Научная статья на тему 'Современные технологии формирования профессиональной компетентности во внеучебной деятельности студентов'

Современные технологии формирования профессиональной компетентности во внеучебной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MODERN TECHNOLOGY / ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / PROJECT METHOD / МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ / MENTAL MAPS / ТЕХНОЛОГ ПИЩЕВОГО ПРОИЗВОДСТВА / TECHNOLOGIST FOOD PRODUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Е. В., Шайхутдинова Г. А.

В статье рассматриваются современные технологии формирования профессиональной компетентности во внеучебной деятельности студентов. Проведенные исследования показывают актуальность проектного метода и использование ментальных карт для их формирования у будущих технологов пищевого производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with modern technologies formation of professional competence in the extracurricular activities of students. Studies show the relevance of the project method and use mental maps to their formation at the future technology of food production.

Текст научной работы на тему «Современные технологии формирования профессиональной компетентности во внеучебной деятельности студентов»

УДК 378.147:648.5.002.6

Е. В. Новикова, Г. А. Шайхутдинова

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Ключевые слова: внеучебная деятельность студентов, современные технологии, проектный метод, ментальные карты,

технолог пищевого производства.

В статье рассматриваются современные технологии формирования профессиональной компетентности во внеучебной деятельности студентов. Проведенные исследования показывают актуальность проектного метода и использование ментальных карт для их формирования у будущих технологов пищевого производства.

Keywords: extracurricular activities of students, modern technology, project method, mental maps, technologistfood production.

The article deals with modern technologies formation of professional competence in the extracurricular activities of students. Studies show the relevance of the project method and use mental maps to their formation at the future technology of food production.

Федеральные государственные

образовательные стандарты профессионального образования третьего поколения усиливают внимание к проблеме подготовки специалиста, обладающего такими качествами как самостоятельность, сознательность, толерантность, коммуникабельность, интеллигентность,

контактность в различных социальных группах. Следовательно, профессиональное образование представляет собой динамичную подвижную систему, сочетающую в себе традиции и новаторство.

Система профессионального образования является сложной системой, состоящей из множества подсистем, тесно взаимосвязанных между собой, каждая из которых вносит свой вклад в эффективное функционирование

профессионального образования в целом. Одной из таких подсистем является технологическая система, позволяющая в процесс подготовки вносить все новые и новые технологии, обогащающие как сам процесс подготовки так и способствующие быстрому вхождению студента-выпускника в производственный процесс непосредственно в условиях рынка труда. Данная проблема особо актуальна для будущих технологов пищевого производства, где высокая конкуренция.

Анализ понятия «педагогическая технология» позволил нам рассматривать ее как совокупность процессов, знаний, форм, методов, направленный на достижение определенной цели. Технология - это почти всегда заданный и диагностируемый результат. Для нас такой результат выражается в нескольких основных показателях:

1. Наличие самой внеучебной деятельности в вузе, направленной на профессионализацию студентов.

2. Участие студентов во внеучебной деятельности, направленной на формирование профессиональных компетенций.

3. Сформированность профессиональных компетенций, заданных по образовательному стандарту.

Результат внеучебной деятельности выражается в формировании определенной системы личностных качеств и профессиональных компетенций: коммуникабельности, мобильности, конкурентоспособности, лидерства,

корпоративности, ответственности и т.д.

Одним из основных направлений внеучебной деятельности, развивающей профессиональные компетенции, является научно-исследовательское направление. Научно-исследовательская работа студентов является элементом самостоятельной работы, дополняющая учебный процесс. Она предполагает самостоятельную работу студентов вне рамок учебной программы и включает в себе выполнение индивидуальных научных

исследований, участие в работе научно-исследовательских групп, олимпиадах, конкурсах, подготовку рефератов, докладов на конференциях, публикацию научных работ. Студенты приобретают навыки, которые смогут использовать в любой отрасли народного хозяйства: самостоятельность суждений, умение концентрироваться, обогащать собственный запас знаний, решать возникающие проблемы, целенаправленно и перспективно работать.

Анализ литературы по внеучебной деятельности студентов позволяет выделить научно-исследовательское направление и выделить следующие технологии: проектные технологии и составление ментальных карт, которые нами достаточно эффективно применяются научно-педагогической Деятельности и мы видим, что ведущие высшие учебные заведения содержание современной внеучебной деятельности

осуществляют в виде проектов.

Слово "проект" имеет несколько значений, и почти все они имеют отношение к педагогике. Во-первых, проект - это предварительный (предположительный) текст какого-либо документа. Во-вторых, проект понимают как некоторую акцию, совокупность мероприятий, объединенных в одну программу или организационную форму

целенаправленной деятельности. В-третьих, проект - это создание прототипа, прообраза

предполагаемого или возможного объекта, состояния.

В внеучебной деятельности вуза проектирование направлено на создание моделей планируемых (будущих) процессов и явлений (в отличие от моделирования, которое может распространяться и на прошлый опыт с целью его более глубокого осмысления). В теории педагогического проектирования выделяют четыре возможных результата: 1) педагогическая система; 2) система управления образованием; 3) система методического обеспечения; 4) проект образовательного процесса, в том числе и во внеучебной деятельности. На первом этапе проектирования особенно важна экспертиза по следующим направлениям: замысел проекта; процесс его реализации; ожидаемые результаты; перспективы развития и распространения проекта.

Положительные стороны проектирования студентами профессиональных проблем во внеучебное время заключаются в следующем:

а) во-первых, проектирование - это самостоятельная работа над проблемой, которая интересна студенту, которая больше всего соответствует способностям самого студента. Какой бы полезной и общественно значимой деятельность не являлась, какие бы слова и лозунги по поводу этого не звучали, но если проект реализуется по приказу других людей, по требованию сверху, то такая деятельность теряет в глазах участвующего в ней студента главное - прелесть самостоятельного выбора.

б) во-вторых, это возможность реального участия в будущей профессиональной деятельности. Реальность, жизненность проекта дает возможность студенту видеть итог своей деятельности.

в) в-третьих, это коллективная работа, которая формирует важные социальные и профессиональные навыки, крайне необходимые сегодня для трудовой деятельности в производственных коллективах, в фирмах и т.п. Участие в работе группы над проектом - прекрасная возможность для тренировки этого «механизма переключения» индивидуальной мотивации студента с сугубо личных интересов на групповые, коллективные, социальные.

г) в-четвертых, проект, осуществляемый по собственному выбору, дает неоценимый опыт выбора и студенты привыкают нести за него ответственность. Данная деятельность является действенной проверкой собственных способностей и возможность скорректировать жизненные планы будущего специалиста.

Для нашего исследования данные технологии - это прежде всего те технологии, которыми студенты пользуются во внеучебное время и могут использовать для совершенствования своих профессиональных знаний. Интерактивные методы, как специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, отвечают многогранным требованиям добиваться ответной реакции каждого студента, его включенности в осмысление проблем, позволяют

оценивать качество самостоятельной работы во внеучебное время, уровень знаний и развитие способностей.

Безусловно, на организатора внеучебной деятельности возлагается большая ответственность за организацию формирования портфолио. Контроль над ведением и своевременностью пополнения материалами, систематическая проверка и оценка, помощь студентам в оформлении - это сложная, требующая времени работа. По мнению самих студентов, технология web-портфолио способствует формированию критического мышления к внеучебной деятельности, расширяет возможности

исследовательской деятельности, включает студентов в понимание процесса внешней оценки и развивает их заинтересованность во внутренней самооценке, позволяет анализировать

индивидуальные затруднения и найти пути их преодоления, мотивирует планирование карьеры.

Электронная почта используется для поддержания разного рода взаимодействий не только между преподавателем и студентами, так и между самими студентами и работодателями. Эффективность применения данной технологии в во внеучебной деятельности во многом определяется квалификацией модератора (специалиста, ведущего данную деятельность), его умением управлять деятельностью так, чтобы цели внеучебной деятельности достигались в наибольшей степени.

Технология ментальных карт на сегодняшний день является одной из самых инновационных и эффективных методик работы с информацией. Главное отличие ментальных карт в том, что эта методика позволяет задействовать работу обоих полушарий головного мозга и тем самым синхронизировать их деятельность. В результате эффективность генерации новых идей повышается в разы, при этом сложные задачи решаются гораздо проще. Научно-педагогическая деятельность показывает, что ментальная карта - это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. Ментальную карту мы используем, чтобы:

- «застенографировать» те мысли и идеи, которые проносятся в голове, когда мы размышляем над какой-либо задачей;

- оформить информацию так, чтобы мозг ее легко воспринял, так как информация записана на «языке мозга».

Ментальные карты (в оригинале ММтарБ®) являются разработкой Тони Бьюзена (ТопуВшап) -известного английского писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Именно Бьюзеном были предложены ментальные карты (в других переводах «карты памяти», «интеллект-карты», «карты ума», «карты мысли»), представляющие собой метод записи информации, основанный на визуальном мышлении и позволяющий человеку справляться с информационным потоком [3]. Их преимущество в внеучебной деятельности в том, что на одном листе можно видеть сразу целостную

картину с взаимосвязями, структурой и логикой. В процессе рисования ментальных карт развивается не только логическое, но и творческое мышление, а также тренируется память и воображение. Ментальные карты удобны для восприятия, часто незаменимы для фиксации тенденций в процессе мозгового штурма, генерации идей, поиске нужной информации, в процессе планирования проектов, ресурсов, финансов, времени. Ментальные карты являются незаменимым помощником при подготовке и проведении презентаций.

У ментальных карт есть свои неоспоримые преимущества:

1) охват темы или проекта одним взглядом;

2) легкость усвоения и запоминания;

3) задействованность обоих полушарий мозга. Практика показывает, что студент, освоивший эту методику, легко находит ей применение в решении своих повседневных задач.

Ментальные карты можно использовать не только для защиты результатов проекта, но также и для обобщения всего изученного материала в ходе участия в вышеназванных формах внеучебной деятельности в вузе. Использование ментальных карт в профессиональной подготовке инженера становится необходимостью, так как позволяет не только применять данный метод во время обучения, но также анализировать и систематизировать информации во время непосредственной профессиональной деятельности. Таким образом, техника ментальных карт применима на предприятиях различных сфер деятельности, как для проведения эффективных совещаний и презентаций, так и для планирования и разработки проектов разной сложности. Для преподавателей, представителей производства и бизнес-сообщества,

участвующих в подготовке специалистов, метод ментальных карт является эффективным способом для оценки компетенций будущего специалиста. Во время подготовки к зачету и/или к экзамену обучающийся располагает на ментальной карте только 20% изученного материала, но при этом данная информация является базовой для изучения и понимания всего курса [2].

Как показали наши исследования, проведенные в Казанском национальном исследовательском технологическом университете, применение интеллект-карт имеет большие перспективы не только при подготовке специалистов, но и в внеучебной деятельности студентов. Они помогают не только развивать мышление у студентов, но также способствуют развитию такой важной компетенции, как способность анализировать, обобщать,

структурировать и систематизировать полученные знания.

Литература

1. Крайнова, Е. Д. Развитие самостоятельной деятельности будущих бакалавров в национальном исследовательском университете /Е.Д.Крайнова // Вестник Казанского технологического университета, 2011. №1. - С.299-302.

2. Осипов, П.Н. Свободное время современного студента / П.Н.Осипов, Е.В.Фильченкова // Образование и саморазвитие - 2010. -№4. - С. 139-144.

3. Фильченкова Е.В. Внеучебная деятельность студентов при переходе на двухуровневую подготовку специалистов /Е.В.Фильченкова // Вестник Казанского технологического университета, 2013, Т.16. №3. -С.328- 330.

© Е. В. Новикова - ст. препод. каф. обучения на двуязычной основе КНИТУ, [email protected]; Г. А. Шайхутдинова - к.п.н., доцент той же кафедры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.