ного усилия с акцентом на работу левой ноги в финальном усилии, увеличение силы воздействия кисти на снаряд. Особый акцент на совершенствование входа в поворот и обгона ногами плечевого пояса.
Шестой микроцикл. Направленность - дальнейшее укрепление опорнодвигательного аппарата, совершенствование двигательно-координационных и скоростносиловых способностей спортсменов, закрепление и совершенствование элементов техники. Задачи: 1) содействовать дальнейшему укреплению опорно-двигательного аппарата, совершенствованию скоростно-силовых способностей мышц нижних и верхних конечностей и туловища; 2) совершенствование двигательно-координационных способностей; 3) закрепление и совершенствование техники выполнения элементов соревновательного упражнения.
Таким образом, сравнительный анализ двух направлений выявил преимущество 1го подхода в совершенствовании технико-физической подготовленности толкателей ядра вращательным способом. В то же время можно предположить, что наиболее эффективным будет являться подход, когда с самого начала предметом обучения станет техника толкания ядра вращательным способом.
Контактная информация: [email protected], [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.01.2013.
УДК 378 КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ
Борис Алексеевич Михайлов, кандидат физико-математических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет,
Виктор Васильевич Трунин, кандидат биологических наук, профессор, Санкт-Петербургская государственная консерватория
Аннотация
Начало работы кафедр физического воспитания вузов по Федеральному государственному образовательному стандарту третьего поколения, выдвинуло на первый план потребность и в новом методическом обеспечении разрабатываемых учебно-методических материалов на основе базовых принципов Болонского процесса: ориентация на результаты обучения, выраженных в виде компетенций и модульное построение образовательных программ. Кроме этого требуется и некоторое переосмысление уже привычных методик и понятий физической культуры в соответствии с компетентностным подходом, лежащим в основе образовательных стандартов третьего поколения, основу которых составляют понятия «компетенция» и «компетентность» и их соотношение друг с другом. В статье рассмотрены структурные вопросы профессионально-прикладной физической подготовки студентов с точки зрения компетентностного подхода.
Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, компетенции, командообразование.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.01.95.p97-100 COMPETENCE PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS
Boris Alekseevich Mikhailov, the candidate of physical and mathematical sciences, professor,
St.-Petersburg State University,
Victor Vasilievich Trunin, the candidate of biological sciences, professor, St.-Petersburg State Conservatory
Annotation
The beginning of work of physical training departments of higher éducation institutions according to the Federal state educational standard of the third generation, put in the forefront the need in new me-
thodical providing of developed educational and methodical materials on the basis of the basic principles of Bologna Process: orientation to the results of the training, expressed in the form of competences and modular formation of the educational programs. Besides, some reconsideration of already habitual techniques and concepts of physical culture according to the competence-based approach, underlying the educational standards of the third generation, which basis is made by the concepts of "competence" and "competency" and their ratio with each other is required too. The article considers the questions of professionally applied physical preparation of students from the point of view of competence approach.
Keywords: professionally applied physical preparation, competences, teambuilding.
Как известно «компетенция - это способность, готовность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области». До введения в практику Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения ФГОС-3 в образовательном процессе преобладал, так называемый ЗУНов-ский подход (знания, умения, навыки). В новых условиях компетентностный подход должен обеспечить возможность применения знаний, умений навыков, полученных студентом во время обучения в своей будущей профессии.
Отличие компетентностной модели образования от ЗУНовской можно доступно проиллюстрировать следующим образом. Например, знакомство с правилами игры в шахматы серьезно отличается от самого умения играть, тем более выигрывать у соперника; или знание условных знаков спортивных карт еще не гарантирует человеку умения ориентироваться в незнакомой местности.
В этой связи в разделе семь ФГОС ВПО подготовки бакалавров говорится о том, что «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий», таких как деловых и ролевых игр, групповых дискуссий, разбор конкретных ситуаций, различных тренингов и применения других образовательных, в том числе и спортивных технологий. Например в разделе 7 ФГОС ВПО подготовки магистра, рекомендуется применение инновационных технологий обучения, в частности развивающих: навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений и лидерские качества. Это приводит к тому, что одним из главных требований к выпускнику вуза становится его конкурентоспособность. Современному обществу требуются квалифицированные специалисты, способные быстро и качественно достигать поставленные профессиональные цели в различных, динамически меняющихся условиях и владеющие методами решения большого класса профессиональных задач. Таким образом, компетентность предполагает наличие у специалиста определенных знаний, умений и навыков (ЗУНов), а также предложенную работодателем, способность применять ЗУНы в ходе выполнения им своих будущих должностных обязанностей при решении конкретных производственных задач. Естественно, что при этом должна трансформироваться и роль и позиция преподавателя. Из преподавателя дающего знания, он превращается в партнера студента, наставника, консультанта, способного не только научить, но и дать ценные советы на будущее.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Переходя к задачам физического воспитания студентов в новых условиях, с учетом компетентностного подхода, можно сформулировать, что знания, умения и навыки приобретенные им на занятиях по физической культуре должны быть в большей степени использованы в своей будущей профессиональной деятельности. А это не что иное, как использование (к сожалению утратившее популярность в последние годы) для этих целей профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) студентов.
Формально ППФП включена в примерную программу по дисциплине «Физическая культура» в качестве темы 6 « Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов» - 2 часа. В эту тему входит: «Понятие, содержание и функции ППФП. Профессионально важные качества в ППФП и подходы к их развитию. Профессиограмма специ-
алиста в разработках ППФП. Краткая психофизиологическая характеристика основных групп видов спорта и систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка и самореализация личности». Поэтому целью ППФП является психофизическая готовность к успешной, в том числе и безопасной профессиональной деятельности.
Учитывая все вышеизложенное, находясь в рамках компетентностного подхода и основываясь на том, что физическая культура составными частями имеет: физическое воспитание, физическую рекреацию, физическую реабилитацию и спорт, предлагаем ввести понятие «Компетентностная физическая культура», структурная схема которой изображена на рис.1.
Отметим, что при таком подходе набор компетенций (как профессиональных, так и общекультурных), который должен освоить будущий специалист, является по существу своеобразной профессиограммой того или иного направления подготовки студента. В свою очередь - ППФП остается по сути профессионально-прикладным физическим воспитанием, основной задачей которого является развитие основных физических качеств (выносливость, сила, ловкость, координация) и развитие профессиональных и жизненноважных двигательных навыков, таких как бег, ходьба, ориентирование, плавание, туризм, лыжный спорт и др.
Рис.1. Структура компетентностной физической культуры
Необходимо отметить, что в самостоятельный раздел выделяются профессионально-прикладные виды спорта, входящие в Единый Всероссийский спортивный классификатор (ЕВСК). В настоящее время в нее входят: армейский рукопашный бой, военноприкладной спорт, военно-спортивное многоборье, гребля на шлюпках, гребно- арусное двоеборье, международное военно-спортивное многоборье, многоборье спасателей МЧС
России, пожарно-прикладной спорт, служебно-прикладной спорт ФСКН России, спасательный спорт, стрельба из штатного или табельного оружия.
В раздел профессионально-прикладного физического воспитания входит и физическое воспитание личностных качеств и в первую очередь востребованных в компетенциях коммуникативных и лидерских качеств. Эти личностные качества являются универсальными для всех направлений и специализаций. Как показано нами ранее [1] с целью формирования коммуникативных и лидерских компетенций у студентов с успехом может быть использована современная командообразующая технология «teambuilding» или уже в общепринятой русской транскрипции - тимбилдинг. Американская технология тимбилдинг в развитых странах Европы, начинает свой отсчет с начала 90-х годов 20 века. В России он начал постепенно внедряться с начала 2000 годов и в первую очередь с целью формирования различного вида команд, но в первую очередь производственных и управленческих коллективов. Изначально использовались аудиторные методы, но в последнее время наиболее эффективными признаны OUTDOOR методики командообразования с использованием различных спортивных технологий. В учебном процессе командообразования с успехом могут быть использованы различные виды туризма, командного ориентирования, элементов альпинистской техники, различные игровые виды спорта. Все это с одной стороны дает студенту навыки организации тимбилдингов как будущему руководителю и с другой позволяет решать конкретные коммуникативные задачи в период обучения в учебной группе, производственной практики и других временных, в том числе творческих и спортивных коллективах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Михайлов, Б. А. Формирование коммуникативных компетенций у студентов при помощи новых педагогических технологий / Б. А. Михайлов, И.А. Ломова, В.В. Тру-нин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 107-109.
REFERENCES
1. Mikhaylov, B. A. Lomova, I.A. and Trunin, V.V. (2011), "Formation of communicative competences at students by means of new pedagogical technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 107-109.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.01.2013.
УДК 796.011.3:613.71 - 057.874
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ВО ВРЕМЯ СПОРТИВНОГО ЧАСА В ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Евгений Владиславович Осипенко, преподаватель,
Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» (УО «ГГУ им. Ф. Скорины»), г. Гомель
Аннотация
Анализ публикаций и выполненных исследований показал, что в практике физического воспитания детей младшего школьного возраста не разработана программа физкультурнооздоровительных занятий во время спортивного часа в группах продленного дня, в том числе и для детей, проживающих в экорадиационных условиях.
В данной статье впервые представлено авторское содержание программы физкультурнооздоровительных занятий для младших школьников во время спортивного часа в группах продленного дня. Данная программа базируется на разработанных нами управленческой и организационно-