Научная статья на тему 'Пути повышения эффективности применения компетентностного подхода при подготовке бакалавров в сфере физической культуры и спорта'

Пути повышения эффективности применения компетентностного подхода при подготовке бакалавров в сфере физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / БАКАЛАВРИАТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлов П. В., Воронцов Н. Д., Князева Н. А.

В статье представлен теоретический анализ современных подходов к обеспечению высокой эффективности образовательных программ бакалавров в сфере физической культуры и спорта на основе применения компетентностного подхода. Определены требования и условия по формированию ключевых и вспомогательных компетенций в основных сферах учебной, спортивной, научной и воспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлов П. В., Воронцов Н. Д., Князева Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути повышения эффективности применения компетентностного подхода при подготовке бакалавров в сфере физической культуры и спорта»

УДК 378: 796.071.4

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

© 2014 П.В. Павлов1, Н.Д. Воронцов2, Н.А. Князева3

1канд. пед. наук, доцент каф. теории и методики физической культуры

e-mail: yyv orient@mail.ru

2

канд. пед. наук, заведующий каф. теории и методики физической культуры

3канд. пед. наук, доцент каф. теории и методики физической культуры

Курский государственный университет

В статье представлен теоретический анализ современных подходов к обеспечению высокой эффективности образовательных программ бакалавров в сфере физической культуры и спорта на основе применения компетентностного подхода. Определены требования и условия по формированию ключевых и вспомогательных компетенций в основных сферах учебной, спортивной, научной и воспитательной деятельности.

Ключевые слова: компетентностный подход, бакалавриат, профессиональное образование, физическая культура и спорт.

Объектом настоящего исследования является образовательная деятельность по подготовке бакалавров в сфере физической культуры и спорта.

Предмет исследования - влияние компетентностного подхода на содержание системы профессиональной подготовки бакалавров в сфере физической культуры и спорта, контроль качества образования, а также программно-содержательное обеспечение этого процесса.

Постановка проблемы. Многолетнее реформирование и совершенствование системы профессионального образования в рамках Болонского процесса пока еще не привело к существенному росту эффективности специального профессионального образования в сфере физической культуры. При этом современный переход с ЗУНовской парадигмы образования на компетентностную не носит, к сожалению, системный характер и не вполне учитывает требования, предъявляемые отраслью к сформированности компетенций, уровню развития личностных качеств, а также теоретической и практической подготовленности молодых специалистов.

Сегодня перед нами стоит проблема, которая сводится к вопросу, как повысить эффективность подготовки бакалавров в отрасли физической культуры. Для обеспечения успешности в профессиональной деятельности необходимо снабдить их максимально широким спектром профессиональных и общекультурных компетенций, добиться не только высокого профессионализма и уровня знаний, но и постоянного стремления к самообразованию и повышению полученной квалификации за счет заинтересованности в новых знаниях, исследовательской направленности личности и активного потребления образовательных услуг.

Пути решения проблемы. Абстрагируясь от оценок целесообразности вхождения отечественного образования в Болонский процесс, мы связываем решение поставленного вопроса с приведением содержания профессионального образования в соответствие с требованиями целевой практической деятельности. Одним из наиболее важных направлений совершенствования системы подготовки специалистов в

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

профессиональном образовании физкультурной и спортивной направленности нам кажется создание условий для устойчивой мотивации к образовательной деятельности.

Ввиду комплексного и многофакторного характера педагогического процесса, научный подход к его совершенствованию возможен только на основе системных теорий, наиболее применимой из которых, на наш взгляд, является теория деятельности Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна [Давыдов 1996].

Ключевым положением данной теории является положение о том, что только при наличии адекватной мотивации можно считать индивида включенным в рассматриваемую деятельность. Вытекающее отсюда положение теории деятельности гласит, что мотивация к конкретной деятельности является непременным условием максимального проявления всех способностей, творческой активности и

самореализации и имеющихся знаний, умений и навыков. Следовательно, только включенность студента в образовательную и профессиональную деятельность является непременным условием развития личности, формирования профессионально важных аспектов сознания и овладения будущей профессией.

Рассмотрение процесса подготовки бакалавров физкультурно-спортивной направленности с позиции теории деятельности в условиях перехода к компетентностному подходу позволяет выявить новые интересные моменты. Выясняется, что эффективность освоения профессиональной деятельности определяется не столько содержанием обучения и методикой проведения занятий и производственных практик, сколько наличием и устойчивостью у студента мотивации к предстоящей профессиональной деятельности.

Следовательно, методика и содержание учебного материала должны быть подчинены цели формирования и поддержания мотивации, иначе вместо специалиста мы подготовим «обладателя диплома», никак не заинтересованного в работе по специальности. Так, по мнению одного из наиболее авторитетных отечественных специалистов по вопросам мотивации в спорте Р.А. Пилояна, применение теории деятельности для анализа процесса обучения в вузе приводит к необходимости строить его на основе тщательного контроля за изменениями мотивации студентов [Пилоян 1996]. Основным выводом его анализа является тезис об обусловленности мотивации к профессиональной деятельности общественной оценкой важности данной специальности, выраженной в статусе профессии, а также в моральных и материальных стимулах к успешной деятельности.

Традиционно цели высшего профессионального образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. В обществе при возросшей межличностной конкуренции востребованы не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению во взрослую жизнь, способные практически решать самостоятельно встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы и активно искать квалифицированную помощь при решении данных проблем умением эффективно сотрудничать и творчески подходить к решению. Уровень готовности к жизни определяется не разнообразием и массой полученных ЗУНов, а уровнем развития тех дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия «компетенции» и «компетентности», что более соответствует пониманию целей высшего профессионального образования в современном обществе.

Отправной точкой для И. Берга в теоретическом обосновании компетентностного подхода было слишком разительное статистическое расхождение между успехами при получении специального образования и успешностью профессиональной карьеры [Berg 1973].

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1 (29)

Павлов П. В., Воронцов Н. Д., Князева Н. А. Пути повышения эффективности применения

компетентностного подхода при подготовке бакалавров в сфере физической культуры и спорта

Под компетенцией принято понимать способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. В профессиональной среде «компетенция» (от лат. competere — соответствовать, подходить) - это личностная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач.

Г.К. Селевко предлагает рассматривать общую компетентность человека, как комплекс, включающий знаниевые (когнитивные), деятельностные (поведенческие) и отношенческие (аффективные) компоненты [Селевко 1998]. Джон Равен в своем ставшем классикой исследовании выстроил модель общей компетентности, в виде матрицы из 143 элементов [Raven 1992], но такой объём делает её применение практически невозможным.

И.А. Зимняя делит компетентности на три основные группы:

- ключевые (обобщенно представленные основные компетентности, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме);

- профессиональные и учебные компетентности;

- социальные (характеризующие взаимодействие человека с обществом, социумом, другими людьми) [Зимняя 2003].

В рамках данного исследования для нас наиболее важно объединение в одну группу профессиональных и учебных компетентностей, которое можно трактовать как признание непрерывной сути профессионального образования.

Мы будем выделять компетенции применительно к отдельным аспектам деятельности студентов бакалавриата в сфере физической культуры и спорта. В соответствии с программой образовательную область обучения составляет междисциплинарный комплекс знаний из области анатомии, физиологии, биохимии, биомеханики, теории и методики спортивной тренировки, гигиены, педагогики, психологии, спортивной медицины, практических курсов по традиционным и новыми видам спорта, а также учебных и производственных практик. Рассматривая их в комплексе и по отдельности, можно оценить возможности влияния и условия максимально эффективного воздействия каждого из разделов подготовки на основные базовые компетенции.

Освоение теоретико-методических основ и практических навыков построения многолетней тренировки и управления тренировочным процессом направлено не только на изучение способов изменения уровня общей и специальной подготовленности (тренированности) по уже готовым схемам микро-, мезо- и макроциклов, но и знакомит с творческой работой современного тренера по созданию «планируемого двигательного будущего» [Попов, Ратов 1998] с использованием наиболее продвинутых технологий.

Предварительная подготовка материалов для курсовых и дипломных работ, научных статей в рамках студенческого научного общества (сканирование, графическая обработка, редактирование, оформление) требует не только усвоения новых теоретических знаний и освоения практических навыков, но и достаточного уровня волевых качеств, продолжительного серьезного отношения и умения поддержать мотивацию. Налицо все условия для формирования продуктивной, автономизационной и информационной компетенций [Селевко 2004]. Если в рассмотрении данного вопроса обратиться к взглядам Дж. Равена, то можно выделить управленческую компетенцию (managerial competence). По мнению авторов, её можно проследить не во взаимоотношениях между людьми, а в умении индивида распоряжаться тем, что он может в рамках того, что от него требуется [Raven, Stephenson 2001].

Освоение педагогических технологий, приемов и способов в рамках педагогических и производственных практик, учебных практик на занятиях

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

практического цикла также создает условия для формирования автономизационной компетенции, заставляя студента самостоятельно принимать решения, выбирая и реализовывая пути достижения поставленных целей. Кроме того, промежуточные результаты педагогического процесса доступны будущему специалисту «в режиме реального времени» и тоже оперативно требуют от него оперативной оценки и, при необходимости, адаптации применяемой стратегии и арсенала педагогических воздействий в зависимости от успешности своей деятельности. Не менее важной группой компетенций, которые формируются в данной деятельности, необходимо назвать компетенции интеграции, или способности структурировать полученные знания, умения и навыки, для того чтобы впоследствии использовать их в реальной спортивно-педагогической деятельности в условиях непредсказуемого изменения ситуации.

Формирование критического мышления в процессе получения высшего специального образования как компонента когнитивных компетенций наиболее целесообразно на материале специальных дисциплин и дисциплин естественнонаучного цикла, что связано с двойственным характером процессов физического воспитания и спортивной тренировки.

Процесс получения высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта связан с использованием разнообразных учебных материалов. Используются не только текстовые и графические учебные пособия на различных носителях (бумажном или электронном), карты и схемы, но и 3Б-муляжи или их цифровые аналоги (изучение анатомии, спортивной медицины, спортивных сооружений), реальные объекты (технические средства обучения, анатомические препараты, силовые тренажеры и тренажерные комплексы), что создает уникальные условия для совершенствования когнитивной компетенции. В профессиональном аспекте уже упоминавшиеся аналитическая и информационная компетенции удовлетворяют профессиональные требования в целом ряде профессиональных сфер, и прежде всего в сфере физической культуре и спорте.

Отдельным блоком необходимо выделить информационные компетенции -способность к созданию, поиску, систематизации и редактированию информации с помощью современных компьютерных и мультимедийных средств. По мнению В.П. Пойманова, данная задача в высшем профессиональном физкультурном образовании решается достаточно формально, в основном за счет приобретения компьютерной техники [Пойманов 2005]. Обращение к теории деятельности требует создания устойчивой мотивации для каждого специфического вида учебной и исследовательской работы.

Следующий пласт деятельности, неоценимый в деле формирования компетенций, - собственно тренировка в избранном виде спорта, который расширяет и углубляет профессиональные компетенции и формирует компетенций здоровьесбережения и самосовершенствования. В отечественной педагогике в последние годы эти компетенции относятся к числу ключевых для поддержания здорового образа жизни и успешности профессиональной карьеры [Володин 2012].

Особенности учебно-воспитательного процесса со студентами бакалавриата в сфере физической культуры и спорта требуют не только сформировать профессиональные компетенции, определяющие стремление к здоровому образу жизни на уровне, достаточном для успешного начала профессиональной карьеры, но создать прочный базис для дальнейшего самообразования и обучения на последующих ступенях системы непрерывного профессионального образования. Дополнительные факторы формирования данной группы компетенций у студентов-физкультурников -изучение и личный опыт применения средств восстановления, теория и практика

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1 (29)

Павлов П. В., Воронцов Н. Д., Князева Н. А. Пути повышения эффективности применения

компетентностного подхода при подготовке бакалавров в сфере физической культуры и спорта

организации правильного питания, основы первой медицинской помощи и самомассажа.

Участие в соревнованиях, сборах, тренировках и других спортивных и массовых мероприятиях позволяет формировать коммуникационные и социальные компетенции посредством присвоения различных социальных ролей, решения организационных и прочих вопросов, общения в разновозрастных группах и коллективах со сложной иерархией. Необходимость соблюдения правил соревнований, положений технического регламента, выполнения режима дня также будет способствовать формированию общих и специфических социальных компетенций [Павлов 2012].

Деятельностные компетенции с успехом могут развиваться непосредственно в учебном процессе, при прохождении учебных и производственных практик, в работе научных студенческих обществ. Дополнительными условиями для их развития могут служить деятельность по обеспечению быта и самостоятельного приготовления пищи в поездках на соревнования, оборудованию полевых лагерей на период проведения учебно-тренировочных сборов и соревнований. В комплексе с информационными и техническими компетенциями деятельностные компетенции могут развиваться во время участия в судействе соревнований и подготовке спортивно-массовых мероприятий, при прохождении педагогической и производственной практик.

Эмоциональные или «аффективные» компетенции как нельзя лучше могут быть сформированы с помощью специфической среды соревновательной борьбы, которая будет одновременно и побуждающим мотивом, и средством планируемого нами педагогического воздействия. В этом случае участие в спортивных соревнованиях по избранному виду спорта необходимо рассматривать как неотъемлемую часть профессиональной подготовки.

Наиболее предпочтительными можно считать условия формирования компетенций, обеспечивающих когнитивные процессы, автономную деятельность, управление эмоциональной сферой, самосовершенствование и здоровьесбережение. Пока еще недостаточный импульс к развитию получают коммуникационные, информационные и социальные компетенции, компетенции связанные с включением в политические процессы, а также лидерские или управленческие компетенции.

Подводя краткий итог проведенному анализу, необходимо еще раз подчеркнуть комплексный характер процесса обучения вообще и бакалаврского образования в сфере физической культуры и спорта в частности. Ключевым условием развития компетенций служит полноценное включение индивида в соответствующую деятельность, а следовательно, наличие адекватной мотивации к данному виду деятельности. Достижение максимальной эффективности в комплексном развитии вышеперечисленных компетенций невозможно как без учета предшествующего спортивного и социального опыта студентов, так и без достоверного измерения их текущего уровня мотивации к учебной и профессиональной деятельности. Но это потребует отдельного рассмотрения.

Библиографический список

Володин А.В. Технологическая модель персонализации физического воспитания в вузе // Теория и практика персонализации физического воспитания. 2012. № 1; URL: www.es.rae.ru/tppfv/64-90 (дата обращения: 30.11.2013).

Востриков В.А. Физкультурное образование как фактор становления личности и условие подготовки педагогических кадров в сфере физической культуры // Подготовка кадров для ХХ11 Олимпийских и Х1 Паралимпийских зимних игр: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч.-практической конф. / Министерство

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВПО Сочинский государственный университет. 2011. С. 84-89.

Давыдов В.В. Взаимосвязь идей научных школ Л.С. Выготского и Н.А. Бернштейна // Теория и практика физ. культуры. 1996. № 11. С. 10-14.

Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.

Павлов П.В. Роль систематических занятий спортом в формировании личности студента // Теория и практика персонализации физического воспитания. 2012. № 1. URL: www.es.rae.ru/tppfv/64-91 (дата обращения: 01.12.2013).

Пилоян Р.А. Деятельностный подход при подготовке специалистов в сфере физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1996. № 8. С. 5-9.

Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. М.: ФиС, 1984. 104 с.

Пойманов В.П. Многоуровневое физкультурное образование в контексте Болонского процесса = Multilevel Sports Education in the Context of Bologna Process // Теория и практика физ. культуры. 2005. № 7. С. 12-14.

Попов Г.И., Ратов И.П., Моченов В.П. Методологические подходы к разработке новых психофизических и психобиомеханических технологий // Теория и практика физической культуры. 1998. № 5. С. 24-26.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

Таболина О.В. Компетентностный подход в процессе формирования кадрового состава организаций // Современные научные исследования и инновации. Июнь 2011. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/06/792 (дата

обращения: 06.12.2013).

Фомин Ю.А. Обеспеченность физкультурно-спортивной сферы России кадрами // Теория и практика физической культуры. 1995, № 5-6. С. 11-25.

Чесноков А.В. Формирование профессиональных качеств педагога по физической культуре = Formation of Professional Qualities of Physical Culture Teacher // Теория и практика физ. культуры. 2001. № 10. С. 18-21.

Berg, I. (1971). Education and Jobs: The Great Training Robbery. London: Penguin

Books.

Raven, J. (1992). A model of competence, motivation, and behavior and a paradigm for assessment. In H. Berlak, F.M. Newmann, E. Adams, D.A. Archbald, T. Burgess, J. Raven and T.A. Romberg, Toward a New Science of Educational Testing and Assessment. Albany NY: SUNY Press.

Raven, J., Stephenson, J. (Eds.). (2001). Competence in the Learning Society (pp. 253-274). New York: Peter Lang.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1 (29)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.