МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
МЕЩЕРЯКОВ А.С., МИХАНОВА О.П.
В статье рассмотрена модель формирования и развития профессиональных компетенций студентов вуза как педагогическая система, где взаимосвязанные структурные компоненты объединены единой образовательной целью развития личности и функционируют в целостном педагогическом процессе.
In article the model of formation and development professional компетенций students of high school as pedagogical system where the interconnected structural components are united by the uniform educational purpose of development of the person is considered and function in complete pedagogical process.
Моделирование как метод теоретического осмысления проблемы широко распространен в педагогической науке. Это объясняется тем фактом, что с помощью модели легче понять характер зависимости между структурными элементами исследуемого феномена.
Образование, как предмет педагогики, - это педагогический процесс, который представляет собой движение от целей образования к его результатам. Сущностной характеристикой этого процесса является целостность как внутреннее единство всех его компонентов (В.А. Сластенин). С позиции системного подхода педагогический процесс представляет собой педагогическую систему, где процессы формирования, развития, воспитания и обучения составляют единое целое с формами, методами и условиями их протекания (И.П. Подласый) и где взаимосвязанные структурные компоненты объединены единой целью. На наш взгляд процесс формирования и развития универсальных компетенций студентов в процессе обучения иностранному языку будет результативным, если его смоделировать как педагогическую систему, где взаимосвязанные структурные компоненты объединены единой образовательной целью развития личности и функционируют в целостном педагогическом процессе.
На основе проведенного междисциплинарного анализа литературы по вопросу формирования и развития универсальных компетенций в разрабатываемой модели мы выделили следующие взаимосвязанные блоки: целевой, содержательный, проектировочно-
организационный, процессуально-деятельностный, результативный (рис.1). При этом каждый блок может рассматриваться как система, состоящая из определенных компонентов.
Системообразующим компонентом целостной системы формирования и развития универсальных компетенций является цель. Поскольку, не зная цели, нельзя понять сам образовательный процесс, на что направлено взаимодействие участников этого процесса (преподавателя и студента) и конечный результат этого процесса.
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК ЦЕЛЬ - формирование и развитие универсальных компетенций студентов вуза в процессе обучения иностранному языку
\ 1 2 3
компетенции компетенции компетенции
социального самоорганизации самостоятельной
взаимодеиствия и самоуправления познавательнои
деятельности
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ 1 - формирование и развитие: - умений ведения беседы; - умений ведения диалога; - умений применения речевого этикета 2 - формирование и развитие умений самостоятельной работы; - формирование умений ориентироваться в нестандартных ситуациях 3 - формирование и развитие: - умений обобщения и преобразования информации; - умений работы с научными текстами; - умений принимать решения
ХоШ £Й5ї Программа учебной дисциплины "Иностранный язык", включающая тематические разделы, содержание которых позволяет формировать универсальные компетенции.
УРОВЕНЬ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Тексты; аудиоматериал, система учебных проблемных задач-ситуаций, комплекс упражнений и заданий, которые позволяют формировать универсальные компетенции.
ПРОЕКТИРОВОЧНО- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК интерактивные МЕТОДЫ обучения СПОСОБЫ организации учебной деятельности /IX /IX дискуссионные игровые проектные фронтальный групповой индивидуа--групповая -деловые игры; льный дискуссия; -дидактические -анализ к/с игры;
ПРОЦЕССУАЛЬНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА - организация учебно-поисковой деятельности; - анализ информации; - создание проблемных ситуаций; - решение проблем; - создание атмосферы сотрудничества; - формирование критических суждений; - организация рефлексивной работы - принятие решений и их обоснование; - создание творческих проектов; - оказание взаимопомощи
1 г
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК КОМПОНЕНТЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ / 1 N 1 2 3 - умение общаться устно; - уверенность в себе; - умение находить и - умение сотрудничать; - способность работать анализировать информацию из - способность учитывать самостоятельно; различных источников; точки зрения и интересы - способность адаптироваться в - способность распознавать Другого изменяющихся обстоятельствах трудности и проблемы в знаниях и (мобильность) решать их
РЕЗУЛЬТАТ - положительная динамика формирования и развития универсальных компетенций
і
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Рис.1. Модель формирования и развития универсальных компетенций студентов вуза в
процессе обучения иностранному языку
Именно цель придает единую направленность любому процессу (образовательному, в том числе) и его компонентам, объединяет его компоненты.
Цель обучения отражает взаимосвязь требований государства и работодателей как заказчиков профессионального образования к востребованным качествам молодых специалистов, таких как профессионализм, способность проявлять активность в меняющихся условиях нового типа экономики (В.И. Байденко, В.В. Рябов, Ю.В. Фролов, В.Д. Шадриков), ориентированность на самообразование и творческую деятельность (Д.А. Махотин,
Ю.В. Фролов), жизнетворчество личности (В.И. Байденко). Анализ мнения как отечественных, так и зарубежных ученых (С. Шо, Б. Оскарссон, В.И. Байденко, И.А. Зимняя, Н.А. Селезнева, Ю.В. Фролов, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков, Д.А. Махотин, В.П. Колесов, материалы проекта TUNING) показал, что все эти качества охватываются понятием «универсальные компетенции», что, в нашем случае, определяет цели обучения, которая задает стратегию всего процесса.
Целью в разрабатываемой модели является формирование и развитие универсальных компетенций. Перечень универсальных компетенций, формируемых в рамках высшей школы, на федеральном уровне еще не утвержден. Поэтому в контексте нашего исследования для создания целевого блока разрабатываемой модели мы посчитали разумным определить состав универсальных компетенций, опираясь на:
- классификацию, рекомендованную для разработки проектов ФГОС ВПО (В.И. Байденко, Н.А. Селезнева), поскольку это проект федерального документа;
- классификацию, предложенную академиком И.А. Зимней, которая определила теоретические основания выделения групп ключевых компетенций;
- классификацию, предложенную Советом Европы, учитывая факт вхождения России в единое европейское образовательное пространство, зафиксированный Болонским соглашением;
- результаты проведенного нами опроса предпринимателей г. Пензы относительно требований рынка труда, предъявляемых к выпускникам высшей профессиональной школы (поскольку при всем многообразии подходов к определению компонентного перечня компетенций выпускников вузов, по мнению всех исследователей, проблема определения перечня и состава компетенций должна решаться совместными усилиями академических кругов и работодателей).
В результате сопоставительного анализа всех вышеуказанных классификаций, опроса мнения работодателей, выявленных особенностей учебной дисциплины «Иностранный язык» для формирования универсальных компетенций были определены следующие универсальные компетенции, которые, по нашему мнению, могут формироваться и развиваться в процессе обучения иностранному языку в высшей профессиональной школе; также был определен их компонентный состав:
1. Компетенции социального взаимодействия: умение общаться устно; умение
сотрудничать, способность учитывать точки зрения и интересы другого.
2. Компетенции самоорганизации и самоуправления: уверенность в себе; способность работать самостоятельно; способность адаптироваться в изменяющихся обстоятельствах (мобильность).
3. Компетенции самостоятельной познавательной деятельности: умение находить и анализировать информацию из различных источников, способность распознавать трудности и проблемы в знаниях и решать их.
Опираясь на концепцию содержания образования, мы включили в содержательный блок три уровня: уровень общего теоретического представления, уровень учебного предмета и уровень учебного материала.
В нашем исследовании, говоря о содержании образования на общем теоретическом уровне, мы считаем, что, с одной стороны, образование должно вооружать специалистов знанием вероятных трудностей и проблем и, с другой стороны, давать средства преодоления трудностей и решения проблем. Очевидно, что все эти положения соотносятся с формированием универсальных компетенций, деятельностной природой компетенции, поскольку компетенция - это способность человека решать задачи, которые ставит перед ним жизнь: ставить перед собой цель, определять задачи и пути их решения, искать и мобилизовывать необходи-
мые для этого ресурсы как внутренние, так и внешние, оценивать полученный результат. Поэтому формирование и развитие универсальных компетенций - это процесс усвоения студентами определенного социокультурного опыта, формирование и развитие определенных универсальных умений, которые необходимы как в профессии, так и в социальной жизни.
На уровне учебного предмета содержание образования воплощается в нормативных материалах - учебных программах, планах и т.п.
В контексте нашего исследования нам важно мнение академика И.А. Зимней о том, что «Иностранный язык» беспредметен. Это делает его полипредметным. То есть обучение иностранному языку может проходить на различных тематических линиях. Поэтому в программу учебной дисциплины «Иностранный язык» мы включили темы, способствующие формированию и развитию как раз тех личностных качеств, которые помогут выпускникам разрешать проблемы, возникающие в ситуациях познания, во взаимоотношениях с людьми, справляться с различными нестандартными социальными ситуациями, другими словами, тематические разделы, которые позволят формировать и развивать универсальные компетенции.
Когда речь идет об уровне учебного материала, мы говорим о том, что в ходе образовательного процесса студент решает познавательные задачи, объясняя явления и процессы, и, следовательно, с позиций дидактики учебный материал можно представить как целесообразную систему познавательных задач. Познавательные и коммуникативные задачи, совместные проекты активизируют сотрудничество и решают актуальные для студентов задачи общения, ориентированные на осуществление переноса приобретенных знаний и формируемых умений в различные ситуации общения. В ходе решения этих задач обучающиеся приобретают опыт, тем самым, формируя и развивая универсальные компетенции.
В качестве учебного материала на занятиях по иностранному языку в высшей школе, как правило, выступает текст. Чтобы учебный материал соответствовал цели формирования и развития универсальных компетенций, его следует отбирать с учетом следующих критериев: актуальности, социальной значимости, проблемности, практической направленности, соответствия уровню подготовленности обучающихся определенной группы.
Мы полагаем, что формирование и развитие универсальных компетенций в процессе обучения иностранному языку осуществляется на основе определенных методов и форм организации занятий по иностранному языку, выстроенных в определенной логике, наполненных соответствующим содержанием и осуществляемых с учетом возрастных особенностей студентов. Поэтому, разрабатывая проектировочно-организационный блок, мы включили в него такие элементы образовательного процесса, как методы обучения и способы организации учебной деятельности.
Поскольку в процессе формирования компетенций на первое место выходит личность обучающегося, точнее тот опыт, который она приобретает и усваивает, и личностные качества, формируемые и развиваемые в ходе приобретения этого опыта, то и способы освоения этого опыта должны быть личностно-ориентированными, которые позволяют студентам реализовать свои возможности. Разрабатывая нашу модель, мы включили в нее такие способы освоения содержания образования, которые обеспечивают субъектную позицию обучающихся в учебном процессе, позволяют им проявлять инициативу, осваивать способы познания, мышления, деятельности и взаимодействия, а, именно, интерактивные методы обучения.
Более того, интерактивные методы обучения наиболее соответствуют личностноориентированному подходу в обучении. Они предполагают сообучение, причем и студенты, и преподаватель являются субъектами учебного процесса. Преподаватель часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения (ролевая игра), лидера группы (проект), создателя условий для инициативы учащихся (анализ конкретных ситуаций, дискуссии). Кроме того,
интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии студентов со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого обучающегося (анализ конкретных ситуаций, ролевая игра, проект). Новое знание, умение формируются на основе и в связи с таким опытом. Часто задания не предполагают одного правильного ответа, и тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте учащегося. В процессе поиска решений формируются и развиваются такие умения, которые способствуют тому, что студенты учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать альтернативное мнение. Таким образом, на «интерактивном» уроке формируются качества, необходимые каждому человеку в реальной жизни, т.е. универсальные компетенции.
В предложенной модели важно систематическое и комплексное применение интерактивных методов обучения. Так как компоненты формируемых универсальных компетенций представляют собой умения, которые могут стать свойством личности, лишь совершенствуясь в процессе упражнений, т.е. своего рода повторений.
Что касается способов организации учебной деятельности, которые способствуют формированию универсальных компетенций, то различное сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы в рамках отдельных организационных форм создает вариативные возможности для формирования и развития универсальных компетенций студентов. Соотношение компонентов универсальных компетенций и способов организации учебной деятельности в процессе формирования и развития универсальных компетенций представлено в таблице 1.
Таблица 1
Способы организации учебной деятельности Компоненты универсальных компетенций
фронтальная уверенность в себе; мобильность; умение общаться
групповая умение сотрудничать; способность учитывать точки зрения и интересы других; работать в команде; умение вести переговоры; способность брать на себя ответственность
индивидуальная способность работать самостоятельно; способность распознавать трудности и проблемы в знаниях и решать их; умение находить и анализировать информацию из различных источников; способность в самообразовании
Говоря об образовательном процессе, важно помнить о единстве содержания и процесса, которыми характеризуется обучение с позиций дидактики, а именно то, что процесс обучения существует только в совместной деятельности учителя и ученика, т.е. реализуется в единстве преподавания и учения (В.В. Краевский). Поэтому при разработке процессуальнодеятельностного блока мы, руководствуясь принципами личностно-деятельностного подхода, включили в этот блок такие структурные элементы, как деятельность преподавателя и деятельность студента.
Компетентностный подход в образовании подразумевает развитие индивидуальности обучающегося. Другими словами, требуется заменить принципы «знание-центристской» педагогики на личностно-ориентированные, т.е. в центре внимания педагогов должно оказываться не знание как объект преподавания, а личность обучающегося как основного субъекта образовательного процесса.
Организация учебной развивающей среды предусматривает создание благоприятной эмоциональной обстановки, где определяющим становится субъект - субъектное взаимодействие участников образовательного процесса (преподавателя и студентов),
взаимодействие и сотрудничество студентов. Деятельность преподавателя подразумевает инициирование активности студентов, стимулирование индивидуального выбора и мотивации творчества. В этих условиях происходит изменение роли преподавателя: его внешняя (поведенческая) активность снижается. Преподаватель выступает в качестве организатора процесса обучения и консультанта, он ни в коем случае не должен замыкать учебный процесс на себе. Главными в процессе обучения становятся связи между студентами, их взаимодействие и сотрудничество. Результаты обучения достигаются взаимными усилиями участников процесса обучения. Обучающиеся принимают взаимную ответственность за результаты обучения, то есть принципы гуманизации образования получают реальное воплощение на занятии, что также отвечает специфике формирования и развития универсальных компетенций. Учебная развивающая среда подразумевает стимулирование активной, творческой продуктивной деятельности студентов, поощрение собственного мнения и индивидуального выбора, обеспечение развития критичности мышления, активизация сотрудничества и обмена мнениями, оказание преподавателем помощи студентам в самоуправлении самостоятельной деятельностью.
Таблица 2
Формируемые универсальные компетенции Диагностические методики
Компетенции социального взаимодействия: умение общаться устно; умение сотрудничать; способность учитывать точки зрения и интересы Другого включенное наблюдение; анкетирование; методика оценки способов реагирования в конфликте; включенное наблюдение; методика изучения самооценки личности; тест «Восприятие индивидом группы»; методика оценки способов реагирования в конфликте; тест «Восприятие индивидом группы»; методика оценки способов реагирования в конфликте; тест-опросник способности к эмпатии
Компетенции самоорганизации и самоуправления: уверенность в себе; способность работать самостоятельно; способность адаптироваться в изменяющихся обстоятельствах (мобильность) методика изучения самооценки личности; включенное наблюдение; включенное наблюдение; методика изучения самооценки личности; методика изучения самооценки личности; методика оценки способов выхода из трудных жизненных ситуаций
Компетенции самостоятельной познавательной деятельности: умение находить и анализировать информацию из различных источников; способность распознавать трудности и проблемы в знаниях и решать их анкетирование; включенное наблюдение; методика оценки способов выхода из трудных жизненных ситуаций; анкетирование; включенное наблюдение; методика оценки способов выхода из трудных жизненных ситуаций
Проектируя результативный блок модели формирования и развития универсальных компетенций студентов вуза в процессе обучения иностранному языку и опираясь на системный подход, мы учитывали взаимосвязь цели и результата любого процесса. В результативном блоке представлен конечный результат проектируемого нами процесса - положительная динамика формирования и развития универсальных компетенций.
Для проведения диагностики отобранных нами компетенций были подобраны методики, позволившие в дальнейшем проанализировать направление личностного развития студентов, оценить динамику формирования и развития универсальных компетенций. Диагностический инструментарий для формируемых универсальных компетенций представлен в таблице 2.
Таким образом, разработанная модель формирования и развития универсальных компетенций студентов вуза в процессе обучения иностранному языку предполагает:
- на уровне содержания:
1) формирование и развитие определенных умений;
2) включение в учебную программу тематических разделов, содержание которых способствует формированию универсальных компетенций;
3) применение системы проблемных задач-ситуаций и коммуникативных заданий, которые позволяют формировать универсальные компетенции;
- на уровне способов освоения содержания образования: комплексное и систематическое использование интерактивных методов обучения;
- на уровне процесса обучения: организацию учебной развивающей среды.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, интерактивные методы обучения.
Keywords: the competence, competence, interactive methods of training.