УДК: 378; 372.879.6
В.Н. Бледнова, В.В. Трунин, Б.А. Михайлов
Интерактивные технологии формирования компетенций средствами физической культуры
В статье рассмотрены новые методики формирования компетенций с использованием интерактивной технологии тимбилдинга как синтеза ролевой игры и тренинга.
Ключевые слова: компетенции, командообразование, тренинг.
V.N. Blednova, V.V.Trunin, B.A. Mikhailov
Interactive technologies of formation professional competence physical training means
In article new techniques of formation competences with use of interactive technology teambuilding are considered. Teambuilding (command construction) - inherently is synthesis of role game and training. A spectrum of solved problems very big: problems dare in a complex and at several levels of influence - physical, psychological, emotional.
Keywords: competences, teambuilding, training.
Интерактивные методы и технологии обучения являются актуальным средством совершенствования профессиональной подготовки студентов в высшем учебном заведении. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) определяют требования к результатам усвоения основной образовательной программы (ООП) через формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Организация работы кафедр физического воспитания вузов по ФГОС третьего поколения выявляет потребность и в новом методическом обеспечении разрабатываемых учебно-методических материалов на основе базовых принципов Болонского процесса: ориентации на результаты обучения, выраженные в виде компетенций. Кроме этого, требуется и некоторое переосмысление уже привычных методик и понятий физической культуры в соответствии с компетентностным подходом, лежащим в основе образовательных стандартов третьего поколения, основу которых составляют понятия «компетенция» и «компетентность» и их соотношение друг с другом.
Как известно, «компетенция - это способность, готовность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области». До введения в практику ФГОС-3 в образовательном процессе преобладал так называемый ЗУНовский подход (знания, умения, навыки). Отличие компетентностной модели образования от ЗУ-Новской можно доступно проиллюстрировать следующим образом: на-
пример, знакомство с правилами игры в шахматы еще не дает оснований самого умения играть, тем более выигрывать у соперника; другой пример - знание условных знаков спортивных карт еще не гарантирует человеку умения ориентироваться в незнакомой местности во время туристского путешествия. В этой связи в разделе 7 ФГОС ВПО подготовки бакалавров указано, что «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий», таких как деловые и ролевые игры, групповые дискуссии, разбор конкретных ситуаций, различные тренинги и применение других образовательных, в том числе и спортивных, технологий.
Одним из главных требований к выпускнику вуза становится его конкурентоспособность. Современному обществу требуются квалифицированные специалисты, способные быстро и качественно достигать поставленных профессиональных целей в динамически меняющихся условиях и владеющие методами решения большого класса профессиональных задач. Таким образом, компетентность предполагает наличие у специалиста определенных знаний, умений и навыков (ЗУНов), а также предложенную работодателем способность применять ЗУНы в ходе выполнения им своих будущих должностных обязанностей при решении конкретных производственных задач. Естественно, что при этом должна трансформироваться также роль и позиция преподавателя. Из преподавателя, дающего знания, он превращается в партнера, наставника, консультанта, способного не только научить, но и дать ценные советы студенту на будущее.
В связи с этим представляют интерес такие интерактивные методы обучения, как ролевые игры и тренинги, в которых используются различные виды спорта. Очевидна возможность использования некоторых видов спорта в формировании коммуникативных компетенций у студентов с применением интерактивной технологии тимбилдинга. Тимбилдинг (построение команды) - это, по своей сути, синтез ролевой игры и тренинга. Американская технология teambuilding в развитых странах Европы, начинает свой отсчет с начала 90-х годов ХХ века. В России он начал постепенно внедряться несколько позже и, в первую очередь, с целью тренинга различного вида команд, чаще - производственных и управленческих коллективов. Строго говоря, тренинг - это интенсивная интерактивная форма обучения персонала организации (команды профессионалов), нацеленная на практическое освоение приемов использования того или иного инструмента, технологии, продукта. В отличие от классического обучения, отвечающего в основном на вопрос «Почему?», тренинг отвечает на вопросы «Как? Каким образом решать конкретные задачи?». Такие же цели и задачи стоят и перед образовательными методиками нового поколения, в соответствии с ФГОС третьего поколения.
Тренинги как интерактивная форма обучения проводятся, как правило, в помещении или в аудитории. В последнее время возрос интерес к обучению и развитию команд, персонала (например, тренинги формирования команды, тренинги лидерства). Актуально применение экс-трим-тренингов с целью формирования команды, доверительных коммуникаций и развития лидерства как форм обучения, максимально интересных студентам. Под командой мы подразумеваем также и спортивные команды.
Технология тимбилдинга предполагает формирование доверия, сплоченности, чувства локтя, позволяет диагностировать способность людей ориентироваться на интересы команды и в тех ситуациях, когда личные интересы противоположны командным. В тренинге с использованием спортивных игр или командных эстафет и соревнований даются задания, отличающиеся от повседневных обязанностей, провоцирующие интерес и нестандартные формы личного поведения и взаимодействия студентов.
Философия тренингового курса в режиме мультиспортивной соревновательной деятельности заключается в преодолении сложных ситуаций командой и раскрытии внутренних резервов и потенциала команды. Естественные экстремальные ситуации, требующие командной работы, сплочения и лидерского поведения, составляют основу этого вида тренинга. В результате достаточно дня на получение критически важной информации о команде и полном раскрытии ценностных характеристик участников, на что в традиционной обстановке обычно уходят месяцы, а иногда и годы. Экстремальные условия признаны наиболее эффективным средством раскрытия человеческого потенциала и систем личностных ценностей.
Спектр решаемых спортивно-соревновательным тренингом задач очень большой: задачи решаются комплексно и на нескольких уровнях воздействия - физическом, психологическом, эмоциональном, интеллектуальном. Подобная гармония приводит к максимальной отдаче от тренинга. На спортивно-соревновательном тренинге создаются условия для экстремальных психологических ситуаций, что заставляет человека учиться действовать по-новому, открывать в себе свои скрытые способности: формируется доверие к партнерам; чувство ответственности за команду; навыки принятия независимых самостоятельных решений; достижение совместной цели; усложненная степень лидерства, где нужны дополнительные усилия на управление и мотивацию команды; коммуникативная компетенция.