Научная статья на тему 'Модель формирования исследовательской компетенции будущих бакалавров-биотехнологов в процессе внеучебной деятельности в вузе'

Модель формирования исследовательской компетенции будущих бакалавров-биотехнологов в процессе внеучебной деятельности в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / MODEL / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / RESEARCH COMPETENCE / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Е.В., Шайхутдинова Г.А.

В статье рассмотрена модель формирования исследовательской компетенции будущих бакалавров-биотехнологов в внеучебной деятельности, описаны результаты экспериментальных данных, проведенных автором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель формирования исследовательской компетенции будущих бакалавров-биотехнологов в процессе внеучебной деятельности в вузе»

УДК 378.147:648.5.002.6

Е. В. Новикова, Г. А. Шайхутдинова

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ-БИОТЕХНОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

Ключевые слова: модель, исследовательская компетенция, внеучебная деятельность, внеучебная деятельность.

В статье рассмотрена модель формирования исследовательской компетенции будущих бакалавров-биотехнологов в внеучебной деятельности, описаны результаты экспериментальных данных, проведенных автором.

Keywords: model, research competence, extracurricular activities, extracurricular activities.

The article describes the model of the research competence future bachelors biotechnologists in extracurricular activities, describes the results of experimental data conducted by the author.

В образовательном процессе современной профессиональной школы важнейшими задачами во время организации внеучебной воспитательной деятельности актуальными являются такие формы, как: создание условий для всестороннего творческого развития личности, формирование единства учебной и внеучебной среды, приобщение студентов к будущей профессиональной деятельности, формирование навыков научно-исследовательской деятельности, самореализация и самоидентификации личности студентов.

В образовательном процессе Казанского национального исследовательского технологического университета нами разработана модель формирования исследовательской компетенции во внеучеб-ной деятельности студентов вуза, которая спроектирована нами с учетом методологических подходов: системного, деятельностного, проектно-целевого, личностно-ориентированного, объединенных компетентностной парадигмой в соответствии с действующими стандартами. Учет вышеназванных подходов и принципов их реализации (единства учебной и внеучебной деятельности, научности, преемственности, профессиональной направленности, персонализации, прогностичности, инициативности, социального партнерства) позволяет охватить все направления работы администрации, руководителей структур и подразделений вуза в целях формирования исследовательской компетенции в процессе внеучебной деятельности студентов.

При разработке содержания формирования исследовательской компетенции во внеучебной деятельности студентов были учтены стандарты профессиональной подготовки, по которым обучают в Институте пищевых производств и биотехнологии и выделена в блоке профессиональных компетенций научно-исследовательская деятельность, включающие в себя: умение работать с научно-технической информацией, систематизировать и обобщать информацию по использованию ресурсов производства; владение основными методами и приемами проведения экспериментальных исследований в своей профессиональной области; проведение стандартных и сертификационных испытаний сырья, готовой продукции и технологических процессов; владение планированием эксперимента, обработкой и пред-

ставлением полученных результатов; использование современных информационных технологий в своей профессиональной области, в том числе базы данных и пакеты прикладных программ, учет которой позволил спроектировать содержание формирования исследовательской компетенции во внеучебной деятельности студентов [1].

Все содержание процесса формирования исследовательской компетенции во внеучебной деятельности в модели рассматривается нами как форма совместной деятельности преподавателей, администрации и студентов, обеспечивающая процесс передачи ценностей науки и ценностей будущей профессиональной деятельности. Координацию НИРС в университете осуществляет проректор по научной работе, на факультетах - деканы, на кафедрах - заведующие кафедрами и заведующие учебно-научно-исследовательскими лабораториями [2]. Руководство НИРС внутри кафедр осуществляется преподавателями, штатными научными сотрудниками и аспирантами. В исследовании выделены следующие направления формирования исследовательской компетенции будущих бакалавров-биотехнологов в процессе внеучебной деятельности:

1) участие в научно-исследовательских мероприятиях учебной и внеучебной деятельности (студент и научно-технический прогресс, смотры-конкурсы на лучшую организацию научной работы студентов, республиканские научные конференции студентов, выставки научно-технического творчества и др.), ориентированных на формирование исследовательской компетенции студентов и отвечающих следующим требованиям: обеспечивать соответствие содержания научно-исследовательских работ стандарту, способствовать развитию интеллектуальных способностей студентов (интеллектуальных, общеучебных и исследовательских умений);

2) использование рациональных приемов самостоятельной работы с информацией, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей восприятия студентов, направленных на развитие всех компонентов научно-исследовательской деятельности: развитие составляющих интеллектуальной сферы (мышление в его различных видах и типах, качества ума, познавательные процессы, мыслительные операции, исследовательские умения, акти-

визация механизмов самостоятельной интеллектуальной деятельности);

3) внедрение в процесс внеучебной деятельности проектных и исследовательских технологий, имеющих личностно-ориентированную направленность и ориентированных на интеллектуальное воспитание студентов во внеучебной деятельности (проблемное обучение, технология ментальных карт и др.);

4) участие студентов в исследованиях по тематике плановых госбюджетных и хоздоговорных НИР кафедр и научных учреждений вуза. Для проведения исследований по конкретной научной проблематике в институте создается группа из студентов и сотрудников вуза, непосредственно работающих над осуществлением студенческих бизнес-проектов и подчиненных руководителю;

5) организация студенческих бюро и объединений типа студенческой научно-исследовательской лаборатории (СНИЛ), студенческие конструкторские, технологические, экономические бюро (СКБ), научные и вычислительные центры и т. д. СНИЛ могут выполнять конструкторские, технологические экономические задания, производственную практику, лекторскую работу по распространению знаний в области изучаемой специальности. СНИЛ организовано в вузе на правах его структурного подразделения. Тематика работ формируется или на основе хозяйственных договоров с организациями или в виде госбюджетных тем вуза и внут-ривузовских заказов. Осуществление комплексного планирования НИРС и создание на этой основе единой комплексной системы научно-исследовательской работы студентов позволяют полнее использовать научный потенциал института и кафедры в подготовке высококвалифицированного бакалавра -биотехнолога [3].

Реализация вышеназванных направлений тесно связано с участием студентов в научной работе факультетов и кафедр, организацией конференций и публичных семинаров, совершенствованием кафедральных и факультетских и информационных стендов. Ориентация внеучебного процесса на научно-исследовательскую деятельность студента предполагает смещение акцента на развитие обучающихся; сочетание дифференцированного содержания системы соответствующих методов, средств и форм внеучебной деятельности. В научно-исследовательской деятельности студентов основной акцент делается на проектную, изобретательскую, конструкторскую работу в условиях лабораторий, малых инновационных предприятий и научно-практических центров вуза.

Вовлечение студентов в научно-исследовательскую внеучебную деятельность осуществляется в три этапа: адаптационный, процессуальный, контрольно-оценочный.

На адаптационном этапе создается система работы с первокурсниками, способствующей их эффективному включению в научно-исследовательскую деятельность. Задачами данного этапа являются следующие: формирование у студента первокурсника целостной картины о вузе;

обеспечение включенности студентов первого курса во внеучебную деятельность в качестве активных участников мероприятий на уровне вуза, факультета, группы через институт наставников и кураторов; предоставление студентам полной, развернутой информации об органах студенческого самоуправления, специфике их деятельности, программах развития молодежных инициатив, конкурсах проектов и грантов и т.д. Механизмами реализации данного этапа являются развитие института наставников и кураторов, реализация целевой программы внеучеб-ной деятельности с первым курсом. В результате реализации этапа формируется единая информационная, корпоративная среда вуза, а также среда студенческого самоуправления.

На процессуальном этапе реализуются спецкурсы по развитию творческого мышления, креативности студентов, проводятся консультации по выбору тем курсовых и дипломных проектов на основе наукоемких технологий, студенты вовлекаются в работу малых предприятий вуза, НПЦ; регулярно проводятся конкурсы по изобретательской деятельности студентов с последующим их участием в научно-практических конференциях, олимпиадах, грантах; заключаются договоры с предприятиями по выполнению дипломных проектов студентами; создается портфолио студентов на основе балльно-рейтинговых оценок, личных достижений. Также на данном этапе происходит формирование базы современных инновационных педагогических средств, способствующих подготовке студентов к научно-исследовательской деятельности.

На контрольно-оценочном этапе изучается динамика формирования готовности будущих бакалавров-биотехнологов к научно-исследовательской деятельности на основе результатов участия и побед студентов в конкурсах и олимпиадах, работы в малых предприятиях, определяется эффективность форм методов и технологий для формирования готовности будущих бакалавров-биотехнологов к научно-исследовательской деятельности, намечаются дальнейшие шаги по ее реализации во внеучебном процессе вуза [4].

Оценка результативности формирования исследовательской компетенции в процессе внеучеб-ной деятельности представляет собой единство следующих компонентов: мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного. Кроме того, постоянный мониторинг формирования профессиональных компетенций во внеучебной деятельности позволяет установить обратную связь преподавателя со студентами и получить информацию об уровне развития исследовательской компетенции — репродуктивный, продуктивный, рефлексивый.

Результатом внедрения модели

формирования исследовательской компетенции будущих бакалавров-биотехнологов во внеучебной деятельности является готовность и способность бакалавров-биотехнологов осуществлять все виды научно-исследовательских работ бакалавра, на основе опыта научных работ в сфере своей будущей профессиональной деятельности.

Опытно-экспериментальная работа апроба-

ции модели формирования исследовательской компетенции во внеучебной деятельности в вузе проводилась с 2008 по 2014 годы на базе Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ).

Участники опытно-экспериментального исследования: 209 студентов второго курсов, 56 студентов четвертого курса.

В ходе экспериментальной работы студенты участвовали в научной работе факультетов и кафедр, организации конференций и публичных семинаров, принимали участие в совершенствовании кафедральных и факультетских информационных стендов. В научно-исследовательской деятельности студентов основной акцент делался на проектную, изобретательскую, конструкторскую работу в условиях лабораторий, малых инновационных предприятий и научно-практических центров вуза. Такие активные формы способствуют вовлечению в решение проблем, максимально приближенных к профессиональным исследовательским задачам. Экспериментальная работа проводилась на 4 курсе. Результаты начальной диагностики студентов 4 курса представлены на рисунке 1. Контрольную группу составили 32 человек, экспериментальную - 31 человек и 34 человек соответственно.

Для 4 курса результаты диагностики показаны на рисунке 1.

осуществления апробации предложенной модели в контрольной группе на низком уровне осталось 22,5%, в экспериментальной только 12,4% студентов. В то время как количество студентов, показавших высокий уровень сформированности исследовательской компетенции в контрольной группе вырос на 1%, а в экспериментальной на 15,9%.

Результаты диагностики 4 курса показаны на рисунке 2.

студенческой составляющей студентов / // Казанский

Рис 1 - Результаты диагностики сформированно-сти исследовательской компетенции студентов 4 курса на констатирующем этапе

Опытно-экспериментальная деятельность показала, что разработанная и реализованная модель способствует формированию исследовательской компетенции студентов в процессе их участия во внеучебной деятельности вуза; до экспериментальной работы на низком уровне в контрольной группе было 26,3%, в экспериментальной - 25% студентов. После

© Е. В. Новикова - ст. препод. кафедры ОДО КНИТУ, elena-fD5@mail.ru; Г. А. Шайхутдинова - к.п.н., доцент кафедры ОДО КНИТУ, us-ipppo-rao@mail.ru.

© E. V. Novikov - art. the teacher. Chair of ODL KNITU, elena-fD5@mail.ru; G. A. Shaikhutdinova - Ph.D., Associate Professor of ODL KNITU, us-ipppo-rao@mail.ru.

Рис. 2 - Результаты диагностики сформирован-ности исследовательской компетенции студентов 4 курса на заключительном этапе

Как показывают экспериментальные данные, разработанная нами модель формирования исследовательской компетенции может быть использована на всех факультетах при организации вне-учебной деятельности бакалавров, обучающихся в Казанком национальном исследовательском технологическом университете.

Литература

1. Федеральныйй государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки Биотехнология.

2. Осиипов, П.Н. Свободное время овременного студента / П.Н. Осипов, Е.В.Фильченкова // Образование и саморазвитие - 2010. -№4 С. 139-144.

3. Новикова, Е.В. Моделирование внеучебной деятельности как профессиональной подготовки Г.А.Шайхутдинова, Е.В.Новикова педагогический журнал. - 2013. - №5. - С.36-43.

4. Новикова, Е.В. Современные технологии формирования профессиональной компетентности во внеучебной деятельности студентов / Е. В. Новикова, Г.А.Шайхутдинова // Вестник Казанского технологического университета.- 2014. - №7. - С.346-349.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.