Научная статья на тему 'Педагогические условия обеспечения формирования профессиональных компетенций будущих специалистов рекламы в вузе культуры и искусств'

Педагогические условия обеспечения формирования профессиональных компетенций будущих специалистов рекламы в вузе культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCY / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PEDAGOGICAL PROVISION(S) / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / LEARNING PROCESS / EDUCATIONAL PROCESS / СПЕЦИАЛИСТ РЕКЛАМЫ / ADVERTISING SPECIALIST / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVE WORK / CREATIVE ACTIVITY.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пожарский Андрей Андреевич

В данной статье речь идет об основных условиях и способах развития профессиональных компетенций студентов специальности «реклама», рассматриваются компоненты и условия качественного педагогического обеспечения учебного процесса, необходимого для формирования профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article talks of the main conditions and ways of developing professional competence of students mastering the Advertising specialty. The article looks into the components and conditions of a qualitative pedagogical provision of the educational process, the necessity for developing of professional competency.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия обеспечения формирования профессиональных компетенций будущих специалистов рекламы в вузе культуры и искусств»

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ май-июнь 3 (35) 2010 г.

2) информационно-творческий критерий (владение способами систематизации и преобразования информации; умение работать с представленным материалом по проблеме; способность к продуктивному выходу из проблемной ситуации и др.);

3) когнитивно-познавательный критерий (способность критически анализировать информацию; способность обобщать и конкретизировать идеи, предоставлять свернутую и развернутую информацию, осознавать и систематизировать данные и пр.);

4) социально значимый критерий (рефлексия и мобильность).

На наш взгляд, соответствие письменных работ студентов данным критериям является показателем степени сформированности культуры письменного речевого общения обучаемых, а свойства письменного сообщения можно считать качественными критериями определения уровня владения письменной речью.

Примечания

1. Федеральный закон «Об образовании» [Электронный ресурс] // О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. - Приказ № 393 от 11.02.2002.

2. Василевски М. Дидактико-методическая система предметного обучения студентов в вузе / М. Василевски // Межкультурная коммуникация: теория и практика: [сборник статей VII международной научно-практической конференции «Лингвистические и культурологические традиции образования»]. - Томск: ТПУ, 2008. - Часть I. - С. 69-77.

3. Егурнова А. А. Обучение письменной речи на английском языке: учебное пособие / А. А. Егурнова, Г. Т. Шарлаимова. - Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2009. - 115 с.

А. А. Пожарский

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ РЕКЛАМЫ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

В данной статье речь идет об основных условиях и способах развития профессиональных компетенций студентов специальности «реклама», рассматриваются компоненты и условия качественного педагогического обеспечения учебного процесса, необходимого для формирования профессиональных компетенций. Ключевые слова: образование в сфере культуры, профессиональные компетенции, педагогические условия, педагогическое обеспечение, учебный процесс, специалист рекламы, творческая деятельность.

The article talks of the main conditions and ways of developing professional competence of students mastering the "Advertising" specialty. The article looks into the components and conditions of a qualitative pedagogical provision of the educational process, the necessity for developing of professional competency. Keywords: liberal education, professional competency, pedagogical conditions, pedagogical provision(s), learning process / educational process, advertising specialist, creative work / creative activity.

Необходимость применения компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании России обусловливается ускоряющимися процессами интеграции в мировое образовательное пространство. Модернизация образовательного процесса в вузе на компетентностной основе является ответом на изменения, которые мы наблюдаем в сферах материального и духовного производства, на рынках труда, в профессиональных структурах, области социальных коммуникаций и т.д. Анализ трудов известных ученых, исследователей компетентностного подхода

в профессиональном образовании В. А. Болотова, В. В. Серикова, Ю. Г. Татур, Б. Л. Вульфсон, Н. Д. Никандрова, Н. А. Селезневой и др., а также опыта использования компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании позволил определить основные условия и способы развития у студентов компетенций:

1. Профессиональная компетентность - это многоструктурное, интегрированное свойство личности, которое не может полноценно формироваться в узкой специально-профессиональной подготовке. Необходимо реализовывать содержательно-технологическую интеграцию социально-гуманитарной, общепрофессиональной и специально-предметной подготовки студентов, при которой: а) анализ изучаемых явлений и процессов, осмысление осваиваемых ценностей осуществляется студентами как средство их самоопределения и самосовершенствования; б) активные, диалоговые, исследовательские методы обучения выступают способами освоения студентами опыта рефлексивной, организаторско-коммуникативной, проектной деятельности, который и служит основанием для развития социально-профессиональной компетентности.

2. Компетенции не могут эффективно формироваться в традиционных лекцион-но-семинарских формах на основе «готовых» знаний, умений и навыков. Компетентность как интегрированное социально-дидактическое личностное качество развивается на основе самостоятельно приобретенного опыта решения разнообразных задач и ситуаций, имитирующих будущую профессиональную деятельность студентов с учетом ее социального контекста. В связи с этим самостоятельная работа студентов, организуемая в логике их будущей профессии, получает статус базовой составляющей учебно-воспитательного процесса.

3. Основными средствами организации и управления самостоятельной работой студентов выступают: информационные (с использованием компьютерных средств), проблемно-модульные технологии; активные, включая проектные, исследовательские формы обучения; рейтинговая система оценки знаний; формы текущего и итогового тестирования, в том числе на компьютерной основе.

4. Включение студентов во внеучебное время в творческую, социально значимую деятельность и организацию учебно-воспитательного процесса. Это обеспечит содержательно-технологическую согласованность педагогического обеспечения профессиональной подготовки студентов и более действенное их влияние на личностное и профессиональное развитие будущего выпускника.

5. Соответствие содержания производственной практики структуре формируемых профессиональных компетенций студентов; при этом эффективным средством построения адекватного содержания практики может выступать использование задач, имеющих межпредметный, профессиональный характер. Они дают возможность прогнозировать разные способы решения и получать соответствующие конечные результаты, способствуют развитию обобщенных умений, универсальных способностей, которые входят в состав разных ключевых компетенций.

Как показала теория и практика для формирования профессиональных компетенций необходимо качественное педагогическое обеспечение учебного процесса, под которым понимается совокупность следующих компонентов: содержательно-целевого, отражающего знания профессиональных явлений, закономерностей, понятий в области режиссуры рекламы, осваиваемых в учебной и внеучебной деятельности; технологического, представляющего средства, способы, виды самостоятельной профессиональной деятельности студентов, средства самовыражения и самореализации; контрольно-рефлексивного, отражающего субъект-субъектные взаимодействия и определяющего результаты творческой деятельности преподавателей и студентов через содержание профессионального образования, ориентиро-

/ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ май-июнь 3 (35) 2010 г.

ванного на самостоятельность и творчество студентов; личностно и творчески ориентированные технологии обучения; опосредованное управление самостоятельной творческой деятельностью студентов будущих режиссеров рекламы.

Педагогическое обеспечение развития профессиональных компетенций будущих режиссеров рекламы предполагает реализацию ряда условий.

На первое место нами выдвигается условие эффективности подготовки будущего специалиста рекламы, которое во многом определяется осознанием социального престижа и личностной значимости выбранной профессии. Учет и реализация данного условия в учебном процессе означает такую подготовку специалиста, которая предусматривает освоение достаточного объема теоретических знаний и практических умений, формирование необходимых предпосылок для их успешной профессиональной адаптации в новых или измененных условиях. «В таких образовательных процессах, - пишет Н. Б. Крылова, - акцент делается не на объяснение ученикам "знания", а на развитие их интересов и на этой базе на расширение индивидуально значимого знания» (4, с. 22).

Учение приобретает личностную значимость для каждого студента в силу того, что его смысл опирается на систему ценностей, идеалов. Не случайно известный специалист в области профессионального образования А. К. Маркова подчеркивает, что смысл учения — это сложное личностное образование, которое связано с комплексом профессиональных компетенций, включающим уровень сформированности объективной значимости учения, которое опирается на общественно выработанные нравственные ценности, принятые в социальном окружении и семье; понимание субъективной значимости учения для себя (5, с. 11).

Раскрываемое условие предъявляет свои требования к проектированию целей профессионального обучения, что, по сути дела, означает предвидение ожидаемых результатов, к которым должны стремиться преподаватели в совместной деятельности с обучающимися. Оптимальные результаты могут быть достигнуты в том случае, если существует единая ориентация на определенный результат, имеется в наличии взаимное принятие путей его достижения.

Другим не менее важным условием является совершенствование организации учебного процесса. Отношение к будущей специальности во многом определяется характером учебной работы, в которой, как полагают многие исследователи, должна определенным образом моделироваться будущая профессиональная деятельность. Создание предпосылок для видения перспектив будущей деятельности обусловливает специфические особенности организации и содержания профессионального обучения, к числу которых относится необходимость активизации познавательной деятельности обучаемых, содействующей развитию познавательных возможностей, стремлению обучающихся непрерывно пополнять и совершенствовать свои профессиональные знания, расширять свой кругозор.

Нам представляется интересным мнение А. А.Вербицкого и Н. А. Бакшаевой о том, что организация учебного процесса должна обеспечить переход учащегося из позиции студента в позицию специалиста, а затем «трансформацию учебной деятельности в профессиональную ... предполагает и смену предметов деятельности» (2, с. 79).

Как утверждает А. А. Вербицкий: «Для достижений целей формирования, точнее "выращивания" личности профессионала ... необходимо организовать такой образовательный процесс, который обеспечит переход, трансформацию одного типа деятельности (учебно-познавательной) в другой (профессиональный) с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий (поступков), средств, предмета и результатов» (2, с. 79).

Третьим условием является развитие профессиональных компетенций в сотрудничестве и взаимодействии студента и педагога, которые лежат в основе педагогического обеспечения этого процесса. По нашему мнению, в основе педагогического обеспечения лежит воздействие, направленное не на «отдельную личность, группу, коллектив», а на «ситуации, ценности, деятельность, общение, отношения, психологическую атмосферу», которые «осваиваются, интериоризуются субъектами учебного процесса в процессе выбора, исследования, преобразования» (О. С. Газман).

Педагогическое обеспечение системно представлено в виде модели, включающей ряд компонентов: педагогическое сопровождение, педагогическая поддержка, педагогическое взаимодействие, которые разделяются на теоретический, технологический и практико-ориентированный блоки, включающие лекционные и семинарские занятия, проверочные работы, демонстрации примеров, интерактивное обучение (метод дискуссии, метод «мозговой атаки», метод «круглого стола», метод «деловой игры»); практические занятия (освоение техническое базы, наработка основных навыков работы с аппаратурой); участие в конкурсах и фестивалях; работа над творческими проектами студентов и их практической реализацией.

Наиболее важным моментом при педагогическом обеспечении является поддержание стремления студентов к выполнению заданий самостоятельно, формирование культуры творческого проектирования, что предполагает качество анализа ситуации, целеполагания, планирования, организации, анализа результатов и корректирования деятельности. Такая работа поддерживается комплексом форм: проектными играми, защитой проектов, презентацией результатов, экспертизой и др.

Резюмируя вышеизложенное, следует подчеркнуть, что только созданное педагогом обеспечение образовательного процесса позволяет точно проектировать алгоритм достижения индивидуальных и групповых целей развития профессиональных компетенций студентов. Данный алгоритм включает: исследование проблемного поля и формулирование задач для деятельности; инвентаризацию имеющихся возможностей самореализации, самовыражения, саморазвития студентов; процессы осознания собственных или групповых целей - основы решений об участии в профессиональной деятельности; использование средств педагогической поддержки при достижении целей личностью или группой.

Примечания

1. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): метод. пособие / В. И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.

2. Вербицкий А. А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении / А. А. Вербицкий, Н. А. Бакшаева. - М., 2000.

3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

4. Крылова Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. - М.: Народное образование, 2000.

5. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983.

6. Татур Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: [материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия] / Ю. Г. Татур. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.