Научная статья на тему 'Интерактивные технологии формирования компетенций средствами физической культуры'

Интерактивные технологии формирования компетенций средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ / ТРЕНИНГ / COMPETENCES / TEAMBUILDING / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бледнова Валентина Николаевна, Трунин Виктор Васильевич, Михайлов Борис Алексееви

В статье рассмотрены новые методики формирования компетенций с использованием интерактивной технологии тимбилдинга как синтеза ролевой игры и тренинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бледнова Валентина Николаевна, Трунин Виктор Васильевич, Михайлов Борис Алексееви

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive technologies of formation professional competence physical training means

In article new techniques of formation competences with use of interactive technology teambuilding are considered. Teambuilding (command construction) – inherently is synthesis of role game and training. A spectrum of solved problems very big: problems dare in a complex and at several levels of influence – physical, psychological, emotional.

Текст научной работы на тему «Интерактивные технологии формирования компетенций средствами физической культуры»

УДК: 378; 372.879.6

В.Н. Бледнова, В.В. Трунин, Б.А. Михайлов

Интерактивные технологии формирования компетенций средствами физической культуры

В статье рассмотрены новые методики формирования компетенций с использованием интерактивной технологии тимбилдинга как синтеза ролевой игры и тренинга.

Ключевые слова: компетенции, командообразование, тренинг.

V.N. Blednova, V.V.Trunin, B.A. Mikhailov

Interactive technologies of formation professional competence physical training means

In article new techniques of formation competences with use of interactive technology teambuilding are considered. Teambuilding (command construction) - inherently is synthesis of role game and training. A spectrum of solved problems very big: problems dare in a complex and at several levels of influence - physical, psychological, emotional.

Keywords: competences, teambuilding, training.

Интерактивные методы и технологии обучения являются актуальным средством совершенствования профессиональной подготовки студентов в высшем учебном заведении. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) определяют требования к результатам усвоения основной образовательной программы (ООП) через формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Организация работы кафедр физического воспитания вузов по ФГОС третьего поколения выявляет потребность и в новом методическом обеспечении разрабатываемых учебно-методических материалов на основе базовых принципов Болонского процесса: ориентации на результаты обучения, выраженные в виде компетенций. Кроме этого, требуется и некоторое переосмысление уже привычных методик и понятий физической культуры в соответствии с компетентностным подходом, лежащим в основе образовательных стандартов третьего поколения, основу которых составляют понятия «компетенция» и «компетентность» и их соотношение друг с другом.

Как известно, «компетенция - это способность, готовность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области». До введения в практику ФГОС-3 в образовательном процессе преобладал так называемый ЗУНовский подход (знания, умения, навыки). Отличие компетентностной модели образования от ЗУ-Новской можно доступно проиллюстрировать следующим образом: на-

пример, знакомство с правилами игры в шахматы еще не дает оснований самого умения играть, тем более выигрывать у соперника; другой пример - знание условных знаков спортивных карт еще не гарантирует человеку умения ориентироваться в незнакомой местности во время туристского путешествия. В этой связи в разделе 7 ФГОС ВПО подготовки бакалавров указано, что «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий», таких как деловые и ролевые игры, групповые дискуссии, разбор конкретных ситуаций, различные тренинги и применение других образовательных, в том числе и спортивных, технологий.

Одним из главных требований к выпускнику вуза становится его конкурентоспособность. Современному обществу требуются квалифицированные специалисты, способные быстро и качественно достигать поставленных профессиональных целей в динамически меняющихся условиях и владеющие методами решения большого класса профессиональных задач. Таким образом, компетентность предполагает наличие у специалиста определенных знаний, умений и навыков (ЗУНов), а также предложенную работодателем способность применять ЗУНы в ходе выполнения им своих будущих должностных обязанностей при решении конкретных производственных задач. Естественно, что при этом должна трансформироваться также роль и позиция преподавателя. Из преподавателя, дающего знания, он превращается в партнера, наставника, консультанта, способного не только научить, но и дать ценные советы студенту на будущее.

В связи с этим представляют интерес такие интерактивные методы обучения, как ролевые игры и тренинги, в которых используются различные виды спорта. Очевидна возможность использования некоторых видов спорта в формировании коммуникативных компетенций у студентов с применением интерактивной технологии тимбилдинга. Тимбилдинг (построение команды) - это, по своей сути, синтез ролевой игры и тренинга. Американская технология teambuilding в развитых странах Европы, начинает свой отсчет с начала 90-х годов ХХ века. В России он начал постепенно внедряться несколько позже и, в первую очередь, с целью тренинга различного вида команд, чаще - производственных и управленческих коллективов. Строго говоря, тренинг - это интенсивная интерактивная форма обучения персонала организации (команды профессионалов), нацеленная на практическое освоение приемов использования того или иного инструмента, технологии, продукта. В отличие от классического обучения, отвечающего в основном на вопрос «Почему?», тренинг отвечает на вопросы «Как? Каким образом решать конкретные задачи?». Такие же цели и задачи стоят и перед образовательными методиками нового поколения, в соответствии с ФГОС третьего поколения.

Тренинги как интерактивная форма обучения проводятся, как правило, в помещении или в аудитории. В последнее время возрос интерес к обучению и развитию команд, персонала (например, тренинги формирования команды, тренинги лидерства). Актуально применение экс-трим-тренингов с целью формирования команды, доверительных коммуникаций и развития лидерства как форм обучения, максимально интересных студентам. Под командой мы подразумеваем также и спортивные команды.

Технология тимбилдинга предполагает формирование доверия, сплоченности, чувства локтя, позволяет диагностировать способность людей ориентироваться на интересы команды и в тех ситуациях, когда личные интересы противоположны командным. В тренинге с использованием спортивных игр или командных эстафет и соревнований даются задания, отличающиеся от повседневных обязанностей, провоцирующие интерес и нестандартные формы личного поведения и взаимодействия студентов.

Философия тренингового курса в режиме мультиспортивной соревновательной деятельности заключается в преодолении сложных ситуаций командой и раскрытии внутренних резервов и потенциала команды. Естественные экстремальные ситуации, требующие командной работы, сплочения и лидерского поведения, составляют основу этого вида тренинга. В результате достаточно дня на получение критически важной информации о команде и полном раскрытии ценностных характеристик участников, на что в традиционной обстановке обычно уходят месяцы, а иногда и годы. Экстремальные условия признаны наиболее эффективным средством раскрытия человеческого потенциала и систем личностных ценностей.

Спектр решаемых спортивно-соревновательным тренингом задач очень большой: задачи решаются комплексно и на нескольких уровнях воздействия - физическом, психологическом, эмоциональном, интеллектуальном. Подобная гармония приводит к максимальной отдаче от тренинга. На спортивно-соревновательном тренинге создаются условия для экстремальных психологических ситуаций, что заставляет человека учиться действовать по-новому, открывать в себе свои скрытые способности: формируется доверие к партнерам; чувство ответственности за команду; навыки принятия независимых самостоятельных решений; достижение совместной цели; усложненная степень лидерства, где нужны дополнительные усилия на управление и мотивацию команды; коммуникативная компетенция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.