Научная статья на тему 'Поликонтекстные образовательные модули в формате требований ФГОС во и особенности их реализации'

Поликонтекстные образовательные модули в формате требований ФГОС во и особенности их реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / ПОЛИКОНТЕКСТНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ / ПРОФИЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ / CONTEXTUAL TRAINING / FUTURE TEACHER / THEORETICAL TRAINING / FORMATION OF COMPETENCIES / POLYCONTEXTUAL EDUCATIONAL MODULE / PROFILE RESEARCH / ROAD MAPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкерина Людмила Васильевна, Кейв Мария Анатольевна

В статье описывается авторская концепция поликонтекстного образовательного модуля «Профильное исследование» как условия и средства формирования профессиональных компетенций будущего учителя в процессе теоретической подготовки. Обоснованы и сформулированы основные принципы его проектирования. Определен подход к проектированию содержания как предмета учебной деятельности студентов, ориентированной на формирование их профессиональных компетенций, и описана его структура. Предложен формат дорожной карты студента как средства самоуправления и сопровождения студента педагогом в освоении данного модуля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкерина Людмила Васильевна, Кейв Мария Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYCONTEXTUAL EDUCATIONAL MODULES IN THE FORMAT OF REQUIREMENTS OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION AND FEATURES OF THEIR REALIZATION

The article describes the author's concept of the polycontextual educational module of Profile Research as conditions and means of the formation of professional competencies of the future teacher in the course of theoretical training. It substantiates and formulates the basic principles of its design. Besides, it defines the approaches to design the content as a subject of students' learning activity, focused on the formation of their professional competencies, and describes its structure. The article also offers a format of a student's road map as a means of self-government and supporting a student by a teacher in learning this module.

Текст научной работы на тему «Поликонтекстные образовательные модули в формате требований ФГОС во и особенности их реализации»

ПОЛИКОНТЕКСТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ В ФОРМАТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ВО И ОСОБЕННОСТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

POLYCONTEXTUAL EDUCATIONAL MODULES IN THE FORMAT OF REQUIREMENTS OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION AND FEATURES OF THEIR REALIZATION

Л.В. Шкерина, М.А. Кейв L.V. Shkerina, M.A. Keiv

Контекстное обучение, будущий педагог, теоретическая подготовка, формирование компетенций, поликонтекстный образовательный модуль, профильное исследование, дорожные карты.

В статье описывается авторская концепция поликонтекстного образовательного модуля «Профильное исследование» как условия и средства формирования профессиональных компетенций будущего учителя в процессе теоретической подготовки. Обоснованы и сформулированы основные принципы его проектирования. Определен подход к проектированию содержания как предмета учебной деятельности студентов, ориентированной на формирование их профессиональных компетенций, и описана его структура. Предложен формат дорожной карты студента как средства самоуправления и сопровождения студента педагогом в освоении данного модуля.

Contextual training, future teacher, theoretical training, formation of competencies, polycontextu-al educational module, profile research, road maps. The article describes the author's concept of the polycontextual educational module of Profile Research as conditions and means of the formation of professional competencies of the future teacher in the course of theoretical training. It substantiates and formulates the basic principles of its design. Besides, it defines the approaches to design the content as a subject of students learning activity, focused on the formation of their professional competencies, and describes its structure. The article also offers a format of a students road map as a means of self-government and supporting a student by a teacher in learning this module.

Требования федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования к результату подготовки студентов в формате компетенций поставили ряд организационно-методических проблем, которые предстоит решать вузам в ближайшее время. Компетенция как комплексная характеристика результата обучения студентов имеет сложную структуру, в состав которой входят не только предметные знания и умения, но и знания и умения в сфере компетенции, т.е. способность их использовать вне предметной области [Зимняя, 2003; Шкерина, Кейв, 2015].

Эта особенность образовательного результата позволяет утверждать, что при тради-

ционном исключительно дисциплинарном подходе к теоретической подготовке студентов такой результат не может быть получен. Следовательно, теоретическая подготовка, которая составляет большую часть трудоемкости учебного плана основной профессиональной образовательной программы, вносит незначительный вклад в формирование компетентностей студентов. В настоящее время известен ряд работ, направленных на решение проблемы повышения результативности теоретической подготовки в формировании компетенций студентов [Багачук, Шашкина,2014;Носков,Сафонов,Танзы, Шершнева, 2015; Шкерина, Лозовая, 2014; Шке-рина, Сенькина, 2013].

Цель данной статьи - определить основные положения концепции поликонтекстного образовательного модуля (ПОМ) в теоретической подготовке будущих педагогов, направленного на формирование их компетенций, и предложить технологию его реализации на основе дорожной карты.

Методологической основой создания ПОМ является теория контекстного обучения А.А. Вербицкого. «Контекстным является такое обучение, в котором на языке наук и с помощью всей системы форм, методов и средств обучения - традиционных и новых - последовательно моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студентов. Овладение профессией осуществляется как процесс динамического движения от учебной деятельности академического типа через квазипрофессиональную и учебно-профессиональную к собственно профессиональной деятельности...» [Вербицкий, 2006, с. 44]. В контекстном обучении содержание выражается в системе учебных проблем и задач, все более приближающихся к профессиональным. В этой связи можно утверждать, что контекстное обучение студентов в вузе способствует решению задач формирования их профессиональных компетенций в процессе теоретической подготовки.

Создать условия для продуктивной деятельности студентов по решению профессионально направленных задач на основе системного использования знаний из различных дисциплин можно посредством специальных образовательных модулей, в основе содержания которых лежат междисциплинарные и профессиональные контексты.

Основную цель введения таких модулей определяем как создание условий для вовлечения каждого студента в деятельность по решению задач, актуальных для него на современном этапе профессиональной подготовки и в будущей профессиональной деятельности, т.е. в квазипрофессиональную деятельность как условие формирования профессиональных компетенций. Тем самым основной целью освоения студентом такого модуля являются формирование и развитие его общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Исходя из целевого назначения модуля, определим основные требования к его содержанию. В содержании модуля необходимо выделять три компонента: когнитивный, деятельност-ный и рефлективный.

В основе когнитивного компонента содержания модуля должен быть некоторый базовый комплекс предметных и профессиональных знаний из различных дисциплин профильной подготовки бакалавра педагогического направления, которые были освоены студентом в процессе их изучения. Здесь должны быть только те знания, которые будут непосредственно использованы студентами для достижения целей их деятельности в рамках основных целей этого модуля по выбору.

Деятельностный компонент содержания модуля проектирует предмет всех видов деятельности (действий) студентов в рамках данного модуля, необходимых для достижения целей его изучения. В состав этого компонента включаются учебно-познавательные, квазипрофессиональные и профессиональные задачи по профилю подготовки бакалавра педагогического направления, в решении которых используется комплекс знаний когнитивного компонента. Квазипрофессиональные задачи - это задачи с профессиональным контекстом, для решения которых нужно выполнять элементы будущей профессиональной деятельности в условиях моделируемых профессиональных ситуаций. Они составляют предмет квазипрофессиональной деятельности студентов, направленной на освоение конкретных действий будущей профессиональной деятельности в условиях локальной образовательной среды вуза [Шкерина, 2005]. Профессиональная задача как составляющая деятельност-ного компонента содержания модуля - это задача из сферы будущей профессиональной деятельности, доступная для решения студенту старших курсов и решаемая в условиях, приближенных к профессиональным, с выходом в реальную профессиональную среду. При решении таких задач студентами осваиваются конкретные виды будущей профессиональной деятельности (профессиональных действий), исходя из чего можно судить о мере сформированности соот-

<С £

и

т

0

ь

к

1 м ш Е-

и о-

о ^ о о

О Й

3

ш Е-

к

о

Рч

м

13

0

1 к

«

о м :г X

ь

и

<с «

м с

д

н и

щ м

ветствующих профессиональных компетенций студентов.

Рефлексивный компонент содержания модуля по выбору представляет предмет рефлективной деятельности студентов, в которой формируются умения самоанализа и самооценки, ценностные отношения к результатам обучения как структурные элементы любой компетенции.

Содержание модуля, сформированное в соответствии с этими требованиями, будет межпредметным и профессионально направленным. Эти его свойства являются существенными для создания условий постепенного перехода учебной деятельности студентов в их квазипрофессиональную и будущую профессиональную деятельности. Следовательно, подобное содержание обучения является содержанием контекстного обучения, которое обеспечивает условия формирования компетенций студентов [Вербицкий, Ларионова, 2011] .

Образовательный модуль с содержанием, удовлетворяющим сформулированным требованиям, будем называть ПОМ.

Для успешной реализации ПОМ необходимо соблюдение ряда основных принципов.

1. Непрерывность реализации ПОМ в течение всего срока обучения в вузе. Это способствует созданию благоприятных условий для поэтапного формирования и развития всех видов деятельности (компетенций) студентов в рамках освоения модуля.

2. Модульно-рейтинговое обучение (накопительный рейтинговый балл и портфолио как форма контроля достижений студентов, адекватная компетентностному подходу). Портфолио структурируется по видам выполняемой деятельности и должен удовлетворять следующим требованиям: полнота представления видов деятельности в структуре портфолио (учебная, исследовательская, проектная, профессиональная и др.); обеспечение условий для оценки и самооценки продуктов деятельности и их личной значимости; включенность в модульно-рейтинговую систему обучения [Шкерина, Литвинцева, 2011, с. 124].

3. Обучение на основе разновозрастных групп студентов.

4. Открытость образовательной среды, которая обеспечивается организацией условий для включения студентов в реальную среду будущей профессиональной деятельности, а также свободой выбора студентом учебной группы и перехода в другую группу.

Заметим, что среди профессиональных компетенций учителя в условиях становления и развития «новой школы» особое место занимает его исследовательская компетенция. Для формирования последней необходимо, чтобы в предмет учебной деятельности студентов включались задачи и задания исследовательского типа, моделирующие актуальные проблемы их будущей профессиональной деятельности.

В качестве примера ПОМ приведем созданный авторами статьи модуль «Профильное исследование», который ориентирован на формирование профессиональных компетенций студентов - будущих учителей математики, в том числе и исследовательской компетенции [Шке-рина, 2011]. ПОМ «Профильное исследование» изучается в течение всего срока обучения, с первого по пятый курсы (сдвоенный бакалавриат). Его содержание носит межпредметный и профессионально ориентированный характер. Оно составляет предмет учебной и квазипрофессиональной исследовательской деятельности студента - будущего бакалавра-учителя и представляется в виде соответствующих заданий и задач для студентов. В рамках этого модуля в течение всего срока обучения студент находится в состоянии активной самостоятельной работы, в процессе которой он приобретает опыт исследования в области конкретных методических проблем будущей профессиональной деятельности: от поиска оригинального рационального решения задачи доступными средствами до эффективных методик обучения (воспитания) школьников [Шкерина, Панасенко, Сенькина, 2014].

Учебная программа ПОМ «Профильное исследование» имеет модульную структуру. Она представлена девятью учебными модулями.

Модуль 1. «Математические задачи исследовательского типа». Модуль 2. «Задачи исследовательского типа в школьном курсе матема-

тики». Модуль 3. «Приложения школьного курса математики к решению задач исследовательского типа межпредметной, практической, личностной и социальной направленности». Модуль 4. «Задачи исследовательского типа в дополнительном математическом образовании школьников». Модуль 5. «Изучение индивидуальных особенностей учащихся, их интересов и мотивов в изучении математики». Модуль 6. «Комплексы математических задач исследовательского типа с различными контекстами как содержание внеучебной деятельности обучающихся по математике». Модуль 7. «Методика обучения учащихся решению математических задач исследовательского типа на кружковых, факультативных и других занятиях внеучебной деятельности по математике». Модуль 8. «Экспериментальная проверка авторской методики». Модуль 9. «Оформление научно-методической работы и ее презентация».

Сроки работы по каждому учебному модулю ограничиваются одним семестром. В конце семестра подводится итог работы студентов по модулю, а в конце учебного года работа оценивается зачетом. Учебная группа, осваивающая этот модуль, состоит из студентов различных курсов - с первого по пятый. Каждый учебный год группа пополняется 2-3 студентами первого курса. «Профильное исследование» - это модуль по выбору из вариативной части программы бакалавриата. Его общая трудоемкость - 14 зачетных единиц.

Одной из особенностей организации занятий в рамках ПОМ «Профильное исследование», обусловленной контектностью обучения, является требование разновозрастных учебных групп студентов. Это требование, с одной стороны, направлено на обеспечение условий реализации квазипрофессиональной деятельности студентов, а с другой - создает определенные трудности в организации работы студентов на занятиях ПОМ «Профильное исследование». Эти трудности обусловлены спецификой, которая состоит в том, чтобы организовать конструктивную самостоятельную работу каждого студента и их взаимодействие на основе решения индивидуальных и коллективных задач при консультативной

и сопровождающей функции преподавателя. Для преодоления этих трудностей целесообразно разрабатывать так называемые дорожные карты -индивидуальные образовательные маршруты студентов, которые достаточно детально описывают деятельность каждого студента и их взаимодействие на каждом занятии и в перспективе семестра.

Дорожная карта разрабатывается на каждый семестр (для каждого модуля) и выдается студенту в начале изучения модуля. Поэтому студенты, наперед знают, что им предстоит делать на каждом занятии и вне его. Преподаватель при наличии таких дорожных карт следит за тем, чтобы каждый студент следовал этому маршруту, помогает при необходимости, подводит промежуточные итоги, делает выводы, обобщения, пожелания и т.п.

Макет дорожной карты по освоению ПОМ «Профильное исследование» в рамках темы «Обучение школьников элементам дискретной математики» представлен в табл.

Опыт реализации ПОМ «Профильное исследование» на базе института математики, физики и информатики КГПУ им. В.П. Астафьева (20112016), результаты анкетирования студентов и экспертной оценки результатов освоения модуля свидетельствуют о положительной динамике сформированности профессиональных компетенций студентов, а именно:

- реализация «вертикального формата» научно-исследовательской работы студентов обеспечивает условия для ее активизации, мотивированной исследовательской деятельности на протяжении всего периода обучения;

- активизация научно-исследовательской деятельности студентов проявляется: в повышении публикационной активности студентов всех курсов; увеличении числа заявок студентов на участие в научных конференциях и выполнении проектов;

- повышение качества выпускных квалификационных работ (ВКР) бакалавра посредством целенаправленной и продуктивной работы над темой ВКР на протяжении всего периода обучения в вузе;

<С £

и

т

0

ь

к

1 м ш Е-

и о-

о ^ о о

о я

3

ш Е-

к

о

Рч

м

13

и

1 к

а

«

о м :г X

ь

и

<с «

м с

д

н и

щ м

Макет дорожной карты по освоению ПОМ «Профильное исследование» для студентов курсов (четный семестр обучения) в рамках темы профильного исследования «Обучение школьников элементам дискретной математики»*

№ занятия 2 семестр, I курс Модуль 1. «Популярные задачи дискретной математики» (18 ауд. ч.) 4 семестр, II курс Модуль 3. «Элементы дискретной математики в ШКМ» (18 ауд. ч.) 6 семестр, III курс Модуль 5. «Методика обучения учащихся элементам дискретной математики на кружковых, факультативных и элективных занятиях» (18 ауд. ч.) 8 семестр, IV курс Модуль 7. «Индивидуальные особенности учащихся, их интересы, мотивы и уровень сформи-рованности основ математической компетенции при изучении элементов дискретной математики» (18 ауд. ч.) 10 семестр, V курс Модуль 9. «Разработка и апробация авторской методики обучения дискретной математики как педагогического исследования» (18 ауд. ч.)

1 2 3 4 5 6

1 Презентация модуля. Выбор направления профильного исследования Подготовка докладов и презентаций о результатах своей работы в предыдущих модулях

2 Преподаватель информирует студентов о содержании работы в рамках данного модуля, о плане работы и формах контроля, формулирует задачи для каждого курса и раздает дорожные карты на семестр

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Входное тестирование Подготовка докладов и презентаций о результатах своей работы в предыдущих модулях и о планах своей работы в текущем семестре для установочной конференции

3 Участие в установочной конференции Участие в установочной конференции (рассказать студентам I курса о специфике своей работы в предыдущих модулях и о планах своей работы в текущем семестре)

4 Знакомство и изучение популярных вопросов дискретной математики Эссе «Элементы дискретной математики в ШКМ» на основе анализа примерных программ и школьных учебников по математике Разработка плана -проспекта курсового проекта Опорный конспект основных положений личностно ориентированного, системно-деятельностного и компетентностно-го подходов к обучению школьников математике Обучение студентов I курса элементам дискретной математики на основе авторской методики

5 Знакомство и изучение популярных вопросов дискретной математики Разработка авторских популярных электронно-образовательных ресурсов «Элементы дискретной математики для школьников» Работа над курсовым проектом Эссе «Современные методики выявления интересов и мотивов учащихся к изучению ШКМ» / эссе «Современные технологии оценки и измерения уровня сформи-рованности у учащихся основ математической компетенции» Обучение студентов I курса элементам дискретной математики на основе авторской методики

Окончание табл.

2

3

4

5

6

Знакомство и изучение популярных вопросов дискретной математики

Знакомство и изучение популярных вопросов дискретной математики

Разработка авторских популярных электронно-образовательных ресурсов «Элементы дискретной математики для школьников»

Работа над курсовым проектом

Разработка методики выявления интересов, мотивов учащихся к изучению элементов дискретной математики / разработка методики измерения уровня сформи-рованности у учащихся основ математической компетенции в области популярных разделов дискретной математики

Обучение студентов I курса элементам дискретной математики на основе авторской методики

Обучение студентов I курса элементам дискретной математики на основе авторской методики

Итоговое тестирование

Подготовка презентаций для

представления и защиты авторских электронно-образовательных ресурсов «Элементы дискретной математики для школьников»

Участие в мастер-классе, организованном студентами IV курса

Мастер-класс «Методики выявления интересов, мотивов учащихся и уровня сформированное™ основ математической компетенции при изучении элементов дискретной математики» для студентов III курса

Подготовка докладов и презентаций о результатах педагогического исследования в рамках ВКР

<С £

d pq

Участие в итоговой конференции

Презентация авторских электронно-образовательных ресурсов «Элементы дискретной математики для школьников»

Защита и презентация курсовых проектов

Презентация результатов диагностики выявления интересов, мотивов учащихся и уровня сформи-рованности основ математической компетенции при изучении элементов дискретной математики

Защита и презентация авторской методики обучения школьников элементам дискретной математики как результата педагогического исследования в рамках ВКР

0

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

О Й

ш Е-

S

О

Рч

W

Обозначения: серый цвет и пунктирные границы - взаимодействие и активная работа на семинарах.

- повышение рейтинга номинантов на получение повышенной государственной академической стипендии за достижения в научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, включение в структуру основной профессиональной образовательной программы подготовки будущих педагогов, поликонтекстных образовательных модулей и их реализации посредством дорожных карт позволит формировать и развивать профессиональные компетенции студентов в процессе их теоретической подготовки.

Библиографический список

1. Багачук А.В., Шашкина М.Б. Профильное исследование. Математика в жизни: учеб. пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014 . 218 с.

2. Вербицкий А.А. Контекстное обучение в компетентностном подходе // Высшее образование в России. 2006. № 11. С. 39-46.

3. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2011. 336 с.

13

о §

К

%

«

о w :г s

ь

I—

<с п

W

с

S

д

Н U

W М

1

6

7

8

9

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

5. Носков М.В., Сафонов К.В., Танзы М.В., Шершнева В.А. Формирование математической компетентности студентов с учетом национально-региональных особенностей Республики Тыва // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 3 (33). С. 53-57.

6. Шкерина Л.В. Обновление системы качества подготовки будущего учителя в педагогическом вузе: монография. Красноярск, 2005. 274 с.

7. Шкерина Л.В., Сенькина Е.В. Междисциплинарный образовательный модуль как организационно-педагогическое условие формирования исследовательских компетенций будущего учителя математики в вузе // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 4. С. 73-76.

8. Шкерина Л.В., Лозовая Н.А. Принципы и организационно-педагогичские условия формирования исследовательской деятель-

ности бакалавра лесоинженерного дела в процессе обучения математике в вузе // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 1. С. 77-81.

9. Шкерина Л.В., Панасенко А.Н., Сенькина Е.В. Профильное исследование. Задачи исследовательского типа в школьном курсе математики: учеб. пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. 204 с.

10. Шкерина Л.В. Профильные дисциплины по выбору // Высшее образование в России. 2011. № 5.

11. Шкерина Л.В., Кейв М.А. Формирование профессиональных компетенций педагога в вузе: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. 280 с.

12. Шкерина Л.В., Литвинцева М.В. Электронный портфолио как средство фиксации образовательных результатов студента и технология оценивания его компетенций // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 2. С. 123-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.