получение педагогической профессии. А еще 30 % - на развитие своих способностей и интересов. Таким образом, в надпредметных заинтересована большая часть. Другое дело, что их надо убедить в том, что вуз дает им самые широкие возможности для их получения.
К ответу на пятый вопрос «Какие ориентиры должны быть у выпускника педагогического вуза?» респонденты подошли немного опосредованно, с позиции «как должно быть». Это иллюстрируют показатели: большинство студентов (470 ответов) сказали, что это работа над собой, самосовершенствование и самообразование. На второй позиции (464 ответа) - желание быть педагогом. Третья позиция (450 ответов) близка по качественным характеристикам - стремление к постоянному профессиональному развитию. А вот вопросы, связанные с общественной деятельностью и общественным признанием, активной гражданской позицией, - занимают последние места.
Ответы на шестой вопрос демонстрируют традиционный, мы бы сказали, устаревший взгляд на задачи внеучебной деятельности. Абсолютное большинство респондентов (474 человека) ответили, что внеучебная деятельность призвана развивать интересы и способности студентов. А вопросы, связанные с развитием компетенций, личного потенциала, саморазвитием получили усредненную или низкую позицию.
Седьмой вопрос нас подводит к участию студентов во внеучебной деятельности. Составители анкет попросили респондентов оценить свое участие в этом направлении по десятибалльной шкале. Так, лишь немногим более 50 человек оценили максимально, основной же контингент (49 %) видят свое участие менее чем на 4 балла.
Из всех направлений внеучебной жизни университета наиболее интересными студенты считают творческое. Остальные показатели (культурно-массовое, спортивное, студенческое самоуправление, студотряды, волонтерская деятельность) имеют средний показатель.
Блок вопросов с шестого по восьмой рисуют картину отдаленности большинства студентов от внеучебной деятельности в силу незаинтересованности либо занятости. Основное количество опрошенных посещают только учебные занятия и лишь иногда готовы присутствовать на творческих мероприятиях.
Девятый и десятый вопросы направлены на выявление участия респондентов в студенческих объединениях. Лишь 19 % опрошенных являются членами студенческого кружка, клуба и прочих организаций, причем 15 человек состоят в двух и более. Из всех объединений наибольшей популярностью пользуются студенческие отряды, студсовет, волонтерское движение. Одиннадцатый вопрос выявил предпочтения студентов о внеучебных организациях, поставив условие наличия свободного времени. Особых различий с ответами на предыдущий вопрос нет: на первом месте (86 ответов) - студенческие отряды, на третьем (75 ответов) - волонтерское движение. Вторую позицию (78) занимает движение КВН, которое с каждым годом не только не угасает, а напротив, набирает обороты. Связано это с «раскручиванием КВНовского бренда» и успешностью его известных участников.
Приоритет направлений внеучебной деятельности и организаций, выявленный в предыдущих вопросах, определил ответы на двенадцатый вопрос «Какие личностные качества и компетенции формирует участие во внеучебной жизни университета?», результаты оказались предсказуемыми: самостоятельность и инициативность (408), умение работать в команде (398), творческие способности (380), трудолюбие и работоспособность (368), мобильность (307). Лично-деятельные характеристики, связанные с умениями: эффективно сотрудничать с людьми, искать информацию, работать самостоятельно и др., получили меньший балл.
Противоречивыми выглядят показатели тринадцатого вопроса анкеты, направленного на выявление условий, при которых студенты больше времени уделяли бы внеучебной деятельно-
E.H. ВИКТОРУК, Е.П. ВАЛЮХ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗНАЧИМОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ КРАСНОЯРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. В.П. АСТАФЬЕВА
сти. На первом месте - при участии друзей (410), на втором - при наличии материального вознаграждения (386), при условии дополнения учебной деятельности (367).
Согласно результатам анкетирования (четырнадцатый вопрос), наиболее ценными для студентов педагогического вуза являются следующие надпредметные компетенции: умение работать с людьми, принятие ответственности, конструктивное решение конфликтов, управление проектами, системное мышление.
Большинство студентов отметили, что «умение работать с людьми» - важнейшая из компетенций будущего педагога. С этим трудно не согласиться. Педагог должен быстро устанавливать контакте незнакомыми людьми (детьми, родителями, коллегами), обладать грамотной речью, риторическими данными, уметь вежливо общаться и располагать к себе.
Конфликтологическая компетентность (конструктивное решение конфликтов) рассматривается как когнитивно-регуляторная подсистема профессионально значимой стороны личности, включающая соответствующие специальные знания и умения. Конфликтологическая компетентность - это способность действующего лица (организации, социальной группы, общественного движения и т. д.) в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта.
Компетенция «принятия ответственности» состоит в том, что человек, принимая решения, берет на себя ответственность за свои действия и действия своих подчиненных, а также, принимая на себя обязательства, четко им следует. Личность, владеющая данной компетентностью, открыто признает свою вину и ошибки, работая в команде, демонстрирует стремление достичь поставленных целей и берет на себя ответственность за достижение результата, использует все возможные способы и активно действует для выполнения взятых на себя обязательств.
Компетенция «системность мышления» связана со способностью рассматривать ситуацию в широком контексте. Это умение определять причины возникновения проблем, находить способы предотвращения их в будущем, а также навык оценки последствий принимаемых решений для компании в целом.
Немаловажной в современной системе образования является владение компетенцией «управление проектами», то есть способность мыслить комплексно, умение руководить и управлять собой.
Очевидно, что студенты, заинтересованные во внеучебной деятельности, более серьезно и ответственно подошли к определению значимых надпредметных компетенций.
Как показывает опыт последних исследований, профессорско-преподавательскому составу, студенческому активу необходимо вести работу по развитию субъектности всех участников образовательного пространства вуза [Валюх, Петрова, Пилипчевская, 2014, с. 107].
Тем самым перед университетским сообществом стоит особая задача - повысить степень заинтересованности студентов во внеучебных мероприятиях, усилить сотрудничество учебного процесса и внеучебной деятельности. Мероприятия внеучебной деятельности должны дополнять, продолжать и практикоориентировать полученные компетенции в учебе.
Библиографический список
1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентност-ная модель: от идеи к образовательной программе// Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.
2. Валюх Е.П., Петрова Т.И., Пилипчевская Н.В. Мониторинговые исследлования по изучению воспитательного пространства университета // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 2.
3. Петрова Т.И., Пилипчевская Н.В, Валюх Е.П. Взаимодействие субъектов воспитательного пространства университета как условие развития личности будущего педагога // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 1. С. 104-109.
4. Семенков В.Е. Социология образования: учеб. пособие. СПб., 2004.
5. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование - поиск новой парадигмы. М., 1998. 180 с.
6. Хуторской A.B. Компетентностный подход в обучении: науч.-метод. пособие. М.: Эй-дос, 2013. 73 с.
7. Хуторской A.B. Метапредметное содержание в стандартах нового поколения // Школьные технологии. 2012. № 4. С. 36-47.
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н и
щ м