Научная статья на тему 'Актуализация знаний при обучении медицинской латыни'

Актуализация знаний при обучении медицинской латыни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CRITICAL THINKING / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK / КОМАНДНЫЙ МЕТОД / TEAM METHOD / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / құЗЫРЕТ / СЫНИ ОЙЛАУ / өЗіНДіК ЖұМЫС / ТОПТЫқ әДіС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Токпанова А. А., Нурмухамбетова Б. Н.

Статья посвящена активным технологиям обучения, которые развивают не только профессиональные знания и умения будущего специалиста-медика, но и такие качества, как самостоятельность, ответственность, инициатива, сотрудничество, умение учиться, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Токпанова А. А., Нурмухамбетова Б. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF KNOWLEDGE INTEACHING MEDICALLATIN

:The article had dedicated active technologies of learning, which develop not only professional knowledge and skills of the future specialist doctor, but also such qualities as independence, responsibility, initiative, cooperation, ability to learn, to think logically, to select and to use information.

Текст научной работы на тему «Актуализация знаний при обучении медицинской латыни»

Вестник Ка^ЖМУ №1-2018

УДК 61:4А(ЛАТ)

А.А.Токпанова, Б.Н.Нурмухамбетова

КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова курс латинского языка

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ЛАТЫНИ

Статья посвящена активным технологиям обучения, которые развивают не только профессиональные знания и умения будущего специалиста-медика, но и такие качества, как самостоятельность, ответственность, инициатива, сотрудничество, умение учиться, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.

Ключевые слова: инновация, компетенция, критическое мышление, самостоятельная работа, командный метод, технология

Актуальность.

Актуальность статьи объясняется тем, что современное образование, его качество связано с внедрением в учебный процесс новых технологий обучения, которые обеспечили бы качественные изменения в подготовке будущих специалистов.

В казахстанской системе образования в настоящее время произошли изменения, что привело к необходимости разработки систем квалификаций, основанных на компетенциях. Ориентация на рынок труда и учет международных тенденций развития высшей школы -отличительные особенности современного медицинского образования. Активные технологии обучения, несомненно, развивают не только профессиональные знания и умения будущего специалиста-медика, но и такие качества, как самостоятельность, ответственность, инициатива, сотрудничество, умение учиться, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.

Говоря об использовании таких инновационных технологий, как технология развития критического мышления и технология организации самостоятельной работы на курсе латинского языка КазНМУим.Асфендиярова, мы имеем в виду совокупность методов, приемов и средств, которые не только повышают качество образования, но и помогают формированию профессиональных и общекультурных компетенций студентов-медиков.

Критическое мышление как творческое, аналитическое мышление помогает решить в обучении следующие задачи: помогает студенту определить приоритеты, предполагает принятие индивидуальной ответственности и решений; повышает уровень работы с информацией. Несомненно, что целями развития критического мышления являются формирование культуры чтения и стимуляция самостоятельной творческой деятельности [1]. Самостоятельная работа студентов неразрывно связана с развитием критического мышления. Организация самостоятельной работы студентов предполагает партнерское участие преподавателя при планировании работы и оценке результатов[2]. Цели и задачи организации самостоятельной работы во многом совпадают с целями и задачами развития критического мышления, поэтому методическая база данных технологий будет рассмотрена в совокупности.

При внедрении инновационных технологий в образовательной процесс медицинского вуза нами были изучены опыт и рекомендациироссийских, западных и американских технологов, поэтому большинство представленных методов и приемов заимствованы из зарубежных технологий.

Методическая база внедренных в учебный процесс технологий развития критического мышления и организации самостоятельной работы студентов включает следующие стратегии и приемы.

Преподавателями курса латинского языка КазНМУ им.Асфендиярова было внедрено командно-ориентированное обучение по методике TBL (TeamBasedlearning)по теме «Клиническая терминология. Повторение. Греко-латинские дублетные обозначения тканей, органов, секретов, выделений, пола, возраста».

Командный метод обучения - один из методов активного обучения в больших и малых группах. На данном занятии работа проводилась малыми группами.

Целью занятия было развить у студентов умение работать в команде, развить навыки межличностных и командных взаимодействий. Работа малыми группами способствовала глубокому усвоению материала, развитию навыков обучения, студенты учились умению вести дискуссию. I. Прием «Корзина терминов»

Этот прием организации индивидуальной или групповой работы студентов для актуализации их опыта и знаний. Группа была разделена на 2 команды. Обеим командам дано задание выбрать из «Корзин терминов» правильный ответ. Работа в малых группах стимулирует взаимодействие между студентами, развивает отношения взаимной ответственности и сотрудничества. Группа предполагает живой обмен опытом и эффективное решение проблемы. Затем происходит обмен информацией вкомандах. Каждая команда называет свои термины. Ошибки исправляются и анализируются. Прием был широко использован во всех трех подсистемах медицинской терминологии при составлении «Корзин терминов». Например, с согласованным и несогласованным определениями в анатомической и фармацевтической терминологиях. П.Прием «Составление ментальной карты занятия». Ментальные карты являются удобным инструментом для отображения мыслительного процесса и структурирования информации в визуальной форме. Каждый студент может представить информацию так, чтобы ее легко было запомнить, поскольку информация записана на «языке мозга». Ментальная карта занятия - это отображение самостоятельной творческой деятельности, «мыслительный продукт» индивидуума. Ментальные карты (в оригинале MindMaps) разработаны знаменитым ученым, консультантом по вопросам интеллекта и психологии обучения Тони Бьюзеном. Ментальные карты дают не только наглядное представление информации, но и обобщение, систематизацию больших объемов информации. Ментальные карты могут исполнять роль конспекта, опорной схемы, которые могут быть использованы на любом этапе занятия [3].

Студентам обеих командбыло предложено оформить теоретический материал по словообразованию в клинической терминологии в виде MindMaps, используя цветные карандаши, ручки, фломастеры, листы формата А4, пояснительные рисунки, чтобы сделать карту понятной и красивой. При помощи ментальных карт были оформлены следующие темы: «Греческие суффиксы в клинической терминологии», «Греческие приставки в клинической терминологии». Так как описанные приемы и методы были предложены в разное время разным группам, некоторые ментальные карты занятий были составлены весьма необычно. Например, одна команда оформила ментальную карту занятия по греческим суффиксам в клинической терминологии в виде красочного детского паровозика. Каждый вагончик был закрашен отдельным цветом, что позволяло легче выделить каждый суффикс. Вторая команда оформила ментальную карту по греческим приставкам в виде ежика с яблоками на спине. Были варианты оформления темы данных занятий в образе зонтика, вазы с фруктами, солнца и т.д. Студенты отметили,

Vestnik KazNMU №1-2018

что при помощи ментальной карты им проще запомнить учебный материал, легче в нем ориентироваться и реально оценить объем необходимой информации. Выставление групповой оценки и взаимооценка стимулировали активность, повышали ответственность студентов.Обратная связь с преподавателем выявила хорошую эффективность усвоения материала по данной технологии обучения. Студенты отметили, что проведение занятий по методу TBL, использование технических средствповышает интерес, мотивацию и формирует ответственность к обучению.

На занятиях по латинскомуязыку также очень эффективно использование таких приемов, как:

III. Прием «Составление маркировочной таблицы ЗУХ» Студенты чертят таблицу, состоящую из трех граф: Знаю; Узнал новое; Хочу узнать (ЗУХ). Этот метод был опробован преподавателями курса по вводным темам каждого цикла дисциплины «Латинский язык» (Из истории профессионального языка врача; Фармацевтическая терминология и рецепт; Клиническая терминология).

IV. Прием «Графическиесхемы»

При помощи различных графических схем можно наглядно и понятно для себя и других представить практически любую тему целиком. Составление графических схем является очень удобным приемом, поскольку у каждого человека та или иная тема представлена в голове схематически. Составление графических схем помогает превратить догматическое мышление в критическое, творческое. Схема фишбоун (англ. fishbone - 'рыбья кость, рыбий скелет') придумана японским ученым Кауро Ишикава. Помогает структурировать процесс, показать внутренние связи. Кластеры (англ. cluster -'рой, гроздь, скопление') и понятие «кластерный анализ» ввел математик Р. Трион. Это объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица с определенными свойствами.

Денотатный граф (от лат. denoto - 'обозначаю' и греч. grapho - 'пишу') является способом вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Все данные виды графических схем были так или иначе использованы в образовательном процессе дисциплины «Латинский язык». При этом преподаватель иногда сам объяснял теоретический материал с помощью графической схемы, а иногда это предлагалось сделать самостоятельно студентам. Например, преподаватель объяснил новую тему «Показатели мужского рода третьего склонения» (^^OSOROEREXES) в виде графической схемы «фишбоун». Последующие темы «Показатели женского и среднего рода третьего склонения» студенты оформляют «фишбоуном» самостоятельно.

В результате апробации данных приемов выяснилось, что всех студентов, принимавших участие в нашем эксперименте, можно разделить на два основных типа. Одни ориентированы на обладание знаниями. Они стремятся четко записать объяснение новой темы преподавателем, получить ответы на вопросы, которые нужно выучить. Для других студентов главным в жизни является поиск. В образовательном процессе они не ждут чужих ответов, а действуют самостоятельно, активно и продуктивно.. У них рождаются новые вопросы и идеи.

Несомненно, что эта группа студентов представляет наибольший интерес для преподавателя, который ценит критическое мышление. Отличительной чертой преподавателя, который использует технологии развития критического мышления и организации самостоятельной работы, является то, что он мало говорит, но много слушает и наблюдает. Нам представляется важным тот факт, что внедрение данных инновационных технологий в учебный процесс имеет значение и для преподавателя, так как между ним и студентами устанавливаются партнерские отношения, основанные на взаимоуважении и доверии. Для преподавателя очень важно обнаружить скрытые таланты и способности своих студентов, поддерживать, поощрять к исследованию и направлять их.Стоит особо отметить, что внедрение технологии критического мышления в образовательный процесс побуждает студентов интересоваться не только сугубо профессиональными, но и общекультурными вопросами, четко определять проблему, исследовать факты и их надежность, анализировать идеи и предположения.

Заключение. Из этого следует, что использование инновационных технологий в учебном процессе способствует формированию у студентов

профессиональных и общекультурных компетенций, которые необходимы любому выпускнику. Технологии развития критического мышления и организации самостоятельной работы помогут студентам адаптироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания; студенты-выпускники смогут самостоятельно критически мыслить и искать рациональные пути решения проблем. Технология организации самостоятельной работы будет способствовать грамотному сбору информации с использованием современных технологий. И самое главное -инновационные технологии помогут формированию личностных качеств студента-выпускника медицинского вуза, таких как коммуникабельность и контактность в различных социальных группах и умение самостоятельно развивать интеллект и культурный уровень.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития.-СПб.: Альянс Дельта, 2015.- 284 с.

2 Соколова И.Б. Основы самостоятельной работы студентов. - Армавир: ИЦ АГПИ, 2012. - 98 с.

3 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб.пособие. - М.: Народное образование, 2014.-256 с.

4 Татур Ю.Г. Система высшего образования России. Методология анализа и проектирования. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.-2008.-264 с.

5 Шурупова Р.В. Активное обучение: практика применения в учебном процессе в медицинском вузе. - М.: Медиздат, 2006.-186 с.

6 Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. - М.: Медицина, 2002.-336 с.

7 Рахишев А. Р. Словарь анатомических терминов. - Алматы: Рауан, 1994.-220 с.

8 Тананушко К.А. Латинско-русский словарь. - Минск:Харвест, 2005. - 438 с.

9 Нурмухамбетов А.Н. Медициналык; терминдер сездИ. - Алматы: Дайк-Пресс, 2009.- 126 с.

10 Арнаудов Г.Д. Медицинская терминология на пяти языках. - София: 1997.- 348 с.

Вестник Ка^ЖМУ №1-2018

А.А.Токпанова, Б.Н.Нурмухамбетова

МЕДИЦИНАЛЬЩ ЛАТЫНДЫ ОЦЫТУДАГЫ Б1Л1М БЕРУДЩМАЦЫЗЫ

ТYЙiн:Б¥л макала белсендi о;ыту технологиясы, тек кэсiби бiлiммен болашак; маман-медиктер дагдысын дамытып гана емес, сонымен катар, дербестiк, жауапкершiлiк, бастамашылы; ынтымактасты; о;ып-бшуге уйрену, логикалык; ойлау, а;паратты дурыс iрiктеп алу жэне пайдалану туралы мэселелердi карастырады.

ТYЙiндi свздер: инновация, кузырет, сыни ойлау, езшдж жумыс, топтык; эдiс, технология.

A.A.Tokpanova, B.N.Nurmuhambetova

ACTUALIZATION OF KNOWLEDGE INTEACHING MEDICALLATIN

Resume:The article had dedicated active technologies of learning, which develop not only professional knowledge and skills of the future specialist doctor, but also such qualities as independence, responsibility, initiative, cooperation, ability to learn, to think logically, to select and to use information.

Keywords: innovation, competence, critical thinking, independent work, team method, technology.

УДК 005.74

Е.К. Куандыков1, В.К. Махатова1, Р.К. Куандыкова2

1АО «ЮКГФА», кафедра ПМСП-1, г.Шымкент, РК. 2Международный казахско-турецкий университет им. Х.А.Ясави, кафедра Профилактической медицины, г. Туркестан, РК

TEAM BUILDING. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РАБОТЫ В КОМАНДЕ - КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОЙ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В работе представлены основные принципы формирования команды в научно-образовательной среде. Проанализированы разные позиции о возможностях работы в команде и сделан вывод о необходимости в командообразовании в научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: команда, ролевая структура, компетенции, тимбилдинг, teambuilding, командообразование, лидерские качества, группа.

Актуальность. Принцип «командообразования» основана на возможности реального общения, что помогает формированию поведения в различных

профессиональных ситуациях, взаимодействию, обучению управленческим аспектам и формированию важных качеств, таких как умение убеждать и переубеждать, мотивировать и поддерживать партнеров по команде [1].

Одним из требований к сотруднику является компетентность, умение работать в группе, способность формировать команду. Достигать намеченных целей уже не является достаточным аспектом в работе специалиста, так как цель по своей сути очень сложна и ее результат может зависить от нескольких сотрудников, т.е. от группы в целом [2].

Обучение командообразованию помогает оценить отношение к своим коллегам, меняет поведения в команде, что является основой развития способности эффективно организовывать групповую работу. Несомненно, что способности, которые проявились во время командной работы, не будут полностью сформированы сразу, ключевая компетентность предполагает

формирование ее в течение длительного времени и в рамках различных специальных курсов [2]. Тимбилдинг - это мероприятия, направленные на повышение сплоченности в группе и помогающих решить некоторые вопросы: повышение мотивации, сплоченности членов группы, определение лидеров и роли каждого из членов, развитие возможностей нестандартного мышления, содействие в снятии стресса и др. Тимбилдинг может решить достаточно большой список задач, которые делятся на два класса: задачи направленные на формирование ТearnSpirit, т.е. командного духа и командной атмосферы и связанные с TeamBuilding, т.е.

формированием навыков, приобретением знаний и построением команды [3].

Американская методика тимбилдинга в странах Европы, начинает свое развитие с начала 90-х годов ХХ века, а в Российской Федерации постепенно использовался с начала 2000 г. В образовательной системе teambuilding с успехом могут быть использованы различные виды командного ориентирования. Это помогает обучающемуся привить в себе навыки как будущему менеджеру а также помогает решении коммуникативных вопросов в процессе обучения в учебной группе, при прохождении производственной практики и а также иных временных, в том числе и творческих занятиях [4].

Изучение вопросов менеджмента научных исследований, командообразования и анализ литературных данных говорит о возможности применения данного опыта и в студенческом сообществе с целью повышения коммуникативных компетенций с использованием современных командообразующих технологий

«teambuilding». Бесспорным является тот факт, что образовательные технологии вуза в основном рассчитаны на групповое взаимодействие, т.е. на умение работать в команде. Но прежде чем работать в команде ее нужно создать [2,4].

Целью данной работы является раскрытие основных характеристик и эффективности использования

командообразования в медицинской научно-образовательной среде.

Материалы и методы исследования. Для реализации поставленной цели был проведен анализ научных материалов, данных информационных ресурсов посвященных использованию данной методики в научно-образовательной среде. Рассмотривалась необходимость

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.