УДК 378.14
А.Л. Дерябина, A.B. Стафеева
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ДОСУГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
В статье рассматривается проблема подготовки бакалавра по направлению «физкультурное образование» в сфере оздоровительных технологий и фитнесса. Представлено содержание дисциплины «Проектирование оздоровительно-досуговых технологий», которое направлено на формирование общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров для проектирования досуговых технологий в профессиональной и практической деятельности.
Ключевые слова: физкультурное образование, оздоровительные технологии, фитнесс, проектирование оздоровительно-досуговых технологий.
A.L. Deryabina, A.V. Stafeeva
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF BACHELORS OF THE DIRECTION «PHYSICAL EDUCATION» DURING THE PROCESS OF TEACHING THE DISCIPLINE «PROJECTION OF RECREATIONAL AND LEISURE TECHNOLOGIES»
The paper considers the problem of teaching Bachelors of the direction "physical education" in the field of recreational and fitness technologies. The content of the discipline "Projection of recreational and leisure technologies” has been presented, which is aimed at the formation of general cultural and professional competences oft Bachelors for projection of leisure technologies in professional and practical activity.
Keywords: physical education, recreational technologies, fitness, projection of recreational and leisure technologies.
Современные условия, когда происходит модернизация всей системы высшего профессионального образования, меняются старые образовательные парадигмы, внедряются новые инновационные технологии, диктуют новые требования к профессиональной подготовке кадров, в том числе и по физической культуре и спорту [1].
Современный уровень развития экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, требует достижения нового качества высшего образования. В связи с этим, а также в контексте Болонского процесса в последние годы в России происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Соответственно фиксируется
компетентностный подход в образовании [3; 5]. Переход к компетентностно-ориентированному образованию является адекватной реакцией системы образования на социальный заказ. Компетентностный подход в мировой образовательной практике выступает в качестве основного, поскольку на рынке труда востребованны сегодня не сами по себе знания, а способность продук-
тивно выполнять определенные функции, то есть профессиональные компетенции.
В настоящее время необходимость ориентации профессионального образования в области физической культуры и спорта на сферу фитнеса и оздоровительно-досуговых технологий уже не вызывает сомнений. Однако в содержании высшего профессионального образования по физической культуре и спорту еще не просматривается система профессиональной подготовки бакалавров и магистров и повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту для работы в сфере оздоровительнодосуговых технологий и фитнеса [4].
Между тем глубокие социально-
экономические изменения в России, бурное развитие фитнес-индустрии, постоянно растущая потребность в профессиональных кадрах в этой области обусловили большую востребованность специалистов для вовлечения различных возрастных групп в сферу оздоровительно-досуговых технологий, то есть в настоящее время имеет место расширение социального заказа на высокопрофессиональных, конкурентоспособных
специалистов для данного направления физкультурно-оздоровительной деятельности.
Однако вузы физической культуры в настоящее время не успевают удовлетворять потребности рынка труда в специалистах для оздоровительного фитнесса. Кроме того, выпускники как различных спортивных кафедр вузов физической культуры, так и факультетов физического воспитания педагогических институтов не всегда и не вполне удовлетворяют современным требованиям организации физкультурнооздоровительных услуг в фитнес-клубах и фитнес-центрах и не в достаточной мере владеют оздоровительно-досуговыми технологиями и поэтому требуют специального дополнительного профессионального обучения.
Сложившиеся в прошлом содержание и организационная структура системы высшего профессионального образования нацелены преимущественно на подготовку специалистов, результативность деятельности которых определяется готовностью добиваться у своих учеников наивысшего спортивного результата. Учебники по специализации преимущественно описывают вид спорта, его технологию, а в меньшей степени - методику обучения двигательному действию. Кафедры носят названия, подчеркивающие их спортивную направленность, в то время как факультеты и институты называются «физической культуры».
Авторы также подчеркивают, что будущую деятельность выпускника вуза физической культуры необходимо определять как педагогическую или оздоровительно-педагогическую [6]. Исходя из этого следует и определять уровень профессиональной подготовленности выпускников этих вузов, а также составлять модель специалиста или разработанную на основе моделей квалификационную характеристику специалиста по физической культуре. В подобной характеристике указываются: наименование
специальности, профиль деятельности, требования к уровню профессиональной подготовки, перечисляются знания и умения, которыми должен обладать выпускник вуза или факультета физкультурной направленности. При этом оценка подготовленности специалистов в области физической культуры, выпускников вуза физической культуры осуществляется с помощью педагогической компетентности, которая рассматривается как сложный симптомокомплекс свойств личности, аккумулирующий в себе педагогические знания, педагогические умения, практический опыт педагогической деятельности, позволяющий грамотно ориентироваться в профессионально-педагогической деятельности. В связи с этим процесс профессиональной под-
готовки выпускников вуза физической культуры еще далек от совершенства, а пути повышения качества подготовки кроются в совершенствовании всех уровней преподавания: и практических, и теоретических, и практикопедагогических, преимущественно связанных с расширением возможностей формирования профессионально-педагогических умений в процессе практической работы студентов.
Таким образом, в настоящее время в сфере высшего профессионального образования по физической культуре и спорту существует противоречие между современными требованиями, предъявляемыми к специалистам по физической культуре и спорту, планирующим связать свою профессиональную деятельность с оздоровительной отраслью, и уровнем сформированное™ у выпускников вузов физической культуры специальных профессиональных компетенций, необходимых для работы в сфере оздоровительнодосуговых технологий и фитнеса.
Важное значение в связи с этим приобретает внедрение в образовательный процесс вузов физической культуры образовательных программ профессионального образования, дающих возможность сформировать у будущих бакалавров и магистров специальные профессиональные компетенции в сфере оздоровительно-досуговых технологий, необходимые для осуществления конкретной деятельности уже в период получения ими высшего профессионального образования. Необходимость в этом вызвана и общими тенденциями реформирования высшего образования, в частности постоянной адаптацией образовательных программ к будущим потребностям общества [2].
Включение дисциплины «Проектирование оздоровительно-досуговых технологий» в учебные планы бакалавров по направлению подготовки 034300 Физическая культура и 050100 Педагогическое образование на факультете физической культуры в ЗабГГПУ обусловливает дефицит научно установленных, проверенных и обоснованных знаний о закономерностях и фактах, определяющих эффективность профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту в сфере оздоровительнодосуговых технологий и фитнеса. Разработка теоретико-методологических основ и содержательно-организационной модели их формирования на этапе вузовского обучения направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций для проектирования оздоровительно-досуговых технологий в профессиональной и практической деятельности.
Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению 050100 Педагогическое образование, профиль «Физкультурное образование» включает в себя образование, социальную сферу, культуру. Объектами профессиональной деятельности выпускника являются обучение, воспитание, развитие, просвещение; образовательные системы. Бакалавр по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование готовится к следующим видам профессиональной деятельности: педагогическая; культурно-просветительская. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей (ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (22.10.2009 г)).
Бакалавр данного направления должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
в области педагогической деятельности:
• изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;
• организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;
• организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;
• использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;
• осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
в области культурно-просветительской деятельности:
• изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
• организация культурного пространства;
• разработка и реализация культурнопросветительских программ для различных социальных групп;
• популяризация профессиональной области знаний общества.
В требованиях к результатам освоения основных образовательных программ бакалавров отмечено, что выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
• готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебновоспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);
• готовностью включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, специальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-
4);
• способностью разрабатывать культурнопросветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационных технологий (ПК-8).
Область профессиональной деятельности бакалавров направлению 034300 Физическая культура, профиль «Спортивная тренировка» включает в себя образование в сфере физической культуры, спорт, двигательную рекреацию и реабилитацию, пропаганду здорового образа жизни, сферу услуг, сферу управления, научноизыскательские работы, исполнительское мастерство (ФГОС ВПО по направлению подготовки 034300 Физическая культура (15.02.2010 г). Бакалавр по направлению подготовки 034300 Физическая культура готовится к следующим видам профессиональной деятельности: педагогическая, тренерская, рекреационная, организационно-управленческая, научно-
исследовательская, культурно-просветительская.
Выпускник должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:
педагогическая деятельность:
• способствовать социализации, формированию общей культуры личности обучающихся средствами физической культуры в процессе физкультурно-спортивных занятий, ее приобщению к общечеловеческим ценностям и здоровому образу жизни;
• решать педагогические задачи в рамках учреждений общего и профессионального образования, ориентированные на анализ научной и практической литературы и обобщение практи-
ки в области физической культуры и образования и др.;
тренерская деятельность:
• способствовать формированию личности обучающихся в процессе занятий избранным видом спорта, ее приобщению к общечеловеческим ценностям, здоровому образу жизни, моральным принципам честной спортивной конкуренции;
• подбирать адекватные поставленным задачам средства и методы тренировки, определять величину нагрузок, адекватную возможностям индивида с установкой на достижение спортивного результата;
• осуществлять планирование тренировочного процесса с установкой на достижение высоких спортивных результатов и др.;
рекреационная деятельность:
• привлекать население к рекреационной деятельности, направленной на здоровый образ жизни;
• реализовывать программы, режимы занятий по двигательной рекреации населения на региональном и местном уровне, в соответствии с потребностями населения;
• способствовать осознанному использованию средств физической культуры в целях восстановления и укрепления здоровья, приобщения к здоровому образу жизни и др.
Анализируя профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности бакалавров двух направлений, можно заключить, что объектами профессиональной деятельности являются лица, вовлеченные в деятельность в сфере физической культуры и спорта, и потенциальные потребители физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. В перечень профессиональных компетенций входят способности выпускников к реализации про-
грамм оздоровительных занятий для различных контингентов занимающихся с использованием коммуникативных и организаторских способностей.
Включение учебной дисциплины «Проектирование оздоровительно-досуговых технологий» в учебные планы бакалавров по направлению подготовки 034300 Физическая культура и 050100 Педагогическое образование направлено на формирование общекультурных и профессиональных компетенций для проектирования оздоровительно-досуговых технологий в профессиональной и практической деятельности.
Целями дисциплины являются:
Предметные:
• овладение основами знаний проектирования учебно-воспитательного процесса с использованием оздоровительно-досуговых технологий;
• овладение многообразием форм оздоровительно-досуговых технологий;
• формирование общекультурных и профессиональных компетенций в целях использования интегрированных знаний для проектирования оздоровительно-досуговых технологий.
Личностные:
• развитие способности к логическому, аналитическому, образному мышлению;
• формирование социальной значимости профессиональной деятельности;
• формирование готовности к саморазвитию;
• формирование комплекса компонентов, входящих в структуру профессиональной деятельности учителя.
Содержание разделов дисциплины отражено в таблице 1.
Таблица 1
Содержание разделов дисциплины «Проектирование оздоровительно-досуговых технологий»
Модуль Наименование раздела Содержание раздела
1. Формы построения занятий в физическом воспитании - общая характеристика форм построения занятий; - классификация занятий урочного типа; - структура и содержание занятий урочного типа; - общая характеристика занятий неурочного типа
2. Формы организации физического воспитания с учетом социальновозрастных и образовательностатусных особенностей населения - формы организации занятий физическими упражнениями с детьми раннего и дошкольного возраста; - формы организации физического воспитания детей младшего школьного возраста
- формы организации физического воспитания детей среднего школьного возраста;
- формы организации физического воспитания детей учащихся старших классов; - формы организации физического воспитания детей с ослабленным здоровьем; - формы физического воспитания в семье; - формы организации физического воспитания учащихся колледжей и ССУЗов; - формы организации физического воспитания студенческой молодежи; - формы организации физического воспитания населения в период трудовой деятельности
3. Процесс проектирования - проектная культура как феномен жизни современного общества; - классификация проектов; - целеполагание проекта; - планирование проекта; - выбор средств, форм, методов проекта
4. Классификация оздоровительнодосуговых технологий - фитнес-технологии; - группы здоровья; - физкультурно-спортивные клубы; - спортивные секции; - семинары, тренинги; - школьные соревнования; - спартакиады; - туристические походы, слеты; - праздники физической культуры; - массовые физкультурно-спортивные мероприятия
5. Проектирование фитнес-технологий - проектирование фитнес-технологий (фитнес-фестивали, фитнес-марафоны, фитнес-трофи); - проектирование спартакиады; - проектирование деятельности физкультурноспортивных клубов; - проектирование праздников физической культуры; - проектирование семинаров, тренингов, конференций; - проектирование физкультурно-оздоровительных мероприятий
Особое внимание при определении содержания программы «Проектирование оздоровительно-досуговых технологий» уделяется проектированию фитнес-технологий с различными категориями населения. Наибольшее распространение получили программы, основанные на использовании видов двигательной активности аэробной направленности, такие как аэробика К. Купера, оздоровительная ходьба, оздоровительный бег, фитнес-программы на кардиотренажерах, спинбайк-аэробика.
Также для освоения студентам предлагаются фитнес-программы, основанные на оздоровительных видах гимнастики. Проектирование фитнес-программ без предметов и приспособлений (высокой и низкой интенсивности, для беременных, танцевальные направления аэробики, аквааэробика, пилатес); проектирование программ с использованием предметов и приспособлений (с утяжелителями, гантелями, амортизаторами, степ, памп, фитбол и др.), а также
смешанного типа (аэробоксинг, каратэбика, фитнес-йога, силовые направления аэробики, функциональный тренинг).
Социально-ориентированными для современной молодежи являются фитнес-программы, основанные на видах двигательной активности силовой направленности, такие как популярные системы упражнений, слим-джим, бодистай-линг, бодиформинг, объединяющие элементы аэробики, калланетики, хореографии, бодибилдинга, целью которых является разностороннее воздействие на организм занимающихся, коррекция массы и улучшение формы тела (слим-джим, бодиформинг), овладение новыми элементами хореографии (бодистайлинг).
В перечень формируемых профессиональных компетенций бакалавров входят также способности выпускников к реализации программ оздоровительных занятий аквафитнесом с различным контингентом занимающихся, так как оздоровительное воздействие средств аквафит-
неса обусловлено активизацией важнейших функциональных систем организма, высокой энергетической стоимостью выполняемой работы, феноменом гравитационной разгрузки опорно-двигательного аппарата, наличием стойкого закаливающего эффекта, что, несомненно, актуально в период неуклонного снижения уровня здоровья населения России.
Таким образом, профессиональная деятельность бакалавра по профилю физическая культура заключается в достижении и сохранении должного (высокого) уровня физического состояния у представителей различных возрастных и социальных групп населения путем организации и проведения:
• комплексных мероприятий по формированию здорового образа жизни населения;
• внедрению физкультурно-оздоровительных технологий на предприятиях, по месту жительства и в зонах массового отдыха людей;
• разнообразных физкультурно-развлекательных праздников, соревнований, конкурсов, шоу с учетом национальных традиций России.
Бакалавр по рекреации и оздоровительной физической культуре должен быть подготовлен к работе:
• в разнообразных типах учебных и спортивных учреждений Министерства образования и науки и Министерства физической культуры и спорта России;
• в спортивных клубах, фитнес-центрах, коллективах физической культуры на производ-
стве, в государственных учреждениях, специальных учебных учреждениях разного типа;
• в домах культуры, дворцах молодежи, зонах массового отдыха населения;
• в санаториях, домах отдыха, пансионатах, на курортах, туристических оздоровительных базах, в детских оздоровительных лагерях;
• в ЖЭУ по месту жительства.
Литература
1. Анцыперов В.В. Формирование профессиональных компетенций у студентов вузов физической культуры // Успехи современного естествознания. -2010. - № 9. - С. 147-148.
2. Балашова В.Ф. Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре. - М.: Физическая культура, 2008. - 150 с.
3. Борисов П.П. Компетентностно-
деятельностный подход и модернизация содержания общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003. - №1. -С. 58-61.
4. Волков К. Д. Формирование у будущих специалистов по физической культуре и спорту специальных профессиональных компетенций для работы в оздоровительном фитнесе: дис. ... канд. пед. наук. -М., 2009. - 186 с.
5. Маматов Б.А., Цветкова В.Е. Компетентност-ный подход в профессиональной подготовке специалистов в вузе // Вестник МГОУ.- 2010. - №4. - С. 170-174.
6. Сиднева Л.В., Гониянц С. А. Оздоровительная аэробика и методика ее преподавания. - Троицк.: Тровант, 2000. - 73 с.
Дерябина Анна Львовна, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета физической культуры ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского, кафедра спортивных дисциплин. Забайкальский край, г. Чита, ул. Чкалова 33-62, 672039, 323097. E-mail: dervabina [email protected].
Deryabina Anna Lvovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of sports disciplines, Dean of the faculty of physical culture, N.G.Chernyshevsky ZabSHPU. Zabaikalsky territory, Chita, Chkalova str.,33-62, 672039, 323097.
Стафеева Анастасия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теоретических основ физического воспитания ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского. Забайкальский край, г. Чита, мкр. Северный 6-113, 672049, 323097. E-mail: Staffanastasiya@,yandex.m.
Stafeeva Anastasiya Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of department of theoretical fundamentals of physical education, N.G.Chernyshevsky ZabSHPU. Zabaikalsky territory, Chita, Severny microdistrict, 6-113, 672049, 323097.