Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных компетенций у студентов при помощи новых педагогических технологий'

Формирование коммуникативных компетенций у студентов при помощи новых педагогических технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / ТИМБИЛДИНГ / СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / COMPETENCES / TEAMBUILDING / LEADERSHIP QUALITIES / ORIENTEERING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Борис Алексеевич, Ломова Ирина Александровна, Трунин Виктор Васильевич

В статье рассмотрены новые педагогические возможности дисциплины «Физическая культура в формировании коммуникативных компетенций выпускников вузов на примере использования спортивного ориентирования и туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлов Борис Алексеевич, Ломова Ирина Александровна, Трунин Виктор Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Building up the students' communicative competences through the new technologies

The article considers the new prospects of Physical culture as academic subject and sport techniques at building up students' communicative competences. Orienteering and backpacking are taken as an example.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных компетенций у студентов при помощи новых педагогических технологий»

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПРИ ПОМОЩИ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Борис Алексеевич Михайлов, кандидат физико-математических наук, профессор, Ирина Александровна Ломова, доцент,

Санкт-Петербургский государственный университет,

Виктор Васильевич Трунин, кандидат биологических наук, профессор, Санкт-Петербургская государственная консерватория

Аннотация

В статье рассмотрены новые педагогические возможности дисциплины «Физическая культура в формировании коммуникативных компетенций выпускников вузов на примере использования спортивного ориентирования и туризма.

Ключевые слова: компетенции, командообразование, лидерские качества, тимбилдинг, спортивное ориентирование.

BUILDING UP THE STUDENTS' COMMUNICATIVE COMPETENCES THROUGH

THE NEW TECHNOLOGIES

Boris Alekseevich Mihajlov, the candidate of physical and mathematical sciences, professor, Irina Aleksandrovna Lomova, the senior lecturer,

St.-Petersburg State University,

Victor Vasilevich Trunin, the candidate of biological science, professor, St.-Petersburg State Conservatory

Annotation

The article considers the new prospects of “Physical culture” as academic subject and sport techniques at building up students' communicative competences. Orienteering and backpacking are taken as an example.

Keywords: competences, teambuilding, leadership qualities, orienteering.

Государственные образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС 3) поставили перед высшей школой ряд задач, одна из которых - формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество образования. Под ключевыми компетенциями мы понимаем целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Одной из таких ключевых компетенций является, например: ««ОК-2 . Готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе, способен к критическому переосмыслению своего опыта, к адаптации к различным ситуациям и к проявлению творческого подхода, инициативы и настойчивости в достижении целей профессиональной деятельности» [1].

Цель данной работы показать возможности ряда спортивных технологий в формировании практических умений и навыков при реализации коммуникативных компетенций и предложить спецкурс и примерную программу обучения. Это тем более актуально, что, как правило, выпускники вузов с большим трудом вливаются в новые коллективы, несмотря на достаточные профессиональные знания. Все чаще в рамках одной организации над одним проектом трудятся штатные и внештатные специалисты, частично занятые работники, независимые консультанты, подрядчики. В связи с этим на первый план выходят задачи налаживание эффективного процесса коммуникации между различными командами.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Большой личный опыт организации и проведения тренингов командообразования различных компаний и анализ литературных данных [2] показал, что этот опыт можно

перенести и в студенческую среду с целью формирования коммуникативных компетенций с помощью современных командообразующих технологий «teambuilding» или в общепринятой русской транскрипции - тимбилдинг.

Американская технология тимбилдинг в развитых странах Европы, начинает свой отсчет с начала 90-х годов 20 века. В России он начал постепенно внедряться с начала 2000 годов и в первую очередь с целью формирования различного вида команд, но в первую очередь производственных и управленческих коллективов. Изначально использовались аудиторные методы, но в последнее время наиболее эффективными признаны OUTDOOR методики командообразования с использованием различных спортивных технологий [2]. В учебном процессе командообразования с успехом могут быть использованы различные виды туризма, командного ориентирования, элементов альпинистской техники, игровые виды спорта. Все это с одной стороны дает студенту навыки организации тимбилдингов как будущему руководителю и с другой позволяет решать конкретные коммуникативные задачи в период обучения в учебной группе, производственной практики и других временных, в том числе творческих и спортивных коллективах.

Приведем один классический пример командообразования с применением спортивных технологий тимбилдинга [3]. Руководитель компании ставит задачу что, ему необходимо выбрать из 4 своих заместителей одного наиболее надежного компаньона для реализации крупного проекта, где необходимо полностью доверять друг другу. Для этого организуется сплав на рафтах (надувных плотах) по одной из порожистых горных рек. В рафте - 6 человек - Руководитель компании, 4 его заместителя и инструктор. Инструктор сообщает группе, что руководитель не умеет плавать (что на самом деле не соответствует действительности), и в случае переворота рафта, необходимо спасти сначала его, потом себя, потом заверяет, что последние 5 лет здесь не переворачивался ни один рафт, спокойная река. Во время сплава инструктор выбирает момент, переворачивает рафт и все оказываются в воде. Трое из заместителей, что есть силы, гребут к берегу, а один возвращается и плывет к руководителю. В таких ситуациях вопрос о партнере и степени доверия решается руководителем без прежних сомнений.

Известно также, что участие студентов в туристских походах и альпинистских восхождениях, от однодневных до многодневных развивает в них чувство коллективизма и способствует развитию и лидерских качеств. Поскольку после нескольких походов в качестве участника, один из участников как правило становится руководителем похода или группы туристов еще в студенческие годы [4]. Язык коммуникаций в экстремальных или туристских условиях прост. Ты должен понимать человека с полуслова, полувзгляда, предугадывать его действия. В экстремальных условиях все сразу и четко договариваются о коммуникациях, нормах и эффективных приемах. Например, в лесу ты не будешь кричать длинные нечеткие размытые фразы. В каждом сообщении - сущность и ценность. Когда слушаешь других - слышишь и воспринимаешь все - это бывает жизненно важно. Слышишь не только слова, учишься понимать состояние, взгляды, движения человека. Часто в стандартных условиях - это не воспринимается вовсе. Многие задания выполняются в условиях ограниченного времени, когда надо быстро думать и принимать лучшее решение. При этом формируются эффективные модели коммуникаций для различных ситуаций.

Одним из наиболее простых упражнений для развития коммуникативных качеств, доступный студентам является также «Веревочный курс» - набор упражнений с использованием альпинистских веревок, заимствованных из туристской и альпинистской практики.

«Веревочный курс» - это спектр разнообразных командных упражнений и заданий, каждое из которых может быть успешно выполнено только командой. Каждое из заданий требует определенного вида командного взаимодействия - интеллектуального, физического, психологического, или разнообразного их сочетания. Каждое командное

упражнение предназначено для отработки одного или нескольких элементов командного взаимодействия - например ролевого распределения, ситуационного лидерства, развития доверия, раскрытия незнакомых и новых качеств в участниках, творческого мышления и командной эффективности. Основной результат «Веревочного курса» — получение навыков создания команды и работы в ней. «Веревочный курс» проводится на специально оборудованных площадках в лесу и состоит из «Низкого» и «Высокого» курсов. Благодаря упражнениям, в которых используются туристские веревки, развивается командный дух, чувство доверия и уважения к каждому участнику.

Спортивное ориентирование также является одним из наиболее популярных инструментов в тимбилдинге. Потому что оно несет в себе уникальную возможность командного и индивидуального принятия решений, проявления лидерства или наоборот отработки навыков подчиненного, требует эффективных коммуникаций и сильного доверия. В тимбилдингах достаточно использовать даже начальный уровень сложности ориентирования для достижения поставленных целей.

Таким образом, приведенные примеры использования новых педагогических технологий позволяют сделать вывод о возможности формирования коммуникативных компетенций у студентов и выпускников вузов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сайт Санкт-Петербургского государственного университета // URL: www.spbu.ru/structure/scientboard. - Дата обращения - 30.09.2011.

2. Либо, М.Г. Тимбилдинг. Раскрытие ресурсов организации и личности / М.Г. Либо. - СПб. : Речь, 2010. - 252 с.

3. Михайлов, Б. А. OUTDOOR - формат в тренировке команды / Б. А. Михайлов, М.Г. Либо // Вопросы физического воспитания студентов. Сб. 33. - СПб., 2009. - С. 111-ИВ.

4. Рубис, Л.Г. Спортивно-оздоровительный туризм в воспитании молодежи / Л.Г. Рубис, Т.Ю. Тарасеня, В.К. Шеманаев. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та технологии и дизайна, 2010. - 470 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 159.99

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ УДАРНЫХ КОНТАКТНЫХ ЕДИНОБОРСТВ В АДАПТАЦИИ ЖЕНЩИН ВТОРОГО ПЕРИОДА ЗРЕЛОСТИ (40-60 ЛЕТ)

Ольга Александровна Овсяник, кандидат психологических наук, доцент, Ульяновский государственный университет (УлГУ)

Аннотация

В возрасте 40-60 лет женщины испытывают необходимость адаптироваться к возрастным гормональным изменениям, изменениям социально-ролевого репертуара. В работе показывается эффективность влияние регулярных физических упражнений с применением ударных контактных единоборств на повышение адаптивности женщин второго периода взрослости (40-60 лет).

Ключевые слова: адаптация, взрослые женщины, климактерий, возрастные особенности, физические упражнения, ударно-контактные единоборства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.