УДК 796.077.5
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Дина Анатольевна Поляк, кандидат педагогических наук, доцент,
Людмила Александровна Осадчая, кандидат педагогических наук, доцент, Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры, г. Екатеринбург
Аннотация
В статье представлен анализ изменений содержания общекультурных и универсальных компетенций для направления подготовки «49.03.01 - Физическая культура» с 2010 по 2017 гг. Показано конструирование содержания обучения на примере Естественнонаучного модуля учебных дисциплин и конкретизация форм и видов учебной работы для оптимизации формирования у студентов универсальных компетенций. Предложены темы для междисциплинарной исследовательской деятельности студентов и её структура.
Ключевые слова: образовательный стандарт, универсальные компетенции, Естественнонаучный модуль дисциплин, проектная деятельность студентов.
DEVELOPMENT OF UNIVERSAL COMPETENCES OF PHYSICAL EDUCATION
BACHELOR
Dina Anatolyevna Polyak, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Lyudmila Aleksandrovna Osadchaya, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Institute of physical culture (branch) of Ural state University of physical culture, Ekaterinburg
Annotation
The article presents the analysis of the changes in the contents of the general cultural and universal competencies for the direction of training "49.03.01 - Physical culture" from 2010 to 2017. The construction of the teaching contents has been shown by using the example of the Natural science module of the academic disciplines. Also, the forms and types of the educational work are specified in order to optimize the formation of universal competencies among the students. Topics for interdisciplinary research activities of the students and its structure have been suggested.
Keywords: educational standard, universal competences, Natural science module of disciplines, project activity of students.
На современном этапе развития образования происходит актуализация образовательных стандартов высшего образования в соответствии с профессиональными стандартами.
В актуализированных федеральных образовательных стандартах одним из нововведений является определение универсальных компетенций выпускника: «системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство, коммуникация, межкультурное взаимодействие, самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьебережение), безопасность жизнедеятельности» [4].
Проблеме формирования универсальных компетенций и условиям их развития посвящены исследования Л. Апариной, В. Балашовой, И.Б урмакиной, С. Герасимова, Э. Зеер, Д. Заводчикова, Е. Зуевой, А. Казанцева, А. Конобеевой, О. Михановой, Е. Никитиной, У. Ордон, В. Погодиной, И. Шкляевой и др. [2].
Мы считаем, что переход на актуализированные образовательные стандарты невозможен без анализа требований к результатам обучения, предъявляемым в предыдущих поколениях образовательных стандартов.
В таблице 1 представлен анализ содержания общекультурных и универсальных компетенций для направления подготовки «49.03.01 - Физическая культура».
Таблица 1 - Анализ содержания компетенций
ФГОС 2010 Общекультурные компетенции ФГОС 2014 Общекультурные компетенции ФГОС 2017 Универсальные компетенции
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1) Системное и критическое мышление Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1).
способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы процессы (ОК-12) формирование мировоззренческой позиции (ОК-1)
осознает движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-3) способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2)
использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-11) Способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3)
использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности (ОК-13)
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-14)
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-15)
умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4) способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5) Коммуникация Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) ( УК-4).
владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-17)
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, использовать традиционные и инновационные средства коммуникации в профессиональной области на государственном языке (ОК-16)
готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5) способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6) Командная работа и лидерство УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реали-зовывать свою роль в команде
способен находить организационно - управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-6)
уважительно и бережно относится к историческому наследию и культурным традициям, толе-рантно воспринимает социальные и культурные различия, способен к диалогу с представителями других культур и государств (ОК-2) Межкультурное взаимодействие УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
стремится к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию и повышению своей квалификации и мастерства (ОК-8) способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьебережение) Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать
умеет критически оценивать свои достоинства и способностью
ФГОС 2010 Общекультурные компетенции ФГОС 2014 Общекультурные компетенции ФГОС 2017 Универсальные компетенции
недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-9); использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8) траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни (УК-6) Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (УК-7)
способен принимать нравственные обязательства по отношению к окружающей природе и самому себе на. основе системы жизненных ценностей, сформированной на гуманистических идеалах (ОК-19)
владеет основными методами защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-18) способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9) Безопасность жизнедеятельности Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций (УК-8)
умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-7) способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4) Разработка и реализация проектов Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений (УК-2)
осознает свои права и обязанности как гражданина своей страны (ОК-20)
Таким образом, анализ универсальных и общекультурных компетенций в образовательных стандартах 2010-2017 гг. по направлению подготовки «Физическая культура» показал, что прослеживается унификация перечня и содержания компетенций.
В Современном толковом словаре «унификация (от. лат. ипиз - один, facio -делаю; объединение) -приведение к единообразной системе или форме. Унификация направлена на устранение излишнего многообразия изделий, их составных частей и процессов изготовления и используются в настоящее время во всех сферах деятельности человека» [1].
С одной стороны, универсальные компетенции «характеризуют надпрофессиональ-ные способности личности, позволяющие ей творчески самореализоваться, социально взаимодействовать и адаптироваться к изменяющимся условиям» [3]. Универсальные компетенции обеспечивают успешную деятельность человека в обществе и их можно реализовать в различных сферах деятельности.
С другой стороны, «универсальные компетенции имеют надпредметный характер, поэтому их формирование осуществляется в рамках различных форм организации образовательного процесса независимо от конкретной учебной дисциплины образовательной программы, на протяжении всего периода обучения» [3].
В актуализированных стандартах наряду с другими видами учебной деятельности в состав компетенций включена проектная деятельность студентов.
Поэтому, одной из основных задач преподавателя становится создание условий для формирования у студентов опыта самостоятельного решения профессиональных, познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных задач с применением интерактивных методов обучения.
Как показывают многочисленные исследования, «каждая учебная дисциплина в зависимости от ее содержания и способов организации образовательной деятельности студентов предоставляет определенные возможности для формирования универсальных компетенций» [2].
Модуль «Естественнонаучный» по содержанию и организации способов учебной деятельности предоставляет огромные возможности для формирования у студентов универсальных компетенций, отражает вопросы, связанные с формированием математических моделей и методов для описания окружающего мира, с научными методами, особенностями новых информационных технологий на современном этапе их развития,
исследуются компьютерные модели информационных процессов передачи, обработки, накопления данных.
Целью изучения модуля «Естественнонаучный» является формирование у обучающихся целостной системы знаний и понимания фундаментальных законов природы, лежащих в основе двигательной деятельности человека, и умения пользоваться информационно-коммуникационными технологиями для достижения профессиональных целей в области физической культуры и спорта.
К результатам обучения в рамках модуля «Естественнонаучный» можно отнести следующие способности:
- демонстрировать знания и понимания основных законов естественных наук, лежащих в основе двигательной деятельности;
- применять основные законы естественных наук при решении практических задач тренера;
- анализировать и обрабатывать экспериментальные данные, оформлять отчеты о выполненной работе, используя информационные технологии;
- умения использовать информационно-коммуникационные технологии, стандартные пакеты прикладных практических программ для решения задач на ПК, внешние и внутренние сетевые ресурсы, и базы данных;
- владение опытом работы в глобальных компьютерных сетях.
Для реализации возможностей обозначенного модуля в целях формирования универсальных компетенций необходимо конкретизировать его содержание и соотнести с формами и видами учебной деятельности студентов (таблица 2).
Например, в рамках дисциплины «Концепции современного естествознания», входящей в модуль Естественнонаучный, должны отражаться следующие темы:
История становления и развития естествознания.
Методология естественнонаучного исследования.
Структурные уровни организации материи.
Физические картины мира.
Элементарные частицы и фундаментальные взаимодействия. Специальная и общая теория относительности А. Эйнштейна.
Происхождение Вселенной.
Концептуальные основы современной химии.
Современные науки о Земле.
Общие вопросы и закономерности биологии.
Учение о биосфере и концепция ноосферы.
Концептуальные основы экологии.
Антропоциогенез и т.п.
Механическое описание движений человека.
В рамках дисциплины «Основы математической обработки информации» необходимо изучение следующей тематики:
Роль математики в обработке информации.
Математические средства представления информации. Формулы.
Систематизация информации и построение таблиц. Построение графиков и диаграмм на основе анализа информации. Чтение графиков и диаграмм.
Использование элементов теории множеств для работы с информацией. Множество. Способы его задания. Характеристические свойства множества. Операции над множествами.
Основы теории вероятностей. Методы решения комбинаторных задач как средство обработки и интерпретации информации. Понятие комбинаторной задачи. Основные формулы комбинаторики.
Элементы математической статистики. Статистическое распределение выборки. Понятия: случайная величина, значение случайной величины, интервальный ряд, безынтервальный ряд, объем выборки, выборочная средняя, полигон частот, математическое ожидание, дисперсия, среднее квадратическое отклонение. Первичная статистическая обработка опытных данных при изучении случайной величины. Гистограмма как способ представления информации т. п.
Проверка статистических гипотез.
В рамках дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии», входящей в модуль Естественнонаучный, должны рассматриваться следующие разделы:
Информация и информационные технологии.
Текстовые процессоры. Электронные таблицы. Автоматизация документооборота. Подготовка компьютерных презентаций.
Компьютерная графика.
Гипертекстовые способы хранения и представления информации.
Мультимедийные технологии.
Автоматизированные информационные системы. ИТ обработки знаний. Экспертные системы и т. п.
Таблица 2 - Содержание модуля Естественнонаучный_
Формируемые компетенции Формы деятельности Виды учебной работы
Системное и критическое мышление Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1). Аудиторные занятия: практические, лабораторные, семинары, конференции. Внеаудиторные занятия: экскурсии, видеоконференции, on-line и off-line консультации Самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами Составление с помощью различных компьютерных средств обучения плана, тезисов, резюме, аннотации, аннотированного обзора литературы и др. Объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных Анализ проблемных учебных ситуаций Выполнение работ практикума Подготовка и представление публичного выступления в виде презентации Анализ выступлений одногруппников
Коммуникация Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) (УК-4). Аудиторные занятия: практические, семинары, конференции. Внеаудиторные занятия: экскурсии, видеоконференции, on-line и off-line консультации Подготовка и представление публичного выступления в виде презентации Анализ выступлений одногруппников Участие в телеконференциях Анализ проблемных учебных ситуаций Выполнение работ практикума
Командная работа и лидерство Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде (УК-3) Аудиторные занятия: семинары, конференции. Внеаудиторные занятия: экскурсии, видеоконференции Анализ выступлений одногруппников Выполнение работ практикума
Межкультурное взаимодействие Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК-5) Аудиторные занятия: семинары, конференции. Внеаудиторные занятия: экскурсии, видеоконференции Самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами Подготовка и представление публичного выступления в виде презентации Анализ выступлений одногруппников Участие в телеконференциях Анализ проблемных учебных ситуаций
Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьебережение) Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение Аудиторные занятия: практические, лабораторные, семинары, конференции. Внеаудиторные занятия: экскурсии, Самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами Составление с помощью различных компьютерных средств обучения плана, тезисов, резюме, аннотации, аннотированного обзора литературы и др.
Формируемые компетенции Формы деятельности Виды учебной работы
всей жизни (УК-6) Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (УК-7) видеоконференции, online и off-line консультации Решение задач Анализ проблемных учебных ситуаций Выполнение работ практикума
Безопасность жизнедеятельности Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций (УК-8) Аудиторные занятия: практические, лабораторные, семинары, конференции. Внеаудиторные занятия: экскурсии, видеоконференции, on-line и off-line консультации Составление с помощью различных компьютерных средств обучения плана, тезисов, резюме, аннотации, аннотированного обзора литературы и др. Объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений Анализ проблемных учебных ситуаций Выполнение работ практикума
Разработка и реализация проектов Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений (УК-2) Аудиторные занятия: семинары, конференции. Внеаудиторные занятия: видеоконференции, online и off-line консультации Самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами Составление с помощью различных компьютерных средств обучения плана, тезисов, резюме, аннотации, аннотированного обзора литературы и др. Объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных Подготовка и представление публичного выступления в виде презентации Анализ выступлений одногруппников
Итак, компетенция является характеристикой обучающегося, то есть «включает в себя совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств», которую студент обязан продемонстрировать после завершения части образовательной программы [2].
Формирование универсальных компетенций связано с развитием таких личностных качеств как самостоятельность, умение работать в коллективе, способность к анализу инициативность, целеустремленность, способность целеполаганию, ответственность и др.
Реализация в учебном процессе инновационных форм учебной деятельности и адекватных им видов оценивания (практико-ориентированных и ситуационных заданий, интегрированных задач профессиональной направленности, публичных защита учебно-исследовательских и творческих проектов) позволит студентам продемонстрировать уровень сформированности компонентов универсальных компетенций.
Далее представлена примерная тематика междисциплинарных проектов при изучении модуля «Естественнонаучный»:
- Влияние занятий физическими упражнениями на развитие телосложения.
- Влияние физических упражнений на мышцы.
- Влияние физических упражнений на сердечно-сосудистую систему организма.
- Влияние занятий физической культурой на уровень заболеваемости острыми респираторными заболеваниями.
- Влияние регулярных занятий физическими упражнениями на здоровье человека.
- Влияние регулярных занятий физическими упражнениями на развитие его дыхания.
- Анализ физического развития человека (рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, динамометрия).
- Физическая работоспособность и ее влияние на занятия физическими упражнениями.
- Развитие ловкости посредством спортивных и подвижных игр.
- Влияние гимнастических упражнений на развитие координационных
способностей.
Для достижения целей формирования компонентов универсальных компетенций исследовательская работа студентов, на наш взгляд, должна включать следующие основные структурные элементы:
1. Краткий теоретический анализ состояния проблемы.
2. Сбор статистических данных, проведение измерений.
3. Статистический анализ полученных данных математическими методами и с помощью современных информационных технологий.
4. Формулировка выводов и рекомендаций.
5. Подготовка публичной защиты с использованием презентационной графики.
Таким образом, в связи с переходом на актуализированные образовательные стандарты акцент переносится на умения и способности личности, позволяющие ей творчески самореализоваться, социально взаимодействовать и адаптироваться к изменяющимся условиям, и универсальные компетенции обеспечивают успешную деятельность человека в социуме. Модуль «Естественнонаучный» представляет большие возможности формирования универсальных компетенций у студентов направления подготовки «49.03.01 - Физическая культура» путем реализации в учебном процессе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большая советская энциклопедия : современный толковый словарь [Электронный ресурс] // URL : http://bse.sci-lib.com (дата обращения: 15.03.2018).
2. Колокольникова, З.У. Формирование универсальных компетенций у будущего учителя в учебной и внеучебной деятельности [Электронный ресурс] / З.У Колокольникова, Т.В. Захарова, Е.Н. Яковлева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-3. - URL : http://science-education.ru/ru/article/view?id=23811 (дата обращения: 29.03.2018).
3. Павлова, Л.М. Формирование универсальных компетенций студентов в условиях образовательной среды вуза [Электронный ресурс] / Л.М. Павлова, Е.Г. Лопес // Психология профессионально-образовательного пространства человека : сборник научных статей 8-й Всероссийской научно-практической конференции, 19-20 ноября 2009 г. - Екатеринбург, 2010. - С. 21-25. - URL : https://elar.rsvpu.rU/bitstream/123456789/19512/1/ppo_2010_004.pdf (дата обращения: 29.03.2018).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура. Введен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 сентября 2017 г. N 940 [Электронный ресурс] // URL : http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/99 (дата обращения: 15.03.2018).
REFERENCES
1. Great Soviet encyclopedia (1978), Modern explanatory dictionary, available at: http://bse.sci-
lib.com.
2. Kolokolnikova, Z.U., Zaharova, T.V. and Yakovleva, E.N. (2015), "Formation of universal competences of the future teacher in educational and extra-curricular activities", Journal of Modern problems of science and education, No.2-3, available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23811.
3. Ministry of education and science of the Russian Federation (2017), "Federal state educational standard of higher education - a baccalaureate direction of training 49.03.01 Physical culture", Moscow, available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/99.
4. Pavlova, L.M. and Lopes E.G. (2010), "Formation of universal competences of students in the conditions of educational environment of higher education institution", Collection of scientific articles 8th All-Russian scientific conference: Psychology of professional and educational space of a person, Ekaterinburg, RGPPU, November 19-20, 2009, pp. 21-25, available at: https://elar.rsvpu.ru/bit-stream/123456789/19512/1/ppo_2010_004.pdf.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.05.2018