Научная статья на тему 'Интерактивные методы обучения как средство формирования универсальных компетенций'

Интерактивные методы обучения как средство формирования универсальных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1874
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДИСКУССИЯ / РОЛЕВАЯ ИГРА / ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миханова О. П.

В статье рассматривается проблема формирования универсальных компетенций через интерактивные методы обучения в контексте актуализации компетентностного подхода. Автор приводит характеристики некоторых интерактивных методов обучения, показывая их возможности для формирования универсальных компетенций студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of universal competences through interactive learning

The article focuses on the development of universal competences through interactive learning as implementation of the competence-based education concept. The author describes peculiarities of interactive learning and shows their facilities for the development of universal competences.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы обучения как средство формирования универсальных компетенций»

О. П. Миханова

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Работа представлена кафедрой профессиональной педагогики и психологии Пензенского государственного университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор О.Н. Пономарева

В статье рассматривается проблема формирования универсальных компетенций через интерактивные методы обучения в контексте актуализации компетентностного подхода. Автор приводит характеристики некоторых интерактивных методов обучения, показывая их возможности для формирования универсальных компетенций студентов.

The article focuses on the development of universal competences through interactive learning as implementation of the competence-based education concept. The author describes peculiarities of interactive learning and shows their facilities for the development of universal competences.

В третьем тысячелетии стабильность и благополучие отдельных стран и мира в целом зависят в том числе и от конкурентоспособности молодого поколения, его умения соответствовать требованиям глобальной рыночной экономики, что обеспечивает в конечном итоге важнейшее преимущество одних государств перед другими. С переходом на рыночную экономику кардинально меняется и образ специалиста. На первое место выходит практическое применение приобретенных знаний. Темпы обновления знаний, по мнению ряда ученых (С. Медведев, В. Рябов, Ю. Фролов и др.), соизмеримы с темпами перестройки производства, и все эти изменения не могли не привнести изменения в характер образования, его направленность, цели, содержание. Как отмечалось в ходе встречи глав государств «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге (16 июля 2006 г.), основу прогресса человечества всегда составляло образование. «Мы будем способствовать формированию глобального иннова-ционного общества... путем поддержки модернизации систем образования, с тем, чтобы они в большей степени соответствовали потребностям глобальной экономики,

основанной на знаниях... Экономика, основанная на знаниях, требует инновационных образовательных систем ...»1

Миссию системы высшего образования можно определить как достижение интеграции потребностей личности и социума. Причем как для социума, так и для обучающегося важен результат, т. е. готовность выполнять деятельность. В соответствии с быстроменяющимся обществом необходимо существенно менять и подходы к обра -зованию. Поэтому сегодня на первый план выходит «деятельностная природа знаний»2 (В. В. Рябов, Ю. В. Фролов, В. Д. Шадри-ков и др.), т. е. готовность выполнять деятельность, что отразилось на характере образования, его целях и содержании.

В педагогической науке отмечен кризис ЗУН-парадигмы как результата образования, обусловленный изменением самого феномена знания в постиндустриальном обществе. Многие зарубежные ученые (D. McClellands B. Mansfild, B. Oskarsson. B. Rey, S. Shaw и др.) и отечественные исследователи (В. И. Байденко, В. А. Болотов, И. А. Зимняя, В. В. Сериков, Ю. Г. Татур, Ю. В. Фролов, А. В. Хуторской, В. Д. Шад-риков и др.) видят выход из этой ситуации

в модернизации содержания образования, оптимизации технологий образовательного процесса, пересмотре цели и результата образования, а именно во введении в образование компетентностного подхода и компетенций как результата образования. Тем более что Правительство РФ одобрило за -конопроект Минобрнауки России о переходе на уровневую систему высшего обра -зования (9 марта 2007 г.), в феврале 2007 г. коллегия Минобрнауки одобрила макет ФГОС ВПО (ГОС ВПО третьего поколения), в октябре 2007 г. Совет Федерации одобрил и президент В. В. Путин подписал Закон о введении двухуровневой системы высшего образования.

Компетентностный подход - это социальный заказ общества на грамотных профессионалов, способных проявлять активность в меняющихся условиях нового типа экономики (В. И. Байденко, В. В. Рябов, Ю. В. Фролов, В. Д. Шадриков), ориентированной на самообразование и творческую деятельность (Д. А. Махотин, Ю. В. Фролов), жизнетворчество личности (В. И. Байденко). Обобщив мнения как отечествен -ных, так и зарубежных ученых (С. Шо, Б. Оскарссон, В. И. Байденко, И. А. Зимняя, Н. А. Селезнева, Ю. В. Фролов, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков, Д. А. Махотин , В. П. Колесов, материалы проекта TUNING), ясно, что все эти качества покрываются понятием «универсальные компетенции». Иными словами, согласно концепции компетентностного подхода к образованию, выпускник высшей школы должен обладать как профессиональными, так и общими, универсальными компетенциями. Что касается термина «универсальные компетенции», мы хотим подчеркнуть, что вопрос определений пока открыт. Академик И. А. Зимняя называет их «ключевыми»3, в методических рекомендациях по разработке проектов ФГОС ВПО их определя-ют как «общие»4, в макете ФГОС ВПО, одобренном Минобрнауки РФ (22 февраля 2007 г.) они называются «универсальны-

ми». В отличие от профессиональных, универсальные (ключевые, общие) компетенции являются общими для всех ступеней высшего образования. Вслед за рядом авторов (В. И. Байденко, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской ) в нашей статье под понятием «универсальные компетенции» мы понимаем обобщенно представленные основные компетенции, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме; компетенции, которыми должен обладать каждый член общества и которые можно было бы применять в самых различных ситуациях. Они надпрофессиональны и определяются как навыки управления знаниями, умения или способности социального взаимодействия и адаптации, в том числе это и уверенность в себе, умение общаться, находить и принимать решения в нестандартных ситуациях ит. п.

Поскольку вопрос о единой классифи-кации универсальных компетенций для модели специалиста еще не решен, говоря об универсальных компетенциях далее, мы будем иметь в виду компоненты универсальных компетенций, опираясь:

1) на классификацию, предложенную академиком И. А. Зимней, которая определила теоретические основания выделения групп ключевых компетенций/компетент-ностей [№1]5;

2) на классификацию, рекомендованную для разработки проектов ФГОС ВПО (В. И. Байденко, Н. А. Селезнева и др.) [№2]6;

3) на классификацию, предложенную Советом Европы [№3]7, учитывая факт вхождения России в единое европейское образовательное пространство, зафиксированный Болонским соглашением.

Актуальность универсальных компетенций как для работодателей, как заказчиков профессионального образования, так и для выпускников высшей школы как будущих специалистов очевидна. Поэтому встает вопрос о формировании универсальных компетенций в рамках высшей школы.

Имея в виду, что природа компетенции деятельностная, а не «знаниевая» и освоить ее в виде информации невозможно, очевидно, что компетентным можно стать лишь через поиск, опыт, выбор наиболее соответствующих моделей поведения. На первое место выходит не информированность обучающегося, а умение разрешать проблемы, возникающие в ситуациях познания и объяснения явлений действительности; при освоении современной техники и технологий; во взаимоотношениях людей, при оценке собственных поступков и т. п. Но это скорее виды опыта, которые, в отличие от предметных умений, формируются в учебном процессе, имитирующем жизненные ситуации и проблемы, поиск их решения. Соглашаясь с мнением исследователей В. И. Байденко и Б. Оскарссона, подчеркнем, что универсальные (общие, ключевые) компетенции не формируются в виде «преподавания» на предметно-содержательном уровне, а образуются за счет их систематического интегрирования в целостный образовательный процесс, через содержание и технологии8. Многие исследователи рассматривают педагогическую технологию как совокупность методов обучения. Таким образом, универсальные компетенции можно формировать в процессе обучения благодаря соответствующему содержанию и методам обучения. В настоящей статье мы остановимся на методах обучения, с помощью которых, по нашему мнению, можно формировать универсальные компетенции.

Интеграция в образовательный процесс способов человеческой деятельности, творческого потенциала обучающихся, опыта проявления личностной позиции, т. е. тех составляющих образовательного процесса, которые формируют компетенции, осуществляется в процессе применения технологий активного обучения или методов активного обучения (Д. В. Чернилевский, Н. В. Борисова)9.

Общепризнанной классификации методов обучения в российской дидактике не

существует. Поэтому на основе имеющихся в науке подходов рассмотрим такие методы обучения, как дискуссии, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, проекты. Перечисленные методы представляют собой методы активного обучения, т. е. обучения через творческое продуктивное мыш-ление, деятельность, общение (Д. В. Чернилевский, Н. В. Борисова). Но, с другой стороны, эти методы позволяют обучающимся взаимодействовать между собой, т. е. имеет место обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога, иными словами, интерактивное обучение. Обучение в интерактивном режиме подразумевает субъект-субъектное взаимодействие. Студент становится субъектом собственной деятельности, ставит цель, активно участвует в процессе, корректирует его. Что касается преподавателя, его внешняя активность, прямое воздействие на студента снижаются. Понятие «интерактивные методы» более полно, на наш взгляд, отражает сущность вышеупомянутых методов, поскольку подразумевает взаимодействие не только преподавателя и студентов, но и сотрудничество, и сотворчество самих обучающихся. Тем более что понятия «активные» и «интерактивные» считают синонимами (Д. Н. Кавтарадзе). Рассмотрим основные характеристики и возможности выделенных нами интерактивных методов с точки зрения формирования универсальных компетенций.

Дискуссия - это обмен информацией, представлениями, идеями, эмоциями; это способ общения, представляющий собой взаимодействие людей, предполагающий понимание и принятие чужой точки зрения. В ходе обсуждений вырабатываются коммуникативные навыки защиты своей точки зрения, приведения контраргументов, т. е. опыт общения в спорных ситуациях. Кроме того, дискуссионные методы способствует уяснению своей точки зрения на ситуацию, умению пользоваться своим интеллектом, развитию умения общаться, разви-

тию инициативы, уверенности в своих силах, тем самым формируя такие компоненты универсальных компетенций, как умение слушать, умение общаться, умение вести переговоры, уважение и принятие Другого, уверенность в себе, способность к критике и самокритике, мобильность, способность брать на себя ответственность, способность применять знания на практике и др. (компетенции социального взаимодействия и компетенции самоорганизации и самоуправления, № 2; компетентность социального взаимодействия, компетентность в общении, № 1).

Анализ конкретных ситуаций (ситуации-проблемы, ситуации-оценки, ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения) позволяет студентам действовать от своего имени и принимать решения, критически оценить принятые кем-то решения, давать свое мотивированное заключение, анализировать предложенные проблемы и принимать решения в этих ситуациях. Иными словами, при использовании этого метода развиваются такие компоненты универсальных компетенций, как умение слушать, умение общаться устно, опыт и готовность взаимодействовать с другими людьми, способность применять знания на практике, уверенность в себе, способность формировать критические суждения и др. (компетенции социального взаимодействия, компетенции самоорганизации и самоуправления, № 2; компетентность в общении, № 1).

Мы разделяем мнение исследователей (Н. В. Борисова, А. А. Вербицкий и др.), что игровые методы обучения (дидактические, деловые, ролевые игры) развивают целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, стремление к совершенству и веру в свои силы. Игра в широком смысле представляет собой одну из всеобщих форм практики, познания и общения людей. В ней приобретается опыт, вырабатываются навыки общения, развивается эмоциональная сфера, проявляются индивидуальные качества и

способности личности. В контексте формирования универсальных компетенций игры дают возможность формировать умение общаться устно, умение сотрудничать, работать в команде, умение вести переговоры, опыт и готовность взаимодействовать с другими людьми, уверенность в себе, способность применять знания на практике и др. (компетенции социального взаимодействия, № 2; компетентность социального взаимодействия, № 3; компетенции самоорганизации и самоуправления, № 2).

Еще одним методом обучения, который способствует формированию универсаль -ных компетенций, является проектный или проективный метод. Это, как правило, специальное задание по разработке какой-либо проблемы, где преподаватель выпол-няет роль организатора, а студенты самостоятельно выполняют запланированное шаг за шагом, создавая творческий продукт, который будет представлен письменно или устно (презентация). В ходе реализации проекта обучающиеся, выступая в роли проектировщиков, должны четко формулировать цели и задачи, планировать и реализовывать свои цели, проявить умения воспринимать и оценивать информацию, анализировать, прогнозировать, распознавать трудности и проблемы в знаниях и решать их, формировать критические суждения, т. е. научиться работать самостоятельно. Все это свидетельствует о формировании таких компонентов универсальных компетенций, как умение находить и анализировать информацию из различных источников, умение решать проблемы, способность применять знания на практике, способность брать на себя ответственность, способность распознавать трудности и проблемы в знаниях и решать их, способность к самообразованию, уверенность в себе и др. (компетенции социального взаимодействия, компетенции самоорганизации и самоуправления, № 2; компетентность информационных технологий, № 1; компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества, № 3).

Соотношение компонентов универсальных компетенций, и интерактивных методов обучения показано в табл. 1.

интерактивные методы обучения способствуют формированию универсальных компетенций. Это еще раз подтверждает мнение ряда российских ученых (В. И. Бай-денко, Ю. Г. Татур, В. Д. Шадриков и др.) о том, что для отечественной высшей школы компетентностный подход не является таким новаторским, как для многих стран -участниц Болонского процесса. Элементы

Результаты проведенного нами практического исследования подтвердили нашу точку зрения о том, что рассмотренные

этого подхода в России всегда являлись неотъемлемой частью системы управления качеством обучения и профессиональной подготовки специалистов на уровне всей системы образования. Поэтому сейчас можно говорить о том, что отечественная высшая школа готова и способна решать вопросы модернизации высшего образова-ния на основе компетентностного подхода.

Таблица 1

Интерактивные методы обучения и компоненты универсальных компетенций

Интерактивные методы обучения Компоненты универсальных компетенций

Дискуссии подготовка к дискуссии Умение слушать, умение общаться, умение вести переговоры, уважение и принятие Другого, уверенность в себе, способность к анализу и синтезу; способность к критике и самокритике, мобильность, способность брать на себя ответственность, умение находить и анализировать информацию из различных источников; способность распознавать трудности и проблемы в знаниях и решать их; способность применять знания на практике

Анализ конкретных ситуаций Умение решать проблемы, умение общаться, толерантность, применять базовые знания в различных областях; уверенность в себе, способность к критике и самокритике, умение сотрудничать, работать в команде, умение вести переговоры, способность к анализу и синтезу; способность брать на себя ответственность, способность применять знания на практике

Ролевая игра подготовка к ролевой игре Умение общаться, умение сотрудничать и работать в команде, умение вести переговоры; способность применять знания на практике, умение решать проблемы, уверенность в себе; способность применять базовые знания в различных областях; умение находить и анализировать информацию из различных источников, владение информационными технологиями

Проект Способность работать самостоятельно, умение находить и анализировать информацию из различных источников; владение информационными технологиями, умение решать проблемы; способность применять знания на практике, способность распознавать трудности и проблемы в знаниях и решать их, способность к самообразованию, способность брать на себя ответственность, уверенность в себе

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Группа восьми об образовании // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 30.

2 РябовВ. В., ФролоеЮ. В. Компетентность как индикатор человеческого капитала: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. С. 22.

3 Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

4 Методические рекомендации по разработке проектов Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: Проект. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Президиум Координационного совета УМО и НМС высшей школы, 2007.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

5 Зимняя И. А. Указ. соч.

6 Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Метод. пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.

7 Зимняя И. А. Указ. соч.

8БайденкоВ. И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. 2-е изд. испр. и доп. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.

9 Чернилееский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.